X-XVIII; Idem. 1999. S. 21-25). Третье по хронологии Житие было создано также в аббатстве Михельсберг мон. Гербордом († 1168), бывш. каноником и главой соборной школы в Регенсбурге, выполнявшим обязанности схоластика (преподавателя) в аббатстве Михельсберг. Для своего агиографического сочинения он выбрал форму диалога, в котором помимо самого автора участвовали 2 близких к О. человека: его бывш. ученик и секретарь еп. Тимон († 1162), приор монастыря Михельсберг, и свящ. Зефрид Младший († 1169 или 1162), капеллан и спутник О. в миссионерских поездках в Поморье. Вероятно, в основу произведения была положена реальная беседа, состоявшаяся в школе мон-ря в 20-ю годовщину смерти О. (30 июня 1159); текст Жития составлен Гербордом немного позднее ( Haarl ä nder. 2000. S. 533). Агиограф отошел от структуры предыдущих Житий и поместил в 1-ю книгу описание характера и достоинств епископа, во 2-й книге рассказал о его миссионерских поездках в Поморье, в 3-й изложил жизнь О. до рукоположения во епископа Бамбергского. Примером для агиографа стали «Диалоги» Сульпиция Севера, посвященные св. Мартину ( Liman. 1975. S. 24, 75, 146). Форма диалога позволила Герборду продемонстрировать свое знание диалектической философии и раннего схоластического богословия, а также включить в сочинение географические, исторические и филологические экскурсы, сделав это по тем дидактическим правилам, которые относятся к изложению материала и риторике ( Petersohn. 1980. S. 12). Полный благоговейного почтения к О., Герборд тем не менее иронизирует над спутниками епископа, а нек-рые отрывки из диалога можно даже счесть критикой современных агиографу церковных и монастырских порядков (Ibid. S. 13-15). Помимо данных из архива и Житий О. Герборд опирался также на сведения, полученные им от разных людей, о политической ситуации в Центр. и Вост. Европе в 1-й пол. XII в. В лит. отношении агиографическое произведение Герборда не только следует классической традиции предыдущих Житий О. (цитаты из Свящ. Писания, трудов Вергилия, Саллюстия, Сульпиция Севера и др.) и использует их как источники, но и привлекает новые образы и выражения, в первую очередь из сочинения Цицерона «Об обязанностях», а также из богослужебных книг. В диалоге также заметно влияние новых схоластических сочинений XI-XII вв. Текст Герборда сохранился более чем в 13 рукописях XIII-XV вв., в т. ч. в 2 полных списках: Monac. Clm 23582 и Clm 23846. Все 3 Жития О. составлены не для офиц. канонизации: они были адресованы слушателям и читателям, которые уже почитали епископа и хотели знать больше о его жизни ( Haarl ä nder. 2000. S. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2581737.html

II. Единство Божие. 7) Зерцало истории: – «Бог един и нет более (других богов); не должно быть даже пяти; (разумеется пять элементов – «ву-син»: «Цзин» – золото, «Му» – дерево, «Шуй» – вода, «Хо» – огонь, «Ту» – земля, с соответствующими богами)». III. Всемогущество: 8) Тан-Шан, («Шу-цзин», IV кн. III. III. 8): «Хочу взирать на все вещи в согласии с Духом Божиим». 9) Чу-цзы (ibidem): – «Небу известны все наши добрые дела и преступления. Небо замечает за всем совершающимся под ним и всему ведет свои счеты. Как добрые дела, так и злые, нами содеваемые явны пред Богом и ничто не может от него укрыться». 10) Конфуцзы, избранные места, XIV, 37: «Здесь и там Небо; оно и меня знает». IV. Благость Божия. 11. Ши-цзун, III кн. 1, VII. – «Бог велик, и Его величием поддерживается мир низший. Он презирает на четыре части света (из Своего царства), бдительно охраняет исходящие от Себя для блага народов, – законы». 12) ibid. II кн. IV. VIII. – «Если Бог повсюду велик, то кто дерзнет противостать Ему?» 13) Ngan-yang Cheu to Han Wan-Kung: – «Бог по истине заботится о сохранении всего живущего в мире». 14) Ши-цзин, II. кн. V. IV: – «Пространное, беспредельное небо, скажи мне: кто твой отец или родители?» («фу-му» – отец и мать). 15) Сборник статутов Минской династии. (Legge’s Notions of the Chinese) – «Все бесчисленные племена и роды одушевленных существ обязаны своим происхождением и жизнью Твоему, (Господи), милосердию и благостыне! Человек и все твари получают свое истинное блаженство в любви Твоей, о Боже! Все твари, наделенные душою, обязаны Твоей благости, но знает ли хотя одна из них, – от кого проистекают благословения? Подлинно, Ты один Господи, всегда и ныне, – мудрый художник и истинный отец всего мироздания!» V. Справедливость Божия: 16) Наставления «И-инь» – (Legge’s Shi-king, IV. Bk. IV. I): «Путь Божий – неизменен; – на доброго делателя Он (Бог), ниспосылает все Свои благословения, а на злое творящего – всякого рода бедствия». VI. Милосердие Божие: 17) Князь из «Шао» (Shaou) «Ши-цзин» V, кн. XII. 10: – «Небо оказывает свое милосердие и сострадание на все четыре части света». 18) ibid. V. кн. I: – «Небеса милостивы к народу». 19) (Ши-цзин): – «Сострадательное небо». 20) Комментарий на «Ши-цзин»: – «Небо по своей благотворительности и щедротам называется покровителем, благосклонным ко всему, что под ним (т. е. в миру дольному)». 21) Комментарий на «И-цзин»: – «Гром есть знамение небесного величества, дождевая влага – его благоволения. То и другое для человека может быть сравнено с состоянием, какое ощущает осужденный на пытки и темничные оковы, и потом вдруг помилованный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

