Мавлютова З. Ш . Лишение избирательных прав православного духовенства (на материалах Тюменского и Тобольского округов Уральской области 1920-х годов)//Вестник Челябинского государственного университета: История. Вып. 33. 2009. 23 (161). - С. 55. Красильников С.А . На изломах социальной структуры: маргиналы в послереволюционном российском обществе (1917 - конец 1930-х гг.). Глава 1. Лишенные избирательных прав (лишенцы) как маргинальная группа (1918-1936 годы.) - http://zaimka.ru/soviet/krasiln1_p1.shtml Кринко Е.Ф . Репрессии «по закону»: лишение избирательных прав советских граждан//Известия Коми научного центра УрО РАН: Историко-филологические науки. Выпуск 3(7). - Сыктывкар, 2011. - С. 86. Там же, с. 83. Мавлютова З. Ш . Лишение избирательных прав православного духовенства (на материалах Тюменского и Тобольского округов Уральской области 1920-х годов)//Вестник Челябинского государственного университета: История. Вып. 33. 2009. 23 (161). - С. 56. Там же. Там же. «Христиан не должно быть» РЦХИДНИ, Ф. 89, Оп. 4, Д. 180, Л. 29. Цит. по: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М.: Издательство Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. - С. 320-321. Шкаровский М.В . Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, Лепта, 2010. - С. 127. Федорова Н. А . Лишенцы 1920-х годов: советское сословие отверженных//Журнал исследований социальной политики. - Том 5 4 (2007): История социальной политики в России: идеология и повседневность. - С. 486. Зубов А. 75 лет Большому террору: Сначала население переписали, потом расстреляли/Новая газета, 74, 06.06.2012. - Выписка из протокола 51 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) об утверждении директивы «Об антисоветских элементах» от 2 июля 1937 г. - http://istmat.info/node/32614 (дата обращения 18.07.2017). Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». 30 июля 1937 г. - http://istmat.info/node/32818 (дата обращения 14.07.2017).

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/27/urok...

Иоанна_ 9 ноября 2017, 15:53 Наталья, простите меня! Вы обиделись, хотя лично вас никто не обижал. На мой вопрос, кстати, вы не ответили. А подробное описание садистских ужасов, которые вы массово приписываете русскому крестьянству, оскорбительно и для наших предков, и для нас самих. Жаль, что вы этого не чувствуете. Андрей 9 ноября 2017, 15:31 Сайт " исторические материалы " (istmat.info, РАН России) публикует статистику прироста населения в России с 1908 по 1913гг., в сравнении с приростом населения с развитыми странами мира. Россия (без Польши и Финляндии), умерло 30,2%, родилось 47%, прирост 15,6% (за 5 лет). Для сравнения, те же годы: Германия - умерло 15,1%, родилось 27,5%, прирост 13,0% (за 5 лет). Великобритания: родилось 24,2%, умерло 14,3%, прирост 10,8% (за 5 лет). Франция: умерло 17,5%, родилось 19,0%, прирост 0,9%. Источник не российский: Wirtschaftung Statistik. N 13. Berlin, 1933. S. 517; По советской статистике, прирост населения России с 1897-1914гг, колеблется от 1,79 до 1,68. А в 2017г. прирост населения 0,04%! Юсси 9 ноября 2017, 15:03 to Наталья. " Просто существует версия, что Бог попустил революцию и ВОВ за то, что народ отошёл от Него, от веры. Но, по смыслу статьи, вины людей в этом отходе НЕ БЫЛО! " Конечно, в первую очередь виноваты были пастыри, они и пострадали больше всех. Перечитайте Откровение 3:14-22, не нашей ли Церкви там говорит Господь? И Бог как хирург режет то, что еще можно спасти. А если лечить поздно, то только в морг. Наталия 9 ноября 2017, 14:55 Ольга, 8 ноября, 23:42. Добавлю ещё, что не смотря ни на что, я не считаю революцию 1917 года благом для страны, а также почитаю Царскую Семью. Мы не были на месте Государя и нам легко судить. Но делать вывод о состоянии народной веры и нравственности только на основании книг Шмелёва, игнорируя иные источники информации с неприглядной правдой, я не стану. И это не " русофобия " , а объективность. Закидывать " тапками " людей, считающих иначе, и приводящих при этом доказательства, переходить на их личности, - разве воспитанный и православный человек будет так себя вести?

