3) В местностях, где преимущественно развито было скотоводство, где домашний скот, коровы, овцы составляли главное богатство поселян, там ставили, если не храм, то устроивали на сборные деньги часовню, или, по крайней мере, икону св. м. Власия, так как Власий напоминает своим именем скотьего у славян бога – Велеса. В Москве быль храм св. Власия, прихожане которого занимались по преимуществу скотоводством; существует предание, что женщины, занимавшиеся скопом масла, в день св. Власия приносили в церковь и полагали пред его иконою масло, а некоторые по неразумному полуязыческому своему благочестию, помазывали волоса св. Власия на голове и бороде маслом (отсюда присловье: у Власия и борода в масле) 1 . И доселе по селам, где жители содержат коров, овец и проч. домашний скот, не редкость увидать в храмах икону св. Власия, устроенную на сборные деньги домохозяев. Подобные иконы св. Власия, купленные на сборные деньги женщин-коровниц, можно встретить и в городах; напр. в Петропавловской церкви в г. Тамбове большая икона св. Власия, стоящая сзади левого клироса; куплена на деньги, собранные женщинами, имеющими у себя коров. Над скотными дворами можно встретить икону св. Власия изображённого среди домашнего скота, причем чистые или полезные для человека животные, как то: коровы, овцы, лошади – написаны по правую, а не чистые, или мало полезные, как то: козы, свиньи – по левую сторону. Таким образом, храмы, посвященные св. пророку Илие, Параскеве – Пятнице, Власию и др. святым, которых русские двоеверы отождествляли с прежними своими божествами, являются первыми, древнейшими храмами в России. В обращении капищ Перуна, сборных пунктов молений богине земле и другим славянским богам, с одной стороны, отразилась привязанность новообращенных христиан, оставшихся и при новом своём наименовании такими же, как и прежде, язычниками. Уважение к своим божествам, с молоком матери воспринятое новообращенными христианами, страх наказания от прежних грозных богов, им оставленных, заставляли двоевера от христианского храма бежать куда-либо на красную гору, на крутой речной берег, в чащу леса – помолиться своим прежним богам и долго еще и в народных празднествах, и в суеверных обрядах остались священными те места, где они в детстве молились и приносили жертвы; но с другой стороны – в построении христианских храмов на местах, издавна известных язычникам славянам как священных, как сборных местах для принесения молений какому-либо богу – нельзя не видеть и благоразумия пастырей Христовой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Илию как покровителей растительного царства и плодородия мира, мы переходим к другим святым, владыкам мира – покровителям царства животного. Покровителями царства животного народ считает св. Власия, св. Георгия, св. Флора и Лавра, свв. Модеста, Василия. Признание св. Власия покровителем животных имеет для себя основание в житии святого. Пролог замечает о св. Власии, что он жил в «некоей пещере горьстей идеже дивии зверия кротими благословением Святаго являхуся» 297 . В рукописных четьих минеях Сол. библиотеки 508 и 509 и также в житиях св. Димитрия Ростовского передаются следующие подробности о св. Власии. Власий был епископом Севастийским. Во время гонений Диоклетиана и Ликиния он скрывался в одной пещере пустынной горы. Здесь он подвизался в безмолвии и непрестанной молитве. Дикие звери посещали его. Власий возлагал на них руки и благословлял их, больных зверей исцелял. Случилось, что Игемон Агриколай послал ловцов наловить жестоких зверей, чтоб травить христиан. Увидев около пещеры Власия стадо зверей, ловцы донесли об этом Игемону, который приказал привести Власия. На пути к Игемону Власия встречает женщина и жалуется на волка, что тот унес у нее ягненка. Власий успокоил женщину, сказав, что она получит обратно ягненка. Действителтно, волк принес ягненка цела и невридима. Власий же был заключён в темницу и принял мученический венец 298 . На старинных иконах Власий изображается сидящим на коне и окружённым лошадьми, коровами, овцами. В одной из древний Новгородских церквей на иконах Власий был представлен сидящим на скале и окружённым скотом 299 . Признав Власия покровителем животных, народ обращается к св. Власию с молитвою о скоте. Как в Малороссии, так и на Великой Руси есть обыкновение в день Власия ставить пред иконою угодника свечу, служить обедню и окроплять скот святою водою. Для этого лошади приводятся к церкви. В день Власия хозяева входят также в хлева и здесь крещенскою водою окропляют коров, лошадей, овец, даже кур. По углам хлевов ставят прутики освящённой вербы, курят ладаном, чтоб изгнать нечистую силу и предохранить скот от падежа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий Новгород. Церковь Власия на Волосовой улице. Церковь Власия на на Редятине /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Власия выстроена в 1407г. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса. Это типичный памятник начала 15 века. Постройка квадратная в плане, однокупольная, фасады имеют трехлопасное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время (автор реставрации Д.М. Федоров). При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, т.е. уступчатые, порталы со стрельчатым завершением. В соответствии с современными исследованиями установлено, что с запада к основному объему примыкал притвор. По книге Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. - Л.: Стройиздат, Ленингр. отделение, 1991. В 1407 году в Людином, или Гончарном, конце Софийской стороны на Волосове улице возвели церковь Власия. Она заняла место древней деревянной церкви 1184 года с таким же названием. Название церкви связано с культом греческого великомученика Власия, ставшего на Руси покровителем скота, а название Волосовой улицы восходит к языческому славянскому скотьему богу Велесу (Волосу). Небольшая квадратная в плане приземистая церковь с одной невысокой главкой и плавными обводами - типичный памятник новгородского зодчества 15 века. Из церкви Власия происходит икона ( Власий и Спиридоний ) 15 век./Русские Святыни. Ю.Г.Иванов Смоленск.2005. Власьевская церковь в В. Новгороде расположена в северной части Людина конца, в южной части Софийской площади, образовавшейся в результате уничтожения укреплений Малого земляного города в 250 м от кремля (детинца) на перекрестке трех улиц — Мерецкова-Волосова, Каберова-Власьевской и Большой Власьевской улицы. Происхождение названия улицы - Власьевская (Волосова), на которой стоит церковь, не менее интересно, чем история самой церкви. Известно, что христианский культ Власия, считавшегося покровителем крупного рогатого скота, унаследовал многие черты более древнего культа Волоса или Велеса, почитавшегося язычниками славянами также в качестве покровителя скота.

