Эпизод из детства Толкина, проведенного в Блумфонтейне; см. «Биография», стр. 22. 304 Слово mollkьhn переводится как «отчаянно-храбрый». 305 Девичья фамилия матери Толкина — Саффилд. 306 См. «Биография», стр. 264–265. 307 Э. Р. Эддисон. 308 Т. е. Энедвайт. Об истории данной области см. «Неоконченные предания», «Приложение D» к «Истории Галадриэли и Келеборна». 309 В оригинале — «thou (n " )wost not», 2 л. ед. ч. от «wit» (apx. «знать, ведать) с факультативным двойным отрицанием. 310 Лекция Толкина «Английский и валлийский», первая из цикла О " Доннелловских лекций, была прочитана в Оксфорде 21 октября 1955 и опубликована в: «Англы и бритты: О " Доннелловские лекции», «Юниверсити оф Вейлз пресс», 1963. 312 Эта профессорская должность в Оксфорде оставалась вакантной с тех пор, как истек срок пребывания на ней Сесила Дэя Льюиса, и теперь рассматривались кандидатуры преемника. В итоге избрали У. X. Одена. 313 Международные языки, изобретенные в XIX — ХХ вв. 317 Имеется в виду предложение проложить «объездную дорогу» через луг колледжа Крайст-Черч. 318 Перевод на шведский был опубликован в 1947 г. под названием «Нотреп». 319 Вымышленное графство в южной Англии, место действия нескольких романов разных авторов (от loam (суглинок) + shire (графство)). 320 Т. е. cane (утка) + йmang (пруд) (фр.). 321 «Посему кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». 322 «Жалость? Да, жалость удержала его [Бильбо] руку. Жалость и Милосердие: не должно убивать без нужды. И он был достойно вознагражден, Фродо. Будь уверен, зло так мало повредило ему, и в конце концов ему удалось спастись, потому что именно так он и начал владеть Кольцом. С жалости». 323 «За всем этим действует некая иная сила — превыше любых замыслов создателя Кольца. Не могу выразиться понятнее, кроме как словами: Бильбо было предназначено найти Кольцо, и отнюдь шгего создателем» (Гандальв к Фродо) (см. «Неоконченные предания», глава «Поход к Эребору»). 324

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Русская историческая – а вместе с нею и церковно-историческая – наука зарождается в XVIII и расцветает в XIX столетии. Ее резиденцией являются не только университеты, но и духовные академии. Целый ряд иерархов, особенно в первой половине XIX века, посвящает свои досуги историческим исследованиям: митр. Евгений, apx. Филарет Черниговский , митр. Макарий и др. Особенно разрабатывается область русской церковной истории. Здесь мы имеем общие труды apx. Филарета, митр. Макария, Знаменского, Голубинского, не говоря о множестве ценных монографий. Ни одна из этих церковных историй не заслуживает упрека в «легендарности». Αрх. Филарет Черниговский отличался остро критическим направлением ума. Проф. Голубинский, автор новейшей истории русской церкви, был критиком ярко выраженного желчного темперамента, который осыпает сарказмами чуть не на каждой странице традиционалистов. Это не мешает результатам его разрушительного анализа пользоваться общим признанием. Я говорю здесь не о светской, а о церковной, академической науке. Светская наука в России была свободна, духовная жила под строгой ферулой цензуры. К тому же академии, управляемые епископами, были в полной зависимости от церковных властей. И тем не менее эта цензура и эта власть, столь тяжело подчас давившие русское богословие, не чинили препятствий церковно-исторической науке. Ключевский читал курс русской истории (казавшийся революционным для своего времени) и в Духовной Академии, где он был всегда желанным и уважаемым учителем. Он же написал, в качестве своей магистерской диссертации, «Русские жития святых, как исторический источник», – критический обзор всего русского агиографического материала – книга, которой нет ни в одной национальной агиографии Запада. В Болотове мы ценим замечательного историка древней церкви, который может быть поставлен наравне с самыми крупными специалистами своего времени. Рядом с чистой историей следует поставить исторические дисциплины: литургику, патристику, которые имели в России выдающихся представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

