1378 В числе «зол», душевных бедствий, пустых и тщетных. Epist. moral. Lib. XIX, Ep. I (110), p. 363. 1379 И. Кассиан. Collat. V. c. X, col. 622B: incrementum prioris (cenodoxiae) ortus efficiatur alterius superbiae. Cp. И. Лествичник. Gr. XXII, col. 949A. Cnfr. Gr. XXIII, col. 965C. 1380 По словам И. Кассиана, non solum enim, ut caetera vitia, in parte carnali, sed etiam in spiritali, monachum pulsat (cenodoxia) giibtiliore se nequitia ingerens menti. De coenobior. inst. Lib. XI, c. 11, 400–401. Cp. Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus, c. VIII, col. 1273D. 1382 Ibid. ст. 9. Cp. Василий B. Keg. brev. tract. Interr. LVI, col. 1120C. Ср. Исидор П. Т. LXXVIII, col. 244. Авва Дорофей. Doctr. VI, c. 11, col. 1686A. 1383 Collat.V, c. X, col. 622B–623. Cp. Евагрий П. Capita practica L V III, col. 1248C; c. XXXI. col. 1244C. 1384 Ibid. c. VIII, col. 406AB: non enim aliunde quam virtutum ejus quem impetit successibus animatur. 1385 Cp. И.Кассиан. De coenobior. inst. lib. XII, c. I, col. 422: (superbia) perfectos maxime tentans. Cnfr. Нил C. Lib. cit. col. 1461C. 1388 Правда подвижниками иногда указывается собственно не один, а два вида «тщеславия», причем первый обнимает собою превозношение плотскими, видимыми вещами (pro carnalibus ac manifestis extolimur rebus). И. Кассиан. Coll. V, c. XI, col. 627A. Cp. De coenobior. inst. XI, c. III, col. 402–403. Однако это скорее обычный мирской порок тщеславия, не обладающий специфическим качеством анализируемой страсти – скрытностью, тонкостью приражения к уму подвижника. 1390 Ср. Евагрий П. De octo vitios. cogitat, c. VIII, col. 1273, cnfr. Нил C. Peristeria seu .tractatus de virtutibus excolendis et vitiis fugiendis. Sect. IX, col. 924B. И. Кассиан. Coll. V, c. XI, col. 627A. 1417 ’ξωθεν δο’ξα, которая является собственно «бесславием» ( δοξι’α[). Исидор П.. Т. LXXVIH. col. 1513. 1422 По учению преп. Нила Син., тщеславие пресекает силу добродетелей (lib. cit 1160Д), а св. Василий В . называет этот порок «грабителем духовного богатства». Constit monast. C. X, col. 1272. И.Кассиан. Collat c, VII, cot 489B.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

2152 Он упоминает сестру, «soror mea, sancta proposita» [monasterii], не называя имени, Epist. 211, п. 4 (ed. Bened.), alias Ер. 109. У него также был брат по имени Навигий. 2153 На его столе были выгравированы строки: Quisquis amat dictis absentum rodere vitam, Hanc mensam vetitam noverit esse sibi. 2154 Поссидий говорит в своей Vita Aug.: «Caeterum episcopatu suscepto multo instantius ac ferventius majore auctoritate, non in una tantum regione, sed ubicunque rogatus verisset verbum salutis alacriter ac suaviter, pullulante atque crescente Domini ecclesia, praedicavit». 2155 Поссидий, с. 28, ярко описывает жестокости вандалов, которые вошли в поговорку. См. также Gibbon, ch. xxxiii. 2160 Поссидий говорит, Vita, с. 31: «Testamenturn nullum fecit, quia unde faceret, pauper Dei non habuit. Ecclesiae bibliothecam omnesque codices diligenter posteris custodiendos semper jubebat». 2161 Жители бежали морем. Похоже, после Августина в Гиппоне больше не было епископа. В VII веке древний город был совершенно разрушен арабами, но за две мили от него, практически над его руинами, была возведена Бона. См. Tillemont, xiii, 945, и Gibbon, xxxiii. Гиббон говорит, что Бону «в XVI веке населяло около трехсот семейств трудолюбивых, но непокорных ремесленников. Прилегающая территория славится чистым воздухом, плодородной почвой и обилием изысканных плодов». После завоевания французами Алжира Бона была перестроена в 1832 г. и постепенно приобретает французский облик. Это теперь один из красивейших городов Алжира, главный в провинции Константин, там есть общественный сад, несколько школ, довольно развитая торговля, население составляет более 10.000 французов, мавров и