537 Oliver J. H., Palmer R. E. A. Minutes of an Act of the Roman Senate//Hesperia. Vol. 24.1955. P. 320–349; KeresztezP. The Imperial Roman Govenrment... P. 303; Jones D. J. Christianity and the Roman Imperial Cult. P. 1039. Русский пер. надписи: Избранные латинские надписи по социально-экономической истории ранней Римской империи/Подбор, перевод и коммент. E. М. Штаерман под ред. Ф. А. Петровского //Вестник древней истории. 1956. 3. С. 219– 223 1176). 538 Шесть золотых были равны 600 сестерциям, а минимальная цена гладиатора, установленная senatus consultum, составляла 1000 сестерциев. 539 Oliver J. H., Palmer R. Е. A. Minutes of an Act of the Roman Senate. P. 326; Kyle D. G. Spectacles of Death in Ancient Rome. London; New York, 1998. P. 250. 542 Barnes Т. D. 1) Pre-Decian Acta Martyrum. P. 518–519; 2) Legislation against the Christians//Journal of Roman Studies. Vol. 58. 1968. P. 44. 543 Märtyrerliteratur. S. 80–81. Еще один разбор Послания см. в: Löhr W. A. Der Brief der Gemeinden von Lyon und Vienne. S. 135–149. Некоторые издатели при публикации «Послания» ограничиваются первыми двумя главами. 544 Dehandschutter В. A Community of Martyrs. P. 10. О других – «неправославных» – концепциях мученичества см.: Moss C. R. The Other Christs: Imitating Jesus in Ancient Christian Ideologies of Martyrdom. New York, 2010; HyldahlJ. Gnostic critique of Martyrdom//Contextualising Early Christian Martyrdom/Ed. J. Engberg, E. Holmsgaard, P. Klostergaard. Frankfurt am Main, 2011. P. 119–138; Dunderberg/. Early Christian Critics of Martyrdom//The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era/Ed. C. K. Rotschild and J. Schröter. Tübingen, 2013. P. 419–440; Tite P. L. Voluntary Martyrdom and Gnosticism//Journal of Early Christian Studies. Vol. 23. 2015. P. 27–54. 545 Основные работы по этой теме: Frend W. H. C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. A Study of Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965; Trevett C. Montanism. Gender, Authority and the New Prophecy. Cambridge, 1996; Tabbernee W. Fake Prophecy and Polluted Sacraments: Ecclesiastical and Imperial Reactions to Montanism. Leiden, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

745 В настоящее время не обнаружено ни одного амфитеатра в военном лагере в окрестностях Карфагена. Но в принципе такого рода сооружения нам известны например, в Карлеоне (Англия); они были рассчитаны, как правило, на небольшое число зрителей – легионеров и жителей окрестных деревень. 746 День рождения Геты – 7 марта 189 г.; в 203 г. ему исполнилось 14 лет. Вполне вероятно, что жители Карфагена хотели почтить правящую семью и отметить день рождения младшего наследника первой африканской династии торжествами, особенно после того, как император посетил Африку в 202 г. (Birley A. R. Septimius Severus. The African Emperor. London; New York, 1988. P. 146–154). Однако Ж. Колин полагает, что речь идет о годовщине назначения Геты цезарем (Colin J. Les jours de supplice des martyrs chrétiens et les fêtes impériales//Mélanges d’archéologie et d’histoire offerts a André Piganiol. Vol III. Paris, 1966. P. 1565). 747 По тексту не понять, о каком «даре» идет речь: об ответе на ее молитвы, об избавлении Динократа от страданий или обо всем вместе (См.: Hefferman Т. Н. The Passion of Perpetua and Felicity. P. 227). 