Люди стали спрашивать предупредившего, кто сообщил ему о падении башни. Он же ответил: «Когда я спал, явился мне седой черноризец, ткнул меня в ребра и велел быстро встать, разбудить вас и отбежать от этого места. Проснувшись, я осмотрелся, но не увидел предупредившего меня и решил вас разбудить». Тогда все поняли, что явился и предупредил его Преподобный Сергий, избавив их всех от внезапной смерти. Спустя некоторое время решили эту башню опять строить. Дело приближалось к завершению, уже были выложены зубцы, как вдруг леса, перегруженные множеством людей и кирпичом, от великой тяжести упали вместе с людьми и кирпичами и разрушились, причем и верхние своды и нижние – все развалилось. Но люди, с помощью Божией и по молитвам святого, остались невредимы и воздали славу в Троице преславному Богу, сотворившему такие чудеса через угодника Своего, Преподобного Сергия. Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий , Фиваидский, прп. († около 347–349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию. Глава 67 у Симона соответствует главе 78 «О явлении чудотворца Сергия на Москве во осаде галасунскому Архиепископу Арсению» «Сказания» Авраамия Палицына. О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Совершенно точно родиной святого был Уэльс. Сен-Поль-де-Леон. Связан со святым Павлином, о котором мы уже рассказали. Святой Тудвал Трегье. Связан со святым Тудвалом (Тюгдюаль; † ок. 564; память 30 ноября/13 декабря). Этот святой приходился племянником святому Бриоку. Родился в Уэльсе и около 532 года переехал в Бретань, где вместе с многими последователями, среди которых были монахи и одна очень большая семья, обосновался в районе города Леон на севере области. Святой основал в Леоне монастырь Лан-Пабу («церковь Тудвала»), где был наставником 72 учеников. В 542 году святой Тудвал стал епископом в городе Трегье, где кафедральный собор освящен в его честь по сей день и где пребывают его мощи. Святителя до сих пор почитают как чудотворца и целителя. Память о святом Тудвале сохраняется и в Уэльсе, особенно в окрестностях Кардиганского залива: так, его именем назван остров – остров святого Тудвала – и три населенных пункта на полуострове Ллейн. Сегодня на бретонском как на своем национальном языке говорят лишь примерно 40 тысяч бретонцев, живущих на самом западе Финистера. Многие из них уже престарелого возраста. Будучи частью Франции, Бретань сейчас сталкивается со всеми обычными проблемами секулярной западноевропейской страны. Чтобы их преодолеть и «противостоять варварству», Бретани необходимо хранить частичку своей древней национальной идентичности – сохранять святую память о подвижниках – в этом ее единственная надежда. Все святые Бретани, молите Бога о Бретонской земле и о всех нас! Святой Дубриций, или Дифриг, почитается как один из главных отцов уэльского монашества и величайших миссионеров, подвижников и епископов за всю историю этой страны. Он трудился в основном в исторической области Гвент в Уэльсе и в местности, ныне занимаемой английским графством Херефордшир; здесь он построил множество монастырей и церквей, основал школу и семинарию. В основанных святым Дубрицием обителях одновременно подвизалось 2000 насельников. Большинство связанных с этим святым монастырей находились в долине реки Уай и в исторической области Арченфилд, территориально совпадавшей с западным и южным Херефордширом (в древности область Арченфилд была частью уэльского королевства под названием Эргинг).

