д. Особенно яркое выражение это «скрупулянство» получило в жизни Альфонса Лигуори, этого типичного представителя пореформационного католицизма, жившего в XVIII веке, канонизированного в XIX веке и возведенного затем папой Пием IX (в 1871 году) в сан «doctor ecclesiae» [учителя церкви]. От этой бездушно, внешне понимаемой заповеди приходится искать защиты часто таким же внешним путем – стремлением истолковать заповедь не из духа ее и в возможно минимализированном, смягченном, облегченном смысле. Это есть как бы тяжба, как бы борьба с заповедью Божией, воспринимаемой не в качестве внутренней, органической нормы свободной нравственно жизни (где Дух Господень, там свобода) 532 , а как иго неудобоносимое, как немилосердный, суровый противник, придирчивый заимодавец, притязания которого должны быть поэтому возможно уменьшены, истолкованы в возможно либеральном смысле. Отсюда вместо общих руководящих принципов нравственности – мелочная казуистика, вместо основной, единственной нормы жизни христианской – сораспятия Христу, отмирания ветхого человека (нормы, которой руководились и руководятся великие святые и праведники и католичества) – подробный перечень случаев, фактов, когда заповедь Божию можно истолковать в ограничительном смысле. Есть и особый способ сделать греховный акт менее греховным или даже истолковать преступление против закона Божия как нечто терпимое и допустимое: это – метод «направления намерения» (diriger l’intention). Нужно, делая что-нибудь, запрещенное заповедью Божией и законами церковными, предлагать своей мысли как цель что-нибудь, что по себе не греховно: тогда все совершаемое действие теряет характер греховности. «Убийство обидчика запрещается как отомщение, – читаем в одном особенно распространенном учебнике казуистической морали, – но, по правдоподобному учению, то же убийство и в тех же обстоятельствах совершенное, разрешается – как оборона чести обиженного» 533 . Не менее поразительны случаи так называемой «ментальной резервации» (то есть сознательного введения ближнего в заблуждение через намеренно двусмысленный способ выражения), разрешаемые и по наши дни учебниками казуистической морали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

totius Russiæ Imperatori , Ejusque Serenissimæ Familiæ; nec non Excelmis ac Rvmis Dominis Metropolitano, et loci ordinario Episcopis præstitisse attestor: in cujus rei fidem propria manu me subscribo Petropoli Anno Domini 1823 die 28 Mensis Junii. P. Basilius Pooski OSBM. Phiæ ac S-æ. Theologiæ Doctor Archimandrita Grodnensis, Romano Catholici Collegii 2-dae Partitionis Meinbrum ad hunc actum Delegatus Commissarius. m. p. (М.П.) f) B сан прелата-схоластика произведён в октябре 1825, – как видно из формулярного списка g) B старшие соборные протоиереи возведён в мае 1828, – как значится из того же формулярного списка. 8  Я не упоминаю о мнимом даре папам Римским самого Рима, Италии и всего Запада – сие сумасбродное произведение коварного властолюбия не требует уже опровержений – довольно прочесть сей славный акт, дабы судить о нём. 9  Сие название папа, ныне Римскими только епископами употребляемое, в течение нескольких столетий было титлом не только каждого епископа, но даже часто и священников. 10  Уже св. Василий писал, Ер. LXIII: Если продолжится гнев Божий, то какая нам помощь может быть от надмения и гордости западных епископов – и Ер. LII. Odi fastum illius Ecclesiae. 11  Confirmamus... ita tamen, quod per nostram praedictae Synodi Confirmationem nihil derogatum esse censeatur, Constitutionibus Romanorum Pontificum Praedecessorum nostrorum et Decretis Conciliorum Generalium emanatis super ritibus Graecorum, quae non obstante hujusmodi Confirmatione semper in suo robore permanere debeant. 