Madrid, 1978-1980. 3 vol.; Stierlin H. Le livre de Feu: L " Apocalypse et l " art mozarabe. Gen., 1978; Grizzard M. F. M. Bernardo Martorell: Fifteenth-Cent. Catalan Artist. N. Y.; L., 1985; Gudioly Ricart J., Alcolea i Blanch S. Pintura gótica catalana. Barcelona, 1986; Barral y Altet X., Liaco Mart í nez E., Sureda Pons J. Cataluña. Madrid, 1987. Vol. 1: Tarragona y Lerida. (La Espaca gótica; 2); Alcoy Pedrys R. Ferrer Bassa y el italianismo: Revisiones sobre la trama de un nuevo catálogo//Antichità viva. Firenze, 1991. Vol. 30. N 1/2. P. 5-16; Planas Badenas J. Bernat Martorell y la iluminación del libro: Una aproximación al Libro de Horas del Archivo Histórico Municipal de Barcelona//Boletín del Museo e Instituto Сатуп Aznar. 1991. N 46. P. 115-142; Dodwell C. R. The Pictorial Arts of the West 800-1200. New Haven; L., 1993; Ibarburu M. E. Los scriptoria de Ripoll, Vic i Gerona: Un posible estilo catalán de ilustración de manuscritos//Lambard: Estudis d " art medieval. Barcelona, 1993/1994. Vol. 7. P. 157-171; eadem. El esplendor del gótico catalán: La miniatura a comienzos del siglo XV. Lleida, 1998; Cathalonia: Arte gótico en los siglos XIV-XV. Madrid, 1997; Molina Figueras J. Arte, devoción y poder en la pintura tardogótica catalana. Murcia, 1999; L " art gòtic a Catalunya. Barcelona, 2002; Espa ñ ol F. El gótic camala. Manresa, 2002; Ruiz Quesada F. Bernat Martorell, el Mestre de Sant Jordi. Barcelona, 2002. В 30-х гг. XIII в. экономические причины способствовали развитию наименее затратных видов искусства, таких как декоративно-прикладное и миниатюра. Ко 2-й пол. XIII в. существовало много школ миниатюры при монастырских скрипториях, появились придворные школы, которые активно впитывали тенденции развития живописи др. стран. В 3-й четв. XIII в. отдельные испан. миниатюристы подражали франко-бургундскому стилю, что заметно в миниатюрах из манускриптов, выполненных для короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого. Наиболее значительным стало влияние рукописей, привезенных из мастерских Англии.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

По-видимому, создатель этих работ был главой артели, занимавшейся изготовлением живописных фронталей, которые имитировали алтари из драгоценных металлов и слоновой кости. На территории Вост. Каталонии и Арагона в сер. XII в. были расписаны неск. церквей: ц. Сан-Садурни-д " Озорморт, пров. Барселона (Музей диоцеза в Вике); ц. Сан-Жоан в Белкайре-д " Эмпорда, пров. Жирона (фрагменты - в церкви и в Музее искусств Жироны); ц. Сан-Марти-дел-Брул, пров. Барселона (Музей диоцеза в Вике); ц. Сант-Эстеве-де-Маранья, пров. Жирона; ц. Сантос-Хульян-и-Басилиса в Багуэсе, пров. Уэска (Музей диоцеза в Хаке), фресковые циклы к-рых относятся к стилистическому направлению, связанному не с каталонской традицией, а с искусством Пуату. Сходство этих фресок настолько велико (см.: Dols Rusi ñ ol. 1972), что вся группа памятников долгое время приписывалась т. н. «мастеру Озорморта». Во фресках подробно проиллюстрированы события ВЗ и НЗ. Ближайшие их аналоги можно видеть в росписях ц. Сен-Савен-сюр-Гартамп (кон. XI - нач. XII в.), а также на миниатюрах из рукописи кон. XI в. «Житие св. Радегонды» (Poitiers. Bibliothéque Municipale. 250), происходящей из того же региона. Общими чертами живописи поздней романики (после 1170-1200) являются ослабевание выразительности и напряженности образов, смягчение контрастов и постепенное появление готических черт. В Кастилии сохранился памятник, свидетельствующий о деятельности в 70-х гг. XII в. на территории И. мастера (или целой школы), создавшего Пантеон королей - погребальную капеллу астурийских королей, примыкающую с запада к ц. Сан-Исидоро в Леоне. По стилистическим и иконографическим особенностям Пантеон королей заметно отличается от памятников своего времени. Иконография его росписей объясняется мемориальным назначением помещения. Стилистические параллели определить трудно в связи с отсутствием позднероманских фресок на территории Кастилии, Арагона, Леона и Галисии. Пантеон королей представляет собой прямоугольное в плане сводчатое помещение, разделенное опорами на 9 равных частей.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