иудеев, подавляющее большинство которых приехало извне. Недавно мощи святого Августина были перемещены из Павии в Бону. См. послания аббата Сибура sur la translation de la relique de saint Augustin de Pavie a Hippone в Poujoulat, Histoire de saint Augustin, tom. i, p. 413 sqq. 2162 Даже в Африке, несмотря на столпотворение варваров, дух Августина вновь и вновь появлялся как свет во тьме – сначала в лице Вигилия, епископа Тарса, который в конце V века успешно защищал ортодоксальное учение о Троице и личности Христа и которому иногда приписывается авторство так называемого Афанасьевского символа веры ; в лице Фульгенция, епископа Руспа, одного из главных противников полупелагианства, а позже арианства, который вместе с 60 католическими епископами Африки на несколько лет был сослан вандалами–арианами на остров Сардиния и которого называли Августином VI века (ум. в 533); и в лице Факунда Гермианского (ум. в 570), а также Фульгенция Ферранда и Либерата, двух диаконов из Карфагена, которые принимали активное участие в споре о трех капитулах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

371 «Jubemus igitur vobis antiquorum prudentium, quibus auctoritatem conscribendarum interpretandarumque legum sacratissimi principes praebuerunt, libros ad jns romanum pertinentes et legere et elimarë ut ex his omnis materia colligatur, nulla, secundum quod possibile est, neque similitudine, neque discordia derelicta, sed ex his hoc colligi, quod unum pro omnibus sufficiat». – «Nostram autem consummationem, quae vobis Deo adnueote componetur, Digestorum vel Pandecmarum nomen habere sancimus». Constit. de conceptione digestorum ad Tribonianum. §§ 4, 12. Ed. cit. Cp. Mortreuil, Op. cit. I, 7–16. Puchta, Inst. I, 700 fg. 372 «... mandavimus specialiter, ut ipsi nostra auctoritate, nostrique suasionibus Institutiones componerent: ut liceat vobis prima legum cunabula, non ab antiquis fabalis discere, sed ab imperiali splendore appetere, et tam anres, quam animi vestri, nihil inutile, nihil perperam positum, sed quod in ipsis rerum obtinet argumentis, accipiant». – «Igitur post libros quinquaginta Digestorum seu Pandectarum, in quibus omne jus antiquum collectum est... in quatuor libros easdem Institutiones partiri jussimus, ut sint totius legitimate scentiae prima elementa», Prooemium Institutionum. §§ 3, 4. Cp. Mortreuil, Op. cit. I. 16–17. Puchta, Op. cit. I, 709 fg. 373 «Si quid in posterum melius inveniatur, et ad constitutionem necessario sit redigendum, hoc a nobis et constituatur et in aliam congregationem referatur, qnae novellarum nomine constitutionem significetur». Constit. de emendatione codicis. § 4. Самый обширный труд, появившийся до сих пор о новеллах Юстиниана, это – Dr. F A. Biener’a Ccschichte der Novellen Justinian’s. Berlin, 1824. Я руководствовался Бинером в этом и во всем другом, касающемся греко-римского права, о чем писал Бинер. 376 «Haec igitur omnie sanctiss. patriarchae sub se constitutis Deo amabilibus metropolis manifeste faciant: et illi subjectis sibi Deo amabilibus episcopis declarent: et illi monasteriis Dei sub sua ordinatione constitutis cognita faciant, quatenus per omnia Domini cultura maneat undique incorrupte... Et nostrae equidem reipublicae judices, si haec eis nuntientur, omnibus studeant modis еа, quae sacris regulis continentur, quas nostra sequitur lex, ed effectum perduci procurare. Nam nec illos deserit poena haec negligentes. Quapropter sequentem haec tuam sanctitatem decet omnibus sub te positis sanctiss. metropolitanis haec fecere manifesta». Epilog. V nov. (ed. cit. III, 16). Cf. Nov. VII, de non alienandis aut permutandis rebus ecclesiasticis immobilibus. См. Biener, Op. cit. p. 31–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Anonymus. Catalogus sanctorum Hiberniae secundum diversa tempora (circa a. 750) Monumenta. P 47: Councilsand