http://pravoslavie.ru/50484.html

48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

527. Стефана Первомученика, при Нечаевской Богадельне, на Шаболовке. Освящена 15 мая 1906 года. 528. Казанской Божией Матери, при трапезной Рождественского монастыря. Освящена 30 августа 1906 года. 529. Благовещения Божией Матери. Церковь саперного батальона, на Матросской Тишине. Освящена 27 октября 1906 года. 530. Флора и Лавра, при Ермаковском училище, на Пре­ чистенской набережной. Освящена 7 сентября 1907 года. 531. Смоленской Божией Матери (Одигитрии), при Коронационном Убежище. Сокольники, Ермаковская улица. Построена архитектором Мейснером к 7 декабря 1907 года, а освящена 31 января 1910 года. 532. Богоявления, в Дорогомилове. Главная церковь новая, освящена 29 сентября 1908 года. Старая церковь, ныне трапезная, построена в 1862 году, колокольня – в 1874 г. Приделы: 1) Утоли Моя Печали, 2) Николая Чудотворца, 3) Преподобного Сергия, 4) Тихона Задонского . Казанской Божией Матери, при Астраханском полку. Полк в 1908 году поместился в казармах на 3олоторожской улице. «Взыскания погибшиших», при Марии-Максими-лиановском приюте, на Калужской. Освящена 16 декабря 1908 года. Князя Владимира и Марии Египетской, в Спиридоновском Убежище Братолюбивого Общества. Первая Мещанская, Протопоповский переулок. Освящена 31 марта 1909 года. Жен Мироносиц Марфы и Марии. Больничная церковь Обители Милосердия, учрежденной Великой Княгиней Елизаветой Федоровной на Большой Ордынке. Освящена 9 сентября 1909 года. Божией Матери в честь Ватопедской Иконы Ее «Отрада и Утешение». Храм – памятник русской скорби, за Пресненской заставой, на Ходынском поле, при Николаевских казармах. Построен в 1907–1909 годах на средства д. с. с. И. А. Колесникова в память убиенных за царя и отечество крамолою 1905 года. Всех Скорбящих Радости, в городском приюте неизлечимо – больных. Девичье поле, Б. Саввинский переулок. Построена в 1909 году. «Утоли моя печали», при женской тюрьме, под Новинским. Освящена 17 февраля 1910 года. Трех Святителей, в Скорбященском монастыре. Построена на средства И.Е. Ефимова. Освящена 8 мая 1910 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Полет не кончается, брат, идущий по тропе, поворачивается ко мне и радостно улыбается, видя слезы на моих глазах. Рейтинг: 9.8 Голосов: 532 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Николай Мишин 16 августа 2018, 01:07 Спасибо Алексей, Анатолий Солоницын - один из любимых моих актеров, слезы текут градом после прочтения вашего опуса. Благослови Вас Господь! Elena Karpos 16 февраля 2017, 14:12 Было бы интересно узнать, когда (предположительно), ждать выхода в свет " Святые Несвятые - 2 " . Заранее благодарю за ответ. С уважением, Елена Наталия 24 апреля 2016, 15:47 Впервые посмотрев " Андрея Рублёва " в юности, я была потрясена и навсегда полюбила и фильмы Тарковского, и великого (не боюсь этого слова) артиста Анатолия Солоницына. Упокой, Господи, души рабов Твоих Андрея и Анатолия и сотвори им вечную память. Н.А. 13 декабря 2015, 21:39 Потрясающий фильм. Загадочный, правдивый, глубокий, точный в деталях (одна сцена с язычницей, плывущей по реке – её не пытаются насильно спасти, ведь она и не просится в лодку – чего стоит). Актёр Анатолий Солоницын очень красив, весь его облик, движения, голос, речь исполнены духовности. Поразительно, как во времена безбожия был создан гениальный фильм-проповедь (где звучат вслух и Евангелие, и Иисусова молитва) и насколько проникновенна, органична игра актёров. Не игра, а жизнь. В Солоницыне действительно читается монах. А рукой создателей, как это бывает с гениями, руководил всемогущий Промысл Божий. Господь не оставляет народ свой никогда, через избранников Своих открывает людям Себя. Слава Богу за всё. Наталья Богоявленская 11 декабря 2015, 11:29 Человек прежде всего совершил Поступок: бросив всё, поехал в полную неизвестность в уверенности, что именно он должен сыграть преподобного Андрея. Причём уверенность эта шла не от гордыни, не от глупых амбиций, а от внутреннего чувства. И Господь поддержал его, подал ему руку помощи, и всё у этого человека действительно получилось. Замечательный актёр Анатолий Солоницын, и замечательный фильм " Андрей Рублёв " !

