Las causas fueron complejas y variadas. He aquí algunas más probables: la inclusión del epinicio (Sanctus), que comenzó a romper la unidad de la gran plegaria (siglo v); el carácter antitético que poco a poco vinieron a tomar las dos partes, la una estable y uniforme, la otra extraordinariamente variable; el diverso modo de recitarlo después del siglo V: una en silencio, la otra en alta voz o en canto. Además, en este desarrollo de las cosas el prefacio no sólo se separó del canon, sino que cambió en gran parte su contenido, transformándose de una fórmula esencialmente eucarística (de acción de gracias) en una elevación dogmático-mística sobre el misterio del día o en un panegírico del santo festejado. En esta forma se presenta ya en el más antiguo de nuestros libros litúrgicos, el leoniano. Damos como ejemplo uno de los prefacios de San Juan Bautista en el sacramentarlo leoniano: Veré dignum. In die festivitatis hodiernae, quae beatus lohannes exortus est, qui vocem matris Domini nondum editus sensit, et adhuc clausus útero, ad adventum salutis humanae prophetica exultatione gestivit; qui et genitricis sterilitatem conceptúe abstersit, et patris linguam natus absolvit; solusque omnium prophetarum Redemptorem mundi,. quem praenuntiavit, ostendit: et ut sacrae purificationis effectum aquarum natura conciperet, sanctificandis lordanis fluentis ipsum baptismatis lavit auctorem. Unde cum Angelis, etc. Como se ve, los prefacios son unas pequeñas composiciones de forma muy cuidada, impecable casi siempre en sus cursas y con una fisonomía litúrgica enteramente propia. Las del leoniano y del gelasiano, como también las de los libros galicanos, cuando se dirigen especialmente a celebrar a un mártir o a un obispo, hacen pensar en un tipo especial de discurso, que la antigua retórica griega llamaba λαλι, no sujeto a normas rνgidas y de corta extensión, que, queriendo recrear, gustaba cantar y describir. Wolkmann da también como probable la igualdad del λαλι con aquella forma particular literaria que Plinio y Quintiliano llamaban propiamente praefatio. Jungmann pone por comparación estos datos con la curiosa definición que del prefacio litúrgico da un anónimo del siglo VIII explicando la misa ambrosiana: Praefatio est narratio reí causa delectationis inducía. Haec ergo praefatio ideo a sacerdote canitur, ut populus suo Creatori delectabiliter gratias agere provocetur. En realidad, muchos prefacios antiguos son otros tantos esbozos literarios verdaderamente deliciosos.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

Основными средневековыми историками были Григорий Турский (ум. 595), написавший историю франкской церкви; достопочтенный Беда (ум. 735), отец английской церковной истории; Павел Диакон (ум. 799), летописец лангобардов; Адам Бременский, лучший знаток истории скандинавской церкви с 788 по 1072 г.; Хаймо (Хеймо, Аймо), монах из г. Фульда, впоследствии епископ Хальберштадтский (ум. 853), который в десяти книгах описал, в основном опираясь на Руфина, историю первых четырех столетий ( Historiae Sacrae Epitome); Анастасий Библиотекарь (ок. 872), один из авторов «Жизни понтификов» (Liber Pontificalis), то есть жизнеописаний пап до Стефана VI (ум. 891); Бартоломео из Лукки (ок. 1312), который составил общую историю церкви от Христа до 1312 г.; св. Антонин (Антонино Пьероцци), архиепископ Флоренции (ум. 1459), автор крупнейшего средневекового труда по светской и священной истории (Summa Historialis), охватывающего период от сотворения мира до 1457 г. Историческая критика возникла с возрождением литературы, и ее первыми отголосками стали сомнения Лоренцо Баллы (ум. 1457) и Николая Кузанского (ум. 1464) относительно подлинности «Константинова дара», «Исидоровых декреталий» и некоторых других документов, подлинность которых ныне