Григорий Нисский , De hom. opif. 14. 8, PG.44, 176A-B,144D-145A; p.n.I,132. 98) и по бытию не зависит от тела (нетленна). Преп. Максим отвергал теорию предсуществования душ (Ambigua, PG.91, 1325D-1336B. f.230b-234a), а также вселения души по образовании тела (Ambigua, PG.91, 1336С-1341В, f.234a-236a; для той и другой теории см. св. Григорий Нисский , De hom., opificio, 28,29, PG.44, 229B-240B; p.n.I,192–203) и держался теории творения душ (Ambigua, PG.91, 1321С, f.228b). В учении о способностях ( θυμς, επιθυμα: Ambigua, PG.91, 1196С-1197С, f.176Ь-177b – Немезий, гл.17. 19–21, PG.40, 676BC. 683A-692A; p.99–100. 106–109) и в частности о воле (Ad Marinum, PG.91, 13A-21B, p.3–8 ­­ Немезий, гл.33. 34, PG.40, 733B-740B, p, 132–137) он прямо примыкал к Немезию. 360 Mystagogia 2, PG.91, 669 D, p.497 [p.n.I,160]. Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749C, p.282 (cap.quing. V, 35); LVIII,596D-597A, p.196 (cap.quing.IV,6). 361 Cap.de charitate III,25 [p.n.I,124]. Ambigua, PG.91, 1084A. 1345D, f.125a. 238a; ср. 1085С, f.126b. 363 Quaest. ad Tahl. XXXII,PG.90, 372C, p.75 [p.n.II,107]. Mystagogia 7, PG.91, 685AB, p.506 [p.n.I,167–168]. 367 Сар. quing. I.3,4. Ambigua, PG.91, 1085С-1088А,1196А, f.126b,176a. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 332D, p.53 [p.n.II,84]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 876D. 892C, p.346,355 [p.n.I,186,194]. св. Григорий Богослов , Oratio 28 (de theol. II), a.17, PG.36, 48C; p.n.III3, 26; Or.12, n.1, PG.35, 844B; p.n.I,250; cp.Or.7, n.21, 784A; p.n.I,213. св. Григорий Нисский , Or.cat. 1, PG.45, 16CD; p.n.IV, 8–9. Ibid. 1084B, f.125a-b; ср. 1076C, f.122a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [p.n.II,112]; LX, 624D, p.212 (cap.quing.IV,32, αει ειναι­ θωσις). – Об обожении ( θωσις) человека преп. Максим говорит часто – главным образом, как о будущем блаженном состоянии вечной жизни (Ambigua, PG.91, 1084В,1088С, f.125a-B.127a; 1076С,1237В,1389В, f.122a,193Ь-194a,254a; ср. 1249С, f.199a; Ad Thomam, 1040D, f.107b; Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285BC, p.25 [p.n.II,47]; XXXV, 380A, p.80 [p.n.II,112–113]; XXXVIII,389D, p.86 [p.n.II,120]; LIX, 609A, p.202; LXI,640B, p.221 ( πληρεσττη θεσεως χρις); Orat.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Ibid. 1088D, f. 127b. 389 См. выше, с.24. 390 Ambigua, PG.91, 1353B, f.241a. 391 Ibid. 1156D-1157A, f.158b-159a. 392 Ibid. 1305C. 1309A, f.222a. 223a. Quaest. et dubia 3, PG.90, 788B. P.301. 393 Ambigua, PG.91, 1401B, f.258b. 394 Ambigua, PG.91, 1356A, f.241b 395 Ibid. 1353C, f.241a-b; ср. 1361А–В, f.244a (cap. quing. V,98–100). Quaest. ad Tahl. LXI, PG.90, 628A, p.213 (cap. quing. IV,331). св. Григорий Нисский, De proposito secundum Deum, PG.46, 288A; р. п. VII,263; св. Григорий Богослов, Or.21, n.1, PG.35, 1084A; р. п. II,143. 396 Ср. Ambigua, PG.91, 1237С,1241В, f.194a,196a. — По учению св. Афанасия Великого, Бог дал человеку образ Свой — Логоса, вложил в него влечение к познанию Бога, — это отражение Бога в человеке, — чтобы человек, познавая Логоса, а в Нем Отца, нашел для себя в этом познании истинное блаженство: De mcarnatione Dei Verbi 11,12, PG 25, 116AB. D; p. n I.2,204–205,206; 13, ibid. 120B; р. п. I,208. 