Baumstark A. Die Anaphora von Thmuis und ihre Überarbeitung durch den Hl. Serapion//Römische Quartalschrift für Christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte. Freiburg, 1904. Bd. 18. S. 123–142; Capelle B. L’Anaphore de Sérapion: Essai d’exégèse//Le Muséon. Louvain, 1946. Vol. 59. P. 425–443; oδπoυλoς П. Εχολγιον Σεραπινου//Θεολογα. θναι, 1957. N. 28. Σ. 252–275, 420–439, 578–591; 1958. N 29. Σ. 45–54:208–217 [выдержки из диссертации, защищённой в Оксфордском университете]; Johnson M. The Prayers of Sarapion of Thmuis: A Literary, Liturgical and Theological Analysis. R., 1995. (Orientalia Christiana Analecta; 249). P. 23–24, 29–42 и др. В последней из указанных книг – самой современной к настоящему времени большой работе, посвящённой Евхологию Сарапиона, – на стр. 23–24 и 29–42 можно найти обзор существующей литературы; краткое изложение выводов самого М. Джонсона по поводу анафоры (только) Евхология Сарапиона см. в статье: Johnson M.E. The Archaic Nature of the Sanctus, Institution Narrative, and Epiclesis of the Logos in the Anaphora Ascribed to Sarapion of Thmuis//Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers/P. Bradshaw, ed. Collegeville (Minnesota), 1997. P. 73–107. 235 Так, Б. Ботт считал, что Евхологий составлен неким еретиком в конце IV в. или даже позднее: Botte B. L’Eucologe de Sérapion est-il authentique?//Oriens Christianus. Wiesbaden, 1964. Bd. 48. S. 50–56. 237 Использование именно этой цитаты в Pre-Sanctus – характерная черта анафоры ап. Марка; присутствие её и в анафоре Евхология Сарапиона – свидетельство близости этих двух анафор друг к другу. 244 «Дидахэ» датируется разными учёными по-разному – от последней трети I в. до первой трети II. Обзор мнений учёных по вопросу о содержании молитв IX–X глав «Дидахэ» см. в кн.: Niederwimmer K. Die Didache. Göttingen, 1989. S. 173–180. 245 Греческий критический текст и комментированный французский перевод: SC. 336. P. 52–55. Согласно хорошо аргументированному мнению М. Месже (Metzger M. Les Constitutions Apostoliques/Introduction, texte critique, traduction et notes//T. 1–3. (SC. 320, 329, 336), время и место составления этого памятника,– примерно 380 г., Антиохия; тем не менее в основе «Апостольских постановлений», несомненно, лежат значительно более древние тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

комментарий: Толковая Библия . Т. 2. Петербург, 1913. С. 206). Хотя в Послании к Галатам употребляется термин κατρα, а не κατθεμα, но оба понятия следует рассматривать как синонимы. Отсюда проясняется и смысл рассматриваемой фразы: пребывшие стойкими в вере спасутся Господом, ставшим за нас «проклятием». Именно так толкует это место В. Бауер: Bauer W. Op. cit. S. 812. См. также: Bruce F. F. Eschatology in the Apostolic Fathers//The Heritage of the Early Church. Essays in Honor of G. V. Florovsky. Roma, 1973. R 84. 593 Выражение σημεον κπετχτεως ν οραν можно перевести и как «разверзнется небо». Но в данном случае речь идет скорее о знаке Креста, который явится на небе перед вторым Пришествием Господа. См. об этом: Stammet E. Semeion ekpetaseos (Didache. 16,6)//Römische Quartalschrift. Bd. 48.1953. S. 21–43; Daniélou J. Théologie du Judeo-Christianisme. P. 292. 594 Ha этом месте текст «Дидахе» в рукописи обрывается. B. Рордорф и А. Туйлье (Op. cit. Р. 199), опираясь на «Апостольские постановления », восстановили несохранившееся окончание теста, помещаемое здесь в квадратные скобки. 