748 Nervus – тяжелая деревенная рама, в которой закреплялись руки, ноги или голова заключенного; это не «железные цепи», как переводит Музурилло (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. P. 117), – для обозначения последних используется in vinculo. 749 Перпетуя, чтобы подчеркнуть преображение Динократа, обращает внимание не только на состояние его тела, как в первый раз, но и на одежду. 750 Fiala – заимствование из греческого (φιλη). В греческой мифологии золотая чаша является символом безопасности и бессмертия (Apollod., II, 5,10; Athen., XI, 39, p. 470 CD). 751 Пуденс (Pudens) – когномен тюремного стражника; отсутствие других имен может указывать на его невысокое происхождение. Этот Пуденс, очевидно, служил в городской когорте и был miles optio, адъютантом при центурионе; на таких воинов возлагались различные административные функции вроде руководства госпиталем или тюрьмой CBreeze D. J. A Note on the Use of the Titles Optio and Magister below the Centurionate during the Principate//Roman Officers and Frontiers/Ed. D. J. Breeze and B. Dobson. Stuttgart, 1993. P. 71–77). В древнем календаре Карфагенской церкви Пуденс фигурирует как святой (PL, 13, 1219). О нем см.: Habermehl Р. Perpetua und der Ägypter oder Bilder des Bösen im frühen afrikanischen Christentum. Berlin, 2004. S. 253–256.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. В. Храпов Ист.: Owen E. C. E. Some Authentic Acts of the Early Martyrs. Oxf., 1927; Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933; Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. v. R. Knopf, G. Krüger. Tüb., 19654; Coleman-Norton P. R. Roman State and Christian Church: a Coll. of Legal Documents to A. D. 535. L., 1966; The Acts of the Christian Martys/Introd., texts and transl. by H. Musurillo. Oxf., 1972. L., 2000; Lanata G. Gli Atti dei martiri come documenti processuali. Mil., 1973; A New Eusebius: Documents Illustrating the History of the Church to AD 337/Ed. J. Stevenson, W. H. C. Frend. L., 1987(2); Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства: Свидетельства нехристианских писателей I-II вв. Господе нашем Иисусе Христе и христианах. М., 1995р; СДХА. Лит.: Арсений (Иващенко), архим. Записки о мученичестве св. Арефы и др. с ним в городе Негране, служащие и поясняющие историю христианства в Южной Аравии VI в.//Странник. 1873. 6. С. 217-262; Mason A. J. The Persecution of Diocletian. Camb., 1876; idem. The Historic Martyrs of the Primitive Church. L.; N. Y., 1905; Соколов В. О. О влиянии христианства на греко-римское законодательство//ЧОЛДП. 1877. Янв. Отд. 1. C. 53-92. Май. Отд. 1. С. 509-541; Нояб. Отд. 1. C. 548-567; 1878. Март. Отд. 1. C. 260-393; Сент. Отд. 1. C. 227-256; Дек. Отд. 1 C. 664-714; G ö rres F. Die Märtyrer der aurelianischen Christenverfolgung//Jb. f. protestantische Theologie. 1880. Bd. 6. S. 449-494; Бердников И. С. Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Каз., 1881; Adeney W. F. Marcus Aurelius and the Christian Church//British Quarterly Review. 1883. Vol. 77. P. 1-35; Б-й А. Сказание о Нероне как об антихристе//ЧОЛДП. 1883. Янв. Отд. 1. С. 17-34; Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1883. СПб., 1997. Ч. 1; Лебедев А. П. Марция: (Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II в.)//ПрТСО. 1887. Ч. 40. С. 108-147; он же. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом.