397 Cp. Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 613C, p.205. 398 Ambigua, PG.91, 1332C,1309D,1280D, f.232b,223b,212a. 399 Ibid. 1097D. B, f.132a,131b. 400 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 257А, p.7 [р. п. II, 29]. Дионисий Ареопагит, см. гл.«Аропагитики», прим. 28. Св. Григорий Нисский, Oratio cat. 6.7, PG.45, 28В,32С; р. п. IV,22,27; In psalm, inscript. I,8,10, PG.44, 480A,540C; р. п. II,52–53,115; De anima et resurrectione, PG.46, 93A-B; р. п. IV,269 (небытие); ibid. 89A; р. п. IV,265; De mortals, PG.46, 528B-C; р. п. VII,522 (злоупотребление). Евагрий, De octo vitiosis cogit., PG.40, 1276D; р. п., с.607; Сар. practica 65, PG.40. 1240В [ср. Cap. practica 12, Прилож., с.57]. Св. Афанасий Великий, Contra gentes 6, PG.25, 12D-13A; р. п. I 2, 131. Св. Василий Великий, hom. ilia quod Deus non est auctor malorum, 3–7, PG.31, 332C-345C; р. п. IV.4 125–135. Блаж. Диадох, Λγος ασκητικς, гл.3, с.24 (издание проф. К. Д. Попова). Авва Дорофей, Doctrina X, 3; XI,5, PG.88, 1725D,1737D; р. п.(Москва 1856), с.122,133. 401 Ambigua, PG.91, 1332А, f.232a. — Бог зла не знает (=не хочет) (Quaest. ad Tahl. XLI, schol.3, PG.90, 412B, p.101 (cap. quing. II,44); Ambigua, PG.91, 1085BC, f.126a-b). Следовательно, оно не существует по естеству. 402

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

19–21, PG.40, 676BC. 683A-692A; p.99–100. 106–109) и в частности о воле (Ad Marinum, PG.91, 13A-21B, p.3–8=Немезий, гл.33. 34, PG.40, 733B-740B, p, 132–137) он прямо примыкал к Немезию. 360 Ibid. 1084B, f.125a-b; ср. 1076С, f.122a. Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II,112]; LX, 624D, p.212 (cap. quing. IV,32, αει ειναι=θωσις). — Об обожении (θωσις) человека преп. Максим говорит часто — главным образом, как о будущем блаженном состоянии вечной жизни (Ambigua, PG.91, 1084В,1088С, f.125a-B.127a; 1076С,1237В,1389В, f.122a,193Ь-194a,254a; ср. 1249С, f.199a; Ad Thomam, 1040D, f.107b; Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285BC, p.25 [р. п. II,47]; XXXV, 380A, p.80 [р. п. II,112–113]; XXXVIII,389D, p.86 [р. п. II,120]; LIX, 609A, p.202; LXI,640B, p.221 (πληρεσττη θεσεως χρις); Orat. Dom. expositio, PG.90, 893D, p.357 [р. п. I,195]; Mystagogia 21, PG.91, 697A, p.514 [р. п. I,174]; Cap. theol. II,88 [р. п. I, 253]); как о цели и назначении человека (Ambigua, PG.91, 1092В, f.128b; 1345D, f.238a; ср. 1308В, f.222b; Quaest. ad Tahl. XI, PG.90, 292D, p.29 [об ангелах] [р. п. II,52], XXII,317D, p.45 [р. п. II,75]; Orat. Dom. expos., PG.90, 873CD. 905D, p.345. 365 [р. п. I,185–186,201]; EP.24, PG.91, 609C, p.355 (cap. quiug. I,42). Но говорит он также об обожении и как о частично достигаемом в сей жизни состоянии богоподобия (Ambigua, PG.91, 1200А–В, f.177b; 1224B, f.196a; EP.1, PG.91, 376A, p.208; EP.2, 393B, p.219; Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 280D-281A, p.22 [р. п. II,42]; XV, 297D, p.33 [р. п. II,58–59]), особенно в высших мистических состояниях соединения с Богом (Quaest. ad Tahl. XXII, schol.7, PG.90, 324C, p.48 [р. п. II,240–241] (cap. quing. I,63); XL, 396B, p.88 [р. п. II,123]; LXIII,673D, p.240; Or. dom. expositio, PG.90, 877C, p.347 [р. п. I,187]; Mystagogia 23, PG.91, 701BC, p.517 [р. п. I,176–177]; см. гл.