А. проводит время в лесах и горах, в сопровождении нимф-охотниц (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81-97), вооруженная луком и окруженная сворой собак. Она следит за исполнением законов, гармонизирующих растительный и животный мир, пользуясь своими стрелами как орудием наказания. Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую златорогую лань ( Pind. Ol. III 26-30). Не получив положенной жертвы от царя г. Калидона (Этолия), богиня наслала на город вепря, опустошавшего поля и убивавшего жителей ( Hom. Il. IX 529). Когда Агамемнон убил священную лань А., она потребовала принести в жертву его дочь Ифигению. Однако тайно от людей богиня унесла ее с жертвенника (заменив ланью) в Тавриду, где Ифигения стала жрицей Артемиды Тавридской, к-рой приносились человеческие жертвы ( Eur. Iphig. T.). Эти факты, подчеркивающие губительные функции богини, связаны с ее архаическим прошлым, т. к. в крито-минойскую эпоху А. считалась «владычицей зверей» ( Hom. Il. XXI 470). Древнейшая А. не только охотница, но и сама медведица. Даже в классической Греции, в Аттике (в Бравроне), жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались «медведицами» ( Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот, где почиталась Артемида Лимнатис - «болотная», символизирующая влажность и плодородие растительного божества (ср., напр., культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к минойской эпохе и связанный с растительным миром). Рудименты архаической растительной богини сказываются и в том, что она через свою помощницу (а прежде ипостась) Илифию помогает роженицам ( Callim. Hymn. III 20-25); только появившись на свет, А. помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона ( Apollod. I 4. 1). Хтоническая необузданность приближает А. к образу Великой матери богов, Рее- Кибеле в М. Азии, откуда и пришли оргиастические элементы культа, прославляющего богиню плодородия. Именно в М. Азии почиталась А. «многогрудая» - А. Эфесская, культ к-рой в Эфесе сохранялся и в первые века христианства (см. Деян 19).

http://pravenc.ru/text/76360.html

Παροικα= εκκλησα в смысле «прихода». Theodoret. ер. 113 ad Leon, papam. Migne, Patr. lat. Migne, t. 50, 417. Augustini ep. 209 (ol. 262) ad Coelestin. n. 2: Fussala dicitur Hipponensi territorio confine castellum (ab Hippone millibus quadraginta sejungitur). Antea ibi nunquam episcopus fuit, sed simul cum contigua sibi regione ad paroeciam Hipponensis ecclesiae pertinebat (a. 423).– Parochia как сельский приход в противоположность городскому. Сопс. Carpentoract. 527 (528?). Migne, Patr. lat. t. 67, 1287. Vita Caesarii arel. († 542) 2, 16 (ibid. 1033): non solum in civitate, sed etiam in omnibus (посещаемых) parochiis проповедовал Кесарий. Раньше Innocentius I ad Decentium (a. 416): de fermento vero, quod die dominica per titulos mittimus, superflue nos consulere voluisti, cum omnes ecclesiae nostrae intra civitatem sint constitutae, quarum presbyteri [cf. Athanas. apol. с arian. n. 20: συνελθντες (в Риме) επσκοποι πλον πεντκοντα, νθα Βτων δ πρεσβτερος συνηγεν, κρωσαν εις μδς τν τε κοινωναν και την γπην], quia die ipsa propter plebem sibi creditam nobiscum convenire non possunt, idcirco fermentum a nobis confectum per acolythos accipiunt, ut se a nostra communione maxime ilia die non judicent separatos, quod per parochias fieri debere non puto, quia non longe portanda sunt sacramenta, nee nos per coemeteria diversa constitutis presbyteris destinamus et presbyteri eoram conficiendorum jus habeant atque licentiam. Cf. Neander, KG, III, 243. Collectio canonum Dionysii Exigui посвящена Juliano presbytero tituli sanctae Anastasiae. Migne, Patr. lat. t. 67 (Юлиан – на соборах 488 и 499). В Карфагене Сопс. Carth. 