И сотников и стрелцов велено к тебе послать с Двины, по прежнему нашему великого государя указу, не замотчав; а наше великого государя жалованье хлебное, по указу, тем сотником и стрелцом велено дать на Колмогорах, Соловецкого ж монастыря из вологоцких покупных запасов, потому что в Сумском остроге монастырьских запасов мало, тем сотником и стрелцом дать будет нечего; и о том наша великого государя грамота к боярину нашему и воеводе ко князю Дмитрею Алексеевичю Долгоруково да к дьяку нашему к Афанасью Зыкову послана. А соляных и рыбных промыслов Соловецкого монастыря, в которых промышляют по нашему великого государя указу, и служек, и крестьян, указали мы, великий государь, ведать в Сумском приказному соборному старцу Иоилю, и о том наша великого государя грамота к нему послана; а тебе Клементью тех промыслов и кресгьян ни в чем не ведать. Писан на Москве, лета 7181 маия в 13 день. 105 . Царская грамота в Сумской острог старцу Иоилю о недозволении Иевлеву вмешиваться в хозяйственные монастырские дела. 13 мая 1673 г. 1019 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, Соловецкого монастыря в Сумской острог соборному старцу Иоилю. По нашему великого государя указу послан к Соловецкому монастырю, стряпчего на Игнатьево место Волохова, голова Московских стрелцов Клементей Иевлев, для промыслу над Соловецкими мятежники; а в Сумском остроге Соловецкого ж монастыря двор, и денежную и всякую казну, и хлебные запасы, и усолья, до нашего великого государя указу, велено ведать тебе. И ныне ведомо нам великому государю учинилось, что он Клементей учал в те монастырьские всякие дела вступаться, и из соляных промыслов и из волостей земских старост с сборными и с росходными книгами к себе имал; а ему Клементью о том в нашем великого государя наказе, каков ему дан из Розряду, того Соловецкого монастыря старцов, и слуг, и крестьян, судом и управою и соляных промыслов ведать и из волостей сборных и росходных книг имать не указано. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б Соловецкого монастыря соляные и рыбные промыслы, в которых промышляют по нашему великого государя указу, и монастырьских служек и крестьян ведал и владел ты, по прежнему нашему великого государя указу; а голове Московских стрелцов Клементью Иевлеву тех монастырьских промыслов в слуг и крестьян ведать не велено, и о том наш великого государя указ к нему Клементью послан. А того б тебе старцу Иоилю велеть беречь накрепко и заказ учинить, чтоб из волостей и из соляных промыслов никто в Соловецкой монастырь к мятежником ни с чем отнюдь не ездили и ведомости никакия к ним не чинили; а буде которые учнут в монастырь проезжать, и запасы всякие провозить, и с ними списываться тайно, а тебе про то кто известит, и ты бы тех людей велел для розыску отдавать голове Московских стрелцов Клементью Иевлеву. Писан на Москве, лета 7181, маия в 13 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(На обороте подписи Кондр. Симонова, Ив. Седорова, Ив. Токарева, Ник. Маркова, Ив. Болотова, Макс. Степанова, Ив. Симонова, Петра Дедиловцова и послуха Данилки). Помета; высмотря записать в книгу и взять в столп. 720-го году ноября в 27 день. Роспись государственного Посольского приказу Площадным подьячим: Во 179-м году: Семен Игнатьев, Афонасей Захаров. Во 194-м году: Иван Иванов. Во 193-м году: Тимофей Кандратьев, Данило Семенов. Да в службе великих государей: Иван Трофимов, Григорей Токарев, Иван Семенов, Алексей Андреянов, Лука Токарев, Иван Клюкин, Яков Федоров, Павел Анкидинов, Афанасей Иванов. «Повытья» Посольского приказа в 1675 году (Ср. стр. 51–53) В Посолском приказе подьячие ведают дела: Борис Михаилов; свейское, галанцов и амбурцов, грузинское, горских черкас, калмыков Аюкая тайшу с улусы. Максим Бурцов: францужское, дацкое, турское (сбоку: +), бухарское (сбоку + и приписано: индейское, китайское), юргенское, крымское, мугалское, сибирских калмыков (сбоку: +), донское. Семен Протопопов: гишпанское, папу, италианское, московских всех иноземцов, мастеровых людей, мещанскую слободу (сбоку: +), виленскую и рижскую почты и чрез них присланные вестовые писма. Иван Волков: цесарское, аглинское, полское, персицкое, (зачеркнуто: индейское, китайское), Тулские Коширские заводы железные, список подьячим. Андрей Иванов: брандебурское, курлянское, переводчиков и толмачей. А приезды греческие ведать росписано 4-м ч. подьячим в году по 3 месяца. А судные дела по челобитчику. А ныне едут к великому государю волоского и мултянского воевод (сбоку: +) посланцы; а в росписи кому те приезды ведать не написано. И ныне их кому принять и посолство их ведать, о том великий государь как укажет? Помета: 183-го июля во 18 день. По указу великого государя боярин Артемон Сергеевич Матвеев, слушав сей росписи, приказал: Посолского приказу подьячему Василью Тимофееву за ево службу, что он посылан из середней статьи к полскому королю многижды, быть в Посолском приказе в старых подьячих в пятом месте; а ведать ему дела: турские, бухарские, сибирских калмыков, Мещанскую слободу да приезды волоских и мултянских посланцов. А приезды греческие ведать ему против своей ж братьи вряд потому ж 3 месяца. И записать сесь великого государя указ в Посолском приказе в записную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

