Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль ; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя 42 В христианской экзегетике это повествование толковали по-разному 43 . Наиболее распространенным было такое толкование, при котором под боровшимся с Иаковом понимался Сын Божий 44 . Однако для нас повествование о борьбе Иакова с Богом интересно прежде всего потому, что оно дает многое для понимания библейского богословия имени. Иаков получает от Бога новое имя, что знаменует вступление его в более тесные взаимоотношения с Богом. Однако на вопрос об имени Божием он не получает ответа. В то же время, в ознаменование встречи с Богом лицом к лицу Иаков дает имя месту, на котором произошла эта встреча 45 . Таким образом, все общение Иакова с Богом происходит в сфере имен: Бог благословляет Иакова через наречение ему нового имени; Иаков благословляет Бога через наречение имени месту, на котором присутствие Божие стало для него видимым; но при этом само священное имя Божие остается неназванным. Мысль о недоступности имени Божия для человека присутствует также в рассказе Книги Судей о явлении Ангела Маною: «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» 46 . Последние слова Маноя показывают, что ему являлся Бог , а не Ангел, следовательно, отказ назвать Свое имя принадлежит Самому Богу. Священное имя Яхве в Пятикнижии Перечисленные выше имена, которые человек нарекал Богу, – Adonay, El Shadday, Elohim, Zebaot, – следует отличать от имени (Yahweh – Яхве) – того единственного имени, с которым Сам Бог открылся человечеству 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Исаии рядом с осужденным Вавилоном. Едом (), в переводе: земной (от ) обозначает также естественное человечество в противоположность избранному народу Божию. Главным моментом в настроении естественного человека, который указывается понятием Едома, служит непонимание, презрение, гибельное пренебрежение божественным спасением. От Восора более точное обозначение столицы и всего царства Едома; Боцра, или по русскому переводу Восор, существует до наших дней в виде деревни с старинными развалинами под уменьшительным названием El-Busaira. Недоумение небожителей обусловливалось, как видно далее, не одним червленым 288 цветом риз божественного Героя; общий вид одеяний Грядущего от Восора“ и их великолепие производили на них не меньшее впечатление. Тот, который приближался к ним, был великолепен в Своих украшениях 289 и выступал в полноте силы Своей“, т. о. внешний вид Грядущего от Едома“ свидетельствовал о Его божественном достоинстве и полном сознании этого достоинства. Выражение напоминает Ис. 42:13 : Господь выйдет как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих“. На вопрос небожителей отвечает божественный Герой, голос которого слышится как бы издали: Я, изрекающий правду 290 , сильный, чтобы спасать“. Здесь должно видеть указание на многочисленные мессианские откровения, имеющие предметом своим по преимуществу оправдание человека“. Их все исполняет грядущий величественный Муж, спасающий праведников и праведно судящий грешников и представителей зла.   Второй отдел. Пророчества Исаии о Царстве Мессии Главы 2:1–4 и 4:2–6 (ср. 60:3–11) II. Слово бывшее от Господа ко Исаии сыну Амосову о Иудеи, и о Иерусалиме (1). Яко будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов, и приидут к ней вси языиы (2). И пойдут языцы мнози, и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима (3): и судити будет посреде язык, и изобличит люди многи: и раскуют мечи своя на орала, и копие своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут ктому ратоватися (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Исх. 19:21 ; Втор. 4:24; 18:16  и др.). Моисей закрыл лицо руками потому, что боялся воззреть на Бога ( , el-haelohim,) согласно тому общему ветхозаветному воззрению, что непосредственная близость существа божественного грозит человеку смертью ( Быт. 16:13; 32:31 ; Суд. 6:22; 13:22 ). Далее, Ангел Иеговы Сам усвояет Себе имена Iehovah, Исх. 3:14; 4:11 ; haelohim, Исх. 3:12 ; Iehovah elohim Исх. 3:6, 15 ; Elohei haibrim, Исх. 3:18 . Отношение Завета, в каком явившийся ангел Иеговы стоит к народу Израильскому, очевидное уже из этих Его наименований, со всею полнотой раскрывается в действиях, которые Он приписывает Себе: «И увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его. Иду избавить от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную. – Я пошлю тебя к Фараону, и выведи из Египта народ Мой. Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» ( Исх. 3:7–12 ). Все эти данные говорят о том, что явившийся Ангел Иеговы есть божественная личность; объяснения его в смысле тварного ангела являются ничтожными 201 . Возможно, конечно, что Моисей сначала не признал явившегося Богом; но что затем он, несомненно, убедился в этом, это очевидно как из всего рассказа его, так особенно из упомянутого факта благословения им потомства Иосифа именем Явившегося в терновом кусте ( Втор. 33:16 ). Явившийся Моисею при призваны его Ангел Иеговы говорит о Себе, что Он услышал вопль страдания Израильтянин и сошел ( Исх. 3:8 ) избавить их от руки египтян, вывести их из Египта. В изображении самой истории изведения народа Ангел Иеговы не упоминается; деятелем здесь всюду является Сам Иегова 202 (напр. :2l). Но что Мойсей и евреи верили, что ближайшим деятелем и виновником их освобождения был Ангел Иеговы, это определенно выражается в рассказе о том посольстве, которое в конце сорокового года странствования по пустыне евреи отправили к едомитянам с просьбой о позволении пройти их землею ( Чис. 20:15 –1б)- «Мы жили много времени в Египте, говорят евреи через послов к царю Едомскому, и худо поступали Египтяне с нами и с отцами нашими, и воззвали мы к Иегове, и услышал Он голос наш и послал Ангела ( maleach), и вывел нас из Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Когда родился сын его, Энос, тогда начали призывать имя Господа, т. е. Иеговы (4:26). Правда, в книге Исхода, где описывается явление Иеговы Моисею, мы читаем: и говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь (Иегова). Являлся я Аврааму, Исааку и Иакову с именем: Бог всемогущий (El Schaddai), а с именем Господь (Иегова) не открылся им, (6:2, 3). Но та же книга представляет нам возможность согласить кажущееся разногласие в библейских сказаниях о времени открытия имени Иегова. Она дает нам понять, что произношение имени Иегова при явлении Бога Моисею в купине было не столько открытием этого имени как нового, сколько выяснением для евреев новых, заключающихся в нем, свойств Божьих. Места в книге Исхода – 3:15; 6:3 – очевидно стоят в аналогии с – 33:19; 34:6; а здесь, провозглашение перед Моисеем имени Иегова отождествляется с возвещением славы Божией, или с раскрытием великих и славных свойств Бога Израилева. Я проведу пред тобою, – говорится здесь, всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою (33:19). И прошел Господь пред лицем его (Моисея) и возгласил: Господь, Господь (Иегова, Иегова), Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (34:6). На этом основании мы имеем право дать следующее объяснение, сказанное о том, что Бог не открывался патриархам с именем Иегова: Он являлся им по преимуществу, как Schaddai, т. е. как Бог силы; но свойств Его, заключающихся в имени Иегова, они еще не знали и не сознавали, хотя и знали или могли знать имя Иегова. Значение для евреев этого славного имени открылось только со времени Моисеева законодательства. Таким образом нет никакой несообразности в предположении, что имя Иегова не было неизвестно до Моисея; но со времени его посольства оно получило особое, высокое и для всех открытое значение 38 . Оно заключало в себе понятие о том же Боге, который назывался именем Элогим, но уясняло Его великие и славные свойства, прежде неизвестные или малоизвестные. Правда и то, что имя Иегова у евреев было окружено таинственностью: его нельзя было произносить; ему приписывалась даже, как известно, чудодейственная сила 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Многое можно понять и осмыслить, если внимательно посмотреть анимационный фильм по ссылке . А так достаточно слов святителя Феофана Затворника о том же: « За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутрь, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина ». Берегите душу, храните ее в чистоте, заботьтесь о близких. Смерть совсем рядом. Врагов не мало, видимых и невидимых, у каждого. В помощь для просветления в завершение поста светлая музыка и песнопения от ансамбля «Сирин», см. по ссылке: http://youtu.be/0a6lzLHF-n0 Мы движемся вперед, несмотря ни на что, оглядываясь в прошлое, стараясь учитывать его ошибки, пророчества библейские и святых отцов Церкви. Кто этого не делает – обречен. Как