419, cod. can. eccl. afr. с 33: ut presbyteri non vendant rem ecclesiae ubi sunt constituti,nec episcopo liceat matricis ecclesiae, nec presbytero rem tituli sui usurpare. Migne, Patr. lat. t. 67, 192.– Athan. apol. с arian. n. 85: Μαρετης χρα της " Αλεξανδρεας στι και ουδποτε ν τη χρα γγονεν επσκοπος ουδ χωρεπσκοπος, αλλ τω της Αλεξανδρεας επισκοπ α κκλησαι πσης της χρας υπκεινται.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Oxford, 1995. P. 19). 670 Gwatkin H. M. Op. cit. P. 161–162; Спасский А. А. Указ. соч. С. 343 (Г. М. Гуоткин и А. А. Спасский склоняются к тому, что текст формулы был составлен Потамием); Batiff ol P. Op. cit. P. 477; De Clercq V. Op. cit. P. 519–525; Moreira A. Potamius de Lisbonne et la controverse arienne. Louvain, 1969. P. 145; 158–159 (исследователь отрицает авторство Потамия, но не его признание формулы, составителем которой он склонен считать Герминия); Brennecke H. C. Hilarius. S. 316; Meslin M. Les Ariens. P. 276–277; Meslin M. Hilaire et la crise arienne. Hilaire et son temps. P. 1968. P. 30; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 346; Pietri Ch. De la partitio. P. 324; Ayres L. Op. cit. P. 137. М. Симонетти полагает, что присутствие на Сирмийском соборе 357 года кого бы то ни было из епископов, кроме Урсакия, Валента и Герминия, не может быть доказано (см. Simonetti M. La crisi. P. 229–230). 671 К. Гефеле называет сирмийское совещание 357 г. «вторым большим собором в Сирмии». Дж. Ньюман именует его «конференцией». Т. Д. Барнс отрицает его соборный статус (по мнению исследователя, в 50-х гг. IV в. в Сирмии имел место только один собор – собор 351 г.), в соборном статусе сирмийского совещания 357 г. сомневается также Л. Айрес. Другие исследователи (к примеру, Г. М. Гуоткин, М. Симонетти, Р. П. К. Хэнсон и К. Л. Беквиз) предпочитают говорить о «малом соборе» (см. Hefele K. J. Histoire. P. 899 (Hefele K. Conciliengeschichte. Bd. I. Freiburg, 1873. S. 676); Newman J. H. Arians of IV century. L.; N.Y. Bombay and Calcutta. 1908. P. 425; Barnes T. D. Op. cit. P. 231–232; Ayres L. Op. cit. P. 137; Gwatkin H. M. Op. cit. P. 161; Simonetti M. La crisi. P. 229; Hanson R. P. C. Op. cit. P. 343; Beckwith C. L. Op. cit. P. 55). Своеобразная интерпретация проблемы присутствует в работе Ш. Пьетри. По мнению исследователя, выбор Сирмия как места проведения собора, получивший якобы одобрение у императора, а также то обстоятельство, что собор проходил в узком составе, указывают на своеобразную «победу» иллирийских епископов Урсакия, Валента и Герминия над их восточными коллегами, которых им удалось «опередить», избежав созыва большого собора (une grande assamblée), поскольку в противном случае при разработке вероучительной формулы им пришлось бы считаться «с епископами основных кафедр Востока» (Pietri Ch. De la partitio. P. 323–324. Cp. Simonetti M. Lacrisi .P. 230).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

