Терц А. (Андрей Синявский). В тени Гоголя. Лондон, 1975. — С. 18. Барабаш Ю. Гоголь. Загадка “Прощальной повести”. М., 1993. — С.29. Там же. — С. 32. Прот. В. Зеньковский. Н. В. Гоголь//Гиппиус В. Гоголь. Зеньковский В. Н. В. Гоголь. СПб., 1994. — С. 136. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. — С. 826–827. Гоголь Н. В. Собр. сочинений в 9 томах. Т. 6./Сост., подг. текста и комм. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. — С. 421. Мочульский К. В. Духовный путь Гоголя//Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. — С. 40. Гоголь Н. В. Собр. сочинений в 9 т. Т. 8. — С. 524–525. См. напр.: Терц А. (Андрей Синявский). В тени Гоголя. — С. 82. См. также письма самого Гоголя: Гоголь Н. В. Собр. сочинений в 9 т. Т. 9. — С. 447. Соотнесение с Данте проводили многие исследователи творчества Гоголя. См. напр.: Веселовский А. Н. Избранные статьи. Л., 1939. — С. 151. Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. — С. 269. Там же. Т. 3. — С. 111. Гоголь Н. В. Собр. сочинений в 9 т. Т.8. — С. 550–551. Там же. — С. 480–560. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996. — С. 16. Воропаев В. А. Гоголь в последнее десятилетие его жизни: новые аспекты биографии и творчества. Автореферат диссертации… докт. филол. наук. М., 1997. — С. 16. Весь спектр мнений о “Выбранных местах…” можно найти в самой диссертации. Общим местом стало признание, что искусство преуспело в изображении зла, а не добра; не отсюда ли розановское “порок живописен, а добродетель так тускла”, что, может быть, справедливо по отношению к литературе, но не к реальности Божиего мира? Цит. по: Гоголь Н. В. Собр. сочинений в 9 т. Т. 6./Сост., подг. текста и комм. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. М., 1994. — С. 410. Все тексты Гоголя далее приведены по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы. Барабаш Ю. Гоголь. Загадка “Прощальной повести”. М., 1993. — С. 54. Терц А. В тени Гоголя. Лондон, 1975. — С. 14. См. также Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 8. Л., 1952. — С. 787 (автор примечания — М. Лотман).

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

УКАЗАТЕЛЬ цитат из Священного Писания к первому тому Творений святителя Григория Богослова Ветхий Завет Быт . 2:7 – 178 12: 7 – 566 25:10 – 488 2:18 – 226 12:8 – 567, 568 26:24 – 202 3:15 – 186 12:9, 10 – 567, 568 3:23 – 427 12:11 – 568 4:7 – 68 12:13 – 467 12:3 – 176 4:10 –205 14:15 – 198 12:7 – 223 4:24 – 488 15:21 – 63 12:10 – 427 4:26 – 75, 341, 547 15:25 – 427 13:34 – 187 5:24 – 342, 487 16:3 – 513 16:32 – 427 6:5– 342 16:4 – 175 18:20 – 126 10:10 – 269 17:6 – 425 11:1 – 46, 279 19:6 – 133 11:2–9 – 269 19:13 – 54 4:20 – 569 4:24 – 373 15:16 – 199 19:22 – 166 6:7 – 329 19:13 – 204 20:12 – 434 7:20 – 570 19:17 – 204, 568 21:16 – 434 11:17 – 385 19:24 – 262, 360 23:2 – 448 22:4 – 190 21:15–20 – 262 23: 4, 5 – 189 23:18 – 69 22:8 – 508 23:15 – 249, 556 25:14 – 206 26:13 – 319 24:1, 2 – 53, 254 32:9 – 133 26:16 – 425 25 – 249 32:15 – 70, 126 27:27 – 121 25:19 – 383 32:21 – 312 28:17 – 342 25:31, 37 – 489 32:34 – 499 29:20 – 317 25:40 – 564 32:49–50 – 550 31:40 – 318 29:9 – 399 37:33 –285 29:35 – 489 49:17 – 186 31:1, 2 – 533 2:11 – 498 31:3 – 493 33:22, 23 – 334 4:13 – 568 1:14 – 498 35 – 249 7:21 – 421 3:14 – 373, 560 9:27 – 428 3:5 – 569 3:6 – 373 1:4, 5 – 324 3:7 – 498 7:34 – 482 7:7, 21 – 500 4:16 – 167, 399 8:25 – 482 13:6 – 559 7:1 – 166, 223 10:1, 2 – 54 13:22 – 255, 342, 454 9:9–10 – 202 10:3 – 262, 508 9:16 – 199 11:4 – 449 10:2 – 497 13:2 – 195 1:1 – 411 