1910. Vol. 1. P. 417-443, 540-566; Попов И. В. Конспект лекций по патрологии. Серг. П., 1916, 2003п; Windisch H. Der Barnabasbrief//Die Apostolischen Väter. Tüb., 1920. Bd. 3. S. 299-413. (Handbuch zum NT; Erg.-Bd.); Muilenburg J. The Literary Relations of the Epistle of Barnabas and the Teaching of the Twelve Apostels. Marburg, 1929; Meinhold P. Geschichte und Exegese im Barnabasbrief//ZKG. 1940. Bd. 59. S. 255-303; Виппер Р. Ю. Возникновение христ. лит-ры. М.; Л., 1946. С. 148-169; Епифанович С. Л. Патрология. Загорск, 1951. Ч. 2. С. 126-148. Ркп.; Andry C. F. Barnabae Epist. ver. DCCCL//JBL. 1951. Vol. 70. P. 233-238; Barnard L. W. The Date of the Epistle of Barnabas: A Doc. of Early Egyptian Christianity//JEA. 1958. Vol. 44. P. 101-107; idem. The Problem of the Epistle of Barnabas//The Church Quarterly Review. 1958. Vol. 159. P. 211-230; idem. The Use of Testimonies in the Early Church and in the Epistle of Barnabas//Studies in the Apostolic Fathers and Their Backgraund. Oxf., 1966. P. 109-111; idem. The Dead Sea Scrolls, Barnabas, the Didache and the Later History of the «Two Ways»//Ibid. P. 87-106; Schille G. Zur urchristlichen Tauflehre: Stilistische Beobachtungen am Barnabasbrief//ZNW. 1958. Bd. 49. S. 31-52; Kraft R. A. Barnabas " Isaiah Text and the «Testimony Book» Hypothesis//JBL. 1960. Vol. 79. P. 336-350; idem. An Unnoticed Papyrus Fragment of Barnabas//VChr. 1967. Vol. 21. P. 150-163; Prigent P. Les Testimonia dans le Christianisme primitif: L " Épître de Barnabé I-XVI et ses sources. P., 1961; Helm L. Studien zur typologieschen Schriftauslegung im 2. Jh.: Barnabas und Justin: Diss. Hdlb., 1970; Robillard E. L " Épître de Barnabé: Trois époques, trois théologies, trois rédacteurs//RB. 1971. N 78. P. 184-209; Wengst K. Tradition und Theologie des Barnabasbriefes. B., 1971. (AKiG; 42); Jaubert A. Écho du livre de la Sagesse en Barnabé 7, 9//Judéo-Christianisme: Recherches hist. et théol. offerts en hommage à J. Daniélou. P., 1972. P. 193-198; Bousset W. Eine jüdische Gebetssammlung im siebenten Buch der apostolischen Konstitutionen// idem.

