Эпизод из детства Толкина, проведенного в Блумфонтейне; см. «Биография», стр. 22. 304 Слово mollkьhn переводится как «отчаянно-храбрый». 305 Девичья фамилия матери Толкина — Саффилд. 306 См. «Биография», стр. 264–265. 307 Э. Р. Эддисон. 308 Т. е. Энедвайт. Об истории данной области см. «Неоконченные предания», «Приложение D» к «Истории Галадриэли и Келеборна». 309 В оригинале — «thou (n " )wost not», 2 л. ед. ч. от «wit» (apx. «знать, ведать) с факультативным двойным отрицанием. 310 Лекция Толкина «Английский и валлийский», первая из цикла О " Доннелловских лекций, была прочитана в Оксфорде 21 октября 1955 и опубликована в: «Англы и бритты: О " Доннелловские лекции», «Юниверсити оф Вейлз пресс», 1963. 312 Эта профессорская должность в Оксфорде оставалась вакантной с тех пор, как истек срок пребывания на ней Сесила Дэя Льюиса, и теперь рассматривались кандидатуры преемника. В итоге избрали У. X. Одена. 313 Международные языки, изобретенные в XIX — ХХ вв. 317 Имеется в виду предложение проложить «объездную дорогу» через луг колледжа Крайст-Черч. 318 Перевод на шведский был опубликован в 1947 г. под названием «Нотреп». 319 Вымышленное графство в южной Англии, место действия нескольких романов разных авторов (от loam (суглинок) + shire (графство)). 320 Т. е. cane (утка) + йmang (пруд) (фр.). 321 «Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». 322 «Жалость? Да, жалость удержала его [Бильбо] руку. Жалость и Милосердие: не должно убивать без нужды. И он был достойно вознагражден, Фродо. Будь уверен, зло так мало повредило ему, и в конце концов ему удалось спастись, потому что именно так он и начал владеть Кольцом. С жалости». 323 «За всем этим действует некая иная сила — превыше любых замыслов создателя Кольца. Не могу выразиться понятнее, кроме как словами: Бильбо было предназначено найти Кольцо, и отнюдь шгего создателем» (Гандальв к Фродо) (см. «Неоконченные предания», глава «Поход к Эребору»). 324

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

К III pядy экум. организаций принадлежат организации, в собственном смысле «экуменическия», именно: «Европейский Центр для церковных акций «помощи» (Еигор. Zenmralsmelle für Kirchl. Hilfsakmuonen), основанный в 1922 г. в Копенгагене. «Всемирный союз для международной работы дружбы через церкви», и, наконец, две наиболее значительныя организации экум. движения: «Всемирная конференция Церкви Христовой для практического христианства» и «Всемирная конференция для веры и церковного порядка». «Всемирный союз для международной работы дружбы через церкви» возник при следующих обстоятельствах: Гаагская конференция 1907 г. вызвала в Англии и Америке идею, что международная работа в пользу мира должна поддерживаться, прежде всего, Церковью; и она должна взять на себя задачу установления и укреплении международного мира. 1–14 августа 1914 г. была устроена конференция в Констанце, в которой участвовало 90 делегатов от 30-и церквей из 12-ти стран. В день объявления войны состоялось основание союза. Ближайшая цель союза заключалась в воздействии на церкви всех стран, чтобы оне употребляли все свое влияние на народы, парламенты и правительства для возстановления дружественных отношений между народами и для достижения состояния всеобщего взаимного доверия. Вообще, эта организация стремится к осуществлению христианских принципов в области междунар. отношений. Экуменическое движение для практического христианства возникло следующим образом: После мисс. конференции в Эдинбурге в 1910 г. приступили к подготовке конференции для веры и церк. порядка. Но война приостановила все. Далее, сомневались вообще в возможности объединения всех протестантов даже на догм. минимуме веры в