Вот текст находящихся в чине литии статей о поминовении великих князей и княгинь и новгородских архиепископов: а) «Помяни Господи душа усопших раб своих благоверных великых князей и княгинь: великого князя Владимера, великого князя Ярослава, великого князя Володимера Ярославича иж созда Святую Софию и матере его благоверныа княгини Анны и княгини его и благоверного князя Мстислава Ростиславичя и другаго Мстислава и князя Василиа Мстиславича, великого князя Всеволода, великого князя Володимера Монамаха, великого князя Георгия, великого князя Андрея Боголюбивого, великого князя Дмитреа, Всеволода, великого князя Ярослава, великого князя Александра Невского, великого князя Данила, великого князя Юрия, великого князя Ивана, великого князя Симиона, великого князя Иоанна, великого князя Димитриа, великого князя Василиа, великого князя Василиа, великого князя Иоанна, князя Юрия, князя Андрея, князя Андрея, князя Михаила, князя Иоанна, князя Бориса, князя Михаила, княгиню великую Александру, княгиню великую иноку Ефросинию, княгиню великую иноку Софию, княгиню великую иноку Марфу, царицу Анну, княгиню великую Марию, княжну великую Феодосию»; б) «Пресвященных архиепископов Новгородскых: Иоакыма, Луку, Стефана, Феодора, Германа, Никиты, Иоанна, Нифонта, Аркадия, Иоанна, Григориа, Мантириа, Митрофана, Антониа, Спиридона, Далмата, Климента, Феоктиста, Давида, Василиа, Моисея, Алексеа, Иоанна, Семиона, Еуфимиа, Еуфимиа, Ионы, Феофила, Сергиа, Генадиа, Серапиона»; 14) молитва прощальнаа глаголема от архиереа или от духовного отца хотящему причаститися Божественых и животворящих Тайн (42–44 об.)· Начало: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сыне и Слове Бога живого, пастырю и ангеле, вземляй грехы миру»; 15) молитва вторая тому же (44 об.): «Господь Бог премилостявый да ущедрит тя», без конца; 16) молитвы входныя священнослужащих пред совершением литургии, без начала (45–46); 17) чин литургии Иоанна Златоустаг о, неполный (47–70); молитвы: 18) над кутьею в честь (святых) (70), та же, что в 869 на л

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Княгини Анастасии. Княгини иноки Феодоры. Княгини Анны. Княжны Анны. Княгини Елены. Княжны Марии. Княжны Феодосии. Княжны Елены. Княжны Ирины. Княжны Евфросинии. Княжны Домны. Княгини иноки Анны. Княгини Ксении. Л. 41. Род боярина князя Семена Васильевича Прозоровскаго 3 . Князя Василиа. Схимника князя Сергиа. Княгиню Марию. Схимницы княгини Елены. Княгини Александры. Княгини Ирины. Княгини Евдокии. Род генерала Алексия Яковлевича Шубина. Л. 41 об. Род болярина князя Якова Куденековича Чарского. (Поименного перечня нет). Род болярина и оружейничей Богдана Матфеевича Хитрово. Л. 42. Род болярина князя Феодора Ивановича Мстисловского. Л. 42 об. Род боярина Бориса Ивановича Морозова. Род думного дворенина Александра Савастиановича Хитрово. Л. 43. Род боярина князя Григория Суньчелевича Черкаского. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 43 об. Род боярина князя Григорья Семеновича Куракина. Род болярина князя Иоанна Петровича Пронского. Род князя Георгия Владимировича Долгорукова. Л. 44. Род боярина князя Юрья Алексеевича Долгоруково. Л. 44 об. Род боярина Василия Ивановича Стрешнева. Л. 45. Род околничего Родиона Матвеевича Стрешнева. Род Толгского архимандрита Иосифа, родом села Угодич. Л. 45 об. Род околничего Феодора Михайловича Ртищава. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 46. Род царевича князя Андреа Кучюмовича. Л. 46 об. Род околничего князя Никиты Яковлевича Лвова. Л. 47. Род стольника князя Семена Ивановича Львова. Вписаны имена разных вкладчиков. Л. 48. Род болярина князя Алексиа Юрьевича Сицкого. Л. 48. Род болярина князя Андреа Васильевича Сицкого-же. Л. 49. Род болярина князя Георгиа Андреевича Сицкого-же. Л. 49. Род князей Козловских. Л. 49 об. Род князей Лобановых Ростовских. Князя Феодора. Князя Василиа. Князя Константина. Князя Иоанна. Князя Петра. Князя Василиа. Княгини Фотинии. Князя инока Ионы. Княгини Ирины. Князя Полуекта. Князя Даниила оуби. Князя Петра. Князя Димитрия оуб. Саввы. Иоанна. Анастасии. Евдокии. Анны. Инокини княжны Леоаниды. Иакова оуб. Иноки Евфимии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Точно так же следует почитать и иконы святых пророков, которые делом и словом прорекли пришествие Христово и очистились житием и кровью, “скитались в милотях и козьих кожах” и “испытали поругания и побои”, “были побиваемы камнями, перепиливаемы… умирали от меча… терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин”(Евр. 11, 37, 36, 37–38.). Заслуживают такого же поклонения и иные праведные духом, отцы, и патриархи, и цари, и судьи, которые были до Нового Завета, и более всего — святые праведные Богородители Иоаким и Анна, сподобившиеся стать родителями Такой Дочери, бывшей Богородицей по Богу, и Царицей по Царю, и Госпожой по Господу, и Владычицей по Владыке. И родители Ее сподобились такой благодати, какой никто не сподобился, от Адама и до последнего дня, так что они называются Богородителями, из-за своей Дочери, истинной Богородицы. Точно так же следует почитать и иконы преславных апостолов, как братьев Господних и очевидцев, уподобившихся Господу и служивших Ему во время Его земной жизни и пречестных Страданий, которые Он принял ради нас: они обошли всю землю, не давая ни покоя ногам своим, ни сна глазам своим, не угождая плоти своей, но гонимые, битые, уничижаемые, укоряемые, умерщвляемые распятием. Потому — кто равен им, или кто более их? Ведь они весь мир спасли и спасают. Точно так же следует почитать и иконы святых жен-мироносиц, равноапостольно послуживших Христу во время Его земной жизни и пречестных Его Страданий, и прежде всех сподобившихся увидеть Божественное Его воскресение, и потом скончавшихся от кровавых ран и мучений Христа ради. Точно так же следует почитать и иконы святых и добропобедных мучеников, как воинов Христовых, проливших за Него свою кровь, испивших Его чашу и приобщившихся животворной смерти, страданиям Его и славе, оставивших в этой жизни отечество, богатство, саны и достоинство, родителей, жен, чад, братию и друзей, и споривших, кто первый прольет кровь свою за Христа и бывших словно одна душа в разных телах. Их не могли расслабить и отлучить от любви Божией ни плачущий отец, ни терзающаяся мать, ни кричащие дети.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Но Господь не судил погибнуть Никольской церк­ви. Каменные стены Никольского храма выдержали все. После войны советские власти не решились за­крыть последний на десятки километров вокруг уце­левший храм. По просьбам жителей сюда снова стали приезжать священники. Из одной из закрытых церк­вей Стругокрасненского района был привезен иконо­стас. Старожилы с теплотой вспоминают об иерее Михаиле Подъякове, который чудом вышел живым из застенков ГУЛАГа и приехал сюда, чтобы на возрож­дение Владимирца положить оставшиеся немногие силы, последние дни своей жизни. Однако окружающие деревни продолжали пус­теть. Политика советской власти заставляла сель­ских жителей искать лучшей доли в больших горо­дах. К восьмидесятым годам XX века приходская жизнь вокруг храма едва теплилась. Теперь погибал уже не храм, погибали окружающие селения. Моло­дежи практически не оставалось. В деревнях дожива­ли свой век старики. Предтечей заката советской власти стало торжест­во Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Вернув­шись с праздничных московских торжеств, псковский митрополит Владимир (Котляров) благословляет пе-черского иеромонаха Нифонта выехать во Владими­рец и начать обустраивать здесь пустынножительную монашескую обитель. К этому времени владимирец-кий храм снова имел довольно плачевный вид. Кресты на куполе и колокольне покосились, крыша текла, де­ревянные настилы полов прогнили, окна были разби­ты. Из-за повреждений кровли стала разрушаться стена притвора. Внутри церкви было свалено множе­ство хлама, инвентаря, дров. Здесь уже несколько ме­сяцев не было священнослужителя. Когда сюда при­ехал отец Нифонт, к церкви было даже трудно подойти из-за глухих зарослей бурьяна, окружавших ее со всех сторон. Доживавший свой век, последний владими-рецкий старик Никандр хранил старинные церковные ключи. Трудно дались первые годы строителю монасты­ря, теперь архимандриту Нифонту. Много пришлось претерпеть и пережить. Но с первых же дней оказал существенную поддержку Псково-Печерский мона­стырь. Он давал строительный материал, необходи­мые бытовые и богослужебные принадлежности. Из Печер же приезжали и верующие строители, при­ступившие к восстановлению храма и причтового до­ма. Была воссоздана церковная кровля, застеклены окна, восстановлена западная стена, сделаны полы. Храм стал приобретать внешнее и внутреннее благо­лепие, но самое главное - в храме возродилось ду­ховное делание: богослужение, молитва. Со време­нем была восстановлена традиция совершения крестных ходов на святые источники: к ближнему - на монастырский праздник Введения Богородицы во храм и к дальнему - на Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=05602

