Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Самые ранние Ирмологионы, непосредственно связанные с Киево-Печерским мон-рем, относятся ко 2-й четв. XVII в. О принадлежности этому мон-рю ряда певч. сборников могут свидетельствовать имеющиеся в них гравюры, известные также по книжным изданиям обители (НБУВ ИР. Ф. 301. 350п, 2-я четв. XVII в.; 85л, 1629 г.; см.: Ясиновський. 1996. С. 68). Нек-рые экземпляры были написаны вне мон-ря, но со временем стали его собственностью: это Ирмологионы киевского (НБУВ ИР. КПЛ. 33п, 34п) и смежных (Там же. 30п, 35п; Ф. 312. 114/644с) регионов, а также сборники российского происхождения: Ирмологион московского Симонова Нового в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Там же. 38п), Осмогласник из с. Жданова Смоленской губ. (Там же. Ф. 305. 226) и др. В ряде укр. Ирмологионов XVIII-XIX вв., составленных как в Киево-Печерской лавре, так и в других местах, отмечена их принадлежность разным храмам и частям обители: Великой Успенской ц. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5385, 20-е гг. XVIII в.; 5394, 20-30-е гг. XVIII в.; 5396, 20-30-е гг. XVIII в.; НКПИКЗ. Кн. 2084, 1852 г.; 2087, 1852 г.; 855, XIX в., 879 и 2874, оба - 1854 г.), Дальним пещерам (НБУВ ИР. Ф. 30. 20, 80-е гг. XVIII в.), Ближним пещерам прп. Антония (Там же. Ф. 1. 5390, кон. XVIII в.), ц. Рождества Богородицы Дальних пещер (Там же. КПЛ. 36п; Ф. 30. 17), просфорне (Там же. Кир. 876п; см.: Прилепа. 2011. С. 177), Никольскому Больничному монастырю (НБУВ ИР. Ф. 1. 5392, 20-30-е гг. XVIII в.; 5386, после 1768-1770 гг.), Феодосиевской ц. (Там же. КДА. 91л). Несмотря на то что на Украине нотопечатание началось с 1700 г., в Киево-Печерской лавре до нач. XX в. придерживались рукописной нотной традиции. С посл. трети XVII в. в мон-ре периодически печатали ненотированные Октоихи ( 1670, 1699, 1704, 1739, 1768, 1797) и ненотированные Ирмологионы (1674,1698, 1753, 1769, 1778, 1791), что указывает на устную традицию монашеского пения. Большое значение имела ориентация на распевание богослужебных текстов по ненотированным богослужебным певч. книгам - по памяти. Такое исполнение передавало живой опыт многовековой монастырской молитвы. В рукописных певч. памятниках К.-п. н., с одной стороны, частично запечатлена древняя устная традиция, с другой - зафиксированы более поздние формы песнопений, в к-рых отражены исторические особенности их бытования.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Н. В. Башнин, Л. В. Пушкина. Хозяйственные документы Вологодского архиерейского дома Св. Софии в последние месяцы жизни архиепископа Гавриила (Кичигина) и после его смерти   Истории архиерейских домов на Руси посвящено меньше исследований, чем монастырям.В Средневековье и раннее Новое время при владычных кафедрах составляли летописи, а в XVIII в. эта традиция трансформировалась в сбор исторических сведений об иерархах и архиерейских домах. А. А. Севастьянова изучила этот процесс и показала, что в разных регионах страны в XVIII–XIX вв. происходило накопление исторических материалов, это была эпоха становления исторической науки . Изучение работ XVIII–XIX вв. об архиерейских кафедрах в России допетровского времени показывает, что в провинциальной историографии прежде всего собирали фактические сведения по их истории, о личностях владык, уточняли хронологию событий. Часто исторические работы были приурочены к юбилеям. Подчеркнем, что первыми историю архиерейских домов в XVIII–XIX в. по поручению архиереев изучали их домовые люди. В последние десятилетия возник интерес к архиерейским библиотекам и личностям епископов, архиепископов и митрополитов .Вышли исследования о свт. Стефане Пермском , Митрофане Воронежском , посвященные Александру и Ионе Вятским , Афанасию Холмогорскому , епископам Коломенским , Рязанским , ростовским и сибирским иерархам .   А. В. Морохин исследовал биографии архиереев различных кафедр, живших во второй половине XVII ¾ начале XVIII в. Он показал, как по-разному реагировали иерархи на события переломной эпохи (раскол, церковные реформы Петра I) . Новый этап обобщения сведений об архиерейских домах и архиереях произошел в первые десятилетия XXI в. при работе над статьями в «Православной энциклопедии» , однако исследования об архиепископе Вологодском и Великопермском Гаврииле (Кичигине) в этом издании не вышло. Сведения о биографии этого иерарха в начале XIX в. собрал митрополит Евгений (Болховитинов), а опубликовал через несколько десятилетий Н. И. Суворов .