http://pravenc.ru/text/166129.html

Cosgrove, C.H. «Justin Martyr and the Emerging Christian Canon: Observations on the Purpose and Destination of the Dialogue with Trypho», VC 36, 1982. Dawson, D., «Allegorical Readers and Cultural Revision in Ancient Alexandria», Berkeley, CA: University of California Press, 1992. Damacene, Hieromonk, «Father Seraphim Rose. His Lite and Works» (St. Herman of Alaska Brotherhood, 2003 Dionysius the Pseudo-Areopagite. «The Ecclesiastical Hierarchy», translated and annotated by Thomas L. Campbell, University Press of America, 1981. Ledkovsky. M., Rozenthal, C., Zirin, M., «Dictionary of Russian Women Writers», USA, 1994 L’Huillier. P., Archbishop, «The Church of The Ancient Councils», New York, 2000. Meycndorff. J.. «St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality». St. Vladimir’s Seminary Press, 1974. M. Polsky, Archpriest, «The New Martyrs of Russia», Montreal, 1972 Michael Pomazansky, Protopresbyter, «Orthodox Dogmatic Theology», Platina, 1984 Michael Pomazansky, Protopresbyter, «Selected Essays», Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1996 Quasten, J., «Patrology», Westminster, MD.: Newman Press, 1950. Schoedel, W.R., «Ignatius of Antioch», Hermenia: Fortress Press, 1985. «The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian», Boston. 1984. «Translator’s Epilogue» Torjescn, K.J. «Hermeneutical Procedure and Theological Method in Origen’s Exegesis», Berlin: De Gruytcr, 1986. Wilken, R.L. «Alexandria: A School for Training in Virtue», in P. Henry (ed.), Schools of Thought in the Christian Tradition, Philadelphia: Fortress Press, 1984. На французском: «Sources Chretienncs», Paris: Cerf. На болгарском: Василиев, А, «Блгарски светци в изобразителното изскуство», София, 1987. На сербском: Abepkje. архиепископ Цорданвилски. «Света Ревност». Београд. 1998 Jcbmuh, jepoмonax, «Nampoлoruja». Београд. 1984. На словацком: Stefan Pruzinsky. prot.. prof.. «Patrologia», Bratislava. 1990 Справочный аппарат Краткий терминологический словарь 8 Агиография (агиология) – наука о христианских святых. Включает составление корпуса житий всех святых, а также методологию построения разных типов житий.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Goodspeed E. Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1914. Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger, G. Ruhbach. Tübingen, 1965. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Justin, Philosopher and Martyr. Apologies/Ed. D. Minnis and P. Parvis. New York, 2009. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и примеч. П. Преображенского . М., 1892 [репр.: М., 1995]. Пантелеев А. Д. История римской матроны и ее учителя (lust. Apol. II, 2)//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 12. 2013. С. 448–461. Научная литература Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 509–531. Buck L. P. Justin Martyr’s Apologies. Their Number, Destination, and Form//Journal of Theological Studies. Vol. 54. 2003. P. 45–59. Buck L. P. The Pagan Husband in Justin, 2 Apology 2.1–20//Journal of Theological Studies. Vol. 53. 2002. P. 541–546. Dunderberg I. The School of Valentinus//A Companion to SecondCentury Christian “Heretics”/Ed. A. Maijanen, P. Luomanen. Leiden; Boston, 2005. P. 64–99. Dunderberg I. Early Christian Critics of Martyrdom//The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era/Ed. C. K. Rotschild and J. Schröter. Tübingen, 2013. P. 419–440. Grant R. M. A Woman of Rome. The Matron in Justin, 2 Apology 2.1–9//Church History. Vol. 54. 1985. P. 461–472. Keresztes P. The ‘So-Called’ Second Apology of Justin//Latomus. Vol. 24.1965. P. 858–869. Lampe P. From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the first two Centuries. Minneapolis, 2003. Liidemann G. Zur Geschichte des ältesten Christemtums in Rome//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 70. 