http://pravoslavie.ru/107863.html

10 марта 1930 г. в Енотаевском районе на почве продовольственных затруднений и перегибов в колхозном строительстве началось антисоветское брожение, охватившее селения Житное, Оля, Зюзино, Феодоровка и Бертюль. К 14 марта антисоветским движением был охвачен целый ряд селений, прилегающих к районному центру Енотаевску. В с. Владимировка толпа в 300 человек во главе с контрреволюционными кулаками напала на рабочие бригады и других приезжих советских, партийных работников и избила их; толпа отбила предназначенных к выселению кулаков. В тот же день толпой, возросшей до 3000 человек, под руководством кулаков было проведено собрание и вынесены решения: 1) Возвратить отобранные у кулаков дома; 2) требовать возврата выселенных уже кулаков; 3) выгнать и «раскулачить» бригадиров; 4) разделить по едокам семенной фонд. Партийцы и бригадники в количестве 60 человек бежали. К 19 марта движение, принявшее резко выраженный повстанческий характер, перекинулось на другие села Енотаевского района, охватив всего 15 селений. В самом центре – Енотаевске – тысячная толпа повела осаду нашей опергруппы, требуя вывоза рабочих бригад и возврата имущества раскулаченным. Телеграфная связь с Астраханью была прервана. Опергруппе, вынужденной применять оружие, толпу удалось рассеять. Один человек из толпы был убит. Во Владимировку был брошен отряд войск ОГПУ в количестве 155 бойцов. В течение 19–20 марта велись бои с повстанцами за обладание главным пунктом повстанческого движения с. Владимировкой, вокруг которого повстанцами были вырыты окопы. К утру 22 марта Владимировка была занята нашим отрядом. Наши отряды потеряли 2-х убитыми и 3-х ранеными. Часть повстанцев бежала, но вскоре большинство из них было выявлено и арестовано. Изъят главный организатор и руководитель восстания в Владимировке, бывший председатель сельсовета и бывший член ВКП(б) Бородин. В остальных селениях выступление ликвидировано мирным путем. ИСТОЧНИК: Доклад СОУ ОГПУ за время с 1 по 15 апреля 1930 г. об операции органов ОГПУ по кулацкой контрреволюции. 10 мая 1930 г. Различные контрреволюционные группировки, организации и повстанческие движения. Контрреволюционное повстанческое выступление в Енотаевском районе НВК. В кн.: «Совершенно Секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922–1934 гг), т.8, ч.2, 1930 г., Москва, 2008. С. 1353–1383/Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 53. Л. 1-102. Копия. URL= http://istmat.info/node/27097 ,  дата прочтения 15.12.2019).