http://pravoslavie.ru/70477.html

Жизнь иноков этой лавры представляла собой нечто среднее между отшельничеством и строгим общежитием. Каждый инок трудился и хозяйничал сам, но для всех был общий закон, общий начальник и общий храм. Эта форма жизни называется полуотшельнической и аналогична той, которой жила Нитрийская община. Третьим основателем палестинского монашества был прп. Евфимий Великий . Его деятельность приходится на V в. Евфимий был родом из Мелитены (Армения). С детства он стремился к безмолвию, проводил большую часть времени в ближайших монастырях или пустынных местах, и, по свидетельству Кирилла Скифопольского , был подлинным «исихастом». В 29 лет, имея уже сан пресвитера, он пришел в Палестину и стал иноком лавры Фаран. Пять лет он жил в отшельнической келии за стенами лавры, затем вместе со своим другом и единомышленником Феоктистом окончательно поселился в пустыне. Вскоре вокруг него стали собираться иноки, и Евфимию пришлось устроить там монастырь. Вся последующая его жизнь протекала подобным образом: он, ища безмолвия, удалялся в пустыню, но для стекавшихся к нему последователей ему вновь приходилось основывать монастырь. Среди его учеников преобладали выходцы из восточных и северных провинций: Сирии, Месопотамии, Каппадокии. Одним из самых известных воспитанников прп. Евфимия Великого был прп. Савва Освященный . Среди других известных подвижников Палестины– св. Герасим Иорданский 542 (†475, память 4 марта) и прп. авва Дорофей (конец VI – нач. VII века, память 5 июня). Преподобный Савва Освященный (439–532, память 5 декабря) является представителем нового типа подвижничества, при котором деятельная жизнь предпочитается созерцательной («деяния обрел в видения восход», по выражению церковного песнопения). Делом всей его жизни было распространение сети монастырей и их внешнее благоустройство (через исходатайствование у властей привилегий для них) и внутреннее благоустройство (через устав) 543 . Жизнь прп. Саввы описал его ученик, палестинский инок Кирилл Скифопольский (VI в.). Преподобный Савва родился в Каппадокийской области; в возрасте 8 лет он удалился в ближайший монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смиренномудрый наставник не хотел, чтобы из учеников его кто-нибудь сподоблен был пресвитерского сана, и говорил: монахам всегда полезно не искать чести и начальства, а наипаче в киновии жительствующим, дабы чрез это искательство не возникли между братиею ревность, зависть и несогласие» 1772 . В обители Саввы Освященного, основанной в V веке, в начале по учреждении ее не было храма, а потом, по создании его, преподобный Савва, «егда прихождаше к нему кто от священных, того умоляше совершати св. литургию, сам же хиротонию прияти не хотя смирения ради, ниже кого от братии возводя на степень священства» 1773 . Император Юстиниан в 133 новелле предписывал монахам, не имевшим своих храмов, приходить в приходскую церковь со своим игуменом и старцами, а имевшим – избрать из среды своей пресвитеров и диаконов. Освященные Те из иноков, которые имели сан священства, приняв оный или по нужде отправления богослужения во храме своей обители, или поступив с оным в монашество, называются освященными, т. е. иеромонахами 1774 . Таков из лика святых, живших в V веке, преподобный и богоносный Савва Освященный, который по своему достоинству и по нужде монастырской рукоположен был во священство. Преподобный Савва преставился в 532 году; память его в Прав. Церкви совершается 5 декабря. Таков и преподобный Феодор Освященный, умерший в 368 году 16 мая 1775 . Игумены и игумении Иноки и инокини, жившие не в пустынях, а обществами, издревле были под руководством опытнейших в духовной жизни – старцев и стариц. Посему обители уединения древле назывались иногда игуменствами (Ηγουμενεα) 1776 , а настоятели игуменств доселе называются игуменами (Ηγομενοι) – водителями, настоятельницы – игумениями (Hγομεναι) – водительницами; напр., святые, коих память празднуется апр. 5 и 12, мая 23, июля 27. Название игуменов и игумений употребляется в Прав. Церкви с древних времен; оно встречается у писателей века 1777 . Архимандриты Подвижники внутри пещер или оград 1778 , а еще общеупотребительнее – начальники монастырей огражденных 1779 , и особенно тех жилищ уединения, иноки коих жили и подвизались, по Писанию ( Евр.11:38 ), в пещерах, названы в Святцах архимандритами – греческим словом (ρχιμανδριτς), которое значит пещерник и настоятель пещер и оград 1780 , напр.: сентября 1, апреля 9, августа 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скачать epub pdf Комментарии (подготовили Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников) Тексты Первая редакция К л. 1. Воложская земля – Валахия, историческая область в Румынии, расположенная между Карпатскими горами и Дунаем. В данном случае речь идет не о Валахии, а о Молдавии, по территории которой проезжал русский паломник. Лета сем тысяч двесте десятого году... – Автор путевых записок пользуется системой летоисчисления «от сотворения мира» (за 5508 лет до н.э.), которая была заимствована из Византии и вошла на Руси в обиход после принятия христианства. До конца XVII в. новый год в России начинался или с марта (по традиции), или с сентября (как было принято в Византии). До XIV в. преобладал мартовский календарь, с 1492 г. сентябрьский счет вытеснил мартовский. Указом Петра I (от 15.12.1699) в 1700 г. в России были введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Согласно указу, день после 31 декабря 7208 «от сотворения мира» полагалось считать 1 января 1700 «от рождества Христова». Таким образом, в Иерусалим автор «Хождения» отправился в 1701 (7210) г. В списках первой редакции «Хождения» указана разная дата начала паломничества. Ср.: 7209 (1700) г. – ркп. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Перетца No 532. Л. 2; 7210 (1701) г. – ркп. РНБ, собр. Погодина No 543. Л. 1. Последняя датировка встречается в большинстве списков. ...на память святаго пророка Даниила и святых триех отроков Анания, Азария и Мисаила... – Речь идет о церковном празднике в честь ветхозаветных героев, которые во время взятия Иерусалима царем Навуходоносором II (605–562 гг. до н.э.) попали в плен и оказались в Вавилоне. Три отрока за верность своей религии были брошены в раскаленную печь, но чудесным образом остались невредимыми. В плену Даниил за мудрость был приближен к царю, однако вскоре оклеветан и брошен в ров со львами, где он чудом спасся от смерти. См.: Дан. 1–6 . ...на первом часу дни... – В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; первый час дня 17 декабря – это, согласно современному времяисчислению, девятый час дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

134 Совр. г. Loire-Inferieure (Résé). Возможно, в начале VI века (к 511 г. – дате проведения Орлеанского собора) входил в Пиктавийский диоцез (см. Krusch, p. 779). 137 Свт. Меланий присутствовал на Орлеанском соборе 511 г. Скончался до 549 г. (IV Орлеанского собора, под правилами которого поставил свою подпись следующий Редонский епископ, Фебедиол) Память святителя Мелания 8 ноября (AA.SS.), в PL указывается 6 ноября. Житие его издано в AA. SS. Ian. I, p. 328 sqq. Церковь , где он был погребен, с 1845 г. широко известна как Notre-Dame. 138 Викторий, ученик святителя Мартина, был преемников своего отца на кафедре Кеноманской (диоцез в Сев. Италии). Был участником Анжуйского (453 г.) и первого Турского (461 г.)соборов. Написал несколько посланий епископам Лионским. В AA. SS. (25. Aug. V, p. 147) помещено его житие. Скончался в 490 г. Память его 1 сентября. Сведения о нем также под этим числом в AA. SS. Дополнительные сведения передает Krusch, p. 780. 