Таким образом, проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Судите сами. Евангельская археология in Gallicantu включает большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы», и глубокую яму, напоминающую древние иерусалимские узилища, описанные в книге пророка Иеремии. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму... которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь. Потом царь дал приказание освободить пророка. И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. ( Иер. 38, 6 ¬13). Именно такую яму-тюрьму нашли археологи в доме первосвященника Каиафы – под фундаментами современной церкви Св. Петра. Рядом находится большое подземное помещение с каменными лавками вдоль стен, служившее то ли общей камерой, то ли комнатой для стражи. Среди находок привлекает также внимание большая дверная перемычка с надписью на древнееврейском: «Это Корван – хранилище для жертвы за грех». Наличие Корвана в доме первосвященника полностью соответствует библейскому разъяснению: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (т.е. в храм): священникам оно принадлежало ( 4Цар. 12, 16 ). К археологическим находкам христианской эпохи относятся многочисленные кресты, начертанные на каменных стенах, греческая надпись на мозаике с остатками саркофага, кольцо с изображением петуха, рукоятка печати в форме петуха, светильники с христианскими надписями или крестами, паникадило с цепями и греческой надписью, обломки колонн с капителями византийской и крестоносной эпох. Современная, хронологически уже четвертая на этом месте церковь , построена ассумпционистами в 1924–1931 гг. Закладная доска на внешней восточной стене храма, за алтарем, гласит, что «первый камень восстанавливаемого храма» был заложен Латинским патриархом Иерусалима 30 июня 1924 г. Архитектором и дизайнером этого необычного по архитектуре и богато украшенного мозаиками храма был Этьен Бубе. Храм представляет собой ротонду, единственным источником света для которой является окно в куполе, сделанное в форме креста. Крест Христов есть единственный источник духовного света для христианина. Главная тема мозаических изображений – преображающая сила покаяния. Слева и справа от престола изображены великие грешники и грешницы, сделавшиеся в результате раскаяния великими подвижниками. Слева – мужчины, во главе с Благоразумным Разбойником. Справа – святые жены, бывшие блудницы: Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагия, обращенная в христианство епископом Антиохийским Нонном. (Ее келью мы увидим с вами на Елеоне.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

12 июня 1924 года. В этот день, в 1917 году, я приехала в монастырь и поступила в него. Батюшка Никон, придя к нам, стал рассказывать о своем старце — о. Варсонофии, о наставлениях его духовным детям, которые заключали в себе мысль — жизнь есть блаженство. «Как же это может быть? — можно возразить, — если кругом в жизни мы видим скорби, страдания, лишения? А батюшка все учил -жизнь есть блаженство. В чем же оно? Господь наш Иисус Христос отвечает нам, в чем заключается блаженство. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» , — значит блаженны смиренные, т.е. сознающие свои грехи, свое недостоинство. Из одной заповеди вытекает другая — кто сознает себя недостойным и грешником, тот плачет о своих грехах и таким образом соблюдает вторую заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Кто сознает свое недостоинство, кто плачет о грехах своих, тот не может гневаться на другого, тот будет кроток, по примеру Спасителя, Который сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» … и таким образом будем исполнять третью заповедь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Такие будут желать всей душой только правды Божией — они будут исполнять четвертую заповедь: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Исполнив все эти заповеди, человек так очищает сердце, так приуготовляет себя, что уже никакие страдания и лишения, ради Господа переносимые, не тягостны ему. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах, так гнали и пророков, бывших прежде вас». «Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», то совершается тайна — благодать Святаго Духа нисходит на того человека. И наоборот, если человек только устами произносит отречение, то благодать тотчас же отходит от него, человек делается другим, и понятия его изменяются. И мы знаем многих священников, которые подписались (перешли в обновленчество), как бы поневоле, а благодать от них отошла, и понятия их изменились совершенно».

