23 сентября 2022 г. 16:00 Таинство единства ЦЕРКОВЬ И ЕВХАРИСТИЯ В БОГОСЛОВИИ БЛАЖЕННОГО АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНСКОГО На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин  СПбДА протодиакон Константин Маркович.  PDF-bepcuя. I. Omnium doctor eximius Ecclesiarum — превосходнейший учитель всех Церквей Колыбелью латинской христианской письменности и литургической традиции была отнюдь не столица империи — Рим, а провинция Проконсульская Африка, административным центром которой с 46 года до Р. Х. был г. Карфаген. Во второй половине II века в Карфагене проповедовал и писал свои труды Тертуллиан. Уроженец, по всей видимости, Африки, Марк Минуций Феликс тогда же написал апологию 1 «Октавий», считающуюся одним из первых христианских текстов на латинском языке.  В период с 248 по 258 год епископом Карфагена был священномученик Киприан, ревностный защитник канонического принципа единства Церкви перед лицом ересей и расколов, плодовитый автор, также писавший на латинском языке. В это время в Риме греческий язык был языком богослужения и общения у христиан, о чем свидетельствуют труды мученика Иустина Философа и священномученика Ипполита Римского. Первыми документами Римской Церкви, написанными на латинском языке и дошедшими до нас, были послания Римских пап святителей Корнелия и Стефана священномученику Киприану, а также сочинения раскольника Новатиана, наиболее крупное из которых — De Trinitat e («О Троице»). В качестве богослужебного языка Римской Церкви латинский язык утвердился лишь в годы понтификата папы Дамаса (Дамасий I; 366–384) 2 . 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Ключевые слова: Беда Достопочтенный , Послание ап. Иакова, Соборные Послания, искушения, мудрость, богатство, бедность, похоть, грех, гнев, обуздание языка, Закон, дела, вера, оправдание, Суд, терпение, болезнь, помазание болящих, молитва , спасение. Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 2 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных- энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

В.Я. Саврей Раздел IV. Святитель Григорий Нисский как теоретик христианской науки Лекция 11. Личность святителя Григория Нисского, философа и мистика Из трех великих каппадокийцев младший, св. Григорий Нисский (ок. 335–394 гг. по Р. Х.), наиболее гармонично сочетал в себе начала античной и христианской учености. Он не прославился как Вселенский Учитель Церкви (лат. Doctor Ecclesiae), хотя деяния VII Вселенского Собора (787) за древность авторитета называют его «отцом отцов», но создал наиболее законченную систему христианского учения по вопросам триадологии, антропологии, психологии. Современные западные ученые также называют св. Григория Нисского «подлинным основателем мистического богословия» 90 . В герменевтике св. Григорий Нисский более всего склонялся к применению методов, разработанных Оригеном . Однако систематическое применение им аллегорезы строго в рамках, установленных практикой Каппадокийской школы, позволяет говорить и об окончательном изживании крайностей оригенизма. Нисский Святитель был эллином по языку и мышлению, он получил от потомков имя «Философа»; в то же время он отличается от старших каппадокийцев тем, что почти не цитирует нехристианских авторов 91 . Св. Григорий Нисский получил образование на родине: сперва в родительском доме, затем в Кесарии. Однако уровень его начитанности не ниже, чем у старших каппадокийцев: помимо того, что в детстве он прошел «многолетнюю школу духовного чтения» 92 , его наставником в более зрелые годы стал его родной брат св. Василий Великий . Духовное настроение в семье привело молодого Григория на путь церковного служения: он стал анагностом (чтецом Священного Писания) в храме. Но решимость полностью посвятить себя делам веры появилась позднее. Вначале св. Григорий Нисский решил построить светскую карьеру, занялся риторикой. Вероятно, эти годы были плодотворными для изучения им языческой литературы. Известно также, что будущий Святитель был женат, но продолжительность этого брака, прерванного смертью супруги, остается не вполне выясненной 93 . Затем, как мы упоминали выше, св. Григорий Нисский поступил в монастырь на реке Ирис.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУРАНД ИЗ СЕН-ПУРСЕНА [лат. Durandus de Sancto Porciano; франц. Durand (Дюран) de Saint Pourçain] (ок. 1275, Сен-Пурсен-сюр-Сьюль - 10.09.1334, Мо), франц. средневек. философ и теолог, известный также как Doctor Resolutissimus (Всеразрешающий доктор). В юном возрасте вступил в орден доминиканцев , обучался сначала в орденской школе мон-ря св. Иакова (Париж), затем в Парижском ун-те (с 1303). В 1313 г. получил степень д-ра теологии, читал лекции в папской курии в Авиньоне. В 1317 г. рукоположен во епископа Лиму, затем был епископом Ле-Пюи (с 1318) и Мо (с 1326). Основные сочинения «In Sententias theologicas Petri Lombardi Commentariorum libri quattuor» (Комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского) и «Quodlibeta avenionensia» (Авиньонский кводлибет (Запись диспута «на свободную тему», состоявшегося в Авиньоне в Адвент 1314 г.)). Кроме того, важное место в творчестве Д. из С.-П. занимают ряд «вопросов» и трактатов: «Quaestio de natura cognitionis» (Вопрос о природе познания), «Quaestiones de libero arbitrio» (Вопросы о свободном решении), «Tractatus de habitibus» (Трактат о хабитусах), «Tractatus de statu animarum Sanctorum postquam resolutae sunt a corpore usque ad reunionem cum corporibus in resurrectione» (Трактат о положении душ святых после их отделения от тел и до воссоединения с ними в воскресении), «Tractatus de iurisdictione ecclesiastica et legibus» (Трактат о церковной юрисдикции и законах). Для творчества Д. из С.-П. определяющими стали 2 главные тенденции, характерные для мн. представителей поздней схоластики. Во-первых, стремление к разделению сфер веры и разума, ведущее, с одной стороны, к ограничению области применения философии в теологии, а с др. стороны, к определенной автономизации философского знания (в случае Д. из С.-П. эта тенденция нашла выражение прежде всего в том, что он, занимаясь преимущественно философскими исследованиями, не всегда обращал внимание на то, какие теологические выводы могут следовать из его философских позиций).

