Да и кому придет в голову подделывать булыжник, раз он не имеет никакой цены? Поддельные же бриллианты встречаются часто и имеют большой сбыт. Так, широко распространялись и широко распространяются, наряду с подлинным христианством, его всевозможные подделки, обращающие святыню на служение темным и немощным стихиям этого мира. Но мы отметаем раз и навсегда все эти подделки, все то, что выдает себя за христианство, христианское учение так или иначе, но обосновывает свое бытие на лжи, компромиссе и насилии. И только перед Распятым и Воскресшим, Единым, Чистым и не знающим порока и скверны мы преклоняем колена в торжественном исповедании: «Господь мой и Бог мой». Не смущайтесь же, братья и сестры, этими наветами, распространяемыми неверием. Неверие – это философия отчаяния и ужаса. Неверующий ходит над бездною, как лунатик, очарованный призрачными видениями. Он спит и не замечает этой бездны. Но рано или поздно он проснется и увидит страшную, зияющую под его ногами пустоту, пропасть, называемую коротким словом – смерть. Смерть – это последний роковой предел, к которому приводит нас неверие. Об этот предел рано или поздно должны разбиться в прах все грезы, все пышные обещания земного счастья и довольства. Тайновидец Иоанн в своем Откровении рассказывает об открывшихся ему видениях. Видел он горделиво выступавших всадников. Вот всадник на коне рыжем. Мир отнимает он от земли и несет войну. Вот всадник на коне вороном. Меру и вес несет он с собою. Но всадник последний – на коне бледном. Имя ему смерть, и ад следует за ним. Таковы соблазны, которыми пленяется человечество на путях неверия. Война и утехи борьбы, пышность и роскошь, созидаемые промышленностью и цивилизацией, пройдут, промчатся, как всадники Откровения. Рано или поздно заблудившийся на путях неверия человек и человечество в целом встретятся с этим роковым последним всадником, всадником на коне бледном. Имя ему смерть, и ад следует за ним. Горе проснувшемуся над темной бездной пустоты и не увидевшему перед собою лестницы, возводящей к Горнему Престолу. Горе тому, кто встретится с последним всадником безоружный и беспомощный. Нет для него спасения, нет исхода. Только в благовестии Евангелия, только в светозарной тайне Пасхальной ночи дано непобедимое оружие, разгоняющее всякий мрак, разящее всякие ужасы и отчаяние. И видел Тайновидец иного всадника на коне белом... Он, Верный и Истинный, праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого не знал никто, кроме Его Самого. Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый. Он пасет их жезлом железным. Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:11–16 ). Блажен, кто будет с Ним в Его победоносном воинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Да, это была победа Бога над тайной пучиной человеческого сердца, совершенная Им через избранника Его Илию Фесвитянина пророка. VII Илия шел с Елисеем из Галгала. Это было на заре, но уже на предвечерней, закатной поре его служения. К концу склонялась жизнь, наполненная чудес и созерцаний. И точно самый воздух был напоен какими-то сладостными, несбыточными предчувствиями. В вихре Господь восхотел вознести Илию на небо ( 4Цар.2:1 ). И как тогда к Хориву, так теперь к другому освященному Божественным касанием месту, к Вефилю, где струилась когда-то с неба Божественная лестница Иакова, спешит Илия. И как тогда, в таинственный миг Богоявления наедине хочет быть Илия с чаемым чудом. «И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль» ( 4Цар.2:2 ). Трепетным ожиданием насыщен, кажется, самый воздух. Но молчание предварит грядущую радость свершений... О каких-то неведомых «сынах пророков» из Вефиля говорит Библия. Они тоже ждали, извещенные, быть может, каким-то Божественным знамением. «И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею, и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите» ( 4Цар.2:3 ). Из Вефиля к Иерихону идет Илия, и там опять вопрошают «сыны пророков». И опять молчание хранят врата тайны. И в третий, последний раз хочет Илия отстранить Елисея, как бы боясь, что грядущее будет слишком, до нестерпимости, ярким для не окрепшей еще в