596 Достаточно подробную и почти исчерпывающую библиографию (за исключением новейших исследований) см.: Quasten J. Patrology. V. 1. The Beginnings of Patistic Literature; Utrecht-Antwerp., 1975. P. 38–39;Altane rB. Stuiber A. Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Frieburg; Basel; Wien, 1980. S. 82, 557; La Doctrine des douze Apôtres (Didaché). Introduction, texte, traduction, notes, appendice et index par W. Rordorf et A. Tuilier//Sources chretiennes. Paris, 1978. 248. P. 129–135. 598 Историю текста памятника см. в предисловии к указанному изданию В. Рордорфа и А. Туйлье: La Doctrine des douze Apotres. P. 102–128. 601 Наиболее вероятным местом написания текста, по мнению В. Рордорфа и А. Туйлье, является Западная Сирия, но мы бы определили локализацию шире: сиропалестинский ареал. Впрочем, из Западной Сирии «Дидахе» быстро проникло и в Египет. См.: La Doctrine des douze Apôtres. P. 97–99. 603 Подробный анализ этих частей сделан в предисловии B. Рордорфа и А. Туйлье: Op. cit. Р. 22–83. 604 Campenhausen H. F. Aus der Frühzeit des Christentums. Studien zur Kirchengeschichte des ersten und zweiten Jahrhunderts. Tübingen, 1963. S. 1–29. 607 Заозерский H. А. Иерархический принцип в церковной организации//Богословский вестник. 1911. Т. 1. С. 84. 608 Ignace d " Antioche. Polycarpe de Smyme. Lettres. Martyre de Polycarpe. Texte grec, introduction, traduction et notes de P. Th. Camelot//Sources chrétiennes. Paris, 1969. 10. P. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Из церковных таинств Евхаристия упоминается в «Дидахе» (гл. 9), а также в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца как «плоть Господа нашего Иисуса Христа» ( Ign. Ep. ad Philad. 4; Idem. Ep. ad Smyrn. 7; ср.: Idem. Ep. ad Eph. 20). Покаяние , к к-рому следует обращаться в случае совершения греха после крещения , является центральной темой «Пастыря» Ермы ( Herm. Pastor. I 3. 7; III 8. 6, 8, 9, 11). В «Дидахе» (Didache. 4. 14; 14. 1) и в Послании Варнавы ( Barnaba. Ep. 19) говорится об исповеди. В этике Ерма ( Herm. Pastor. III 5. 3) и Варнава ( Barnaba. Ep. 19) настаивают на необходимости добрых дел для спасения (об этике М. а. см.: Osborn. 1980; L ö hr. 2012). Соч.: CPG, N 1000/1-9 [общие издания], 1001-1052 [персоналии]; CPGS, N 1000-1052; Die apostolischen Väter: Griechisch-deutsche Parallelausgabe/Hrsg., übers. A. Lindemann, H. Paulsen. Tüb., 1992; The Apostolic Fathers/Ed., transl. B. D. Ehrman. Camb. (Mass.); L., 2003. Vol. 1-2; рус. пер.: ПМА. 20032, 2008р. Библиогр.: ПМА. 2008. С. 556-593; СДХА. С. 702-715. Словари: Goodspeed E. J. Index patristicus sive clavis Patrum apostolicorum operum. Lpz., 1907, 19602; Kraft H. Clavis Patrum apostolicorum: Catalogum vocum in libris Patrum qui dicuntur apostolici non raro occurrentium. Münch., 1963; A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature/Ed. F. W. Danker. Chicago; L., 20003. Лит.: Casamassa A. I Padri apostolici: Studio introduttivo. R., 1938. (Lateranum. N. S.; Vol. 4. Fasc. 3/4); Bartelink G. J. M. Lexicologisch-semantische studie over de taal van de Apostolische Vaders. Nijmegen, 1952; Emeri S. Il logos nel pensiero dei Padri Apostolici: (Il primo capitolo della speculazione cristiana)//Studia Patavina. 1954. Vol. 1. P. 400-424; Jouassard G. Le groupement des Pères dits apostoliques//MSR. 1957. Vol. 14. P. 129-134; K ö ster H. Synoptische Überlieferung bei den Apostolischen Vätern. B., 1957. (TU; 65); Dani é lou J. Théologie du Judéo-Christianisme. Tournai, 1958; Gokey F. X. The Terminology for the Devil and Evil Spirits in the Apostolic Fathers.