«Таинственное богословие», прим. 8). Полное осуществление идеи обожения дано в Лице Господа нашего Иисуса Христа (Ambigua, PG.91, 1320А,1280А, f.227B.211b). Пределы нашего обожения зависят от степени уничижения Господа (см. гл.«Таинства как плоды Божественной благодати», прим.33). ср. об обожении у Дионисия Ареопагита (гл.«Ареопагитики», прим.10; см. еще Div. nom. II,11. VIII,5, PG.3, 649С.893А) и св. Григория Богослова (гл.«Свв. Григорий Богослов…», прим.26). 371

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Это – моменты постепенного одухотворения человека, отрешения от страстей, от чувств, от самой мысли, и постепенного приближения к пучине Божественного бытия 659 . На пути уподобления Богу человек должен, прежде всего, отрешиться от страстей, этих извращений его естественных сил 660 . Понятно, почему. Нечистый не может приблизиться к Чистому, погрязший в страстях – к Бесстрастному, растлевающий естество – к Творцу естества 661 . Ничто так не отдаляет нас от Бога, как страсти. Мы – враги Божии, пока пребываем в страстях 662 . Предаваясь веществу (миру) и плоти, мы отделяемся от Бога, а вместе с тем отделяемся из-за мирских вещественных благ 663 также и друг от друга. Для спасения нам нужно оторваться от плоти и мира, чтобы объединиться друг с другом и с Богом 664 . Цель Промысла и всех заповедей в том и заключается, чтобы объединить всех в одном устремлении к Богу в вере и добродетели 665 . 643 Ер. 2, PG.91, 396А, р. 220, Св. Григорий Нисский , см. выше, гл. «Мистика...», прим. 26. Евагрий, Cap.practice 58,63, PG.40, 1233D-1236A. 1236С. 1237В; р.п., с.580,581 [с.109, гл.86]. Преп. Исихий, Cap.de temperantia II,24 (р.п., гл.126), PG.93, 1520А; р.п., с.184. 646 Mystagogia 24, PG.91, 709D-712A, p.523 [p.n.I, 178]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 288B. C, p.26. 27 [p.n.II, 49] (cap.quing. I,68); XXXVI,381B, p.81 [p.n.II, 115]. 648 Cap.de charitate I,79; IV, 57. 86 [p.n.I, 104,140,143]; cp.III, 11,44; IV, 66 [p.n.I, 122,126,141] (писанный закон); IV, 44. 45; II,83. 98. 48; III,3. 1 [p.n.I, 138–139,118,121,114,121] (естественный закон); IV, 56; I,41. 42; III,51; II,49 [p.n.I, 140,100,127,114] (духовный закон). 649 Ambigua, PG.91, 1396А. 1397С, f.256a. 257b. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541B, p.168 [p.n.II, 198]; LXIII,685A, p.246. Quaest. et dubia 67, PG.90, 841C, p.327. Cap.de charitate II,79 [p.n.I, 118]. Ep.5, PG.91, 421B-C, p.236. – Св. Григорий Нисский , In Cant Cant. horn. XV, PG.44, 1096D; p.n.III, 383; De virginitate 18, PG.46, 392A; p.n.VII,365–366. Евагрий, Cap.practica 61, PG.40, 1236A-B; р.п., с.579–580 [с.109–110, гл.89].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

