Я на прошедшей неделе путешествовал в Нижний, по приглашению купца Зайцева, для служения Литургии и освящения нового дома помянутого лица; съездил благополучно 530 . Побывал и в Москве; служил в церкви лицея 531 в первый день, – и на обратном пути в церкви Антиохийского подворья 532 , возгласив имя вселенского Патриарха Антиохийского Григория. По возвращении в Петербург служил в Ивановском монастыре 533 . Вот у нас в Кронштадте храмовой праздник св Апостола Андрея, день 30 Ноября 534 ; близится и ваш Леушинский в Петербурге придельный праздник св великомученицы Варвары 535 . Дай Бог тебе прибыть в свое подворье – Петербургское твое детище. 6-го Декабря я приглашен градоначальником служить в его домовой церкви, и дал слово 536 . Да исправит Господь стопы твои и мои на путь мирен 537 . Твой молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 22-го Ноября 1906 г. Игумении Таисии (Солоповой). 26 ноября 1906. Кронштадт Предорогая и предобрая Матушка Игумения Таисия! Благодать и мир и милость Божия да будут с тобою и с обителью твоею и школою 538 . Здравствовать и благодушествовать тебе желаю, дорогая. Я здоров и благополучен; о злословии борзописцев-жидов и их насмешках небрегу 539 . Господь им отмстит за меня 540 ; ибо касаяйся меня злобно – касается в зеницу ока Божия 541 . – В Варварин день, приходящийся в воскресенье, служить в Леушинском подворье не буду, а буду дома в Кронштадте. В другой день отслужу, по выбору моему. Юбилея 12 Декабря 542 праздновать не буду и поздравлений принимать не стану, – все будет скромно, по нынешним обстоятельствам 543 . Сегодня, 26-го Ноября, служил у тебя на Бассейной; причастил сестер и много народу; говорил Слово на слова Господа: «мир вам» 544 . Обители кланяюсь, тебе и всем сестрам. Прощай. Ваш молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26-го Ноября 1906 г., (преп Алипия Столпника и св великомуч Георгия). Игумении Таисии (Солоповой). 1 января 1907. Кронштадт Достопочтенная о Господе Матушка, Сестра и духовная Дочь Таисия! Приветствую тебя с Новолетием гражданским (церковное было 1-го Сентября) и призываю на тебя, дорогая, благословение Божие и Матери Божией на Новый год и старые труды и на обновление твое духовное. Укрепи тебя в терпении Господь – в твоей тяжкой болезни и в игуменских трудах. Дай Бог всем сестрам мир с любовию к Богу и между собою и восхождение к Небесному Царствию по степеням духовным. Я здоров, насколько можно быть здоровым старцу в мои годы. Дай Бог дождаться весны и опять побывать в Леушине 545 и насладиться Божественною службою и общим свиданьем. Желательно и еще послушать священные песни Великого Четверга: «Сеченное сечется» 546 … и «Преукрашенная Божественною славою» 547 …

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Здесь он объясняет, что написал свою пасхалию по поручению митрополита и окончил 21-го Декабря 7001 (т. е. 21 Декабря 1492 г.), что согласна с митрополичьей, по свидетельству самого митрополита, только продолжена на 70 лет; что она не вновь составлена, а выведена из прежней пасхалии, что время второго пришествия Христова неизвестно и ложно думали некоторые, будто оно настанет с окончанием седьмой тысячи лет, ибо о дне и часе пришествия Христова не предоставлено знать людям, а потому, преступно и толковать о том. Кроме того, в толковании блаж. Геннадий излагает самые начала пасхалии, дает понятие о великом миротворном круге или 532-х летнем периоде, по истечении которого числа пасхи повторяются в том же точно порядке, в каком они следовали в предшествовавшем периоде, и объясняет, что при помощи этого миротворного круга, этой алфы (так называли греки миротворный круг потому, что алфа, если буквы ее принять в значении цифр и сложить, даст ровно 582) можно выводить и продолжать пасхалию, на сколько угодно лет, без конца. Далее говорит, что, именно при помощи миротворного круга, и сам он вывел свою пасхалию на 70 лет из прежней, которую нашел «во владычне Василиеве книге» (т. е. Новгородского владыки Василия – Калеки) и которая доведена там до 7000 года. Наконец, дает наставление, как. обр., когда истечет эта семидесятилетняя пасхалия, продолжать ее и далее на столько лет, на сколько угодно будет Богу продлить бытие мира 105 . Несмотря на всю энергию, с какою велась борьба с еретиками, ход дела наглядно показал блаж. Геннадию, что борьба с еретиками далеко не кончена и что слишком еще далеко торжество православия над жидовствующими, во главе которых стоял сам митрополит Зосима. Являясь, по-видимому, поборником православия на соборах против жидовствующих и по делу составления