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

1923 г. Алтарь Я ясно сознаю и чувствую, что мое спасение в Боге чрез служение спасению людей под благодатным покровом, заступлением и помощью Божией Матери и руководством Святого Духа до полноты вселения Его в меня. 1923 г. Помни, что Господь Самого Себя отдал тебе (в 1892/1893 году). Поэтому и не привязывайся и не ищи ничего тленного. В Нем ты все имеешь и еще получишь. Он – Хозяин и Владетель всего, а в Нем и ты. Ты лишь можешь владеть и распоряжаться по мере своих дарований (ума, веры, святыни, любви и пр.) или необходимости. Но последнее относится только к служебным и временным дарам, не имеющим ни места, ни значения в вечности. Поэтому о них и жалеть нечего (например богатство, прозорливость, даже пророчество, чудеса, исцеления и пр.). 1924 г. Господи! Даруй мне честь, величие и достоинство Образа Тебя – Пастыреначальника, облагоуханного Твоими Божественными добродетелями: любовью, кротостью, смирением, скромностью, святостью, целомудрием, воздержанием, чистотою, которые да видятся и светятся и во взоре и во всей фигуре и стане моем, облагоуханных благодатию Святого Духа Твоего, да славится Святое Имя Твое в немощах моих и влекутся к ней [к благодати] и Тебе чрез меня, недостойного, люди. Спаси ны, Господи, и их обращением к Тебе – Любви, Силе, Премудрости и Святыне, – помилуй и меня, окаяннейшего. Алтарь Свято-Духова монастыря. Вильно Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей, и услышит отец обет ее и зарок, который она положила на душу свою, и промолчит о том отец ее, то все обеты ее состоятся, и всякий зарок ее, который она положила на душу свою, состоится; если же отец ее, услышав, запретит ей, то все обеты ее и зароки, которые она возложила на душу свою, не состоятся, и Господь простит ей, потому что запретил ей отец ее ( Чис. 30:4–6 ). Значит, и мое обещание Богу о монашестве, если оно имело место во время пребывания моего в гимназии, будучи возбранено мне отцом моим, а потому и не исполнено мною, прощается мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

1933 г. Из письма к диакону С. У каждого народа или племени в их психологии, при переходе от патриархальной или дикой жизни к исторической, отдельной или в соединении с жизнью другого народа или племени, был поворотный пункт в ту или иную сторону, которым определялись его будущие история и бытие и определяется настоящее его состояние. 1936 г. Вильно. В православии заблуждение (грех) не карается, как в католичестве (satisfakcija), а карается отступление от истины (ересь – анафема). Келья. Много цари царствуют, но и угнетают – это тоже от Бога, но уже попущение. Кесарево кесарю – не в смысле служения Церкви государству, а в смысле несения тяготы его несовершенства, от страстей бывающего. 1938 г. Падение русского народа (революция, большевизм, коммунизм) есть спасение мира, особенно Европы (от них же), а восстание [русского народа] от него, что, несомненно, будет, будет и воскресение мира для новой жизни ( Рим. 11:11–12, 15 ): (11) Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. (12)Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их. (15) Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Но надолго ли? Нет, ибо дары Божии обратятся на служение страстям, чего Господь не потерпит. VII. О современных христианах Современные люди, в частности христиане, вместо того чтобы ненавидеть свои душевные болезни – страсти – и употребить или терпеть для исцеления от них горькие лекарства, требуют признания за ними [страстями] особых прав на жизнь, развитие и удовлетворение и, пожалуй, уважение к ним. Таково безумие современного мира. Требуется сильная власть, чтобы оно не погубило вскоре мир. И она вот-вот придет. Ибо еще есть довольно верующих, и будет мир спасен ради них. 1924 г. Современные люди резко разделяются на живущих земной и психической (духовной) жизнью. Первые находятся в подчинении работном у последних и под духовным руководством их или [духовным] воздействием на них. Вторые же разделяются на живущих по духу диавола, по лукавству его, и на живущих по Духу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

3:26). Иоанн ответил: " Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться " (Ин. 3:28-30). Мы знаем, что смиряться трудно, особенно если обладаешь дарованиями или властью. Начальники и талантливые люди не любят смиряться. А Иоанн смирялся, как и Матерь Божия - какими дарами Она обладала! Их пример учит: какие бы мы должности ни занимали, какими талантами ни обладали, должны быть смиренными, потому что все это не от нас, это Бог дал. Мы должны Его благодарить, что Он нас терпит, грешников, на земле, продлевает нам жизнь - исключительно для покаяния и исправления, а не для наслаждения ею и приобретения материальных благ. Предтеча говорил: " У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же " (Лк. 3:11). Воинов, которые приходили к нему, напутствовал: " Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем " (Лк. 3:14). Он просил делиться с людьми. Все же здесь останется, нужно довольствоваться только самым необходимым, а все накопленное либо моль съест, либо наследники выбросят на свалку. Поэтому еще при жизни надо делиться с ближними. У Предтечи можно найти множество советов, которые вполне применимы к современной жизни. Мы сегодня молились ему, просили, чтобы наставить нас на путь покаяния, исправления, чтобы нам успеть принести плоды этого покаяния " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова. Ректор РГПУ Сергей Тарасов награжден знаком священномученика Серафима Петроградского за заслуги в деле духовного просвещения. Протоиерею Сергию Чуркину и его супруге Александре были вручены знаки святых князя Ярослава и княгини Анны за многодетство. Этим же знаком награждены супруги Мария и Антон Бондаревы. Храм святых апостолов Петра и Павла был освящен в 1874 году. В 1924-м получил статус собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

