иером. Арсений Содержание Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов     Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» 281).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Б. Церковное право как наука Часть первая. Источники Церковного права Отдел первый. Правообразовательные источники в церкви по их значению и употреблению Отдел второй. История источников Церковного права Глава I. История законодательства вселенской церкви с I по Х век Глава II. История источников права православной церкви с X века А. Развитие законодательства Константинопольской церкви с X по XV в. Б. История источников Церковного права в русской православной церкви Глава III. История источников права римско-католической и других христианских церквей церкви Б. Источники права евангелической церкви В. Источники права армяно-грегорианской церкви Часть вторая. О церковном устройстве Отдел первый. Устройство православной церкви Глава I. Личный состав православной церкви А. Способы вступления в члены православной церкви следующие Б. Различие членов церкви по правам и обязанностям I. Миряне II. Духовные лица Глава II. Об общественном устройстве и учреждениях церкви А. Первичные церковные общины II. Монастырь. III. Домовые церкви, IV. Характеристика строя приходской общины других поместных церквей. Б. Церковно-административные округа В. Епархия Отдел первый. История русской поместной церкви. Отдел второй. История Римско-католической церкви в пределах России А. Клирики Б. Римско-католическая иерархия В. Монашествующие Римско-Католической церкви Отдел третий. Устройство Евангелическо-Лютеранской церкви в России Отдел четвёртый. Устройство Армяно-Грегорианской церкви Часть третья. О церковно-правительственной власти I. Церковно-законодательная власть II. Законо-исполнительная власть церкви III. Церковно-судебная власть Часть четвёртая. О предметах церковного управления и имущества Отдел первый. Брачное право Отдел второй. Имущественное право церкви. Часть пятая. Учение об отношениях между церковью и государством Отдел первый. Очерк теорий и систем отношений между государством и церковью Глава I. О свободе религий в положительном смысле или о свободе вероисповеданий Глава II. О свободе религиозных убеждений или религиозной совести отдельных лиц Глава III. О свободе церкви, или об отношении государства к церкви и другим религиозным обществами Отдел второй. Исторический очерк отношений между государством и церковью Отдел третий. Отношения государства к церквям и вероисповеданиям по действующему русскому законодательству  

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Введение Глава первая. Ангел Иеговы ( Maleach Iehovah) Богословско-литературная история вопроса об Ангеле Иеговы; критический обзор главных направлений в решении вопроса о существе Его и установление оснований для положительного изложения библейских воззрений о предмете Обозрение библейских мест об Ангеле Иеговы. Отдел первый Явления Ангела Иеговы в период; патриархов: Авраама – Иакова Отдел второй. Библейское учение об Ангеле Иеговы в веке Моисея и после него. Глава вторая. Ветхозаветное библейское учение об ангелах (, maleachim) в собственном и тесном смысле. Отдел первый. Ветхозаветная ангелология допророческого периода Происхождение ангелов от Бога путем творения. Деятельность ангелов в первоначальной истории спасения людей (до синайскаго законодательства) Участие ангелов в даровании Синайскаго Закона О внешнем образе явления ангелов людям Отдел второй. Ангелология пророческого периода до времени Вавилонского плена Значение имени Божия Iehovah Zebaoth, самого в себе и в отношении к ангелологии пророческого периода а) Библейское учение об ангелах, как небесной церкви духов или сынов Божиих б) Библейское учение (в пророческий период времени до плена) об ангелах, как орудиях промышления Божия, о мире, частнее, о человеке и преимущественно в области теократии в) Воззрение пророческого периода на ангелов, как на спутников Бога в Его откровении миру Внешний образ ангелов. Отдел третий. Ангелология библейской письменности времени плена и послепленного. а) Ангелология книги пророка Иезекииля б) Ангелология книги пророка Даниила. в) Ангелология кн. пророка Захарии Символика ангелов в видениях пророков: Иезекииля, Даниила и Захарии. Представления об ангелах неканонических книг Ветхого Завета. Глава третья. Ветхозаветное библейское учение о херувимах и серафимах. Отдел первый. Учение Ветхого Завета о херувимах, а) библейские места о херувимах б) Какой был основной образ или внешний вид, в котором Ветхий Завет представлял херувимов? в) Вопрос о существе или природе херувимов Отдел второй. Ветхозаветно-библейское представление о серафимах а) Библейское свидетельство о серафимах б) Внешний образ серафимов в) Существо серафимов г) Символическое значение идеи серафимов Глава четвертая. Ветхозаветное библейское учение о злых ангелах или духах. Отдел первый. Ветхозаветное учение о диаволе и демонах в допророческий период Отдел второй. Учение о диаволе и демонах в период пророков Сатана в видении пр. Захарии Сатана 1-й кн. Паралипоменон Представления неканонических книг Ветхого Завета о сатане и демонах Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