Ecclesiastical Documents relating to Great Britain and Ireland/Ed. Λ. W. Haddan, W. Stubbs. Oxford, 1878. Vol. II. P.2. P. 292. Свидетельство анонима определенно указывает на то, что в Ирландии при св. Патрике существовало какое-то должностное женское служение, позднее запрещенное. Вероятно, речь могла идти о служении диаконисс 201 . Возможно, опосредованные аллюзии на эту традицию содержатся в Житии св. Бригиты из Лисморской книги (см. ниже). Primus ordo catholicorum sanctorum erat in tempore Patricii. Et tunc erant episcopi omnes, clari et sancti et Spiritus Sancto pleni, CCCL numero, ecclesiarum fundatores. Unum caput Christum et unum ducem Patricium habebant; unam missam, unam celebrationem, unam tonsuram ab aure usque ad aurem sufferebant. Unum pascha, quartadecima luna post aequinoctium uemale, celebrabant; et quod excommunicatum esset ab una ecclesia, omnes excommunicabant. Mulierum administrationem et consortia non respuebant; quia super petram Christi fundati, uentum tentationis non timebant. Hic ordo sanctorum per quatuor durauit regna. Secundus ordo catholicorum presbyterorum. In hoc enim ordine pauci erant episcopi et multi presbyteri, numero CCC. Unum caput Dominum nostrum habebant; diuersas missas celebrabant, et diuersas regulas: unum pascha quartadecima luna post aequinoctium, unam tonsuram ab aure ad aurem. Abnegabant mulierum administrationem, separantes eas a monasteriis. Hic ordo per quaterna adhuc regna durauit. Аноним. Каталог ирландских святых различных времен (ок. 750) Первый период кафолических святых был во времена Патрика [Патрикия]. А тогда все епископы – славные, святые и исполненные Духа Святого, числом триста пятьдесят – были основателями Церквей. Единой главой для них был Христос, а вождем – Патрик [Патрикий]; единую мессу, единое богослужение, единый [чин] священства [тонзуры] они передавали из уст в уста. Они праздновали единую Пасху в четырнадцатый лунный день [полнолуние] после весеннего равноденствия, и то, что было отлучено одной Церковью, отлучали все. Женское служение 202 и общество они не отвергали, так как, имея основанием камень – Христа, не боялись вихря искушений. Этот период святых длился в течение четырех царских правлений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Были] ведь женщины, кто из числа язычников или иудеев принимали христианство и приступали к святому Крещению, – рукою диаконисс священники и епископы совершали помазание [таких] женщин, когда те крестились. И из-за этого посвящение, то есть хиротонию, совершали над той, которая была избрана в диакониссы. Мы же, поскольку увидели, что уже давно такой обычай в Церкви исчез, так как Крещение принимают те, кто пребывает в детском и отроческом возрасте, и нет необходимости в диакониссах, поскольку нет [взрослых] женщин, которые крестятся, и, наконец, по причинам, подобным известным, – не описали здесь это чинопоследование, хотя во многих авторитетных книгах в полной мере и тщательно оно изложено. Если кто-то из епископов по причине возникшей в какое-то время необходимости захочет поставить диакониссу, то пусть посвящает женщину, известную целомудрием и достаточно преклонного возраста, потому что святые апостолы и отцы предписали, чтобы так было. Ordo impositionis manuum, quae [fit] super mulieres diaconissas. Eligitur soror ex monasteriis, quae [sit] plena aliqualiter annorum et diues in ministerio monasterii et quae habeat testimonia operum bonorum. Et iubet pontifex et introducunt eam in diaconicum tempore mysteriorum. Et admouet eam archidiaconus ad episcopum iunctas manus habentem et caput inclinantem et adorantem usque ad medium lumborum, sed in genua non procumbentem, quia non laudabile est. Et archidiaconus intonate: «Pax». Et orat episcopus et incipit «Pater noster, qui es in caelis», et tunc dicit: «Ad te, Domine, leuaui animam» meam in