Иакову Он явился до такой степени действительным человеком, что был осязаем, боролся с ним, совершал все движения, свойственные человеку в этом положении. Моисею Он явился в виде огня, который имел способность жечь, но не имел естественной необходимости сжигать (ibid. XII, 46). В подобных же, специально для этого созданных материальных формах Он являлся Иисусу Навину (5,13–15), Исаии ( Ин. 12, 41 ), Иезекиилю (37 гл.), Даниилу (7, 13–14) (ibid. XII, 47). Для того Сын Божий и являлся в разнообразных творениях, чтобы люди не считали их природным образом Его Божества (ibid. XII, 46). Но все перечисленные формы явления Сына Божия не были простой видимостью, а действительными материальными вещами, которые для этой цели создавались и по миновении надобности уничтожались. «Во всех их Бог, Который есть огонь поядающий. находился в них сотворенным таким образом, что тварь тою же силою слагал с Себя, какою воспринимал ее, потому что мог уничтожить снова то, что существовало только в целях восприятия» (ibid. XII, 47). Наконец, Премудрость Божия, рожденная от века, стала созданною в воплощении, восприяв созданного человека. Поэтому ап. Павел называет Сына Божия «бываемым» (factum) от жены ( Гал. 4, 4 ) и даже новым человеком, созданным по Богу ( Еф. 4, 24 ). Таким образом, Премудрость Божия называется созданной в начало путей, поскольку воспринимала на Себя созданные формы явления людям, необходимые для того, чтобы служить для них путем к Отцу (ibid. XII. 48–49). II. «Уничижительные выражения Писания» о Христе, относящиеся ко времени Его земной жизни 1 . Ариане ссылались в доказательство низшей природы Христа на слова Его в ответ вопрошавшему о пути жизни. На вопрос: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Христос отвечает: «Почему ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мр. 10, 17–18 ). По толкованию ариан, Христос отклонил от Себя наименование благого, приличного только Богу, потому, что не признавал Себя Богом. Иларий, напротив, из этих слов извлекает доказательство признания Христом Своей Божественной природы С вопросом к Нему обратился человек, не веровавший в Его Божество и видевший в Нем обыкновенного учителя закона, назвав Его таким именем, которое подобает только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

164 G. D. Mansi, t. XII, col. 1076–D. cnf. t. XIII, col. 459–460–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 320. 165 ««Theophanis Chronographia» v. 1, р. 461, cnf. «Chronographia tripartita» v. 2, p. 306:7-е августа, – но сам Тарасий во вступительной речи к отцам собора говорит, что это было κατ τς καλνδας αγоστου μηνς – т. е. 1-го августа (G. D. Mansi, t. XII, col. 999–1000–D, cnf. t. XIII, col. 501–E). 166 Vita Tarasii, p. 10, linie 13: πνων περ τε τν ϑεαν γραφν κα τν πατρικν λογων τς ποδεξεις. 167 G. D. Mansi, t. XII, col. 1085–1086–Β: κα ατο δ μες γραφικς κα ρευνητικς κα συλλογιστικς κα ποδεικτικς ξετσαντες κα τας πατρικας διδασκαλαις μαϑητευϑντες. 170 G. D. Mansi, t. XII, col. 989–990–Д. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 32. 171 ibid., col. 990–Е. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 33. 173 Vita Tarasii р. 9, linie 15. G. D. Mansi, ibid. col. 999–1000–D. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 461: один из древнейших и лучших храмов столицы; построен Константином великим , украшен Юстинианом, лежал в средине города; быль усыпальницей императоров. Stefano Antonio Morcelli. «Kalendarium ecclesiæ Constantinopolitanæ» t. 1, p. 191, cnf. Karl Joseph von Hefele, Bd. 3, a. a. O. S. 456. Anm 4. 174 G. D. Mansi, t. XII, col. 991–992–A. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 33. 