12:2, 3 – 566 13:12 – 479 2:5 – 488 12:5 – 565, 566 13:50 – 489 2:6–7 – 203, 498 12:6 – 566, 567 23:21 – 488 2:13, 14 – 54 2:19 – 549 2:24 – 121 7:8 – 489 1:2 – 328 2:30 – 311 33:13 – 173 2:1 – 353 7:10 – 536 2:8 – 368 2:9 – 133 10:6 – 161 4:35 – 279 2:12 – 481 10:11– 30, 161 4:2 – 218, 373 10:22 – 58 4:3 – 148, 247, 280 12:5 – 505 1:1 – 267 4:3, 8 – 186 15:28 – 371 3:9 – 388 4:7 – 480 15:29 – 204 3:11–12 – 180 4:9 – 159 16 – 411 3:19 – 252 16:7 – 429, 474 5:7 – 317 6:1 – 65 16:14 – 299 5:19 – 488 6:6 – 200 16:23 – 549 7:8 – 458 6:7 – 459 9:23 – 267 7:13 – 143, 200, 538 11:7 – 192 8:2 – 334 1:21 – 205 (сн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Это произойдет чуть позже, лет 30 спустя, когда в Египте воцарится XXV (эфиопская) династия. 458 Речь идет о Салманасаре V (726-722). 459 4 Цар. 18, 2 Пар. 29. 460 2 Пар. 30. 461 Синаххериб (704-681). 462 4 Цар. 19, 2 Пар. 32, Ис. 36. 463 Ис. 37. 464 В 4 Цар. 19:9: Тиргака. Он известен как фараон XXV династии Тахарка (690-664). 465 4 Цар. 20, Ис. 38. 466 4 Цар. 21. 467 2 Пар. 33. 468 2 Пар. 33:1. Но в 4 Цар. 21:1 называется другая цифра: 50 лет. 469 Согласно 4 Цар. 21:18: Аммон. 470 4 Цар. 22. 471 См.: 3 Цар. 13:2. 472 Имеется в виду фараон Нехо (610-595). 473 Наоборот, опасаясь усиления Вавилонии, Нехо решил оказать помощь гибнущей Ассирии против, тогда еще наследника престола, Навуходоносора. 474 2 Пар. 35. 475 Согласно 4 Цар. 22:1 и 2 Пар. 34:1 Иосия правил 31 год. 476 4 Цар. 23. 477 4 Цар. 24. 478 Согласно 4 Цар. 24:6 и 2 Пар. 36:8 сына Иоакима звали Иехония и его приход к власти был несколько иным. 479 4 Цар. 25. 480 Согласно 4 Цар. 25:27 - 37 лет. 481 Иер. 37. 482 Иер. 32:4-5. 483 Дан. 1. 484 В Дан. 1:11 и 16: Амелсар. 485 Дан. 2. 486 В Дан.2:48 говорится: " ... поставил его (Даниила - А.Д.) над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими " . 487 Имеется в виду Христос. См.: Иез. 34:23-24. 488 Имеется в виду Книга пророка Иезекииля. 489 Иер. 41. 490 Дан. 3. 491 Дан. 4. 492 В 4 Цар. 25:27 - Евилмеродах. 493 Дан. 5. 494 Т.е. автор призывает интересующихся деталями самостоятельно обратиться к книге Даниила. 495 Последний мидийский царь Астиаг правил с 585 по 550 г. и ко времени взятия Вавилона царство его, покоренное Киром, уже не существовало. 496 См. прим. 252. 497 2 Пар. 36, 1 Езд. 1. 498 В Дан. 14:3 - Вил. В данном случае речь идет, разумеется, не о царе Беле (ибо такового в истории Вавилонии никогда не существовало), а о боге Беле (аккад., от общесемитского Балу, " владыка " , " господин " ) - в аккадской мифологии обозначение некоторых богов; ко II-I тыс. до н.э. в единый образ " владыки " сливаются Энлиль и Мардук. Изображение Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствует о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. 499

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Глава 2 Приготовление к постройке храма (Ср. 3Цар.5 ) 1–2. Число носильщиков, каменосеков и надзирателей. 3–10. Посольство к Хираму Тирскому с просьбой о строителях и строительном материале для задуманного Соломоном храме Иеговы. 11–16. Согласие Хирама на просьбы Соломона. 17–18. Заключительное замечание о числе всех рабочих и их надзирателей. 2Пар.2:1 .  И положил Соломон построить дом имени Господню и дом царский для себя. 2Пар.2:2 .  