С своей стороны братия Богоявленского монастыря считали долгом признательности за означенное пожертвование возносить на Божественной литургии молитвы о здравии именитого патриота-жертвователя и о упокоении близких родственников его. Так, в древнем, относящемся по времени первоначального написания к первой четверти XVI века, синодике под 2 по монастырской описи на 56[-м] листе записан нижеследующий «род боярина князя Димитрия Михайловича Пожарскаго». Упокой, Господи, «князя инока Феодорита, князя Ивана, князя инока Порфирия, князя Михаила, князя инока Васьяна, князя инока Нифонта, князя Ивана убиеннаго, князя Ивана, Феодосия, инока Никона, Ивана убиеннаго, князя Ивана, княгиню иноку Марфу, княгиню иноку Фотинью, княгиню иноку Марфу, Анну, княжну Марфу младенца, князя Петра младенца, князя Ивана, князя Петра, князя Никиту, князя Романа, князя Меркурия, князя Василия, князя Ивана, князя Никиту, князя Петра, Маремьяну убиенную, Ивана, Федора, священноинока Иону». В этом памятнике не может не обращать на себя внимание то обстоятельство, что ни однажды не упоминается имя Димитрия; отсюда же естественно заключать, что эта запись рода Пожарских сделана еще при жизни князя Димитрия Михайловича Пожарского. Не можем в заключение не упомянуть и о том, что жена Д.М. Пожарского Параскева Варфоломеевна с своей стороны выразила чувства благодарности основателю Макариъево-Унженской обители преподобному Макарию как молитвеннику об успехе патриотического подвига ее мужа. В этот монастырь она пожертвовала весьма ценную плащаницу, на которой руками самой княгини вышиты по темно-малиновому бархату плоть и лики шелками, а одежды золотом и украшены камнями; по бокам плащаницы весь тропарь «Благообразный Иосиф» вышит древнеславянской вязью золотыми буквами в 1 ½ вершка. Плащаница эта доселе сохраняется в целости в Макариево-Унженской обители и по шитью на ней представляет рукоделье высокого искусства первой половины XVII века. a. То есть святого, в честь которого ему было наречено имя. b. В исторической литературе указывается, что князь Роман Петрович был четвероюродным братом князя Дмитрия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Вероятно, здесь находит отражение вековое стремление Запада к покорению новых территорий, связанное с географическими особенностями (высокая плотность населения в Европе, недостаток ресурсов). Западная культура, образ жизни, система ценностей выступают здесь как средства агитации, призванные завуалировать прозелитизм. Упомянутые выше особенности западной и русской цивилизаций позволяют предположить, что мировоззренческая пропасть лежит не столько в плоскости догм и канонов той или иной конфессии, и, конечно же, не в плоскости демократических ценностей, а в том, на каких условиях достижимо согласие двух цивилизаций в вопросах противостояния общим вызовам. II. Смоленщина: испытание веры История Смоленска, одного из древнейших русских городов (первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: он был уже «град велик и мног людьми»), примечательна тем, что не раз смоляне стояли перед выбором: Россия или Запад, православие или католицизм. Смоленск вошел в состав древнерусского государства - Киевской Руси в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г. Археологические раскопки Гнездовских курганов свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства (оно начало распространяться на Смоленщине после крещения Киева). В политической жизни города большую роль играло вече. Владими Мономах воздвиг в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его, поставил в соборе чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В XII - XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха - сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (причислен к лику святых), усилиями которого в Смоленске была учреждена самостоятельная епископия (1137 г.), построено множество храмов. Расцвет духовной жизни Смоленщины связан с именами праведников, святых русской земли: преподобного Авраамия Смоленского (XII-XIII века), мученика Меркурия, воина Смоленского (уп.1239 г.), преподобного Андрея Смоленского (XIV век).

