Но с другой стороны мы не можем не заметить, что, по свидетельству того же слова Божия, наше покаяние и вера как будто представляются иногда исключительно даром Божиим. Вот некоторые из этих последних свидетельств. Безмерно, учит Св. Апостол Павел, величие могущества Его (Бога) в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых ( Еф. 1:19–20 ). Т.е. мы, по учению Св. Апостола Павла, веруем не своими силами, но по действию державной силы Божией, той же всемогущей силы, которой Он воскресил Христа из мертвых. В другом месте тот же Апостол говорит: благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф. 2:8 ). Мало сего, самые степени веры, по учению Апостола, суть также дар Бога, Который Сам каждому уделяет меру веры: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил ( Рим. 12, 3 ). В смысле дара же Божия неоднократно говорится в Священном Писании и о покаянии. Выслушав рассказ Апостола Петра об обращении Корнилия сотника, верующие из иудеев славили Бога, говоря: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь ( Деян. 11:18 ). В Синедрионе, который упрекал Св. Апостолов за то, что они, вопреки его запрещению продолжали проповедовать о Распятом и Воскресшем, Апостолы между прочим сказали: Его (т.е. Иисуса) возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов ( Деян. 5:31 ): как отпущение грехов невозможно человеку дать самому себе, так и покаяние, очевидно, есть дар Божий, не зависящей от самого человека. Без всякого сомнения в слове Божием, как источнике одной святой истины, какого-либо противоречия быть не может; а потому и приведенные сейчас места не должны выражать той мысли, что самый акт покаяния и веры человека есть дар Божий, но они говорят что-нибудь другое. Что же означают приведенные сейчас свидетельства Священного Писания о том, что покаяние и вера человека суть дар Божий? Если благодать производит не саму веру и покаяние, то что же она именно производит в человеке, хотящим покаяться и веровать? Что именно в покаянии и вере нашей составляет дар благодати, независимый от нашей самодеятельности и что составляет нашу личную деятельность, наше собственное дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Плоды истинного покаяния велики Покаяние спасает нас от опаснейших пороков: гордости, высокомерия и отчаяния (архидиак. Аркадий. – 520). Изгоняя пороки, оно вносит в нашу душу мир, «дерзновение в деятельности», возвращает в Церковь и воссоединяет с ней – включает «в единство со Христом. А с Ним возвращаются и мир, и сила» (митр. Вениамин (Федченков) . – 306). «Покаяние образует праведников, угодных Богу» («Старческие советы». – 528). И чем более в духовной жизни человека растёт покаяние, «тем она начинает более стремиться к Богу» (митр. Вениамин (Федченков) . – 346). Перечисляя плоды покаяния, схиигум. Савва (Остапенко) говорит: «...это христианские добродетели и добрые дела. В Евангелии много пишется о плодах покаяния. Вот, например, апостол и евангелист Лука пишет: Сотворите же достойные плоды покаяния ( Лк. 3, 8 ), а потом поясняет: »...у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк. 3, 11 ). А вот ещё плоды духовные: ...облекитесь, как избранные Божии... в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение... любовь ( Кол. 3, 12, 14 ). Основной плод покаяния – любовь... Апостол Павел говорит: ...если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы ( 1Кор. 13, 3 )» (443–444). Иеросхимонах Симеон (Желнин) решительно заявляет, что ко спасению «нет иного пути, кроме покаяния» (97). Что спасло даже разбойника, распятого на кресте? Покаяние. «Помяни мя, Господи...», – воскликнул он и был помилован (митр. Вениамин (Федченков) . – 340). И не только грешники, но и святые прибегали к покаянию: Макарий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , Иоанн Дамаскин ... «Вон какие столпы, и то написали утренние и вечерние покаянные молитвы!» (митр. Вениамин (Федченков) . – 346). И сегодня спасаются люди покаянием. Если нет покаяния – значит нет прощения, нет исправления – человек погибает. Нет покаяния – нет и спасающихся. «Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу, неприметным образом заражаемся «мнением».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Скачать epub pdf Воскресное всенощное бдение Когда Господь воскрес и явился Своим ученикам, он «отверз им ум к уразумению Писаний». Священное Писание – это такая книга, которая является самой распространенной в мире, самыми большими тиражами выходит и выходила и переведена на самое большое количество языков. Но тем не менее эта книга для подавляющего большинства людей является закрытой, потому что люди просто не разумеют, что там написано. Мы часто, обращаясь к детям, говорим: ты меня слышишь? ты меня понимаешь? я тебе русским языком говорю. Это не значит, что человек нас не понимает. Это значит, что наши слова отскакивают от него как об стену горох. Для большинства людей эта книга закрытая, потому что она не проникает в сердце. И требуется, чтобы Господь отверз ум к разумению Писания, для того чтобы человек смог постепенно слово Божие в себя принимать. Расширяя свое сердце, начал понимать слово Божие по крупицам: сначала одно приемлет, потом другое, потом