И отчислил Соломон семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, и надзирателей над ними три тысячи шестьсот. (Ср. стих 1 еврейского текста). Число надзирателей по данному месту (ст. 2 и 18) – 3600 отлично от указанного в параллельном месте ( 3Цар.5:16 ) – 3300. Раввины объясняли это различие тем, что в кн. Царств еще не включены стоящие над всеми 300 надзирателей, но против этого говорит указание в ( 3Цар.9:23 ) еще 550 приставников, причем в параллельном месте ( 2Пар.8:10 ) показано только 250. Неудачно и объяснение проф. М. С. Гуляева («Исторические книги Священного писания Ветхого Завета», с. 493), по которому разность (3300 и 3600) произошла от пропуска или вставки одной буквы: ­ шесть, ­ три 2 . В таком предположении нет нужды; общая цифра по обеим книгам – 3 Царств и 2 Паралипоменон одинакова: ( 3Цар.5:16 ) – 3300 и ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел., всего 3850; ( 2Пар.2:2,18 ) – 3600 и ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел., общий итог ­ 3850 чел. Ср. Толков. Библия II, 455–456 и 455–466. 2Пар.2:3 .  И послал Соломон к Хираму, царю Тирскому, сказать: как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мною. 2Пар.2:4 .  Вот я строю дом имени Господа Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю. 2Пар.2:5 .  И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

118. Поэтому, вы лучше оставьте любовь к спорам, и покайтесь прежде, нежели придет тот великий день суда, когда по предсказанию Писания, как я доказал, будут рыдать все из колен ваших, пронзившие этого Христа. Я изъяснил вам смысл пророчества: «… клялся Господь: ты священник по чину Мелхиседекову» 548 . Я уже сказал также, что пророчество Исаии: «… гроб Его взят из среды» 549 относится ко Христу, Который имел быть погребенным и воскреснувшим. Много я говорил и о том, что этот Христос есть Судия всех живых и мертвых. Подобным образом и Нафан говорил о Нем Давиду так: «… я буду ему Отцом, Он будет Мне сыном, и не удалю от Него милости Своей, как Я поступил с теми, которые были до него; и поставлю Его в дому Моем и в царстве его даже до века» 550 . И Иезекииль называет вождем в доме не кого-нибудь другого, а только этого самого Христа 551 . Ибо, Он есть избранный Священник, вечный Царь, Христос, как Сын Божий, и не думайте, что Исаия и другие пророки говорят, что во время второго пришествия Его будут приносимы к алтарю жертвы кровавые или возлияния, но истинные и духовные – хвалы и благодарения. Не напрасно мы в Него уверовали и не обмануты научившими нас так: но это было также устроено чудным промыслом Божиим, что мы через призвание нового и вечного завета, т. е. Христа, и разумнее и благочестивее вас, которые только мнимо разумны и богопочтительны а, не на самом деле. Удивляясь этому, Исаия сказал: «и сомкнут цари уста свои, потому что те, которым не было возвещено о Нем, увидят, и которые не слыхали, уразумеют. Господь! Кто поверил слуху нашему: и мышца Господня кому открылась» 552 ? – Говоря это Трифон, – присовокупил я, – сколько возможно стараюсь повторить сказанное мною прежде, хотя кратко и сжато, ради тех, которые пришли с тобою сегодня. – Хорошо делаешь – сказал Трифон, – и хотя бы ты еще пространнее повторял то же самое, будь уверен, что я и присутствующие очень рады слушать. 119. – Думаете ли, государи мои, – опять я начал говорить – что мы могли бы когда-нибудь понять это в Писаниях, если бы не получили благодати к уразумению их по воле восхотевшего устроить это, чтобы сбылось сказанное Моисеем: «… они прогневали меня чужими, огорчали меня мерзостями своими, приносили жертвы демонам, которых не знали; явились новые и недавние (боги), которых не знали отцы их. Ты оставил Бога, родившего тебя, и забыл Бога, питающего тебя. И Бог увидел и возревновал и огорчился по причине гнева сынов своих и дочерей, и сказал: отвращу лице Мое от них и покажу, что будет с ними в последние дни, потому что они – род развращенный, сыновья, в которых нет веры, они вызвали Меня на ревность тем, что не Бог, огорчили Меня идолами своими, и Я возбужу в них ревность тем, что не есть народ, и огорчу их народом глупым. Ибо, огонь возгорелся от ярости Моей; и разгорится даже до ада, он пожрет землю и произведения ее, сожжет основания гор. Я соберу на них бедствия» 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