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

Святую же Создателя и Владыки всех, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, апостоль­скую церковь, украшает и осиявает и к лучшему всегда возводить Богом украшенное собрание существующих по всей вселенной православных архиереев, кото­рые весьма прилично названы их Пастыреначальником светом миру и солью земли. Светом назвал Спаситель светлое и чистое их житье, солью же-твердость и охра­нительное свойство их учительного слова, посредством которого души православных сохраняются крепкими и неповрежденными гниением от всякой еретической хулы, издавая постоянно благоуханье богословия православных догматов. Таковы были блаженнейшие самовидцы и слуги воплотившегося Бога Слова, первоверховные Петр и Па­вел и прочие божественные апостолы, и бывшие после них, просиявшие как светила по всей вселенной бого­носные архиереи, которые, будучи облечены в самого Христа и всецело дыша покланяемым Параклитом, много раз спасали преданную апостолами непорочную веру, когда она была поколеблена и обуреваема различными еретиками, против которых собирали вселенские и по­местные соборы, на которых богомерзкие хулы еретиков были пращею Духа Святого далеко отогнаны от Церкви и ввергнуты в глубины забвенья. Ревнителем этих боговдохновенных блаженных мужей и равноапостольных архиереев-не подумай, прошу твою святыню, что я это говорю из ласкательства-в нашем последнем роде явился ты, преподобнейший, который богоугодно и равноапостольно правишь кормилом святой митрополии Московской и всея России, как слышу и от иных многих достоверных мужей, особенно же от самого боголюбивого епископа Тверского, господина моего, вла­дыки и промыслителя Акакия, велегласно проповедующего добродетели твоей святыни, о чем я весьма духовно ра­дуюсь, слыша, что ты изобилуешь многими прекрасными апостольскими исправлениями, и от всей души благо­дарю всегда общего Строителя и Предстателя соборной и апостольской Своей церкви Иисуса Христа, Который есть над всеми Бог. Твоею святынею и Христоподражательною тихостью и кротостью Он укротил и преложил в тишину воздвигнутое немного лет тому назад некото­рыми недоброжелателями на церковь Его великое сопротивление и непохвальное расстройство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

Светом назвал Спаситель светлое и чистое их житье, солью же—твердость и охранительное свойство их учительного слова, посредством которого души православных сохраняются крепкими и неповрежденными гниением от всякой еретической хулы, издавая постоянно благоуханье богословия православных догматов. Таковы были блаженнейшие самовидцы и слуги воплотившегося Бога Слова, первоверховные Петр и Павел и прочие божественные апостолы, и бывшие после них, просиявшие как светила по всей вселенной богоносные архиереи, которые, будучи облечены в самого Христа и всецело дыша покланяемым Параклитом, много раз спасали преданную апостолами непорочную веру, когда она была поколеблена и обуреваема различными еретиками, против которых собирали вселенские и поместные соборы, на которых богомерзкие хулы еретиков были пращею Духа Святого далеко отогнаны от Церкви и ввергнуты в глубины забвенья. Ревнителем этих боговдохновенных блаженных мужей и равноапостольных архиереев—не подумай, прошу твою святыню, что я это говорю из ласкательства—в нашем последнем роде явился ты, преподобнейший, который богоугодно и равноапостольно правишь кормилом святой митрополии Московской и всея России, как слышу и от иных многих достоверных мужей, особенно же от самого боголюбивого епископа Тверского, господина моего, владыки и промыслителя Акакия, велегласно проповедующего добродетели твоей святыни, о чем я весьма духовно радуюсь, слыша, что ты изобилуешь многими прекрасными апостольскими исправлениями, и от всей души благодарю всегда общего Строителя и Предстателя соборной и апостольской Своей церкви Иисуса Христа, Который есть над всеми Бог. Твоею святынею и Христоподражательною тихостью и кротостью Он укротил и преложил в тишину воздвигнутое немного лет тому назад некоторыми недоброжелателями на церковь Его великое сопротивление и непохвальное расстройство. Поэтому, не перестану благодарить Его неисчетную к нам благость и вместе молиться, чтобы сподобил нас быть пасомыми в течение долгих лет твоею святынею и направляться без волненья к тихому тому и небурному пристанищу, где слышится чистый глас празднующих, и слова неизреченного радования и веселия вопиющих Христу: „Препросдавленный отцев и наш Боже, благословен еси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Слово 