Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК I [Кириллиан; греч. Κυριακς] (III в.), еп. Византия (впосл. К-поля) (217-230, или 225-241). Точное время и обстоятельства жизни неизвестны. В Хронографии патриарха К-польского свт. Никифора I (нач. IX в.) К. фигурирует на 18-м месте после ап. Стахия с указанием, что он занимал кафедру 16 лет. В списке К-польских епископов историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) он упомянут без уточнения дат правления под именем Кириллиан. Последняя информация восходит к «апостольскому каталогу» Псевдо-Дорофея (VIII-IX вв.), в к-ром также указано, что он был епископом 16 лет, преемником К. стал свт. Кастин . В небольшом сохранившемся Житии Кастина К. именуется Кириллианом, еп. Аргиропольским, чудотворцем. Там же сообщается, что знатный римлянин Кастин был исцелен и обращен в христианство еп. Кириллианом и по его завещанию перенес Аргиропольскую кафедру в Византий; последняя информация очевидно носит характер предания. Вопрос о литургическом почитании, так же как и о действительном существовании К. остается открытым. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память Кириака, архиеп. (патриарха) К-польского, без дополнительных сведений отмечена 27 и 30 окт. и 30 марта, в слав. прологах - 27, 30 и 31 окт. и 30 марта. Прп. Никодим Святогорец считал, что 27 окт.- память К., а 30 окт.- патриарха К-польского свт. Кириака II , занимавшего кафедру на рубеже VI и VII вв. Архиеп. Сергий (Спасский) полагал, что в октябре совершается память свт. Кириака II, но допускал, что днем памяти К. может быть 30 марта. И. Делеэ, отрицавший существование К., все дни памяти относит свт. Кириаку II, считая память 30 марта редупликацией памяти 30 окт. Синаксари и прологи не приводят никаких сказаний о еп. Кириаке, только иногда стихи общего содержания. Согласно традиции, зафиксированной в синаксарях при печатных греч. Минеях XVI в., и в наст. время в совр. греч. Церкви сохранилось только почитание свт. Кириака II под 27 и 30 окт. Ист.: SynCP. Col. 547, 170, 572, 179, 684; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 48//Vitae prophetarum. 1907. P. 150; Niceph. Const. Chronogr. P. 114; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. Col. 152; Cuperus Guilielmus. Tractatus praeliminaris de Patriarchis Constantinopolitanis//ActaSS. Aug. T. 1. P. Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 432. Лит.: Γεδεν. Πνακες. Σ. 96-97; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 444; Janin R. Κυριακς//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1150. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/1840199.html

Апр. Т. 1. С. 162). В каноне Родиону 10 нояб. говорится о том, что этот святой пострадал в Риме вместе с апостолами Петром и Олимпом (Μηναον. Νομβριος. Σ. 199; Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 246). В каноне того же автора на Собор 70 апостолов (4 янв.) И. и Родион также различаются (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 68; Минея (МП). Янв. Т. 1. С. 128). Несмотря на это, в кратких житиях, помещенных в Минее (МП), Родион и И. представлены как варианты имени одного и того же лица, сказания об их мученической кончине объединены в одно (см., напр.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 165). Ист.: BHG, N 2174; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Vitae prophetarum. 1907. P. 138; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 24//Ibid. P. 121; ActaSS. April. T. 1. P. 741 sqq. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 84, 88-89, 101-102; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор святых 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 96-98; Spadafora F. Erodione, Asincrito e Flegonte//BiblSS. Vol. 5. Col. 73-74; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988. (WBC; 38b). P. 895-896; Lampe P. Herodion//ABD. 1992. Vol. 3. P. 176; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2007. (Hermeneia). Иконография Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) И. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы короткие, борода средней длины, облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); в поздних памятниках знаком его апостольского служения становится омофор, одетый поверх хитона и гиматия, в руках - кодекс. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. предписано изображать старцем (Ч. 3. § 7. 50). В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика И. встречается под 10 нояб. и 8 апр., в дни памяти других апостолов от 70. Так, в подлиннике, изданном С.

