437. Увещательное 1-е к Феодору падшему. 1844. I. 337. 438. Увещательное 2-е к Феодору падшему. 1844. II. 3. 439. Огласительные. 1844. IV. 3. 440. На надписание деяний Апостольских, о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и также о различии жизни от знамений. 1846. II. 167. 441. О том, что не должно смущаться несчастиями людей добродетельных и благоденствием порочных. 1847. I. 325. 442. К Димитрию монаху, о сокрушении 1-е. 1850. III. 1. 443. К Стелехию, и о сокрушении 2-е. 1850. III. 41. 444. Против недоброжелательствующих тем, которые руководствуют к монашеской жизни, сл. 1-е. 1846. I. 398. 1850. III. 69. 445. К неверующему отцу, сл. 2-е. 1850. III. 99. 446. К верующему отцу, сл. 3-е. 1850. III. 139. 447. К подвижнику Стагирию три слова. 1850. III. 234. 291. 347. 448. К молодой вдовице. 1850. III. 401. 426. 449. Против Иудеев семь слов. 1850. III. 449. 482. 493. 516. 541. 588. 615. 640. II. Беседы: 450. О страдании и терпении Иова. 1821. IV. 180. 451. О Давиде и Сауле. 1833. II. 121. 452. На память св. Священномученника Вавилы. 1842. III. 307. 453. На усекновение главы св. Иоанна Крестителя. 1837. III. 136. 454. О посте и милостыне. 1830. XXXVII. 266. 455. О покаянии. 1834. I. 253. 456. О покаянии, также о священной трапезе и суде. 1836. I. 225. 457. О предательстве Иуды, о Пасхе, о приобщении Таин и о забвении обид, говоренная в Великий Четверток. 1824. XIV. 3. 458. О предательстве Uyды. 1834. II. 22 . 459. На Великий Пяток. 1825. XVIII. 27. 460. О названии кладбища и о Кресте Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 1824. XIV. 30. 461. На Вознесение Господне, произнесенная в храме мучеников в Романезии. 1840. II. 165. 462. О сребролюбии. 1836. III. 249. 463. О том, что надлежит постоянно быть при собраниях, и что находящимся в грехах не должно отчаиваться в своем спасении, но приносить покаяние. 1822. VII. 250. 464. О усердии к храму Божию, о псалмопении и о том, что слабость пола нимало не препятствует женщинам подвизаться в добродетели. 1822. VIII. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5.7. В марте 1854 г. АТ составил подробный план «Повести о достопамятном монахе Василиске, пустынножителе Сибирских лесов» (Муз-9265. Л. 196–199), основу которой должен был составлять русский перевод «Повествования ученика о старце Василиске» и комментарии к нему (Там же. Л. 203 об. – 205, 207–239: нечетные номера, 240; 241–246, подробнее см. 5.12). В компиляцию также должны были входить и другие тексты из Муз-9265, соединенные между собой связующими фразами: «Биографический очерк старца Василиска» (3 февраля 1850 г.//Л. 247 об.), «Поучительные изречения старца Василиска» (2 февраля 1850 г.//Л. 250 об.), «Главные черты характера старца Василиска» (3 февраля 1850 г.//Л. 247), «Молитвенные наслаждения подвижника Петра Мичурина» (2 февраля 1850 г.//Л. 251–254 об.), «Об истине молитвенной сладости, потребности искания ее и пользе размышления об оной» (4 февраля 1850 г.//Л. 188–194 об.), «Взгляд на жизнь святых отцев пустынных, описанную в “Достопамятных сказаниях” и “Духовном луге”» (10 февраля 1850 г.//Л. 263–264 об.), «Преложение XXVI и XXVII трезвенных глав святого Марка, о молитвенных восхищениях» (13 апреля 1850 г.//Л. 277–279), «Пример последствий от внимательной молитвы. Изложение святого Каллиста, Патриарха Константинопольского, прозванного Ксанфопулом, жившего в XIV в.» (2 сентября 1847 г.//Л. 273–275 об.), «Сладостные ощущения при внутренней молитве монаха Лазаря, простосердечного мирянина и девицы Э., живших в западных странах» (12 апреля 1850 г.//Л. 265–268) и «Взгляд на внутреннюю молитву людей, не осененных светом Откровения» (14 февраля 1850 г.//Л. 255 об.). Рассматриваемый «план» хорошо иллюстрирует методику компилирования на текстологическом макроуровне, то есть составления пространных компиляций из имеющихся текстов, которую использовал АТ. Однако заимствования осуществлялись и на текстологическом микроуровне, потому что описание молитвенной техники, которую, по мнению АТ, использовал старец Василиск для достижения благодатных действий, восходит к составленному 17 января 1849 г. «Извлечению художественных способов ко внутренней молитве из описаний отцов Церкви» (Муз-9265. Л. 196 об., 151 об. – 152. Ср.: Троепольский. 