346 Не принимая попыток истолковать понятие Бога у св. Фомы в авиценновском смысле – как абсолютное Esse, не имеющее сущности (см.: A. Sertillanges, Le Christianisme et les philosophies, I. P. 268), Этьен Жильсон не признает и того, что у Аквината, в его манере объяснять их тождество в Боге, Сущность некоторым образом поглощается Существованием (Le Tomisme, 5 me ed. P. 135, note 4). 347 Именно в этом смысле понимаются пять доказательств этого утверждения: Esse est Deus (Бытие есть Бог). См. Prol. gener. in Opus tripart., in LW I, pp. 156–158, n. 12 (ср. ibidem. P. 38); in OL II, pp. 12–13. 348 Exp. in Gen., I ma ed. (отсутствует в манускрипте E), C., f. 20 va , II. 30–44: Adhuc autem docemur quomodo deus, et ipse solus, et ab ipse solo, est omnis sufficientia omnium; et e converso: a creatura et omni creato est insufficientia. Ad horum evidentiam et etiam aliorum, a principio huius capituli 17 mi , dicendum quod deus, utpote esse et causa prima omnis esse, sua substantia sibi sufficit ad omnia. Non sic in aliquo creato: omne siquidem creatum, utpote creatum, non sibimet sufficit, nec quantum ad esse, nec quantum ad subsistere et multominus ad operari, sed indiget alio, puta causa sua ad hoc quod sit, quod subsistat, quod operatur. Hinc est quod nomen dei est Saday, decisum a «day», quod est «sufficientia» sive «qui sufficientia», Cor. 5]: Sufficientia vestra ex deo est. Quod esse est ipsum quod desiderat omnis res, et quod vere desideratur est esse, ut ait Avicenna 4 metaphysice, capitulo VI (В добавление к этому покажем, каким образом всяческая достаточность всего есть Бог, и только Он, и только от Него; и наоборот: недостаточность – от твари и всего тварного. Чтобы сделать очевидным это и другое, в начале этой семнадцатой главы надлежит сказать, что Бог, будучи бытием и первопричиной всякого бытия, по Своей сущности самодостаточен для всего. Не так обстоит дело в чем-либо тварном: ведь все тварное, будучи тварным, не самодостаточно ни в отношении бытия, ни в отношении субстанциальности, ни – того менее – в отношении действования, но нуждается в ином, то есть в причине, для того чтобы быть, чтобы обладать субстанциальностью, чтобы действовать. Отсюда имя Бога – Saday, производное от «day», что означает «достаточность», или «способность»: Способность ваша [в синод пер.: наша] от Бога ( 2Кор. 3:5 ). Поэтому бытие есть то, чего желает всякая вещь, и то, что поистине желанно, есть бытие, как говорит Авиценна в комментарии на IV книгу Метафизики, гл. VI). – Avicenna, Metaphysica tr. VIII, c. 6 (f. 100 ra . II. 1–3). Ср. tr. IV, c. 3 (f. 86 rb , II. 14–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

222 Подобные же обломки, без камней, найдены были вместе с известной золотой кирасою (скорее маниаком особого рода), в Равенне и сохраняются в тамошнем музее, см. фот. Риччи. 223 С этим характером орнаментов согласно и изображение среднего медальона: по имеющимся у меня, впрочем, весьма скудным сведениям, оно появляется уже при императоре Константине II (323 – 361), но там мы видам еще двух Викторий, тогда как Запад и Восток представлены на медальоне Валента (364 – 378). См. Frohner, Les medaillons de l’Empire Romain, 1878, р. 310, 328. Ср. также медальон Валента, в брактэате из клада Шиляги Сомлио, в Венгрии, изданный в упом. соч. Гампеля, таб. XVI – XVIII. 224 Тождественные по фактуре и типу, но не по рисунку, застежные бляшки цепи принадлежат венгерской находке, в которой оказались также серьги лунницею с птичками, клюющими лилию, две подвески с птичьими формами и пр., см. Hampel, А. Regibb. Kozepkor(IV–X szasad) Emlekei Magyarhornban. I, 1894, таб. 35. 