Божество Иисуса Христа. Начали искать другой способ объединения. Если нет возможности, чтобы объединить всех в общей вере, то надо попытаться, чтобы объединить всех в практике. Поэтому возникла мысль, созвать конференцию для выработки не догматического, а социального и политического кредо. – Главным деятелем был уже в то время apx. Söderblom. В общении с еписк. Тандбергом в Христиании и еписк. Копенгагским Остенфельдом и с «Всемирным союзом для работы дружбы через церкви», он хотел устроить конференцию в Упсале. Она состоялась 14–16 дек. 1917 г., но явилось только незначительное число представителей из нейтральных стран. Но apx. Söderblom упорно продолжал свое дело для подготовки новой конференции. Подготовительная конференция состоялась 9–12 авг. 1920 г. в Женеве, а самая Конференция 19–30 августа 1925 г. в Стокгольме. Присутствовало более 600 делегатов от  31 церкви. Последняя всемирная конференция состоялась в Оксфорде в июле мес. прошлого 1937 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«очима» центр. влади Pociйcьkoï Правосл. Церкви: Eboлюцiя не сприйняття//Npoceмihapiй: icmopiя Церкви, науки, культури. К., 1999. Вип. 3. С. 190-203; он же. Юpucдukцiйha noлimuka Pociйcьkoï Правосл. Церкви 1917-1921 рр.: Украïнський аспект: Канд. дис. К., 1999; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение РПЦ в судьбах его участников: Арх. док-ты. СПб., 2006; Бажан О. Г. До питання про onoзuцiйhuй рух в cepeдobuщi Pociйcьkoï Правосл. Церкви в Ykpaïhi в 1950-1980-х рр.//Icmopiя peлiriй в Ykpaïhi: Npaцi Х Miжhap. наук. конф. Льbib, 2000. Кн. 1. С. 52-56; он же. Ahmupeлiriйha noлimuka в УРСР в 1950-mi рр.: Noзuцiя Церкви, настроï серед bipyючux//Peлiriя i Церква в icmopiï Украïни: Мат-ли Miжhap. наук. конф. Полтава, 2006. С. 31-38; он же. Репресивна noлimuka радянських oprahib держбезпеки на Kuïbщuhi у 1940-х - на початку 1950-х pokib//Наук. зап. НаУКМА. К., 2009. Т. 91: Icmopuчhi науки. С. 35-41; он же. «Шпигуни в сутанах»: До питання про масштаби noлim. penpeciй среди духовенства та bipyючux в УРСР у 1937-1938 рр.//Сумський icm.-apx. ж. 2010. 10/11. С. 135-154; Бажан О. Г., Данилюк Ю. З. Випробування bipoю: Боротьба за peaлiзaцiю прав i свобод bipyючux в Ykpaïhi в дpyriй пол. 1950-х - 1980-mi рр. К., 2000; Киридон А. М. Обновленство в Ykpaïhi: Причини виникнення та спроби nepioдuзaцiï//Icmopuчha пам " ять: Зб. наук. праць. Полтава, 2000. 1/2. С. 152-160; она же. Дepжabho-цepkobhi biдhocuhu в paдяhcьkiй Ykpaïhi 1920-1930-х рр.: Coцiaльhuй buмip//Проблеми icmopiï Украïни: Факти, судження, пошуки: Miжbiдoмчuй зб. наук. праць. К., 2004. Вип. 12. С. 234-256; она же. Документи «Окремоï папки» ЦК КП(б)У як джерело з icmopiï noлimuku радянськоï влади щодо peлiriï i Церкви//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 150-157; она же. Eboлюцiя noлimuku napmiйho-дepжabhoro kepibhuцmba радянськоï Украïни щодо peлiriï i Церкви (1917-1930-mi рр.)//Icmopuчhuй ж. К., 2004. 6/7. С. 20-31; она же.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

1634 и 1636 . Relation du voyage d» Adam Olearius en Moscovie. Tartarie et Perse etc. Traduit de l " allemand par A. de Wicquefort. Tome premier, seconde édition. Paris. MDCLXXIX. 1661 . Relation d " un voyage en Moscovie, écrite par Augustin Baron de Mayerberg. 2 vol. Paris, 1858. 26 1663 . La relation de trois ambassades de Monseigneur le Comte de Carlisle etc. vers Alexey Michailowitz, czar et grand duc de Moscovie, Charles, roi de Suède, et Frederic III, roi de Danemark et de Norvège. Amsterdam. MDCLXI. 1659–1667 . Нынешнее состояние России, описанное одним англичанином (Самуилом Коллинсом), который 9 лет прожил при дворе Великого царя русского. 