http://sobory.ru/article/?object=00339

Возможно, что здесь в древности стоял идол Волоса, на месте которого позже и была выстроена деревянная церковь Власия. По мнению Б.А. Рыбакова, в устойчивом наименовании Волосовой улицы сохранилась " память о языческом Волосе " . Согласно другой версии, улица названа по храму св. Власия, поскольку Волос - это народная восточнославянская форма имени Власий. Другой учёный-археолог М.Х. Алешковский считал, что Волосова улица древнее Власьевской церкви, стоящей в конце, а не в начале улицы, поэтому её название восходит к антропониму Волос, широко распространённому среди новгородцев. В.Л. Янин утверждает, что, как и в случае с другими языческими капищами древнего Новгорода, упомянутая под 1111 годом деревянная церковь Власия была построена на месте славянского капища Велеса (Волоса), от которого христианский Власий унаследовал основные черты. Обосновывая свою точку зрения, Янин ссылается лишь на «декорум христианизации», включающий «идею торжества над поверженным язычеством». В.Л. Васильев пишет, что наличие здесь языческого капища археологически до сих пор не прослежено. Под 1111 годом клировые ведомости впервые упоминают о деревянной церкви св. Власия Севастийского. Летописи 1184 г. сообщают: «Въ то же лето сърубиша церковь нову святого Власия». Затем в 1379 году строится на этом месте новая деревянная церковь. Существующая каменная церковь Власия была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца. В XVI веке церковь упоминается как соборная, с существующим на хорах приделом Иоакима и Анны, а позднее как ружная. В 1775 году церковь подверглась некоторым перестройкам: внутри, для улучшения освещенности, были убраны хоры, с запада был пристроен тёплый придел Иакова с трехъярусной колокольней в стиле классицизм. В 1852 году был перестроен деревянный верх церкви. В 1853 году пристроен новый придел Иоанна. Покрытие храма изменяется на четырёхскатное, сделаны более широкими окна. В результате разрушения 1820-х годах бастионов и рва Малого земляного города, церковь оказалась стоящей на довольно большой открытой площади.