http://pravenc.ru/text/154297.html

Waterloo (Ont.), 1991; idem. Staging the Gaze: Early Christian Apocalypses and Narrative Self-Representation//HarvTR. 1997. Vol. 90. P. 131-154; Αϒϒελδης Χ. Γ. Ονειρα κα ρματα το προφτου Ερμ//Οψις νυπνου/Εκδ. . Ι. Κυρτατς. Ηρκλειο, 1993. Σ. 209-229; Anselmetto C. Tipologia biblica nella Visione I del Pastore di Erma//Civiltà classica e cristiana. Genova, 1993. Vol. 14. P. 179-219; D í az De Bustamante J. M. Breve nota a las «Similitudines» de El Pastor de Hermas//StPatr. 1993. Vol. 26. P. 121-125; Dorrett J. D. M. Scripture and Norms in the Apostolic Fathers//ANRW. 1993. Tl. 2. Bd. 27. Tlbd. 1. S. 649-699 (о «Пастыре» - S. 681-684); Hauck R. J. The Great Fast: Christology in the «Shepherd» of Hermas//AnglTR. 1993. Vol. 75. N 2. P. 187-198; Joly R. Le milieu complexe du «Pasteur d " Hermas»//ANRW. 1993. Tl. 2. Bd. 27. Tlbd. 1. S. 524-551; Raineri O. Il Pastore di Erma nel secondo testimone etiopico//OCP. 1993. Vol. 59. P. 427-464; Wilson J. C. Toward a Reassessment of the Shepherd of Hermas: Its Date and its Pneumatology. Lewiston (N. Y.), 1993; idem. Five Problems in the Interpretation of the Shepherd of Hermas: Authorship, Genre, Canonicity, Apocalyptic, and the Absence of the Name «Jesus Christ». Lewiston, 1995; Dekkers E. Les traductions latines du «Pasteur» d " Hermas//Euphrosyne. N. S. Olisipone, 1994. Vol. 22. P. 13-26; Hartman L. Obligatory Baptism - but why?: On Baptism in the Didache and in the Shepherd of Hermas//Svensk exegetisk årsbok. Lund, 1994. Vol. 59. P. 127-143; Young S. Being a Man: The Pursuit of Manliness in «The Shepherd of Hermas»//JECS. 1994. Vol. 2. P. 237-255; Gieschen C. A. Angelomorphic Christology: Antecedents and Early Evidence: Diss./Univ. of Michigan. Ann Arbor (Mich.), 1995; Humphrey E. M. The Ladies and the Cities: Transformation and Apocalyptic Identity in Joseph and Aseneth, 4 Ezra, the Apocalypse and the Shepherd of Hermas. Sheffield, 1995. (JSP. Suppl.; 17); Otranto G. Note sulla presenza della tradizione giovannea a Roma nel II sec.//Retorica ed esegesi biblica: Il rilievo dei contenuti attraverso le forme: atti del II Seminario di Antichità Cristiane, Bari, 27-28 novembre 1991.