http://pravenc.ru/text/674095.html

В ряде древних греческих авторитетных рукописей уточняется - «не Искариот» (см. The Greek New Testament. United Bible Societies, 1994. P. 381). С точки зрения составителя (или редактора) рассматриваемой сирийской версии четвертого евангелия это было вполне естественно, так как Фома ни разу не упоминается вместе с Иудой, а синоптических евангелий он мог не знать или не признавать авторитетными (по крайней мере авторитетными наравне с Евангелием от Иоанна). Harold W. Attridge. Thomas, Acts of//The Anchor Bible Dictionary, in 6 th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 6. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс). Евсевий Кесарийский. Церковная история, 3.32.5 и др. (также см. «Календарные заметки» на 2 июня, посвященные святому апостолу Иуде, брату Господа Иисуса Христа) U. Luz. Matthew. 8 - 20. A Commentary. Minneapolis, MN: Fortress Press. 2001. P. 6, n. 1. (Hermineia.) См. например, обсуждение этого вопроса в Robert A. Guelich. Mark 1-8:26. Dallas, Texas: Word Books, Publisher. 1998. См. The Greek New Testament. United Bible Societies, 1994. P. 33, где указывается версия Оригена с «Леввей», правда версия переводная - латинская, что требует дальнейшего исследования вопроса о том, какой точно версией пользовался оригенист Евсевий. Epiphanius. Index discipulorum [Sp.]//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Leipzig, 1907. P. 118; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei)//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Leipzig, 1907. P. 136. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1053380

В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) под 12 июля отмечена память И. вместе с памятью сщмч. Мнасона Кипрянина из Деян 21. 16 (PL. 124. Col. 251A), с к-рым ошибочно отождествляют И. Память С. приходится на 25 июня; он отождествляется с Сопатром из Деян 20. 4, но в отличие от визант. традиции в тексте Деяний св. апостолов не упоминается о происхождении С. из г. Патры в Ахайе о и его епископстве в Иконии (PL. 124. Col. 189, 191A). Ucm.:BHG, N 776, 776b, 776e, 776f; ActaSS. Apr. T. 3. P. 613-614; Jun. T. 5. P. 4-7; PG. 117. Col. 425-428 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 633-636; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 27//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 138; ЖСв. Апр. С. 454-458; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 288-291; La version longue du récit légendaire de l " évangélization de l " île de Corfou par les saints Jason et Sosipatros/Éd. B. Kindt//AnBoll. 1998. Vol. 116. P. 260-294. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1860. Ч. 2. С. 28; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 123; Т. 3. С. 158; Marmoras A. Ιστορα τς νσου Κερκρας. Corfu, 1902. P. 119-132; M einardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196; Lucchesi G. Giasone e Sosipatro//BiblSS. Vol. 6. Col. 443-444; Jewett R. The Thessalonian Correspondence: Pauline Rhetoric and Millenarian Piety. Phil., 1986; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas (Tex.), 1988. (WBC; 38b); Gillman F. M. Jason//ABD. Vol. 3. P. 649; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 209-210; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1998. Τ. 2. Σ. 276; Aubert R. Jason et Sosipatros//DHGE. Т. 26. Col. 1087-1088. П. Ю. Лебедев, А. М. Гагинский Гимнография Память И. отмечается в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 274) 27 апр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И. и С. не отмечается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. С. 59) 28 апр. указаны посвященные И. канон, цикл стихир и 3 седальна. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 450) в день памяти И. указаны канон авторства Иосифа 2-го гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 148) память И. отмечена 28 апр. без богослужебного последования.

http://pravenc.ru/text/200411.html

В общем и целом приходится сделать следующий вывод относительно рассказа о Дорофее у Феофана: хронист был довольно плохо информирован; более того, не исключено, что Феофан даже сконструировал свое повествование, но не на основании предания, а по имеющимся образцам историй о разных Дорофеях, а также об архиепископе Афанасии Александрийском (на что может указывать история, ссылка на которую помещена в примечании 15). Хотя «большинство современных исследователей считают, что эти люди (имеются в виду указанные Дорофеи. — П.Л.) не имеют никакого отношения к Дорофею, епископу Тирскому» , однако вместе с тем пока, правда предварительно, приходится заключить об «эклектическом» характере повествования о Дорофее Тирском у Феофана, который мог за неимением достаточного количества источников и сведений о Дорофее Тирском просто смешать отдельные элементы повествований о Дорофее-пресвитере, Дорофее-мученике и Дорофее, епископе Антиохийском IV века с Дорофеем, епископом Тирским, жившим в V веке. Также остается обсуждаемой гипотеза о неисторичности церковного деятеля Дорофея, епископа Тирского . Хотя, думается, эта чрезмерно радикальная трактовка частично разобранных нами данных едва ли сможет получить широкое признание среди исследователей. Летопись византийца Феофана. Пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского. М., 1884. С. 19. Chronicon paschale//PG 92. Col. 360-397; также см. более новое научное издание указанного текста в: Th. Schermann. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata, inter quae nonnulla primum edidit. Leipzig, 1907. J. Quasten. Patrology, in 3 vol. Vol. 3. Wetminster, Maryland, 1986. P. 396 (по указанию Куастена, восходят эти «Жития» к источникам раннего иудаизма, восполненным христианскими авторами III-IV вв.). Ps .- Dorotheus . De septuaginta Domini discipulis//PG. 92. Col. 1061; Chronicon paschale//PG. 92. Col. 521;Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei)//Prophetarum vitae fabulosae/Ed.