http://pravenc.ru/text/2564312.html

31) Knopfler. Werth und Bedeutung d. Studium d. Kirchengeschichte. Rectorats – Rede, München. 1893. 32) Baumgarten. Larsianus Annaeus Seneca und das Christentum. Rostock, 1895. 33) Sancti Apollonii Romani Acta Graeca. Bruxeles, 1895. 34) Harnack. Das Christentum und die Geschichte. Leipzig, 1895. 35) Kraus. Synchronistische Tabellen zur Kirchengeschichte. 2 Aufl. Trier, 1894. —17— 36) Knopfler. Lehrbuch d. Kirchengeschichte. Aut. Grund academ. Vorlesungen von Hefele. Freiburg. 1895 – 9 m. 37) Schlieben. Uber d. Einfluss d. asiatischen Religion aut. die Lehre d. Christentum. Wiesb 1895 – 1 m. 38) Hoole. The Didache or Teaching of the Twelve Apostels. London, 1894, – 2 s. 6 d. 39) Zahn. Der Storker Epictet und sein Verhältnis zum Christentum. Leipzig, 1895. 40) Gardner. Iulian, philosopher and emperor, and the last Struggle of Paganism against Christianity. London, 1895 – 5 s. 41) Duchesne, Abbé. Fastes épiscopaux de l " ancienne Gaule. Tome 1. Paris, 1895 – fr. 12. 42) Le Blant. Des persécuteurs et les martyrs aux premiers siècles. (И. д. доцента А. Спасским). 43) Corpus juris civilis (отдельно: Institutiones, Digesta, Codex et Novellae) Iustiniani, recens P. Krüger. Th. Mommsen, C. Zachariae von Lingental. 44) „Отразительное писание о новоизобретённом пути самоубийственных смертей“, новооткр. памятник, изд. под ред. X. Лопарева. (И. д. доцента И. Громогласовым ). 45) Журнал – „ Новости печати“ за 1895 и 1896 гг. 46) Остроумов. Курс церковного права – 2-й экземпляр. 47) Монастырев. Очерк истории австрийского священства после Амвросия. 48) Геттэ. Папство, как причина разделения церквей. 49) Проф. Виноградов. Учебник по всеобщей истории. 50) Разумовский, прот. Патриаршие певчие, дьяки и поддьяки и государевы певчие дьяки. 51) Победа, победившая мир. Изд. К.П. Победоносцева. 52) Энциклика папы Льва XIII о соединении церквей. Текст её и три православных отзыва о ней. 53) Григоровский. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и о родстве и свойстве. 2 экз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

360. Acta Thomae, 11 — 12. 361. Ириней. Против ересей, I, 13,4. 362. Didascal., Ill, 10, 1. 363. Aristide. Oratio platonica, 2; Labriolle de P. La reaction pa/enne. Paris, 1934, p. 83. 364. 2 Apol., 2. 365. Tertullien. Ad Scapul., 3. 366. Tertullien. Ad uxor., II, 4, 1. См. также: Apologet., 3, 4; Cyprien. De lapsis, 6; Testim., 3,62. 367. Tertullien. Ad uxor., II, 8. 368. Ж. Б. де Росси обнаружил в катакомбах захоронения представительниц знатного семейства Цецилиев, поименованных просто как honesta femina (добропорядочная женщина), поскольку, вероятно, они были замужем за людьми более низкого социального положения (Rossi de J. В. Roma sotteranea, II, p. 144). 369. Hippolyte. Philosophoumena, IX, 12. См. также: Ballini A L II valore giuridico della celebratione nuziale cristiana. Milano, 1939, p. 24. 370. См.: Tradition apostolique, 16. 371. Didascal., Ill, 24; см. также: Arist.: Or., 15; Tradition apostolique, 18. 372. См.: Quintillien. Inst, or., V, 9, 14; Dion Cassius. Hist, rom., 49, 8. 