отрицается столь же единодушно, как некогда была признаваема. IV. Римско–католические историки Потрясение Реформации в XVI веке пробудило Римско–католическую церковь к бурной деятельности в области истории и в других отраслях богословия и вызвало к жизни несколько сочинений, авторы которых отличались высокой эрудицией и знанием древностей, но были движимы, скорее, любовью к папству и ненавистью к протестантизму, нежели чисто историческим интересом. Лучшие историки этой эпохи были либо итальянцами, ультрамонтанами по духу, либо французами, в основном сторонниками более либерального, но не столь последовательного галликанства. а) Итальянцы Первым в этом ряду стоит кардинал Цезарь Бароний (ум. 1607) с его «Церковными анналами» (Annales Ecclesiastici, Rom. 1588 sqq.) в 12 т. ин–фолио, отдавший этой работе тридцать лет неустанного труда. Он успел довести историю лишь до 1198 г., но его работу продолжили Рейнальди (до 1565 г.), Ладерки (до 1571) и Тейнер (до 1584).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Переход Д. в унию вызвал активные выступления против него правосл. мирян и духовенства Луцкой епархии. Его власть не признал настоятель Почаевского монастыря Иосиф (Саевич), др. правосл. клирики (права Д. не признавала также униат. и католич. шляхта, запрещавшая священникам в своих имениях считать его своим епископом). В апр. 1708 г. правосл. шляхтичи М. Щастный Гулевич и Ю. Жабокрицкий вторглись в резиденцию епископа, попытались схватить его и отправить в ссылку. Д. едва вырвался и обратился за помощью в суд, где получил полную поддержку. Волынский сеймик, а затем и король приказали православным оставить архиерея в покое. Во время русско-шведской войны Луцкая епархия была захвачена войсками Петра I. Д. бежал в Венгрию, затем вернулся, для того чтобы защитить свое имущество. В 1709 г. он был схвачен православными и передан рус. военным, перевезен в С.-Петербург, осужден и сослан в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . На родине о судьбе епископа не было ничего известно. В апр. 1710 г. Август II издал грамоту, в к-рой указал, что Д. умер, и передал Луцкую кафедру Кириллу (Шумлянскому) , хиротонию к-рого возглавил правосл. Киевский митр. Иоасаф (Кроковский) , после чего по просьбе униатов папа Климент XI 14 авг. 1711 г. передал право на управление Луцкой епархией Холмскому униат. еп. Левицкому. 24 авг. 1712 г. нунций писал в Конгрегацию пропаганды веры о смерти Д. в Сибири как о достоверном факте. Ист.: АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. 127, 129, 137, 139; Litterae Sacrae Congregationis de propaganda fide Ecclesiam catholicam Ucrainae et Bielarusiae spectantes. R., 1955. Vol. 2. 971; 1956. Vol. 3. 984, 1027, 1091; Epistolae Metropolitarum. R., 1958. Vol. 3. 226; Monumenta Ucrainiae historica. R., 1968. Vol. 5. 138, 144. Лит.: Антонович В. Б. Об унии и состоянии правосл. Церкви с пол. XVII до кон. XVIII ст.//АрхЮЗР. 1871. Ч. 1. Т. 4. Введ.; Петрушевич А. С. Сводная галицко-рус. летопись. Львов, 1874. Ч. 1. С. 387; 1888. Ч. 2. С. 16; 1891. [Ч. 3:] Добавления. С. 894; Строев. Списки иерархов. Стб. 1044; Чистович И. А. Очерк истории Западнорус. Церкви. СПб., 1884. Т. 2; Батюшков П. Н. Волынь: Ист. судьбы Юго-Зап. края. СПб., 1888. С. 202; Титов Ф. М. , прот. РПЦ в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв.: (1686-1797 гг.). К., 1905; Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï правосл. Церкви. Н.-Й., 1957. Т. 3. С. 359; Блажейовський Д. Киïвськоï Церкви. Льbib, 1996. С. 263-264, 378; Великий А. Г. З лimonucy християнськоï Украïни. Рим; Льbib, 20002. Т. 5; 20012. Т. 6; Живов В. М. Из церк. истории времен Петра Великого: Исслед. и мат-лы. М., 2004. С. 230-244; Петрушко В. И. Киевская митрополия во 2-й пол. XVII в. и ее воссоединение с Моск. Патриархатом//АндрВ. 2005. 1(11).