176 Vita Tarasii р. 9, linien 35–39–10, 1–7. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 461. G. D. Mansi, t. XII, col. 991–E; cnf. col. 999–D–E. cnf. t. XIII, col. 459–460–C. 181 ibid., col. 999–E: πρς βραχ δοξαν κωλσαι το λαληϑναι κα βεβαιωϑναι τ τς ληϑεας εσεβ λγαν. 182 Hadriani Epistola ad Carolum Magnum. G. D. Mansi, t. XIII, col. 809 A–B. ab hæreticis seditione facta in Sicilia insula missi nostri (Петр и Петр) sine responso reversi sunt: et demum past eos mittentes iterum Constantinopolim eos ascendi fecere.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

77 Perfectus… a perfecto est: quia qui habet omnia, dedit omnia. Neque existimandus est non dedisse, quia habeat; vel non habere, quia dederit (ibid., II, 8). 78 Ecclesiae fides damnat. Nescit enim in Filio portionem; sed scit Deum totum Deo tote (ibid., VI, 10). 79 Ex iis ergo, quae in Patre, sunt ea in quibus est Filius, id est, ex toto Patre totus Filius natus est,...non in parte, quia plenitudo deitatis in Filio; neque in aliquibus, quia in omnibus (ibid., III, 4). 80 Nasci cum causam nativitatis ostendat, non disproficit tamen in genere auctoris exsistere (ibid., XI, 11). 81 Sicut Christus sapientia et virtus Dei est, non ille, ut intelligi solet, internae potestatis aus sensus efficax motus: sed natura tenens per nativitatem substantiae veritatem, his internarum rerum significata nominibus est (ibid., VII, 11). 82 Sermo in natura habet ut esse possit, sequens autem ei est ut fuerit; est vero tantum cum auditur. Et quomodo «in principio erat», quod neque ante tempus, neque post tempus est? Et nescio an vel ipso esse possit in temporë loquentium enim sermo neque est ante quam loquantur et cum locuti erunt non erit; in eo autem ipso quod loquuntur, dum finiunt, jam non erit id unde coeperunt (De Tr., II, 15). 83 Fit ergo in principio quod creatur, et aetate continens quod in principio continetur ut fieret… " erat» enim quod est, neque in tempore aliquo concluditur ut coeperit, quod erat potius «in principio», quam fiebat (De Tr., II, 13). 84 Следует отметить особенность Илария в употреблении термина causa. Это слово у него употребляется в смысле субстрата, из которого что-нибудь происходит, и потому causa противопоставляется nihil. Человек рождается не из причины, потому что чрез ряд предков его возникновение сводится к nihil, а Сын Божий из причины, потому что происходит не из ничего, а из вечно пребывающей природы Бога Отца. Revolve enim omnes originum causas, et intelligentiam in anteriora convertë invenies nihil coepisse per causam, dum omnia per virtutem Dei ad id quod sunt creantur, non etiam nascuntur ex aliquo (De Tr., XII, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

131 G. D. Mansi, t. XII, col. 1003–1004–E. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 40. 136 ibid. р. 5, linien 15–35. Внешняя оболочка предложения Ирины Тарасию без сомнения сочинена Игнатием. 138 Vita Tarasii, р. 6, linien 24–27. γρ πρς τ τς ρθς πστεως τοτο κεφλαιον βαρως τ στρατιωτικν φρετο στφος μ συνευδοκον ες τν τν σεπτν εκνων ποδοχν κα προσκνησιν. 141 G. D. Mansi, t. XII, col. 985–988. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 30–31, cnf. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 458–460. 142 G. D. Mansi, ibid., col. 989–990–A. cnf. Vita Tarasii p. 3, 11–13 cnf. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 460. 143 Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, (Т. 3, σελ. 501) на основании последующих событий предполагает, что число несогласных с предложением Тарасия было не много менее числа согласных – да и то потому только, что Ирина, составлявшая собрание, позаботилась дать численный перевес своим сторонникам. 