40.  Ibid, p. 13 41.   Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 42.   И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 43.  Frere «The Anaphora», p. 6 44.  F. Prat. «Les places d " honneur chez les juifs contemporains du Christ» in: «Recherches des sciences religieuses». Paris, t. 15 (1925), p. 515. 45.  Lagrange «L,Evangile de Jesus Christ». Paris, 1939, pp. 506-507. 46.  M. Meschler, S. J. «Das Leben des Неггп Christi». Freiburg i/Br., 1894 II Band, S. 252 47.  «La Vie de notre Seigneur Jesus Christ». T. III Paris, 1901, p. 188. 48.  «La Vie humaine de N. S. Jesus Christ». T. II. Paris, 1924, p. 231. 49.  «The Life and Times of Jesus the Messiah». T II. 1901, p. 493-495. 50.  «Leben Jesu Christi». Ratisbonnae, 1860, t. VI. Ss. 65-66. 51.  Карабинов «Евхаристическая молитва». СПб, 1908, стр 12. 52.   Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню. 53.   Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 54.  Op. cit., pp. 13-14. 55.   Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. 56.  «The Shape of the Liturgy», pp. 12-15. 57.  «Altchristlicher Kult und Antike» in: «Jahrbuch fer Liturgiewissenschaft». III Band. 1923,Ss. 1-17. 58.  Eduard Schweizer. «Das Abendmahl eine Vergegenwärtigung des Todes Jesu oder ein eschatologisches Freudenmahl?» in: «Theologische Zeitschrift», Basel, Mars/April 1946, Ss. 81-101; Lietzmann. «Messe und Herrenmahl», 1926; E. Lohmeyer. «Vom urchristlichen Abendmahl» in: «Theolog. Rundschau», 1937; J. Jeremias. «Die Abendsmahlworte Jesu», 1935: O. Cullmann. «Urchristentum und Gottesdienst», 1944; M. Barth. «Das Abendmahl — Passamahl. Bundesmahl und Messiasmahl», 1945. 59.   Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 60.  E. Schweizer, op. cit.. Ss. 94-95.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   из нас на душе не было никаких преступлений отступничества от Бога и Его Святой    Церкви, чтобы праздновали мы Рождество Христово с открытым и светлым лицом, чтобы свободно возносились мы к Богу, как птица, незапутавшаяся в тенетах!    Но что же делать грешным во всех сих прегрешениях? В нашей поместной церкви Херсоно-Одесской есть добрый обычай у православных говеть в сии дни рождественского поста. Призываю всех вас, возлюбленная паства моя, очистить вместе со мною души свои в таинстве покаяния.    Господь щедр и многомилостив! Он приемлет всякого кающегося, ибо Он не хочет смерти грешника, но желает, чтобы обратился он и был жив (Ueзek.XXXIII,11). Смирим себя перед Богом и дадим обещание Господу не отрекаться впредь от Него, но соблюдать Его святые заповеди. С душою очищенною приступим к святой чаше и причастимся Пречистого Тела и Крови Христовых дабы нам быть всегда со Спасителем нашим.    Родившийся от Духа Свята и Девы Марии Христос Истинный Бог наш, да сподобит нас всех быть верными Ему во все дни жизни нашей, а в жизни той, да удостоит нам вечно быть с Ним, по Его божественному слову: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет.» (Uh.XII,26). Аминь.    г.Харьков 1924 г. 30 ноября. Беседы на праздник «Сретенья Господня»...    «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих    в Израиле и в предмет пререканий» (Лk.II:34).    Праздник Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа празднуем мы ныне. Почему он называется Сретением? Потому, что Богомладенца Иисуса в храме Иерусалимском встретил святой Симеон...    Когда исполнилось сорок дней от рождения Младенца Его Пречистой Матерью,    Он принесен был Пресвятою Девою, по обычаю иудейскому, в храм на посвящение    Богу, как написано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Богу (Исх.13:2). И в это время,    по вдохновению, в храм вошел святой старец Симеон. Ему предсказано было Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Анархия и безвластие, наступившие после октябрьской революции, привели к тотальному террору, когда сила, взявшая верх в политической борьбе стала истреблять всех, кто не соответствовал ее идейным установкам. «Уничтожить как класс» — знаменитая формула террора 20-30-х годов. Уничтожали аристократию, дворянство, духовенство, купечество, интеллигенцию, казачество, зажиточное крестьянство (так называемое «кулачество»). В огромном количестве строились тюрьмы и лагеря. Стал широко использоваться рабский труд заключенных. Подверглись насильственному переселению отдельные сословия и даже целые народы. Сотни тысяч наших соотечественников оказались в вынужденном изгнании, и среди них — лучшие представители интеллигенции. Этот исход стал великой трагедией наших народов. Русский писатель и поэт И.А. Бунин в своей речи «Миссия русской эмиграции», произнесенной в Париже в 1924 году, так охарактеризовал катастрофу 1917 года: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…» Христиане разделили судьбу своих братьев и сестер и в новом советском государстве, и в эмиграции. Да и могла ли их миновать общая для всех участь? Мы ведь помним слова Христа: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:9-12). Это Божие определение о Церкви открылось еще в апостольские времена, а для наших народов час испытания веры и подвига наступил в ХХ веке. Кровь христианских новомучеников стала новым семенем христианства.