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЕЛЕНЕЦКИЙ [МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ] ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии), находится близ ст. Зеленец Октябрьской железной дороги (Волховский р-н Ленинградской обл.). Название мон-ря происходит от наименования участка, представлявшего собой зеленый остров в окружении болотных топей - Зеленецких Мхов. Основан прп. Мартирием († 1603) в 60-х гг. XVI в. Сведения об основателе помимо Жития XVII в. содержатся в записках «Повесть о житии преподобнаго отца Мартириа, жившаго в области Великаго Новаграда в Обонежской пятины, в Зеленой пустыни, тако нарицаемей, яже сам о себе исповеда отцу своему духовному и учеником своим: како и где жителствоваше прежде вселения его в пустыню ту, и како обреете ю, како же и вселися, и храмы созда, и обитель состави. Всели же ся он в пустыню ту при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержце, и жил многие лета. Преставися же в той же обители в царство Бориса Годунова». Эти записки сохранились в составе сборника-конволюта в единственном списке, датированном 40-50-ми гг. XVII в. (РНБ. O.I.424. Л. 161-176 об. Текст изд.: Бычков И. А. Кат. собр. рукописей Ф. И. Буслаева. СПб., 1897. С. 342-351; Крушельницкая. 1998; цитаты приводятся по последнему изданию). Записки, именуемые прп. Мартирием «духовной памятцей», представляют собой комбинацию отрывков различных жанров: сказания об основании мон-ря, наставления братии, «духовного дневника» - одного из первых образцов древнерус. автобиографии. Соч. «Житие и жизнь преподобнаго отца Мартирия игумена, составльшаго обитель Живоначалныя Троицы в пределех Великаго Новаграда, в некоей пустыни, яже нарицает Зеленая. Списано бысть некоим клириком Стефаном» известно в 11 списках (РНБ. Соф. 1403 (кон. XVII в.); РГИА. Ф. 834. 3786 (кон. XVII в.); ГИМ. Муз. 1196 (XVII в.; фрагменты); ИРЛИ (ПД). Древл. Ленинградское обл. собр. 4 (кон. XVII в.; фрагменты); РГБ. Ф. 178. 9106 (XVIII в.); Ф. 98. 1220 (XVIII в.); 1462 (XVIII в.); 1314 (кон. XVIII - нач. XIX в.); 1470 (нач. XIX в.); РНБ. Собр. Александро-Невской лавры. А-51 (нач. XIX в.); РНБ. Колоб. 260 (нач. XIX в.); текст изд.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 52-66; Крушельницкая. 1998. С. 52-109. Цитаты приводятся по последнему изданию).

http://pravenc.ru/text/199709.html

О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Отличается ли русское старчество XIX столетия от древнего старчества? 8 октября в просветительском лектории «Правмира» состоялась очередная лекция историка Алексея Беглова «Старчество». Предлагаем нашим читателям текст и видеозапись этой лекции. Алексей Львович Беглов — филолог, историк. С 1996 года публикует документы тайных монашеских общин советского периода. Им подготовлены к изданию книги схимонахини Игнатии (Пузик) «Старчество на Руси» (1999) и «Старчество в годы гонений» (2001), сборник «Путь к совершенной жизни: О русском старчестве» (2005). А. Л. Беглов — один из авторов книги «Русская Православная Церковь. XX век» (М.: Сретенский монастырь, 2008), автор более 70 работ и публикаций в научных, популярных изданиях и в сети Интернет. В 2008 г. вышла в свет монография А. Л. Беглова «В поисках „безгрешных катакомб“. Церковное подполье в СССР». На двух предыдущих встречах мы говорили о путях русского монашества XVIII и первой трети XIX столетия и, как мне кажется, обсудили достаточно много проблемных узлов и много рассказали историй о жизни русского монашества этого периода. Теперь мы сделаем некоторую паузу в наших беседах и поразмышляем об одном из ключевых феноменов русского монашеского пути этого времени и об одном из феноменов истории Русской Церкви этого периода и даже истории отечества, поскольку, наверное, ни для кого из нас не секрет, что примерно со второй половины XIX столетия слова «старец», «старчество» и различные коннотации, с ними связанные, станут достоянием широкой общественности и культуры. Достоевский введет образ старца в русскую литературу и таким образом сделает его достоянием мировой художественной культуры. Но для того, чтобы ориентироваться во всех этих явлениях, хорошо поставить вопрос вообще о том, что такое старчество. И ответу на этот вопрос будет посвящена сегодняшняя наша с вами встреча. Вообще старчество представляло собой проблему и для церковного, и для светского сознания и XVIII, и XIX веков. Этот вопрос стоит не только перед нами с вами, но стоял и перед современниками, потому что история старчества XVIII-XIX веков полна, окружена различными конфликтами, из которых мы с вами должны выделить три главных направления.