http://pravenc.ru/text/190137.html

О религиозном значении и символике воды см.: Leeuw G. van der. Religion in Essence and Manifestation.N. Y.: Harper Torchbooks, 1963 (загл. ориг.: Phanomenologie der Religion. 2. Aufl. Tubingen, 1956); Eliade M. The Sacred and the Profanë The Nature of Religion. N. Y: Harper Torchbooks, 1959; см. также: Eliade M. Patterns in Comparative Religion. Cleveland: Meridian Books, 1963 (др. изд.: N. Y., 1958; загл. ориг.: Traite d " histoire des religions. Paris, 1949). О раннем христианстве см.: Rahner H. The Christian Mystery and the Pagan Mysteries//The Mysteries, Papers from the Eranos Yearbooks II. N. Y, 1955; Nock A. D. Hellenistic Mysteries and Christian Sacraments//Mnemosyne Series 4, 5. 1952. О христианском крещении и использовании воды в ессейской общине см.: Stendahl К. The Scrolls and the New Testament. N. Y, 1957; Danielou J. Primitive Christian Symbols. Baltimore, 1964. 28 Подробно об этом тройном символизме см.: Lundberg P. J. La typologie baptismale dans 1 " ancienne Eglise. Leipzig, 1942; Danielou J. The Bible and the Liturgy. 29 О значении символики в таинствах см. мой очерк «Sacrament and Symbol» в книге: For the Life of the World. Crestwood, 1973. – Рус. пер. За жизнь мира N. Y., 1983. 30 В раннехристианской Церкви предписывалось крестить в живой воде: «Что же касается до крещения, то крестите так, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в воде живой (ν δατι ζντι)» Didache, 7, 1. Это наименование есть не просто технический термин, обозначающий проточную воду в отличие от стоячей. Как показали О. Cullman (Cullman О. Les Sacrements dans l’Evangile Johannique. Paris, 1951. P. 22), J. Danielou (Danielou J. Living Water and the Fish//Primitive Christian Symbols. P. 42 ff.) и некоторые другие, оно заключает в себе глубокое библейское содержание, является символом, поистине скрепляющим и открывающим космический, искупительный и эсхатологический аспекты крещения. Поэтому, даже тогда, когда (на довольно раннем этапе) крещение стали совершать в баптистериях, понимание крещальной воды как «воды живой» не исчезло, но напротив: именно оно определило форму и богословское истолкование крещальной купели, в частности ее восьмиугольную форму; см.: Dolger F. J. Zur Symbolik des altchristlichen Taufhauses//Antike und Christentum. 1933. Bd. 4. S. 153–187. В крестильню вода подавалась по трубопроводу и поэтому напоминала «воду живую»; см.: Klauser Т. Taufet in lebendigem Wasser//Pisculi. Munister, 1969. S. 157–160. Выражение «освящение крещальной купели», таким образом, имеет в виду освящение крещальной воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Dimanche//DACL. 1920. T. 4. Col. 858-954; Callewaert C. La synaxe eucharistique à Jérusalem, berceau du dimanche//Ethl. 1938. T. 15. P. 34-73; D ö lger F. J. Die Planetenwoche der griechisch-römischen Antike und der christliche Sonntag//Antike und Christentum. 1941. Bd. 6. S. 202-238; Gaillard J. Dimanche//DSAMDH. 1955. Vol. 3. Col. 948-982; Riesenfeld H. Sabbat et jour du Seigneur//New Testament Essays: Stud. in Memory of T. W. Manson. Manchester, 1959. P. 210-218; Rordorf W. Der Sonntag: Geschichte des Ruhe- und Gottesdiensttages im ältesten Christentum. Zürich, 1962; idem. Sabbat und Sonntag in der Alten Kirche. Zürich, 1972; Stott W. The Theology of the Christian Sunday in the Early Church: Diss. Oxf., 1966; Mosna C. S. Storia d. domenica dalle origini fino agli inizi del V sec. R., 1969. (Analecta Gregoriana; 170); The Sabbath and the Lord " s Day: The Gospel Tradition. Oxf., 1970; Jewett P. K. The Lord " s Day: A Theol. Guide to the Christian Day of Worship. Grand Rapids, 1971; Egender N. Célébration du dimanche//Dimanche: Office selon les huit tons. Chevetogne, 1972. P. 11-36; Staats R. Die Sonntagnachtgottesdienste der christl. Frühzeit//ZNW. 1975. Bd. 66. S. 242-263; Bacchiocchi S. From Sabbath to Sunday: A Hist. Investigation of the Rise of Sunday Observance in Early Christianity. R., 1977; Beckwith R. T., Stott W. This is the Day: The Biblical Doctrine of the Christian Sunday. L., 1978; Bauckham R. J. The Lord " s Day//From Sabbath to Lord " s Day: a Biblical, Hist. and Theol. Investigation/Ed. D. A. Carson. Grand Rapids, 1982. P. 221-250; idem. Sabbath and Sunday in the Postapostolic Church//ibid. P. 251-298; Tidwell N. L. A. Didache XIV: 1 (κατ κυριακν δ Κυρου) revisited//VChr. 1999. Vol. 53. P. 197-207. А. А. Ткаченко Воскресное богослужение в православной Церкви Главным отличием В. как богослужебного дня является обязательное совершение Евхаристии (за исключением экстраординарных обстоятельств, отсутствия священника и др.). Кроме того, службы суточного круга в В.

http://pravenc.ru/text/155336.html

Gregory of Nyssa, Vita  Moysis , II, §§243-244, pp.117-118 [ GNO,7.1, 118]. See also On Perfection, p.379 [ GNO,8.1, 213-214]. The idea’s origin is in Jewish Apocalyptic literature (II. Enoch 33: 1-2; cf. 28:5—although this may be a Christian interpolation, as is argued by Jean Daniélou ( The Bible and Liturgy, No translator listed (London:  Darton, Longman & Todd, 1951, 1960), p.256)) where 7 ages of 1000 years are followed by an eighth 1000 year Messianic age without end (‘1000’ is a purely symbolic number pointing to perfection). For it was one eternal day outside of the ordinary time scheme of 7 days as well as simultaneously being the first day following the Sabbath. The Epistle of Barnabas in The Didache, The Epistle of Barnabas [etc.], trans and ed. James A. Kleist, ACW. No. 6 (Westminster Maryland/London: Newman Press, Longmans, Green and Co., 1961), 15:8-9, pp.27-65 at 59-60; All of the numerous texts on the octave are given in Jean Daniélou’s The Bible and Liturgy, pp.255ff.. Ep. 55, 13, 23, Letters 1-99, The Works of Saint Augustine, A Translation for the 21st Century, Part II: Letters, Volume 1: Letters 1-99, trans. and ed. Roland Teske and John E. Rotelle (Hyde Park, New York: New City Press, 2001), pp.215-236 at 227. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/2668945