27 1668–1670 . Les voyages de Jean Struysen Moscovie, en Tartarie ets. Amsterdam, P. Apx. 1880, 1671–1673 . Якова Рейтенфельса: О состоянии России при царе Алексее Михайловиче. 28 1675 . Relatio eorum quae circa Sacr. Caesar. Majestat. ad Magnum Moscorum Czarum ablegatos Annib. Francisc. de Bottoni et Jann Carol. Terlingerenum de Guzmann gesta sunt, strictim recensita per Ad. Lyseck, dictae legationis secretarium. Salisburgi, 1676. 1678 . Legatio Polono-Lithuanica in Moscoviam potentiss. Poloniae Regis ac Reipublicae mandato et consensu, anno 1678 feliciter suscepta, nunc breviter sed accurate quoad singula notabilia descripta a teste oculato B. L. Tannero Böemo Pragense, Dn. Legati principis camerario germanico. Norimbergae, anno 1689. 1686 . Voyage en divers états d " Europe et d " Asie entrepris pour découvrir un nouveau chemin à la Chine, par Ph. Avril (Societatis Jesu). Paris, Сол. 1689 . Relation curieuse et nouvelle de Moscovie, par Neuville. A la Haye, 1696. 1698 и 1699 . Diarium itineris in Moscoviam etc., descriptum a I. G. Когв, secretario ablegationis Caesareae. Viennae Austriae, 1700. 29 Устр. Ист. П. Перечисленные выше сочинения писаны с разными целями, по разным случаям и представляют материал, довольно разнообразный по форме и по содержанию. Путешественники XV века Ланнуа, Барбаро и Контарини, попавшие в Московию случайно и пробывшие в ней не долго, сообщают немногие беглые заметки о том, что они видели и слышали проездом; такие же беглые заметки путешественников, бывших в Московском государстве проездом, имеем мы и от позднейшего времени: таковы путевые заметки Вундерера, Штрауса и Авриля. Эти заметки любопытны для географии страны по непосредственным, иногда метким наблюдениям над местностью, по которой проезжал путешественник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В такой-то край и к таким людям вознамерился ехать архим. Макарий. Решение это было принято в июле 1830 г., и 3 авг. он с двумя сотрудниками, пустился из Тобольска в дорогу, напутствованный речью архиеп. Евгения, применившего к миссионерам те заветы и обетования, какие изрек Спаситель своим апостолам перед вознесением на небо (Мф.23:18−20). В руководство им даны были две инструкции миссионерам, изданные Св. Синодом в 1769 г., и составленные преосвящ. Евгением. Синодальная инструкция предписывала: 1) преподавать инородцам христианское учение, сообразно с их младенческим состоянием, в кратком виде и только самые важные догматы . Относительно икон вразумлять инородцев, что должно не боготворить их, а поклоняться написанным на них ликам, и не понуждать соблюдать посты 2) действовать на инородцев кротко и любовно, не прибегая к угрозам или притеснениям 3) начинать обращение с ближайших мест, постепенно расширяя круг действий. По приезду в какую-либо местность, начинать дружескую беседу с инородцами об их житье-бытье, а потом говорить об их законе и богослужении, и доказывать «неправость их мнений естественными доводами». Возражения слушать терпеливо и снисходительно, и «самому рассказывать не с грубостью и досадливыми словами, но ласково и дружелюбно». К защите и помощи светских команд, прибегать только в случаях серьезной опасности от ревнителей языческой веры. За разрешением всяких недоумений, обращаться к местному преосвященному. Apx. Евгений своей инструкцией предписал архим. Макарию и его сотрудникам изучать язык инородцев, и по мере изучения переводить на него книги Свящ. Писания богослужебные, молитвы и прочее. Также вести постоянный журнал о действиях своих, и представлять его через каждые три месяца ему, преосвященному, как к нему же непосредственно обращаться за наставлениями и разъяснениями. Кроме этих двух руководств, архим. Макарию вручены были копии с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения Государственного совета о льготах инородцам, принимавшим крещение, и с отношения генерал-губернатора западной Сибири о сделанном им распоряжении, чтобы гражданское начальство оказывали миссионерам защиту и покровительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Краковская академия приготовляет в настоящее время новое критическое издание. Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 6 томов, 1843—1846; 2 изд., 1889. – C. Ullmann, Gregorius von Nazianze, 1825; 2 Aufl. 1867; E. Fleury, St. Grégoire de N. et son temps, P. 1930; H. Pinault, Le platonisme de St. Grégoire de N., 1925; M. Guignet, St. Grégoire de N. et la rhétorique, 1911; Les procédés épistolaires de St Grégoire de N., 1911. Для сравнения cm. o неоплатонизме: R. Arnou, Le désir de Dieu dans la Philosophie de Plotin, 1921. – J. Sajdak, Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Naz., Meletemata patristica, 1, Cracoviae, 1914; De Gregorio N. poetarum christianorum fonte, Archivum filologiczne, 1, Krakow, 1917, – (M. Салмиш), Жизиь св. Григория Б., «Прибавления», I, 1843; (И. E. Tpomudft), Последние годы жизни св. Григория Богослова, Христ. Чтение, 1863, II; А. Говоров, Св. Григорий Богослов, как христианский поэт, Казань, 1886; Н. Виноградов, Догматическое учение св. Григория Богослова, Казань, 1887. Св. Григорий Нисский. – У Mugne, т.т. 44—46, перепечатаны очень неисправные старые издания. Отдельныя творения были изданы критически в прошлом веке. В последние годы Берлинская академия предприняла полное критическое издание; вышло два тома: книги против Евномия (Jaeger, 1921) и письма (Pasquali, 1925). Русский перевод в издании Моск. дух. академии, 8 томов, 1861—1872, — над ним работал прот. П. Делицын. — J. Rupp, Gregors, des Bischofs von Nyssa, Leben und Meinungen, 1834; F. Dlekamp, Die Gotteslehre des hl. Gregor von Nyssa, I, 1896; H. Koch, Das mystische Schauen beim hl. Gregor von Nyssa, Theol. Quartalschrift, 80, 1898; A. Krampf, Der Urzustand des Menschen nach der Lehre des hl. Gregor von Nyssa, 1889; F. Hut, Des hl. Gregor von Nyssa Lehre vom Menschen, 1890; J. B. Aufhâuser, Die Heilslehre des hl. Gregor von Nyssa, 1910. – Apx. Порфирий (Полов), Св. Григорий, епископ Нисский, «Прибавления», XX, 1861; В.И. Несмелов, Догматическая система св. Григория Нисского, 1887; А.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

См. Ewald, Geschichte, В. IV, s. 277; Stade, Geschichte, II, s. 189; Köhler. Lehrbuch, II, 2, s. 650–651, anm. I; Graetz, Geschichte s. 170 и дал. Herzfeld, Geschichte, I, s. 83. Hitzig, I, 302–310; Иосиф apx.: „История иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия». Сергиев Посад, 1903 г., стр. 198–201. 105       Правда, Самарийский раскол есть следствие внутренних нестроений в иудействе. Он именно свидетельствует о том, что среди иудеев не все были довольны реформами Ездры-Неемии, особенно их постановлениями о смешанных браках и что эти недовольные в то же время продолжали оставаться служителями Иеговы. Но это уже известно из времени Ездры-Неемин, так что для настоящего периода это не характерно. Для настоящего времени Самарийский раскол является событием существующим вне жизни иудейского народа и притом случайно возникшим. В самом деле, не все же недовольные вводимыми порядками Ездры-Неемии входили в раскол. Да и те, которые образовали раскол, не сами пришли к мысли об этом, как единственно возможном выходе. – Но будучи явлением внешним, случайным, Самарийский раскол значительно влиял на иудейство, и влияние это было отрицательное. Он будил в ортодоксальных иудеях очень не высокие стремления и чувства. Национальный эгоизм увидел в Самарийском расколе врага, который с самого начала не переставал беспокоить его. Если в своем горделивом самопревозношении над язычниками иудеи были уверены в своем господствующем положении в будущем царстве Мессии, то теперь, в лице самарян, выступают также почитатели истинного Бога и его закона. А что, если и они получат в царстве Мессии свой высокий удел?!.. Отсюда ненависть к самарянам. 