пасхалии, и прикрываясь подобными действиями пред глазами православных, Зосима не считал нужным скрываться в кругу своих единомышленников и в частных беседах; людей простейших, по словам Иосифа Волоколамского, напоял ядом жидовским, проводил жизнь самую невоздержную и нечестивую, предаваясь даже грехам содомским, изрыгал дерзкие хулы на самого Христа, Богоматерь, издевался над св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Блаженный Геннадий чем бы ни занимался, занимался от всей полноты души. По письму его к архиепископу Иоасафу видно, что его занимала сильная забота об ослаблении ложных толков народа касательно ожидаемой кончин мира и о пресечении соблазнов, доставлявших пищу ереси. Он не довольствовался поверхностным взглядом на предмет, достойный внимания общего, а хотел рассмотреть его со всех сторон. Он писал к другу своему: «Мне думается по Еноху, что век работает человеку», – время для человека, а не человек для времени, «и 7000 лет положены для человеческого применения», измеряют только перемены, последовавшие с людьми. «По Богослову, мы каждый час должны ожидать кончины. Да и то мне мнится, – продолжает Геннадий, – не украли ли у нас еретики лет? Иначе до какой степени заслуживает веры еврейская хронология? Правда ли то, что по нашей пасхалии время делания не исполнилось? т. е. следует ли заменить греческий счет еврейским? Ты о том подробно поговори с Паисием (Ярославским) и с Нилом (Сорским) и напиши мне о том. Также уведомь меня, нельзя ли побывать у меня Паисию и Нилу. Хорошо бы поговорить с ними о тех ересях». В том же 1492 г. блаженный Геннадий составил определение пасхальных чисел на 70 лет осьмой тысячи и написал «коловратный ключ пасхальный на 532 года», при котором не только в целой осьмой тысячи лет, но и далее можно находить пасхальное число того и другого года. Пасхалию свою блаженный Геннадий разослал по своей епархии вместе с толкованием на нее, пастырскими наставлениями и окружною грамотою, под названием «Начало пасхалии на осмую тысящу лет». Здесь он объясняет, что написал свою пасхалию по поручению митрополита и окончил 21-го декабря 7001 (т. е. 21 декабря 1492 г.), что согласна с митрополичьею, по свидетельству самого митрополита, только продолжена на 70 лет; что она не вновь составлена, а выведена из прежней пасхалии, что время второго пришествия Христова неизвестно и ложно думали некоторые, будто оно настанет с окончанием седьмой тысячи лет, ибо о дне и часе пришествия Христова не предоставлено знать людям, а потому преступно и толковать о том.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

1264 Извещение Зосимы о пасхалии на восьмую тысячу лет – в православном Собеседнике 1860 года ч. II стр. 334 и у Павлова в Памятниках Что он разослал пасхалии по митрополии до Декабря 7001 года, это видно из грамоты архиепископа Геннадия духовенству своей епархии, при которой последний рассылал по епархии пасхальное расчисление его – митрополитово и своё собственное, сделанное на 70 лет: грамота писана 21 Декабря 7001 года, а в ней говорится, что митрополит разослал пасхалию по митрополии, – грамота у преосвященного Макария т. VI, стр. 380, и у Павлова ibid. Советование о пасхалии с архиепископами, епископами и со всем собором, о котором пишет Зосима в своём извещении, должно было иметь место в 7000 (сентябрьском) году. В некоторых летописях, приводимых Карамзиным, действительно читается, что «в лето 7000 сиречь начало осьмые тысячи, месяца Сентября», митрополит собирал собор из архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов, на котором «начаша святый миротворный круг» (не миротворный круг, а пасхалию на восьмую тысячу, ибо миротворный 532-летний круг начался с 6917 года от С. М. или в 1409 году от P. X., – к т. VI примечание 618). О посылании митрополитом сделанного им пасхального рассчисления к Геннадию новгородскому см. в помянутой выше грамоте последнего; о посылании к Филофею пермскому – у Карамзина, к т. VI примечание 620. 1265 Никоновская, летопись VI, 131, 4 Новгородская летопись в Собрании летописей IV, 160 fin., Типографская летопись стр. 325. До Василия Васильевича Тёмного († 1462) Вологда принадлежала Новгородцам, а с этого великого князя стала принадлежать Москве (собственно город, а что касается до волости, то не вся, а только большая или меньшая часть, – Собрание грамот и договоров I, 204. cfr Акты Экспедиции т. I, Относительно совместной церковной власти над ней митрополита и архиепископа дело, вероятно, нужно понимать так, что церкви, существовавшие в городе до его перехода в государственную власть Москвы, остались за архиепископом, а церкви после этого строившиеся были митрополичьи.