12  Сие письмо писано в первых годах настоящего столетия прелатом Шантырем и внушало, будто правительство намерено обратить насильственно Униатов к Греко-Российской Церкви. 15  Те, которые полагают главною причиною восстания Католического духовенства против существования Главной Виленской семинарии складку 15.000 руб. серебром, которую монастыри на содержание оной вносить обязаны, не совсем ещё отгадали тайну. В сем плане участвует, хотя и не с толикою силою, и белое духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Коман К., протопресв. Священник Думитру Станилоэ: переводчик, истолкователь и продолжатель святоотеческой традиции//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. Т. 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. С. 79. Barto E. Dynamics of Deification in the Theology of Dumitru Stniloae//Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/Ed. by L. Turcescu. Iai, Oxford, Palm Beach, Portland: The Center for Romanian Studies, 2002. P. 222. В данном случае слово коммунитарный является переводом английского слова communitarian и имеет сугубо богословскую коннотацию. Stniloae D. Revelation as Gift and Promise//Theology and the Church/Tr. R. Barringer. N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980. P. 165. Matei E. The Practice of Communion in Social Trinitarism: A Theological Evaluation with Reference to Dumitru Stniloae and Jürgen Moltmann: A Dissertation … Doctor of Philosophy. Pasadena, 2004. P. 155. Mnstireanu D. Dumitru Stniloae’s Theology of Ministry//Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/Ed. by L. Turcescu. Iai, Oxford, Palm Beach, Portland: The Center for Romanian Studies, 2002. P. 131–132. Turcescu L.Introduction//Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/Ed. by L. Turcescu. Iai, Oxford, Palm Beach, Portland: The Center for Romanian Studies, 2002. P. 11. Roberson R.G. Contemporary Romanian Orthodox Ecclesiology. The Contribution of Dumitru Stniloae and Younger Colleagues. Romae, 1988. P. 19. Stniloae D.Coordinatele ecumenismului din punct de vedere ortodox//Ortodoxia. 1967. 4. P. 531. Цит. по: Drgulin G.Pseudo-Dionysios the Areopagite in Dumitru Stniloae’s Theology//Dumitru Stniloae: Tradition and Modernity in Theology/Ed. by L. Turcescu. Iai, Oxford, Palm Beach, Portland: The Center for Romanian Studies, 2002. P. 74.  Комментарии ( 4): Андрей Борейко 09 января 2013г. 19:55 Ваше преподобие, о. Иларион, верно ли я понимаю, что понятие диалога в отношении перихорезы божества и человечества во Христе использовал сам о. Думитру Станилоэ? Или это Ваша интерпретация? Насколько корректно применять понятие диалога не по отношению к ипостасям, а по отношению к природам? Кто с кем диалогизирует во Христе?

http://bogoslov.ru/article/3044370

В защищение Православной Веры, произнесенная в Варшаве Июля 28, 1765 года. Латинский текст с переводом 173 на Русский язык.. SERENISSIME REX! domini clementissime! Vinctus catenis gentium Doctor Paulus, beatum se praedicavit, quod Regem Agrippam, rerum scilicet suarum non ignarum judicem nactus fuerit. О quanto nos, qui injectas conscientiis nostris catenas longa annorum serie cogimur trahere, beatiores nunc praedicari oportet, quod Te Regem et summum Arbitrum, non modo scientia rerum omnium, adeoque et nostrarum, sed et virtotum quovis genere instructissimum nacti sumus! Non est hic opus prolixa oratione, qua nos purgemus, indignosque, qui talia patiamur, demonstremus. Non enim Te latet, Rex Serenissime, ut majores nostros, ita nos quoque posteros, adversus dulcissimam Patriam, adversus Augustissimos