678. См.: GoguelM. L " Eglise naissante, p. 178. 679. Евсевий. Церковная история, 11, 2; Tradition apos- tolique, 2. 680. Clement a Jacques, 5; Cone. d " Elvire, с. 18; Mansi, 1,994. 681. Евсевий. Церковная история, III, 36, 2; V, 24, 7; Didascalie, IV, 5, 1—5. 682. Евсевий. Церковная история, VII, 32, 2. 683. Евсевий. Церковная история, V, 24, 8. 684. Евсевий. Церковная история, IV, 22, 5. 685. Употреблено в посланиях Климента и Игнатия, в названии «Пастырь» Гермы, в надписях. См.: ThWNT, VI, pp. 496–498. 686. Didascalie, IV, 1–6; XII, 57, 1–58,6. 687. Didascalie, V, 11. 688. См. диссертационное исследование: Gerke F. Die Stellung des 1. Clemensbriefes innerhalb der Entwicklung der alt. Christl. Gemeindeverfassung, TU, 47,1. Leipzig, 1931. 689. Нош. Clem, 5. 690. Didascalie, XI, 44,4. 691. Слово «диакон» в переводе с греческого означает «служащий». Диакония — служба, диаконат — одна из функций церкви. См. мою книгу Vie liturgique et vie sociale, pp. 67–92. 692. Didascalie, IX, 34, 3; XVI, 13, 1. Нигде не говорится, что рядовые верующие участвовали в подборе диаконов. 693. Didascalie, XVI, 13, 1–7. 694. 1 Кор. 6, 1–11; Didascalie, XI, 47, 1. 695. Sim, IX, 26, 2; Cyprien. Ер. 52 (49), 1. 696. Pline. Ер. X, 96 (97). 697. Didascalie, XVI, 12, 4; 13, 1. См. также мою работу Vie liturgique et vie sociale, pp. 139—147. 698. Didascalie, XV, 6, 2. 699. Epiphane. Haer, 79, 3- 700. Vis, III, 5, 1. 701. Mart. Polyc, 5, 2; La geste du sang, p. 27. 702. Евсевий. Церковная история, V, 24, 5. 703. См.: Vita Pontii. 704. Odes, 6, 1//Naissance des lettres chretienne. Paris, 1958, coll. Ictys, η. 1. 705. Dial, 39, 2; 88, 1; 82, 1. 706. Ириней. Против ересей, II, 32, 4; см. также: Евсевий. Церковная история, V, 7, 3—5; 6, 1; 7,6. 707. Ириней. Против ересей, II, 32,4. 708. Did, 10, 7; 11,3,7–11; 13, 13; 15, 1–2. 709. Vis, II, 4, 2; III, 1, 8, 9; V, 5–7; Sim, IX, 33,1–3- 710. Vis, III, 1,8,9- 711. Sim, IX, 26, 2. 712. Евсевий. Церковная история, V, 17,4. 713. См. рассказ о лионских мучениках: Passion de Felicite et Perpetue//La geste du sang, pp. 46—59; 70—86.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

321. Homil. II de verb. apost. habentes eumdem Spir. (2Corinth. IV, 13) n. 7 col. 288 etc. (M. t. 51). 704 In ep. ad Rornan. hom. XIII, 4 col. 513 (M. t. 60). «Какое различие между ними (законом ветхим и новым)? Большое и неизмеримое: тот есть закон духовный (πνευματις), а этот закон Духа (Πνεματος). Чем же отличается этот от того? Тем, что тот дан только от Духа (π το Πνεματος μνον), а этот приявшим его даровал изобильно и (самого) Духа». 705 homil. 2 col. 526. Изъясняя Рим. 15: не приясте бо духа работы, замечает: «это очень не вразумительно. Ибо народ иудейский не получил Духа (Πνεμα ο. λαβεν). Ο чем же он (апостол) говорит здесь? Так он назвал письмена, – потому, что они духовны, – равно и закон духовный и воду из камня и манну». 706 Правда, и в Ветхом Завете было освящение, но оно состояло там только в удалении от идолов, а в Новом «мы получаем этот дар сначала чрез самое нисшествие Духа, а потом и чрез жизнь, которая выше иудейской». Эти мысли изложены в In Ioan. hom. XIV n. 2 col. 98, где выяснены и другие различия между Ветхим и Новым Заветами (n. 1, 2: правда и правда, вера и вера, усыновление и усыновление). 707 s. Pascha n. 5 col. 771 (M. t. 52). «Была некогда у иудеев водная купель... Там сходивший после первого уже не получал исцеления, ибо такая (только) благодать ( χρις) дана была иудеям больным, пресмыкавшимся долу». 711 In s. Pascha hom. n. 3 col. 768. Κα γρ ε α μετρα χρις πρ το Δεσπτου, λλ α ενων δov. 715 In ep. ad Rom. hom. XIII, 8 col. 519. Ο γρ στι Πνεματος παροντος μ α Χριστν παρεναι. που γρ ν μα τς Τριδος πστασις παρ, πσα πρεστιν Τρας·διασπστως γρ χει πρς αυτν. 716 De s. Pentec. hom. I n. 2 col. 456: διενεμαντo τηv περ μν οονο μαν Πατρ α Υς α γιον Πνεμα. 718 In Genes. hom. III, 1 col. 33. «Что означают слова: Дух Божий ношашеся верху воды? Мне кажется , что они означают то, что водам была присуща некоторая жизненная энергия (νργει τις ζωτι)». То же повторяет и далее в начале n.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