225 Издано первоначально в 1855 г. бароном де Виттом, затем переиздано в изв. соч. Storia della arte Cristiana dei primi 8 ol. VI, та. 479, 3, отнесено к VIII–IX веку, по совершенно излишней осторожности, и без внимания к ясным признакам древне-византийского стиля V–VI стол. 226 Вещи, найденные в колонии Михаельсфельд, Джигинской тожь, Темрюцкого отдела, Кубанской области, состояли из: 1) пары серёг, с частями в виде отбитого ушка и выпавших инкрустаций, 2) цепи, 3) двух бляшек к цепи, 4) обломков металлического зеркала и кусков ножа. Все это найдено по спуску обрыва, цепь в 1892 г., а прочие вещи в 1893 г., и все это было разбросано так, что одна серьга лежала в 3 саженях от другой. Фибула серебряная и пряжка, найденная с костями, были потом затеряны. Предполагают, что могильник обвалился с высоты обрыва, однако, следы его не были обнаружены пробными разведками. 227 Ранее мы называли эти серьги колтами, по основаниям в «Истории византийской эмали» указанным, но, в виду смешения в самом русском языке слов: колт и колодка, хотя совершенно разного происхождения, считаем нужным сказать: первое слово колт означает вещь, колыхающуюся, качающуюся, но обыкновенно колтками называли серьги, в которых на кольце бывал, укреплён длинный болтающийся язычок, или палочка с насаженными внизу камнями, тогда как колодка от клада более точно отвечает данной полой форме калачика, которую имеют наши серьги.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

у Cosmume historique,II, Afrique pl. EJ, 3 10. Диадемы укрепляются на кокошнике. 140 Цвета разложились: гиматий представляет бледно-коричневый цвет, прежний цвет нимба стал не узнаваем; сохранилась лишь эмаль тела и белая в рукавах креста на нимбе без изменения; более прочною оказывается красная в клавах, буквах и коймах. 144 Византийские церкви и памятники Константинополя, Одесса, 1886. Византийские эмали А. В. Звенигородского. 145 Из этих кладов: 1, 2, 3 и 4 представляют находки неполные, малозначительные и повторения типов лучших и более характерных, а потому здесь не рассматриваются; пятый (Казанский) почти тождествен с шестым, и потому не описывается. 147 Тем более, что снимки, представляемые табл. I, II, не так удовлетворительны, как все прочие, со стороны красок в особенности: здесь не переданы вовсе цвета одежд, изменён цвет волос, лица, тела вообще, не выражен разнообразный алльяж золота в щитках и пр. 148 Граф А. С. Уваров предлагает называть эти медальоны в отдельности дробницами, но так назывались лишь мелкие бляшки, нашивные на одеждах, согласно с этимологией слова, или также крохотные пластинка, пуговки и пр., набивавшиеся на досках, иконах, металлах и пр. 150 Граф А. С. Уваров опровергает это давно высказанное соображение деталями типов Бориса и Глеба, но детальность иконописных типов в эмалях и тельниках мастерами вообще не преследовалась. 151 См. Краткое описание Новгородского Музея, составленное В. Ласковским и Н. Лашковым, Новгород, 1893, стр. 56 с рис. Фотографии сделаны Имп. Арх. Комиссией. 152 См. нагрудные из Болгарии, серебряные, изд. Racinet, Le cosmume historique, ol. VI pl. А., fig. 5, 21, под турецким названием guerdanlik, в которых самые подвески или балаболки частью того же рисунка. 153 Мы воспользуемся представившимся здесь случаем, чтобы выразить догадку, что самая чернь появилась в вещах по случаю близости своего тона, или синего оттенка, к древнейшим эмалевым фонам изумрудного цвета, о которых мы говорили особенно подробно в соч. «История и памятники Византийской эмали; passim.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Исследования К сноске Гл. 100 служит заключением всего аскетического сочинения бл. Диадоха. В ней он раскрывает мысль, что подвижник, победивший все страсти описанными в сочинении путями и средствами, достигший известной степени бесстрастия и чистоты, должен потом непрестанно очищать свою душу от вольных и невольных прегрешений посредством исповедания, т. е. «усиленного исполнения обычного правила», не доверяя даже своей совести, могущей обмануться на счёт своей чистоты. Такое непрерывное очищение от грехов делает душу бесстрастной