tono «Peregrinus» usque ad «oculi mei semper» et dicunt: «Gloriam». Et incipit praesul canonem «Doce me, Domine. Fortitudinem tuam, Domine noster, habitare fac in ancilla tua» etc. Et orat et incipit: «Ad te leuaui. Effunde gratiam tuam, Domine noster, super ancillam tuam». Et cum absolutum fuerit, intonat archidiaconus: «Pax». Et orat episcopus: «Deus nosterbone», et tunc intonat archidiaconus: «Pax». Et orat praesul: «Domine Deus fortis omnipotens, tu, qui fecisti omnia uirtute uerbi tui, et iussu tuo contines omnia, quae sunt, quae nutus tuus creauit, et pariter in uiris et feminis tibi complaces, ut des eis donum Spiritus Sancti: tu, Domine, etiam nunc in misericordia tua elige ancillam hanc humilem ad opus bonum diaconatus et da ei, ut sine macula ministret coram te ministerium hoc magnum et sublime, cum [sit] custodita sine damno in omnibus disciplinis praestantiae, et admoneat et doceat pudicitiam et opera iusta et recta familiam suam, ita ut digna fiat recipere a te retributionem bonorum operum in die magno et glorioso reuelationis Unigeniti tui, quia tibi et illi et Spiritui Sancto gloria, et honor et gratiarum actio et adoratio – et exaltat uocem suam – nunc et in omni tempore».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

476 См. напр. Тости I, 347: „etiam licentiam vobis sit pro confectione chrismae, vel oblationem et ordinationem presbyterorum seu diaconorum, subdiaconorum, altaria concedimus consecranda, etiam vobis in praedicto venerabili monasterio omnibus subjectis ecclesiis christianitatem agere episcopum vero qualem vero vobis placuerit invitandum.. Insuper etiam volumus, ut nullus episcopus praesumat in jam dictum monasterium vel in subjectis suis ecclesiis sacerdotem excommunicare, vel ad synodum provocare, aut abbatem aut monachos qui ibi­dem in tempore fuerint, Liceat vobis etiam clericum seu sacerdotem vel diaconum sive subdiaconum, de qualicunque episcopatu fuerit, suscipere ad habitandum, vel monachicum abitum recipiendum cum rebus suis absque prohibitione omnium episcoporum. Et liceat vobis cunctorumque monasteriorum tibl subjectis judicare tam monasteria et coenobia puellarum, absque seculari potestate et prohibitione cujuslibet episcopi. – Si quis autem, quod non optamus, nefarionsu praesum pserit, et quae a nobis ad laudem Dei pro stabilitate jam dicti monasterii statuere refragare, aut in quoquam transgredi, sciat, se, nisi resipuerit, anathematis vinculo innodatum, et a regno Dei alienus, et cum diabolo, et ejus atrocissimis pompis, atque Iuda traditore domini nostri Iesu Christi, aeterni incendii et supplicii concremandus sit deputatus. At vero qui pio intuitu observator, et in omnibus exstiterit custodiens hujus nostri apostolici constituti (гра­мота дана от имени папы Uoahha XV монтекассинскому аббату) et ad cuitum Dei repicientibus, benedictionis gratia a misericordiosissimo Domino Deo nostro per intercessione beati Benedicti multipliciter consequatur et vitae aeternae particeps effici mereatur». 477 А. А. Э. т. I, 4: „а кто детий моих или братьи мое, мое данье по­рушить, а то судить ему Бог и святый Геворгий в страшное свое пришествие, а князю великому дасть сто рубля, а дал есмь сию грамоту и в веки”. В церковных уставах выражается, пожалуй, та же самая мысль, но глухо, напр.: „платити им собой», или „кааинти по закону тяжце». (грам. И. Д. Калиты).