702 См. выше, стр. 161. 703 См. выше стр. 57. 704 Luft , Liturgik II, 129. 705 Amalarius , De divimo otfic. I, 4. 706 Сокр . Церк. ист VI, 8. 707 Август . Испов. IX, 7. 708 Пример антифонов в р.-католической церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из перых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в р.-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они гл. о. приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3—4 на каждый праздник. 709 Тип. гл. 2 и др. 710 Тип. гл. 49, среда 1 седм. вел. поста. 711 Ефрем Сир . Гимн 53. Созомен , Церк. ист. III, 16. Бл. Феодорит , Церк. ист. IV, 29. 712 Афан. В . Прот. ар. сл. 1. 713 Григ. Б . сл. 51. 714 Август . Пис. Ианнуар. 715 Goar. Iac. , Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 716 Pitra I . Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 717 Asscmani , Bibliotheca orientalis, Romae 1710—21, t. I, p. 59. 718 Asscmani , Bibliotheca orient. I, 47. 719 Kayser L . Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной р.-католич. церковной поэзией. 720 Сообщаемое у арх Филарема , Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 721 Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 722 Hauck . Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 ( Tietschek G. , Kirchenlieder der alten Kirce). 723 Benedictus , Regula, c. 11 ( Migne , Patrol. s.1. t. 66) и др. 724 Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35—38. Chron. Dacii (XI в.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

γγελοειδς engelgleich, wie ein Engel: EustDam 625A.– KumN; -ς L. γγελοεκελος engelgleich: ThStudCatM 90 (p.56 MCL). IgnDiacEp 62. Miller: πρσωπον cod. Coisl. 110,202r (V. Abram. et Mariae). γγελοθατος wie ein Engel anzusehen: νρ AASS Nov II 1, 343A. σ χρις HagNik I 310. γγελοκμιστος von Engeln gebracht: πσχεσις ThStudPG 753A. Miller: cod. Par. 1185A, 199 (Anon. narr. de imaginibus). γγελομνυτος von einem Engel angekündigt: σλληψις AnalAv 42,21=AntTrips 78,7. γγελμορφος engelgestaltig, engelhaft: Ps.-Epiph. Const., PG 43,485A. DelStyl 208,12. NStethVi 44.50. AHG II 64,16; VII 168,6. SaintsThrace 186,1.– KumN, HL. γγελομρφως in der Gestalt eines Engels: AHG I 208,244. JosHymFant 147,220. γγελνους mit der Gesinnung eines Engels: ElogNect 182. γγελπλοκος von Engeln geflochten: στφανος ThStudEp 157,18. KrumbGeorg 83,17. γγελοποις engelgleich machend: προσευχ NStethCap 921C. EustOp 69,77. γγελοπρπεια, Engelhaftigkeit: PachDion 3,797C. γγελοπρεπς wie Engel, engelgleich: NicephOp 213,25. MSyncArch 1541E. GNikLog 1452C.– L. γγελοπροστασα, Beistand durch einen Kaiser aus dem Geschlecht der Angeloi: βασιλικ BalsamEpigr 185 XVII 3; 191 XXVII 27. γγελοπρσωπος mit Engelsgesicht: DioskAphr (P. Cair. Masp. I 67097 F,18)=DioscAphr 61.– HL. γγελπρωτος erster der Engel (=Erzengel Michael): MarkKod 53 Nr. 95,3; 143 Nr. 213,3. γγελοσθενς von der Kraft der Engel: CanVat 1805,191 (s.X). γγελ(στατος) ? μρτυρες, μεγλοι γγελ(στατοι) RystMat 95,6 (fort. γγελοστρτηγοι?). γγελοσνθετος mit den Engeln verbunden: ρμονα AHG X 285,50. γγελτης, engelhafte Natur: Zigab III 117A. Palam I 625,24.– L s.v. γγελιτης. γγελτροπος nach Art der Engel, wie Engel: Χριστιανο Zigab III 289C. γγελοτρπως nach Art der Engel, wie Engel: TomadRom II ρλ. AHG IV 121,74; VI 153,39 v.l.; XI 425,68. γγελομνητος von den Engeln gepriesen: κλος (von Maria) EustOp 37,80. γγελοφαντος von Engeln gewebt: χιτν EncPanc 352,25. γγελοφνεια, Engelserscheinung: NicephAnt 308C. 349C. SynaxCpl 704,18. IsSebDorn 70,8.– L.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