373. Didascal., Ill, 19, 1—2; Clement d " Alexandrie. Paed., Ill, 5, 32—33; Cyprien. De hab. virg., 19; De lapsis, 30. 374. См. мою работу: Vie liturgique et vie sociale, pp. 140— 143. 375. Например: Евсевий. Церковная история, V, 1, 17, 41, 55; VI, 5; VIII, 3,14. 376. MollandE. Opuscula Patristica. Oslo, 1969, p. 105. 377. Говоря словами Шекспира. 378. См.: Origdne. Contra Celsum, III, 9. 379. По данному вопросу существуют специальные исследования, в частности: JusterJ. Les Juifs dans l " Empire romain. Paris, 1914; Parkes J. The conflict of the Church and the Synagogue. London, Simon M. Verus Israel. Paris, 1964. 380. Didache, 11–12. 381. Рим. 16, 1 — 16. 382. Рим. 16,7. 383. Liber Pontiflcalis, ed. Duchesne, p. 126. 384. Евсевий. Церковная история, III, 22; IV, 20. 385. См.: JusterJ. Op. cit., p. 21. 386. Simon M. Verus Israel. Paris, 1964, pp. 125— 126. 387. См., например: 1 Clem., 61, 1. 388. Simon M. Op. cit., p. 128. 389. Евсевий. Церковная история, IV, 6,4. 390. Рим. 2, 17–24.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Goguel, Neuchâtel-Paris 1950. – Alexandrinismes dans l’épitre aux Hébreux, dans RB 58 (1951) 481–502. STRACK H.L. und P. BILLERBECK. Kommentar zum N.T. aus Talmud und Midrash, IV1 München 1928. STRATHMANN H. Der Brief an die Hebräer (Das Neue Testament Deutsch), Göttingen 1949. TWNT. Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament, herausgegeben von Gerhard KITTEL, Stuttgart 1933 -. Behm J. qusia B. III, S. 181–90. Beyer H.W diakonew B.II, S. 81–7.   episkoph B.II, S. 602–4.   episkopoj B. II, S. 604–17. Büchsel F.hgeomai B. II, 8. 909–11. Delllng G. antilhmyij B.I, S. 376. Hauck F. kopian B.III, S. 827–9. Friedrich G. euaggelisthj B.II, S. 734–5. Kittel G. aggeloj B. I, S. 79–87.   akolouqew B.I, S. 210–6.   escatoj B.II, S. 694–5. Michaelis W. leukoj B. IV, S. 248–59.. Michel O. oikoj B.V, S. 122–33. Procksch O. agioj B.I, S. 101–12.   agiazw B.I, S. 112–4. Rengstorf K.H. Apostoloj B.I, S. 406–46.   didaskaloj B.II, S. 150–62.   dwdeka B.II, S. 321–28. Schmidt K.L.  ekklhsia B.III, S. 502–39. Schneider J. ektrwma B.II, S. 463–5. Schunk G. ierateuma B.III, S. 249–51. Stählin G. xenoj B.V, S. 1–36. Strathmann H. latreia B. IV, S. 58–66.   leitourgias B.IV, S. 221–36. Windisch H. ellhn B.II, S. 501–14. THORNTON L.S. Confirmation. Its place in the baptismal Mystery. Westminster, 1954. VOKES F.E. The Riddle of the Didache. Fact or Fiction, Heresy or Catholicism? London 1938. WAGENMANN J. Die Stellung des Apostels Paulus neben den Zwölf in den ersten zwei Jahrhunderten, Giessen 1926. WEIZSACKER. Das apostollsche Zeitalter der christlichen Kirche, Tübingen 1902. ZEILLER J. L’organisation ecclésiastique aux deux premiers slècles, dans «L’Eglise primitive» par J. Lebreton et J. Zeiller. (1 tome de l’Histoire de l’Eglise publlée sous la direction de A. FLICHE et V. MARTIN), Paris 1934. Наиболее употребляемые сокращения: R.B. ­­ Revue Biblique, Paris. R.Sc.R. ­­ Recherche de Science Religieuse, Paris. SCH. ­­ Sources Chrétiennes. TWNT ­­ Kittel, Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУПЕЛЬ Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Сцена крещения. Рельеф алтаря в Сант-Амброджо в Милане. IX в. Мастер Вольвиний Бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения . К. подразделяются на 2 типа - стационарные (писцины) и передвижные (переносные). Использование К. наряду с естественными источниками воды засвидетельствовано в раннехрист. текстах (Didache. 