С. Пособия на русском языке Введение I. Задача, метод и план предварительных сведений вообще и о книге пророка Захарии в частности II. Авторитет Св. Писания и Предания и свобода научного исследования Глава первая. Личность пророка I. Имя пророка II. Сведение о жизни и деятельности пророка, почерпаемые из Священного Писания III. Предания о пророке Захарии А В Глава вторая. Эпоха пророка Захарии I. Завоевание Кира, его преемники на персидском престоле II. Окончание плена Вавилонского и первые годы устроения на родине возвратившихся пленников, воссоздание храма А В С D III. Идеи, настроение и надежды, господствовавшие в иудейском обществе данного народа Глава третья. Анализ содержание книги пророка Захарии Часть первая книги пр. Захарии А. Разделение первой части В. Изложение содержание первой части Отдел I (1, 1–6) – вступительное пророческое увещание Отдел II (1, 7–6, 15). Откровение посредством видений и символического действия Видение первое (Зах. 1, 8–7). Всадник между миртами и кони различных цветов Видение второе (Зах. 2, 1–4=Син. 1, 18–21) – четырех рогов и четырех рабочих Видение третье (Зах. 2, 5–9=Син. 2, 1–5). Муж с землемерной вервью Призыв к возвращению из Вавилона и обетования, служащие разъяснением третьего видение (Зах. 2, 10–17=Син. стт. 6–13) Видение четвертое (Зах. 3). Оправдание великого иерея Видение пятое (гл. 4). Светильник и две маслины Слово Господа к Зоровавелю. (Зах. 4, 6b – 10а) Видение шестое (Зах. 5, 1–4). Летящий свиток Седьмое видение (Зах. 5, 5–11) – ефы Видение восьмое (Зах. 6, 1–8) – четырех колесниц Заключительное символическое действие (Зах. 6, 9–15). Венчание первосвященника Иисуса Отдел III (Зах. глл. 7 и 8). Наставления и обетования, данные по поводу вопроса о соблюдении постов а) (Зах. 7, 5–7) b) (Зах. 7, 8–14) с) (Зах. 8, 1–17) d) (Зах. 8, 18–23) Часть вторая книги пр. Захарии (глл. IX-XIV)) А. Разделение второй части В. Изложение содержание второй части Первое пророчество Отдел I (глл. 9–10) а) (Зах. 9, 1–10) b) (Зах. 9, 11–17) с) (Зах. глава 10) Отдел II (гл. 11) а) (Зах. 11, 1–3) b) (Зах. 11, 4–14) с) (Зах. 11, 15–17) Второе пророчество. Отдел I (Зах. 12–13, 6) Отдел II (Зах. 13, 7–14, 21)  