(11) Там же. С. 397–398. (12) Следует не забывать, что теория непостижимой божественной Благодати и материализм одинаково противостоят идее Провидения (гарантированного Богом конечного соответствия добродетелей и счастья): и Благодать и материализм оставляют связь между добродетелями и счастьем на волю случая. (13) См.: Ridley M. Genome. New York: Perennial, 2000. P. 64. (14) См.: Habermas J. Die Zukunft der menschlichen Natur. Frankfurt: Suhrkamp, 2001, (См. русское издание: Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Москва: Весь мир, 2002. — Прим. ред.) (15) Честертон Г. К. Ортодоксия//Вечный Человек. С. 374. (16) Там же. С. 378. (17) Там же. С. 475–476. (18) Много лет назад одна ироническая рецензия довольно точно отозвалась о «Звуках музыки» как о фильме, рассказывающем о глупенькой монахине, которая жила бы счастливо в своем монастыре, если бы мать-настоятельница не пригласила ее к себе и не принялась бы истерически напаивать на необходимости взобраться на каждую гору… (19) Честертон Г. К. Указ. соч. С. 379. (20) Там же. (21) Cм.: Lacan J. Kant avec Sade//Ecrits. Paris: Editions du Seuil, 1966. (22) Cм.: Lacan J. The Ethics of Psychoanalysts. New York: Routledge, 1992. (23) Surya M. Georges Bataille, London: Verso Books, 2002. P. 479. (24) Bataille G. Visions of Excess. Manchester: Manchester University Press, 1985. P. 154. (25) Surya M. Op. cit. P. 176. (26) Bataille G. Oeuvres completes. Paris: Gallimard, 1971–1988. Vol. III. P. 512. (27) Ibid. Vol. XII. P. 296. (28) Ibid. P. 232. (29) Здесь следует сказать о различии, имеющемся в работах Франца Розенцвейга, между тем, что находится по соседству (der NKchste), и тем. что рядом/близко (das NKchste): то, что по соседству, — это интригующий ОБЪЕКТ желания, стоящий перед нами, в то время как «близкая вещь» является (ОБЪЕКТОМ-)ПРИЧИНОЙ желания, исходящего из нас, остающегося невидимым для нас, из-за спины толкающего нас к объекту, делающего его желанным, отвечающего за необходимость СРОЧНОГО приближения к нему. (Я, конечно, обязан этой ссылкой Эрику Сантнеру.)

http://predanie.ru/book/209818-kukla-i-k...