http://pravenc.ru/text/178376.html

11 Против ересей, кн. 4, гл. 26, 1 в русск. перев. при редакции Прав. Обозр. за 1870. Срав. также гл. 10, 1. 12 Беседа против иудеев, творений ч. 5, стр. 16 по переводу при Моск. дух. академии. Москва, 1860. 13 Беседа на псал. 46; ч. 1 стр. 370, Спб. 1860. Срав. греч. текст его творений в издании Монтфокона, том 5-й стр. 225. Parisiis, 1836. 15 Novum Tesmamenmum in Vetere latet, Vemus in Novo patet. Sermo (21 de Verbis Apostoli ex 1corinth. 6 cap. 17 Простран. катих. правосл. кафолич. церкви, стр. 10, Москва 1857. Признание двойственности смыслов в ветхозаветном Писании см. напр. в «Библейской Герменевтике» о. Саввантова, стр. 14. Спб. 1859 и др. 19 См. об этом Филарета, арх. черн. «Историческое учение об отцах церкви, ч. 1, стр. 227–229. Спб. 1859. 21 См. напр. относительно монаха Кассиодора (в 6 веке) в «Начертании церк. истории» Иннокентия, ч. 1, стр. 321 М. 1849. 22 См. об этом Дистеля, Geschichte des Alten Tesmamenm in d. christl. Kirche, S. 354. Iena, 1869. 23 Следы этого явления можно видеть на экзегезе св. Димитрия Ростовского . См. напр. его «Розыск о раскольнической брынской вере», стр. 368 и дал. М. 1847. Срав. с этим деление смыслов Писания в «книге философской, сложенной философом Андреем Христофоровичем», стр. 119–155 по изд. Общ. Любит. древней письменности 137. 18. Спб. 1878. Срав. также «Compend. негтеп. Sacrae, pag. 3–7. Mosquae, 1806. 27 Кейля, Handbuch der historisch-kritisch. Einleimung; in die kanonisch. und арокгурн. Bcher des A. T. S. 681–682. Leipzig, 1873. 29 Общую характеристику иудео-александрийского и иудео-палестинского направления в толковании Ветхого Завета сл. в нашей статье: «Иудейское толкование Ветхого Завета» в Чтен. в общ. люб. дух. просв. за текущий год, месяц июль. 32 Fr. Bleek, Einleimung in das Aite Tesmamenm, heranzgeg. von I. Bleek und A. Kamphausen. s. 601. Berlin, 1878. 36 Мнение Космы Индикоплевста приведено нами в статье: «Теория аккоммодации в отношении к вопросу о новозаветном толковании Ветхого Завета в Чтениях в общ. люб. дух. Просв. за 1877 г. сентябрь, стр. 373, мнение же Феодора Монсуетского см. у Толюка в цит. сочинении его стр. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Rout, Reliquice Sacrae, ed. 1846. Ill, 283; Pitra, Juris ecclesiastici graec. historia et monumenta. I, 566). Содержание этой схолии заимствовано из правил Василия Великого , которому она в несколько распространенной редакции действительно и приписывается как в греческом синопсисе (см. Συνταγμα IV, 405) так и в нашей печатной Кормчей (гл. 23). Всего ближе стоят к схолии 56 и 75-е правила Св. Василия Великого ». В Πηδαλιον это т. наз. правило сопровождается следующею сколиею: «настоящее правило не содержит в себе ничего иного, кроме описания четырех мест, в коих стояли кающиеся. Заметь же, что хотя оно и почитается правилом, но оно не подлинно. Во 1-х потому, что сказанное в нем заимствовано буквально из 75-го правила позднейшего по времени великого отца Василия; во 2-х потому, что превосходнейший из толкователей Зонара не написал к нему толкования и совсем не упомянул о нем; в 3-х потому, что в некоторых рукописях оно называется сколиею. Однако по соизволению и исследованию мудрого господина моего Дорофея приложена и она в качестве правила, как находится в пандектах и иных (сборниках)» 22 . «Петр – начало Апостолов, Петр – конец мучеников». Рассказывают, что в момент мученической кончины Св. Петра раздался чей-то голос, произнесший вышеозначенные слова. Его смертью действительно закончилось жесточайшее и последнее гонение Диоклетиана. Рукоположен был во епископа Александрии в 296 году, преемствовав епископу Феоне, «Три неполных года управлял церковью до гонения, остальное же время жизни проводил в строжайших подвигах и не без славы заботился об общей пользе церквей, за что на девятом году гонения усечен был и украсился венцом мученичества» 24 . Выдающимися событиями во время управления им александрийскою церковью, имевшими впоследствии значение в истории, были; низложение Мелетия епископа Ликополъского в Фиваиде, низложение диакона Ария, впоследствии известного ересиарха и жесточайшее гонение Диоклетиана – события глубоко удручавшие доброго пастыря, все время управления его церковью сплетавшиеся в непрерывную цепь страданий священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Athanasius Alexandrinus episcopus Epistola ad Amunem monachum//PG 26, 1169–1176. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание к монаху Амуну//Творения: в 4 т. – Репр. воспр. изд. 1902–1903 гг. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 3. – С. 366–370. Quaestiones ad Antiochum//PG 28, 597–700. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросо-ответы к Антиоху. Epistola ad Dracontium//PG 25b, 523–534. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Письмо к Драконтию//Творения: в 4 т. – Т. 2. – С. 3–11. Apologia contra arianos//PG 25b, 247–410. