663 Отношение Митрополита Феофила к проведению в жизнь резолюции Кливлендского Собора 1946 г. С. 3. Архив ОВЦС. Дело «Америка. Кливлендский Собор 1946 г. 669 См.: Скурат К. История Поместных Православных Церквей: В 2 ч. Ч. 2. М.: Русские огни, 1994. С. 281282. 676 Ляшевский С., прот. Русские Православные церкви заграницей. Ч. 1. С. 15.HTSA. F. «Liashevkii». В. 2. F. 14; Послание Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей о церковных разделениях. Церковная жизнь. 1959. 1112. С. 186. 681 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10, а также: Соловьев И. Дни примирения. Церковно-исторический вестник. 1999. 45. С. 238. 683 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 69; см.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 685 См.: Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 10. 691 Чрезвычайное Епархиальное Собрание Русских Православных Церквей экзархата Вселенского Патриарха в Западной Европе. Церковный вестник Западноевропейской епархии. 1946. 2. С. 11. 692 Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 7374. 695 Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»). К. 1. 698 Войтченко К. Письмо патр. Алексию 1946 г. Архив ОВЦС. Дело «Русская Православная Церковь заграницей». Папка «1946». Ч. 2. Л. 135; Барабанов. Дела церковные во Франции. Машинопись. С. 6. Архив АС. Д. 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 704 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 30; Фотий, архиеп. Доклад по командировке во Францию с 10 августа по 25 октября 1946 г. Л. 70, 74, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среда 3/16 января 1946. Днем – о. Евграф, рассказывавший о работе Института Св. Дионисия и о трудностях с профессорами, из которых каждый желает заниматься не культурным воспитанием слушателей, а излагает только то, что его лично интересует. Четверг 4/17 января 1946. Сегодня – минус 8°, а ни мяса, ни картофеля нет. Такой скудости не было в худшие месяцы оккупации. Суббота 6/19 января 1946. Крещение Господне. На Дарю меня спасает Вс. Палашковский, который прислуживает на «сверхсложных» службах. Сегодня штат – в приличном размере. Было торжественное водосвятие. Служил Архиепископ и 4 своих священника. Вторник 9/22 января 1946. В воскресенье было очень торжественное молитвенное собрание в Американской церкви на Quai d’Orsay. Пел хор Афонского. Присутствовал архиепископ Владимир, который благословил присутствующих. Речь пастора Бёгнера была удивительна и по силе, и по убежденности. Воскресенье 14/27 января 1946. Собрание в румынской церкви 1 . 691 Пятница 19 января/1 февраля 1946. Патриарх Алексий обратился с посланием к пастве по поводу действий митрополита Анастасия и архим. Серафима (Иванова) 692 . Тон послания – спокоен, благороден и резко отличается от того, который счел возможным употребить митрополит Евлогий. На днях был процесс полковника Пятницкого, который издавал «Парижский вестник» перед уходом немцев. Подсудимый не вызывает симпатии, но не французам его судить. А. Ступницкий, выступавший в качестве свидетеля, вел себя возмутительно, чернил эмиграцию, клеветал на русских, остававшихся в Париже при немцах. Осудили Пятницкого на 10 лет, что, конечно, очень жестоко (ему 60 лет). Воскресенье 21 января/3 февраля 1946. Получена телеграмма из Москвы, разрешающая посвятить о. Никона в епископа. Среда 24 января/6 февраля 1946. Д. Рябушинский 693 приглашает меня принять участие во вновь основанном Обществе охраны русских культурных ценностей 694 . Инициатива благовременная и необходимая. Вторник 30 января/12 февраля 1946. В газетах – фотография патриарха Алексия, голосующего в Верховный совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Филарет в своем слове отметил, что отказ от унии составляет основу диалога между Римско-католической и Русской Православной Церквами. Известно, что в 1980 году в Риме состоялся собор украинских униатских епископов, который старался доказать, что Львовский Собор 1946 года неправомочен. Это могло создать напряженность во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-католической Церквами. На запрос Русской Православной Церкви от 24 января 