– В 1493 году, после бывшего в Москве пожара, в который выгорел митрополичий двор, Зосима поставил на дворе три кельи каменные с подклетами, – Никоновская летопись VI, 137–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Протоиерей Иоанн Сергиев. Протоиерею Филетеру Павловскому. 19–20 августа 1895. Кронштадт Телеграмма Достопочтеннейший наставник мой 524 ! Приношу Вам сердечное поздравление с пятидесятилетним юбилеем Вашей службы. Да дарует Вам Господь и еще послужить Ему и да исцелит Ваши недуги старческие. Иоанн Протоиерей Кронштадтский. Священнику-миссионеру Александру Якубову. 15 октября 1895. Кронштадт Телеграмма Именем Божиим благословляю 528 . Министру Двора графу И. И. Воронцову-Дашкову. Не позднее 13 ноября 1895. Кронштадт Телеграмма Господину Министру Двора графу Воронцову-Дашкову Весьма счастлив присутствовать при крещении великой княжны в Царском Селе. Буду в свое время. Кронштадтский Протоиерей Иоанн Сергиев 529 . Министру внутренних дел И. Л. Горемыкину. 29 декабря 1895. Кронштадт Настоятель Кронштадтского Андреевского Собора Декабря 29-го 1895 года Кронштадт Ваше высокопревосходительство, Высокочтимый Министр Иван Логгинович! Осмеливаюсь обратить Ваше высокое внимание на молодого человека, принадлежащего к семейству Окромчеделовых, московских граждан. Он осужден Московским Градоначальником, г-ном Власовским, на изгнание в Архангельскую Губернию за поступки, не превышающие значения обычных шалостей, которых так много в больших городах и которые проходят для них безнаказанно или с некоторым арестом. Я стою близко к этой семье как духовный отец некоторых членов этого дома 530 и знаю дело точно 531 . Если бы Вам было угодно, – я объяснил бы Вам мотивы суда над означенным молодым человеком наедине, потому что в письме не все можно писать. Ввиду справедливости прошу Ваше Высокопревосходительство, усердно прошу тяжкую опалу Евгения Окромчеделова заменить более легкою и возвратить его семье 532 . Ваш покорный слуга и усердный Богомолец, Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев. Князю П. П. Цертелеву. В течение 1895 года. Кронштадт Черновое Денежный пакет на 15 р. с благодарностию получил. Преподаю Вам, по данной мне благодати, Божие благословение, и да помилует Вас Господь по Своей великой милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это была последняя организованная Саввой обитель. 857 По просьбе патриарха он еще раз отправился в Кесарию и Скифополь с тем, чтобы обнародовать там императорские указы. 858 Вернувшись в Иерусалим, он обошел Святые Места – как бы прощаясь с ними и только после этого направился в свою лавру. В скором времени Савва заболел. 859 Его келью посетил патриарх, не нашедший в ней никакого утешения помимо нескольких плодов рожкового дерева и засохших фиников. Савву положили на носилки и отнесли в патриархат, где за ним ухаживал сам патриарх. Однако через несколько дней Савва почувствовал близость кончины и попросил отнести его обратно в келью. Первого декабря он собрал в своей башне всех отцов Лавры и поставил игуменом Мелита Бейрутского, после чего передал ему рукописание с принятыми в его обителях Установлениями, завещав не отступать от них. В течение четырех дней он воздерживался от пищи, в ночь же на воскресенье 5 декабря 532 года приобщился Святых Тайн и со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой», на девяносто четвертом году жизни отдал Богу свою душу. Патриарх вместе с другими епископами и со знаменитыми мужами города, а также бесчисленное множество монахов и мирян пришли, чтобы похоронить его во внутреннем дворе между церквами, на том месте, над которым ныне стоит его кенотаф. По прошествии пятнадцати лет при захоронении одного из его преемников жизнеописатель Саввы спустился в гробницу и нашел тело святого совершенно нетленным. 860 Несмотря на множество разного рода превратностей и ряд бедуинских набегов, обитель его существует и доныне. Его более молодой современник Бенедикт, поселившийся на МонтеКассино примерно в то же время, когда умер преподобный Савва, завещал нам свой Устав. Судя по Житию Саввы, преподобный также оставил рукописный Устав. 861 Сам этот устав не дошел до нас, однако составленное несколькими столетиями позднее собрание Правил его обители, сохранившееся в двух синайских манускриптах и представляющее необычайный интерес, возможно, включает в себя, по меньшей мере, отдельные реминисценции из первоначального Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