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

§ 12. История православной догматики Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога § 14. Содержание, качество и границы богопознания § 15. О существе Божием и Его свойствах § 16. Подразделение Божественных свойств § 17. Общие свойства Божия существа § 18. Божий ум Свойства Божия ума § 19. Божия воля Свойства Божией воли § 20. [Духовное] Божие чувство Свойства Божия чувства § 21. Единственность Божия существа Отдел второй. Учение о Святой Троице § 22. Догмат о Святой Троице § 23. Троичность Лиц в единосущном Боге. Учение Святого Откровения и Священного Предания § 24. Божество и единосущие Лиц Святой Троицы § 25. Личные свойства Божественных Лиц Пресвятой Троицы § 26. Антитринитарные ереси § 27. Filioque (краткая история) § 28. Критика римско-католического учения о Filioque Часть вторая. ОТНОШЕНИЕ БОГА К ТВАРИ Отдел первый. БОГ КАК ТВОРЕЦ МИРА Происхождение мира в целом § 30. Еретические учения о происхождении мира § 31. Происхождение духовного мира § 32. О бесах § 33. Ложные учения о в Ангелах и бесах § 34. Происхождение человеческого мира § 35. О первоначальном состоянии человека § 36. Первородный грех, его причины и последствия Примечание к параграфу о первородном грехе § 37. Сущность и значение прародительского греха § 38. Последствия первородного греха для прародителей § 39. Преемственность первородного греха § 40. Ложные учения о первородном грехе § 41. Обзор и критика римско-католического и протестантского учения о первородном грехе Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле § 43. Промышление Божие о человеке до грехопадения § 44. Божие промышление о человеке после грехопадения § 45. Отношение Божия Промысла к свободе разумных тварей и к злу к мире § 46. Еретические учения о Божием Промысле § 47. Предвечный Совет Божий о спасении людей § 48. Подготовка человеческого рода к спасению § 49. Подготовка человеческого рода от Адама до Авраама § 50. Подготовка избранного Божия народа § 51. Подготовка язычников к принятию Спасителя и спасения Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ ХРИСТОЛОГИЯ 1. Тайна Боговоплощения 2. О Лице (Личности) Господа Иисуса Христа 3. Образ ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 4. Последствия ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа 6. Обожение человеческого естества Господа Иисуса Христа 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку 8. Христологические ереси Отдел четвертый. О ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ, ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ, БОГОРОДИЦЕ Краткий обзор и критика римско-католического учения о непорочном зачатии Святой Девы Марии  

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  7 октября 2011 г. Главный редактор. Воспоминания очевидца (часть II) Окончание. Начало в ЖМП . Мультимедиа-82 Слово «мультимедиа» хотя и появилось в середине 60-х годов в англоязычной среде, в современном значении получило распространение лишь в 90-х годах. Владыка Питирим, однако, уже с начала 80-х под крышей Издательского отдела на Погодинской улице собрал все основные мультимедийные формы информации. Он называл их употребительным тогда на Западе словом «массмедиа». Фотографией он увлекался с детства, а на склоне лет даже шутил, что признан лучшим в мире фотографом среди епископов. Фотолаборатория и обширная фототека были перевезены из Новодевичьего, где они еще прежде были устроены в Лопухинских палатах. А в новом здании владыка изначально запланировал выставочный отдел. Хотя передвижные фотовыставки о церковной жизни до конца 80-х демонстрировались только за границей, выставочный отдел (руководитель — Сергей Рождественский, позже священник) собрал московских фотохудожников, обогащая фототеку их произведениями. Еще в Новодевичьем существовал отдел кино (руководитель — И.Д. Ульянова), снимавший в основном хронику и раз в несколько лет представлявший новые фильмы. На Погодинке начали создаваться ленты, посвященные церковным будням. В 80-х годах конференц-зал Издательского отдела был самым большим кинозалом Русской Церкви. Получили развитие слайдфильмы, сопровождаемые фонограммой. Был создан отдел видеофильмов, который возглавил молодой послушник Псково-Печерского монастыря, выпускник ВГИКа Георгий Шевкунов, ныне архимандрит Тихон. Аудиоблок был реализован также с размахом, создан нотный отдел, издававший церковные песнопения (им заведовал диакон, впоследствии протоиерей Николай Парусников; †2004). Хор при Издательском отделе под управлением Ариадны Рыбаковой «озвучивал» сложные полифонические произведения русских композиторов, а «экспериментальный» хор Анатолия Гринденко осваивал средневековое знаменное и путевое пение. Обширная фонотека непрерывно пополнялась благодаря собственной студии звукозаписи, при которой имелась даже лаборатория по реставрации старых фонограмм.

http://e-vestnik.ru/church/glavnyy_redak...

Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римско-католической церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. Содержание Предисловие Вместо введения Отдел первый. Первые шаги Римского католицизма, на материке Северной Америки Отдел второй. Борьба Римского католицизма за свободу существования и значение добытых им результатов для его дальнейшего развития Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма Отдел четвертый. Материальная и нравственная сила Римского католицизма Отдел пятый. Столкновение Римского католицизма с государством в области народного образования Заключение     Предисловие Необычайные успехи Римского католицизма на почве американского материка несомненно составляют один из замечательнейших церковно-исторических явлений новейшего времени. За одно столетие он успел из ничтожества подняться почти до первенствующего положения среди вероисповеданий Соединенных Штатов. Факт этот тем более замечателен, что имел место в стране, которая первая осуществила принцип юридического отделения церкви от государства и своим общественно-государственным строем представляет тип демократической республики, по-видимому, несовместимый с типом латинизированного христианства. Уяснение причин и процесса быстрого роста римско-католической церкви в великой американской республике составляет предмет настоящего сочинения. Если бы это исследование кроме того обнаружило некоторые черты, определяющие общее религиозное состояние американского народа, уяснение которого столь необходимо для Православной Церкви в её святой миссии, недавно начатой на том же материке, то цель свою автор считал бы вполне достигнутою. Нью-Йорк. 29 мая (10 июня) 1881 года. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин. 10:16 ). Жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Мф. 11:37–38 ). Вместо введения I. Религиозное состояние американского народа. Протестантизм и его несоответствие с народным характером. Искание единой истинной церкви. Притязания на роль единой истинной церкви для американского народа со стороны трех главных наличных вероисповедальных форм – методизма, епископализма и Римского католицизма, и их несостоятельность. – II. Епископальная церковь и её положение в американском народе. Сознание ею неустойчивости своих начал и искание прочной опоры. Ритуализм и его значение. «Банкротство протестантизма». Проповеди д-ра Юера и искание «кафоличности». Местонахождение истинной кафоличности и тяготение епископализма к Православному Востоку. – III. Попытки епископальной церкви войти в общение с Православным Востоком. Вопрос о единении церквей на её генеральных конвенциях 1868, 1871 и 1874 годов. Значение этих попыток и тревога в лагере Римского католицизма. Заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Митрополит Волоколамский Иларион: «Интервью изданию Orthodoxie.com» 28.02.2022 15:15:17 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион дал интервью франкоязычному изданию Orthodoxie.com . — Вы с 2009 года являетесь председателем Отдела внешних церковных связей. Данный Отдел — особый орган внутри Московского Патриархата. Можете ли Вы рассказать, когда и почему был создан Отдел?Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата был создан в 1946 году, когда Русская Православная Церковь только начинала восставать из пепла, как птица феникс, после двух с лишним десятилетий жесточайших гонений. Во время гонений 1920-1930-х годов от Русской Православной Церкви почти ничего не осталось: почти все храмы оказались либо разрушены, либо перестроены, почти все священники были физически уничтожены, расстреляны. Из более ста епископов, которые имелись в нашей Церкви до революции, перед началом войны на свободе оставалось только четыре действующих архиерея — и это на всю Русскую Православную Церковь! Во время войны ситуация изменилась, потому что Церковь заняла патриотическую позицию. Государство это оценило, и гонения были временно не то что прекращены, но ослаблены. В 1946 году, когда вся страна восстанавливалась после войны, Церковь решила восстановить свои связи, прежде всего, с Русским Зарубежьем — теми православными христианами, которые на протяжении долгих лет были оторваны от Московского Патриархата. Ради этих целей, а также дабы возобновить диалог с иными христианскими конфессиями, который был начат еще в дореволюционное время, и был создан Отдел внешних церковных сношений (с 2000 года — Отдел внешних церковных связей). Поначалу в нем было всего несколько человек: один митрополит, одна секретарша. Постепенно штат Отдела увеличивался. Сейчас, спустя 75 лет, у нас работает около ста человек, если говорить о полном штате сотрудников, включая водителей, уборщиц, технический персонал. Если же иметь в виду тех сотрудников, которые работают по конкретным темам — по взаимодействию с Православными Церквами, с Католической Церковью и иными христианскими конфессиями, с другими религиями, то это примерно сорок человек. Есть такой анекдот: Папу Иоанна Павла II спросили, сколько в Ватикане работает людей. Он ответил: «Примерно половина». Так вот, в нашем Отделе внешних церковных связей примерно половина сотрудников — это те, которые непосредственно работают по конкретным тематическим направлениям.

http://radonezh.ru/2022/02/28/mitropolit...