Reges criminis nihil unquam admisisse, imo fidelitatem utrique. Corpori et Capiti pretiosissimo vel sanguinis pignore contestari, exemplo majorum nostrorum, expediti sumus. Unicuip, quod nobis crimini vertitur, est Religio nostra; atque haec ipsa quoque num captiva duci meruerit, Tuae Majestati planum est. Christiana est, cum Romano-Catholica in iis, quae salutis fundamentum, imo et medium concernunt, optime cohaeret: in quibus discedit, sunt vel adiaphora, vel hominum placita. Neque in his discederet, nisi concientiae ductum sequeretur. Et tamen levis haec et Christiana charitate facile supplenda fissura, miserabile dictu, quam horrendam prodigiosamque unius et insutilis illius tunicae Christi fecit dilacerationem! Christiani a Christianis premimur, et fideles a fidelibus plus quam infideles divexamur. Occluduntur nobis Ecclesiae, ubi Christus continuo laudatur: patent autem et immunes sunt Judaeorum synagogae, ubi Christus continuò despuitur. Quod placitis hominum aeternam Dei legem interpretari, et terram coelo miscere non audemus, schismatici, haeretici, apostatae audimus. Quod conscientiae in os obloqui exhorremus, carceribus, virgis, ferro ignique adjudicamur. Si talia profectò meruimus, cur Casimirus Magnus, Poloniae Rex ille gloriosissimus, adjuncta Russiâ Poloniae, etiam Religionem Graeco-Russicam Romano-Calholicae adjunxit, non ut servam Dominae, sed ut liberam et sociam, iisdem juribus et communibus utrique praerogativis gaudentem? Cur zelosissimus ille Rex Jagello, latâ in haereticos, e Bohemia provolantes, rigida lege.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАНОНИСТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Канонист , название: Наука церковного права получила свое начало на Западе одновременно с началом университетов, в которых она преподавалась наряду и в связи с римским правом, почему настоящий ученый юрист был всегда doctor juris utrius. Сначала изучение канонич. права состояло в объяснительном чтении канонов и в примечаниях, имевших целью согласование их между собою и с законами гражданскими. Из отрывочных примечаний (глоссы) при изданиях текста канонов, помещавшихся на полях рукописи или непосредственно за текстом каждого правила, составилось с течением времени связное целое под названием glossa ordniaria. Из канонистов этого типа особенно знаменит Грациан . С XV в. получила начало критическая обработка канонов и их систематическое изложение. Реформация приостановила развитие канонической науки до позднейшего времени. Список имен западных канонистов, католических и протестантских, много сделавших и для разработки истории права древневселенской церкви, см. в соч. Эйхгорна: " Grundsätze der Kirchenrechts der Katholischen und Evangelischen Religionspartei in Deutschland " (Геттинген, 1831), в учебниках церковного права Вальтера и Рихтера. Наиболее известны: Баллерини, " De antiquis collectionibus canonum " ; Бинер, " De collectionibus canonum ecclesiae graecae " ; Цахарие, " Historiae juris graeco-romani delineatio " ; " Innere Geschichte des griechisch-romischen Rechts " , " Das griechische Nomocanon " и др.; Мортрель, " Histoire du droit bysantin " (П., 1843-46); Биккель, " Geschichte des Kirchenrechts " (1843); Маассен, " Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts in Abendlande bis zum Ausgange des Mitteralters " (1871); Цизман, " Das Eherecht der Orientalischen Kirche " (1864); " Die Synoden und die Episcopal-Aemter in der morgenlandischen Kirche " (1867); Кунстман, " Grrundzüge eines vergleichenden Kirchenrechts der christl. Confessiones " (1867); Веринг, " Lehrbuch des Katol., oriental und protest. Kirchenrechts " (1881).