третье и начинает свою жизнь уже выправлять в соответствии с Писанием. Это исправление началось с апостолов. Господь «отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». Покаяние – это открытие двери сердца для слова Божия. Если покаяние есть у человека, если покаяние начинается, то для него открывается жизнь духовная. Чем глубже покаяние, тем больше. Покаяние – это значит изменение мыслей. Мы сейчас начали жить в эпоху плюрализма, когда на один и тот же предмет у разных людей разные точки зрения. Один говорит: я считаю так; а другой говорит: а мне кажется так. И получается, что истины как будто и нет, существуют просто разные точки зрения, более или менее правильные в данный момент. А на самом деле истина-то есть. Истина есть Христос. И вот покаяние отверзает ум к познанию Христа. И это зависит не от какого-то взгляда какого-то человека, а есть совершенно непреложная, незыблемая истина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2, 9). Но при всем том скорбь, печаль, горечь и страдания - эти неизбежные спутники греха - могут послужить нам на пользу. Они побуждают нас остановиться на краю гибельной пропасти, осознать, в каком бедственном состоянии мы находимся. Именно так случилось и с блудным сыном. Что есть покаяние, а что таковым не является Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. (Лк. 15,17-20) Отцы Церкви называют покаяние " вторым Крещением " , " обновлением Крещения " . Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию. Благодаря второму Крещению - покаянию - человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу. К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться. Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками. Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином. Само слово " покаяние " [ 1] означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем. Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы шли, ведет к погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то болоте, далеко от родного дома. Нам следует остановиться и сказать себе: " Куда мы идем? Это же безумие! У нашего Отца роскошный дворец, где все радует глаз, а мы сидим в трясине! " Мы должны найти в себе решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев. Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский [

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2361...

Цель жизни христианина, по словам преподобного Серафима Саровского , — «стяжание Святого Духа». Божественный Дар Святого Духа получен нами в залог, взращивая в себе этот дар, нам предстоит принести духовные плоды. Таинство Покаяния В таинстве Миропомазания человек получает богатые и разнообразные дары благодати. Но сила греховных навыков, козни диавола и зло мира всё-таки оказывают давление на новую его жизнь. И после крещения в душе христианина остается склонность ко греху, способная снова соделать его рабом греха и удалить от Бога. Поэтому необходимо такое средство, которое могло бы очищать человека от грехов и воссоединять его с Богом. Таким средством является таинство Покаяния. Покаяние — это Таинство, в котором христианину при раскаянии в своих грехах и исповедании их перед священником даруется через него от Бога прощение. Слово «покаяние» (греч. [it’TCtvoia, «метаниа») озЕтчает в буквальном смысле «перемена мыслей», «изменение ума». Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 2 Кор. 1:21–22 Вы имеете помазание от Святого и знаете все… Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Ин. 2:20, 27 Покаяние — результат внутренней работы христианина над собой. Это итог пересмотра всей жизни человека и объективная ее оценка с точки зрения Закона Божия. Покаяние — это осознание того, что прежние греховные поступки, слова и мысли несовместимы с высоким христианским званием и не достойны его. Осознавая свои грехи, человек всеми силами старается очиститься, измениться, обновиться, духовно преобразиться. Вообще, покаяние как подлинное изменение образа мышления ведет за собой изменение образа поведения. Оно требует немалого времени, поскольку осуществляется в несколько последовательных этапов, главнейшим из которых, но не единственным, является исповедание грехов перед священником. Покаяние начинается с раскаяния: человек осознает всю низость своего падения и отступления от Бога. Далее следует обращение человека к Богу для снискания прощения грехов и Божественной милости. Третий этап — исповедание грехов перед Богом и священником. После чего наступает очищение и обновление благодатью Божией ума и воли человека и укоренение в добродетели: человек приобретает твердость в неуклонном следовании по пути спасения, становится неподвластным соблазну искушений, ибо преодолел зависимость от совершенных ранее грехов.