504 Таблица составлена по материалам: ГАВО. ф. р-632, Оп. 7, д. 2, л. 1; Оп. 7, д. 4, л. 1; Оп. 7, д. 8, л. 5; Оп. 7, д. 15, л. 14. 506 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет… за 1970 год л. 8.; Отчет… за 1972 год, л. 6; Отчет… за 1977 год, л. 3–4. 515 Выступления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещании ректоров Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 16.04. 2002 г. С. 2. 521 См. Александр, архиепископ. Духовное образование Русской Православной Церкви//Поместный Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июля 1988 года. С. 351–365. 526 См.: Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения.//Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 29 ноября –2 декабря 1994 года. Москва. Документы. Доклады. М., 1995. С. 101–114 532 Выступление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на совещании ректоров Духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. 16.04.2002 г. С. 9 534 Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного Комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения//Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года, Свято-Данилов Монастырь. Сборник Документов. М., 1997. С. 131–132 537 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном Собрании 23 декабря 1998 года М., 1999. С. 18 538 Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя учебного Комитета при Священном Синоде//Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя. 13–16 августа 2000 года. Материалы. М., 2001. С. 178 541 Устав религиозной организации – учреждения высшего профессионального религиозного образования «Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии» Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии Русской Православной Церкви. Иваново, 2002. Л 3–4. 542 См.: Текущий архив Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии (САИВПДС). Дело – «Учебный Комитет».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

C л. 64 до конца ркп. приложены службы Святым от 1-го по 14 сентября. Впереди на белом лисше скорописью: Княини Судцкие. См. 552. 604. (135.) Трефолог мес. сентябрь, октябрь и ноябрь, полууст. крупный XVI века, в лнст, 461 лист. Заглавие: Книга глаголемая Трефолой. По оглавлению всех служб 45;в первом месяце из русских Святых помещены: Иоанну архиеп. новгородскому, препод. Феодору ярославскому, Михаилу кн. черниговскому и болярину его Феодору и препод. Сергию радонежскому; во втором месяце: Арсению архиеп. сербскому и препод. Авраамию ростовскому; в последнем ноябре: Ионе архиеп. новгородскому, препод. Варлааму хутынскому, блаж. Максиму московскому и препод. Никону радонежскому. На первых листах внизу скорописью: Сию книгу, глаголемую Трефолой, дал келарь Андреян Ангелов в дом к Богоявлению Сергиева монастыря по Семене по Федоровиче по Киселева, по его приказу. См. 177 на конце. 605. (521.) Трефолог мес. сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь, полууст. в скоропись переходящий, исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 452 листа, без начала и конца. Начинается с канона новому лету, прерывается службой 24 декабря. Из русских Святых служба положена одному Петру митр. московскому под 21 декабря. 606. (133.) Трефолог мес. декабрь, январь и февраль, полууст., крупный, XVI века, в лист, 532 листа. По оглавлению всех служб 52, в числе их русским Святым в первом месяце Петру митр. Московскому, в последнем препод. Димитрию вологодскому и Алексию митр. московскому. На первых листах внизу подпись келаря Ангелова та же, что под 604. 607. (151.) Трефолог мес. декабрь, январь и февраль, полууст. в скоропись переходящий, средины XVI века, в четверть, 463 листа. Всех служб числом 24, русским Святым 3, что в предыд. 606. На первых листах внизу: Книга глаголемая Трефолой, положил сию книгу князь Иван Елецкоц, во иноцех Иона, в дом Пречистой на Кержаче при строителе Пантелеимоне. На нижней доске: Лета 7094 (1586). 608. (152.) Трефолог мес. декабрь, январь, февраль, март, апрель и май, скороп., XVI века. в четверть, 527 листов, без начала.