А под тот монастырь и под селидьбу пашенных крестьян под двадцать человек, и под пашню и под сенные покосы и под скотинной выпуск отвест порозжей новой неотводной земли, где они служилые люди по рекам по Ингоде или по Шилке приищут сколько пристойно, чтоб впредь в той земле ни от кого спору, и в ясашном сборе порухи небыло. А к тому монастырю крестьян селить из гулящих людей, и из иноземцев, которые вновь крещены, и которые похотят в работу в монастырь всякого чина люди, кроме посацких людей, которые не в тягле будут, и пашенных крестьян. А как они монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь ведать и над ними расправу чинить ему Никите. А как он Никита пострижется, и ему Никите быть строителем, и монастырскую всякую казну и крестьян ведать ему Никите, а после его Никитиной смерти выбрать для строенья монастыря и управления крестьян из вкладчиков доброго человека, когоб с такое дело стало; а архимандритам и игуменам того монастыря и крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию, и церковников и служебников и церковное правило. А для пропитания того монастыря собранной братье и для постройки мельниц дать речку Туру с рыбными ловлями. А в каких угодьях и на которой реке под тот монастырь земли отведено будет, о том к нам великому государю писали бы, а велели подать в Сибирском Приказе князю Матвею Петровичу Гагарину с товарыщи. А прочет сию нашу великого государя грамоту, и списав с нее список, за рукою оставили бы в приказной избе, а подлиную отдали ему с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 1706 мая в 31 день. Диак Иван Чепелев. Справа Якова Щетинина. Уподлинной же его царского величества печать приложена, и под печатию пониже подписано тако: в Сибирь в Нерчинской стольнику нашему и воеводе Петру Савичу Мусину-Пушкину с стоварыщи. При подлинной же подписано: 1707 года ноября в 9 день подал сию великого государя грамоту Нерчинской конной казак Тимофей Борода».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

26. Предел православия есть чисто ведать два догмата веры, — Троицу и Двоицу: Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать, Двоицу — два естества во Христе в едином лице, т. е. единого Сына исповедать и ведать и прежде воплощения, и по воплощении в двух естествах и волях, божеской и человеческой, неслиянно славимого. 27. Рожденность, нерожденность и исходность, три неизменных и непреложных свойства лиц Пресвятые Троицы должно благочестно исповедать: Отца нерожденного и безначального и Сына рожденного и собезначального, и Духа Святого соприсносущного, от Отца исходящего и Сыном подаваемого, как говорит Св. Дамаскин. 28. Единая благодатная вера, исполнением заповедей споспешествуемая, довлела бы ко спасению, если бы мы хранили ее в силе, и веру мертвую и недейственную не предпочитали вере живой и действенной во Христе. Довлеет верному водрузить в себе образ веры и устроить жизнь по действенной во Христе вере. Но ныне невежество научает благочестивых вере на словах, мертвой и нечувственной, а не вере благодатной. 29. Троица есть простая единица: она неслиянна; троица во единице; единый триипостасный Бог отнюдь неслиянными имеет в Себе ипостаси. 30. Бог во всем триипостасно познается и поминается. Он все содержит и о всем промышляет чрез Сына во Святом Духе; и не един из Них, где бы ни упоминаем был, не именуется и не мыслится сущим вне или особо от других. 31. Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. 