В противоположность мнению большинства историков этого периода, попытку показать, что Григорий знал немного греческий язык, сделала Joan Petersen. Did Gregory the Great know Greek?//Baker D. Ed. The Orthodox Churches and the West//Studies " in Church History. 13. Oxford, 1976. P. 121—134.    Посл. 1, 30. Monumenta Germaniae Historica, Поел. I, 43.    Словона Ез. 2, 6, 23; PL76. Col. 101 IB.    Толковое обсуждение этого вопроса см. у Batiffol P. Saint Grégoire le Grand. Пятое изд., Paris, 1931. Р.195—197.    Посл. I, 24. Monumenta Germaniae Historica, Поел. I, 28.    Ср. обсуждение этого титула с привлечением обширной библиографии у Beck. Kirche. P. 63—64.    Посл. V, 37. Monumenta Germaniae Historica, Поел. I, 323.    Посл. IX, 156. Monumenta Germaniae Historica, Поел. II, 158.    Посл. VIII, 29. Monumenta Germaniae Historica, Поел. II, 31» Перевод Frederick Homes Dudden. Gregory the Great. London, 1905 (воспр. New York, 1967. II. P. 223). Для часто высказываемого предположения, что Григорий в ответ на притязания Константинополя начал применять к себе титул servus servorum Dei (раб рабов Божиих), нет исторических оснований. Употребление это стало обычным только в более позднее время.    The Church. Перев. Ray и Rosaleen Ockenden. New York, 1967. P. 470—471.    Ср. разумные и хорошо документированные замечания Y. Congar. L " Ecclési-ologieduHaut Moyen-Age. Paris, 1968. P.145—146, 151—163. Возражения Григория против того, чтобы Евлогий именовал его «всемирным папой», действительно удивительны. Употребление этого титула было рутиной в письмах восточных людей к папам, также как именования их «архиепископ всемирной Церкви», «глава всех священников» и т. д. (Ср.: MagiJ. Las " ede romana nella correspondenza degli imperatorie patriarchi bizantini. Louvain, 1972. P. 37, 54, 111 etc.). См. точку зрения противоположную, апологетическую, пытающуюся показать, что Григорий был последовательным сторонником папской власти, у Sharkey N. Saint Gregory the Great " " s Concept of Papal Power. Washington, DC, 1950.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ист.: BHL, N 3468-3481; CPL, N 1038, 2108; ActaSS. Mai. T. 6. P. 119-152; Venantius Fortunatus. Vita Germani/Ed. J. Mabillon//ActaSS. Bened. 19353. Vol. 1. P. 234 sq; Idem//PL. 72. Col. 55-78; 88. Col. 453-478; idem. Miscellanea: Carmina 2, 13; 8, 2//PL. 88. Col. 102-104, 263-264; idem. Vita Albini. 19//PL. 88. Col. 486; idem. Opera/Ed. Br. Krusch//MGH. AA. Bd. 4/2. S. 11-27; Idem//MGH. Scr. Mer. Bd. 7. S. 337-428; Miracula s. Germani/Ed. G. Weitz//MGH. SS. Bd. 15/1. S. 4-16; Aimoinus Sangermanensis. Miracula S. Germani//PL. 126. Col. 1027-1050; Aimoinus Floriacensis. Historia Francorum//PL. 139. Col. 679-704; Rhythmi de Vita et Miraculis S. Germani/Ed. P. de Winterfeld//MGH. Poet. Bd. 4. S. 124-136; Holder-Egger O. Zur Translatio S. Germani//NA. 1893. S. 274-281; Hugo Flaviacensis. Chronicon//PL. 154. Col. 123, 134, 311; Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739; Vita Samsonis. 1, 8//ActaSS. Iul. T. 6. P. 575; Vita Domnuli auctore monacho cenomanense. 3-4, 17-18//ActaSS. Mai. T. 3. P. 607-609; Vita Brioci. 2-3/Ed. F. Plaine//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 165-166; Mansi. T. 9. P. 743-745; Gislemarus. Vita Droctovei. 