— Что же делать, — спросил я, — если жена будет оставаться в своем пороке?    — Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.    — Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?    — Если не примет ее муж, он совершит грех великий, — он ответил мне. — Должно принимать грешницу, которая раскаивается, но не много раз. Ибо для рабов Божиих покаяние положено одно. Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене. Но прелюбодейство не только в осквернении плоти своей: прелюбодействует и тот, кто поступает подобно язычникам. Избегай общения с тем, кто совершает такие дела и не кается, иначе и ты будешь причастен греху его. Итак, заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими — как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние. Но я не даю повода к тому, чтобы так делалось:    пусть не грешит более тот, кто уже согрешил. Что касается прежних грехов его, то есть Бог, который может дать исцеление, ибо Он имеет власть над всем. II. И я опять просил его:    — Поскольку Господь удостоил меня того, чтобы ты всегда жил со мною, то дозволь сказать мне еще несколько слов, потому что я ничего не понимаю и сердце мое омрачено прежними делами моими. Вразуми меня, так как я совершенно ничего не смыслю.    И он в ответ сказал мне:    — Я приставник покаяния и всем кающимся даю разум. Или самое покаяние, ты думаешь, не есть великий разум? Грешник кающийся уразумел, что он согрешил пред Господом, он осудил всем сердцем содеянные им дела и, раскаявшись, более уже не делает зла, но вершит добро, и смиряет душу, и мучит ее за то, что согрешила. Итак, понимаешь, что покаяние есть великий разум?    — Потому-то, господин, я и расспрашиваю тебя подробно обо всем, что я грешник и желаю узнать, что мне делать, чтобы жить, ибо грехи мои многочисленны и разнообразны.    — Ты будешь жив, — сказал он, — если сохранишь мои заповеди и будешь поступать по ним; и всякий, кто только услышит и исполнит эти заповеди, будет жить с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Где же, из какого источника почерпают такую великую силу люди, подобные Елисавете? В Боге, в младенческой любви к Нему. Воистину, Боже наш, Господи Иисусе Христе, похвала силы их — Ты еси. У Бога милости много, но подается она только смиренным    В житии преподобного Антония Великого есть такое сказание: «Однажды два беса сговаривались между собой, как бы ввести в искушение великого подвижника. Один из них сказал другому: «Как ты думаешь, если бы кто-нибудь из нас задумал покаяться, то принял ли Бог от него покаяние, или нет?» Другой отвечал: «Кто же может знать о том, кроме старца Антония, который нас не боится! Хочешь, я пойду к нему и спрошу его об этом?» «Иди, иди, — сказал ему другой бес, — только смотри — будь осторожен; старец прозорлив, он поймет, что ты искушаешь его, и не захочет спросить о сем Бога; впрочем, иди, может быть, тебе и удастся получить желаемый ответ».    Бес принял на себя человеческий образ, пришел к старцу и начал перед ним горько плакать и рыдать. Богу угодно было утаить от святого старца притворство бесовское, и преподобный принял пришельца за простого человека и с участием спросил его: «О чем ты так плачешь, что и мое сердце сокрушаешь своими горькими слезами?» Бес отвечал: «Отец святой! я не человек, а просто бес — по множеству беззаконий моих!» Старец, думая, что пришелец по смирению называет себя бесом, сказал ему: «Чего ты от меня хочешь, брат мой?» «Об одном умоляю тебя, отче святый, — говорил бес, — помолись Богу, чтобы Он открыл тебе: примет ли Он покаяние от диавола, или отвергнет его? Если примет от него, то примет и от меня: ибо и я повинен в тех же грехах, в каких он». Старец сказал ему: «Приди завтра, я скажу тебе, что Господь мне откроет». Наступила ночь; старец воздел преподобные руки свои на небо и стал умолять Человеколюбца Бога, дабы открыл ему: примет ли Он покаяние диавола? И вот предстал ему Ангел Господень и сказал: «Так говорит Господь Бог наш: почто умоляешь ты за беса державу Мою? Он только искушает тебя...» Старец сказал Ангелу: «Почему же Господь Бог не открыл мне сей хитрости бесовской?» Ангел отвечал: «Не смущайся сим; тут было особенное намерение Божие, чтобы не предавались отчаянию грешники, много беззаконий соделавшие, а приносили покаяние пред Богом и знали, что Бог никого не отвергает, к Нему притекающего, если бы даже и сам сатана пришел к Нему с истинным раскаянием; притом Бог не открыл тебе бесовского лукавства еще и для того, чтобы обнаружилось демонское ожесточение и отчаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Как некогда великий авва Памво, будучи уже на смертном одре, произнес: «Теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему».    