п. III.2, 60. 37–38; св. Василия Великого, De Spiritu S., c. XVIII, §46, PG.32, 152B; р. п. III4, 255–256; ep.38, n.4, PG.32,329C; р. п. VI,83; св. Григория Нисского, Quod non sint tres Dii, PG.45, 133B-C; р. п. IV, 131. К уяснению вопроса см. Преосв. Сильвестра Опыт православного догматического богословия. Киев, 1881, т. II,440 сл., 514 сл., а также Orat. Dom. expositio, PG.90, 876В, р.346 [р. п. I,186]. 259 Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 272B, p.17 [р. п. II, 35]; LX, 624B-C, p.211; Orat. Dom. expositio, PG.90, 876C, p.346 [р. п. I,186]. Св. Григорий Богослов, см. выше, с.24.6. 260 Ambigua, PG.91, 1077С.1129А, f.123a, 146a. 261 Ibid. 1400A, f.257b. 262 Cap. quing. I,3; Cap. theol. II,22 [р. п. I,238]. В этом смысле преп. Максим утверждает, что пришествие Сына Божия принесло нам совершенное θεολογα: Orat. Dom. expositio, PG.90, 876C-D, p.346 [р. п. I,186–187]. Ср. св. Афанасия Великого, Contra gentes 45, PG.25, 89A; р. п. I.2,186. — Это нужно иметь в виду против Straubinger, 17, который, привлекая и Filioque, чрезмерно преувеличивает центральное значение идеи Логоса в учении преп. Максима о св. Троице, когда утверждает, что Логос»в известном смысле стоит над обоими другими Лицами как Сила, сохраняющая единство Божества в Троичности». Центральное место принадлежит Логосу лишь с точки зрения отношений Его к тварному миру и по значению Его в богопознании. 263 Ambigua, PG.91, 1133CD, f.148Ъ. Cap. de charitate II,27; I,100 [р. п. I,110. 106–107]. 264 Ер.26, PG.91, 629C-D, p.367–368 (промысл и суд проявляется в усвоении людьми добродетели и ведения); Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [р. п. II,40] (он прежде всего касается разумно–духовных существ); Ambigua, PG.91, 1136А, f.149; 1104В–С, f.134b (и лишь под углом зрения высших нравственных задач распространяется на все вообще тварное бытие). ср. Ambigua, PG.91, 1168С, f.163b-164a; Cap. de charitate I,99 [р. п. I,106]. 265 Ambigua, PG.91, 1168В. 1240В, f.163b-164a. 194B. Дионисий Ареопагит, см. гл.«Ареопагитики», прим. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

32, л. 225 об. Маленькие кусочки из Quaostiones ad Thal. в вольном пересказе рассеяны между отрывками из других произведений преп. Максима в Воскресном Чтении (изд. Киевск. дух. Акад.) за 1845 г. (IX), а именно: в 9, стр. 65–66: «Об образах присутствия Духа Св. в тварях» (=Quaest. ad Thal. XV, PG.90, 297 B-300 А); стр. 68–69: «Размышление на слова ап. Иакова (5:16): Много может молитва праведного поспешествуема » (LVII, 589 D-592 С); в 13, стр. 99–100: «Изъяснение некоторых мест св. Писания», § 1, 3, 4 (=XIII, 293 С-296 С: XI и XII, 292 С-293 С). Те отрывки, которые вошли в Сар. quingenta, имеются в русском переводе этих глав в Добротолюбии (Cap. quing. I, 52-V, 57 в извлечениях приведены в «Умозрительных и деятельных главах» – 193–232 – Добротолюбия , т. III, изд. 2, стр. 254–287) и в небольших извлечениях —13— из этих глав в Воскр. Чтении за 1847–1848 г. (XI). Предлагаемый русский перевод Quaest. ad Thalassium дается по издании Миня (t. 90). На полях отмечаются колонки этого издания (по этим col. мы ведем свою цитацию) 60 ; сверх того, на полях в скобах отмечаются страницы editio princeps Комбефи. В тексте цифрами, заключенными в скобки, отмечаются схолий в тех местах, к которым они относятся; цифры ставятся непосредственно пред изъясняемым словом или выражением. Самые схолии помещаются подряд после каждого вопросоответа. – Переводчик по возможности придерживался буквы оригинального текста. Впрочем, строго выдержать соотношение русских