1979. S. 86–114. MacDonald M. Y. Early Christian woman and pagan opinion. The power of hysterical woman. Cambridge, 1996. Markschies C. Individuality in Some Gnostic Authors: With a few remarks on the interpretation of Ptolemaeus, Epistula ad Floram//Zeitschrift für Antikes Christentum. Vol. 15. 2011. P. 411–430.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодорит Кирский , бл. История боголюбцев/Предисл., комм. Сидорова А. И. М., 1996. – Церковная история. М., 1993. Филарет, архиеп. Черниговский. Жития святых, чтимых Православной Церковью, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. СПб., 1885 (переиздание: М., 2000). Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 1885 (2-е изд.; репр. воспроизведение – М., 1994). Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описаний их. Кн. 1–3. Чернигов, 1865 (2-е изд.). Святые южных славян: Описание жизни их. СПб., 1883 (З-е изд.). Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. СПб., 1851. Энциклопедия православной святости. Т. 1–2. М., 1997. Jycmuh Поповин. Жumuja светих. Т. 1–12. Вальево, 1991–1998. 2 . Исследования Abrahamse D. F. On the Afterlife of Italo-Greek Saints’ Lives/Byzantinische Forschungen. 20 (1994), 59–71. Aigle D. (ed.) Saints orientaux. Paris, 1993. Aigrain R. L’Hagiographie. Ses sources, ses methodes, son histoire. Paris, 1953 (2e ed. 2000). Alivisatos A. Η νακρυξις τν γων ν τ ρθοδξ κκλησ. Athenai, 1948. Amore A. Culto e canonizzazione dei Sancti nell’antichita cristiana/Antonianum 52 (1977), 38–80. Anderson G. Sage, Saint and Sophist: Holy Men and Their Associates in the Early Roman Empire. London; New York, 1994–2001. Andreyev I. Russia’s Catacomb Saints Lives of the New Martyrs. Platina CA, 1982 . Angenendt A. Heilige und Reliquien. Die Geschichte ihres Kultes vom friihen Christentum bis zur Gegenwart. Miinchen, 1994. Attwater D. Saints of the East. London, 1963. Auzepy M. F. L’analyse litteraire et l’historien: l’exemple des vies de saints iconoclastes/Byzantinoslavica 53 (1992) 1, 57–67. – L’hagiographie et l’iconoclasme byzantin. Le cas de la Vie d’Etienne le Jeune. Aldershot, 1999 (Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs, 5) Balan I. Archim. Romanian Patericon. Containing the Lives and Sayings of the Saints and Monastic Fathers who Labored in the Land of the Romania from the Fourth to the Twentieth Centuries. Vol. 1 Third-Eighteenth Centuries. Platina CA.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2003 г. город отмечал 1800-летие ее мученической кончины. Ист.: BHG, N 1482; BHL, N 6633-6636; CPL, N 32; ActaSS. Mart. T. 1. P. 630-638; Holstenius L. Passio sanctorum martyrum Perpetuae et Felicitatis/Ed. P. Poussin. R., 1663. P. 1-37; idem. Passio sanctorum martyrum Perpetuae et Felicitatis, cum notis L. Holstenii/Ed. H. Valesius. P., 1664. P. 1-37, 78-87; The Acts of the Martyrdom of Perpetua and Felicitas/Ed. J. R. Harris, S. K. Gifford. L., 1890. P. 39-69 [greek text]; Robinson J. A. The Passion of S. Perpetua: Newly ed. from the mss. with an introd. and not.//Texts and Studies. Camb., 1891. T. 1. N 2. P. 1-103; Acta Martyrum selecta/Hrsg. O. von Gebhardt. B., 1902; Shewring W. H. The Passion of SS. Perpetua and Felicity MM: A New Ed. and Transl. of the Latin Text, together with the Sermon of St. Augustine upon these Saints. L., 1931; Beek C. J. M. J., van. Passio Sanctorum Perpetuae et Felicitatis. Noviomagi, 1936; Franchi de " Cavalieri. P. La Passio SS. Perpetuae et Felicitatis// Idem. Scritti agiografici. Vat., 1962. Vol. 1. P. 41-155. (ST; 221); Musurillo H., ed. Acts of the Christian Martyrs: Texts and transl. Oxf., 1972. P. 106-131; Atti e Passioni dei Martiri: Testo crit. e comment./Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Mil., 1987, 20072. P. 