4-5, 10-11//ActaSS. Mart. T. 2. P. 37-38; Martyrologium Hieronymiamum/Ed. J. De Rossi, L. Duchesne//ActaSS. Nov. T. 2/1. P. 67. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 470-471; Wilmart A. Germain de Paris//DACL. Vol. 6. Col. 1049-1102; Ribadeau Dumas F. Histoire de Saint-Germain-des-Prés, abbaye royale. P., 1958; Jonsson R. Un double office rythmé en l " honneur de S. Germain de Paris//RBen. 1969. Vol. 79. P. 343-367; Cabi é R. Les lettres attribuées à S. Germain de Paris et les origines de la liturgie gallicane//BLE. 1972. Vol. 73. P. 183-192; D é rens J. Les origines de Saint-Germain-des-Prés//J. des savants. 1973. P. 28-60; Amiet R. Le culte liturgique de S. Germain de Paris. P., 2003. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164735.html

4) «Epistolae» с подсериями: «Epistolae» (Письма; с 1887. 8 т. in quarto); «Die Briefe der deutschen Kaiserzeit» (Письма эпохи Священной Римской империи; с 1949. 9 т.); «Briefe des späteren Mittelalters» (Письма эпохи позднего средневековья; с 2000. 3 т.); «Epistolae saeculi XIII e regestis pontificum romanorum selectae» (Избранные послания из регест пап Римских XIII в.; 1883-1894. 3 т.); «Epistolae selectae» (Избранные письма; 1916-1952. 5 т.). 5) «Antiquitates» с подсериями: «Poetae Latini medii aevi» (Средневековые латинские поэты; с 1881. 6 т.); «Necrologia Germaniae» (Средневековые немецкие некрологи; 1866-1920. 6 т.); «Libri memoriales» (Поминальные книги; 1970-2001. 2 т.); «Libri memoriales et necrologia. Nova series» (Поминальные книги и некрологи. Новая серия; с 1979. 9 т.). Вне основных издаются серии «Quellen zur Geistesgeschichte des Mittelalters» (Источники по средневековой интеллектуальной истории; с 1955. 27 т.), «Deutsches Mittelalter: Kritische Studientexte» (Немецкое средневековье: Критические издания для студентов; 1937-1949. 4 т.) и «Hebräische Texte aus dem mittelalterlichen Deutschland» (Еврейские тексты в средневековой Германии; с 2005. 2 т.). Помимо публикаций источников в «M. G. H.» издаются серии справочных изданий (Hilfsmittel (Справочники); с 1975. 29 т.), исторических монографий и сборников статей (Schriften der Monumenta Germaniae Historica (Труды «Monumenta Germaniae Historica»); с 1938. 72 вып.; Studien und Texte (Исследования и тексты); с 1991. 61 вып.). С 2014 г. книги выходят в изд-ве «Harrassowitz Verlag» (г. Висбаден). С 2010 г. почти все публикации источников в «M. G. H.» находятся в свободном доступе на интернет-портале www.dmgh.de. Несмотря на то что сначала источники по церковной истории не планировалось включать в «M. G. H.», они довольно быстро заняли в издании основное место. В «M. G. H.» опубликованы важнейшие материалы, посвященные конфликту по поводу инвеституры , истории средневек. ересей, а также деяния Соборов VI-X вв., чины организации Соборов, епископские капитулярии, регистры Римских понтификов, некрологи и поминальные книги мн. крупных мон-рей, переписка видных церковных деятелей ( Алкуина , Гинкмара Реймсского и др.), важные памятники житийной литературы и церковной историографии ( Виктор , еп. г. Вита, Авит Вьеннский), религ. поэзии ( Венанций Фортунат , Аполлинарий Сидоний ), богословские и церковно-канонические трактаты (подробнее см.: Hartmann. 2014; Scheiffer. 2007, 2008, 2015).