7 Цит. по Metropolitan Emilianos Timiadis, The Orthodox Understanding of the Ministry (The Department of Orthodox Theology of the University of Joensuu, 1990), no. 1, p. 34. 8 An Orthodox Approach to Diakonia , 12. 9 M. Fougias, “Deacons and deaconesses in the Early Church”, in Theological and Historical Studies , vol. 3 (Athens, 1983), 83. 10 Επσκοπος по греч. букв. «надзиратель», «надзирающий». 11 Дж. Лайтфут также высказал такое предположение касательно святоотеческих (у Климента и Игнатия) диаконских упоминаний. Далее он вообще заявляет, что «таким образом само введение слова диакон здесь является следствием неправильного цитирования» (J.B. Lightfoot, St. Clement of Rome , in The Apostolic Fathers , part 1, vol. 2 (London and New York, 1890), 189fn. Джон Н. Коллинз пытается уже в другом контексте установить сходство между Служителем у Исаии и Мк. 10:45 ( Diakonia: Reinterpreting of Ancient Sources New York and Oxford: Oxford University Press, 1990], 55–56. 12 J.M. Barnett, The Diaconate: A Full and Equal Order (New York: The Seabury Press, 1981), 37–38. 13 P.N. Trempelas, Commentary on the Epistles of the New Testament , vol. 2 (Athens: Brotherhood of Theologians “The Saviour”, 1979), 168, 360–362. 14 V.Moustakis, “Diakonos”, in Encyclopedia of Religion and Ethics , vol. 4 (Athens, 1964), col. 1159. 15 Simon Tugwell , The Apostolic Fathers (London, 1989), 1–20; M.W. Holmes, ed., The Apostolic Fathers (Apollos, 1989), 145–158. Точная датировка Дидахе является предметом обсуждения у современных ученых; см. Jean-Paul Audet, La Didache: Instructions des Apotres (Paris, 1958), 187f. 16 Буквально с греческого «странствующей», «живущей на чужой стороне». В этом выражалось сознание христиан, что они странствующие, ( 1Петр. 2:11 ), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы. 17 Tugwell , The Apostolic Fathers , 89. 18 S.G. Papadopoulus, Patrology , vol.1 (Athens, 1982), 173f.