http://sobory.ru/article/?object=00339

Рано утром вдруг пробудились силы поехать в Боровский Пафнутьев монастырь, на 40-сороковины  знаменитого на всю Россию  старца отца схиархимандрита Власия (Перегонцева). Было такое ощущение , что сам Старец толкает меня быстро побежать на раннюю электричку, чтобы прибыть на его сороковины. Так оно и получилось. Я быстро оказался на темном Калужской вокзале, и экспрессом направился в Пафнутьево-Боровский монастырь, к старцу Власию.Я не был ни на похоронах, ни на 9 днях старца Власия. И считал себя виноватым в этом, что так не почтительно не посетил ни похороны, ни 9 дней по смерти отца Власия. Старец умер на Казанскую Икону Божией Матери, 4 ноября, в возрасте 87 лет. О нем ходят самые разнообразные слухи и сведения --- от самых восторженных и почтенных  до самых  негативных. Ну ведь у Бога-- всего много ! В том числе, и частных мнений.Наверное, самый, знаменитый заслуженный профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, патриарший профессор—богослов, учитель очень многих нынешних архиереев РПЦ МП, Осипов А.И., откровенно, нелицеприятно  и публично  отзывался о явлении старца Власия, как  «о беде нашего времени». Ну, личные отдельные мнения Господь ведь никому не запрещает...Я знал старца Власия (Перегонцева)  с 1991 года, когда первый раз  приехал  в  только что открывшийся  Пафнутьево-- Боровский монастырь.Все было разрушено прежней властью, в кельях морозно, необустроенно:  удобств нет, тепла нет, воды нет, туалетов нет. Тогда, в полуразрушенном монастыре, я  первый раз взял у него благословение. Он был очень веселым, абсолютно незлобивым, смеялся очень озорно и по детски.Служба тогда была в маленьком монастырском Ильинском храме. Исполняющим обязанности наместника был игумен Гавриил, а духовником монастыря уже тогда  архиепископом  ( ныне — митрополит) Калужским и Боровским  Климентом  был назначен отец  архимандрит Власий (Перегонцев), прибывший в Калужскую епархию еще в советские годы из Тобольска, где он был настоятелем собора.Я часто видел отца Власия на богослужениях в 90-2000-е годы и в Боровском монастыре,  и в Калуге.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/09/on...