701. Aeschyli Choephorae 704. 702. Sophoclis Antigona 1. 703. Xenophontis Hellenica II, 1, 12. 704. За вычетом, разумеется, апокалиптической) Агнца, игравшего важную роль в раннехристианском искуссгве от росписей катакомб до мозаик Равенны, однако затем почти полностью исчезнувшею из иконографии, в особенности на православном Востоке. Восемьдесят второе правило Трулльского собора (691—692), приравниваемою восточной традицией к Вселенский соборам, гласит: «На некоторых изображениях досточтимых икон бывает представлен Агнец, на которою указует перст Предтечи, и это понимается как знак благодати, как и ашец Ветхою Завета знаменуег истинною Агнца, сиречь Христа, Бога нашего. Поскольку, однако, мы, с любовию принимая древние тени и образы как преданные Церковью символы и знаменования истины, все же предпочитаем самое новозаветную истину как исполнение Ветхою Завета, то, дабы исполнение это хотя бы в образе было представлено перед очами, мы определяем, чтобы на иконах вместо прежнею Агнца изображался… Христос, Бог наш, в человеческом обличии, чтобы мы в его унижении зрели высоту Бога Слова и чтобы в памяти нашей оживляема была Его жизнь во плоти…» (Mansi XI, col. 977—980). Как известно, однако, решения «Пято-Шестого» собора не были признаны на Западе обязательными. 705. Можно отметать весьма немногочисленные исключения, например краснофигурную вазу V в. до н. э. (впервые опубликована в кн.: Ldnormantet С., Witte Р. de. Elite de monuments ceramographiques. Paris, 1844. Vol. 1. P. 252—253), на которой изображена Афина; в левой руке богиня держит тройной складень, а правой подносит ко рту грифель. О смысле этого изображения см.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. S. 9. 706. Cp.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse Bijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20-39.ijdragen tot de Muziekwetenschap..: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse Bijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20-39.ijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20-39.ilthoven, 1968. 8, IV. S. 20-39.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Древнерусские памятники. С. 49, 74; Catalano, Pašuto. L’idea di Roma. P. 82). Заявление о помазании по «древнему царскому чину» не может относиться, конечно, к русской традиции поставления, но относится, скорее всего, к традиции византийской (и опосредствованно – к библейской традиции). Соответственно, в Казанской истории говорится, что Иван IV «воцарися и поставися на царство великим поставлением царским... И помазан бысть святым миром и венчан святыми бармами и венцем Манамаховым по древнему закону царскому, яко же и римстии, и гречестии, и прочии православнии царие поставляхуся» (Казанская история. С. 360). 704 Симеон Солунский в своем описании византийского коронационного обряда нигде не придает императорскому помазанию значения таинства и никак не ассоциирует его с Миропомазанием (см.: PG. 155. Col. 351–358 ; ср.: Arranz M. L’aspect rituel de l’onction des empereurs de Constantinople et de Moscou//Roma, Constantinopoli, Mosca. [Napoli, 1983]. P. 413; Idem. Les Sacrements de l’ancien Euchologe constantinopolitain, X: La consécration du saint myron//Orientalia Christiana Periodica. 