Митрополит Иларион: Господь сподобил нас жить в благословенное время Пять лет назад Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата возглавил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Мы попросили владыку рассказать об Отделе и приоритетных направлениях его работы, а также о том, что изменилось за эти 5 лет. 4 апреля, 2014 Пять лет назад Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата возглавил митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Мы попросили владыку рассказать об Отделе и приоритетных направлениях его работы, а также о том, что изменилось за эти 5 лет. – Владыка, расскажите в общих чертах, чем занимается ваш Отдел?Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата является старейшим синодальным учреждением Русской Церкви. Он был создан в 1946 году после окончания Великой Отечественной войны. Это было время, когда вся страна вставала из руин, а вместе с ней вставала из руин и наша Церковь. Исторически сложилось так, что приоритетным направлением работы Отдела является развитие отношений Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами. Отдел также осуществляет связи с инославными церквами и христианскими объединениями, иными религиозными общинами, правительственными, парламентскими и общественными институтами за рубежом, международными организациями, а также с соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье. В обязанности Отдела внешних церковных связей входит информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о международных событиях, подготовка проектов общецерковных документов и решений, затрагивающих сферу межправославных, межхристианских, межрелигиозных и международных отношений, а также другие вопросы, находящиеся в компетенции Отдела. Важное место в сегодняшней работе Отдела занимают острые темы, среди которых главная – гонения на христиан в различных регионах мира, и, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сегодня на Ближнем Востоке происходит массовое, систематическое и целенаправленное уничтожение христианского населения. В Сирии уже более двух лет идет кровопролитная война. Недавно произошел очередной акт зверского истребления христиан в городе Кесаб, где в 1915 году армяне пали жертвой геноцида. Сегодня при потворстве западных держав, которые вооружают так называемую сирийскую оппозицию, во многих городах и весях Сирии происходит геноцид христианского населения.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gos...

Содержание Обзор литературы предмета Введение Часть первая. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Отдел первый. История направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Глава I. Характеристика направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского Глава II. Борьба между направлениями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского до эпохи митрополита Даниила Отдел второй. Жизнь и деятельность митрополита Даниила Глава I. Даниил в сане игумена Волоколамского монастыря Глава II. Даниил в сане митрополита Глава III. Борьба м. Даниила с Заволжцами Глава IV. Святительство Даниила после падения заволжцев до его низложения Часть вторая. Обозрение сочинений митрополита Даниила Библиография сочинений митрополита Даниила Форма сочинений митрополита Даниила Русская проповедь в первой половине XVI века. Разделение сочинений митрополита Даниила Отдел первый Глава I. Слова с догматическим содержанием I. Пятое слово о воплощении, написанное против Вассиана Косого II. Седьмое слово, написанное против догматических заблуждений жидовствующих III Шестое слово, написанное против их же жидовствующих IV. Одиннадцатое слово о промысле Божием и о младенцах умирающих Глава II. Слова митрополита Даниила с нравственным содержанием I. Первое слово II. Осьмое слово Глава III. Слова, излагающие учение о сохранении священного предания и обрядов церкви I. Третье слово II. Четвертое слово Заключение отдела Отдел второй Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Заключение отдела Отдел третий Глава I-я. Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о монашестве и о правилах иноческой жизни I II III IV V VI Общее замечание о рассмотренных посланиях Глава II Обозрение посланий, имеющих главным своим предметом учение о сохранении целомудрия и чистоты I II III IV V Глава III. Обозрение разнородных посланий I. Послание о страхе Божием II. Послание о страшном суде III. Послание о ничтожестве земных благ и скоротечности человеческой жизни IV–V. Два послания к неизвестному епископу VI. Послание к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу VII О Кормчей митрополита Даниила Предполагаемая духовная м.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010