http://drevo-info.ru/articles/3666.html

P., 19656. P. 448-450; ср.: Bars. 1979. P. 253-254). В поздний период творчества идея существования сопрягалась Ж. с восходящим к «Ареопагитикам» представлением о божественном Ничто. Согласно интерпретации Ж., в системе Фомы человек возвышается от обычных чувственных восприятий к восприятию Бога, причем это происходит благодаря осознанию того, что существующие вещи не могут существовать сами по себе, они имеют свое существование от чего-то иного. Лишь Бог существует как сам акт существования, Его сущность проявляет себя как существующая. Будучи познаваем в акте существования, Бог тем не менее всегда остается недоступным для человека в Своей сущности. Поэтому на вопрос: «Что есть сущность Бога?» - возможен лишь один верный ответ: «Ничто». Использование различных понятий применительно к Богу есть не более чем средство, помогающее «удержаться на плаву» в «открытом море чистого актуального существования», в качестве к-рого Бог содержит в Себе все, тогда как Сам Он ничем не содержится и не ограничивается ( Gilson E. Elements of Christian Philosophy. N. Y., 1963. P. 145-147; ср.: Murphy. 2004. P. 302-305). Философское учение Фомы Аквинского Ж. считал квинтэссенцией всей философии и утверждал, что оно содержит полноту философской истины: «Его учение не только не исключает все прочие, но, напротив, включает в себя все истинное, что есть в каждом из них» (Философ и теология. 1995. С. 166); «метафизика Фомы излучает истину, способную вобрать в себя любую другую истину» (Там же. С. 188). Основание для такого тезиса Ж. видел в том, что истинность учения Фомы подтверждена авторитетом католич. Церкви, признавшей Фому «учителем Церкви» (doctor Ecclesiae - Там же. С. 166) и предписавшей руководствоваться его учением. Поскольку философия Фомы сохраняется неповрежденной в католич. Церкви, ее верное понимание доступно не внешним исследователям, а лишь укорененным в церковной традиции теологам: «Наиболее оригинальные и глубокие философские понятия св. Фомы открываются только тем, кто читает как теолог» (Там же. С. 168). Выражая кратко, что в его понимании означает быть томистом, Ж. писал: «Следует философствовать внутри веры, и так философствовать может только христианин» (Там же. С. 171). Ж. как историк философии

http://pravenc.ru/text/182305.html

Третье следует сказать, во Христе оная форма – если предположить, что она [действительно] есть, – не сообщает названия, ибо она находится в становлении и даже присутствует по акциденции. И если б [Христу] она сообщала название, то [только] в смысле утраты, как бледное (ни на что не указывает положительным образом). И если предположить, что форма действительно есть, то она не может считаться воспринятой, потому что бытие Христа, принадлежащее Ему как Лицу, оставалось всегда, а состояние наступило впоследствии. Список сокращений Bihlmeyer – Seuse И. Deutsche Schriften/Hrsg. von K. Bihlmeyer. Stuttgart, 1907. Buxtorf – Rabbi M. Majemonidis Liber Doctor perplexorum: Ad dubia & obscuriora Scripturae loca rectius intelligenda. In linguam Latinam perspicue & fideliter conversus a J. Buxtorfio. Basileae, 1629. CSEL – Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Pragae; Vindobonae; Lipsiae, 1866 – . DW – Meister Eckhart. Die deutschen Werke: In 5 Bd./Hrsg. von J. Quint u.a. Stuttgart, 1936–2003. Heil, Ritter – Corpus Dionysiacum II. Pseudo-Dionysius Areopagita. De coelesti hierarchia. De ecclesiastica hierarchia. De mystica theologia. Epistulae/Hrsg. von G. Heil, A.M. Ritter. B.; N.Y., 1991. Kotter – Die Schriften des Johannes von Damaskos/Hrsg. von P.B. Kotter, O.S.B. В.; N. Y., 1973. LW – Meister Eckhart. Die lateinischen Werke: In 5 Bd./Hrsg. von J. Koch u.a. Stuttgart, 1936–2007. Meyendorff – Gregoire Palamas.Defense des saints hesychastes: En 2 vol./Ed. J. Meyendorff. Louvain, 1959. Pf. – Deutsche Mystiker des 14. Jahrhunderts/Hrsg. von Fr. Pfeiffer. Leipzig, 1857. Bd. 2: Meister Eckhart. PG – Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. P., 1857–1866. Vol. 1–161. PL – Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J.P. Migne. P., 1844–1864. Vol. 1–221. Sinkewicz – Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters/Ed. R.E. Sinkewicz, C.S.B. Toronto, 1988. Sturlese, Blumrich – Seuse H. Das Buch der Wahrheit/Hrsg. von L. Sturlese und R. Blumrich. Hamburg, 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/hri...