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого, что в Чигасах. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменный монастырский Спасский храм заложен в 1483 г. Обитель сгорела в 1547 г., но была возобновлена. В 1625 г. церковь упоминается уже как приходская. В 1641 г. пристроен придел мч. Екатерины, а в 1647 г. - возведена колокольня. В нач. XVIII в. была выстроена вновь главная церковь, восьмерик на четверике. Новый теплый Екатерининский храм со вторым престолом в трапезной во имя Кирика и Иулитты (известным с 1722) построен в 1733 г., возможно с использованием частей прежнего придела. Примыкал к главной церкви с севера и был практически одного с ней размера. Колокольня того же 1733 г. Спасская церковь закрыта в кон. 1920-х гг., вскоре сломана. http://vsemmirom.com/hrams/ В 1929 г. церковь Спаса Всемилостивого в Чигасах закрыли, а спустя некоторое время разрушили. В 1938 г. на этом месте был построен кирпичный жилой дом. Спаса Всемилостивого в Чигасах церковь (уничтожена) В местности между 3-м и 5-м Котельническими переулками в XV–XVI веках находился мужской Спасский монастырь, игумен которого по прозвищу Чигас построил в обители первый каменный храм. Монастырь сгорел в пожаре 1547 г., причем летопись упоминает о гибели «подписи чудной Дионисия иконописца», то есть фресковой росписи храма XV столетия. Позже монастырь был восстановлен. В документах 1625 г. Спасская церковь в Чигасах упоминается как приходская. В 1641 гг. построили Екатерининский придел, а в 1647 г. к нему пристроили каменную колокольню. В начале XVIII в. церковь и колокольню разобрали, и на их месте выстроили новые. С 1722 г. известен придел мучеников Кирика и Иулитты. В 1733 г. построили придел великомученицы Екатерины, в иконостасе которого вплоть до закрытия храма находилась икона святой Екатерины 1732 г. Облик храма, сложившийся в первой трети XVIII века, не изменялся впоть до сноса церкви. В главном иконостасе все иконы, кроме помещенных на дверях и на Царских вратах, были современны постройке храма – первой трети XVIII в. или XVII в. Историки особо отмечали редкую по композиции икону с изображением крестного хода 1 августа, а также иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию» 1671 г., святителя Николая XVII в. и пророка Илии начала XVIII в. Все иконы иконостаса Екатерининского придела были написаны в 1733–1736 гг. В алтаре придела мучеников Кирика и Иулитты находилась икона святителя Николая XVII в. В иконостасе этого придела помещались храмовый образ мучеников Кирика и Иулитты XVII в. и Тихвинская икона Божией Матери, на ризе которой была надпись, что сей образ писал в 1712 г. монах Корнилий Уланов. Храм славился своими потирами начала XIX в. черного серебра со стразами, дарохранительницей в виде Сионской горницы с литым изображением Христа и апостолов, напрестольным крестом 1814 г., шитыми золотом хоругвями XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=37874

Смоленск. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты Является мужским, переосвящен в 1669 г. из униатского монастыря базилиан; до 1703 г. при нем жили смоленские архиереи. Между 1672-1675 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина вместо деревянного собора на средства из казны воздвигается каменный одноэтажный собор. Велось строительство, предположительно, московским зодчим Иваном Калининым. Тогда же к северу от собора построен деревянный дом для настоятеля, утрачен в 1943 г. (под асфальтом площадки сохраняется обширный Г-образный подвал). В 1697 г. собор был поврежден ураганом, в 1727 г.  " поновлен " епископом Гедеоном - возведен второй этаж и пристроена к алтарю с севера ризница. В 40-е гг. XVIII в. с юга пристроена каменная усыпальница над захоронениями смоленских митрополитов, тогда же - колокольня. В 60-х гг. XVIII в. возведена к югу от собора Аннозачатьевская церковь, в 1767 г. она обращена в больничную. В конце XVIII в. построена ограда, частично перестроена в конце XIX в., как и верхняя паперть собора. Собор Троицкий, бесстолинный, одноглавый, типичен для московской архитектуры, стал образцом для церквей Смоленска XVIII в. Центральный объем - высокий четверик с пятигранной апсидой, с запада к нему примыкает немного пониженная трапезная с Г-образными крыльцами, ведущими на второй этаж. Все объемы, кроме примыкающей усыпальницы, двухэтажные, второй этаж четверика - двухсветный. В декоре сочетаются элементы XVII—XVIII вв., наличники с разорванными фронтонами окон нижней паперти и элементы барокко – плоские наличники, восьмигранные верхние окна, широкий фриз, переходящий на полукруглые фронтоны. Помещения перекрыты сомкнутыми сводами. Интерьеры не сохранились. Здание реставрировано в 1979-80 гг. по проекту А. Силанова. Текст статьи взят с сайта Администрации Смоленской области Монастырь Троицкий. XVIII в. ул. Большая Советская, 8а, 9, 11. Расположен на одной из центральных улиц города, круто поднимающейся от Днепра. С востока, где вплотную к монастырю подходит овраг, его здания просматриваются на значительном расстоянии. Они дополняют ансамбль Соборной горы к северу от монастыря. Троицкий монастырь основан после 1655 г. на месте базилианского монастыря, назван в память о древнем Троицком монастыре " на Кловке " , который был разрушен во время осады Смоленска в 1633 г. Каменный собор построен между 1671 и 1676 гг., в 1697 г. поврежден ураганом, в 1727 г. возобновлен. Видимо, в это время здание было полностью перестроено и получило нынешний облик. В 1847 г. была обращена в придел собора часовня над погребениями архимандритов монастыря, в 1860 г. сооружены каменные крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=01022

Старообрядческая поморская книжность 9. Сборник. XVIII в. (1-я треть). 8°, 274 л. Скоропись нескольких почерков. Содержит автографы выговских наставников Андрея Денисова, Даниила Викулина, Петра Прокофьева. (Друж. 74). 10. Сборная рукопись. XVIII в. (20-е гг. – 2-я пол.). 4°, ИЗ л. Скоропись нескольких почерков. Содержит черновые автографы сочинений выговских авторов: Андрея Денисова, Семена Денисова, Даниила Викулина, Петра Прокопьева, в том числе сочинения Андрея Денисова «О содержании староверов и о укоризне раскольникам» и «Сказание о плачевном времени» (Друж. 74). 11. «Поморские ответы». 1735–1736 г. 4°, 338 л., выговский полуустав. Важнейшее апологетическое старообрядческое сочинение, написанное в 1723 г. коллективом авторов Выговской старообрядческой пустыни под руководством наставника Андрея Денисова. Автограф наставника Ма- нуила Петрова (Друж. 810). 12. Торжественник поморский. XVIII в. (1700 – 1720-е, 1750-е гг.). 4°, 426 л. Скоропись и полуустав. Помимо традиционных торжественных «слов» на церковные праздники, книга включает «слова» на память русских святых и праздников, написанные выговскими писателями. Автографы наставников Выга Андрея Денисова, Симеона Денисова, Даниила Викулина. (Друж. 337). 13. Сборник. XVIII в. (1-я пол.). 8°, 278 л. Полуустав и скоропись. Содержит выписки из разных книг и сочинения наставников Выга в автографах: Петра Прокопьева, Андрея Денисова. Предисловие составлено Ф.П. Бабушкиным (XIX в.) (Друж. 462). 14. «Виноград Российский». XVIII в. (60-е гг.). 8°, 480 л., выговский полуустав. Выговский мартирологий, составленный Семеном Денисовым. (Друж. 31). 15. «История о зачале Выговской пустыни». XVIII в. (3-я четв.). 4°, 490 л., поморский полуустав. Сочинение выговского наставника и историографа Ивана Филиппова. (Друж. 760). 16. «История о отцах и страдальцах Соловецких», лицевой список. ХХв. (нач.). 4°, 157 л., полуустав, 51 миниатюра. Нал. 1 запись В.Г. Дружинина : «Работа семьи Калинина из Вологодской губ. Тотемского уезда Спасской вол., дер. Гавриловской. Текст – Иван Антонович Калинин; картинки – Григорий (17 л.) и Софья (8 л.) рисованы по тексту». (Друж. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010