http://patriarchia.ru/db/text/4878408.ht...

Быть может, чуткое сердце Апостола прочитало во взоре, в движениях и первых словах приветствия Тита радостные вести, принесенные им. Но радость Апостола о прибытии Тита усугубилась еще более, когда он поведал ему утешительные вести о коринфской церкви. Бог утешил нас, пишет Апостол коринфянам, не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии и т. д. 1923 . Долго длился рассказ Тита о том, что он видел и слышал в Коринфе. Внимательно слушал обрадованный Апостол столь давно ожидаемые известия. Рассказ был подробен и обстоятелен, хотя, быть может, в силу волнения слушателя и рассказчика не отличался последовательностью. Он был подробен настолько, что Апостол на основании его не затруднился написать целое Послание в Коринф, по которому теперь можно воспроизвести сущность самого рассказа. Прибывший сотрудник Апостола принес ему много радостных для его пастырского духа вестей. То Послание, которое писал он в Коринф из Ефеса, где было много обличений, укоризн, прещений и порицаний, и о действии которого так много тревожился Апостол, – это Послание произвело на коринфян весьма благоприятное воздействие: оно не возбудило ни споров, ни оскорблений. Оно произвел именно то, чего и ожидал и желал писавший. Послание то опечалило коринфян; я опечалил вас, пишет Апостол им, посланием 1924 . Ранее, когда Апостол не имел известий о действии своего Послания, и предполагая, что оно опечалит коринфян, он пожалел было об этом; но теперь он уже не жалел об этом. Если я опечалил вас посланием, не жалею 1925 , ибо печаль коринфян была печалью доброй и благоплодной. Теперь я радуюсь, писал Апостол, не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога, продолжает Апостол, производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть 1926 . Печаль коринфян была печалью о том, что вот они так далеко уклонились от чистейшего и святого христианского идеала, так попрали Христов закон; они печалились об утраченном добром христианском настроении.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В противном случае мы сами себя наказываем и лишаем участия в Царствии Божьем, не дожидаясь, когда нас из него выгонят. Когда Христос прекратил торговлю в храме, прогнав всех торгующих, Иудеи спросили: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? И Он сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сперва иудеи не поняли, о чем идет речь, но евангелист уточняет, что Он говорил о храме тела Своего, и когда воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это. Тело Христово — это вся Церковь, потому что в ней присутствует Его Дух — во всех вместе и в каждом в отдельности. Не только в Крещении Он в нас действует — мы должны быть причастны Духу Христову и самой жизнью. Храм, из которого нам предстоит изгонять торгующих — это мы сами. Чтобы их в нас не было, постараемся сделать так, чтобы наше сердце было всегда обращено к Богу, а во время молитвы прибавим к этому и все внимание, на которое только способны. Аминь. Живоносный источник сегодня В настоящее время храм находится в Стамбуле в районе Балыклы, который, судя по всему и получил свое название от Живоносного источника (Бвлыклы по-турецки значит рыбное). Там проводятся регулярные службы, рядом находится греческая больница и действующее кладбище. На территории храма имеются захоронения Константинопольских патриархов от середины XIX в. Дворик замощен могильными плитами, вывезенными из Анатолии христианами, покидающими свои земли по закону об обмене населением между Грецией и Турцией 1924 г. Сам живоносный источник находится внутри храмового комплекса. В нем с незапамятных времен плавают золотые рыбки, число которых постоянно — семь. В 2008 г. во время своего визита в Стамбул в церкви Живоносного источника проводили совместную панихиду по усопшим Патриархам Константинопольским Вселенский Патриарх Варфоломей и Патриарх Московский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010