Есть ещё один интересный случай, связанный с моей учёбой. Когда я после защиты магистерской диссертации приступил к переводу Евангелия от Иоанна, при одном из посещений Батюшка дал мне следующее благословение: «После перевода Евангелия от Иоанна займись переводом Апокалипсиса». Это было не совсем логично, т. к. пожелания с кафедры Библеистики в мою сторону звучали следующим образом: «Рекомендуем произвести подробный текстологический анализ остальных Евангелий». Сейчас я уже заканчиваю перевод Откровения Иоанна Богослова, и за месяц до Батюшкиной кончины успел передать ему отредактированный перевод Евангелия и почти завершённый перевод Откровения. При издании книги Откровения я хочу посвятить её о. Власию. Чудеса о. Власия Самым большим чудом о. Власия был его личный пример христианской жизни. В 2018 году я попросил о. Иоанна Миронова помолиться за о. Власия, несущего тяжёлые болезни и скорби. О. Иоанн сказал тогда мне: «Я всегда молюсь за о. Власия. Передай ему, что он ещё молодой, ещё поживёт. А то, что терпит клевету – это хорошо»! Приехав к о. Власию, я сказал ему, что он ещё молодой. Батюшка как подскочит: «Как это? Мне уже скоро будет 85»! «А о. Иоанну уже идёт 92-й год», – продолжил я свой рассказ. «А то, что несёте скорбь, о. Иоанн сказал, что это хорошо!», – закончил я рассказ слов Батюшки. И со вздохом о. Власий ответил: «Я знаю… Как стал я священником, так и посыпалась на меня эта хорошота»! Батюшка рассказывал мне, что особенно много клеветы на него распространили два человека – профессор Алексей Осипов и дьякон Андрей Кураев. Я постарался утешить о. Власия, и рассказал ему, как я заступался за него во время приезда проф. Осипова в Санкт-Петербургскую духовную академию. Тогда со своего места из актового зала я сказал, обратившись к нему: «Алексей Ильич! Вы уже много лет учите людей тому, что и святые ошибаются в тех вопросах, которые не испытали своей жизнью, а переняли от других без рассуждения. Вы часто обличаете о. Власия – духовника Пафнутие-Боровского монастыря. А знакомы ли вы с ним»? Смущённый профессор лепетал, что мол, сколько раз он говорил себе, что не будет плохо отзываться о живых и мёртвых, и что в этом он не прав… Выслушав мой рассказ, о. Власий сказал: «Профессор-то сказал, а сам остался при своём мнении».

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

В наши дни бывшее здание Власьевской церкви представляет из себя руину. Дело в том, то ещё в 1956 г. решением Горисполкома ветхое здание храма было передано Райпотребсоюзу для сноса, чтобы потом, на оставшемся после сноса фундаменте, восстановить кирпичный склад для продтоваров. Уже тогда, во время обследования храма, документы комиссии зафиксировали, что у здания с 1941 г. отсутствовала кровля, часть стен была разрушена. Решение исполкома не было выполнено полностью: церковь не разобрали до фундамента - склад разместили в сохранившихся стенах храма. Но в 1990-е гг. склад выехал в другое место, здание опустело и начало катастрофически разрушаться не без помощи местных жителей, которые растаскивают остатки каменной кладки на кирпич. Власьевская церковь называется так по народному наименованию, ради устроенного в ней придела в честь свящ.-муч. Власия (11 февр.), а главный престол посвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом храме 5 престолов, из них два в ряд с главным (Казанским), но доселе неосвященные, будто-бы по распоряжению архиепископа Филофея, ответившего на ходатайство прихожан об их освящении: " Приход ваш не велик (ныне 140 душ мужского пола, 150 женского), а в церкви - три (освященных уже) престола " . Преосвященный (Димитрий) при двухкратном посещении Власьевской церкви советовал освятить давно уже приготовленные приделы, на коих уже обветшали облачения; боковые приделы довольно обширные и светлые; в последнее посещение, в виду скораго открытия мощей новоявленного угодника Божия Серафима Саровскаго, Преосвященный предлагал освятить один из приделов в его имя. Из писцов. книг 1625 г. видно, что в начале 17 века в Торжке существовала деревянная церковь в честь св.-муч. Власия, епископа Севастийскаго. " Храм св. Власия с приделом Петра, Москов. митрополита, древян клецки, а во храму образы и книги - строение мирское того приходу посацких людей " ... Вместо этой деревянной церкви в 1721 г., при Тверском. архиепископе Сильверсте (Волынском), построена каменная; в ней в трапезной теплой церкви два придела - правый во имя св.-муч. Власия, а левый во имя пр. Александра Свирскаго. Замечательно, что нет в ней придела во имя св. Петра, Москов. митрополита. За болезнию и выходом за штат местнаго священника, Преосвященным не была подробно осмотрена Власьев. церковь в археологическом отношении.