1 См. наши статьи «Торжество православия» и «Настоящее и будущее православия в С. Америке». «Церк. Вестник» 9, 10, 11, 13, 14 за 1897 год. Вышли и отдельным изданием под последним заглавием. 3 См. напр. снимки в нашей «Библейской истории при свете новейших наследований и открытий» т. II, стро. 550, 670 и друг. 4 Богатая узорчатая бахрома была непременной принадлежностью одеяния ассирийских царей, как это можно видеть на монументальных изображениях. См. нашу «Библ. Историю» II т., стр. 520, 572, 993 и др. 5 В Библии мы имеем точные указания, определяющие место пленения израильтян, и эти указания сводятся к одному и тому же. В 1 Парал. V, 26 ст. читаем: «Тогда Бог Израилев возбудил дух Фула, царя Ассирийского, и дух Феглафелассара, царя Ассирийского, и он выселил рувимлян и гадитян, и половину колена Манассиина (заиорданские колена), и отвёл их в Халах, и Хавор, и Ару, и на реку Гозан, – где они до сего дня». Это было первое пленение израильтян. Через 18 лет царь Ассирийский Салманассар окончательно покорил царство Израильское и увёл весь народ его в плен, и – замечательно – опять поселил пленников в той же самой местности, очевидно нарочито отведённой ассир. правительством для пленного народа, именно: «В десятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил израильтян в Ассирию, и поселил их в Халах и Хавор, при реке Гозан, и в городах мидийских» ( 4Цap. XVII, 26 ; ср. XVIII, 11). Каких бы мы теорий ни держались в отношении того, что собственно разумеется под Халах, Хавор и Гозан, – во всяком случае все эти названия находят себе близкое соответствие в местностях этой именно области, где теперь живут сирохалдейцы: Халах=Кала, Хавор=Хабур и Гозан=Гузану. Хотя с решительностью и нет возможности останавливаться на этом отождествлении, но оно имеет за себя сильную вероятность, находящую себе подтверждение и в новейших научных открытиях в области клинообразных надписей. 6 Эту сторону вопроса мы надеемся впоследствии разработать обстоятельнее и осветить относящимися сюда историческими и археологическими данными. Теперь ограничиваемся лишь самыми общими чертами. 7 Ефремово колено, главенствовавшее в царстве Израильском (которое поэтому иногда просто называется Ефремовым или Ефремом), произошло от Ефрема, сына Иосифа, который женат был на дочери жреца Потифара, – чистокровной египтянке Асенефе. Эта струя египетской крови, как крови в высшей степени исторически живучего народа, не могла, конечно, бесследно исчезнуть в прямом потомстве Иосифа. 8 Это так называемая несторианская надпись в Синган-Фу. В ней содержится список 70 священников и монахов. См. о ней Neller, Das Nestor. Denkmal Singan-Fu. Читать далее Источник: Новое поприще для миссии св. православной церкви Несторияне, или сирохалдейцы, их происхождение, история, теперешнее состояние и стремление к православию : Чтение на торжеств. собр. С.-Петерб. братства пресв. Богородицы 2 февр. 1898 г./А.П. Лопухин. - Санкт-Петербург : тип. А.П. Лопухина, 1898. - 27 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/novoe-...