1981 года (см.: «ЖМП», 1981, 4) Папа Иоанн Павел II заверил, что решения и требования униатского собора не были одобрены римской курией и поэтому недействительны. Поясняя православное понимание кафоличности, поместности и вселенскости Церкви, Владыка Экзарх сказал: « Церковь там, где епископ, а епископ там, где Церковь. Решения в церковных делах выносятся Собором епископов, духовенства и народа. На Львовском Соборе в 1946 году участниками были епископы, духовенство и народ, поэтому Львовский Собор 1946 года имел историческое и каноническое право на ликвидацию унии». Доклад на тему о 35-летии Львовского Собора сделал участник Львовского Собора 1946 года митрополит Львовский и Тернопольский Николай. В своей речи Владыка Николай раскрыл историческое значение Львовского Собора 1946 года и отметил его положительное воздействие на судьбы верующих Западной Украины. Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Иосиф, также участник Львовского Собора 1946 года, обратился к присутствовавшим с докладом, в котором рассказал о жизни верующих во времена унии в западных епархиях Украины, преимущественно в Ивано-Франковской, и о тех переменах, которые произошли после Собора 1946 года во всех областях церковной жизни. Характеризуя последствия этого Собора, архиепископ Иосиф сказал: «Воссоединение с Русской Православной Церковью устранило раздор и ненависть, объединило души и сердца православного народа». Перед участниками юбилейного акта выступил митрополит Одесский и Херсонский Сергий. Анализируя последствия Львовского Собора, он сказал: «Этот Собор оживил, возродил православную церковную жизнь епархий западных областей Украины, а главное, способствовал воспитанию молодого поколения священнослужителей в духе преданности Святой Православной Церкви, в духе патриотизма и любви к родной Отчизне. Эти традиции строго соблюдают воспитанники Одесской Духовной Семинарии». С докладами перед участниками торжественного акта выступили также протоиерей Иоанн Король, участник Львовского Собора 1946 года, протоиерей Виталий Политыло, протоиерей Андрей Горак, протоиерей Феофил Ванджале, протоиерей Мирослав Кошик, протоиерей Стефан Горбовой, староста Львовского кафедрального собора святого Юра А. Войтович – представитель верующих мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1945.4.2 Интронизация Патриарха Алексия. 1945.6.3 Воссоединение Русской Православной Церкви с Эстонской Церковью, вошедшей в нее на правах епархии (Эстонская Церковь самочинно отделилась от РПЦ в период оккупации при митрополите Эстонском Александре (Паулусе). 1945.8 Воссоединение с Московской Патриархией митрополита Евлогия (Западноевропейский Экзархат Константинопольской Патриархии) и митрополита Серафима (Лукьянова), возглавлявшего французские приходы карловацкой юрисдикции. Патриаршим Экзархом РПЦ в Западной Европе назначен митрополит Евлогий. После его смерти в 1946 г. Экзархом становится митрополит Серафим, а значительная часть “евлогианского” духовенства во главе с митрополитом Владимиром (Тихоницким) возвращается в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Образование на территории Китая Восточноевропейского Экзархата (возглавители, последовательно: митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Виктор (Святин), епископ Василий (Шуан)), просуществовавшего до начала “культурной революции” 60х гг. 1946.4.4 Образование Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии и назначение его председателем митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича). 1946.11 Кливлендский Собор Американского митрополичьего округа (возглавитель – митрополит Феофил (Пашковский)) принимает решение о воссоединении с Московской Патриархией на условиях автономии. В дальнейшем каноническое общение между Церквями было прекращено до 1970 г. из-за невыполнения административных распоряжений Патриархии. 1946.14.10. Открытие Ленинградской Духовной академии и семинарии. 1946.21.4 Возобновление богослужения в Троице-Сергиевой лавре. В это время на территории СССР было 10.5 тыс. действующих храмов. 1946.26.08. Богословский институт и Богословско-пастырские курсы преобразованы в Московскую духовную академию и Московскую духовную семинарию. 1946.26.7 Умер первоиерарх обновленцев А.И. Введенский. Последние обновленческие приходы переходят в Московскую Патриархию. 1946.3 Архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на то, чтобы Московская Патриархия направила в Прагу епископа для возглавления Чешской епархии.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