7. 1-3; Iust. Martyr. I Apol. 61. 3; Tertull. De bapt. 4. 3; Trad. Ap. 21. 2; Acta Thomae. 26). Прототипами первых христ. К. могли служить как иудейские миквы для регулярных очистительных обрядов по Закону Моисееву, так и греко-рим. бассейны для бытовых или религ. целей, бассейны для сбора воды (impluvia), частные или общественные бани. Стационарные К. Археологические свидетельства о К. III-VII вв. многочисленны и весьма разнообразны: К. отличаются как по форме, глубине, техническому устройству, так и по декору (см. каталоги: Khatchatrian. 1962; Ristow. 1998). Чаще всего они являются частью комплекса баптистерия , могут быть вырублены в скальной породе или выкопаны и выложены мрамором и т. п. У одних К. стенки приподняты над уровнем пола, чтобы вода не выплескивалась при погружении, другие просто вырезаны в полу. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Купель в баптистерии собора Св. Софии в Стамбуле. IV в. Форма К. отражала богословское содержание таинства: круглые или имеющие форму жен. утробы (как, напр., К. в ц. св. Виталия в Суфетуле (ныне Сбейтла, Тунис); см. также: Bedard W. M. The Font as Womb or Mother// Idem. The Symbolism of the Baptismal Font in Early Christian Thought. Wash., 1951. P. 17-36) должны были указывать на Крещение как новое рождение; 8-угольные являлись символами совершенства, вечности и эсхатологического 8-го дня, указывая на новое творение во Христе или Воскресение Христово; писцины в форме креста или 6-угольной формы были символом соумирания со Христом и Страстной пятницы (6-го дня) (см.: Jensen R. M. Baptismal Imagery in Early Christianity: Ritual, Visual, and Theological Dimensions. Grand Rapids (Mich.), 2012).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

73 Так, F. Nau полагает, что в Дидаскалии воспроизводится апостольская традиция (см. в Dictionnaire de théologie eatholique, fasc. XXVIII, col. 741)и, может быть, переработано более древнее апостольское произведение (col. 747), a Th. Schermann (Ein Weiherituale der romischen Kirche am Sehlusse des ersten Jahrhunderts, Mttnchen und Leipzig 1913)видел там современную писаниям Иоанновым traditio ecclesiastica Clementis (см. в «Biblische Zeitschrift» XI 4, S. 420). 74 См. The Jewish Encyclopedia IV (New-York and London 1903), p. 588–594; Еврейская Энциклопедия VII (Спб. 1910), стр. 167–178. 75 Эту идею особенно развивает и защищает Prof. D. Alfred Seeberg; см. его сочинения: Der Kathechismus der Urchristenheit, Leipzig 1903; Das Evangelium Christi, ibid. 1905; Die beiden Wege und das Aposteldekret, ibid. 1806; Die Didache des Judentums und der Urchristenheit, ibid. 1908; Der Brief an die Hebräer, ibid. 1912 (S. 141 ff.). 77 Нечто подобное по отношению к А. П. см. у Prof. Eduard Schwartz, Ueber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen, S. 25. 