2 . Господа и возлюбленные братья, потому нам не подобает уклоняться от истины и блуждать умом в разномыслии, что некая необходимость задумываться о совершении этого празднования оказывается возложена на всех христиан, так как Сам Господь избрал этот день, когда совершал Пасху, и этот выбор согласуется с соблюдением правильного расчета. Ибо написано: Настал же день, в который надлежало закалать пасхального агнца. И послал Он Петра и Иоанна, сказав: Пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: Где велишь нам приготовить? И Он сказал им: Вот, при входе вашем в город встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую ; там приготовьте ( Лк. 22:7–12 ). 3 . Обращаем внимание на то, что для празднования Пасхи не на землю должны мы спускаться, но искать горницу большую, устланную, чтобы праздновать Пасху Господню. Нужно также омыть наши чувства духовной водой из вечного источника, и соблюдать меру в благочестивом праздновании, и не исследовать лунные дни на основании простонародных примет, как апостол говорит: вы наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас ( Гал. 4:10–11 ) 550 , ибо очевидно, что это не принесет пользы, это начало конца? 4 . Но одно дело наблюдать, как язычники, и рассуждать, в какую луну что следует предпринимать, – например, избегать 551 пятого дня после новолуния и ничего в этот день не начинать, предпочитать какие-то дни для совершения дел в зависимости от движения луны или остерегаться этих дней: так, многие обычно избегают дней «последующих» 552 или «египетских» 553 . Другое дело – благочестивым умом соблюдать день, о котором написано: Сей день сотворил Господь ( Пс. 117:24 ). Хотя написано, что Пасха Господня должна совершаться в четырнадцатый день первого месяца 554 и для празднования дня Страстей Господних мы должны высчитывать четырнадцатый день от новолуния, однако из этого мы можем понять, что для такого торжества требуется совершенство Церкви и полнота чистой веры, как сказал пророк, когда говорил о Сыне Божием: Престол Его, как солнце, предо Мною и как луна совершенная вовек пребывает ( Пс. 88:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

33 . Когда Давид бежал от лица царя Саула – а царь с тремя тысячами отборных воинов искал его в пустыне, чтобы убить, – он проник в лагерь царя. Застав Саула спящим, Давид не только сам не поразил его мечом, но даже защитил от своего спутника, собиравшегося убить Саула. Когда Авесса сказал ему: Предал Господь ныне врага твоего в руки твои, убить мне его теперь? – Он ответил: Не убивай его, ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется безнаказанным? – И прибавил: – Жив Господь! Если не Господь поразит его, или если не наступит час его смерти, или он не погибнет в битве, да не позволит мне Господь поднять руку на помазанника Господня ( 1Цар.26:8–10 ). 34. Давид не позволил убить его, только взял копье и сосуд, находившиеся у изголовья Саула. Когда все спали, Давид вышел из лагеря и, поднявшись на вершину горы, обвинил царских телохранителей и особенно военачальника Авенира за то, что они плохо охраняют царя и господина своего, и затем потребовал, чтобы тот показал ему, где находится копье царя и сосуд, стоявший у его изголовья. А когда царь позвал Давида, он отдал копье и сказал: Да воздаст Господь каждому по правде и вере его, как отдал тебя в мои руки, а я не пожелал поднять руку на помазанника Господа ( 1Цар.26:23 ). Но, сказав так, Давид все же убоялся царских козней и бежал от него, отправившись в изгнание. Однако он не ставил свое благополучие выше невиновности: когда ему во второй раз представилась возможность убить царя, он и тут не захотел воспользоваться удачным случаем, сулившим ему, опасающемуся за свою жизнь, не только безопасность, но и царскую власть. 35 . Зачем нужно было бы Иоанну 549 Гигово кольцо? Если бы он смолчал, то Ирод не убил бы его, молчание давало ему возможность остаться видимым и не быть убитым. Но Иоанн и сам не согрешил ради собственного спасения, и не позволил другому совершить грех – и дал повод убить себя. Те, кто отрицают, что Гиг мог стать невидимым с помощью кольца, не могут отрицать, что Иоанн смог бы промолчать. 35 . Даже если рассказ о кольце неправдоподобен, смысл его в том, что праведник, даже если может скрыть свой проступок, отвергнет грех, словно наказание грозит ему, и, надев кольцо скрывает не свое лицо, а облекшись во Христа, скрывает свою жизнь, потому что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:3 ), как говорит апостол. Пусть никто не стремится блистать в славе, пусть не требует ничего для себя и не хвалится. Христос не хотел быть узнанным в этом мире 550 , не хотел, чтобы имя Его прославлялось в Евангелии, пока Он находится на земле. Он пришел, чтобы быть незаметным в этом веке. Будем и мы таким же образом скрывать нашу жизнь по примеру Христа, будем избегать хвастовства, не будем ждать прославления. Лучше быть здесь в унижении, а там во славе: Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