пророчествованиях и не искусившейся в созерцаниях души юноши. «И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба» ( 4Цар.2:6 ). И час чуда настал. «Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» ( 4Цар.2:7 ). И милотью рассек Илия иорданские струи и, как посуху, перешел с Елисеем по обнаженному дну И стояли они вдвоем на другом берегу в нарастающей буре ожидания. И как последний и совершенный дар, как награду за неотступность в горнем устремлении обещает Илия Елисею даровать все, чего только он ни попросит, если только увидит последнюю тайну его восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Далее наш канон рассечен в самой сердцевине, в самом существенном месте и в составе его сделана вставка. Между приведенной только что молитвой и формулами призывания вставлен троекратно читаемый священником тропарь третьего часа, перемежающийся с дьяконскими возгласами: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Тропарь третьего часа несомненно дисгармонирует с молитвенным содержанием канона: он обращен к Спасителю (апостолам Твоим), в то время, когда весь канон обращен к Богу Отцу. Он нарушает и логическую и эстетическую стройность канона, но он как бы заменяет собой, психологически соответствует тем бурным и непосредственным проявлениям религиозного подъема, который, как мы видели, стихийно врывались порой в составе древних канонов. Но, несомненно, он не равнозначителен им по силе… Дьяконские же возгласы нашего канона исполнены индивидуального религиозного пафоса. Они говорят о грехах священнослужителей, молят об их очищении, а не об очищении всех верных. Правда, и в древних канонах мы видели, священник молится о своем очищении, но вместе с тем тогда же непременно и об очищении всех верных. Итак ясно, что наш канон мистически и догматически совершенный, психологически не совсем верен духу древних образцов. Он отразил в себе тот внутренний сдвиг от коллективизма к индивидуализму, который произошел в веках в недрах христианства, он отразил в себе вековое стремление к клерикализму, свойственное и нашей иерархии, украденное ею у латинства. В древнейшую пору право активного участия в богослужении принадлежало каждому из верных. Мы имеем об этом авторитетнейшее свидетельство ап. Павла: «Итак что же, братия? – пишет он. – Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: все сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Различные дарования Духа, по учению Апостола, даются различным членам Церкви, и носителем всей полноты благодати, силы, действующей в богослужении, является отнюдь не иерарх, но все церковное тело: «Каждому дается проявление Духа на пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

( Деян. 1:9 ). Господь и Спаситель наш, соединив неразрывным союзом Божество свое с человечеством, с воспринятой в своем воплощении человеческой природой вознесся в очах первых своих последователей на небо, – вознесся с тем, чтобы всех верующих в Него привлечь к Себе, вознесть в горняя и соделать наследниками царствия небесного, для которого ископи человек создан, и которое в начале времен создано для человека ! Вот как давно уготованы для людей небесные обители. К прискорбию, грех заградил было вход в царствие небесное, так что никто из людей не восходил на небо, люди не знали даже к нему дороги. – Теперь Спаситель разрушил средостение, заграждавшее вход, проложил путь на небо, отверз небесные обители, а в них приуготовил такое блаженство, которого не видело ничье земное око, не слыхало ничье земное ухо, не ощущало ничье в сей жизни сердце ( 1Кор. 2:8 ). Пойдем же, братья, по пути в царствие небесное, и с сей целью взглянем, если не на весь путь земной жизни Спасителя, то, по крайней мере, на путь Его в последний день явления ученикам своим перед вознесением на небо. 1. Евангелие повествует, что Спаситель, явившись последний раз своим ученикам в Иерусалиме, извел их до Вифании ( Лк. 24:50 ), по другую сторону которой, через дорогу, начинается подъем на гору Елеонскую, или Масличную, а не вдали лежит селение Вифания, от коего началось торжественное шествие Иисуса в Иерусалим на страдания. Следовательно, путь к горе