1994: 283). Это небольшое заимствование свидетельствует об уверенности АТ в правильности его интерпретации учения о сердечной молитве и молитвенной практике, содержащегося в Добротолюбии.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Последующая активная деятельность Н. преимущественно связана с благотворительностью, о чем свидетельствуют занимаемые им должности в учреждениях Москвы: почетный член Московского совета детских приютов (1842-1845), попечитель странноприимного дома секунд-майора А. А. Ахлебаева (1844-1849). Главные усилия Н. были сосредоточены на Московском комитете для разбора и призрения просящих милостыни, проект положения о к-ром, составленный Н., был Высочайше утвержден 5 сент. 1838 г. М. В. Толстой, нек-рое время служивший в комитете, вспоминал: «Весьма приятный и обязательный в сношениях с людьми посторонними, С. Д. Нечаев был весьма строгим и взыскательным начальником по службе. Чтобы угодить ему, нужно было работать изо всех сил, а иногда и сверх сил, что я впоследствии испытал на себе» ( Толстой. 1881. С. 98). В кон. 1838 г. Н. был назначен президентом комитета, открытого 6 авг. 1839 г., в день Преображения Господня. Комитет размещался в здании работного дома в Б. Харитоньевском пер., заседал 2-3 раза в неделю. В состав комитета входили сотрудники и 17 агентов из купечества, вносивших пожертвования, каждый из к-рых заведовал своей частью города. Н. выпустил особое воззвание для сбора пожертвований (за первые 5 месяцев было собрано до 136 тыс. р., в 1840 - до 200 тыс. р., в дальнейшем суммы стали намного меньше). В 1840 г. открыта больница на 100 кроватей. В связи с неурожаем 1839-1840 гг. комитет устраивал столы в разных районах Москвы (за 1840 роздана 469 761 порция). Комитет также снабжал дровами, иногда выдавал денежные пособия, наделял невест приданым (в 1840 г. 30 невест получили по 200 р.). Н. привлек к работе комитета московских купцов Б. В. Страхова, братьев А. В. и Г. В. Чижовых, В. М. Блохина и др. Было издано 6 книг, среди них - сочинения гр. Толстого «Примеры христианского милосердия, собранные из житий святых угодников Божиих» (М., 1840-1842. Кн. 1-2), «Жизнь св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского» (М., 1840) и Глинки «Обед, которого не бывало» (М., 1840) - о столах для бедных. Книги и отчеты о деятельности комитета Н. высылал архим. св. Игнатию (Брянчанинову ; впосл. епископ Кавказский и Черноморский), с к-рым долгие годы состоял в переписке. В предпоследнем прижизненном отчете (за 1847) Н. отмечал, что «главною причиною нищенства в России признать должно грубое невежество, доходящее у многих до того, что они не видят ничего предосудительного в таком образе жизни», второстепенная - «исстари наблюдаемые Богомолья», но основная - пьянство (О действиях и способах...: Отчет за 1847 г. М., 1848. С. 15). С 1839 по 1846 г. в ведении комитета находилось до 30 тыс. чел., к нач. 1848 г. осталось 368 чел., из них 100 добровольно пришедших.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1840-х — начале 1850-х годов много говорилось о совершенствовании образовательного процесса во всех областях знания: в 1851 году был подготовлен проект введения в духовных академиях педагогики. Обсуждение этого проекта велось во всех академиях, в том числе в СПбДА. К 1850-м годам практическая устремленность высшей духовной школы усилилась. Она подразумевала следующие составляющие: 1) воспитание учащимися духовной академии себя как священника «в пастырском благоразумии» и готовность к воспитанию своей будущей паствы в христианском благоразумии (задача нравственного богословия); 2) умение «употреблять слово Божие в по­учениях для назидания Церкви» (задача гомилетики); 3) готовность организовывать жизнь своей общины и паствы в широком смысле слова в исторических условиях как народа Христова (задача церковного права); 4) понимание собственно пастырских обязанностей (задача пастырского богословия, постепенно выделявшегося из нравственного в течение 1840-1850-х годов); 5) знание богослужения и «церковных предметов» (задача литургики и церковной археологии, на которые разделилось к 1850-м годам «учение о церковных древностях»); 