и греческих терминов было невозможно. Особенно это трудно было для таких слов, как λγος, τρπος, σχσις и др., которые употребляются у преп. Максима в разных значениях. С другой стороны, это трудно было и потому, что русский язык, даже и при помощи славянских «речений», не в состоянии выразить всего многообразия греческих синонимов, напр., φιλω, γαπω, στργω. Употребление последних, впрочем, и сам преп. Максим не выдерживает строго (см., напр., в прологе к схолиям, col. 260 B.C.D.). Как бы то ни было, по местам приходилось ограничиваться передачей мысли св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

100.00 Пётр, бывший епископ Смоленский 100.00 Скворцов Иван Васильевич, начальник Петроградских и Царско-Сельских женских гимназий Страхов, о. Сергей Васильевич, протоиерей Московской Троицкой, в Вишняках, церкви 100.00 (4% рента) Пожизненные Члены Братства: Заозерский, о. Александр Николаевич, священник и законоучитель при Московских мещанских училищах Холмогоров, о. Димитрий Космич, протоиерей Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви Шахов, о. Василий Васильевич, протоиерей Предтеченской в г. Одессе церкви Действительные Члены Братства и другие лица: Александренко Иван Афанасиевич и Пелагея Сергеевна, потом. поч. граждане Берг, Ольга Леопольдовна, дворянка 140.00 Через товарища Председателя Братства протоиерея Быстрицкого Василия Андреевича разные лица Васильев, о. Василий Павлович, протоиерей смотритель Пензенского Дух. Училища Гаврилова Варвара Николаевна, Петроградская мещанка Контора дома светлейшего князя К.А. Горчакова, через М.Я. Новосильцева, г. управляющего —75— 20 Думнов Владимир Васильевич, почётный попечитель Филаретовского Епархиального Женского Училища Максимов, о. Христофор Константинович, протоиерей Московской Рождественской, на Бутырках церкви Пожелавшая остаться неизвестной, через протоиерея В.А. Быстрицкого Полиевктов, о. Сергий Павлович, священник Московской Сергиевской в Рогожской церкви Разумихин, о. Арсений Иоаннович, протоиерей Московской Василие-Кесарийской церкви К 1917 году в поименованном капитале, с приростом на него, состоит: 1 %%-ми бумагами на номинальную сумму 900 р.: а) пять 5% свидетельств Крестьянского Земельного Банка на номинальную сумму 650 р.; б) одно сторублёвое свидетельство 4% Госуд. ренты и в) два свидетельства 5½% военного займа на номинальную сумму 150 р. 900.00 Наличными деньгами (по книжке Сберегательной Кассы) 444.00 436 Ответ вошел в катены Cramer VIII, 169:17, а также в Cap. quing. I, 61; Умозр. и деят. гл., 112, Добротолюбие III 2 , 257. 438 После слов (φθαρσας γνεται в тексте Комбефи имеется пропуск (в силу одинаковости окончаний), который заполняем по Cap. quing. I, 61: τ ψυχ χιτν, ν νδυσαμνη γνεται.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