во время её исхода из тела и открывает ей свободный проход мимо злых духов, которые по дерзновению или боязливости души судят о чистоте или греховности её. К сноске Анастасий Синайский, в Quaestiones (ρτ. 21 Μ. LXXXIΧ, 533D., 536 А.) приводит из сотой главы аскетического творения бл. Диадоха извлечение с изменениями, сокращениями и дополнениями: ν ον μ πρεπντως μετανοσωμεν, κα περ τν μαρτιν μν πντες ξομολογησμεϑα, δειλιαν τιν δηλον ν τ καιρ τς ξδου μν ερσομεν ν ατος. Χρ δ μς εχεσϑαι τος γαπντας τν Κριον, κτς παντς ερσκεσϑαι ττε, δλον τι πρς τος ταρταρους ρχοντας πελεσεται· δ ν τ γπ το Θεο γαλλιωμνη ψυχ. ν τ ρ τς ναλσεως, πνω τν σκοτεινν πντων πρξεων, πρς τος γγλους τς ερνης πεγεται μετ χαρς κα φρεται. Διπερ κα ν τ παρουσ το Κυρου μετ τν γων πντν, ο μετ τοιατης παησας ξελϑντες το βου, ρπαγσονται· o δ κν μβραχ δειλιντες, ν τ καιρ τοτ (το ϑαντου), ν τ πντων τν λλων νϑρπων καταλειφϑσεται πληϑ, ς π κρσιν κα δκην ντες, κα ξτασιν, να δι το πυρς δοκιμασϑντες τς κρσεως, τος κεχρεωστημνους ατος κατ τς πρξεις πολδουσι κλρους. «κστου γρ, φησ, τ ργον πον στι, τ πρ δοκιμσει» ( 1Кор. 3:13 ). Слова ап. Павла прибавлены, очевидно, с той целью, чтобы оправдать смущавшее некоторых (см. ниже в Исследования. К сноске слова Максима Исповедника ) выражение бл. Диадоха «δι το πυρς δοκιμασϑντες». Та же прибавка находится в υλογ κεφαλαων... Московская греческая рукопись (418), л. 163. См. также Cod. Vindob. 305 (ol. 238), л. 83. Монах Антиох пользуется некоторыми выражениями, находящимися в приведённом извлечении из гл. 100 аскетического творения бл. Диадоха. Μ. 1. с. p. 1836 CD.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

10 Молити от санс. mr тереть, срав. трети=утолити (Miklosich, Radices lingvae Slovenicae, Lips. 1845, s. s. 47, 74)=пол. modlié (Dokadny Sownik Polsko – Ruski, Dubrowskiego, Wars. 1876) – лит. Maldà – просьба (Kurschat, Wört. d. Littavischen Sprache, Halle, 1883). Δεηϑμεν – кр. da (=de Fick. I, 65) связывать (Van. 332). Нем. bitten=гот. baidjan (κρ. bheidh=πεδ. πεϑω подвигать через просьбу)=Bettler, Gobot (Kluge, 42), срав. Grimm. II, 62 (bitten=binden, procumbere, πτωχς). 11 В Сл. тексте опущено ινδνου, но соответствующий этому сущ. глагол – помилуй–в следующем прошении удержан. 12 Θλψς – bhlagh бить:=ϑλβω, flagellum (Van. 645) срав. Mф. V, 4 : dans l’afftiction (=πενϑοντες). Сл. скръбь, скръбети от санс. Shr – щепать (Mikl., 31). нем. Druck – санс. truk – теснить во враждебном смысле (Kluge, 78) = τρξ, τργω (Grimm II, 1442) грызть (targ, Van. 301). И. Христос ϑλψς не испытывал; Его скорбь – λυπεσϑαι (Мф. XXVI, 37). Θλψις свойственна одним людям. Это скорбь жены во время мук рождения ( Uh. XVI, 21 ), верных христиан при втором пришествии Господа ( Mф. XXIV, 9. 21 ). У Гомера встречается только ϑλβω тереться плечами о дверной косяк (Odys. XVII, 221). 13 , ργ=нечто «стихийное» в нас, «избыток сил» (Проф. прот. С. Д. Соллертинекого, там же стр. 277, 279). Корень varg давить – εργω, virga – ветвь, virgo – девица, urgere – теснить (Van. 919 – 920). Корень сл. гнев не выяснен (Mikl., 17). Нем. Zorn – ter рвать=лит. durnas – бесноватый (Kurschat)=лат. durus – ошалелый. У Гезихия (Lexicon, curavit Schmidt, lenae, 1867) δργ=τρπος (cp. Hesiod. Op. 304), μανα, νομο, p. 1140. 14 2. Kop. XI, 26: ινδνο. Это – редкое слово в Н. Завете (срав. Puм. VIII, 35 ) а из классиков его употребляет первый Пиндар (Ol. I, 81: опасность на войне). Kινδνο – skad – стеснять, δο – забота (Van. 1067). Слав. беда – санс. bhid щепать, раскалывать=бид – обидети, бедити, по-беда, Mikl. 2). Нем. Gefahr – корень fer – санс. per, periculum. -περα – испытание, обман (Kluge. 131), враждебное нападение (Grimm. IV 2062).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010