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово против ариан//Там же. – Т. 1. – С. 287–398. Apologia de fuga sua//PG 25b, 643–680. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово, в котором святой Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом//Там же. – Т. 2. – С. 76–98. De incamacione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium//PG 26, 1093–1166. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Против Аполлинария книга первая: О воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Там же. – Т. 3. – С. 315–340. Он же. Против Аполлинария книга вторая: О спасительном пришествии Христовом//Там же. – С. 340–361. In passionem et crucem Domini//PG 28, 185–250. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О страдании и кресте Господа. De sacris imaginibus//PG 28, 709–710. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О священных изображениях. De sententia Dionysii//PG 25b, 479–522. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними//Творения: в 4 т. – Т. 1. – С. 444–471. De synodis//PG 26, 681–794. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание о Соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской//Там же. – Т. 3. – С. 92–165. De virginitate//PG 28, 251–282. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О девстве, или о подвижничестве//У истоков культуры святости: Памятники древне-церковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2002. – С. 131–176. Epistolae heortasticae//PG 26, 1359–1444. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Праздничные послания святого и богоносного Афанасия//Творения: в 4 т. – Т. 3. – С. 376–524. Historia arianorum ad monachos//PG 25b, 695–796. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан)//Там же. – Т. 2. – С. 107–176. Orationes contra arianos//PG 26, 11–526. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. На ариан слово первое. На ариан слово второе. На ариан слово третье. На ариан слово четвертое//Там же. – Т. 2. – С. 176–494. Synopsis Scripturae sacrae//PG 28, 283–438. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Краткое обозрение Священного Писания. Quaestiones in Scripturam//PG 28, 711–774. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросы на Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

      1 2   3 Догматическое богословие         3 3 6 Сравнительное богословие           1 1 Нравственное богословие           2 2 Практическое руководство для пастырей         2 2 4 Дидактика         1 1 2 Церковное пение 1 1 1 1 1 1 6 Итого уроков в неделю: 23 23 22 23 20 20   Смирнов С.К. Историческая записка о Московской Духовной Академии по случаю празднования ее пятидесятилетия - стр. 4. Смирнов С.К. Историческая записка о Московской Духовной Академии по случаю празднования ее пятидесятилетия - стр. 5. Из лекций по Священному Писанию Ветхого Завета, прочитанных доцентом МДА А.А. Ждановым с сентября 1888 г. по сентябрь 1893 г. - Богословский вестник, 1913, Приложение, стр. 27-29 - Цит. по: Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870-1900). Ч.2. - стр. 20. «Журнал Совета» МДА от 05.09.1881 - Цит. по: Киселев А., диак. История Московской Духовной Академии (1870-1900). Ч.2. - стр. 22. Голубцов С., диак. История Московской Духовной Академии (1900-1919).Т.1. Ч.2. - стр. 13. Там же - стр. 14. Там же. Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание блаж. Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т.17 - Нью-Йорк, 1957-1967. С.161 - Цит. по: Петр (Еремеев), иером. Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале ХХ века - стр. 116. Петр (Еремеев), иером. Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале ХХ века - стр. 116. Иностранные пособия и монографии использовались либо в подлиннике, либо в переводе, либо в пересказе . При этом не только в качестве вспомогательной литературы, но и в качестве основной при подготовке курсов лекций. Например, одно время проникавший в русскую библеистику курс «Жизнь Иисуса Христа» был выстроен целиком по одноименной книге Ренана. В силу того, что русские переводы появлялись не сразу после издания западной литературы, полемика на немецкую критическую мысль запаздывала и отечественные полемисты в нач. и сер. XIX в. боролись с «ветряными мельницами»: с мыслями, которые на Западе к тому времени уже устарели. Среди используемых западных изданий можно выделить следующие: " Buddei Isagoge Historico-Theologica " (Lipsiae, 1724); " Waltheri officina biblica. Carpzovii introduction in lectionem Novi Testamenti, cum supplementis Hoffmanni " в переводе преосвященного Амвросия (Подобедова) (М., 1799); переводы и пересказы " Institutiones hermineuticae sacrae " Якова Рамбахия (1738) были представлены соответствующими работами Е.Болховитинова, будущего митрополита Евгения (1792-1794), и архим. Иоанна (Доброзракова) (1825). - См. Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный... - стр. 180.