195 Полагание (нем. Setzen) отражает двойной смысл интеллектуальной операции утверждения («положения») и порождения, созидания бытия. В Своем полагании Абсолют утверждает и воспроизводит Себя, то есть движется, не изменяясь, и вместе с тем утверждает и творит мир. 196 О Божестве как безотносительном, то есть не имеющем отношения к чему-либо не из Своего бытия положенному, см.: «Оно безотносительно ( σχετον) и не имеет [ничего] прежде Себя, или с Собою, или после Себя...». «Итак, никакая сумма всего, что говорится о Боге или о том, что около Бога, никогда не сможет быть сущностью Бога, поскольку само то, по отношению к чему оно говорится, не сможет когда-либо выразить единственное приличное Единому Богу положение – безотносительное и совершенно свободное от действия в отношении чего-либо». Преподобный Максим Исповедник . Амбигвы к Иоанну. LVIII (V, 54); LXXIII (XI)//О различных недоумениях у Святых Григория и Дионисия (Амбигвы). М., 2006. С. 165, 200. 197 Имеется в виду концепция малых логосов ( λγοι) как энергий Логоса у Максима Исповедника . «В отношении к Богу λγοι – это Божественные идеи, хотения (Ambigua, PG.91, 1081А, f.124a: λγος, η τω γνωσθηναι υπο Θεου; 1085А, f.126a: θελματα, προορισμο, Quaest. ad Tahl. XIII, PG.90, 296A, P. 30–31 [р.п. II, 55]); в отношении к каждой вещи – ее формирующий принцип, по которому она получила бытие (Ambigua, pG.91, 1080С, Ш3Ъ), ее ρος (Ambigua, PG.91, 1320С, f.227b; Ad Thomam, ibid. 1057B, 114b; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 709B-C, P. 260 [cap. quing. IV, 100]), закон (Orat. Dom. expositio, PG.90, 901D, P. 362 [р.п. I, 199]; Ambigua, PG.91, 1280A, f.21 Ib), в отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение ( σκοπς), план (Cap. theol. II, 76 [р.п. I, 249–250]; Mystagogia 24, PG.91, 713D, P. 525 [р.п. I, 183]), правило (Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353A, P. 64 [р.п. II, 95])». См.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. 201 Свойственное восточнохристианскому богословию понимание несобственной, тварной бесконечности (вечности) как имеющей начало и простирающейся в сверхвременную неопределенность, отражающей способность пребывать в тождественности, но сохраняющей возможность изменения, тварной бесконечности как «неподвижного времени» ( Дионисий Ареопагит ) или эонального ( αιν – век) времени, где «эон – время, когда оно прекращает свое движение» ( Максим Исповедник ), имеет философское соответствие в понятии конечной бесконечности, наиболее детально разработанном Гегелем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

266 Сар. theol. I,6 [р. п. I,216]. Cap. quing. I,2. 267 Quaest. ad Tahl. XLIV, PG.90, 416C, p.100 [р. п. II,136]. 268 Cap. theol. I,4 [р. п. I,215]. 269 Ambigua, PG.91, 1073C. 1217C. 1260В. 1116С, f.121a. 185B.203B.140a; Cap. theol. I,4. 10 [р. п. I, 215,216]. 270 Cap. de charitate III,25 [р. п. I,124]. EP.6, PG.91, 428D, p.240–241. 271 Ambigua, PG.91, 1204D, f.179b. 272 Quaest. ad Thal. LIV, PG.90, 512C, p.152 [р. п. II,186]. 273 Cap. de charitate III,27 [р. п. I, 124]; cp. IV, 100 [р. п. I,145]; Cap. quing. I,2. 274 Cap. gnostica 5. 6, Прилож., с.34. 275 Ambigua, PG.91, 1081D, f.125a; см прим.1 и 2. 276 Mystagogia 5, PG.91, 673C, p.499–500 [р. п. I,162]. 277 Cap. theol. II,3 [р. п. I, 234]; cP. Cap. de charitate IV, 8–9 [р. п. I,135]. 278 Ambigua, PG.91, 1081D, f.124b-125a; см. вышеуказанные выражения αυτογνωσις, αυτοσοφα и т. п. Дионисий Ареопагит, De div. nom. XI,6, PG.3, 953D-956A. ср. св. Григория Богослова, Or.41, n.9, PG.36, 441В; р. п. IV,41; Ср. св. Григория Нисского, De virgin. 