http://pravenc.ru/text/180598.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [Лат. Laurentius de Brundusio; итал. Lorenzo da Brindisi; мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (22.07.1559, Бриндизи - 22.07.1619, Лиссабон), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации , учитель католич. Церкви (см. Doctor Ecclesiae). Род. в семье набожных католиков Гульельмо Руссо и Элизабетты Мазеллы. После смерти отца (между 1561 и 1565) мальчика отправили в мон-рь францисканцев-конвентуалов Сан-Паоло-Эремита в Бриндизи, где подвизался его дядя, пресв. Джорджо Медзоза, повлиявший на решение Руссо избрать путь монашеского служения. Когда ему было 14 лет, умерла мать, и Руссо уехал в Венецию к дяде по отцовской линии, священнику, обучавшему клириков базилики Сан-Марко. При поддержке дяди Руссо продолжил учебу в Венеции. Там он познакомился с деятельностью капуцинов и 18 февр. 1575 г. был принят в орден с именем Лаврентий, 24 марта 1576 г. принес монашеские обеты. По окончании годичного новициата в Вероне Л. из Б. изучал логику в Падуе, философию и богословие в Венеции, но особое внимание он уделял Свящ. Писанию и языкам: Л. из Б. знал латынь, древнегреческий, древнееврейский, арамейский, сирийский, немецкий, французский, испанский, чешский. 18 дек. 1582 г. он был рукоположен в сан пресвитера и практически сразу привлечен к проповеднической деятельности ордена. Л. из Б. преподавал и проповедовал в ц. Сан-Джованни-Нуово в Венеции; в 1583-1586 гг. преподавал богословие и Свящ. Писание в венецианском отд-нии ордена капуцинов; в 1586-1588 гг. был настоятелем и наставником новициев в монастыре Бассано-дель-Граппа. В 1590-1592 гг. Л. из Б. возглавлял Тосканскую пров. ордена капуцинов. В 1592 г. папа Климент VIII поручил ему проповедь иудеям в Риме (к этому времени Л. из Б. уже проповедовал евр. населению Венеции и др. городов по собственной инициативе). Считается, что благодаря проповедническому таланту Л. из Б., а также его глубокому знанию Свящ. Писания и раввинских сочинений значительное число римских иудеев приняли христианство. В 1594 г. Л. из Б. вернулся в Венецию; в 1596-1597 гг. он руководил Венецианской, а затем Швейцарской (1598-1599) и Генуэзской (1613-1616) провинциями ордена капуцинов. В 1596-1602 и 1613-1619 гг. являлся главным дефинитором ордена. В 1602-1605 гг. был генеральным настоятелем (министром) ордена.