Sed ratione colligimus nequaquam nos potuisse sentire, nisi fieret in sensu nostro aliqua similitudo conspecti corporis [Форму видимого нами тела и другую форму, возникающую в чувстве смотрящего вслед за первой, мы посредством того же самого чувства не отделяем друг от друга, поскольку их соединение настолько тесно, что для различия не остается места. Однако, пользуясь своим разумом, мы делаем вывод, что мы ни в коей мере не способны чувствовать, если в нашем чувстве не возникает при этом некоего подобия видимого тела] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate XI, 3, PL 42, 986). Cum igitur horum trium tam diversae substantiae sint, tamen in tantam coeunt unitatem, ut duo priora vix intercedente judice ratione discerni valeant, species videlicet corporis quod videtur, et imago ejus quae fit in sensu, id est, visio [Таким образом, хотя сущности этих трех вещей видимого тела, образа, запечатленного в чувстве, и воли ума сталь различны между собой, однако они приходят к такому единству что две первые из них, то есть форма видимого тела и ее образ, возникающий в чувстве, едва могут быть различимы судящим о них разумом] (Ibid. XI, 5, PL 42, 987). 931 Ibidem. Cp.: De Trinitate XI, 5, PL 42, 987; IIΙ, 15, PL 42, 877; De Civitate Dei XII, 25, PL 41, 374. Рус. пер. Ч. 4. C. 282. 932 Augustinus Hipponensis. In Joannis Evangelium tractatus 23, 11, PL 35, 1589; Confessiones X, 13, PL 32, 784. Рус. пер. Ч. l. C. 278. 942 Hic sunt et illa omnia quae de doctrinis liberalibus percepta nondum exciderunt, quasi remota interiore loco, non loco: nec eorum imagines, sed res ipsas gero [Здесь также содержатся все те понятия, которые еще не покинули меня со времени изучения свободных наук и не были удалены как бы из некоего внутреннего места, которое не является на самом деле местом; при этом я ношу в себе не образы понятий, а сами эти понятия] (Augustinus Hipponensis. Confessiones Χ, 16, PL 32, 790). Quocira invenimus nihil esse aliud discere ista, quorum non per sensus haurimus imagines, sed sine imaginibus sicuti sunt per seipsa intus cernimus: nisi ea quae passim atque indisposite memoria continebat, cogitando quasi colligere, atque animadvertendo curare, ut tanquam ad manum posita in ipsa memoria, ubi sparsa prius et neglecta latitabant, jam familiari intentioni facile occurrant [Поэтому мы нашли, что обучаться тому, чей образ не был воспринят нашими чувствами, но воспринят нами, как он есть, внутри нас самих, есть не что иное, как то, что беспорядочно и без разбора содержала в себе память, которая как бы собирает теперь все это при помощи мышления и заботится, обращая к тому душу, чтобы все то, что прежде скрывалось в небрежении и рассеянии, было расположено как бы под рукой и при легком усилии воли предоставляло себя уму] (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

5   Talbot A.-M.Byzantine Defenders of Images: Eight Saints» Lives in English Translation, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington DC, 1998. 6   Beaucamp J.Les Femmes et… P. 95. 7 Ibid. P. 392–408. 8   Laiou A. E.The Role of Women. P. 243–246. 9   Gautier P.Le typikon de la Theotokos Kecharitomene//Revue des Etudes byzantines T. 43, 1985. Р. 5–165. Т. 40, 1982. 10 Ibid. 11 См. более подробно:  Beaucamp J.  Les Femmes et. P. 108. 12   Fennel J.When was Olga Canonized ?//Christianity and the Eastern Slavs. Vol. 1. Slavic Cultures in the Middle Ages/Ed. B. Gaspsrov, O. Raevsky-Hughes. California SLAVIC studies. Vol. 16. Berkly, 1993. 13   Poppe A.Once Again Concerning the Baptism of Olga, Archontissa of Rus//DOP, 1992. V. 40;  Назаренко А. В.  Когда же княгиня Ольга ездила в Константинополь?//Византийский Временник. 1989. Т. 50. С. 66–83;  он же.  Еще раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь. Источниковедческие заметки//Древние государства, 1992–1993. М., 1995. С. 154–168; Библиографию о княгине Ольге см.:  Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237). СПб., 1996. С. 26–27. 14   Назаренко А. В.Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства Восточной Европы, 1991 год. М., 1994. 15   Петрухин В. Я.Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995. С. 229–230. 16 ПСРЛ. Степенная книга. Т. 21. Ч. 1. СПб., 1908. С. 6. 17   Белякова Е. В., Найденова Л. П.Житие митрополита Ионы как источник по истории канонизации святых в русской церкви//Проблема святых и святости в истории России. Материалы XX Международного семинара исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». М., 2006. С. 136–137. 18   Никитенко Н. Н.Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской. Киев, 1999. С. 179. Также С. 49–50, 254–255. 19 Там же. С. 172–173. 20 Там же. С. 173. 21 Там же. С. 178. 22 Там же. С. 178–179. 23 ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1926. Стб. 206. Прим. 24 Там же. Стб. 208. 25   Приселков М. Д.Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII в. СПб., 1913. С. 164.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