107-147; Amat J. Passion de Perpétue et de Félicité, suivi des Actes. P., 1996. (SC; 417) [Pass. Perp.]; Formisano M. La passione di Perpetua e Felicita. Mil., 2008; The Passion of Perpetua and Felicity/Ed. T. J. Hefferman. Oxf., 2012; Страсти Перпетуи и Фелицитаты//Ранние мученичества: Переводы, коммент., исслед./Пер., коммент., вступ. ст., прил. и общ. ред.: А. Д. Пантелеев. СПб., 2017. С. 209-248. Лит.: Massebieau L. La langue originale des Actes de SS Perpétue et Félicité//RHR. 1881. T. 24. P. 97-101; Duchesne L. En quelle langue ont été écrits les Actes des saintes Perpétue et Félicité//CRAI. 1891. N 1. P. 39-54; Canning G. The Passion of St Perpetua//The Month. L., 1892. Vol. 74. P. 340-355; Rabeau G. Les cultes des saints dans l " Afrique chrétienne d " après les inscriptions et les monuments figurés.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

Рассказ о мученичестве девушки-рабыни Потамиены и воина Василида – первое развернутое свидетельство об александрийских мучениках и одно из немногих аутентичных повествований о преследовании христиан до начала общегосударственных гонений при Деции; его изучение позволяет лучше понять события в одном из мегаполисов античного мира и общее положение христиан в начале III в. Издания и переводы Eusebius. Werke. Bd. 2/Hrsg. von E. Schwartz. Berlin, 1909. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Евсевий Памфил . Церковная история/Пер. М. Е. Сергеенко. М , 1993. Евсевий Кесарийский . Церковная история/Ввод, ст., коммент., библиогр. список и ук. И. В. Кривушина. СПб., 2013. Butler С. The Lausiac History of Palladius. Vol. 1–2. Cambridge, 1904. Лавсаик Палладия (пер. и коммент. Н. А. Олисовой)//Иросанфион, или Новый рай. Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв./Отв. ред. Д. С. Бирюков. Святая гора Афон, 2010. Научная литература AugarF. Die Frau im römischen Christenprocess. Leipzig, 1905. Bakker H. Potamiaena: Some Observations about Martyrdom and Gender in ancient Alexandria//The Wisdom of Egypt. Jewish, Early Christian and Gnostic Essays in Honour of G. P. Luttikhuizen/Ed. A. Hilhorst and G. H. van Kooten. Leiden; Boston, 2005. P. 331–350. Barnes T. D. Legislation against the Christians//Journal of Roman Studies. Vol. 58. 1968. P. 32–50. Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19. 1968. P. 509–531. Bienert W. Dionysius von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im Dritten Jahrhundert. Berlin; New York, 1978. Carriker A. J. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden; Boston, 2003. Davies J. G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the Cause of the Persecution 202–3?//Journal of Theological Studies. Vol. 5. 1954. P. 73–76. Faggiotto A. La diasporà catafrigia: Tertulliano e la “Nuovo Profezia”. Rome, 1924. Frend W. H. C. A Severan Persecution? Evidence of the Historia Augusta//Forma futuri: studi in onore del cardinale Michele Pellegrino.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P., 1946; Pellegrin A. Histoire de la Tunisie. Tunis, 1941 2; Courtois Ch. Grégoire VII et l " Afrique du Nord//RH. 1945. Vol. 195. P. 97-122, 193-226; idem. Bibliographie de l " histoire de l " Afrique du Nord des origines à la fin du Moyen Âge. Alger, 1947; Cintas P. Un sanctuaire pré-carthaginois sur la grève de Salammbo//Revue tunisienne. Ser. 3. P., 1948. N 1. P. 1-31; idem. Manuel d " archéologie punique. P., 1970-1976. Vol. 1-2; Lapeyre G.-G., Pellegrin A. Carthage latine et chrétienne. P., 1950; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1961; Grasm ü ck E. L. Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964; Foucher L. Un sanctuaire néo Punique à Menzel Harb//Africa. Tunis, 1966. Vol. 1. P. 119-130; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de Carthage. R., 1975-1991. 3 vol.; eadem. Inscriptions chrétiennes de Carthage//Africa. 