3Цар.5:11 .  А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год. Ежегодно, во все время строительных работ, Соломон обязывался доставлять ко двору Хирама 20 000 коров, (около 30 000 четвертей) пшеницы и столько же лучшего оливкового масла («выбитого», евр. катит, ср. ( Исх.27:20,29:40 ), т. е. добытого не путем пресса, а через накалывание недозрелых оливковых ягод). По ( 2Пар.2:11 ) и И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 2, 8, между Соломоном и Хирамом был заключен форменный контракт, копии которого хранились и в Иерусалиме, и в Тире. 3Цар.5:13 .  И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. 3Цар.5:14 .  И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем. Адонирам же начальствовал над ними. Для выполнения работ Соломону пришлось обложить постоянной податной работой и природных израильтян (весьма тяготившихся этим: ( 3Цар.12:4 ) ): 30 000 израильтян ежегодно в три смены работали на Ливане вместе с финикийцами. 3Цар.5:15 .  Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, 3Цар.5:16 .  кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу. Еще более тяжкую, уже чисто тяглую, службу возложил Соломон на хананеян – «пришельцев» герим, ( 2Пар.2:17 ; ср. Нав.16:10 ; Суд.1:27 ), работавших бессменно: 80 000 их высекали и обтесывали камни в горах, а 70 000 доставляли строительный материал на место постройки. Такое громадное число рабочих рук требовалось ввиду отсутствия в древности всякого рода машин (еще большее количество рабочих было, напр., при построении известных египетских пирамид). Число приставников, поставленных над рабочими, неодинаково определяется в 3 книге Царств и в 2 Паралипоменон, но общая цифра их получается одинаковая: по ( 3Цар.5:16 ) – 3 300 чел. и по ( 3Цар.9:23 ) – 550 чел.; по ( 2Пар.2:18 ) – 3 600, по ( 2Пар.8:10 ) – 250 чел.; в том и другом случае общая сумма надзирателей одна и та же: 3850.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

518. Вышеприведенная статья. 519. 2 Кор. 11. 14. 520. Четьи-Минеи, 23 ноября. 521. Патерик Печерский. 522. Вышеприведенная статья. 523. Добротолюбие. Ч. 1. О прелести и проч. 524. Оборот речи, употребляемый жителями Петербурга. 525. Святой Исаак Сирский. Слово 65. 526. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 527. Орловской епархии. 528. Курской епархии. 529. Лествица. Слово 28, гл. 17. 530. Пс. 50. 19. — Слово о мнящихся от дел оправдитися, гл. 34. Добротолюбие. Ч. 1. 531. Лествица. Слово 4, гл. 82, 83. Преподобный Варсанофий Великий, ответ 275. Житие и наставления преподобного Аполлоса. Патерик Алфавитный. 532. О третьем образе молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 533. Житие преподобного Григория Синаита Добротолюбие. Ч. 1. 534. Предисловие к «Преданию, или Уставу Скитскому». 535. Отрывок письма старца Паисия к старцу Феодосию. Писания Паисия. Издание Оптиной Пустыни. 536. Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо (2 Кор. 11. 20). 537. 2 Кор. 10. 1. 538. Святой Исаак Сирский. Слово 36. 539. Собеседование преподобного Максима с преподобным Григорием Синаитом. 540. Жертвы Ты не желаешь, я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь (Пс. 50. 18). 541. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50 19). 542. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс. 50. 21). 543. Мф. 4. 17. 544. Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9. 13). 545. Мф. 9. 12. Слово 6, о любви, гл. 16. 546. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 547. Преподобный Григорий Синаит. Слова 108, 128. Добротолюбие. Ч. 1. Святой Иоанн Карпафийский, гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. 548. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом (Кол. 2. 18). 549. Слово 4, в конце; также Слово 3. 550. Мф. 7. 16; 12. 33.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010