29. Послание к преосвященнейшему Макарию, митрополиту всея России Небо украшается днем ярким солнечным светом, а ночью – полным ночным светилом и сиянием бесчисленных звезд. Святую же Создателя и Владыки всех, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, апостольскую церковь , украшает и осиявает и к лучшему всегда возводит Богом украшенное собрание существующих по всей вселенной православных архиереев, которые весьма прилично названы их Пастыреначальником светом миру и солью земли. Светом назвал Спаситель светлое и чистое их житие, солью же – твердость и охранительное свойство их учительного слова, посредством которого души православных сохраняются крепкими и неповрежденными гниением от всякой еретической хулы, издавая постоянно благоухание богословия православных догматов. Таковы были блаженнейшие самовидцы и слуги воплотившегося Бога Слова, первоверховные Петр и Павел и прочие божественные апостолы, и бывшие после них, просиявшие как светила по всей вселенной богоносные архиереи, которые, будучи облечены в самого Христа и всецело дыша покланяемым Параклитом, много раз спасали преданную апостолами непорочную веру, когда она была поколеблена и обуреваема различными еретиками, против которых собирали вселенские и поместные соборы, на которых богомерзкие хулы еретиков были пращею Духа Святого далеко отогнаны от Церкви и ввергнуты в глубины забвенья. Ревнителем этих боговдохновенных блаженных мужей и равноапостольных архиереев – не подумай, прошу твою святыню, что я это говорю из ласкательства – в нашем последнем роде явился ты, преподобнейший, который богоугодно и равноапостольно правишь кормилом святой митрополии Московской и всея России, как слышу и от иных многих достоверных мужей, особенно же от самого боголюбивого епископа Тверского, господина моего, владыки и промыслителя Акакия, велегласно проповедующего добродетели твоей святыни, о чем я весьма духовно радуюсь, слыша, что ты изобилуешь многими прекрасными апостольскими исправлениями, и от всей души благодарю всегда общего Строителя и Предстателя соборной и апостольской Своей церкви Иисуса Христа, Который есть над всеми Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Олег С. 26 апреля 2015, 18:52 Спаси Христос! Е. Н. 4 ноября 2013, 20:40 Интересно, поехал ли в январе кто-то ещё из России, кроме того одессита. Тихон 27 января 2013, 17:59 о. Адриан - иерей. Очень интересный рассказ. Гордий 25 января 2013, 19:50 Какое чудо Божие! Какой светлый человек! Уму не постижимо, что на самом деле есть такие люди. Помощи Божией отцу Адриану и всем тем, кто трудится равноапостольно вместе с ним в столь не простом регионе, как Пакистан! Павел 23 января 2013, 14:40 " Они (католики) смотрят на человека так, как смотрит судья " . Золотые слова батюшки, очень мне помогли, я увидел через них свой грех. Счастлив, что в мире есть люди умнее меня. А то я в своей родной стране успел дальше отойти от истины, чем индиец отец Адриан в бытность католиком. У него уже хватило сил ближе подойти к Богу, чем я, хотя он из совершенно другой культуры. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе. Сергей 23 января 2013, 13:16 Воистину Апостол! Какое сердце у него! Будет и в Пакистане свой святой... Дмитрий 23 января 2013, 11:47 Отец Адриан - Современный Апостол Дмитрий 23 января 2013, 10:18 Господь творит чудеса! Как только вижу подобные новости, исполняюсь духовной радости и любви. Это просто счастья, что есть такие миссионеры. Помоги Господь, во всех трудах. Новому приходу нужна будет поддержка, и я думаю многие русские люди, захотят помочь нашим пакистанским братьям. Димитрий 22 января 2013, 20:52 Уважаемая Анастасия, отец Адриан - иерей. Мария 22 января 2013, 20:12 Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. Николаев.зовите Николаев 22 января 2013, 20:11 Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. Анастасия 22 января 2013, 18:03 А кто отец Адриан (притоиерей , иерей) . Как молиться? Подскажите, кто знает. илия 22 января 2013, 11:39 да укрепит Господь веру о.Адриану!!! Veronika 22 января 2013, 11:02 zdravstvuite, ya sama iz Odessy , no zhivu v Indii vot uzhe 11 let. zdes tolko odna Pravoslavnaya Tserkov Konstantinopolskogo Patriarhata nahoditsya v Kalkutte. Iz-za dalnego rasstoyaniya ya ne mogu tuda chasto ezdit. chitala statyu i dumala kak povezlo pakistantsam! hotelos by chtob i na territorii Indii nachali otkrivatsya prihody Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi.

http://pravoslavie.ru/58848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010