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

See references to a few more recent studies in footnote 113 of the present article. 130  See a brief survey of different theories in the book: Bradshaw P. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. (New York, 2002 2 ). P. 118–143; among the works cited there one should also list the study by I. Karabinov ( Карабинов И. A. Евхаристическая .молитва (анафора): Опыт историко–литургического анализа. (Санкт-Петербург, 1908)), which anticipated many ideas expressed by later scholars. 131  Some expressions of the 9–10 chapters of the Didache could be treated as an embrionic epiclesis, though. 132  See: Spinks B. The Sanctus in the Eucharistic Prayer. (Cambridge, 1991); Taft. The Interpolation...; Winkler. Das Sanctus... 133  See, for example: Fenwick J.R.K. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. (Bramcote (Nottingham), 1986: Grove Liturgical Study; 45); Mazza E. L’anafora eucaristica: Studi sulle origini. (Roma, 1992: Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», Subsidia; 62). 134  Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l’anaphore de saint Marc, in: Revue des sciences religieuses. Vol. 8 (1928). P. 489–515. 135  Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief, in: Ostkirchliche Studien. Bd. 8 (1959). S. 31–45; Engberding H. Die anaphorische Fürbittgebet der griechischen Markusliturgie, in: Orientalia Christiana Periodica. Vol. 30 (1964). P. 398–446; Coquin R.-G. L’anaphore alexandrine de saint Marc, in: Le Muséon. Vol. 82 (1969). P. 307–356. 136  Kilmartin E.J. Sacrificium Laudis: Contend and Function of Early Eucharistic Prayers, in: Theological Studies. Vol. 35 (1974). P. 268–287. 137  See a brief survey in: Ray W.D. The Strasbourg Papyrus, in: P.F. Bradshaw (ed.) Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers. (Collegeville (Minnesota), 1997). P. 39–56. 138  See: Brakmann H. Neue Funde und Forschungen zur Liturgie der Kopten (1984–1988), in: Actes du 4 e Congres Copte: Louvain-la-Neuve, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Die Briefe des Ignatius von Antiochien: Ein Kommentar. Münch., 1990; idem. Polycarp of Smyrna and Ignatius of Antioch.//ANRW. 1993. Tl. II. Bd. 27. 1. P. 272-358; Trevett Chr. Approaching Matthew from the Second Century: The Under-used Ignatian Correspondence//JSNT. 1984. Vol. 20. P. 59-67; idem. A Study of Ignatius of Antioch in Syria and Asia. Lewiston (N. Y.), 1992; Paulsen H., Bauer W. Die Briefe des Ignatius von Antiochia und der Brief des Polykarp von Smyrna. Tüb., 19852; Smith J. D. The Ignatian Long Recension and Christian Communities in Fourth Century Syrian Antioch: Thesis/Harvard Univ. Camb. (Mass.), 1986; Staats R. Die katholische Kirche des Ignatius von Antiochien und das Problem ihrer Normativität im 2 Jh.//ZNW. 1986. Bd. 77. N 1/2. S. 126-145; N 3/4. S. 242-254; Wehr L. Arznei der Unsterblichkeit: Die Eucharistie bei Ignatius von Antiochien und im Johannesevangelium. Münster, 1987; Lawyer J. E. Eucharist and Martyrdom in the Letters of Ignatius of Antioch//AnglTR. 1991. Vol. 73. N 3. P. 280-296; Флоровский Г. В. Отцы первых веков. Кировоград, 1993; Harrill J. A. Ignatius, «Ad Polycarp.» 4. 3 and the Corporate Manumission of Christian Slaves//JECS. 1993. Vol. 1. P. 107-142; Munier Ch. Ou en est la question d " Ignace d " Antioche? Bilan d " un siècle de recherches, 1870-1988//ANRW. 1993. Tl. II. Bd. 27. 1. P. 359-484; H ü bner R. M. Thesen zur Echtheit und Datierung der sieben Briefe des Ignatius von Antiochien//Zschr. f. antikes Chtistentum. B., 1997. Bd. 1. S. 44-72; Logan A. H. B. Post-Baptismal Chrismation in Syria: The Evidence of Ignatius, the «Didache» and the «Apostolic Constitutions»//JThSt. N. S. 1998. Vol. 49. P. 92-108; Goulder M. D. Ignatius «Docetists»//VChr. 1999. Vol. 53. P. 16-30; Bergamelli F. Dal Padre al Padre: Il Padre come principio e termine del Cristo e del cristiano in Ignazio di Antiochia//StPatr. 2001. T. 37. P. 168-176; Bhaldraithe E., de. The Christology of Ignatius of Antioch//Ibid. P. 200-206; Hill Ch. E. Ignatius and the Apostolate: The Witness of Ignatius to the Emergence of Christian Scripture//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