78 F. Nau в Dictionnaire de théologie catholique, fasc. XXVIII, col. 747: le champ est ouvert a toutes les hypothéses et á toutes les incertitudes. 79 Ср. Prof. Otto Bardenhewer, Geschichte der alttkirchlichen Literatur II (Freiburg im Breisgau 1903), S. 259. 82 Ibid. II, 2, S. 494, 496, 501. Cp. Prof. Albert Ehrhard, Die altchristliche Litteratur und ihre Erforschung von 1884–1900; erste Abteilung: Die vornicänische Litteratur (Freiburg im Breisgau 1900), S. 527. 83 Продолжение следует. NB. В «Христ. Чтении» 1916 г., 3 нужно поправить: стр. 340, 1 сн. «подлинные» (вм. «многие»), 341, и 11 св. «настоящие» (вм. «подлинные»), 341, 13 св. «этой» (вм. «настоящей»), 345, 5 св. «тонкая» (вм. «такая»), 345, 8 сн. «altkirchlichen» (вм. «altchristlichen»), 349, 8 «имели» (вм. «имеют»), 352, 7 сн. «вдовичества» (вм. «вдовства»); примечания 3-е на стр. 359 и 1-е на стр. 360 должны быть переставлены одно на место другого. 84 Несколько сближается Prof. John В. Peterson, который, считая за terminus a quo Антиохийский собор 341 г., находит возможным приурочивать АП. ко времени около 380 г.: см. The Cathelic Encyclopedia I (London 1909), р. 637 b. Равно и Dr. Gerhard -Rauschen склонен полагать, что этот памятник произошел около 380 г.: см. в «Theologische Revue» 1913, 11, Sp. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

500 Текст Дидахе 1,3–5 представляет собой компиляцию из слов («логий») Господа, сделанную на основании различных источников (Матфей, Лука и, возможно, апокрифического источника). Эта компиляция является интерполяцией в основной текст и была сделана во второй половине II столетия. Подробнее см.: Bentley Layton. The Sources, Date and Transmision of Didache 1,3b – 2,2//The Harward Theological Review. 1968. Vol. 61. P. 343–383. Рассматриваемый текст (Дидахе. 1,3–5), a также текст Молитвы Господней (Дидахе. 8,2; примеч. 57) свидетельствуют о том, что составитель «Дидахе» не был знаком с письменным текстом Евангелий (euangelium scriptum). См.: Helmut Koester. Ancient Christian Gospels. Their History and Development. L., 1992. P. 16,17,315. 501 Смысл последней фразы не совсем ясен. Но, вероятно, ее следует понимать в том плане, что вступившие на путь исполнения заповедей Господних не в силах уже жить по законам ветхого человечества. Ибо эти заповеди даны, по словам св. Иринея Лионского , «чтобы мы не скорбели как не желающие потерпеть ущерб, но как будто добровольно дарили и радовались, больше из благорасположения к ближним, чем уступая необходимости» (см.: Св. Ириней Лионский . Пять книг против ересей. (IV, 13, 3) M., 1996. С. 348). 502 Вероятно, это иудейская поговорка, в сходной форме встречающаяся и в «Пастыре Ермы»: «Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров». См.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 187. Текст: Hermas. Le Pasteur. Introduction, texte critique, traduction et notes par R. July//Sources chretiennes/Paris, 1958. 53. P. 148. 503 Данное изречение восходит к другому греческому тексту «Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (12, 1), отличающемуся от имеющегося в «Септуагинте». См.: De Bruyne D. Emude sur le texte latin de l’Ecclésiastique//Revue Bénédictine. T. 40. 