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Я уверен, что если Господь попустит, меня может постигнуть всякое зло, унижение, скорбь; и я уверен также, что если Господь не попустит, никто меня пальцем не тронет. «Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник» ( Пс.117:6–7 ). Буди воля Господня! Самочинность Иногда от неумеренного молитвенного самочинного правила, совершаемого без смирения, а с гордостью, без мысли о грехах своих и о покаянии в них, образуется в душе и сердце человека неправильное настроение, рождающее злые плоды, а не благие, и один из первых злых плодов – превозношение себя, любование своей молитвой: «я не таков, как прочие люди» ( Лк.18:11 ). Обиды Все слова: «незаслуженно», «несправедливо», «хочется доказать» – не христианские. «Блаженны вы, когда будут поносить вас» ( Мф.5:11 ), «суд Мой праведен» ( Ин.5:30 ). Следовательно, надо смириться и покориться, а за обидчиков помолиться, да сотворит Господь и с нами, и с ними по милости Своей. Зависть Зависть рождает ослепление, и даже в церковной великопостной стихире поется, что зависть «не ведает рассуждати полезное» (точно слов не помню). Рассеянная жизнь Великое душевное бедствие – рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении 4 : бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, – сказал Господь ( Мф.26:41 ). Покаяние У святых отцов есть указания, что покаяние открывает зрение на грехи, то есть человек начинает видеть в себе все новые и новые грехи, коих прежде не видел, и сами грехи начинают казаться все тяжелее и тяжелее. От этого святые плакали о своих грехах, когда уже стали святыми, чудотворцами; примеров сему много в житиях святых и писаниях их. Об этом предмете можно много говорить; об этом предмете написаны целые книги, ибо без покаяния нет спасения. Покаяние – начало духовной жизни; покаяние необходимо для приятия Евангелия; свойство покаяния открывает зрение грехов своих; покаяние возводит к духовным видениям. Покаяние требует отрешения от пристрастий и рассеянности. Мнимо-благодатное спокойствие есть самообольщение. Без покаяния и плача и внимательная жизнь не приносит плода благого. Необходимо внимать себе, необходимо болезнование сердца и сокрушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

10) Община христианская должна прощать или не прощать грехи ( 1Кор.5:1–13 ; 2Кор.2:5–10 ), а не священники. Нигде в Священном Писании нет свидетельства о том, будто община, а не пастыри Церкви, имела власть вязать или разрешать грехи. Приведенные сектантами места не дают никаких оснований к такому выводу. В указанном ( 1Кор.5:1–13 ) событии из жизни коринфских христиан видно, что сам апостол, как имеющий власть от Господа ( 2Кор.10:4, 8, 13:10 ), без ведома и согласия коринфян («вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать» – 5:2), решил бесповоротно отлучить тяжкого грешника от Церкви и повелел им привести его определение в исполнение, прервав с отлученным всякое общение. Когда же покаялся отлученный, то апостол просит коринфян восстановить с ним братское общение ( 2Кор.2:7–8 ). Так поступает апостол, желая испытать послушание коринфян: «чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» ( 2Кор.2:9 ). В 1 Послании к Тимофею ( 1Тим.1:20 ) тот же апостол пишет, что он, а не община, «предал сатане» Именея и Александра. 11) Покаяние для грешника бесполезно: Исав «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» ( Евр.12:17 ). У Исава было сожаление об утраченном первенстве, но это не есть покаяние. Слезы Исава не были показателем раскаяния, так как происходили от зависти, что и обнаружилось: «сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем: и я убью Иакова, брата моего» ( Быт.27:41 ). «Исав плакал», – объясняет блаженный Феодорит , – «не покаяние принося, но завидуя благополучию брата... Не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его” 238 ( Быт.27:41 ). 12) «Даром получили, даром давайте» ( Мф.10:8 ), а священники берут деньги за отпущение грехов. Священники получают деньги не за отпущение грехов, а за свой пастырский труд, «ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ; ср. 1Кор.9:13–14 ). 13) Покаяние пред первосвященником бесполезно, как бесполезно было для Иуды покаяние пред первосвященниками: «согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему, что нам до того? смотри сам» ( Мф.27:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1. Покаяние как вхождение в Церковь. Евангельская проповедь началась не чем иным, как призывом к покаянию. Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15), — это первое, что сказал Господь, выйдя на проповедь. До этого к покаянию призывал Иоанн Предтеча и даже крестил в покаяние, т. е. совершал акт омовения водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостольская, т. е. церковная, проповедь также началась с увещевания о покаянии. После сошествия на Апостолов Святого Духа в первой же своей проповеди ап. Петр сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2:38). Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян. 3:19). В Св. Писании покаяние полагается необходимым условием для обращения к Богу и для спасения. Господь говорит: если не покаетесь, все так же (т. е., по контексту, не будучи грешнее других) погибнете (Лк. 13:3). Покаяние радует Бога и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15:7). О чем здесь идет речь? Греческое слово «метанойя», которое стоит в оригинале во всех процитированных отрывках Нового Завета, означает буквально «передумать», а смысл этого понятия — «изменение сознания». Этим словом передается нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь подразумевается намеренное «обращение», в котором участвуют сердце, воля и сознание; это «изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения», причем подразумевается здесь аспект именно религиозный — обращение от греха и лжи к Богу, истине и добру. Покаяние в собственном смысле слова, мы видим, есть решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых началах. Такое покаяние предполагает определенное состояние души, — когда человек осознает и чувствует свою недостаточность без Бога, падшесть, опасность от греховного состояния, пленения себя грехом, «болезни» им — то, что свт. Феофан называет «крайней бедой без Бога»; вместе с тем — нежелание больше жить так, нужду во Враче, жажду исцеления души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