32. Ум — Отец, слово — Сын, Дух святой — дух, как учат примерно богоносные Отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице, о едином в трех лицах Боге, и предавая на сим образом истинную веру, как якорь упования. Знать единого Бога, по Писанию, есть корень бессмертия, а ведать державу триипостасной единицы есть всецелая правда. Изреченное о сем в Евангелии слово можно так разуметь: Се же есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога в трех ипостасях, и Егоже послал еси Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А к тому монастырю крестьян селить иль из гулящих людей, и из иноземцев, которые вновь крещены и которые похотят в работу в монастырь всякаго чина люди, кроме посацких людей, которые не в тягле, и пашенных крестьян. А как они монастырь будут строить, и в то время, и до смерти монастырь ведать и над ними расправу чинить ему Никите. А как он Никита пострижется, и ему Никите быть строителем, и монастырскую всякую казну и крестьян ведать ему Никите, а после ево Никитиной смерти выбрать для строенья монастыря и управления крестьян из вкладчиков доброго человека, когоб с такое дело стало; а архимандритам и игуменам того монастыря и крестьян не ведать, а ведать им токмо церковь Божию, монастыря братию, и церковников и служебников и церковное правило. А для пропитания того монастыря собранной братье и для постройки мельниц дать речку Туру с рыбными ловлями. А в каких угодьях и на которой реке под тот монастырь земли отведено будет, о том к нам великому государю писали бы а отписку велели подать в сибирском Приказе князю Матвею Петровичу Гагарину с товарыщи. А прочет сию нашу великаго государя грамоту, и списав с нее список, за рукою оставили бы в приказной избе, а подлинную отдали ему с роспискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 1706 мая в 31 день. Диак Иван Чепелев. Справа Якова Щетинина. У подлинной же его царскаго величества печать приложена, и под печатию пониже подписано тако: в Сибирь в Нерчинской стольнику нашему и воеводе Петру Савину Мусину-Пушкину с товарыщи. При подлинной же подписано: 1707 года ноября в 9 день подал сию великаго государя грамоту Нерчинской конной козак Тимофей Борода». С передачей церквей и монастырей Слопцов передал Преосвященному Иннокентию при реестре неоконченные им следственные дела: о венчании Нерчинском заказчиком Скорняковым гулящего человека Емельяна Белоглаза и служилого Бориса Зотеева от живых жен; о засечении игуменом Иовом монаха Игнатия; о убийстве священником Орловым крестьянина Лобанова; о разрешении иркутским протопопом Григорьевым брака иркутскому жителю из-за живой жены; о вступлении в брак служилого Ефремова после смерти жены на родной сестре ее; и к заключение экстракт из дела по жалобам провинциал-инквизитора Иевлева и братии Вознесенского монастыря на архимандрита Платковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свет таинственного богословия — это нетварный свет Святой Троицы, созерцание которого становится возможным для ума «благодаря обожению, делающее его [целиком] светом — подобием Первого Света» . В созерцании света Святой Троицы открывается образ жизни в Царстве Небесном: «И примет их [как наследников] невыразимый свет и созерцание Святой и царственной Троицы, воссиявающей явственней и чище, даже смешивающейся целиком с умом как целым; это-то [созерцание], полагаю я, и [является] единственным Царствием Небесным» . Однако видение нетварного света Святой Троицы — это лишь « символ незримой сокровенности (τς φανος κρυφιτητος) Божественной сущности» , ибо Святая Троица является недоступной для видения. Созерцание нетварного Света является начальным этапом таинственного богословия, после которого ум погружается в сокрытое место Божественной сущности, где исчезает всякое видение, и ум оказывается в абсолютном мраке неведения и невидения , которое является высочайшей вершиной молитвенного богопознания: «Молимся о том, чтобы оказаться нам в этом пресветлом мраке и посредством невидения и неведения видеть и разуметь то, что выше созерцания и знания, что невозможно ни видеть, ни знать, ибо это и есть поистине видеть и ведать» . Дионисий Ареопагит говорит, что не видеть и не ведать «есть поистине видеть и ведать» в том смысле, что совершается всецелое единение с Богом, при котором исчезает способность видеть и ведать. Об этом состоянии ничего нельзя вспомнить или сказать и это есть то ведение, о котором апостол Иоанн, видевший Лице Господа, говорит: «Бога никто не видел никогда» (Ин. 1, 18). Сокрытое место в облаке Божественного мрака — это не апофатическое умозрение, совершаемое усилием философствующего ума, и не молитвенное отрешение ума, а реальное состояние, открываемое в опыте единения с Божественной сущностью. Сокрытая тайна Божественного мрака — это тайна Божественной сущности, которая сокрыта не только для естественного состояния тварного ума, но и для сверхъестественного состояния обоженного ума. Божественная сущность — это сокрытое в сокрытом таинственного богословия.