161 Ж. – П. Оде (J. – P. Audet) в своей заметной магистерской работе La Didachu; Instructions des Apфmres (Paris, 1958) считает, что первая часть (до 9, 2) появилась около 70 г. по P. X., а вскоре добавилось и остальное. Grant датирует появление всей рукописи 90 г. (в Е. J. Goodspeed, A History of Early Christian Literature, исправлено и расширено R. M. Grant Chicago, 1966., p. 13); A. T. Robinson думает, что его надо относить к 60 г. (Redating the New Testament Philadelphia, 1976., p. 327). Willy Rordorf и Andrй Tuillier в La Doctrine des douze apфmres (Didachu) (Paris, 1978) предлагают конец I века. 162 Charles Bigg, например, был убежден в том, что Дидахе относится к IV веку; см. его Doctrine of the Twelve Apostles (London, 1898). 163 Barnabas, Hermas and the Didache (London, 1920), p. 97. Cp. J. R. McRay, «The Use of 1Corinthians in the Early Church», Ph. D. Diss., University of Chicago, 1968, который делает вывод о том, что автор, по–видимому, знал 1 Кор.(рр. 31–33). 164 Обсуждение различных точек зрения на время жизни Папия см. в Ulrich H.J. Кцгтпег, Papias von Hierapolis; Ein Beitrag zur Geschichte des fruhen Christentums (Göttingen, 1983). Более ранняя датировка трудов Папия (95–110 гг.) предложена в Robert W. Yarborough, «The Date of Papias; A Reassessment», Journal of the Evangelical Theological Society, xxvi (1983), pp. 181–191. 165 В Новом Завете и раннехристианской литературе значение термина «пресвитер» очерчено не очень четко. Само по себе это слово означает «пожилой человек». Позднее оно стало обозначать того, кто в силу возраста приобретал высокое положение и авторитет в общине. Другой вариант значения – человек старшего поколения. 167 О переориентации с устной на письменную культуру в Средиземноморье, особенно во времена ранней патристики, когда грамотность еще не была глубоко укоренена, см. Walter J. Ong, Interfaces of the World; Studies in the Evolution of Comciousness and Culture (Ithaca, Ny, 1977), pp. 260–271, а также ответ Чарльза Талберта Алберту Лорду (Charles Talbert, Albert Lord) «Oral Literature and the Gospels», The Relationships among the Gospels: An Interdisciplinary Dialogue, ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

537 K. Попов (Указ. соч. C. 32) дает такое примечание: « Το есть совратитель вместо пути жизни предлагает путь смерти, не угодный Богу». 538 Вся эта фраза относится к обращенным из язычников, готовящимся принять крещение. Поэтому требования в отношении поста к ним предъявлялись умеренные. Это одновременно предполагает, что для полноправных членов общины такие ограничения в пище, вероятно, были более строгими. Известно, что аскетические тенденции были весьма сильны в палестинском и сирийском первохристианстве. См.: VööbusA. History of Ascetism in the Syrian Orient. Vol. 1. Louvain, 1958. P. 14–30. 539 Исследователи отмечают, что в изложении автора «Дидахе» опускаются обряд отречения от сатаны и возложения рук. См.: Benoit A. Le baptême chrétien au second siècle. Paris, 195. P. 5–33; Rordorf W. Le baptême selon la Didachè//Mélanges liturgiques offerts au R. P. Dom Bernard Botte. Louvain, 1972. P. 499–509. 540 Предполагается, что автор ссылается на предшествующие шесть глав, которые и составляли суть учения, возвещаемого готовящимся к крещению, то есть являлись своего рода «катехизисом». См.: Vööbus A. Liturgical Traditions in the Didache. Stockholm, 1968. P. 17–20. 541 Чуть ниже (9,5) говорится o «крещенных во имя Господа» (ср. Деян. 2,38; 8,16; 10,48; 19,5; 22,16 ; Herrn., vis. III, 7, 3). А Веебус считает эту крещальную формулу первичной, а форму «тринитарную» – уже вторичной и позднейшей, отрицая зависимость «Дидахе» от канонического теста Евангелия от Матфея. См.: Vööbus A. Liturgical Traditions. Р. 35–39. К нему присоединяются В. Рордорф и А. Туйлье, отмечая еще, что крещение «во имя Господа» применялось к обращенным из иудеев, а крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа» – к обращенным из язычников. 542 Под «живой водой» подразумевается свежая проточная вода ( δωρ ζν – несомненный семитизм [mym hyym]). Подробнее см.: Niederwimmer K. Die Didache. S. 161–163. В. Рордорф и А. Туйлье приводят одну фразу из ПсевдоКлимента, поясняющую это место «Дидахе», где говорится: «Приведи его (крещаемого) к реке или источнику, которые есть вода живая, где происходит возрождение ( ναγννησις) праведных» (см.: La doctrine des douze apotres. P. 171). Обычай ритуального омовения в проточной воде был в ходу и у различных сект «иудейских баптистов» (ессеев и т. д.). См.: Rudolph K. Antiken Baptisten. Zu den Überlieferung über frühjüdische und – christischeTaufsekten. Berlin, 1981. S. 7–19.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010