http://pravoslavie.ru/127279.html

15 См., напр.: Шкаровский М.В., Никитин Д.Н. Ленин./Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.pravenc.ru/text/2463379.html (дата обращения: 15.11.2020); Валякин А.В. Репрессивная политика советской власти по отношению к Русской Православной Церкви в годы становления тоталитарного режима (1917–193 гг.). [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 25.11.2020). 19 См.: Хмуркин Г.Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–192 гг.?/Скепсис. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://scepsis.net/library/id_3965. html#_ftnref55 (дата обращения: 02.11.2020). 20 Упоминание об этом письме есть в ПСС В.И. Ленина, в 45 томе на с. 666. Полностью опубликовано оно было в «Известиях ЦК КПСС». 1990. 4. С. 190–193. Попытки представить это письмо фальшивкой основываются на ненаучных аргументах. Среди образованных сторонников коммунизма и учёных историков подлинность письма не вызывает сомнений. Есть публикации с научными комментариями к нему. См., напр.: Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви. 19 марта 192 г./Исторические Материалы. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://istmat.info/node/27229; Письмо В.М. Молотову для членов политбюро ЦК РКП(б). 19 марта 1922 г./ЛЕНИН. [Электронный ресурс]: сайт. URL: Источник: 21 Курляндский И.А. Сталин, власть и религия. М.: Кучково поле, 2011. С. 112. Ср.: Там же. С. 118–119. 23 В своих подсчётах Г. Хмуркин почему-то произвольно исключил из приводимых им цифр ок. 1.600 человек духовенства из монашеского чина. Также он не учитывает пострадавших в этот период церковнослужителей (пономарей, псаломщиков, регентов, певчих и пр.) и простых верующих. Поэтому картина кровавых репрессий при жизни В.И. Ленина существенно меняется (см.: Хмуркин Г.Г. Сколько священнослужителей РПЦ погибло в 1917–192 гг.?). По мнению И. Курляндского (он согласен с академиком Н. Н. Покровским ), для установления точных чисел погибших «необходимо погубернское выявление и сопоставление свидетельств, сохранившихся в центральных и местных архивах» (см.: Курляндский И.А. Сталин, власть и религия. М.: Кучково поле, 2011. С. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В-пятых, единство духовного и земного в мировоззрении, с доминированием духовно-нравственных норм в отношении к себе и другим людям. В-шестых, товарищество и коллективизм, как стиль отношений. В-седьмых, стремление к достижению личного авторитета, основанного на личной нравственной чистоте (1,3). Советских детей с детства приучали к постепенному, шаг за шагом, преодолению своих страстей, а ведь это исполнение главного закона духовной жизни – будь верен в малом и дано тебе будет большое. Потому что большое есть полное смирение и любовь, они достигаются в земной жизни только святыми. Но можно, понуждая себя к духовному росту, ограничить влияние страстей на поступки и поведение и достичь высокого уровня благочестия. Примеры такой жизни советская молодежь черпала из народных сказок, русской литературы, театра, кино, живописи, музыки. Советское сознание, как особая форма русского цивилизационного сознания, было направлено к достижению духовных вершин, что и обеспечивало укрепление социальной справедливости в обществе.   Валерий Бухвалов, Dr.paed.   При подготовке статьи использованы следующие источники: 1. Кожинов В.В. О русском национальном сознании 2. Зиновьев А.А. Запад: феномен западнизма http://istmat.info/node/29034 3. Александр Зиновьев: Русская трагедия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали В России есть дом для жестоких убийц: они там хвастаются делами В Новочебоксарске подростки жестоко избили шестиклассника Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

ИСТОЧНИК: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». 17 ноября 1938 г./В кн.: Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 5. 1937–1939. Книга 2. 1938–1939. Москва РОССПЭН 2006. Стр. 307–311/Архив:         РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1204. Л. 108–117. Подлинник. URL= http://istmat.info/node/36068 , дата прочтения 11.12.2019. См. «Приложение 4» В воспоминаниях путешественника  конца XIX века Енотаевск назван жалким уездным городком: «В сумраке виднелись кровли из воды, затопившей побережья. Точно гробы какие–то плавали в этой свинцовой влаге… – Что это? – А постоялые дворы. Зимою здесь останавливается пропасть обозов с рыбою, а весною затопляется все. Самый город, как и Черный Яр, прячется за яром. Жители занимаются рыболовством – и только… Скучно, бледно живется тут. К нам сел из Енотаевска молодой человек. – Что вы делаете обыкновенно? – допрашиваемся у него. – В карты дуемся. – А если надоест? – Тогда напиваемся. – Потом? – Выспимся и опять за карты… А там опять вино!.. Я вам скажу – образ человеческий потеряешь, потому что, кроме калмыка да чиновника уездного, никого не встретишь. Одичаешь. Я еще когда приехал, хотя книги читал, а теперь и читаю только по писанному, право, скоро, кажется, печатное и разбирать перестану. Вот она, жизнь наша! Дамы енотаевские сплетничают и тоже в карты дуются. Ну, еще бешенка пойдет, так оживятся. Есть о чем поговорить хотя!.. Недавно у нас бешеную собаку расстреливали: поверите ли – точно в театр, весь город собрался. Дамы оделись по последней картинке, и долго еще по тому месту гуляли… Что ваш Екатерингоф вышел…». По данным историко - краеведческого музея, во второй половине XIX в. Енотаевский уезд Астраханской губернии, на западе граничащий с Калмыкией, считался глухоманью. Природные условия также не отличались совершенством: летом зной, мошкара и комары, зимой – сильные морозы с ветрами. Царское правительство сделало Енотаевск местом ссылки для политически неблагонадёжных людей. Здесь была построена тюрьма (ныне административное здание Центральной районной больницы), дислоцировалась сотня казаков (1 отдел Астраханского казачьего войска) под предводительством атамана Кондакова, взвод жандармов, пешая полицейская стража и улусная калмыцкая стража. О Енотаевске в путеводителях того времени говорилось:

http://pravoslavie.ru/127279.html

2 Иванов С. О причинах передачи св. Патриархом Тихоном канцелярских дел группе священников в мае 1922 г.//Вестник ПСТГУ. 2011. Серия II: 3 (40). С. 17–36. Проект послания митрополита Сергия (Страгородского) к верующим. 10 июня 1926 г.//ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 20–21. Машинописная копия (см.: URL: istmat.info/node/34537). 3 Акты Святейшего Тихона... С. 474–475. 4 Ляшевский С., прот. Русские православные церкви заграницей (церковно-исторический очерк)//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонд “Liashevkii” B. 2, F. 14. С. 1. 5 Акты Святейшего Тихона... С. 509–513. 6 Алчущие правды. Материалы церковной полемики 1927 г. М., 2010. С. 169–170. 7 Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь, 2005. С. 336. 8 Святейший Патриарх Алексий II: Принимаю ответственность за все, что было//ЖМП. 1991. 10. С. 5–6. 9 Мазырин А., иерей. 1927 год в истории Русской Православной Церкви//Алчущие правды. С. 86. 10 Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997. М., 1997. С. 196–197. 11 Курляндский И. Сталин и «интервью» митрополита Сергия советским корреспондентам в 1930 г.//Российская история. 2010. 2. С. 158. 12 Определения Собора архиереев Русской Православной Церкви Заграницей//Церковные ведомости. 1928. 3–4. С. 2–3. 13 См.: Кострюков А. Пламень огненный. Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015. С. 234. 14 Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Джорданвилль, 1966. С. 40–41. 15 Рокуччи А. Сталин и патриарх. Православная Церковь и советская власть 1917–1958. М., 2016. С. 274– 275. 16 Ляшевский С., прот. Церковь лукавствующих//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Фонд “Liashevkii”. B. 2. F. 20. Машинопись. С. 17.    Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в 1867 г. в Арзамасе в семье священника, окончил Нижегородскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую академию, где принял постриг и был рукоположен в иеромонаха. По окончании академии отец Сергий нес послушание в Японской православной миссии под руководством равноапостольного Николая (Касаткина). С 1893 г. отец Сергий снова служил в России (с кратким перерывом служения в Греции), защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1901 г. архимандрит Сергий стал ректором Санкт-Петербургской академии, в том же году был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1905 г. стал архиепископом Финляндским и Выборгским, в 1911 г. вошел в состав Святейшего Синода. В 1917 г. преосвященный Сергий был избран на Владимирскую кафед­ру и возведен в сан митрополита.

http://e-vestnik.ru/analytics/patriarh_s...

Тезисы, приведенные в заявлении, носят противоречивый характер. Так, во второй половине документа говорится, что эмбрион с момента зачатия — это жизнь со своей ценностью, и он нуждается в защите. Как этот тезис согласуется с высказанной положительной оценкой общества с легальной возможностью абортов, остается непонятным. В заключительной части заявления позитивно оценивается уменьшение числа совершаемых в Норвегии абортов, утверждается необходимость дальнейшего развития методов общественной помощи, чтобы экономические и социальные условия не приводили к принятию решения об абортах, а также признается необходимой общественная поддержка детей-инвалидов. В этом контексте тоже остается непонятным, на чем основана позиция, поддерживающая возможность абортов. Если главным аргументом считать опасность для здоровья от подпольного совершения абортов вследствие социальных проблем, то не лучше ли сконцентрировать усилия на кризисной поддержке женщин и охране их здоровья такими способами, которые не вступали бы в конфликт с христианскими установками? Так, Русская Православная Церковь, принимая во внимание существующие социальные проблемы, призывает к их преодолению, но не делает вывода о допустимости аборта: «Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно Заявление, сделанное епископами Церкви Норвегии, свидетельствует о кризисе христианской нравственности и идентичности, постепенно приобретающем все больший масштаб в среде протестантских общин. Ситуация, в которой представители христианской деноминации исключают Священное Писание из поля зрения и выбирают проблему затрудненности диалога с секулярным обществом в качестве точки отсчета, задающей систему моральных координат, является одним из наиболее ярких проявлений этого кризиса. Постановление Народных комиссариатов здравоохранения и юстиции «Об охране здоровья женщин»// http://istmat.info/node/42778 .