6) хорошее знание святоотеческого наследия (задача введенного в академиях в 1841 году специального предмета — патристики); 7) готовность к миссионерской деятельности (задача «полемики против русского раскола» — дисциплины, оформившейся в 1850-х годах и возбудившей в академиях миссионерскую настроенность в целом); 8) обладание методами и приемами для обучения паствы (задача педагогики, появившейся также в 1850-х годах). Среди изменений, произошедших в высшей духовной школе к середине XIX века, важным шагом был переход в преподавании на русский язык, сделавший духовную школу ближе к русскоязычному приходу, но потребовавший отработки соответствующей терминологии и составления догматических систем на русском языке, а также повышение внимания к Священному Преданию и появление в учебном процессе патристики (1841 год). В 1858 году архиереев столичных городов — святителя Филарета (Дроздова) и митрополита Григория (Постникова) — попросили высказать мнение о желаемых изменениях в духовной школе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

Л. 200. Чудные насладительные действия молитвы (2 февраля 1850 г.). Л. 201. Плод внутренней молитвы, вкушенный в созерцании, приобретенный душевною простотою и соединением с Богом (16 августа 1840 г.). Л. 202. Сказание о дивных случаях при прохождении внутренней Иисусовой молитвы сибирским монахом Василиском, писанных в то самое время учеником его – монахом же Зосимою (1826 г./август 1833 г.). Л. 203 об. Повесть ученика о наставнике. Л. 240 об. Таблица видений Василиска. Л. 241. Размышления, взгляды и примечания при чтении о видениях и ощущениях при внутренней молитве старца Василиска, сибирского пустынника (24 июля 1850 г.). Л. 247. Главные черты характера старца Василиска. … Наружный вид его. (3 февраля 1850 г.). Л. 247 об. Биографический очерк Василиска. Л. 248. Примечания при чтении действий старца Василиска (сентябрь 1833 г.). Л. 250 об. Поучительные изречения старца Василиска. Л. 251. Молитвенные наслаждения подвижника Петра Мичурина (2 февраля 1850 г.). Л. 255 об. Взгляд на внутреннюю молитву людей, не осененных светом Откровения (14 февраля 1850 г.). Л. 256. Выписка из книги под титулом «Описание Бухарского ханства» (5 ноября 1845 г.). Л. 261 об. NB. Достоверные путешественники по Индии и пр. извещают, что по учению браминов, бонзов и фокиров sic! – А. П.… (24 августа 1854 г.). Л. 262. Таблица упоминаемых в Добротолюбии ощущений и видов молитвенной сладости (8 февраля 1849 г.). Л. 263. Взгляд на жизнь святых отцов пустынных, описанную в «Достопамятных сказаниях» и «Духовном луге» (10 февраля 1850 г.). Л. 265. Сладостные ощущения при внутренней молитве монаха Лазаря, простосердечного мирянина и девицы Э., живших в западных странах (12 апреля 1850 г.). Л. 268 об. Размышление идя в церковь (6 июля 1854 г.). Л. 269 об. Богомысленное размышление при молитве Господней (14 апреля/22 мая 1852 г.). Л. 273. Пример последствий от внимательной молитвы. Изложение святого Каллиста, патриарха Константинопольского, прозванного Ксанфопулом, жившего в XIV в. (2 сентября 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Л. 214. Рассуждение о бессмертии души, или Доказательства бессмертия, почерпнутые из разума и Слова Божия, с разрешением возражений против оного (1845? г.) [список: ОПИ ГИМ. Ф. 342 (Барятинские). Ед. хр. 149. Л. 44–74; публикация: Троепольский. 1846]. Л. 261. Материалы для трактата о внутренней молитве (1846 г.). Л. 268. О внутренней молитве мнения авкторов sic! – А. П. западной церкви в оригиналах (1837 г.). Л. 274. О святой молитве (5 августа 1840 г.). Л. 280. Наставление, как должно молитвою искать премудрость Божию и как возбуждать сердце к молитве, принося оную в тихом саббате, да Бог моление в нас воздействует (15 июня 1840 г.). Л. 288. О силе молитвы. Л. 289. О молитве, из писем С. И. Гамалея (16 сентября 1840 г.). Л. 292. О приуготовлении ко внутренней молитве. Разговор сердца с Богом. Л. 296. План, по коему расположены способы и средства, руководствующие ко внутренней молитве (31 октября 1840 г.). Л. 298. Нравственные наставления в молитве. [списки: 1. Архив Афонского Пантелеимонова монастыря. Оп. 50. Д. 8. Док. 4944 (описание: Чежия. 2013: 531; Чежия. 