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Говоря таким образом, я прямо отождествляю исповедь католическую с исповедию иезуитскою, и делаю это не без оснований. Именно. Все учебники и системы католического пастырского богословия, выходящие в свет с епископского и тем более с папского благословения и одобрения, в основу своих трактатов об исповеди полагают произведения знаменитейших иезуитских светил, преимущественно – Гюри (Gury), этого главу новейших иезуитов, и Альфонса де Лигорио (по другому произношению – Лигуори). Из них последний – этот архипробабилист конца прошлого столетия (род. 1696 г., ум. 1787 г.) – причислен латинскою церковью к лику святых, папою Пием IX возведен на высокую степень «учителя церкви» – doctor ecclesiae, а папою Григорием рекомендован как образец, которому должны следовать все духовники. На произведения его „Homo Apostolicus“ и „Theologia Moralis“ неизменно ссылаются самые новейшие католические пасторы, заслужившие одобрение высшей церковной власти, напр. Gaszner в своем объемистом „Pastoral“ 1881 r. Probst в сочинении „Theorie der Seelsorge“ изд. прошлого 1885 г. (1-е изд. 1883 г.); не буду уже упоминать о многотомных и также одобренных системах пастырского богословия 70-х годов (Amberger’a, Benger’a и др). Сам же Альфонс Лигуори в упомянутых своих произведениях решительно каждый тезис подтверждает ссылками на таких авторитетных писателей иезуитского ордена, как Бузембаум, Васвец. Суарец, Эсвобар, Сапчес и др., которые и теперь именуются светилами первой величины, украшающими общество Иисуса. Ссылок на древних отцов и учителей Церкви у него совсем нет; на Св. Писание – очень мало, да и то не всегда кстати; за то иезуитские светила блистают во множестве на каждой его странице, почти на каждой строке 4 . Если же таковой учитель рекомендован папою в руководство для всех католических духовников, то, кажется можно с полным правом представлять современную католическую исповедь именно как иезуитскую 5 . Позволительно, значит, и мне в своем изображении католической исповеди руководствоваться тем же самым Альфонсом Лигуори и его единомышленниками. Конечно, очень может быть, что многие католические духовники не во всем следуют рекомендованному образцу; спорить против этого было бы точно так же рискованно, как и против того, что наши православно-русские духовники не всегда ведут дело по данной им норме. Но не об этих ненормальных явлениях нам приходится говорить; важны самые принципы, положенные в основу исповеди тою и другою церковью. Их-то мы и сопоставим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Patrology is the Vital Life of the Church One could say that patrology as a science of the Fathers and the very life of the Church are inseparably united. One cannot, like some of us sometimes do, separate the science of the Fathers from the living current of Church Tradition, as something differing in origin from this Tradition. Such an approach, in my opinion, is fatal for patrology. Interview with a Professor of the Moscow Theological Academy A. I. Sidorov Aleksei Ivanovich Sidorov is a doctor of church history and a professor of the Moscow Theological Academy and the Sretensky Theological Seminary. Born in 1944, in 1975 he graduated from the historical faculty of Moscow State University in the department of the history of the ancient world, and completed the degree of aspirant from the Russian Academy of Sciences’ Institute of General History. A. I. Sidorov has published ten books, among which are The Works of St Maximus the Confessor: Theology and Ascetic Tracts; The Works of Abba Evagrius: Ascetic and Theological Tracts; Blessed Theodorit of Cyprus: History of the Lovers of God; Course of Patrology: The Emergence of Church Letters, and more than 100 scholarly articles. The interview was conducted May 21, 2010 by Vyacheslav Golzow, a fourth-year seminarian at Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russia – Aleksei Ivanovich, please tell us what patrology is and when it arose. – I wrote about this in my first (and so far only) volume of patrology. Patrology is the teaching about the Fathers which, however, is not limited only to the Holy Fathers; ecclesiastical writers must also fit into it. Without it patrology can not be complete. If we, for instance, do not study Clement of Alexandria, who was not a Church Father, but was a brilliant ecclesiastical writer and thinker, then we will not understand the formation of all patristic theology. Strictly speaking, patrology, as a science, arose in recent times, but I don’t want to speak of it strictly in a scientific meaning, because its subject is the vital life of the Church, this is an authentic patristic Tradition, which lives in the Church and began immediately after the Apostles. Why do we study the apostolic fathers such as the Hieromartyr Ignatius the God-Bearer? Because he spoke and studied in the spirit of Tradition. One could say that patrology as a science of the Fathers and the very life of the Church are inseparably united. One cannot, like some of us sometimes do, separate the science of the Fathers from the living current of Church Tradition, as something differing in origin from this Tradition. Such an approach, in my opinion, is fatal for patrology.

http://pravmir.com/patrology-is-the-vita...