http://bogoslov.ru/article/6176098

5 . На северо-восток от соборной церкви в расстоянии пяти сажен от нее – круглая, крытая железной кровлей, каменная часовня украшенная внутри стенной живописью. В ней: а) небольшой иконостас с несколькими образами; б) деревянный крест, поставленный преподобным Димитрием на месте, избранном для монастыря, и в) колодезь, ископанный, по преданию, также преподобным Димитрием. Время построения этой часовни неизвестно. Д. Здания вне монастырской ограды: 1 . Каменная часовня, крытая железной кровлей с главой, также обитой железом, в селе Коровничье, на большой Архангелогородской дороге, расстоянием от монастыря около 140 сажен. Внутри часовня украшена святыми иконами и при ней находится кружка для сбора подаяний от проходящих и проезжающих мимо монастыря. Устроена в 1734 году. 2 . Близ северной стены монастыря, против святых ворот – каменный двухэтажный дом, построенный в 1746 году. В верхнем этаже одна половина отдается под квартиру учителя сельской школы, а другая служит приютом для дальноприходящих учеников. Нижний этаж дома занят скотной избой и комнатой для странников. При нем – два деревянные скотные двора с конюшнями, погребом и каретником, перестроенными в 1892 – 94 годах. На лугу за каретником два в одной связи деревянных сарая для хранения сена, крытые тесом. Сверх сего, на правом берегу реки Вологды, против монастыря, на лугу устроены три деревянных сарая для хранения сена, довольно большого размера. В 25 верстах от монастыря, на реке Вексе –  деревянная изба и при ней погреб, крытые тесом. Е. Монастырское кладбище. В ограде монастыря, около и внутри соборной Спасской церкви находится не мало надгробных памятников над могилами погребенных в обители лиц духовного и мирского звания. Из достопамятных лиц духовного звания погребены: 1.               Иона, Митрополит Сарский и Подонский, живший с 1624 года на покое в Спасоприлуцком монастыре и скончавшийся 29 марта 1627 года. 2.     Симон, Apx иепископ Вологодский и Белоезерский,живший с 1684 г. на покое в этом монастыре и скончавшийся 29 апреля 1685 года. Могилы этих архипастырей находятся рядом одна подле другой против алтаря соборной церкви и обе обнесены одной небольшой кирпичной четверо угольной оградой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Соб. Р. Лет. V, 27). 300 Право избирать Митрополита Великие Князья Московские в это время приписывали себе, как прежде Киевские. Иоанн Васильевич в своей грамоте к Новгородскому Архиепископу Ионе приводит слова своего отца Василия Васильевича к Королю Польскому: «старина наша от нашего прародителя В. Князя Владимира, крестившаго землю Русскую: выбрание и оне взыскание Митрополское наших прародителей В. Киязей Русских, и наше, и до сих мест, а не В. Князей Литовских, кто будет нам люб, тот будет у нас на всей Руси». (Акт. Эксп. т. I, 80, стр. 58). 301 В письме к Гросмейстеру от 7 Апреля 1434 г. Свидригайло выражает свою радость по случаю занятия Москвы Юрием Звенигородским и плена Василия Темного. Секр. Кениг. Apx. XCV (Свидриг. Коцебу, стр. 190–191). 305 Об этом совещании с Литовскими В. Кн. говорит сам Василий Васильевич в письме к Греческому Имп. Константину Палеологу (Акт. Ист. Т. I, 41 и 262). 308 «А что Божия воля о Исидоре произмыслит, или смертию скончается, или иначе о нем что ся станет, и ты Иона, Епископ Рязанский, готов благословен на той великий престол Киевский и всея Руси». Об этих словах Патриарха Ионе В. Кн. Московский слышал от многих. (Акт. Ист. Т. I, 41, стр. 84; 47, стр. 95; Пол. Соб. Р. Лет. II, 354; III, 112; V, 267; VI, 151). 323 Kirchengeschichte von Berault Bercastel XV Band. s. 408. Вавила Священник Св. Спаса от Столпа, одного из самых крайних селении Русских на Западе, поспешил последовать изменившему Православию Исидору и подвергся за это гонению. Исидор прибыл в Холм и оттуда писал в защиту его грамоту (List Sidora Mitropolita в Позн. Публ. Библ. см. Чт. Имп. Общ. ист. и древ. 1846 г. 1). 330 Акт. Ист. т. 1, 39. Б Соф. Лет. 2, 162–167 напечатано послание Василия Васильевича к Царю Иоанну Палеологу, которое написано было, судя по летосчислению, помещенному в самом послании, в 1443 г. Но оно нисколько не разнится от послания к Патриарху и в нем не делается никакого намека на то, чтобы было отправлено послание к Патриарху о том же деле. Можно поэтому думать, что послание к Патриарху почему-нибудь не пошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010