http://patriarchia.ru/db/text/5445549.ht...

 Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР Н. И. Ежова 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». 30 июля 1937 г. –  http://istmat.info/node/32818  (дата обращения 14.07.2017).  Там же.  Там же.  Тройка НКВД являлась внесудебным органом, упрощавшим ускоренное вынесение приговора, нередко – заочного, что напрямую противоречило Конституции 1936 г. Задачи троек сводилось к утверждению приговоров, которые фактически были вынесены ранее государственными и партийными органам  Там же.   Шкаровский М.В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. - С. 93.  Удивительно, что и в наше время находятся люди, которые ставят в заслугу Сталину демократичность Конституции 1936 г.: «Корр.: Я читала, что сталинская Конституция 1936 года вернула священнослужителям избирательные права, верующие же получили право венчаться, крестить детей, праздновать Пасху…». – «Отец народов»: Маршал Язов о чудовищной лжи и правде о Сталине. http://rusvesna.su/recent_opinions/1458256185   Дамаскин (Орловский) , игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат. – Кн. 2. – 2007. – С. 469.  Там же, с. 277-278. Память мученика Феодора совершается 12 сентября.   Дамаскин (Орловский ), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. – Тверь: Булат, 2007. – Кн. 2. – С. 447. Память священномученика Серафима (Чичагова) празднуется 11 декабря.  Священномученик Тихон Архангельский и исповедница Хиония Архангельская.   (дата обращения 16.07.2017). День памяти 17 октября.   Шкаровский М.В . Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах) – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. – С. 92.

http://pravoslavie.ru/105379.html

117 По журналу посещений кремлевского кабинета Сталина с апреля 1937 года наркомом НКВД Н.И. Ежовым видно, как подготавливался текст приказа план по репрессиям и согласовывались списки. В апреле-июле 1937 Ежов был на приёме у Сталина более 50 раз. Продолжительность каждого посещения 1–3 часа. (см. http://istmat.info/node/165). 118 См.: Приказ наркома внутренних дел СССР 00447/Открытая православная энциклопедия «Древо». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/3915.html (дата обращения: 02.11.2020). На основании этого приказа с августа 1937 года по ноябрь 1938 года было расстреляно 390 тысяч человек, 380 тысяч отправлены в лагеря ГУЛАГ-а, хотя первоначальный «план» был более «щадящим»: репрессировать «только» 269 тысяч, из них 76 тысяч расстрелять (см. сам приказ: http://www.livejournal.com/media/497645.html ; обсуждение его подлинности: 119 См.: Курляндский И. Срочно ликвидировать Церковь . Власть и религия в 1937–38 гг./Журнал «Живая история». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 01.11.2020). 123 Статистика Русской Православной Церкви./Открытая православная энциклопедия «Древо». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://drevo-info.ru/articles/11316.html#b15 (дата обращения: 07.11.2020). 124 Щелкунов А.А, диак. Особенности ведения следствия органами НКВД против священнослужителей во время «Большого террора» 1937–1938 гг.//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 2 (63). С. 108–120. (Эл. вариант: http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/2877). 125 Головкова Л. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомученников и исповедников Российских. [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – URL: http://sdsmp.ru/smi/2395/дата обращения: 04.11.2020). – Загл. с экрана. 126 Нуйкина Е.Ю. Архивно-следственные дела по обвинению духовенства – информативный источник по истории Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]//Вестник архивиста. – Электрон. ст. – URL: – (дата обращения: 05.11.2020). – Загл. с экрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

  001     002