His Beatitude Archbishop Ieronymos of Athens and All Greece Receives Honorary Doctorate from Holy Cross School of Theology admin 20 May 2013 May 18, 2013 Holy Cross Greek Orthodox School of Theology conferred today an Honorary Degree of Doctor of Divinity, Honoris Causa, to His Beatitude Archbishop Ieronymos II of Athens and All Greece, during its 71st graduation ceremony. Archbishop Demetrios of America conferred the honorary title to the Primate of the Autocephalous Orthodox Church of Greece following the citation by the President of Hellenic College Holy Cross, Rev. Fr. Nicholas Triantafilou. In the citation, Fr. Triantafilou portrayed His Beatitude as a Hierarch, a Shepherd and a Leader and in recognition of his exceptional intellectual, pastoral and ecclesiastical achievements in general asked the recipient for “the singular privilege of honoring you and joining your name with that of our sacred institution.” Archbishop Ieronymos accepted the honor and delivered the commencement address to the graduates. In his address he said that “this School is indeed a jewel of our Church; a lighthouse of Orthodoxy in the vast Western Christian and multicultural world.” He also outlined some crucial and essential questions facing prospective clergymen and Orthodoxy in general, and offered meaningful answers and paternal admonitions. (See the text in its entirety here .) The conferral of Degrees to a total of 63 graduates followed, 20 were graduates from Hellenic College and 43 from the Holy Cross School of Theology. His Eminence Archbishop Demetrios of America spoke at the end of the ceremonies and summarized the key qualities of His Beatitude, noting “his uncompromising faith, his unconditional dedication to the Church and his high sensitivity to people who suffer.” (L to R) Fr. Nicholas Triantafilou, Archbishop Demetrios of America, Archbishop Ieronymos of Athens and All Greece, Metropolitan Methodios of Boston, and Dr. Thomas Lelon, vice-chair of the Board of Trustees. (photo © Dimitrios Panagos/GOA)

http://pravmir.com/his-beatitude-archbis...

Lectures on Georgian studies presented in special section of annual theological conference in Moscow St. Tikhons University/Православие.Ru Lectures on Georgian studies presented in special section of annual theological conference in Moscow St. Tikhons University Moscow, November 18, 2010 Metropolitan Andrew of Gori and Samtavisi. On November 17, 2010, a thematic section on " Kartvelology: its problems and perspectives " was begun as part of the 21st annual theological conference of the Orthodox St. Tikhon's Humanitarian University, reports the DECR Communication services. Kartvelology is the study of Georgian history and culture. Participating in the section's work are representatives of the Georgian Patriarchate: Metropolitan Andrew of Gori and Samtavisi, Metropolitan Nikoloz of Akhalkalaki and Kumurdo, V. I. Silogava, Doctor of Historical Sciences (Georgian State University; Georgian University of Apostle Andrew the First-Called) and Z. D. Abashadze, Professor of History Sciences (Georgian University of Apostle Andrew the First-Called). On the first day, Metropolitan Andrew gave his report on " The theological aspects of the of the rule of the Iberian Petritsonis (Bachkovo) Monastery of Grigol Bakurianidze (Pachuashvili). " Metropolitan Nikoloz gave his report, " Kartvelology, and certain aspects of modern cultural studies " in which he studied the significance of culturalogical factors in Russian-Georgian relationships, after which he presented a documentary film entitled, " My Queen, " on the visit to Georgia of a copy of the miracle-working Vladimir icon of the Mother of God, at the blessing of Patriarch Catholicos Ilya of Georgia. On September 8, 2009, Patriarch Kirill of Moscow and All Russia presented the Georgia Church with an exact copy of the Vladimir icon, after a solemn service in the Moscow Church of St. Nicholas in Tolmachi, where the original is kept. A report by Metropolitan Shio of Senaki and Chkhorotskuon the correspondence of St. Alexiy (Shushanin) with the sisters of Teklat Convent was also read, as were other important reports on the cultural and ecclesiastic life of Georgia.

http://pravoslavie.ru/42937.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010