http://sobory.ru/article/?object=06243

Но я не смел, боялся, знал: старцу это не нравилось. В конце концов я сделал фотографию сзади, когда он входил в келлию, и храню ее как память. В день, когда я с ним познакомился, он спросил меня и еще нескольких человек о святом Власии. Это святой из Акарнании, что недалеко от Воницы, из деревни Склавена. Его житие похоже на житие святого Рафаила из Митилены. Святой Власий был игуменом в каком-то монастыре. Его умертвили турки. Святой открылся одной игумении в 1923 году. Он явился ей и указал место, где были его мощи. Игумения нашла их и на пожертвования построила церковь . Священник Августин Катсабирис, родом из тех мест, составил житие святого Власия и попросил у старца Паисия, чтобы он помолился святому Власию. Так вот старец сказал нам, что хотел поехать в Склавену в Акарнании, но что это далеко, и добавил: «А для Бога все легко. Он может тебя взять, и через мгновение ты будешь здесь, а еще спустя миг – там». То есть он считал, что Господь может уничтожить расстояния. Как знать, возможно, с ним случалось нечто подобное… Архимандрит Августин Катсабирис, Аталанти Господь удостоил меня не раз посетить приснопамятного отца Паисия. Он всегда был готов помочь мне духовно. И, судя по нашим беседам, он знал мою жизнь: намеками он рассказывал мне разные случаи из нее. Он рассказал мне о явлении ему святого Власия. Явление святого Власия Акарнанского отцу Паисию 9 . Из книги архимандрита Августина Катсабириса «Святой священномученик Власий Акарнанский» 10 : Святой Власий Акарнанский явился отцу Паисию, святогорскому монаху. Это третье, недавнее явление святого Власия отцу Паисию, вероятно, имеет связь с явлением святого отцу Аввакуму Лавриоту и, наверное, является его продолжением. После явления святого Власия отцу Аввакуму начала печататься книга о святом и вышла на его праздник, 11 февраля 1980 года. Еще до этого мы попросили отца Паисия помолиться, чтобы Господь соблаговолил нам узнать больше о жизни святого, чтобы написать эту книгу. Святой Власий Акарнанский посетил отца Паисия вместе с Пресвятой Богородицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В памятниках рус. искусства изображения Г. со свт. Власием, со святыми Флором и Лавром, со свт. Николаем, с арх. Михаилом отражают пласт народного почитания великомученика, наибольшее количество этих икон происходит из Новгорода. Одним из ранних примеров изображения Г. и свт. Власия является новгородская икона 2-й пол. XIII в. «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (ГРМ), связанная с широким местным почитанием свт. Власия как покровителя скота, а Г. как покровителя земледелия и скотоводства. К тому же времени относится новгородская двусторонняя костяная иконка с поясными образами Г. (мученик с крестом) и свт. Власия (посл. треть XIII в.; из раскопок 1969 в Неревском конце Новгорода). Об устойчивости этой традиции, получившей развитие как в Новгороде, так и на Русском Севере свидетельствуют памятники XVI в., в их числе - деревянный резной деисусный чин XVI в. из собрания С. Т. Большакова (ГММК), где в паре с Г. изображен свт. Власий, не соответствующий ему по чину святости, а не вмч. Димитрий, как обычно. На иконе «Чудо вмч. Георгия о змии» (2-я пол. XVI в., ПИАМ) поясные фигуры свт. Власия, Флора и Лавра включены в композицию средника; подобная икона XVI в. происходит из ц. Покрова пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (ГТГ), но среди 3 святых вместо свт. Власия изображен прп. Зосима Палестинский. Народное почитание Г. как покровителя земледелия объединило его с одним из наиболее почитаемых на Руси святых - свт. Николаем, что отразилось во мн. лит. и изобразительных памятниках искусства. На это сближение повлияло календарное соседство весеннего «Егорьева дня» и «вешнего Николы» (23 апр.