1985. Vol. 9. P. 217-250; eadem. Results of the International Save Carthage Campaign: The Christian Monuments//World Archaeology. L., 1987. Vol. 18. N 3. P. 291-311; eadem. Carthage: Une métropole chrétienne du IVe siècle à la fin du VIIe siècle. P., 1997; Excavations at Carthage Conducted by the University of Michigan. Tunis etc., 1976-1982. 7 t. (далее: ECUM); Frend W. H. C. The Early Christian Church in Carthage//ECUM, 1976. Tunis; Ann Arbor, 1977. T. 3. P. 21-40; Ferchiou N. Trois types de monuments funeraires situes dans l " ancien territoire de Carthage Punique//Africa. 1978. Vol. 5/6. P. 190-214; Byrsa/Ed. S. Lancel. R., 1979-1985. 3 vol.; Ellis S. P. The Ecclesiastical Complex: Stratigraphic Report, 1977//ECUM, 1977. New Delhi, 1980. T. 5. P. 7-123; Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба: Древний мир. М., 1980; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980; Pringle D. The Defence of Byzantine Africa. Oxf., 1981; Cameron A. Byzantine Africa: the Literature Evidence//ECUM, 1978. Ann Arbor, 1982. T. 7. P. 1-51; Stager L. E. Carthage: A View from the Tophet//Phönizen im Westen.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Saxer V. Les „Actes des Martyrs anciens“ chez Eusèbe de Césarée et dans les Martyrologies syriaques et hiéronymien//Analecta Bollandiana. Vol. 102. 1984. P. 85–95. Saumagne Ch., Meslin M. De la légalité du Procès de Lyon de l’année 177//Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. Tl. 2. Bfd. 23.1. Berlin; New York, 1979. S. 316–339. Schneider A. B. Jüdisches Erbe in christlicher Tradition, eine kanongeschichtliche Untersuchung zur Bedeutung und Rezeption der Makkabäerbücher in der Alten Kirche des Ostens. Heidelberg, 2000. Thompson J. W. The Alleged Persecution of the Christians at Lyons at 177 11 American Journal of Theology. Vol. 16. 1912. P. 358–384 [А. Гарнак и П. Алл ар выступили с критикой этой статьи; ответ на их замечания: Thompson J. W. The Alleged Persecution of the Christians at Lyons in 177: A Reply to Certain Criticisms//American Journal of Theology. Vol. 17.1913. P. 249–258]. Troubnikoff A. Les Martyrs de Lyon et leurs temps. Paris, 1986. Whittaker M. Jews and Christians: Graeco-Roman Views. Cambridge, 1984. Wierschowski L. Der Lyoner Märtyrer Vettius Epagathus. Zum Status und zur Herkunft der ersten gallischen Christen//Historia. Bd. 47. 1998. S. 426–453. Zeiller J. L’égalité et l’arbitraire dans les persécutions contre les chrétiens//Analecta Bollandiana. Vol. 67.1949. P. 49–54. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М., 1994. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994. Пантелеев А. Д. Христиане в правление Марка Аврелия//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 4. 2005. С. 305–316. Якушевич П. Император Марк Аврелий и его отношение к христианству//Полоцкие Епархиальные Ведомости. 1895. 17. С. 799–808; 18. С. 860–871; 19. С. 922–937. Акты скилитанских мучеников «Акты скилитанских мучеников» (BHL 7527) сообщают о группе североафриканских христиан, представших 17 июля 180 г. перед судом проконсула Вигеллия Сатурнина; они были осуждены и обезглавлены в тот же день. Известны латинская и греческая версия этого текста. Основными рукописями для краткой латинской версии являются cod. lat. 11880, fol. 109–110 (IX в.; Британский музей, Лондон); для средней – cod. lat. 377, fol. 254-255(ΧΙ в.; Австрийская Национальная библиотека, Вена), cod. lat. 47, fol. 55 (XIII в.; Муниципальная библиотека Эврё (Evreux), Франция), cod. lat. 3191 (стар. 7984), fol. 125-126 (X в.; Королевская библиотека Бельгии (Брюссель)) Манускрипт пространной версии утрачен. Греческий вариант (BHG 1645) сохранился в cod. graec. 1470> fol. 128 (890 г.; Национальная библиотека Франции, Париж).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010