вознесения тот же, который был крестным путем Спасителя. На сем самом пути встретил Его Еврейский народ, с Финиковыми ветвями, постилал перед Ним свои одежды, восклицал осанна Сыну Давидову! ( Мф. 21:9 ); и тот же народ через несколько дней при виде Иисуса, изъязвленного и окровавленного, кричал: распни, распни Его! – Итак, шествие по сему пути было уроком, что мир не заслуживает того, чтобы к нему пристращаться, что вся слава мира сего суета, тлен, призрак, дым; что все здесь непостоянно, зыбко, подобно морским водам, волнуемым бурей; что все мирские удовольствия не что иное, как источник горестей, воздыханий, болезней и крушения духа; что все, чем дорожит мир, не стоит сора и уметов в сравнении с царствием небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Диакон: – Единение веры и общение Святого Духа испросившие, сами себя и друг друга и все наше житье Христу Богу предадим. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрый и Боже всякой утехи, носимый херувимами и прославляемый серафимами, Ему же предстоит сонм ангелов, горное небесное воинство, благоволивший принесенные Тебе от нас честные Дары свершить и освятить Телом и Кровью Христа Твоего, сошествием Святого Духа Твоего освяти, Господи, и наши души, и тела, и сподоби нас, Владыко, иметь смелость с чистым сердцем, светлою душою и без стыда, со дерзновением, неосужденно сметь Тебя призывать, Небесного Бога Отца, и глаголать: Народ: – Отче наш , пребывающий на небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам сегодня и остави нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник: – Ибо Твое Царство и сила и слава Отца и Сына и Святого Духа теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Священник: – Мир всем. Народ: – И духу твоему. Диакон: – Пред умилостивительным жертвенником Господним, пред Телом и Кровью Христа Спасителя нашего – главы ваши преклоните. Народ: – Тебе, Господи. Священник: – Благодарим Тебя, невидимый Царь, создавший все неизмеримою Твоею силой и по множеству милости Твоей приведший все из небытия в бытие. Сам, Владыко, призри с небес на преклонивших Тебе главы свои. То, из чего слагается наша жизнь, устрой всем нам во благо соразмерно с собственною нуждою каждого, благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына Твоего, с Ним же Ты благословен, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, теперь и всегда и во веки веков. Народ: – Аминь. Диакон: – Силы небесные стоят с нами во святилище и совершают служение Тайнам Сына Божия, заклавшегося за нас. Приступите и примите от Него оставление грехов. Народ: – Аллилуйя. Царские врата закрываются. Священник: – Внемли, Господи Иисусе Христе Боже наш из Святого жилища Твоего и прииди освятить нас, горе сидящий вместе с Отцом и здесь невидимо с нами пребывающий, сподоби державною Рукою Твоею преподать нам Пречистое Тело и Честную Кровь и через нас Твоему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древние пророки предсказывали о Нем, что Он явится в образе уничиженном ( Ис. 53:13 ). Он не имеет ни вида, ни красоты и умален больше всех людей ( Ис. 53:1–8 ). С другой стороны, в псалме, называемом песней о Возлюбленном, говорится: «Излилась благодать в устах Твоих и потому благословил Тебя Бог на веки. Препояшь меч по бедру Своему, сильный Своею красотою и добродетелью ( Пс. 44:3–4 ). Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Поэтому Бог помазал Тебя елеем радости более всех соучастников Твоих и престол Твой во веки веков» ( Пс. 44:7–8 ). Так пророки обрисовали униженное и славное пришествие Иисуса Христа на землю. «Если Иисус желал показать Свое Божественное величие, то Он должен был бы явиться своим врагам и судье, осудившему Его, и притом всем без исключения». – Но Иисусу не было никакой надобности открываться всем этим людям, так как Он хотел пощадить их, а также Он не желал проявлять Себя и пред всеми, так как естественная слабость людей препятствовала им созерцать все Его величие. «Иисус после смерти Своей уже не имел таких людей, которых мог бы Он бояться, почему же Он скрывается от людей?» – И на самом деле Он послан был не для того только, чтобы Его