51 Decret. pars I, cap. VI, §§ 14. 15 (Credner, Zur Gesch. des Kanons, Halae, 1847, p. 216. 217): «Evangelia quae falsavit Lucianus apocrypha; evangelia quae falsavit Hesychius apocrypha». 52 Пособиями при составлении настоящего очерка служили: Gregory, C. R. Prolegomena к 8-му изд. Н. З. Тиш. Lipsiae, 1894; Гэрике, Введение в Новозав. книги Св. Писания, перевод с немецкого под редакцией архим. Михаила, М. 1869, стр. 226 и след.; статья О. Гебгардта: «Bideltext des N. T. в Realencyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche, herausgeg. von Herzog und Plitt, Zweite Auflage, II Band. Leipzig. 1879, S. 400 и след. 57 Matthaei, Ueber dic sogenannten Recensionen, welehe Herr Abt Bengel, der Herr Doctor Semler und der Herr Geheime Kirchenrath Griesbach in dem griechischen Texte des N. T. wollen entdeckt haben. Ronneburgi et Lipsiae, 1804. 61 Scholz, Curae criticae in historiam textus evangeliorum, Heidelbergae, 1820. Bidlischkritische Reise, Lipsiae 1823 и N. T. gr. 1830. 62 Herzog’s Real-Encyk. Fur prot. Theol. u. Kirche, ed. 2, vol. 2, 1878, s. 411 (статья О. Гебгардта). – Эти «унц. 9 », как содержащие греческий текст константинопольской фамилии, представляют поэтому наибольший интерес и важность для исследователя славянского перевода Евангелия. 65 Scrivener, A plain introduction to the criticism of the N. T. ed. 2, Cantabrigiae, 1874. (Gregory, p. 198). 66 Westcott and Hort, The New Testament in The original Greek. Cantabrigiae et Londinii, 1881. См. у Gregory, p. 198–201. 68 R. Simon, Histoire et critique du texte du Nouveau Testament, Roterdami 1689. – Gregory, p. 224. 69 N. T. Gr. Textum ad fidem testium criticorum recensuit, lectionum familias subiecit, e Graecis codicibus manuscriptis, qui in Evropae et Asiae bibliothecis reperiuntur fere omnibus, e versionibus antiquis, conciliis, anctis patribus et scriptoribus ecclesiasticis quibuscunque vel primo vel itesrum collatis copias criticas addidit… 71 Tischendorf, Synopsis evangelica, ed. 3, Lipsiae, 1871, p. LIII; Haben wir den achten Schrifttext der Evangelisten und Apostel? ed. 2, Lipsiae, 1873. – Gregory, p. 285–286. – Тишендорф особенно много потрудился над изучением греческих унциальных кодексов и стяжал себе в этом отделе прочную благодарную память. Им открыты кодексы IT d ΓΘ b Π: впервые привлечены к сравнению F a NW bcd Θ f ; изданы BCLP; списан кодекс М; тщательно сличены EGKSVX.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Рабства не эмпирического, не фактического только (ибо большинство из нас не живут истинной Христовой жизнью, и суть рабы греха, не новая еще тварь, как должны бы мы быть), а принципиально обоснованного, с санкции, одобрения или даже по инициативе высшей – полновластной в католичестве – церковной власти. Это – дух рабства и окаменения, не захвативший, конечно, всей жизни Католической Церкви (многим плодам праведности и святости должны мы учиться у наших братьев-католиков), но вторгающийся и в учение и в жизнь и искажающий подчас то, к чему он прикасается, своим мертвящим дыханием. Это он, дух рабства, сказывается в стремлении перевести закон жизни Духа на язык внешнего механического счета, зачета, заслуги, числа и меры. Это он сказывается в учении об индульгенциях, в казуистической морали, связанной в значительной мере с именем иезуитов, в сильной примеси иногда чисто формального момента, в ущерб органическому, к учению о действии благодати Божией (так отчасти к учению о таинствах), в несвободном иногда отношении к истине Божией, которая воспринимается тогда как нечто, что