http://bogoslov.ru/article/888550

Х в.- SynCP. Col. 564) или под 28 марта (Минологий имп. Василия II, кон. X - нач. XI в.- PG. 117. Col. 373; Синаксарь Paris. gr. 1617, 1071 г., и др.). В кратком синаксарном сказании говорится, что И. последовал за апостолами и служил им, а затем был рукоположен во епископа Нов. Патр (ныне Ипати, ном Фтиотида, Греция). И. обратил мн. язычников ко Христу, тогда иудеи, позавидовав ему, восстали против него вместе с идолослужителями. Вначале они сильно избили И. камнями и палками, а затем закололи мечом. Также И. упоминается под 8 апр. (в некоторых рукописях - под 7 апр.) в Синаксаре К-польской ц. вместе с др. апостолами от 70 Агавом и Руфом и называется епископом Патр в Ахайе (SynCP. Col. 591). В нек-рых др. визант. Синаксарях помимо Агава и Руфа также добавлены Флегонт , Ерма и др. (Paris. gr. 1587, XII в.; Paris. Coislin. 309, XIV в.); в них И. назван епископом Нов. Патр. В визант. Синаксарях в Соборе апостолов под 30 июня И. снова упомянут как епископ Патр (SynCP. Col. 786). В Патмосском Минологии (Patm. 254, X-XI вв.) краткое Житие И., Агава и Руфа помещено под 28 апр. (BHG, N 2174). В апостольских списках Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея упоминается также апостол по имени Родион (Ρωδων), ученик ап. Петра, обезглавленный в Риме при имп. Нероне вместе с ап. Олимпом ; при этом у Псевдо-Епифания указано, что о нем говорится у ап. Павла ( Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 45//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. T. Schermann. Lpz., 1907. P. 122; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Ibid. P. 138). В визант. Синаксарях память Родиона (Ροδων), Олимпа, Сосипатра , Тертия , Ераста и Кварта обозначена под 10 нояб. (SynCP. Col. 209); он также включен в Собор 70 апостолов под 30 июня (SynCP. Col. 788). Однако, поскольку в НЗ упоминается только И. и нет ап. Родиона, в поздней агиографической традиции эти апостолы были отождествлены. В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского , в сказании об апостолах И., Агаве, Руфе, Асинкрите, Флегонте и Ермии (8 апр.) совмещены тексты биографий И.

http://pravenc.ru/text/674095.html

и под 4 нояб. вместе с апостолами от 70 Патровом (Рим 16. 14), Лином , Гаием (Рим 16. 23) и Филологом (Рим 16. 15). Отдельно память Е. помещается под 8 марта в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), где он именуется Ермилом (Ερμλεις) (SynCP. Col. 522). В греч. стишных синаксарях и печатных Минеях его память перенесена на 5 нояб. Однако в древнерус. прологах в ВМЧ она остается под 4 нояб. (ВМЧ. Нояб. Дни 1-12. Стб. 99). Под 5 нояб. память Е. появляется только в московском издании Часослова 1652 г., и этот перенос в соответствии с печатными греч. Минеями непосредственно связан с реформами патриарха Никона. В тех визант. синаксарях, где под 30 июня помещается Собор не только апостолов от 12, но и от 70, память Е. появляется и под этим числом (SynCP. Col. 786). В том же стихе из Послания ап. Павла к Римлянам рядом с Е. упомянут др. апостол от 70 - Ермий (Ερμς), из-за сходства греч. имен апостолов возникли сложности при их передаче на слав. языке, что привело к путанице в рус. агиографической традиции. В совр. календаре РПЦ имена обоих апостолов представлены в форме Ерм. Ист.: ActaSS. Maii. T. 2. P. 360; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei). 36, 38//Prophetarum vitae fabulosae/Ed. H. Gelzer, T. Schermann. Lpz., 1907. P. 138; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.]. 29//Ibid. P. 121. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 104-108; Spadofara F. Erma//BiblSS. Vol. 5. Col. 9. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)