http://bogoslov.ru/article/570109

1219 Itinerarium Bernardi monachi franci. Cp.: Tobler. Descriptiones terrae sacrae. P. 91. Commemoratorium 808 г. упоминает еще о следующих палестинских монастырях: свв. апостолов Петра и Павла близ горы Елеонской in Bisanteo, где было 35 монахов (Commemoratorium de casis Dei vel monasteriis. P. 79); св. Феоктиста близ селения Фаран в 6 милях от Св. града (Commemorat. Р. 81); св. Стефана близ Иерихона (Commemoratorium. Р. 81); св. Феодосия († 529), который был расположен к северо-западу от монастырей свв. Саввы и Харитона; его братство состояло из 70 монахов; в 809 г. киновия Феодосия вместе с лаврами свв. Саввы и Харитона сильно пострадала от сарацин во время междуусобий, последовавших за смертью Гарун-аль-Рашида, причем она подверглась гораздо большему бедствию, чем два последних монастыря: сарацинские разбойники сожгли сам монастырь и убили там многих монахов, другие из страха перед неверными бежали; разбойники разрушили до основания и церкви, принадлежавшие монастырю (Commemoratorium; Tobler. P. 80. Cp.: Theophanis Chronogr., sub anno 809); монастырь во имя Богоматери на расстоянии 1 мили от Назарета, построенный в том месте, где иудеи хотели низвергнуть Христа с горы; кроме того, в самом Назарете подвизались 12 монахов (Commemoratorium. Р. 81); в Тивериаде был 1 девичий монастырь и несколько монахов (Commemoratorium. Р. 82); в Севастии было 25 клириков, пресвитеров и монахов (Commemoratorium. Р. 82), в Сихеме подвизался 1 столпник (Commemoratorium. Р. 82). 1220 Порфирий. Восток христианский. – Сирия. Антиохийские патриархи в арабском списке Иоанна Жеми//Труды Киевской Духовной академии. 1875. T. I. С. 470. 1221 Recueil des historiens des croisades publié par les soins de l’académie des inscriptions et belles-lettres. Paris, 1859. Documents arméniens. Extraits de la chronique Mathicu dÊdesse. P. 34, note. 1222 Β ος κα πολιτε α το ν γ οις πατρς μν Θεοδ ρου το διαλμψαντος ν σκ σει κατ τν μεγ στην λαραν το γ ου Σβα, πειτα γεγον τος ρχιεπισκ που π λεως δσσης. Κ. 22. Σ. 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

1500 А. стр. 91; Е, стр. 20: „христианская учителя“: D. стр. 39: „галилейския веры учителя“; L. р. 53: quas multum diuque pro clementia nostra sustinuimus. 1501 А. стр. 91, D. стр. 39; E. C. G. H. стр. 20: I. p. 373: L. p. 53 – Последний текст в дан. месте подробнее: primo quia deorum cultui adversantur, secundo quia legum nostrarum sunt contemptores et nos. nostraque jussa spernunt et inhonoranm...-Hyжho думать, что Ап. Иоанн был действительно сослан на остров Домицианом. Iren. Adv. haeres. V, с. 30, § 3; Euseb. Hist. Eccles. Lib. III c. 18. 20. 23; в хронике он указывает даже и год ссылки Иоанна: это было в 14 году царствования Домициана. Hieron. De virib. illustr. с. 9; Sulpicius Severus. Sacrae historiae II, 3 и многие другие (см. цит. ниже). Одни относят ссылку к 13 году царствования Домициана, другие к 14, третьи к 15 году: По свидетельству многих древних апокрифов, Ап. Иоанн также был сослан на Патмос при Домициане. Многочисленный ряд свидетельств писателей глубокой древности о возвращении Ап. Иоанна из заточения при Нерве тоже дает основание думать так, а не иначе (цит. см. ниже). В самом деле, если бы Ап. Иоанн был