внешне может быть навязано, как нечто, что является законом юридическим, а не законом духа жизни. Заповедь Божия воспринимается часто внешне – как суровая юридическая норма. Отсюда это столь распространенное в католической религиозности явление, так называемого “скрупулянства” – не страх Божий, который есть начало всякой нравственной жизни – а мучительная, мелочная боязнь, как бы не опустить чего-либо, не забыть чего-либо сказать на исповеди и т. д. Особенно яркое выражение эго “скрупулянство” получило в жизни Альфонса Лигуори, этого типичного представителя пореформационного католицизма, жившего в XVIII в., канонизированного в XIX в., и возведенного затем папой Пием IX (в 1871 г.) в сан «doctor ecclesiae». От этой бездушно, внешне понимаемой заповеди приходится искать защиты часто таким же внешним путем – стремлением истолковать заповедь не из духа ее, и в возможно минимализированном, омягченном, облегченном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Сведения грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике . Киев, 1912, с. 47). 642 Тема любви, являющаяся лейтмотивом всего творчества преп. Максима, здесь представлена в динамике сопряжения φβος – πθος. Эта любовь есть возвращение к исконному единству человеческой природы, разрушенному грехопадением Адама; она также ведет к нашему примирению с Богом. Обозначение любви как «закона» указывает на учение о трех законах, развиваемое преп. Максимом в других своих творениях. Эти законы суть «закон природы», «писанный закон» и «закон любви» (или «закон благодати», «духовный закон»). Творцом и связующим началом их является Божественное Слово, Которое действует и проявляется в каждом из этих законов. «Закон любви», данный нам Господом, есть основа нашего спасения и источник обожения. См.: Völker W. Maximus Confessor als Meister des geistlichen Lebens. Wiesbaden, 1965, S. 201–208; Dalmais I. Saint Maxime le Confesses. Doctor de la charité//La Vie Spirituelle, 1948, t. 2., p. 294–295; Idem. La fonction unificatrice du Verbe Incarne d " apres les oeuvres spirituelles de Saint Maxime le Confesseur//Sciences Ecclesiastique, 1962, t. 14, p. 458–459. 643 Термин βουλ, который традиционно переводится здесь как «совет», имеет также значение «воли, намерения, замысла». В таком качестве он тождественен понятию βολησις. На это тождество и указывает схолия: «То же самое в Боге совет и воля». 644 Указание на уже неоднократно встречавшуюся теорию «логосов», фундаментальную для богословия преп. Максима. В данном случае речь идет о «логосах Промысла и Суда», которые отличаются от «логосов», предсуществующих в Боге, а также от «логосов естеств». См.: Dalmais I. H. La theorie des «logoi» des creatures chez Saint Maxime le Confesseur//Revue des Sciences Philosophiques et Théologiques, 1952, t. 36, p. 244–249. 645 Термин γενε имеет множество значений; среди них, помимо значения «род, племя», значатся также и «рождение, век, время» и т. д. 646 Бог Отец обозначается здесь как χορηγς (букв, «руководитель хора»). Но в античности «хорегом» также называли и того, кто поставлял за свой счет хор для праздника. Отсюда и значение «дарователь [благ]». В христианской литературе обозначение Бога Отца в качестве «Хорега» встречается у Климента Александрийского , Оригена («Дарователь всяческой жизни»), Серапиона Тмуитского . Этим богословам и следует в данном случае преп. Максим, что еще раз подтверждает «александрийскую» ориентированность его богословской системы. См.: Lampe G. W. H. Op. cit., р. 1527.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010