http://pravenc.ru/text/190135.html

P. 257–768; Völker W. Kontemplation u. Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita. Wiesbaden, 1958; Grondijs L. H. Sur la terminologie dionysienne//Bull. de l " associasion G. Budé (BAGB). P., 1959. N 18. P. 438–447; Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios u. die Akoimeten//BZ. 1959. Bd. 52. S. 276–296; Corsini E. Il trattato De Divinis Nominibus dello Pseudo-Dionigi e i commenti neoplatonici al Parmenide. Torino, 1962; Dempf A. Der Platonismus des Eusebius, Victorinus u. Pseudo-Dionysius//SBA. Philos.-philol. und hist. Kl. (SBAW. PPH) 1962/1963. Münch., 1962. S. 3–18; Ivanka E. von. Plato Christianus: Übernahme u. Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedein, 1964. S. 225–289; Lilla S. Ricerche sulla tradizione manoscritta del De divinis nominibus dello Pseudo-Dionigi l " Areopagita//Annali della scuola normale superiore di Pisa (ASNSP). Pisa, 1965. Vol. 34. P. 296–386; idem. Il testo tachigrafico del «De Divinis Nominibus» (Vat. Gr. 1809) //ST. 1970. Vol. 263; idem. Terminologia trinitaria nello Pseudo-Dionigi l " Areopagita: Suoi antecendenti e sua influenza sugli autori successivi//Augustinianum. R., 1973. Vol. 13. P. 609–623; idem. The Notion of Infinitude in Ps.-Dionysius Areopagita//JThSt. N. S. 1980. Vol. 31. P. 93–103; idem. Denys l " Aréopagite (pseudo-)//Dictionnaire de Philosophie Ancienne (DPhA). P., 1994. T. 2. P. 727–742; Vanneste J. La doctrine des trois voies dans la Théologie Mystique du Pseudo-Denys l " Aréopagite//Studia Patristica. T. 8. 1966. Vol. 20. P. 462–467; Scazzoso P. Ricerche sulla struttura del linguaggio dello Pseudo-Dionigi Areopagita//Pubblicazioni della università cattolica del Sacro Cuore (PUCSC). Scienze filologiche e letteratura. Mil., 1967. N 14; Hathaway R. F. Hierarchy and the Definition of Order in the «Letters» of Pseudo-Dionysius. Den Haag, 1969 (Lit.); Brontesi A. L " incontro misterioso con Dio: Saggio sulla teologia affermativa e negativa nello Pseudo-Dionigi. Brescia, 1970; Beierwaltes W. Andersheit: Grundriss einer neuplatonischen Begriffsgeschichte//Archiv für Begriffsgeschichte (ABG).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