- мученическая кончина Г., 9 мая - перенесение мощей свт. Николая), отразившееся даже в рус. фольклоре («Егорий с теплом, Никола с кормом», «Егорий с водой, Никола с травой» и т. д.). Парные изображения Г. и свт. Николая были распространены в новгородской и московской мелкой каменной пластике - на двусторонних иконках. На более ранних памятниках помещалась полуфигура Г.-воина с копьем и щитом в руках (кон. XIII - нач. XIV в., Новгород, из собрания И. С. Остроухова, ГТГ), сменившаяся позднее образом Г., поражающего змея (XIV в., Москва, из собрания ТСЛ, СПГИАХМЗ; нач. XVI в., Новгород, ГИМ). Из Гуслицкого мон-ря происходит икона кон. XIV - нач. XV в., представляющая святых в рост (свт. Николай в епископском облачении с Евангелием в руке, Г.-воин с копьем в правой руке перед грудью, левой опирается на меч). В числе избранных святых устойчивостью отличаются изображения Г., вмч. Димитрия, свт. Николая (напр., «Свт. Николай Мирликийский, с Деисусом и избранными святыми» (1-я четв. XVI в., ЦАК МДА) - на поле, в среднем ряду, в паре с вмч. Димитрием; «Никола, с Деисусом и избранными святыми» (XVI в., АМИИ) - на поле, справа от средника, в паре с вмч. Димитрием).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Климентовская церковь перестроена в 1873 г. Она сгорела в ночь с 12 на 13 декабря 1876 г. Вместо нее в 1879-1880 г.г. построена новая церковь, освящена 5.7.1880 г. В приходе хранилась особо чтимая икона сщмч. Власия, молебны перед которой служились в день освящения Власиевского храма 6 июля. Богомольцы приходили как из соседних приходов, так и из дальних, в т.ч. из Вологодской губернии. Источник: сайт «Малые острова России». Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895»  Храмовый комплекс. Церкви Власия и Климента: 1795 и 1880 г.г.  Ныне существующий ансамбль состоит из двух церквей - во имя священномученика Власия и Климента, папы Римского. Летний Власьевский храм срублен в 1795 году. Стоящий к югу от него зимний Климентовский храм построен в 1879-1880 годах вместо сгоревшей старой церкви. В начале ХХ века рядом с церквами стояла шатровая колокольня постройки 1781 года, в советские времена разрушенная. В настоящее время ансамбль церквей в Тулгасе является последним сохранившимся комплексом из двух деревянных храмов XV-XIXbekob, существующим на берегах Северной Двины. Летняя церковь святого Власия поставлена на высоком подклете. Двусветный четверик церкви завершен малым восьмериком с повалом, в прошлом увенчивавшимся грушевидным куполом важского типа. С востока к нему примыкает высокий пятигранный алтарь, перекрытый скатными кровлями, с запада трапезная с притвором, перекрытые общей вальмовой кровлей, в которые вело крыльцо (не сохранилось). Зимний храм святого Климента поставлен на невысоком подклете. Односветный четверик церкви завершен малым световым восьмериком, перекрытым купольной кровлей. С востока к нему примыкает пониженный пятигранный алтарь, перекрытый скатной кровлей. С запада - трапезная под двускатной кровлей и пониженный притвор, также крытый кровлей на два ската. Обе церкви находятся в аварийном состоянии - деревянные кровли сгнили, частью уже обрушились. Оконные рамы выломаны, снята часть тесовой обшивки. Бревна срубов частично разрушены гниением, что привело к перекосу зданий. Летом 2011 года бурей окончательно разрушен купол Власьевской церкви. Церкви пустуют, внутри завалены мусором, кусками конструкций от упавших перекрытий. Громоотводы отсутствуют.

http://sobory.ru/article/?object=06447

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010