144 G. D. Mansi, t. XII, col. 989–990–А. «Theophanis Chronographia» v. 1, p. 460. Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, Т. 3, σελ. 500–501. – Кончая речь об избрании Тарасия в патриарха, считаем необходимым возвратиться несколько назад и пояснить выраженное нами выше сомнение в правдивости тех известий, которые представляют это избрание совершившимся без предварительного соглашения между Ириною и новым патриархом. Как мы видели, по известиям выходит, что предложение занять кафедру Тарасию было сделано Ириною уже после его избрания сенатом. Верить таким сообщениям нет никакой возможности. Выставить кандидатом на патриаршество светского человека, устроить его избрание и потом уже сообщить ему свое решение – думать так совершенно неестественно. Тарасий был πογραφες βασιλικν μυστηρων, следовательно, по обязанностям самой службы своей знал прежде и скорее всех все μυστρια, которые надумывала и на которые решалась императрица, и в тоже время этот Тарасий чуть не последним узнает о своем избрании в патриарха! Так мог говорить Игнатий (см. стр. 408 прим. 2), так могла рассказывать и Ирина (G. D. Mansi, t. XII, col. 1005–1006–13), но подобные рассказы только наводят на мысль о необходимости искать различия между казовою стороною дела и действительным ходом его. Сделать это различие позволяют и самые известия, если сопоставить их друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Сочинение, написанное в защиту христианской веры от критики и обвинений со стороны язычества, доказывающее превосходство христианской религии над язычеством. 2 Quasten J. Patrology. Vol. II. Westminster, Maryland, 1986. P. 154, 217–219.  3 Altaner B. Patrology. NY, 1961. Р. 492–493.  4 Ясперс К. Великие философы мира. Кн. 2: Платон, Августин, Кант/пер. с нем. М., 2019. С. 193. 5 Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Полный корпус лекций по патрологии. СПб., 2004. С. 33.  6 Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2007. C. 243.  7 Demacopoulos G., Papanikolaou A. Augustine and the Orthodox: «the West» in the East//Orthodox Readings of Augustine. NY: St. Vladimir’s seminary, 2008. P. 30.  8 Azkoul Michael, fr. The Influence of Augustine of Hippo on the Orthodox Church. Ontario, Canada, 1990. P. 10.  9 Ibid. P. 57.  10 Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 618.  11 Там же. 12 Caelestinus I, papa. Apostolici verba, 237//Denzinger H. Enchiridion Symbolorum: A Compendium of Creeds, Definitions and Declarations of the Catholic Church. Ed. XLIII/by P. Huenermann. Bilingual edition. San Francisco, 2012. P. 87–88.  13 Hormisdas, papa. Sicut ratione (520). 366//Ibid. P. 132.  14 Bonifatius II, papa. Per ilium nostrum. 399//Ibid. P. 141.  15 Retractatio — пересмотр, изменение взглядов. 16 Demacopoulos G., Papanikolaou A. Op. cit. P. 13. 17 Gregorius Magnus, papa. Register Epistolarum X. 16. The Letters of Gregory the Great/translated by R. C. Martin. Vol. 3. Toronto, 2004. P. 726. 18 Ibid. XII. 16a. P. 821. 19 Beda Venerabilis. De temporum ratione//PL. 90. Col. 560.  20 Photius, Patriarcha. De Spiritus Sancti Mystagogia. 68//PG. 102. Col. 346. 21 Flogaus R. Inspiration – Exploitation – Distortion: The Use of st. Augustine in Hesychast Controversy//Orthodox Readings of Augustine. NY, 2008. Р. 79. 22 Мейендорф Иоанн, прот. Указ. соч. C. 256.  23 Enchiridion de Fide, Spe et Charitate 15. 56. Все цитаты из трудов блаженного Августина приводятся по собранию текстов, размещенному на электронном ресурсе: Sant’Agostino/Augustinus Hipponensis//URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 12.04.2022). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