1989. Vol. 55/2. P. 319. Not. 3; Kniazeff A. Les rites d’intronisation royale et impériale//Les bénédictions et les sacramentaux dans la Liturgie. Conférences Saint Serge, XXXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 23–26 Juin 1987/Éd.: A. M. Triacca, A. Pistoia. R., 1988 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». «Subsidia»; 44). P. 155). Равным образом и на Западе помазание монарха при возведении на престол не воспринималось как таинство (см.: Kantorowicz E. H. Deus per naturam, Deus per gratiam: A Note on Mediaeval Political Theology//The Harvard Theological Review. 1952. Vol. 45. P. 253–277). 705 См.: Arranz M. Évolution des rites d’incorporation et de réadmission dans l’Église selon l’Euchologe byzantine//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques. Conférences Saint-Serge, XXIVe semaine d’études liturgiques. Paris, 28 Juin – ler Juillet 1977. R., 1978 (Bibliotheca Ephemerides Liturgicae. Subs.; 14). P. 66; Idem. L’aspect rituel de l’onction. P. 413, 415; Idem. Les Sacrements. P. 319. Not. 3; Idem. Couronnement royal et autres promotions de cour: Les Sacrements de l’institution de l’ancien Euchologe constantinopolitain. III/1//Orientalia Christiana Periodica. 1990. Vol. 56/1. P. 86. Not. 5. 706 Характерна в этом смысле ошибка Олеария, который полагал, что «халдеев», т. е. ряженых, участвовавших в «Пещном действе», принято было вторично крестить в проруби (Олеарий A. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. C. 301–303); на самом же деле они совершали омовение в «Иордани». Отметим также помазание богоявленской водой, которое издавна практикуется в Православной Церкви (Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 87).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Из других сочинений, относящихся к исследуемому нами предмету, прежде всего обращает на себя внимание магистерская диссертация Архиепископа Сергия, представляющая попытку систематического изложения православного учения об усвоении каждым человеком спасения, совершенного Иисусом Христом, – в виду того, что это учение, как мы уже имели случай не раз разъяснять, служит основой, корнем всего христианского мировоззрения, равно как и для раскрытия православного учения о смысле «аскетизма“ оно является необходимой почвой, определяющей саму постановку вопроса, его исходный пункт и дальнейшее направление по всем существенным сторонам. 698 Впрочем в «Энциклопедии» г. Пономарев в н " Ьскол ких строках касается и этого вопроса. См. столб. 57 704 Проф. Владиславлев. Философия Платона, основателя новоплатоновской школы, стр. 138. (СТШ. 1868). 713 Стр. 34. Ср. Феодорит. Т. LXXX, col. 757: των προφητν τον – χ. τρ. ονα βον Ιστορα διδσκει. 732 Ср., однако, I. Златоуст . In Epist. I ad Corinth. Homil. XIX, с. VI. T. LXI, col. 160. Homil. XXXVI, с. V. T. LXI, col. 312–313. In Ер. I ad. Corinth. Homil. XIX, с. II. T. LXI, col. 133. In Epist. ad Ephcs. с. V, Homil. XX, с. I. T. LXII, col. 136. Expos, in Psalm. XLIV , с. ХЛ. T. LV, col. 202. In illud, vidi Dominum Homil. IV, c. HI. T. LVI, col. 128. De virginitate. с. XXX. T. XLVHI, col. 554; c. LXXVII. col. 589–590. Василий В. Const, monast. с. I. T. XXXI, col. 1324AB. Григорий Б. Or. XL, c. III. T. XXXVI, col. 381B. Or. XLIH, col. 504D. ibid. col. 505D. Григорий Нисский . De virginitate с. XVII. T. XLVI, col. 389А. Ефрем Сирин . De virginitate. T. HI, p. 74CD. Амвросий Медиоланский De virginitate. L. I, с. VI, n. 33, col. 274. Климент