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Римский епископ, как старший иерарх христианской Церкви в за­падной части Римской империи, напоминал своим адресатам о том, что они должны следить за образом жизни духовенства и монашества. В декреталии Сириция отдельный параграф посвящен падшим мона­хам и монахиням, которые под видом благочестивой жизни занима­лись плотским сожительством, так что рождение ребенка сделало их грех очевидным. Таких людей следовало лишать церковного общения и исключать из монашеской общины (a monasteriorum coetu ecclesiarumque conuentibus). Они должны были пожизненно каяться в своих грехах, находясь в затворе-заключении (in suis ergastulis). То же самое относилось к посвященным девам, которые в этот период все чаще приравнивались к монахам, рассматривались как женская ветвь монашества. Существенно, что здесь же папа Сириций требовал от­странять от служения клириков, виновных в плотском грехе. Римский епископ считал важным, чтобы целомудрие соблюдали и монахи, и клирики. Эта тема звучит и в более поздних папских посланиях, напри­мер, в декреталии папы Иннокентия I (401–417) Виктрицию, епископу Руанскому 4 . Если монах становился младшим клириком, – а млад­шие клирики могли жениться, – то он жениться не имел права, но должен был сохранять верность своему первоначальному призванию (non debere eos a priore proposito deviare). Точно так же посвященная дева, выходившая замуж, считалась согрешившей, но покаяться она могла только после смерти своего мужа. Впоследствии папа Лев Вели­кий (440–461) в одном из своих посланий обратился к вопросу о том, каких монахов следует считать хорошими, а каких – дурными. Его рассуждения могут показаться банальными: настоящего монаха отли­чают скромность и добрый нрав, ложный монах одержим духом гор­дыни и мятежа, склонен устраивать раздоры и противиться церков­ной иерархии 5 . Папа Лев имел в виду события, связанные со спорами вокруг Халкидонского собора, когда значительная часть монахов на Востоке выступала против той позиции, которую занимал папа Рим­ский. Поэтому он и заявил, что только дурные монахи участвовали в богословских спорах и церковно-политической борьбе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. О. избрал местом дальнейшего проживания небольшой мон-рь Оксия. Известно о споре И. О. в 1108 г. с монахами Оксии о порядке управления обителью; этот конфликт разбирался в К-поле патриархом Николаем III Грамматиком (RegPatr, N 986). Последнее по времени упоминание об И. О. относится к 1112 г., когда он составил антилат. трактат об опресноках, имевший важное значение для дискуссии визант. богословов об обрядовых расхождениях с Римско-католической Церковью. Сочинения Предположительно самой ранней работой И. О. (между 1085 и 1092) был трактат «О монашеской дисциплине и о том, что монастыри не должны передаваться мирянам» (PG. 132. Col. 1117-1149; Gautier. 1975). Основная тема трактата - харистикариат (см. харистикий ), традиция, согласно которой визант. аристократы могли владеть мон-рями, основанными или купленными ими, или переданными им во владение, как своей феодальной собственностью. И. О. считал, что подобные явления, широко распространенные в то время в Византии, ведут к деградации института монашества. Известны также письмо И. О. К-польскому Собору 1089 г. о канонических вопросах взаимоотношений с католиками ( Gautier. 1964. P. 140-145), 2 его послания имп. Алексею Комнину ( Idem. 1970), трактаты о Евхаристии (не издан; Grumel. 1933. P. 286-287), о постах (ок. 90-х гг. XI в.; Pitra. Analecta Sacra. Vol. 4. P. 481-487), об опресноках ( Leib. 1924), флорилегий по вопросам аскетики (не издан; Darrouz è s. 1954), акт об отречении от престола. Текст полемического трактата против монофелитов не сохранился и известен только ответ на него митр. Тумы аль-Кафртаби. Соч.: De disciplina monastica et de monasmeriis laicis non tradendis//PG. 132. Col. 1117-1149; Leib B. Deux inédits byzantins sur les azymes au début du XIIe siècle//OrChr. 1924. T. 2. P. 209-211, 240-263; Gautier P. Jean V l " Oxite, patriarche d " Antioche: Notice biogr.//RÉB. 1964. T. 22. P. 128-157; idem. Diatribes de Jean l " Oxite contre Alexis Ier Comnène//Ibid. 1970. T. 28. P. 5-55; idem. Requisitoire du patriarche Jean d " Antioche contre le charisticariat//Ibid. 1975. T. 33. P. 77-131.