9 De Gen. contr. Manich. I 2. 3; De Gen. lib. inchoat. 3. 7–8; De Gen. ad litt. I 18. 36; V 5. 12; VIII 20. 39; Confess. XI 13. 15; XII 11. 14; De civ. Dei, XI 6; XII 25. 18 De Gen. lib. inchoat. 3. 8. Ср. Ibid. 3. 7 (tempus ipsum creatura est). Ср. также: De Gen. ad litt. V 5. 12 (quasi tempus creatura non sit); Confess. XI 13. 1617. 23 Confess. XI 13. 15. Ср.: «Не спрашивай: “когда?” Вечность не имеет “когда” (aeternitas non habet quando), ведь “когда” и “некогда” – это слова, обозначающие время» (verba sunt temporum, Enarr. in Ps. 109. 16 ; ср. Ibid. 101. 2. 10, цитируется ниже). 26 См. Boethius. De Trinit. 4. Хотя у блж. Августина еще нет различия между терминами aeternitas и sempiternitas (оба термина у него рассматриваются как синони мы, см. Augustinus. Confess. I 6. 9; VII 17. 23; IX 10. 25; De civ. Dei, XXI 23; см. также: Quinn J. M. Eternity//Augustine Through the Ages. An Encyclopedia/Ed. by A. D. Fitzgerald. Grand Rapids (Mi.), Cambridge (U. K.), 1999. P. 318), начиная с Боэция, позднейшая латинская традиция с помощью этих двух терминов выражала разницу между вневременной вечностью Бога и беспрерывным существованием мира во времени. Так, латинский историк и богослов XII века Петр Коместор писал: «Если один лишь Бог является вечным (aeternus), то мир является беспрестанным (sempiternus), то есть беспрестанно вечным (semper aeternus) или вечным во времени (temporaliter aeternus)» (Petrus Comestor. Historia scholastica. Historia libri Genesis, 1//PL. Vol. 198. Col. 1055 ). В греческом богословии также было два термина, означавшие вечность: термин διος, как правило, означал вневременную вечность Бога, а термин ανιος – вечность творений. Ср. характерное наименование Бога в греческой патристике как «предвечный» – προαινιος (Ср. Ioannes Damascenus. De fide orthod. II (1), 15. 22–24). 27 По знаменитому определению Боэция, «вечность есть совершенное обладаниеˆсразу всей полнотой бесконечной жизни» (aeternitas est interminabilis vitae tota simul et perfecta possessio, De consol. philos. V, pr. 6. 9–11). О том, что блж. Августин предвосхитил это определение Боэция, см.: Quinn J. M. Eternity… P. 318.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Cic. Brut. 284–291.! S Ibid., 284. 54 Ibid., 284. 55 Ibid., 293. 56 Momigliano A. Op. cit. Р. 11. 57 Georg. 1, 145–146. 58 Verg. Aen. VI, 447 (… Euadnequeet Pasiphaen; his Laodamia…). 59 Cat. LXVI, 94. 60 Cat. XXXI. 61 Cat. LXI. 62 Ср.: Ильинская С. Л. Находки в древнем Лании и их место в понимании традиции об Энее на Западе//ВДИ. 1983. 3. С. 146–158. 63 Ср.: Newman J. К. Augustus and the New Poetry. Bruxelles. Bercheni, 1967. P. 207–269. 64 Horat. I. 7. 65 Biichner К. P. Vergilius Maro, der Dichter der Romer. Stuttgart, 1961//" Paulys RE. 1955. 15. Hallb. Coll. 1021–64; Ibid.1958. 16. Ilallb. Coll. 12651486. Ср. также заглавие: Knight Η " . F. Roman Vergil. L, 1944. 66 Учение об эпохе перехода от республики к империи как поре идеальной зрелости римской литературы восходит к умершему в 1506 г. гуманисту Маркаитонио Сабеллнко, ученику Помнонпо Лето и автору трактата «О периодах словесности и пят н возрастах языка римлян». 11екоторые сведения о дальнейшем развитии этой доктрины дает В. И. Модестов (Лекции но истории римской литературы. СПб., 1886. С. 1–2). 67 P. Papini Stati Thebais, XII, 816–817. 68 Ср.: Poschl V. Lepopee romaine//Association Guiliaume Bude. Actes du Xcongres. Toulouse, 1978. 8–12 avr. P. 139–156. 69 М. Hieronynii V " idae Poeticorum lib. III. Epilogus. 12–13. 