в личностном плане, так и на уровне государства. Как известно, второе пришествие Христово будут предварять, согласно Писанию, определенные особые признаки, среди которых один из ключевых – ослабление нравственности. А также к тому времени « проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Извращая Евангелие, активной «евангелизацией» по всему миру занимаются неопротестанты под управлением англосаксов. Это важно понимать. Детали неплохо изложены во фрагменте фильма « Белые американские протестанты евангелисты (WASP)»: http://youtu.be/el-itfXlM_0 Их задача – подменить, уничтожить Крест Христов и разрушить до основания Святую Соборную Апостольскую Церковь . « Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» (Евр. 10:25). Храни всех Господь! Николай Владимирович Каклюгин, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае, врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/14/...

Необходимость включения родословных списков в Книгу Чисел и другие части Библии была обусловлена тем, что родословная ( – toledot) воспринималась отнюдь не просто как перечень имен, помогающий идентифицировать то или иное лицо с помощью добавления к его имени некоторых дополнительных характеристик (Иаков, сын Исааков, в отличие от какого-нибудь другого Иакова). Родословная прежде всего указывала на наследие, которое несет в себе каждый человек; она вплетала имя человека в неразрывную цепь имен, восходящую к отцу всех народов – Аврааму – и через него к Адаму. Быть вписанным в родословную одного из колен Израилевых означало быть полноценным членом богоизбранного народа, а значит – неким таинственным образом присутствовать в памяти Божией: именно в этом, очевидно, заключается смысл повеления Божия Аарону выгравировать имена двенадцати сынов израилевых на ефоде, который первосвященник должен был носить перед Господом «для памяти» 37 . В Библии человек нарекает имена не только себе подобным, но и Самому Богу. Всякое имя, данное человеком Богу, указывает на какое-либо действие Божие по отношению к человеку. Так например, Агарь нарекла Господа именем «Ты Бог видящий меня», потому что говорила: «точно я видела здесь в след видящего меня» 38 . В Ветхом Завете встречается не менее ста наименований Бога 39 , таких как (Elohim – «Бог» 40 ), (Adonay – «Господь мой» 41 ), (El Shadday – «Бог всемогущий», или «Всевышний», буквально «Тот, Кто на горе»), (Zebaot – «Саваоф», «[Господь] воинств»). В то же время в Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно. Иаков, боровшийся с Богом, спрашивал о имени Божием, но не узнал его. Повествование о встрече Иакова с Богом является одним из наиболее загадочных и таинственных во всей Библии: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его, и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня; ибо взошла заря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Один из племянников Моисея, который родился по крайней мере за 30 лет до времени этого же богоявления, потому что иначе не мог бы одновременно с отцом своим Аароном быть возведен в сан священника, называется Ab-Ju (Авиуд) πατρ κριος 10 -, потому что Jehu совершенно то же, что и Jave (ср. также Ab-Ja, Jo-ae – Бог Отец). Далее, один из друзей Иова, который несомненно жил в период времени до Моисея и книга которого по иудейскому преданию Моисеем присоединена к книгам Св. Писания называется El ju (Елиус). Каким же образом поэтому мог Моисей думать ввести имя Jave в качестве нового имени Божия? Даже те критики, которые оспаривают происхождение Пятикнижия от Моисея, должны, по крайней мере, согласиться с тем, что и в более позднее время держались еще того именно убеждения, что Бог изначала почитаем был под этим святым именем; ведь в противном случае и то лицо, которое они считают писателем этих книг, не могло бы так часто употреблять этого имени в книге Бытия. Но, спрашивается, Сам Бог не говорит ли Моисею, что Он не открывался еще патриархам Израиля под именем ? Если бы так, то мы находили бы здесь ужасное противоречие всем приводимым свидетельствам книги Бытия. Рассмотрим же поэтому ближе слова Божии, сказанные Моисею при втором, бывшем ему в Египте, богоявлении. Слова эти следующие ( Ucx. VI:2–8 ): „Аз Господь ( ), и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый их, и имене моего Господь , не явих им. И поставих завет Мой с ними, яко дати им землю ханаанску, землю пришелствия их, на нейже и обитаху. Аз же услышах стенание сынов Израилевых, имже египтяне поработиша их, и помянух завет Мой. Иди, рцы сыном Израилевым, глаголя: Аз Господь (Jave), и изведу, вас от насилия египетска, и избавлю вас от работы (их) и отъиму вас мышцею высокою и судом великим. И прииму вы Себе в люди, и буду вам Бог , и уразумеете, яко Аз Господь (Jave) Бог ваш, изведый вас от земли египетския и от насилия египетска. И введу вас в землю, на ню же прострох руку Мою, дати ю Аврааму, и Исааку, и Иакову, и дам ю вам в наследие, Аз Господь ( )”.