527 Lutteroth Н. Essai dinterprétation de quelques parties de lÉvangile selon saint Matthieu. Paris, 1876. P. 366 ss.; cp. Schanz, P. von. Commentar über das Evangelium des heiligen Matthäus. Freiburg, 1879. S. 48. 528 Delitzsch F. J.//Zeitschrift für die gesammte lutherischeTheologie und Kirche. 1850. Hf. 3. S. 430 ss. [Глубоковский не указывает названия статьи. Вероятнее всего имеется в виду единственная публикация Делича в данном номере журнала, «Die Entstehung des Matthaüs-Evangeliums», однако начинается она на с. 456. -Ред.]; Köstlin К. R. Der Urspnmg und die Komposition der synoptischen Evangelien. Tübingen, 1853; и др. 529 Origenes. Commentaria in Matthaeum I, PG 13, 829; cp. Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica VI, 25, PG 20, 581. 530 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 3, PL 23, 613; Idem. Commentaria in Evangelium Matthaei, prologus, PL 26, 18. 532 " πρς ουδαους«; cp. Gregorius Nazianzenus. Carmina, lib. 1, sect. 1, 12, de veris Scripturae libris, PG 37, 474. 535 Аберле (Aberle, M. von. Ueber den Zweck des Matthäusevangelium//Theologische Quartalschrift. 1859. Hf. 4. S. 567–588; Idem. Einleitung in das Neue Testament. Freibuig im Breisgau, 1877. S. 20–32) считает таковой опровержение клеветы членов синедриона, будто ученики украли тело Иисусово ( Мф. 28, 11–15 ), опираясь на свидетельство Иустина Мученика , что из Иерусалима были разосланы особые легаты для распространения этой выдумки- в подрыв апостольской проповеди (Justinus Martyr. Dialogus cum Tryphone Judaeo, 17, PG 6, 512; Ibid., 108, PG 6, 725; Ibid., 117, PG 6, 748). В самом Евангелии не видно ни малейших признаков подобной полемико-апологетической тенденции. 536 См. Novum Testamentum, XII tomis distinctum graece et latine/Ed. C. F. Matthäi. Riga, 1788. P. 10. [Тома этого двенадцатитомного издания «Нового Завета» не пронумерованы. Вероятно, поэтому Глубоковский не приводит в ссылке номер тома. Наверняка цитируется часть, содержащая Евангелие от Матфея: помимо контекста цитаты, следует принять во внимание то, что только в этом томе, датированном 1788 г, указано общее заглавие данного издания Нового Завета («Novum Testamentum...»). -Ред.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

C. Medieval Papal Representatives in Scotland: Legates, Nuncios, and Judges-Delegate, 1125-1286. Edinb., 1997; M ü ller H. Päpstliche Delegationsgerichtsbarkeit in der Normandie (12. und frühes 13. Jh.): Studien und Dokumente zur Gallia Pontificia. Bonn, 1997. 2 Bde; Salminen M. T. In the Pope " s Clothes: Legatine Representation and Apostolic Insignia in High Medieval Europe//Roma, Magistra Mundi: Itineraria Culturae Medievalis - Parvi Flores: Mélanges offerts au père L.E. Boyle à l " occasion de son 75e anniversaire/Éd. J. Hamesse. Louvain-la-Neuve, 1998. P. 339-354; Studt B. Legationen als Instrumente päpstlicher Reform- und Kreuzzugspropaganda im 15. Jh.//Formen und Funktionen öffentlicher Kommunikation im Mittelalter/Hrsg. G. Althoff. Stuttg., 2001. S. 421-453; Gaudemet J., Guyotjeannin O., Blet P. Legate//The Papacy: An Encycl. L.; N. Y., 2002. Vol. 2. P. 907-913; Maleczek W. Die päpstlichen Legaten im 14. und 15. Jh.//Gesandtschafts- und Botenwesen im Spätmittelalterlichen Europa/Hrsg. R. C. Schwinges, K. Wriedt. Ostfildern, 2003. P. 33-86; Barbiche B. Les «diplomates» pontificaux du Moyen Âge tardif à la première modernité: Offices et charges pastorales//Offices et papauté (XIVe-XVIIe siècle): Charges, hommes, destins. R., 2005. P. 357-370; Gardi A. Il mutamento di un ruolo: I legati nell " amministrazione interna dello Stato pontificio dal XIV al XVII secolo//Ibid. P. 371-437; Drossbach G. Päpstliche Schreiben an Legaten in Dekretalensammlungen des 12. Jh.//Aspects diplomatiques des voyages pontificaux: 5e rencontre de la Gallia Pontificia/Éd. R. Grosse. Brux., 2009. P. 195-205; Zey C., Alberzoni M. P. Legati e delegati papali (secoli XII-XIII): Stato della ricerca e questioni aperte//Legati e delegati papali: Profili, ambiti d " azione e tipologie di intervento nei secoli XII-XIII. Mil., 2012. P. 3-30; Rennie K. R. The Foundations of Medieval Papal Legation. Basingstoke, 2013. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором

http://pravenc.ru/text/2463343.html

G. Hirsch, Art. «Fall of Angels» ibid. V, p. 333a–b). Веря в это и находя возможность повторения, эллинский благовестник (в 1 Кор., 11:10), будто бы, ради сего повелел женам покрываться. (Rev. Dr. Wm. Weber, Die paulinische Vorschrift über die Kopfbedeckang der Christem в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» XLVI [N. F. H. за 1903г.], 4. S. 496–497. Prof. Dr. Carl Clemen, Paulus sein Leben und Wirken, Giessen 1904, I, S. 72; II, 79) и этим ввел для них совершенно новый обычай, совсем неизвестный древности (Wm. Weber loc. cit., S. 493, 495). И о частностях говорится, якобы во 2 Кор., 6:14 –15. отражаются иудейские воззрения, сохранённые в «Заветах XII патриархов» (Moriz Friedländer, Geschichte der jüdischen Apologetik als Vorgeschichte des Christenthums, Zurich 1903, S. 176, 4 ), причем Апостол даже считал (во 2 Кор., 11:4) сатану черным (ср. C. Clemen, Paulus II, S.79 и см. у D. Alfred Resch, Der Paulinismus und die Logia Jesn in ihrem gegenseitegen Verhältnis в «Texte und Untersuchingen» XXVII, N.F. XII, Lpzg 1904, S. 160, 1 . 610.). Тут все тенденциозно, преувеличено и неверно, а что касается ветхозаветного закона, то явно предполагается единство происхождения его с обетованием из общего первоисточника (Dr. Anton Halmel, Ueber römisches Recht im Galaterbrief. Essen 1895, S. 6), поскольку коллизия по вопросу о взаимоотношении их могла возникнуть единственно потому, что они оба почитаются у Апостола Павла за выражение той же самой воли Божьей (S. 13, 1 ) . 104 Так Prof W. Bousset (по поводу книги H. Weinel, Die Werkungen des Geistes usw.) в «Göttingische gelehrte Anzeigen» 1901, X, S. 770, что эту теорию, возобладавшую в образованном эллинстве, «das Christentum unter dem Vorgang des Paulus übernahm», а об Апостоле языков в этом смысле см. Prof. Bernh Weiss, Die Religion des Neuen Testaments, S. 126. 105 Напр., у Aug. Ford. Dähne Geschichtliche Darstellung der jüdischalexandrinischen Religions-Philosophie II, S. 69–70. 107 Так † Prof. W. Beyschlag, Hat der Apostel Paulus die Heidengütter für Dämonen gehalten? Halle a.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