1Ин. 5:16 .  Аще кто узрит брата своего согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот, согрешающим не к смерти. Есть грех к смерти: не о том, глаголю, да молится. ( Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.) Поступает согласно Евангелию тот, кто хочет спасения каждого и работает над этим. Это есть желание Христово о каждом, и оно должно стать и нашим желанием. И это значит: мы не желаем никому пребывать во грехе и в чем-либо греховном, но желаем каждому находиться в добре и во всем богоугодном. Мы не желаем никому смерти и чего-либо смертоносного, но всегда желаем бессмертия и того, что ведет к нему. Мы не желаем никому быть с дьяволом и с чем-либо дьявольским, но желаем всякому быть со Христом и во всем Христовом. Люди, любящие грех, желают сами себе смерти. Если кто-либо безвозвратно полюбил грех, то такой уже мертв, он является самоубийцей. Если кто-либо хочет греха для другого, то хочет ему смерти. Поскольку «грех же содеян рождает смерть» ( Иак. 1:15 ). Существует два вида грехов: «грех не к смерти» и «грех к смерти». Грех не к смерти – это тот грех, в котором человек приносит покаяние. Каждый грех приводит душу к маленькой смерти. Покаянием человек изгоняет грех из себя, изгоняет смерть и воскрешает душу из мертвых. Покаяние не есть только второе крещение, но и первое воскресение, воскресение из мертвых. Покаяние уничтожает смерть души, приводя человека к вечной жизни. Так что, если человек совершил грех и приносит покаяние, то он восстает от мертвых, «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк. 15:32 ), Таким образом, каждый грех, ради которого человек принес покаяние, есть «грех не к смерти», потому что «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, – прости ему» ( Лк. 17:4 ). И грех к смерти – это каждый нераскаянный грех, и это значит, что каждый грех, в котором остается человек добровольно, благодарно и непреклонно, есть «грех к смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

7.3. Покаяние Для адвентистов покаяние — «чистосердечная печаль о грехе» . «Те, кто раскаивается, испытывают печаль и чувство вины… они сознаются в конкретных грехах. Через решительное усилие воли они полностью покоряются Спасителю и оставляют свои греховные поступки. Таким образом покаяние достигает своего апогея в обращении — повороте грешника к Богу» . — Из этого определения видно, что все представления о духовной жизни у данных сектантов насквозь пронизаны гуманизмом. Сам человек, усилием своей воли вызывает в себе покаянное чувство. И даже побуждением для этого является не призывающая благодать Святого Духа, а «сознание прощающей любви Христа» , возникающая в свою очередь «от размышления об непостижимой божественной любви» . По убеждению сектантов, «сердце наше умиляется и покоряется, когда мы чувствуем, то смерть Христа оправдывает нас и избавляет от вечной смерти» . Подобным образом рассуждают и иеговисты. Раскаяние для них — это «изменение своего склада ума и отклонение своего прежнего образа жизни как нежелательного» . Удивительно, что при всем пафосе отвержения спасения делами, которое мы рассматривали выше, получается, что самое первое в деле спасения — покаянный переворот, происходит не действием Божией, а собственным усилием человека, основанным на определенной информации. Перед нами налицо проявление классического пелагианства, основанного на представлении о несообщимости человеку божественных энергий. Но если мы обратимся к Библии, то там мы увидим совсем иную картину. В Священном Писании содержится два ряда изречений, говорящих о покаянии. К первому относятся слова, показывающие, что человек кается только потому, что его призывает Бог. Так еще до пришествия Господа прор. Иеремия молился: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач 5, 21). Сам Господь Иисус говорил, «что никто не может придти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего» (Ин. 6, 65). И следуя учению Своего Спасителя апостолы учили, что Иисуса «Бог возвысил десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5. 31). Но не только и евреям, но и язычникам «дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11, 18). К этому чудесному дару ведет благость Божия (Рим. 2, 4). И ап. Павел молиться о противниках, «не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сетей диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2, 25–26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010