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Пророчество и служило этой высокой цели закона. Задачей пророчества было развитие религиозно-нравственного сознания народа в связи с законом (см.: Втор. 12, 2–4) путем постепенного раскрытия чистых истин закона. Задача пророчества в отношении к народу, имевшему уже у себя закон и так или иначе исполнявшему его, была нравственно-педагогической; она состояла «в религиозно-нравственном воспитании, в оживотворении мертвого формализма закона и раскрытии его духовного смысла в применении к обстоятельствам народной жизни. Ветхозаветное пророчество было духом, оживлявшим законный формализм» (Вержболович). В своем внутреннем уразумении закона пророки возвышались до понятий почти новозаветных. Пророки были и в этом отношении предшественниками Христа, Который и Сам приходил именно исполнить закон (см.: Мф. 5, 17), показать его идею, намерение, довести его до полного конца. Моральное толкование пророками закона открывает в этом законе высокие нравственные понятия. Пророк Исаия вооружается против господствовавшего номизма: Все заповедь на заповедь... правило на правило тут немного и там немного (Ис. 28, 10, 13). Возмущает пророка и исключительно внешнее богопочитание, по которому народ приближается к Богу, а сердце его отстоит далеко от Бога (см.: Ис. 29, 13). К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. ...Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои (Ис. 1, 11–12)? Можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея (Мих. 6, 7)? Бог хочет милости... а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Ос. 6, 6). А потому пророки говорят о другой, высшей, жертве Богу. О, человек! сказано тебе, что€ — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6, 8). Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 17); производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему — el ahiv (Зах.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слово Божие связано с Духом Божиим: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» ( 2Цар. 23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на то, что в сотворении мира принимали участие три Лица Святой Троицы. Указание на троичность Божества видят и в тех ветхозаветных текстах, где Бог говорит о Себе во множественном числе (см.: Быт. 1:26, 3:22, 11:7 ; Ис. 6:8 ), и в имени Elohim, представляющем собой множественное число от El (Бог), хотя грамматически это объясняется употреблением pluralis majestatis (множественного величия) или pluralis divinitatis (множественного Божественности). В рассказе о явлении трех мужей Аврааму (см.: Быт. 18 ) множественное число тоже чередуется с единственным. Контекст повествования позволяет объяснить это тем, что иногда Авраам обращается к трем мужам, а иногда к одному, и отвечают ему иногда все трое, а иногда один – главный из них. Этот главный из трех мужей отождествляется с Господом, а два других – с Ангелами ( Быт. 18:33, 19:1 )- Однако в христианской богословской традиции, нашедшей отражение и в православной иконописи (в частности, в иконе Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева), весь этот рассказ воспринимается как таинственное указание на троичность Божества. Существенную роль в Ветхом Завете играет представление о Премудрости Божией. Иногда Премудрость описывается как одно из качеств Бога: «у Него премудрость и сила, Его совет и разум» ( Иов. 12:13 ), «у Него могущество и премудрость» ( Иов. 12:16 ), «дивны судьбы Его, велика премудрость Его» ( Ис. 28:29 ). Однако в трех библейских книгах – Притчей Соломоновых, Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова – Премудрость предстает как сила Божия, наделенная чертами живого духовного существа: «Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художника всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010