106       Известны два первосвященника с именем Симеона: Симеон I, сын Онии I и внук первосв. Аддуя, бывший первосвященником с 310–291 г., – и Симеон II, сын Онии II, внук Симеона I, проходивший служение первосвященника с 219–199 г., или 196 г. Какой же из них назывался „Праведным»?… Иосиф Флавий (Древности, XII, 2, 5) называет праведным Симеона I. Напр., Ewald, Geschichte, IV, s.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

А стало быть и присутствие ее на царском обеде, хотя бы в качестве законной жены, не имело места, да и отказ получает более смысла, в виду (1:11) ст., где царь призывает ее, как еще «невиданную» гостями, и именно, чтобы «показать» красоту ее. В таком случае, отказ все равно мог внушаться столько же верностью персидским законам и обычаям, сколько и даже еще более – настроением самой царицы. После неоднократных настояний царя и отказов царицы, царь в гневе немедленно распускает гостей и при посредстве 7 советников своих, которым «поручено истолкование законов», осуждает ее на удаление и лишение царского звания. Искание заместительницы осужденной внушается не вакантностью места первой царицы, а чрезмерностью любви к Астини и желанием друзей царя – подыскав ему новую лучшую жену, заставить его забыть свою страсть к прежней, так как царь все таки очень жалел ее, и, не имея возможности отменить над нею свой суд, весьма печалился… Местожительство Есфири до брака с царем, Иосиф указывает в Вавилоне ( Есф.2:5 – Сузы), откуда потом ради Есфири переселяется и Мардохей, чтобы жить подле своей любимой воспитанницы. Установление закона, запрещавшего являться к царю без его зова «когда он восседал на троне (πηνκα π το θρνου καθζοιτο) – ( Есф.4:11 ) «во внутренний двор» – Иосиф приписывает самому этому царю. Мардохей узнает о заговор против царя чрез «Варнаваза», Иудея, слугу одного из заговорщиков. Не наградив Мардохея за его верность и услугу «ничем» (сознательно?), царь просто велит своим секретарям внести имя Мардохея в «летописи», Мардохею же отдает только приказ – «находиться при дворе в числе преданнейших царских придворных». Аман, любимец царский, с которым столкнулся впоследствии Мардохей, быль по LXX 447 «Македонянин» ( Есф.9:24 ), а по Иосифу и Таргумам – «Амаликитянин» (Apx.XI, 6, § 6), имевший природную вражду к Иудеям, истребителям его предков. Этим, быть может, достаточно объясняется поведение Мардохея, не поклонявшегося Аману («по своей мудрости и в виду запрещения своего закона»), и жестокость расправы, к которой намеревался прибегнуть Аман, увидев в настоящем случае прекрасный повод к отмщению и удовлетворению своей закоренелой племенной к Иудеям вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Сам Ивенберг, выслушав эту исповедь Джале, преподал ему назидание, – и пришел к отрадному заключению что «истина, кажется, взяла верх над гордынею» абиссина, поручил его молитвенному предстательству своих собратий и выражает некоторую надежду, что, может быть, Джале будет «свидетелем истины между абиссинами». – Подведем итоги. Потерявший свою веру абиссин в течении пяти лет 10 раз переменял свое исповедание (протестант, православный, протестант, католик, протестант, католик, протестант, монофизит, католик, протестант), он был 5 раз протестантом, 3 – католиком, 1 – православным, 1 – монофизитом. Эта пропорция может быть только лестною для греческой церкви, о которой Ивенберг столь невысокого мнения: талантливый абиссин качался как маятник только между протестантами и римско-католиками. – Некоторые выражения в приведенной выписке подчеркнуты мною. О таботе ср. J. Ludolfi historia aethiopica (Francofurti ah Moenum 1681), 3, 6, 62; J. Ludolfi ad hist. aeth. commentarius (Francofurti ad Moenum 1691), 3, 57, 4, p. 376; S. Gobat, Journal of a three years’ – 32] residence in Abyssinia (London 1834), p. 243; Isenberg, II, 27; Isenberg, Dictionary of the amharic language (London 1841) s. v. tâbot; apx. Порфирий Успенский , «Восток христианский: Абиссиния» в ТКДА, 1866, I, 336; Е. Renaudot, Litur- giarum orientalium collectio (Paris 1716), I, 501, 525; J. M. Neale, A history of the holy eastern church: general introduction (London 1850) I, 185. 186, с цитатою из Harris, Highlands of Ethiopia (London 1844), III, 138, на котором основывается и свящ. Павел Матвеевский  «Христианство в Абиссинии» в «Страннике», 1867, II, 118; Th. Waldmeier, Erlebnisse in Abessinien in d. J. 1858 – 68 (Basel 1869), S. 60; B.Hartmann, Abyssinien (Das Wissen der Gegenwart,. Bd. 14, Leipzig-Prag, 1883), S, 99; A. J. Butler, The ancient Coptic churches of Egypt (Oxford 1884), I, 109. 110, II, 3. 4. 42. 43. 283. «Табот» значит «ковчег», изображает собою ковчег завета и составляет величайшую святыню эфиопского храма, без которой он был бы «не более, чем и простой дом» (Gob.); словом табот – тоже по важности, что и антиминс в православном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но со стороны латинян должно опасаться некоторой, по духу их прозелитизма, навязчивости и намеренного разглашения о дружеской связи с нами, чтобы поселить вражду между нами и греками. Хотя и нет возможности преподавать отсюда преосв. Кириллу подробные советы, как вести себя в этих случаях, но, кажется, он мог бы оградить себя от подозрения, дав понять наместникам патриарха, что этот способ обхождения с иноверными, подающий латинянам надежду на дальнейшее сближение, есть единственное средство к отклонению политических противодействий нашей духовной миссии, которая в действительности не имеет, да и не может иметь иной цели, кроме укрепления нашей духовной связи с греческою церковью». См. письмо гр. Толстого к кн. Горчакову в apx. Св. Синода по канцелярии Обер-прокурора за 1868 г. д. 381. 184 Сведения о сношениях преосв. Кирилла с греческою иерархиею в Константинополе на рождественских праздниках 1857/8 заимствованы преимущественно из записки, представленной Бутеневым в Минист. Иностр. Дел в январе 1858 г. См. арх. Св. Синода по канцелярии обер-прокурора за 1858 г. д. 381. 185 См. м. Филарета Собрание мнений и отзывов по делам православной церкви на Востоке. СПБ. 1886 г., стр. XVII. 186 Такие сведения правительство наше старалось получать преимущественно чрез лиц, служивших в наших миссиях. См. подробности об этом, равно как и обстоятельное суждение преосв. Феофана (Говорова) о греко-болгарском вопросе в изданном нами письме последнего (Труды Киев. дух. Акад. 1895 г. V стр. 33–67). 187 См. записку преосв. Кирилла в музейной библиотеке Киев. дух. Акад. под значком Муз. Рун. 189 См. архим. Порфирия Второе путешествие по св. горе Афонской. М. 1880 г. стр. 14–16. Суждение м. Филарета о сем см. в «Собрании мнений в отзывов» его т. дополнит. СПБ. 1887 г. стр. 456. 190 Таким настоятелем константинопольской русской посольской церкви был назначен вскоре архим. Петр (Троицкий), магистр VII курса Киев. дух. Акад, с 1853 г. инспектор Киевск. акад., с 1855 г. ректор Киевск. сем.; с 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

  001     002    003    004