Ал. Strom, lib. Ill, c. Xil. T. VIII, col. 1189AB. 735 Ср. Мефодий Патарский . Convivium decern virginum. Or. Ill, с. XI. T. XVIII, col. 77AC. Cp. Or. Ill, с. XIV, col. 84C-85A. Ср. Григорий Б. De rebus suis. IV XXXVII, col. 974--975. De vitae itineribus. col. 782. De animae suae calamitatitibus. col. 1373. Григорий Нисский De virginitate с. XIII. Т. XL VI, col. 330D-381 A; ibid. с. IY, col. 348В. Он же· De vii’ginitate Т. XLYT, col. 317А: οτε τος μπλακεσι τ τοδ βου κοιντητι paotov το κα& αυχαν κροσφιλοσοφεν τ θειοτρα ζω, και τος ποταςαμνοις πντη τω ταραχοει βω, πολλς ευκολας ολιης τας ψηλοτραις σχολαις καρεδρεειν περισπστως.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

704 За вычетом, разумеется, апокалиптической) Агнца, игравшего важную роль в раннехристианском искуссгве от росписей катакомб до мозаик Равенны, однако затем почти полностью исчезнувшею из иконографии, в особенности на православном Востоке. Восемьдесят второе правило Трулльского собора (691–692), приравниваемою восточной традицией к Вселенский соборам, гласит: «На некоторых изображениях досточтимых икон бывает представлен Агнец, на которою указует перст Предтечи, и это понимается как знак благодати, как и ашец Ветхою Завета знаменуег истинною Агнца, сиречь Христа, Бога нашего. Поскольку, однако, мы, с любовию принимая древние тени и образы как преданные Церковью символы и знаменования истины, все же предпочитаем самое новозаветную истину как исполнение Ветхою Завета, то, дабы исполнение это хотя бы в образе было представлено перед очами, мы определяем, чтобы отньине на иконах вместо прежнею Агнца изображался… Христос, Бог наш, в человеческом обличии, чтобы мы в его унижении зрели высоту Бога Слова и чтобы в памяти нашей оживляема была Его жизнь во плоти…» (Mansi XI, col. 977–980). Как известно, однако, решения «Пято-Шестого» собора не были признаны на Западе обязательными. 705 Можно отметать весьма немногочисленные исключения, например краснофигурную вазу V в. до н. э. (впервые опубликована в кн.: Ldnormantet С., Witte Р. de. Elite de monuments ceramographiques. Paris, 1844. Vol. 1. P. 252–253), на которой изображена Афина; в левой руке богиня держит тройной складень, а правой подносит ко рту грифель. О смысле этого изображения см.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. S. 9. 706 Cp.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse Bijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20–39.ijdragen tot de Muziekwetenschap..: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse.: Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer//Utrechtse Bijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20–39.ijdragen tot de Muziekwetenschap. Bilthoven, 1968. 8, IV. S. 20–39.ilthoven, 1968. 8, IV. S. 20–39.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

137 См. в моей Histoire des Persecutions, t. II, 2-e edit., p. 465 и след., Appendice А: Domaines funeraires des particuliers et des Colleges. 144 Тертуллиан , Apol. 39. – «Summa honoraria», о которой говорится иногда в надписях, была та сумма, которую должны были вносить правители городов или представители обществ, как бы в вознаграждение или благодарность за свое избрание. 145 Сравн. расписание праздников общества Эскулапа и Гигеи, общества Сильвана, общества Дианы и Антиноя (Orelli 2417; Orelli- Henzen 6085, 6086)–с depositiones episcoporum и depositiones martyrum филокамийского календаря. См. также Ep. eccl. Smym. de martyrio Polycarpi 18, и Тертуллиан , De corona 3. 148 Ministrator christianus. Надпись, приводимая no Boldetti – M. de Rossi, Roma sottertanea, t. III, p. 526. 