И только разогнав тьму греховную, разрешившись Христовой милостью от тяжести греха, ты (как слепой, у которого сняли с глаз катаракту) сможешь увидеть Его несказанный свет.    Святые апостолы перед тем, как увидеть свет Преображения Господня, взошли с Ним «на гору высокую», на вершину Фаворскую (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28). Как толкует блаженный Феофилакт, Христос «возводит их на высокую гору, дабы показать, что тот, кто не возвысится над земным, недостоин таких божественных созерцаний».    Твоя высота здесь, в этом мире, — вершина очищающего покаяния. Сюда мы должны взойти, до этих молитвенных высот возвыситься, «ибо мы должны молиться в уединении, с восхождением, не преклоняясь ни к чему земному».    И только с этих Фаворских высот покаяния созерцаемый, станет для нас явным «не чувственный и не умопостигаемый свет» будущего века.    Ищи же покаяния всецелого — хотя бы сегодня начни, читая Великий сей канон; ищи и возопи ко Христу с ветхим Адамом: Милостиве Щедрый, помилуй мя, падшаго.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.    Рече Господь Своим учеником: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин.10:11—15).    Посмотри вглубь себя, посмотри в глубины души своей и задумайся: ты, кому по выбору свыше доверено пасти Христовых овец, ты, недостойный, который, стоя у Престола Господня, получил в свои неловкие руки Всесвятейший Залог, о немже имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы сохранить его цел и невредимь до последняго своего издыхания, — достоин ли ты звания своего? Много ли овец, знающих голос твой? Положил ли ты воистину душу твою за то, чтобы «малое стадо» (Лк.12:32), вверенное твоему неусыпному попечению, сделалось тучным, богатым разумением и духовным опытом, способным к неуклонному прирастанию? И так ли уж неусыпно печешься ты о нем?    И не нужно вспоминать из святых отец, что монашеское дело и дело пастырское — не едино суть, поскольку-де «и благая глаголати, нижше есть молчания с рассуждением», а монахам-де «ни церквей попечение, ни проповедь Евангелия вручена есть, но своея точию души попечение», почему-де и многие отцы от священства усердно убегали, — ведь «не всякий даст ответ в том, что не наставлял других, но те, которым дано; им и должно до смерти страдать и полагать душу свою за стадо; о себе же самом каждый даст ответ», да и Лествичник-де в третьей степе?ни тожде глаголет...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Потому и советует тебе, душа моя, преподобный Андрей: «трезвися, молися на всякий час Богу». Трезвися, ибо трезвение твое дает тебе возможность через все завесы, которыми прикрывается враг, рассмотреть его истинное человеконенавистническое лицо. Молися на всякий час Богу, ибо только с Его всемощной помощью обретешь ты силы, так необходимые тебе, чтобы преуспеть в твоем противостоянии нападению искушений, и самая молитва твоя станет непобедимым оружием, от которого побежит всякий враг. И только Его неизреченная милость увенчает тебя, победителя, нетленным венцом, и Он в человеколюбии Своем пошлет и Ангелов, чтобы они служили тебе.     «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1 Кор. 9:24).     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние     «Глас вопиющего возгласил, проповедуя покаяние, Христов светильник — горлица пустыннолюбивая, святой Предтеча, — в то время как Ирод с Иродиадой беззаконновали. Смотри же, душа моя, чтобы не увязнуть и тебе в сети беззакония, но возлюби покаяние».     «Процвела, — поет Церковь, — яко крин пустыня» мира сего. Место бесплодное изготовилось к плодоношению. «Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» (Песн. 2:12). «Горлица пустыннолюбная», коей Господь даровал силу и знание о судьбах пустынного на праведность мира, возгласила свою призывную песнь, предсказанную пророком: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3).     «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  Слово в Неделю о мытаре и фарисее О покаянии Всенощное бдение 3 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня начинается служба Постной Триоди - Неделя о мытаре и фарисее. Первый раз мы услышим сегодня великопостное пение: " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " . И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " , должен быть нам особенно понятен. За воскресной всенощной мы услышим также слова, с которыми Господь направляет в мир Своих учеников, чтобы они научили все народы, " крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа " (Мф. 28, 19). Эти слова говорят о том, что всех людей нужно научить тайне покаяния, которая раскрывается в полноте только тогда, когда человек принимает крещение, когда он принимает от Бога этот дар новой жизни, и в его свете может оценивать, что с ним происходит. Мир не может, не хочет покаяться, потому что исполнен самооправдания - того, что абсолютно противоположно покаянию; он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытаются порою искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то " техникой " (буквально употребляя эти слова: " техника духовной жизни " ) они смогут достичь духовных высот. Но Святая Церковь молитвою о даровании нам покаяния и говорит, что покаяние - это дар Божий. " Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче " , - звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами не может прийти к Богу. " Никто не может придти ко Мне, - говорит Христос, - если не привлечет его Отец... " (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле говорит, обращаясь с молитвой ко Господу: " Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся... " (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения: тех, кто ищет лица Его. Он ко всем обращается: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные... " (Мф. 11, 28). " Приходящего ко Мне, - говорит Он, - не изгоню вон " (Ин. 6, 37), и " аще кто алчет, да грядет ко Мне " . Всех зовет Господь, и покаяние - это воля Божия о жизни каждого человека: воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние - это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога; которая знает страх Божий и ищет возвращения ко Господу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_5....

– Потому-то, господин, я и расспрашиваю тебя подробно обо всем, что я грешник и желаю узнать, что мне делать, чтобы жить, ибо грехи мои многочисленны и разнообразны. – Ты будешь жив, — сказал он, — если сохранишь мои заповеди и будешь поступать по ним; и всякий, кто только услышит и исполнит эти заповеди, будет жить с Богом. III. Я сказал ему: – Господин, я слышал от некоторых учителей, что нет иного покаяния, кроме того, когда сходим в воду [ 20 ] и получаем отпущение прежних грехов наших. – Справедливо ты слышал. Ибо получившему отпущение грехов не должно более грешить, но жить в чистоте. И " так как ты обо всем расспрашиваешь, объясню тебе это, не давая повода к заблуждению тем, которые собираются уверовать или только что уверовали в Господа. Они не имеют покаяния во грехах, но имеют отпущение прежних грехов своих. Тем же, которые призваны прежде, положил Господь покаяние, ибо Он сердцеведец, провидящий все, знал слабость людей и великое коварство дьявола, который будет сеять вред и злобу среди рабов Божиих. Поэтому милосердный Господь сжалился над своим созданием и положил покаяние, над которым и дана мне власть. Итак, я говорю тебе, после этого великого и святого призвания, если кто, будучи искушен дьяволом, согрешил, — пусть покается. Если же часто он будет грешить и творить покаяние, — не принесет ему покаяние пользы, ибо с трудом он будет жить с Богом. И я сказал: – Господин, я обновился, когда услышал об этом так обстоятельно. Ибо я знаю, что спасусь, если еще не присовокуплю ничего к грехам своим. – Спасешься, — ответил он, — ты н все, которые сделают то же. IV. U опять я попросил его: – Господин, так как ты терпеливо меня выслушиваешь, объясни мне еще вот что. Если муж или жена умрет и один из них вступит в брак — согрешает ли вступающий в брак? – Не согрешает, но если останется сам по себе, то приобретет себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие — и будешь жить с Богом. То, что я говорю и собираюсь сказать тебе после, соблюдай с этого самого дня, ибо ты поручен мне и живу в твоем доме. И прежним грехам твоим будет отпущение, если сохранишь мои заповеди; и все, кто сохранит их и будет ходить в чистоте, получит