сослан в заточение при Нероне, тогда оно продолжалось бы почти 30 лет. А это очень продолжительный период времени; даже апокрифы называют меньший (цит. см. ниже). Климент Александрийский (Quis dives salvetur, с. 42), Тертуллиан (De praescript. haer. 36), Ориген (Comm. in Matth. UII, p. 769 sqq.) обходят этот вопрос полным молчанием. Гэрике (Neut. Isag.) пытался воспользоваться их молчанием, говоря: „образ выражения у Климента, Тертуллиана , м. б. и Оригена , гораздо приложимее к Нерону, чем к Домициану“. Но с правом м. сказать и обратное. М. б., эти три церковные писателя потому и не называют по имени „тирана“, „римского императора“, при котором пострадал Иоанн, что он был всем хорошо известен. Если эти свидетельства рассматривать при свете других свидетельств, то скорее можно думать, что действительно и Тертуллиан , и Климент Александрийский и Ориген относили этот факт также ко времени царствования Домициана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Для образования армяно-грегорианского юношества в науках богословских, в Эчмиадзинскоми монастыре и в епархиях существуют духовные семинарии, а в Москве при Лазаревском институте восточных языков есть особое отделение для приготовления в учители семинарий и в другие должности по управлению армяно-грегорианской церкви 1344 . Из области церковно-имущественного права заслуживает быть упомянутой та особенность, что всякое движимое и недвижимое имущество, предназначенное на содержание какого-либо армяно-грегорианского монастыря или церкви, или принадлежащих к ним богоугодных заведений, считается общей собственностью всей армяно-грегорианской церкви 1345 . 235 Walter. Lehrbuch, §§ 179–180; Hinschius. §§ 169, 185–196; Rich­ter. §§ 165–172; Zorn. §§ 26–27; Löning. I, S. 64 sqq.; 503 sqq.; Hefele. I, 44, 45; Schulte. Die Stellung der Concilien, Päpste und Bischöfe vom historischen und canonischen Standpunkte. Prag, 1871. 236 «Dispensatio est juris communis relaxatio...» Или более подробная дефиниция «Dispensatio est actus legislatoris, quo ex justa causa communis legis obligatio in speciaii casu tollitur, ita ut certa quaedam actio vel juris ratio legi adversaria justa ac valida fiat». 237 Так диспензация в делах брачных дается иногда епископам и даже подчиненными епископу органами (например, от обязанности троекратного предварительного оглашения предполагаемого брака может диспензировать протестантский суперинтендент). Изложение учения о диспензации см. у Hinschius. III, 744–749, 789–829 и Brandhuber von Etschfeld, Ueber Dispensation und Dis­pensationsrecht nach katholischem Kircbenreoht. Leipzig und Wien, 1888. О даровании привилегий: Hinschius. Указ соч., с. с. 805–825. Константин Великий утвердил никейский символ тотчас после его установления, угрожая ссылкой всякому, кто не подписался бы под ним, а в конце собора постановления его возвел на степень государственных законов (Hefe1e. I, 44). Второй Вселенский собор 381 г. писал императору: «gratias agimus Deo qui vcstrae pietatis Imperium constituit ad communem pacem ecclesiarum et sacrae fidei confirmationem: agentes autem Deo debitas gratias necessario quaque ea, quae acta sunt in concilio, ad tuam referiinus pietatem» (Mansi.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010