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Из известных самый ранний храм во Имя Софии Премудрости Божией был возведен при Святом Равноапостольном Императоре Константине в 311–313 годах во Фракии, в городе Сардика. Именно в том храме проводился в 347 году Сардикийский Собор против ариан. Святой Благоверный Император Юстиниан Великий в 537 году Сардикийский Софийский храм перестроил в большой кафедральный собор, существующий и ныне. Позже Фракийская область племени сардов вошла в Болгарское Царство, и город стал именоваться на славянский манер Средец. В XI столетии город перешел во владение Ромейской Империи и стал именоваться Триадица в честь Пресвятой Троицы, но c XIV века болгары стали город именовать в честь здешнего кафедрального собора Софией, он хорошо известен всем нам как современная столица Болгарии . Кафедральный Собор Святой Софии в болгарской Софии В 324–337 годах при том же Святом Императоре Константине был построен Софийский храм в небольшом босфорском порту Виз антии на рыночной площади Августеон. Вскоре город переименовали в Константинополь или Новый Рим. Первоначальный Софийский храм был разрушен пожаром во время восстания «Ника» 532 года и в 537 году он был возобновлен Императором Юстинианом. Император Юстиниан построил самый большой христиански собор в мipe. После по Уставу Великой Церкви 22 Декабря праздновалось воспоминание отверзения её врат, а 23 Декабря праздновалось освящение Святителем Миной, Патриархом Константинопольским, Святой Божьей Великой Церкви . Айя-София в Истамбуле-Константинополе Третий из известных Софийских храмов был построен на рубеже V и VI веков в фракийском городе Менебрия, а ромеи его назвали Месембрия, сейчас это болгарский город Нес ебыр или Нес ебр. Четвертый храм, посвященный Премудрости Божией, был возведен в Никее повелением все того же Императора Юстиниана в VI веке. Пятый из известных Софийских храмов был возведен в период между 690 и 730 годами в Салониках. Здесь стоит пояснить, что традиции праздновать в Церкви Имя Божие — Софию, как одно из Имен Иисуса Христа на христианском Западе не сложилось.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/10/...

Святой император Юстиниан, строитель храма Святой Софии в Константинополе. Первоначально на этом самом месте был построен храм во имя Святой Софии (то есть Премудрости Божией) еще императором Константином Великим вскоре после Первого Вселенского Собора. В 358–360 гг. сын Константина Констанций возобновил и расширил постройку отца. В 404 году храм значительно пострадал от пожара; Феодосий Младший снова его отстроил, и 11 января 415 года состоялось его торжественное освящение. В пятый год царствования Юстиниана, в 532 году, ужасный пожар вместе с большой частью города уничтожил снова и Святую Софию. Тогда Юстиниан решился построить такой храм, который своими размерами, своим великолепием превзошел бы все храмы мира. Задача грандиозная! Но ведь эту задачу ставил себе не простой смертный, а могущественный император. У него были все средства для осуществления непосильной для всех других смертных задачи. Юстиниан собрал для постройки несметные богатства. Со всей империи собраны были самые драгоценные вещи. Самый лучший и редкий мрамор, прежде бывший в языческих храмах и общественных зданиях Рима, Афин, Мемфиса, Ефеса, Александрии, Трои, Циклад и других мест, собран был в Царьград. С 23 февраля 533 года по 22 декабря 538 года до 10 000 человек заняты были постройкой храма под надзором целой сотни архитекторов и под главным руководством знаменитых зодчих Анфимия Траллийского и Исидора Милетского. Знаменитые зодчие навеки прославили и себя, и свое время возведением великолепного здания, составлявшего целое почти тысячелетие гордость христианской Церкви и навеки оставшееся величайшим произведением византийского искусства. Предметом особенного удивления и архитектурной загадкой во все времена был купол этого храма, о котором Прокопий говорит, что он «казался не на твердом здании покоящимся, но на золотой цепи с неба повешенным». Сам император Юстиниан, непосредственно все время наблюдавший за ходом строительных работ, пришел в восторг, когда увидел, что его великое предприятие столь блистательно осуществлено в действительности. В день освящения храма император торжественно воскликнул: Δξα τ Θε, τ καταξσαντ με τοιοτο ργον ποτελσαι! Νενκηκα σε, Σολομν! То есть: «Слава Богу, удостоившему меня совершить это великое дело! Я победил тебя, Соломон!» Но очень недолго стоял храм в первоначальном великолепном виде. Через 20 лет, 7 мая 559 года, храм пострадал от землетрясения; обрушилась восточная часть купола, разбит был великолепный престол и драгоценная сень над ним, а также и амвон. Другой зодчий Исидор, племянник знаменитого строителя, восстановил купол в том виде, в каком он существует теперь. Купол выше и крепче прежнего, но, замечают византийские историки, в нем нет уже той воздушности и того изящества (τς πρωτρας ερδους, οτως, γλαφυρτητς το). Торжественно было отпраздновано императором новое освящение храма 24 декабря 563 года.

http://pravoslavie.ru/5830.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010