70 Влияние Вергилия на творческую практику 1 " аснпа. которое было очень существенным, шло через посредство интерпретации Вергилия и культа Вергилия в теории Скалнгера. Па посвященной Вергилию Международной конференции (Convegno Mondiale Virgiliano). состоявшейся в Мантуе, Риме и Неаполе в сентябре 1981 г., посредническая роль Скалнгера была объектом анализа в интересном докладе П. Лорана (утреннее заседание 21 сентября: Laurens P. Divinus poeta. Transcendence de Virgil dans la poetique de Scaliger). 71 Подробнее о судьбе Вергилия в веках будет сказано немного ниже. Самый общий, эскизный очерк дан в нашей статье: Аверинцев С. Две тысячи лете Вергилием//Иностр. лит. 1982. N° 8. С. 193201. Ср. также: CuiTius Ε. R. Zweitausend Jahre Vergil//Neue Schweizer Rundschau. 1930. 23. S. 730–741; Heissfi. Virgils Fortleben in den romanischcn Literaturen/Das Erbe der Alten. 1931. 2. Reihe. II 20; "/Abughin V. Vergilio nel Rinascimento llaliano da Dante a Torquato Tasso. Bologna, 1923; Kcreny " x K. Vergil und Holderlin. Zurich. 1957: BncfmerK. Op. cit. Coll. 441–464. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

10)  Стефан Твартко, племянник предшествующего, сын его брата Владислава (Monum.Serb. Миклошича рр. 176 и 210 нач.). Наследовав дяде, правил с 1354 (ibid. р. 176) по 1391 г.; между 1875 и 1378 годами принял титул короля (ibid. р. 184 и 187 и Мавро Орбини или Мавро Урбин в русск. перевод, стр. 276), который продолжали после него носить и все его преемники. Присоединил к своим владениям от Сербии, распавшейся после смерти Стефана Душана на мелкие уделы, нынешний пашалык новопазарский (лежащий между нынешним княжеством сербским с севера и Черногорией с Албанией с юга, см. Мавро Орбини стр. 277). После 1382 г., пользуясь слабостью тогдашнего венгерского правительства, отложился было от вассального подчинения Венгрии и завоевал у нее значительную часть Далмации (см. Фeccлepa Geschichme von Ungarn 2-ro изд. т. 2, стрр. 230, 235, 248, 255); но то и другое было ненадолго. 11)  Стефан Дабиша, родной брат предшествующего; правил с 1391 по 1396 г. (Гласн. XII, 72 fin., Arkiv Cakцuhckaro кн. 4, стрр. 33 и 38, у Райнальда b Annai. Eccles. ап. 1369, n. 12, -послание папы Урбана V, Monum. Serb. р. 222 нач. и Мавро Орбини стр. 279). В 1393 г. принужден был возвратить Венгрии завоевания Стефана Твартки и снова подчинить свою страну ее верховной власти (у Фeccлepa ibid. т. 2, стр. 239). 12)  Елена, жена Дабиши; правила по смерти мужа в 1397 г. (Monum. Serb. р. 229 fin.). 13)  Стефан Остоя, другой родной брат Стефана Твартки (Monum. Serb. рр. 231 fin. и 236, makжe Arkiv Cakцuhckoro II, 38 и Гласн. XIV, 94, где сын Твартки двоюродный брат его сыну); вступил на престол в 1397 и согнан с него в 1404 г. (Arkiv Cakцuhckoro кн. 4, стрр. 33 и 38, Глася. XII, 73 нач.). 14)  Стефан Твартко Тварткович, незаконный сын Стефана Твартки; занял престол в 1404 г. и был согнан с него в 1405 или в начале 1406 года (Гласн. XII, 73, Arkiv Cakцuhck. кн. 2, стр. 20, Monum.Serb. р. 253, Мавро Орбини стр. 279). 15)  Стефан Остоя во второй раз, с 1406 по 1418 г. (см. грамоту его, писанную после возвращения на престол, от 15 мая 1406 г., в издании Бammuaha Leges ecclesiasmicae regniHungariae m. III, р. 387 u Monum. Serb. р. 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В сладости своего счастья созерцать Тебя оно не позволяет себе изменяться. Не зная падений, прильнув к Тебе от самого времени сотворения своего оно находится вне круговой смены времен] (Augustinus Hipponensis. Confessiones XII, 9, PL 32, 829). Verum est, nulla tempora perpeti quod ita cohaeret formae incommutabili, ut quamvis sit mutabile, non mutetur [Истинно, что неподвластно времени настолько прилепившееся к неизменяемой форме, что, даже будучи изменяемым, оно не изменяется] (Ibid. XII, 28, PL 32, 836). Cp.: Ibid. XII, 13, 15–16, 20–21, PL 32, 830, 831, 833. Рус. пер. Ч. 1. С. 395, 382, 383, 384, 387–389. 