T. 13. P. 257–768; Völker W. Kontemplation u. Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita. Wiesbaden, 1958; Grondijs L. H. Sur la terminologie dionysienne//Bull. de l " associasion G. Budé (BAGB). P., 1959. N 18. P. 438–447; Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios u. die Akoimeten//BZ. 1959. Bd. 52. S. 276–296; Corsini E. Il trattato De Divinis Nominibus dello Pseudo-Dionigi e i commenti neoplatonici al Parmenide. Torino, 1962; Dempf A. Der Platonismus des Eusebius, Victorinus u. Pseudo-Dionysius//SBA. Philos.-philol. und hist. Kl. (SBAW. PPH) 1962/1963. Münch., 1962. S. 3–18; Ivanka E. von. Plato Christianus: Übernahme u. Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedein, 1964. S. 225–289; Lilla S. Ricerche sulla tradizione manoscritta del De divinis nominibus dello Pseudo-Dionigi l " Areopagita//Annali della scuola normale superiore di Pisa (ASNSP). Pisa, 1965. Vol. 34. P. 296–386; idem. Il testo tachigrafico del «De Divinis Nominibus» (Vat. Gr. 1809) //ST. 1970. Vol. 263; idem. Terminologia trinitaria nello Pseudo-Dionigi l " Areopagitä Suoi antecendenti e sua influenza sugli autori successivi//Augustinianum. R., 1973. Vol. 13. P. 609–623; idem. The Notion of Infinitude in Ps.-Dionysius Areopagita//JThSt. N. S. 1980. Vol. 31. P. 93–103; idem. Denys l " Aréopagite (pseudo-)//Dictionnaire de Philosophie Ancienne (DPhA). P., 1994. T. 2. P. 727–742; Vanneste J. La doctrine des trois voies dans la Théologie Mystique du Pseudo-Denys l " Aréopagite//Studia Patristica. T. 8. 1966. Vol. 20. P. 462–467; Scazzoso P. Ricerche sulla struttura del linguaggio dello Pseudo-Dionigi Areopagita//Pubblicazioni della università cattolica del Sacro Cuore (PUCSC). Scienze filologiche e letteratura. Mil., 1967. N 14; Hathaway R. F. Hierarchy and the Definition of Order in the «Letters» of Pseudo-Dionysius. Den Haag, 1969 (Lit.); Brontesi A. L " incontro misterioso con Diö Saggio sulla teologia affermativa e negativa nello Pseudo-Dionigi. Brescia, 1970; Beierwaltes W.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

PsJoXiph Pseudo-Joannes Xiphilinos (=Joannes Agapetos ?). PG 120,1201–1258. [s.XII?] PsKais Pseudo-Kaisarios, Die Erotapokriseis. Hrsg. v. R.Riedinger. Berlin 1989 (Index 253–312). [s.VI] PsKod Pseudo-Kodinos, Traité des Offices. Intr., texte et trad. par J.Verpeaux. Paris 1966. [s.XIV] PsMacHom Pseudo-Macaire, Oeuvres spirituelles. I. Homélies propres à la Collection III ... par V.Desprez. Paris 1980. [s.IV/V] PsMeth I A.Lolos, Die Apokalypse des Ps.-Methodios. Meisenheim 1976. [ca 700] PsMeth II A.Lolos, Die dritte und vierte Redaktion des Ps.-Methodios. Meisenheim 1978. PsMethAK Die Apokalypse des Pseudo-Methodius. Die ältesten griechischen und lateinischen Übersetzungen. Hrsg. v. W.J.Aerts – G.A.A.Kortekaas. I.II. Leuven 1998 (Index II 131–172). [ca 700] PsMosch E.Mioni, Paterikà del Pseudo-Mosco. SBN 8 (1953) 27–36. [s.VI?] PsNonn J.Declerck, Five Unedited Greek Scholia of Ps.Nonnos. L’Antiquité Classique 45 (1976) 181–189. [s.VI] PsNonnComm Pseudo-Nonniani in IV Orationes Gregorii Nazianzeni Commentarii editi a J.Nimmo Smith. Turnhout 1992. [s.VI] PSocIt Dai papiri della Società Italiana. Omaggio al XXI Congresso Int. di Papirologia, Berlino 1995. Firenze 1995. PsOec I–II Pseudo-Oecumenius. PG 118 (=I).119,9–725 (=II). [s.IX?] PSorb II 69 J.Gascou, Un codex fiscal hermopolite (P. Sorb. II 69). Atlanta 1994. [s.VII] PsPselDaem P.Gautier, Le De daemonibus du Pseudo-Psellos. REB 38 (1980) 105–194. [s.XII/XIII?] PsPselEp P.Gautier, Un recueil de lettres faussement attribué à Michel Psellos. REB 35 (1977) 99–106. [s.XII?] PsPselOp P.Gautier, Pseudo-Psellos: Graecorum opiniones de daemonibus. REB 46 (1988) 85–107. [s.XIV?] PStraßb Griechische Papyrus der kaiserlichen Universitäts- und Landesbibliothek zu Straßburg, hrsg. v. F.Preisigke [u.a.]. I– . 1912–. PsZon Ioannis Zonarae Lexicon, ed. I.A.H.Tittmann, I.II. Leipzig 1808. [s.XIII] RacPoiem S.Racz, Βυζαντιν ποιματα περ τν Ογγρικν κστρατειν το ατοκρτορος Μανουλ. Budapest 1941. [s.XII] RaulEp R.-J.Loenertz, Emmanuelis Raul epistulae XII. ΕΕΒΣ 26 (1956) 130–163. [s.XIV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010