10 Такое понимание озвучивали грекоязычные патрологи и историки Церкви рубежа XIX–XX вв., напр.: « Слово κπορεεσθαι выражает более принцип, начало, источник бытия; слово προναι — более, вечную или временную, деятельность. Латинское procedere не вполне соответствует греческому κπορεεσθαι, которое предлогом κ обозначает больше начало, источник бытия. Латинскому procedere скорее соответствует греческое προναι, которое больше указывает на деятельность. Греческому слову κπορεεσαι вполне соответствует только августиново выражение principaliter procedere » (цит. по:  Болотов В. В.  Реферат, предложенный в заседании Комиссии по старокатолическому вопросу 22 января 1893 года//  Он же . К вопросу о Filioque. СПб., 1914. С. 110). 11 Maximus Confessor.  Exemplum epistoli ad dominum Marinum//PG. 91. Col. 136. 12 Anastasius Bibliothecarius.  Sedis Apostolicae Collectanea ad Joannem Diaconum//PL. 129. Col. 560. 13 Siecienski E.  The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxf., 2010. Р. 108. 14 Siecienski E.  The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxf., 2010. Р. 69. 15 The Greek and Latin Traditions About the Procession of the Holy Spirit. R., 1996. P. 10. 16 Concilium XII Toletanum//La Colección Canónica Hispana/ed. Díez G. M. T. 6. Madr., 2002. P. 150. 17 См.: Ibid. P. 149. 18 Hefele C. J.  A History of the Councils of the Church: from the Original Documents, to the close of the Second Council of Nicaea A.D. 787. P. 364–365. 19 Concilium Foroiuliense, Introd.//MGH. Conciliorum T. II. Concilia Carolini Aevi I. P. 177. 20 Иоанн Мейендорф , протопресв.  У истоков спора о Filioque//«Православная мысль» N. 9. P., 1953. С. 120. 21 Paulinus Aquiliensis.  Epistula ad Carolum Magnum//MGH. Epistolarum T. IV. Epistulae Carolini Aevi II. P. 519. 22 Баранов В. А.   Иконоборчество//ПЭ. Т. 22. С. 43. 23 См.:  Бармин А. В.  Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX–XII веков. М., 2006. С. 32. 24 См.:  Siecienski E.  The Filioque: History of a Doctrinal Controversy. Oxf., 2010. Р. 78–79.

http://azbyka.ru/shest-otvetov-i-tri-vop...

Лит.: Лебедев Д. А., свящ. Евсевий Никомидийский и Лукиан: (К вопр. о происхождении арианства)//БВ. 1912. 4. С. 722-737; 5. С. 180-189 (отд. отт.: Серг. П., 1912); Loofs F. Das Bekenntnis Lucians, des Märtyrers//SPAW. 1915. Bd. 38. S. 576-603; Bardy G. St. Lucien d " Antioche et son école: Les collucianistes//RSR. 1932. T. 22. P. 437-462; idem. Recherches sur st. Lucien d " Antioche et son école. P., 1936; D " Al é s A. Autour de Lucien d " Antioche//MFO. 1937. Vol. 21. P. 185-202; Plantin H. M. Les Passions de st. Lucien et leurs dérivés céphalophoriques. Namur, 1953; Brennecke H. Ch. Lukian von Antiochien in der Geschichte des Arianischen Streites//Logos: FS f. L. Abramowski. B.; N.Y., 1993. S. 170-192. (BZNW; 67); Zuntz G., Aland B., Wachtel K., Hengel M. Lukian von Antiochien und der Text der Evangelien. Hdlb., 1995; Сагарда А И., Сидоров А. И. Антиохийская богословская школа и ее представители//УЗ РПУ. 1998. Вып. 3. С. 139-192 [о Л.: С. 151-157]; Fern á ndez Marcos N. The Septuagint in Context: Introd. to the Greek Version of the Bible. Leiden etc., 2000. P. 223-236; Slusser M. The Martyrdom of Lucian of Antioch//ZAChr. 2003. Bd. 7. N 2. S. 329-337; Barnes T. D. The Date of the Martyrdom of Lucian of Antioch//Ibid. 2004. Bd. 8. N 2. S. 350-353; Сидоров А. И. Св. Лукиан Антиохийский и его ученики//АиО. 2007. 1(48). С. 36-50; 2(49). С. 38-57 (переизд. в кн.: Он же. Святоотеческое наследие и церк. древности. М., 2013. Т. 3. С. 465-514); Orabona L. Il sacerdote martire Luciano di Antiochia patrono di Lusciano. R., 2013; Orabona L., Tanzarella S. Luciano di Antiochia tra storia e agiografia nel XVII cent. del martirio: Atti del primo Conv. nazionale di studio (Lusciano, 13-15 sett. 2012). R., 2013. М. В. Никифоров Гимнография Память Л. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. 15 окт. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 68). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Л. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции служба Л. помещена под 15 окт. (см.: ГИМ. Син. 160, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 19; также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 111-116); богослужебное последование включает: канон 4-го гласа (без указания авторства), цикл стихир-подобнов, 2 седальна.

http://pravenc.ru/text/2110835.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010