2735 Motus enim si nullus esset vel spiritualis vel corporalis creaturae, quo per praesens praeteritis futura succederent, nullum esset tempus omnino. Moveri autem creatura non utique posset, si non esset. Potius ergo tempus a creatura, quam creatura coepit a tempore, utrumque autem ex Deo [Если бы не было никакого движения духовного или телесного творения, из-за которого будущее посредством настоящего наступает вслед за прошедшим, тогда времени вообще бы не было. И двигаться творение не могло бы, если бы его не существовало. Следовательно, скорее время произошло от творения, нежели творение от времени; а оба они произошли от Бога] (Augustinus Hipponensis. De Genesi ad litteram V, 12, PL 34, 325). 2736 Quod autem per se est, ne motu quidem opus habet ullo, omni copia sibi seipso existente; quia motus omnis ad aliud est, cujus indiget quod movetur [Существующее само по себе не имеет нужды ни в каком движении, потому что обладает всей полнотой в самом себе; а всякое движение направлено к тому, в чем нуждается движущееся] (Augustinus Hipponensis. De immortalitate animae, 15, PL 32, 1028). 2737 Tempora, quae intervallorum distinctione aeternitatem incommutabilem supra se manere significant, ut signum, id est quasi vestigium aeternitatis tempus appareat [… Время, которое своим разделением на определенные моменты говорит о том, что выше него существует неизменяемая вечность, есть как бы знак, то есть как бы след вечности] (Augustinus Hipponensis.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

3025 Cp.: Atzberger L. Geschichte der christlichen Eschatologie. Freiburg i. B., 1896. S. 431–437. 3041 Methodius Olympius. De resurrectione I, 32, 6–7; II, II, 3–5; II, 12, 1–5; II, 13, 8–10; II, 14, 5; III, 3, 7–9. 3079 Ibid., II, 87, PL 16, 1340. Cp.: Niederhuber ). Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 184. 3084 Ambrosius Mediolanensis. De bono mortis, 15, PL 14, 547. Cp.: Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 188. 3086 Idem. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 38, 26, PL 14, 1052. Cp.: Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 191–192. 3087 Idem. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 2, 23. См.: Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 192. 3089 Idem. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 1, 51, PL 14, 948; De excessu fratris sui Satyri 11, 66, PL 16, 1333. 3102 Tertullianus. De baptismo, 8, PL 1, 1207; Adversus Marcionem III, 24, PL 2, 355. Cp.: Atzberger L. Op. cit. S. 331. 3112 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 36, 26, PL 14, 980; Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 3, 16, PL 15, 1228. 3114 Cyprianus Carthaginensis. De unitate Ecclesiae, 26, PL 4, 518; De bono patientiae, 24, PL 4, 637. 3118 Ambrosius Mediolanensis. Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 40, 7, PL 14, 1071. См. подробный свод соответствующих цитат: Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 221–223. 3123 Idem. De fide III, 27, PL 16, 595. См. подробный перечень цитат: Niederhuber J. Die Eschatologie des hi. Ambrosius. Paderborn, 1907. S. 59–62. Origenes. De principiis II, 10, 4, PG 11, 236–237. Рус. пер. C 165–166 Origenes. De principiis II, 10, 8, PG 11, 240. Pyc. пер. C. 170 3128 Tertullianus. De resurrectione carnis, 43, PL 2, 855. Рус. пер. C. 129–130; Lactantius. Divinarum institutionum lib. VII, 21, PL 6, 800. Cp.: Atzberger L. Geschichte der christlichen Eschatologie. Freiburg i. B., 1896. S. 303.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010