http://pravenc.ru/text/469626.html

Српска bepзuja English version Подписаться на рассылку Сретенская духовная семинария Tweet Нравится New Book: “Following the Holy Fathers” by Protopresbyter Theodore Zisis soon available Columbia, Missouri, August 3, 2017 Photo: lessonsfromamonastery.wordpress.com/      A new title, Following the Holy Fathers: Timeless Guides of Authentic Christianity by Protopresbyter Theodore Zisis will soon be available for purchase from New Rome Press . An announcement was made on the blog of Matushka Constantina Palmer, “ Lessons From a Monastery ,” whose husband, Rev. Dr. John Palmer, translated the book. According to Matushka Constantina, “This volume includes translations of articles taken from a number of Fr. Theodore’s publications. It is a collection of valuable scholarship covering both a broad range of Patristic figures dating from apostolic times to the present day, as well as a variety of themes.” Fr. Theodore, well known as a zealous defender of the Patristic Tradition in the Church of Greece, writes in the prologue of the book: It must be clearly established in our minds that the Fathers of the Church, those wise and holy teachers of the Orthodox faith, are not the product of some by-gone age; they are not a thing of the past. This is greatly important since many contemporary Orthodox theologians, having fallen under the influence of non-Orthodox scholars, believe and teach that the mark of antiquity renders an ecclesiastical writer a Father of the Church; in other words, in order to be a Father one must have lived in some ancient era. Consequently, this view divides the Church’s indivisible history according to quality and spiritual depth; it treats the Church as if it were not Christ Himself extended unto the ages of ages, as if during particular eras—such as our own—it had ceased to be guided by the Holy Spirit and to produce saints, teachers and theologians. On the contrary, the Church continues on its course through history ever undiminished in quality, sanctifying through Christ its holy head and through the All-Holy Spirit, who remains eternally and continually within it…

http://pravoslavie.ru/105556.html

В отдалении от основного монашеского поселения К. построил келью (haud longe ab episcopi monasterio tabernaculum constituisset), затем здесь собрались его ученики. Возможно, община К. выполняла функции новициата при главной обители ( Sulpice S é v è re. 1967. Vol. 3. Р. 994). В числе др. аскетов в общину был принят юноша Анатолий, к-рый заявил, что может беседовать с ангелами. Назвав себя пророком (se unum ex profetis haberi uolebat), он сообщил, что тех, кто не желает верить словам «святого» (cur sancto non crederet), настигнет Божий гнев. Некоторых монахов Анатолий убедил с помощью «знамений» (signis quibusdam plerosque), но К., распознавший диавольский обман, скептически относился к его словам. Тогда Анатолий оповестил подвижников, что он получит с небес белоснежное одеяние как доказательство пребывающей в нем силы Бога (uobis signum erit me Dei esse uirtutem). В полночь, когда монахи собрались у жилища Анатолия, земля содрогнулась, келью озарил яркий свет, из нее послышались голоса и шум шагов. Вскоре из кельи вышел Анатолий, одетый в чудесную блестящую тунику. По совету К. подвижники провели остаток ночи в пении псалмов и гимнов, молясь о том, чтобы Бог открыл им смысл удивительного события. С наступлением дня К. решил отвести Анатолия к св. Мартину, но монах ожесточенно сопротивлялся и кричал, что ему запрещено встречаться со святым. Подвижники применили силу, и чудесная туника, в которую был одет Анатолий, внезапно исчезла. Тогда монахи поняли, что странные явления на самом деле были иллюзией (fantasia), и с ее помощью сатана пытался обмануть аскетов. По свидетельству Сульпиция, этот случай не был единичным, появление лжепророков (pseudoprofetis) и фальшивых чудотворцев предвещало близкий приход антихриста ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 23-24). Ж. Фонтен усматривал сходство между заявлениями Анатолия и еретическим учением Присциллиана , к-рое в кон. IV в. вызвало серьезные разногласия среди церковных иерархов Испании и Галлии ( Sulpice Sévère. 1969. T. 3. P. 994-1022).

http://pravenc.ru/text/1841247.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010