познали, но чтобы Он составлял из Себя тайну; даже знающие Его не ведали всего того, что Он из Себя представляет; и для них оставалось в Нем нечто сокрытым тогда, как для некоторых Он совсем был непознаваем. Он открыл двери света тем, которые рождены были сынами мрака и ночи и своими усилиями возвысились до сынов дня и света ( 1Фес. 5:5 ). «Иисусу следовало бы тотчас сойти со креста». – Все это похоже на речи людей, которые, отвергая учение о Провидении, построяют мир, не похожий на действительный порядок вещей, воображая, что мир тогда бы принял лучший вид. Но ведь там, где их описание вращается в области доступного наблюдению бытия, их можно изобличить в том, что они на самом деле создают худший мир в зависимости от того нравственного состояния, в каком они находятся. Там же, где их собственное изображение мира не разнится от действительного положения вещей, они сами признают, что желают невозможного; короче, в том и другом случае они ставят себя в комическое положение 896 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Другие аналогии, указываемые между христианскими идеями и сочинениями Лукиана и имеющие собой доказать знакомство его с христианской письменностью, обладают лишь слабой долей вероятности. Обэ останавливает свое внимание на словах, какие Истина говорила во сне Лукиану: «Если ты последуешь мне, то будешь введен в понимание всего достойного знания, и твой ум, благороднейшую часть твоего существа, – я украшу добродетелями самообладания, справедливости, благочестия, смирения, правдолюбия, мудрости, мужества, любви к прекрасному и стремлением к возвышенным благам» 337 , – видит здесь подражание словам ап. Павла в Послании к Галатам («плод же духа: любовь, радость, благость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ), и тот подъем и потрясение ощущений, какой Лукиан пережил на лекциях Нигрина, сравнивает с композицией св. Иоанна 338 . Некоторые идут еще дальше в своих предположениях. Один из схолиастов к книгам Лукиана «Истинная история» в помещенном здесь описании города блаженных усматривает Иерусалим небесный 339 , манну в пустыне 340 и жезл Ааронов прозябший 341 . «Город на острове блаженных, – описывает Лукиан, – создан из чистого золота и окружен смарагдовыми стенами. Семь ворот его построены из коричневого дерева, и здания всех улиц и общественные места созданы из слоновой кости; там же великие алтари, на которых жертвуются гекатомбы, каждая из неизмеримого смарагда. Кругом города течет источник великолепного мира, и купальни, построенные на нем, представляют собой роскошные палаты, устроенные из кристаллов 342 ... И никогда не бывает у них ночи; нежный свет утренней зари проникает весь остров... там вечная весна и тихий ветер зефир веет над ними» 343 . Апокалипсис ап. Иоанна Богослова: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город святый Иерусалим, нисходивший с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному (21:10–11). ...Стена построена из ясписа, а город был чистое золото, подобное чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин; каждые ворота были из одной жемчужины; улица города – чистое золото (ст. 18–21). И город не имел нужды ни в солнце, ни в луне, ...ибо слава Божия освещала его, и светильник его – Агнец (ст. 23)».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

е. во время богослужения, что явствует из контекста) совершаются увещания, взыскания и произносятся приговоры божественные, так как у нас суд ведется весьма строго, как у людей, уверенных, что на них смотрит Бог; и вместе он принимается нами, как предварительное решение будущего суда, если кто позволит себе такой поступок, за который его надобно отлучить от общения в молитве в общем нашем собрании и от всякого священного с нами сношения» (Собрание древних литургий, Т.1, стр. 51). Несомненно, что здесь мы имеем описание исповеди, но исповеди общецерковной, исповеди, по форме совершенно отличной от той, что мы знаем теперь. На то же мы имеем указания в дьяконских возгласах некоторых дошедших до нас древних богослужебных чинов. «Друг друга распознавайте» – возглашает дьякон в литургии ап. Иакова. А вот возгласы