149 Gaius, в Digest. III, IV, 1, § 1. Эти слова не встречаются в надписях; возможно, что им равносильны curator или procurator, который иногда там упоминается. 150 Philosophumena IX,11; св.Киприан, Ер.49, ad Cornelium; св.Амвросий, Off.II,38; Npyдehцuй,Peri Stephanon II, 37–44. 161 He мешает заметить, что в знаменитой надгробной надписи фригийского епископа Аверкия, современника Марка Аврелия, то есть той эпохи, когда церковная собственность не была еще законно установлена, – mulcta sepulcralis, наложенная на осквернителей гробницы, назначается в городскую кассу и в римское казначейство. 167 Смотр. Duchesne, Les origines chretiennes (lecons d’histoire ecclesiastique professees a l’Ecole superieure de theologie de Paris 1878–1881), р.386–396; и Compte rendu du 3-e Congres scientifique international des catholiques, Bruxelles, 1895, Sciences historiques, р.488. 169 Многочисленные домашние общества, состоявшие из членов или слуг одного только семейства (De Rossi, I collegii funer. famigl. privat, e le loro denominaz., в Comm. philol. in hon. T. Mommsenii, 1877, p. 704). Взнос, делавшийся в погребальном обществе Эскулапа и Гигеи под тем условием, что оно не будет заключать более шестидесяти членов (Orelli 2417).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

446 Et unde scio, et unde certus confiteor tibi, quod illum in amore laudantium magis amaveram, quam in rebus ipsis de quibus laudabatur. Quia si non laudatum vituperarent eum iidem ipsi, et vituperando atque spernendo ea ipsa narrarent, non accenderer in cum et non excitarer [Откуда мне знать и как с уверенностью исповедать Тебе, что я любил его больше за любовь и похвалу, чем за те занятия, за которые его хвалили. Потому что если бы те же люди не хвалили, а порицали его и говорили о нем то же самое с бранью и презрением, я не возгорелся бы любовью к нему] (Augustinus Hipponensis. Confessiones IV, 23, PL 32, 702). 447 Ecce ubi jacet anima infirma, nondum haerens soliditati veritatis. Sicut aurae linguarum ftaverint a pectoribus opinantium, ita fertur et vertitur, torquetur ac retorquetur, et obnubilatur ei lumen, et non cernitur veritas [Вот где лежит немощная душа, не прилепившаяся еще к крепкой истине. Ее несет и кружит, бросает то туда, то сюда в зависимости от того, куда дует вихрь слов и мнений; и свет меркнет перед ней, и она не видит истины] (Augustinus Hipponensis. Confessiones IV, 23, PL 32, 702). 448 Augustinus Hipponensis. Confessiones IV, 24, PL 32, 703. Рус. пер. Ч. I. С. 89. Intendebam, dulcis veritas, in interiorem melodiam tuam, cogitans de pulchro et apto, et stare cupiens et audire te… et non poteam: quia vocibus erroris mei rapiebar foras [Я настораживал уши, сладостная Истина, чтобы услышать мелодию Твою, звучавшую внутри меня. Я думал о «прекрасном и гармоничном», хотел встать на ноги и услышать Тубя… и не мог, потому что голос моего заблуждения увлекал меня наружу] (Ibid. IV, 27, PL 32, 704). 449 Nesciens unde et quomodo, plane tamen videbam et certus eram, id quod corrumpi potest, deterius esse quam id quod non potest; et quod violari non potest, incunctanter praeponebam violabili; et quod nullam patitur mutationem, melius esse quam id quod mutari potest [He знаю,откуда и каким образом, но я ясно видел и был уверен, что подвергающееся порче хуже того, что не может быть ей подвержжено; я не колеблясь предпочитал недоступное ущербу тому, что может быть сделано ущербным и то, что не терпит никакой перемены, лучше того, что может измениться] (Augustinus Hipponensis. Confessiones VII, 1, PL 32, 733).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010