2015: 409); 2. Там же. Д. 21. Док. 5140 (Чежия. 2013: 607; Чежия. 2015: 425)]. Л. 304. О блаженстве сердца, в коем обитает Иисус Христос (Сентябрь 1833 г.). Л. 308. Присутствие Божие. Средства приобресть и сохранить присутствие Божие в сердце, дабы сделаться истинным христианином (3 апреля 1840 г.). Л. 332. Хождение пред Богом (10 сентября 1835 г.). Л. 340. Письма о присутствии Божии и о внутреннем поставлении себя пред Ним, писанные в XVII веке (2 декабря 1839 г.). Л. 354. О молитве сердца. Л. 366. О молитве, слово преподобного Мелетия исповедника, подвизавшегося в Галасийстей sic! – А. П. горе (1840 г.). Л. 376. Толкование на Господи помилуй. Л. 380. О влиянии призывания Имени Иисус Христова на жизнь (1840 г.). Л. 384. Черты внутренней непрестанной молитвы и созерцательного состояния в жизни преподобного отца и покровителя нашего Саввы, Новгородского чудотворца, основавшего обитель при реке Вишере и собравшего учеников в XV столетии (30 ноября 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

33) Архангельская 1) Аарон, с 1825 по 1830 год, из архимандритов ярославского Толгского монастыря, удален на покой; 2) Георгий, с 1830 по 1845 год, из полтавских епископов, переведен на тобольскую кафедру; 3) Варлаам, с 1845 по 1854 год, из киевских викариев, перемещен в Пензу; 4) Антоний, с 1854 по 1855 год, из новгородских викариев. 34) Воронежская 1) Антоний, с 1825 года, из наместников Киево-Печерской лавры, умер в 1847 году; 2) Игнатий, с 1847 года, из донских архиепископов, умер в 1850 году; 3) Парфений, с 1850 года, из владимирских архиепископов, умер в 1853 году; 4) Иосиф, с 1853 по 1855 год, из оренбургских епископов. 35) Костромская 1) Самуил, с 1817 по 1830 год, из ректоров тверской семинарии, уволен на покой; 2) Павел, с 1830 по 1836 год, из ректоров владимирской семинарии, переведен в Чернигов; 3) Владимир, с 1836 по 1842 год, из киевских викариев, перемещен в Тобольск; 4) Виталий, с 1842 по 1845 год, из московских викариев, уволен на покой; 5) Иустин, с 1845 но 1850 год, из петербургских викариев, переведен во Владимир; 6) Леонид, с 1850 по 1853 год, из новгородских викариев, перемещен в Екатеринославль; 7) Филофей, с 1853 по 1855 год, из московских викариев. 36) Тамбовская 1) Афанасий, с 1824 по 1829 год, из (?) викариев, переведен на донскую кафедру: 2) Евгений, с 1829 по 1832 год, из ректоров костромской семинарии, перемещен в Минск; 3) Арсений, с 1832 по 1841 год, из ректоров тверской семинарии, переведен в Подольск; 4) Николай, с 1841 по 1855 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии. 37) Орловская 1) Гавриил, с 1821 по 1828 год, из архимандритов ярославского Толгского монастыря, переведен в Екатеринославль; 2) Никодим, с 1828 года, из архимандритов московского Благовещенского монастыря, умер в 1840 году; 3) Иннокентий, из Волынских епископов, скончался на пути в Орел, не видев своей кафедры; 4) Евлампий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, перемещен в Вологду; 5) Смарагд, с 1844 по 1855 год, из астраханских архиепископов. 38) Полтавская 1) Георгий, с 1824 по 1830 год, из ректоров подольской семинарии, перемещен в Архангельск; 2) Нафанаил 1-й, с 1830 по 1834 год, из ректоров с.-петербургской семинарии, переведен во Псков; 3) Гедеон, с 1834 года, из ректоров подольской семинарии, умер в 1849 году; 4) Иеремия, с 1849 по 1850 год, из кавказских епископов, переведен в Нижний Новгород; 5) Нафанаил 2-й, с 1850 по 1855 год, из новгородских викариев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе путешествие М. на Восток (июль 1849 - март 1850) продлилось более 9 месяцев. За это время он посетил К-поль (пробыл в городе более 2 месяцев в начале и в конце путешествия), Никею, Афон (оставался там в авг.-сент. 1849), Иерусалим, Фессалонику, Афины, Дамаск, Палестину (конец нояб. 1849 - сер. янв. 1850) и др. места. М. представил в МИД составленную не позднее июля 1850 г. «Записку о состоянии Православной Церкви на Востоке» (опубл. в 1914), в которой анализировал положение правосл. Церкви с политической т. зр. и деятельность в Палестине протестантов, католиков и англикан. Он упоминал о разговоре с лат. патриархом Иерусалима Джузеппе Валергой о возраставшем влиянии Англии в Иерусалиме и о споре греков с католиками о св. местах, поддержав его предложение «предоставить русскому и австрийскому императорам рассудить католиков и греков, чтобы окончить все споры о святынях» ( Муравьёв. Записка о состоянии. 