После смерти священника К. Маргаритеску около трех месяцев о церкви заботился монах Касиан Джорджеску. В это время молодой семинарист Мустеца Георге из села Бейлич был рукоположен в священники церкви села Бенту, но не приходит в церковь, потому что, заразившись сибирской язвой, умирает. В декабре 1939 года Константин Сбурлан найден священником из коммуны Зилиштяанка, села Алисешть, района Бузэу, где он остается до 1942 года. Он переезжает в коммуну Погоанеле, и его заменяет священник Штефан Станку, который, не имея жалованья в приходе Мовила Ойи где служил, переехал в Бенту и работал здесь с 1942 по 1946 год. От боли он скончался 14 марта 1946 года и был похоронен в коммуне Сэгеата, откуда была его жена. Во время болезни верующие села и дела общины поручаются в первую очередь священнику Войнеску Николае, который заменяет священника св. Станчу с 15 ноября 1945 г. по 31 января 1946 г., а затем Вайле Эконому с 1 февраля 1946 г. по 1 июня 1946 г., направленный канцелярией Священной епархии Бузэу. 1 июня 1946 года приходским священником был назначен Андрей Ионку, родившийся 19 сентября 1919 года, рукоположен в священники в 1937 году. В 1945 - 1946 годах служил в 1-м приходе коммуны Падина, а затем 2 июня 1946 года переведен в приход Бенту. 1 февраля 1977 года от прихода был рукоположен отец Войку Думитру, тоже из Бузэу. Во времена отца Войку церковь была отремонтирована и укреплена на средства жителей села. При этом вход в церковь был сооружен снаружи. Значительный вклад в укрепление церкви внес Раду Николае, который безвозмездно предоставил большое количество бетонного железа. Работы по консолидации были прерваны смертью отца Войку. Приход был принят 17 января 2003 г. рукоположением нынешнего священника Панайта Клаудиу, который продолжает ремонт и внутреннюю роспись церкви, чтобы осенью 2005 г. состоялось освящение отреставрированного и окрашенного храма с новой резной отделкой и дубовой мебелью. Священник Панаит поселится в деревне Бенту, построив дом. Церковь в Бенту расположена посреди кладбища, и нынешний священник Панайт Клаудиу заявил, что обнаружил старые кресты из резного камня, которые в свое время частично закопали в землю. Старые кресты исписаны славянскими буквами и покрыты мхом.

http://sobory.ru/article/?object=59491

Василию и настаивал на подчинении Белостокской епархии непосредственно Московскому патриарху. В письме патриарху Алексию I от 5 февр. 1946 г. Винцукевич указывал, что Белостокская епархия полностью разгромлена, почти все приходы перешли в ПАПЦ. В кон. февр. 1946 г. Винцукевич со своими сторонниками без согласования с Патриархией переехал в Брестскую обл., после чего большинство белорус. духовенства в Белостокском воеводстве под рук. префекта бельской гимназии свящ. Константина Байко признали власть Варшавского митр. Дионисия (Валединского). Переезд Винцукевича был вызван угрозой ареста клирика польск. властями. В нач. 1946 г. белостокский воевода С. Дыбовский писал, что Варшавская духовная консистория ПАПЦ требует привлечь прот. Н. Винцукевича к уголовной ответственности за самовольное присвоение церковной власти и учиненную смуту. В Польше остался соратник Винцукевича, заместитель управляющего делами Белостокской епархии прот. Василий Ивасенко, который 30 марта 1946 г. обратился к архиеп. Василию с просьбой взять под защиту оставшиеся в РПЦ приходы: Рождество-Богородичный в Бельск-Подляски, где настоятелем после отъезда Винцукевича стал Ивасенко, и храм в с. Грудек Белостокского окр., где служил свящ. Владимир Гарустович. К июню 1946 г. Ивасенко переехал в Брест, все приходы Белостокской епархии оказались в ПАПЦ. Чесноков в письме Карпову в апр. 1946 г. возложил ответственность за неудачу в «белостокском деле» на архиеп. Василия и на своего предшественника Лобанова: «Эта неудача была вызвана тем, что бывший уполномоченный и архиепископ доверили управление вновь созданной Белостокской епархией непроверенным и сомнительным людям, оказавшимся бывшими конфидентами немецких оккупантов» (ГАРФ. Ф. Р-6992. Оп. 1. Д. 105. Л. 70-71). В действительности же причина состояла в двурушничестве представителей местного духовенства, которые, присоединившись к РПЦ, тайно вели переговоры о возвращении в юрисдикцию Варшавской митрополии, желая остаться в Польше в условиях, когда в 1945-1946 гг.