отпущение. Заповедь пятая О печали и терпении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Аман был третьим после царя и почитаем был во всем царстве. И каждый человек, который был у царских 79 ворот, увидев Ама­на, падал ниц и кланялся перед ним 80 . Мардохей же не вставал перед ним, и поэтому [Аман] решил отомстить сыновьям народа [Мардохея] и взыскать с них за [уничтожение] амаликитян 81 . Ведь Аман был родом из дома Агага, царя Амалика, которо­го [пленив] увел Саул и которого Самуил разрубил пред Госпо­дом 82 . А Мардохей происходил из дома Саула, (121) колена Вениаминова, сыновей Киса 83 . И так как Саул уничтожил амали­китян, то возжелал Аман отомстить Израилю 84 за народ свой, а Мардохею – за убийство Агага. Но не знал он, безумный, того, что было определено об Амалике: память о нем должна быть изглажена под небесами, ибо на­писано в святом Законе: Сказал Бог Моисею: Скажи Иисусу Навину, чтобы он выбрал себе мужей и сразился с амаликитянами 85 . Иисус вооружился и сразился с амаликитянами и победил их знамением креста – простиранием рук Моисея. И хотя были разбиты [все] те, кто вышли в бой, но сохранился от них оста­ток – те, кто находились в своих жилищах. Тогда сказал Господь Моисею: Напиши для памяти в книгу, и положи перед Иису­сом Навином, потому что Я совершенно изглажу память об амаликитянах под небесами 86 . И являл [Бог] долготерпение к амаликитянам: быть может, услышат они, что написано в святой книге Божией, где сказа­но: Я совершенно изглажу амаликитян 87 , – и обратятся к Не­му, а Он обернется к ним. И если бы они покаялись, то покаяние их было бы подобно покаянию ниневитян, (124) которые, когда возвестил [Иона] им разрушение, явили покаяние, и [Бог] отвел от них гнев. И подобно заключению союза с гаваонитянами, так что не погибли они вместе с хананеями 88 . И подобно тому, как дано покаяние Раав, приобретшей веру 89 . Так же и амаликитя­нам было бы дано покаяние, если б [только] они уверовали, пока [Бог] долготерпел к ним в течение четырехсот лет 90 . Но по прошествии того времени увидел [Бог], что они не пока­ялись, и, разгневавшись на них, вспомнил Он то, что вписал Мо­исей в святую книгу. Ибо когда воцарился Саул, то сказал Бог Самуилу: Скажи ему, что вспомнил Я о том, что сделал Амалик вам, когда вы вышли из Египта, как он напал на вас. Те­перь иди и порази грешного Амалика 91 . И пошел Саул и поразил амаликитян. А за то, что проявил Саул жалость к Амалику, ли­шился он своего царства, потому что оставил из них некоторых в живых 92 . Итак, Аман происходил из дома Агага, оставленного [в живых] Саулом. Происхождение же Мардохея было из дома Са­ула, поразившего подданных Агага.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Без Христа мы совершенно беспомощны в этой борьбе. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим ( Рим. 7:24-25 ). Покаянные труды есть усвоение плодов Христовой победы. Грехи различаются тяжестью и количеством, но не нам, грешникам, их измерять. Любые наши долги неоплатны. У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят ( Лк. 7:41 ). Но платить обоим было нечем, и прощать нужно было обоих. Условно говоря, один торговал наркотиками, а другой обвешивал на базаре, торгуя черешней. Но ни тому ни другому платить нечем. В милости нуждаются оба. Покаяние — всечеловеческое занятие. Входить ли в точное и подробное перечисление грехов? Классифицировать или анализировать их? Этот вопрос тревожит не одну христианскую совесть. Истинное покаяние чувствительно к тончайшим действиям греха, но чуждо мелочности. Вытирая пыль, мы не считаем пылинки. Математическая точность в перечислении грехов не равна покаянию. Покаяние — это, скорее, слезы без слов, чем много слов без слез. Блудница, омывшая ноги Христа слезами и вытершая волосами головы, услышала: «Прощаются тебе грехи твои», — хотя подробного исповедания она не принесла. У воцерковленного человека есть соблазн заменить борьбу с собой, искоренение гордыни и самолюбия на своеобразное «отцеживание комаров». Оставаясь тяжелым и вздорным, или ленивым, или склочным человеком, христианин, оставив первую любовь свою ( Отк. 2:4 ), то есть первую радость о Господе и первые слезы, заменяет христианскую жизнь на псевдохристианскую мелочность. Жить с ним рядом легче не становится, но сам себя он может мнить подвижником. Бог знает о нас всё. Если мы не до конца облысели, то, причесываясь, снимаем с расчески некую часть оставшихся на ней волос. Мы не считаем их и почли бы за глупость заниматься таким подсчетом. Но Бог посчитал то, что мы не посчитали, ибо у Него власы главы нашей изочтены (см. Мф. 10:30 ). То же касается и грехов. Вряд ли нужно знать о себе всё, что знает о нас Бог. Это невместимо и непереносимо. Мы идем на покаяние, движимые внутренней болью. Идем к Тому, Кто больше сердца нашего и знает всё ( 1Ин. 3:20 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Блудный сын (Путник). Иероним Босх. Нидерланды. 