1914. С. 30). Лит. итогом поездки стали «Письма с Востока», адресованные митр. Филарету (Дроздову), 1-я часть была опубликована в журнале МДА «Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе» (1849-1850), обе части изданы вместе под названием «Письма с Востока в 1849-1850 годах» (1851), всего 47 писем с 6 июля 1849 по 17 марта 1850 г. На обратном пути со Св. земли пароход, на к-ром плыл М., из-за бури причалил в Мирах Ликийских. Об этом чудесно устроенном посещении гробницы свт. Николая Чудотворца М. сообщил в письме митр. Филарету ( Муравьёв. Письма с Востока. 1850. Ч. 9. С. 348-365) и обратился к нему с прошением о восстановлении Сионской обители в Мирах. В нач. 1851 г. М. получил Высочайшее разрешение на сбор пожертвований. Собранные средства пошли на покупку руинированного большого храма и прилегавших к нему земельных участков, на археологические раскопки и постройку новой ц. свт. Николая Чудотворца на нижнем этаже Сионского храма. Впосл. М. просил гр. Игнатьева взять «мирликийский вопрос» под свое покровительство ( Лисовой Н. Н. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 271-302).

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Священники: Алексей Стефанович Иваницкий (1832), Стефан Дмитриевич Тюшев (1832), Петр Агафонов (1873), Иван Суханов (1873), Евгений Иоаннович Арзамазов (1850), Алексей Георгиевич Серебрянников (1850), Тимофей Кубасов (1873), Василий Васильевич Парышев (1896, 1902), Павел Смородинов (1900), Александр Павлович Румянцев (1902), Николай Павлович Румянцев (1900-1917), Михаил Румянцев (1902-1903), Павел Ребрин (1905), Иоанн Павлович Рещиков (1903-1913), Андрей Исаврович Гусев (1912), Вячеслав Знаменский (1916), Иосиф Иоаннович Исаков (1916-1917). Диаконы: Иван Милованов (1783), Самсон Васильевич Дергачев (1832), Феодор Андреевич Ковернацкий (1850), Григорий Петрович Карпов (1850), Алексий Кондаков (1901-1902), Иоанн Васильевич Оборин (1906-1912), Иоанн Попов (1916), Владимир Ковырзин (1916-1917). Дьячки: Кондрат Пономарев (1783), Никифор Кубасов (1783), Иван Мефодиевич Мнехин (1832), Лев Алексеевич Нисковский (1850). Пономари: Феодор Решиков (1783), Стефан Попов (1783), Николай Стефанович Попов (1832), Иван Никифорович Кубасов (1832), Алексей Васильевич Сальников (1850), Иаков Васильевич Нисковский (1850). Псаломщики: Павел Анисимов (1900-1902), Евтихий Дмитриевич Клюев (1901), Петр Орлов (1902), Филипп Иванцев (1902-1904), Иоанн Оборин (1904-1906), Владимир Добротворский (1904-1906), Лонгин Козлов (1917), Стефан Чусовитин (1900-1901, 1910-1912, 1917). Последним настоятелем до закрытия храма был Николай Павлович Румянцев. Матушка отца Николая преподавала в церковно-приходской школе. Для причта были построены два деревянных дома. Место нахождения одного неизвестно, а во втором находился музей и Дом ветеранов. С 1884 года в селе была открыта церковно-приходская школа, которая была учреждена в 1842 году. В 1897 году церковно-приходская школа открылась в деревне Володино. В 1933 году церковь была закрыта. Последним старостой был Александр Мезенцев, житель деревни Заозерная. Вскоре с церкви был снят крест, сброшены колокола и разрушена колокольня. Сама церковь была разграблена. В этом же году в Свято-Троицком приделе был расположен зерносклад, а в приделе Трех Святителей – конюшня для племенных (выездных) лошадей. В скором времени вместо конюшни на первом этаже была устроена тракторная школа, где рабочие изучали тракторное дело. До 1972 года в Свято-Троицком приделе храма был расположен клуб, а в приделе Трех Святителей – кинотеатр. С 1972 по май 1974 года здание не использовалось. В мае 1974 года в Трехсвятительском приделе, на первом этаже, размещались в алтаре – детская библиотека, в центральной части – районная библиотека. В Свято-Троицком приделе на втором этаже в разное время размещались: общежитие, отдел культуры, Дом пионеров и музыкальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=25194

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010