143 Краткое житие свт. Бибиана, которым, по-видимому, пользовался свт. Григорий, издано Болландистами: AA. SS. 28. Aug. VI, p. 462. Этот святитель управлял кафедрой после свт. Амвросия Сентского, во время правления короля Теодориха I (419–451 гг.). Известно послание Аврелия Августина епископу Бибиану. Церковь его в местечке Сен-Вивьен (Saint-Vivien) известна и сейчас. 144 Свт. Троян, еп. Сантонский, был преемником на этой кафедре свт. Петра, присутствовавшего на I Орлеанском соборе (511 г.).Скончался в 532 г. (См. соотв. прим. Migne) Память его 1 декабря (В PL – 30 hoябpя).Krusch (p. 781) приводит сведения из Галльской хроники (651 г.), добавляя, что мощи свт. Трояна пребывали в соборе того же города до 1568 г., когда над ними надругались кальвинисты, разрушившие и сам тот собор. 145 В ориг. «amphibolum» («byrrus villosus») –плащ (накидка с мехом), См.: Du Cange, t. 1, col. 232c. Тоже слово употребляет Сульпиций Север, когда повествует о том, как свт. Мартин отдал нищему половину своего плаща.(«Диалоги», ΙΙ, 1). 146 Род епископа Палладия Сантонского был одним из древнейших и знаменитейших в Галлии. Сидоний Аполлинарий (ep. VII, 5) восхваляет ритора Палладия, о котором свт. Григорий упоминает здесь, в одном из писем, а о жене еп. Симпликия Битуригского пишет, что она происходила из рода Палладия. Очевидно, данное замечание свт. Григория не нуждалось в пояснениях для современников ввиду общеизвестности предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Молитвы верных и молитва приношения являются продолжением того молитвенного настроя, который подготовлялся пением трех антифонов и сказывался в пении Трисвятого, когда священник, прочитав молитву «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», обращался к народу со словами «Приимите Духа Святаго» и церковь в ответ ему «едиными усты и единем сердцем» пела «Святый Боже». Наступающий момент великого входа означал новую ступень молитвенной сосредоточенности. Процесс модификации респонсорного пения Псалтири коснулся и пения псалмов на великом входе. Принципиальный взгляд, высказанный епископом Пиктавийским Иларием о том, чтобы гимны для алтаря как перед приношением, так и по причащении употреблялись из Книги псалмов, вызвал в восточной половине Церкви появление Херувимских на разные праздники. Те четыре Херувимские, которые в настоящее время употребляются в Православной Церкви: «Ижехерувимы», «Ныне силы небесныя», «Вечери Твоея тайныя» и «Да молчит всякая плоть человеча» – были результатом не декретирования, как это представляется в сообщении Георгия Кедрина о введении пения «Иже херувимы» и «Вечери Твоея тайныя» 527 , а длительного отбора «молитв на перенос Святых Даров». В Иерусалимском канонаре, к которому мы неоднократно обращались, имеется ряд тропарей, предназначенных для пения при перенесении Даров на престол. За очень редкими исключениями, при них не указана их гласовая принадлежность, что уже говорит об их раннем происхождении 528 . В навечерие Рождества Христова и в сам праздник полагался тропарь 6-го гласа «Что Тебе принесу» 529 . 26 декабря совершалась память царя Давида и Иакова, брата Господня, первого архиепископа. Пели тропарь «Плоть Господня и кровь» 530 . В Благовещение (25 марта) – «Страшное и славное» 531 , в Сырное воскресенье – «Иже херувимы тайно образующе» 532 , то же – во второе и третье воскресенья поста 533 . В четвертую субботу поста совершалась служба сорока мученикам. На великом входе пели тропарь «Тебе жертву принесем» 534 . В Пятницу.ваий совершали «память святителей Иоанна и Модеста, воссоздателей Иерусалима»; на великом входе – «святым» 535 . В Лазареву субботу – «Людие предстоят» 536 , в Великую Субботу вечером – «Аллилуиа» 537 , в первый день Пасхи – «Кто Бог велий» 538 . В Пятидесятницу – «Аллилуиа» 539 . В Преображение Господне – «Удивишася» 540 . В Успение – «Страшное и славное» 541 . В Усекновение главы Иоанна Крестителя – «Тя хвалят воинства» 542 . В Воздвижение Креста Господня – тропарь гласа 8-го «Ангельския лики Тебе славу» 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010