1928. P. 5–48; AltanerB. Kleine patristische Schriften. Berlin, 1967. S. 334–342. 504 Глагол ( πορνεω) близок по значению к предшествующему глаголу «прелюбодействовать» ( μοιχεω), но эти значения различаются: прелюбодеяние скорее относится к людям, состоящим в браке. Ср. «Послание Варнавы»: «Не будь любодеем, ни прелюбодеем, ни деторастлителем» (Писания мужей апостольских. С. 51). Здесь различие двух глаголов достаточно четко выражено ( ο πορνεεις, ο μοιχεεις). См.: Ερître de Barnabé. P. 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

См. Мф. 2:1–12; 8:11–12; 11:21; 12:41; 15:21–28; 23; 24; 28:19–20. 917 Полный анализ можно найти в критической монографии Вайсса и в толковании Ланге (Lange, Matth., pp. 43–46). Кейм, который строит свою «Историю Иисуса» (Geschichte Jesu) — наиболее интересное и наименее спорное из чисто критических жизнеописаний Христа — главным образом на Ев. от Матфея, превозносит его построение как sorgfältig, einfach und einleuchtend, durchsichtig und sehr wohl durchgeführt (I, 52). Кейм делит это евангелие на две основные части: вступление на публичное служение с Bussruf и Reichspredigt (Мф. 4:17: απ ττε ρξατο Ιησος κηρσσειν, κ. τ. λ.) и вступление на путь к смерти с Leidensruf и Zukunftspredigt (Мф. 16:21: απ ττε ρξατο ησ., κ. τ. λ.). Он также видит остроумную числовую симметрию в расположении десяти чудес, восьми [семи] заповедей блаженства, семи высказываний «горе вам», четырех и трех притчей, трех искушений и т. п. 918 Конкретные замечания относительно стиля Матфея и других евангелистов можно найти в моей работе Companion to the Study of the Greek Testament (3d ed., 1888), pp. 43 sqq. 919 Cm. Schaff, Didache (N. York, 3d ed., 1889), pp. 61–88. 920 Послание Варнавы, конец 4–й главы: προσχωμεν, μποτε, ς γγραπται, πολλο κλητο, ολγοι δε εκλεκτο ερεθμεν. С тех пор как текст этого послания был найден в Синайском кодексе (1859), где он стоит после Апокалипсиса, никаких сомнений относительно формулы γγραπται (scriptum est) быть уже не может. Другой отрывок, процитированный в гл. 5, взят из Мф. 9:13: οκ λθεν καλσαι δικαους λλα αμαρτωλος. Послание Варнавы датируется концом I — началом II века. Некоторые датируют его 70–м, некоторые — 120–м г. по Р.Х. «Учение двенадцати апостолов» древнее. 921 Евсевий, «Церковная история», III, 39: Ιωννου μεν ακουστς, Πολυκρπου δε εταρος γεγονς. Вопрос о том, о каком именно Иоанне идет речь — об апостоле Иоанне или о загадочном «пресвитере Иоанне», — все еще остается без ответа; мы поговорим об этом во втором томе, в разделе, посвященном Папию. Сам Евсевий четко разделяет двух Иоаннов. Даты жизни Папия следует сдвинуть на несколько лет назад, поскольку Поликарп, которого он называет «другом», умер мученической смертью в 155 г. (а не в 164 г.). Составитель Пасхальной хроники, в которой сказано, что Папий встретил мученическую кончину в Пергаме примерно в то же время, спутал имена ΠΑΠYΛΟΣ («Па–пила» — Евсевий, «Церковная история», IV, 15) и ΠΑΠΙΑΣ. См. статью Лайтфута в альманахе «Contemp. Review» за август 1875 г., р. 381 sqq. 922

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010