из апокрифического памятника Ш–го века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» – «Смотрите да не кто нечестивый, да не кто нерадивый. Смотрите, кто не верит, пусть уйдет. Смотрите, как сыны света будем просить» (Скабалланович. Указ. соч., стр. 90). «Да никто в лицемерии, да никто против кого-либо», – читаем мы в литургии Апостольских постановлений (Собрание древних литургий, Т.1, стр. 113). «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ), – пишет ап. Иаков в соборном послании. В одной из древнейших литургий, в литургии ап. Марка, мы находим молитву, в которой отображается церковное понимание завета Христа об исповеди. Из смысла этой молитвы явствует, что церковь считала, что право отпускать и не отпускать грехи дано всей полноте церкви, а отнюдь не одной иерархии. Вот эта молитва целиком (впрочем, текст этой молитвы поврежден и восстановлен по догадкам): «Владыка Господи Боже наш, избравший двенадцатисвещный светильник двенадцати апостолов и пославший их проповедовать во всем мире и учить Евангелию царства Твоего и врачевать болезнь и всякую немощь в народе ( Мф.10:1 ), и дунувший в лица их и сказавший им: приимите Духа Святого Утешителя; кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ), так и на нас предстоящих рабов Твоих, при входе священнодействия с епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, певцами и мирянами, со всею полнотою святой, соборной и апостольской церкви; избавь их, Господи, от клятвы и проклятия, и от анафемы, и уз, и отлучения, и от части противника; и очисти наши уста и сердце от всякой нечистоты и от всякого порока, чтобы нам с чистым сердцем и чистою совестью приносить тебе фимиам сей, в приятное благоухание и в оставление грехов наших и всего народа твоего, благодатию и щедротами и человеколюбием единородного Сына, через Которого и с Которым тебе слава и держава, со всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков» (Собрание древних литургий, Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Евангелие от Иоанна Глава 18 Ин.18:1 . Сказал это Иисус и вышел с учениками Своими на поток Кедрон, гас был сад, в который и вошёл Он с учениками. Ин.18:2 . А Иуда, предавший Его, знал это место, потому что там часто собирались Иисус и ученики Его. Ин.18:3 . Так что Иуда, взяв военный отряд, а также служителей у первосвященников и фарисеев, приходит туда, – с фонарями, факелами и оружием. Ин.18:4 . Тогда Иисус, ведая всё, что произойдёт с Ним, вышел и говорит: «Кого ищете?» Ин.18:5 . Ответили Ему: «Иисуса Назорея». Говорит Иисус: «ЭТО Я». А среди них стоял Иуда, предавший Его. Ин.18:6 . И когда сказал Он «ЭТО Я», они отступили назад и попадали на землю. Ин.18:7 . Снова тогда Он спросил их: «Кого ищете?» И сказали они: «Иисуса Назорея». Ин.18:8 . Ответил Иисус: «Сказал Я вам: ЭТО Я. Если ищете Меня, дайте им уйти, Ин.18:9 . чтоб сбылось сказанное слово: «Кого Ты дал Мне, ни одного из них не погубил Я " ». Ин.18:10 . Тогда Симон-Пётр, у которого был меч, вынул его, ударил раба первосвященникова и отсёк ему правое ухо (а имя рабу было Малх). Ин.18:11 . Сказал тогда Иисус Петру: «Вложи меч в ножны. Чаша, которую дал Мне Отец, её ли Мне не пить?» Ин.18:12 . Тогда воины с тысяченачальником и иудейские служители схватили Иисуса и связали Его. Ин.18:13 . Они повели Его сперва к Анне, тестю Каиафы, а Каиафа был первосвященником в тот год. Ин.18:14 . Это он дал совет иудеям, что лучше одному человеку погибнуть 101 за народ. Ин.18:15 . А Симон-Пётр и другой ученик последовали за Иисусом. Ученик же этот был известен первосвященнику, и он вошёл вместе с Иисусом во двор первосвященника, Ин.18:16 . а Пётр остался снаружи у ворот. Потом вышел этот другой ученик, известный первосвященнику, и сказал привратнице и ввёл Петра. Ин.18:17 . Тогда служанка-привратница говорит Петру: «Уж не из учеников ли этого человека и ты?» Говорит он: «Нет». Ин.18:18 . А рабы и служители, разведя огонь, потому что холодно было, стояли и грелись. Так что и Пётр стоял с ними и грелся. Ин.18:19 . Тогда спросил Иисуса первосвященник про Его учеников и Его учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010