16, PG.46, 385С; р. п. VII,360; св. Афанасия Великого, Contra gentes 46, PG.25, 93В–С; р. п. I2,189. 279 Сар. theol. I,82 [р. п. I, 230]; cp. EP.1, PG.91, 368A-B, p.203. 280 Cap. theol. I,48. 50. 14 [р. п. I,222,223,217]. 281 Cap. de charitate III,25 [р. п. I,124]. 282 Ambigua, PG.91, 1288D-1289A, f.214B. Cap. de charitate IV,1.2 [р. п. I,134]. 283 Cap. theol. I,48 [р. п. I, 222–223]. Cap. de charitate III,27 [р. п. I,124]; Cap. quing. I,6. 284 Cap. de charitate III,25 [р. п. I, 124]. Ambigua, PG.91, 1080B, f.123b Bee тварное мертво и живет лишь причастием Логоса: Cap. theol. II,36 [р. п. I, 241]. св. Афанасий Великий, Contra gentes 41, PG.25, 84А; р. п. I2, 182; De incarnatione Dei Verbi 17, PG.25, 125AB: р. п. I.2, 212. св. Григорий Нисский, Or. cat. 8, PG.45, 40A; р. п. IV,34. 285 Ambigua, PG.91, 1080BC, f.123b (в толковании на св. Григория Богослова, Ог.14, n.7, PG.35, 865С: μοιρα Θεου р. п. II.3, 8). Дионисий Ареопагит, см. гл.«Ареопагитики», прим. 23–27. 286 Cap. de charitate IV, 3–5 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

1057B, 114b; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 709B-C, p.260 [cap.quing.IV,100]), закон (Orat. Dom. expositio, PG.90, 901D, p.362 [p.n.I,199]; Ambigua, PG.91, 1280A, f.21 Ib), в отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение ( σκοπς), план (Cap.theol. II,76 [p.n.I,249–250]; Mystagogia 24, PG.91, 713D, p.525 [p.n.I,183]), правило (Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353A, p.64 [p.n.II,95]). Как предмет нашего познания, λγοι являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы ( νοματα λογισμο, Ambigua, PG.91, 1129В, f.146b; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [p.n.II,40]; LXV, 741C, p.277), понятия, идеи (Ambigua, PG.91, 1121A, f.142b; 1296B, f.217b), созерцания (Quaest. ad Tahl. LXV, 741C-D, p.277), истины (Quaest. ad Tahl.III,PG.90, 273D, p.18 [p.n.II,37]; XVI,301B, p.35 [p.n.II,61]). Философская история данного термина – начиная с идей Платона и кончая λγοι неоплатоников – весьма длинна. Здесь не место ее касаться. Учение о λγοι, конечно не в такой развитой форме, как у преп. Максима, встречается и у предшествующих церковных писателей. Так, о λγοι естества см. у Евагрия, Cap.pract. ad Anat. 92, PG.40, 1249B; Sententiae ad fratres, ibid. 1281D (rationes); и особенно у Дионисия Ареопагита, De div. nom. V, 7, PG.3, 821A-B; V, 8, 824C (­ θεια θελματα); IV,26, 728C; XI,2, 940D; ( λγος каждой вещи:-) II,8, 645С; IV,7.31, 704А,732В; VIII,5, 892С; см. также у Климента Александрийского (цитата сохранилась у преп. Максима: Ambigua, PG.91, 1085А-С, f.126a-b); св. Григория Богослова , Or.30, n.20. PG.36, 129А; p.n.III.3,80; Or.28, n.16,31, ibid. 48B.72A; p.n.III,26,40; Or.43, n.67, ibid. 585A; p.n.IV,101 (cp.Or. 6, n.15, PG.35, 741C; p.n.I,189; Or.32, n.7, PG.36, 181B; p.n.III,115: πρωται αιται ιδαι); св. Григория Нисского , In hexaem. liber, PG.44, 73A; p.n.I, 15; De hom., opificio 24, PG.44, 212D-213B; p.n.I,173–175; De anima et resur., PG.46, 29A; p.n.IV,213; Oratio cat. 39, PG.45, 101A; p.n.IV, 105; св. Василия Великого , In hexaem.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010