1510 г. В этой притче покаяние представлено как постепенный процесс, начинающийся с того, что блудный сын приходит в себя, вспоминает об отце и решает вернуться к нему. Далее от слов он переходит к действиям. Однако главный герой притчи – не сын, а отец, символизирующий Бога. Когда человек возвращается к Богу и приносит покаяние, Бог не осуждает его, но принимает с распростертыми объятиями. Притча показывает, что покаяние – это всегда встречное движение человека и Бога. Отец в притче не просто терпеливо ждет, пока сын приблизится к Нему: увидев его, он бежит ему навстречу. Из уст отца не слышно ни одного слова осуждения или упрека. Господь Иисус Христос говорит о Себе: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» ( Ин.12:47 ). Женщине, взятой в прелюбодеянии, Иисус сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?.. И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин.8:10–11 ). Когда фарисей ожидал, что Иисус осудит женщину-грешницу, помазавшую ноги Его драгоценным миром, Иисус вместо осуждения сказал ей: «Прощаются тебе грехи... Вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:48, 50 ). О тех, кто покаялся благодаря проповеди Иоанна Крестителя, Иисус говорил, обращаясь к фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» ( Мф.21:31–32 ). Возвращение блудного сына. Рембрандт Харменс ван Рейн. Эскиз Покаяться никогда не поздно Покаяться никогда не поздно, и даже самый закоренелый преступник может на излете жизни принести покаяние и получить прощение от Бога. Это показывает пример благоразумного разбойника, который, будучи распят вместе с Иисусом, осознал греховность своего прежнего образа жизни и обратился к Нему со словами: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» На это Иисус ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною В раю» ( Лк.23:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Бог говорит устами Иеремии: если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: " какое бремя от Господа? " , то скажи им: " какое бремя? Я покину вас, говорит Господь " (Иер.23:33). Бог угрожает, если изменяется и одно слово; а ты извращаешь всю правильность догматов, отвергая имя Отца, отрицая достоинство Сына, ниспровергая славу Святого Духа? Ужели ты можешь убежать от рук Бо­жиих? Тяжело и страшно извращать слово Бога живого, Господа Бога нашего. Бог гневается, если извращаются какие-либо Его слова; а когда извращаются догматы, ужели Он не негодует? Ужели ты мудрее Спасителя? Ужели ты точнее Евангелия? По­бойся Божия суда, побойся того страшного имени и оставь злобу, восприими покаяние, и вера твоя будет служить порукою за твое спасение, потому что покаяние доставляет спасение как тем, которые заражены ересью, так и тем, которые совер­шают вообще злые поступки.   6. Покаяние — корень благочестия. Покаемся же и своим по­каянием склоним Бога к тому, чтобы Он и положил конец войнам, и укротил варваров, и прекратил вражеские мятежи, и дал нам наслаждение всеми благами. Сильно умилостивляет Бога покаяние, если кто, искренно раскаиваясь, обращается к Нему. Укажу на пример: народ некогда согрешил, покаялся и пролил слезы; Бог говорит: слышу Ефрема плачущего: Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой (Иерем.31:18). И что говорить ему Бог? Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (ст. 20). Никто пусть не устрашает тебя: ни молва, ни тьма варварская, ни гу­стая туча; хотя бы неприятели были и безчисленны по своему множеству, наш Защитник крепче. Если при виде множества ты робеешь, то пророк Елисей говорит тебе: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними (4Цар.6:16). Там множе­ство варваров, а здесь отряд ангелов. За благочестивых людей сражаются: ангельское войско, сонм пророков, сила апостолов, предстательство мучеников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010