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Днем похороны Н.Н. Таганцева. Собрался весь общественный Париж. Были очень хорошие венки. О. Николай сказал несколько прочувствованных слов. Хоронил епископ Никон с членами епархиального совета (архим. Стефаном, О. Николаем и о. Василием Зеньковским ), о. Киприаном и о. Александром Чеканом. Видел очень много людей, которых нигде годами не встречал. Гроб вынесли на руках судебные деятели. Четверг 17/30 мая 1946. Вознесение Господне. На Дарю служба – торжественна. Начал прислуживать сын Наташи Кедровой и Кирилла Малинина Костя 701 . Суббота 19 мая/1 июня 1946. Среди французов и русских опять многочисленные аресты. Пятница 25 мая/7 июня 1946. Заходил днем к Юрьевым поговорить о школе и об экзаменах, которые назначены на 27 июня. Дела в школе идут хорошо. Детский сад работает каждый день. С лагерями все обстоит, наоборот, неважно. Нет руководителей. Виген [Нерсесьян] не сумел подготовить молодых людей, как обещал. Воскресенье 27 мая/9 июня 1946. День Св. Троицы. Литургия – без архиерея, но Митрополит не только сидел в алтаре всю службу, но причащал духовенство и был в очень бодром настроении. Вечерня очень затянулась. Храм – полный. Понедельник 28 мая/10 июня 1946. День Св. Духа. Митрополит спустился в нижнюю церковь 702 , причастился, причащал духовенство и сказал несколько слов после молебна собравшимся. Никогда, кажется, еще не было такой толпы. Нельзя было протискаться даже на лестницу. Суббота 2/15 июня 1946. Приехал из Ниццы архиепископ Владимир, очень недовольный вызовом его в Париж. Он только что собирался провести месяц на даче. Здесь его присутствие не необходимо, а надо бы считаться с его возрастом и здоровьем! Четверг 7/20 июня 1946. В 5 – совет на Дарю. Обсуждали вопрос о ремонте церкви и помещений. Митрополит неожиданно отменил галликанскую службу, которая должна была состояться в будущее воскресенье. Приходится извещать свыше чем 300 человек, которым посланы приглашения. По радио – сообщение о том, что 14 июня Верховный совет СССР даровал всем эмигрантам права гражданства, но неизвестно пока, на каких условиях. Надо обождать русских газет, которые собираются выпустить экстренные выпуски с разъяснениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Необходимо вспомнить и о том, что как Божественную литургию, так и важнейшие моменты заседаний Собора снимали для фильма и осуществляли грамзапись, чтобы будущие поколения могли не только читать о деяниях и постановлениях этого Собора, состоявшегося 8–10 марта 1946 г., но и как бы видеть его и принимать в нем участие. Ведь Церковь – это братский союз живых с теми, которые уже отошли от нас, и с теми, которые еще придут после нас. После богослужения еще раз собрались делегаты Собора, чтобы вместе с Экзархом Украины и всеми епископами провести остальную часть дня в теплой, сердечной обстановке, которую создало то необычайное событие, название которого «Львовский Церковный Собор 8–10 марта 1946 года». Вскоре после Собора на имя отца д-ра Гавриила Костельника пришла ответная телеграмма от Святейшего Патриарха Алексия. Текст ее следующий: «С великой радостью я узнал о завершенном торжестве воссоединения возлюбленных собратьев-пастырей с Матерью Православной Церковью. Горячо приветствую со светлым праздником Православия, призываю Господне благословение на всех воссоединившихся и на дальнейший труд их во славу Божию. Передайте Преосвященным Михаилу и Антонию и сами примите благодарность от имени Церкви за труд по воссоединению. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси Москва, 13 марта 1946 г.» Что может быть большим счастьем для священника здесь, на земле, нежели благодарность от имени всей Церкви, принесенная наивысшим ее представителем? Но разве эта благодарность должна быть эпилогом всего дела? Нет! Вернее будет сказать, что деяния Собора 8–10 марта 1946 г. – это пролог к новой эре в жизни, православной Украины, а через Львовский Собор 1946 г. – к возрождению христианства во всем мире! Сие буди, буди во славу Бога! Аминь. Сергеи Хруцкий, секретарь Инициативной группы по воссоединению Греко-католической Церкви с Русской Православной Церковью 60 Отчет соборной мандатной комиссии На Собор Греко-католической Церкви в г. Львове 8–10 марта 1946 г. было приглашено 225 делегатов-священников, членов Инициативной группы, и 22 делегата от мирян из всех трех греко-католических епархий (Львовской, Самборско-Дрогобычской и Станиславской) на западных землях Украины. Из приглашенных делегатов на Собор прибыло 216 делегатов-священников и 19 делегатов-мирян. Из приглашенных противников воссоединения на Собор никто не прибыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В 1990-е и 2000-е годы ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол, звон которого прихожане впервые услышали 30 мая того же года, в праздник Пятидесятницы. Религиозная жизнь [ править править код ] Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь. В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского, сокрытую на период закрытия Лавры, вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил её в период с 1941 по 1945 год в алтарецеркви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вместе с архимандритом Гурием первые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый богослужебный возглас после открытия Лавры был сделан отцом Иларионом. В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов). 21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года. В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой. В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году) 15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов. В пещерном храме под Успенским собором погребены Митрополит Макарий (Невский) († 1926), Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен (Извеков) († 1990).

http://azbyka.ru/palomnik/История_Свято-...

959 См.: Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 4. 961 Краткая история возникновения раскола в Западно-Европейском Экзархате после смерти митрополита Евлогия//Там же. Л. 3 об. 964 Зосима (Валяев), архим. Сообщение о Епархиальном Собрании Западно-Европейского экзархата. 20.10.1946//Архив Русской духовной миссии в Св. Земле (РДМ). Дело без но­мера. 965 См.: Ответ Высокопреосвяшеннейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2. 969 Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2, 4. 970 Зосима (Валяев), архим. Доклад митрополиту Анастасию 30.09.1946//Архив Архиерейско­го Синода РПЦЗ (далее Архив АС). Дело 53/38 («Евлогияне»), К. 1. 971 См.: Ответ Высокопреосвященнейшего Архиепископа Владимира Патриарху Алексию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1946. 3. С. 2. 972 Зосима (Валяев), архим. Сообщение о Епархиальном Собрании Западно-Европейского эк­зархата. 20.10.1946//Архив РДМ. Дело без номера. 975 Грамата Вселенского патриарха Максима//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1947. 6. С. 1–3. 976 Послание Епархиального Собрания//Церковный вестник Западно-Европейского Пра­вославного Русского Экзархата. 1949. 21. С. 3; Резолюции по докладу о каноническом положении Православной Церкви в Западной Европе//Там же. С. 21. 979 Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории//Проблемы истории Русского зару­бежья: материалы и исследования. М., 2008. Вып. 2. С. 135–139, 142–143. 982 Архиепископия. (Справка о состоянии дел Экзархата приходов русской традиции от мар­та 2005 г.) Архив ОВЦС. 985 См.: Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921–1922/Публ. Н. Ю. Лазаревой//Ученые записки российского Право­славного университета ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 6. С. 96, 101; Следственное дело Патриарха Тихона. С. 401.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010