http://pravenc.ru/text/2564140.html

К. опубликовал в Кёльне еще одну переработанную и сокращенную редакцию катехизиса, впосл. названную им Малой; в этом издании в заглавии сочинения впервые появилось слово «катехизис» - «Малый католический катехизис» (описание изданий см.: Streicher. 1933. P. Sommervogel. 1891. Col. 634-644; совр. крит. изд.: Catechismus minor sive Parvus catechismus catholicorum//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 209-261). Эта редакция катехизиса переиздавалась чаще других и стала наиболее распространенной ( Begheyn. 2006. P. 59-60). Обе сокращенные версии вскоре после их публикации были переведены на нем. язык, скорее всего, самим К. (совр. крит. изд.: Catechismi latini et germanici. 1936. Pars 2: Catechismi germanici). Полный текст Большого катехизиса переиздавался с незначительными поправками и изменениями в формулировках ( Streicher. 1933. P. до 1566 г., когда К. опубликовал в Кёльне переработанное новое издание под заглавием «Сумма христианского учения, искусно изложенная посредством вопросов, ныне исправленная и дополненная» (Summa doctrinae Christianae. 1566; совр. крит. изд.: Catechismus major seu Summa doctrinae Christianae Post-Tridentina//Catechismi latini et germanici. 1933. Pars 1. P. 77-207). Основной причиной переработки текста было желание К. привести формулировки катехизиса в соответствие с постановлениями Тридентского Собора; почти в 2 раза увеличилось число отсылок на Свящ. Писание и сочинения отцов Церкви ( Begheyn. 2006. P. 57). В качестве отдельного приложения К. добавил разд. «О падшем человеке и об оправдании», в котором в 20 главках почти дословно приводились каноны Тридентского Собора (5-я и 6-я сессии). Перед сочинением к эдикту Фердинанда I был добавлен выпущенный в дек. 1557 г. эдикт испан. кор. Филиппа II , в котором предписывалось использовать катехизис К. в качестве учебника во всех школах подвластных испан. королю Нидерландов (текст см.: Boero. 1864. P. 482-483; ср.: PCEA. Vol. 5. P. 804). В катехизисах К. использовал традиционную для этого вида религ.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

1016 Смотри таблицу помещенных капитулярий у Бореция с точным обозначением пропусков, р. 383, lin. 39. Впрочем, в числе капитулярий Карла Великого Ансегиз по недоразумению поместил в I кн. в главах 77–104 капитулярий Людовика 818 или 819 г. См. Baluzius, Migne, col. 91. 1018 Издан сборник Перцем в III томе Monumenta Germaniae. Отсюда перепечатан у Миня, XCVII, col. 489. – Новейшее издание Бореция, Momem. Germaniae, Sectio II legum 1, р. 394. 1019 Издания: Baluzius, Caditularia regum Francorum, I, p. 801–1232. Walter, Corpus juris Germanici, II, 491–862. Knust, Monumenta Germaniae IV, pars II: Capitularia spuria, p. 39–158. Отсюда перепечатал Migne, Patrol, s. 1. XCVIII, col. 697–912. – О сборнике: Baluzius, Prolegom. § 44 и след. – Ballerini, P. VI. c. 9. – Knust, De Benedicti Levitae collectione capitularium, Francof. a M. 1836. (Pertz, Monum. Germ. IV, II, p. 19–39). Savigny, ibid. II, § 85. Merkel, in Herzog " s Real-Encyklopädie, II. 44. Stobbe, Rechtsquellen, I, 235. Dove, De jurisdictionis eccles. apud Germanos Gallosque progressu § 1. И особенно: Hinschius, De collectione Isidori Mercatoris § 17–20 (Decretales Pseudo-Isidorianae). – См. также авторов, написавших о Лжеисидоровом сборнике (следующий § 39). 1020 Autcario demum, quem tunc Mogontia summum Pontificem tenuit, praecipiente pio, Post Benedictus ego ternos Levita libellos Adnexi, legis quis recitatur opus. Migne, XCVII, col. 699.. Отсюда ясно, что труд начат при жизни Отгара, а кончен после его смерти 12 апр. 847 г. Richter, § 36, Anmerk. 16. 1025 Dove, De jurisdictionis ecclesiast. apud Germanos Gallosque progressu, p. 16 и сл. Richter, Lebrbuch, § 36, Anmerk. 1. Блондель и Конриний первые начали обвинять Бенедикта в намеренном подлоге. Conringius, De origine juris Germaniae, c. 15–17. 1026 Несомненно одно, что в капитуляриях Бенедикта и сборнике лже-Исидора есть много мест буквально сходных. Объясняют это сходство различным образом: один как Шпитцлер (Geschichte des kanon Rechts. § 64) и Вальтер (Lehrbuch, § 97, III, not.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Arhiva Mesajul Patriarhului adresat arhiepiscopului de Klin Longhin cu ocazia aniversrii a 45 de ani de slujire în treapt de preot 21 mai 2014 18:00 Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril l-a felicitat pe reprezentantul Bisericii Ortodoxe Ruse în Germania arhiepiscopul de Klin Longhin cu ocazia aniversrii a 45 de ani de slujire în treapt de preot. Înaltpreasfiniei Sale, Înaltpreasfinitului Longhin, arhiepiscopul de Klin, vicarul Eparhiei de Moscova, reprezentantul Bisericii Ortodoxe Ruse în Germania Înaltpreasfinia Voastr! Hristos a Înviat! Salutându-v prin cuvintele acestui salut pascal plin de bucurie, v felicit cordial cu ocazia aniversrii a 45 de ani de slujire în treapt de preot i v doresc în rugciune fora puterilor duhovniceti i trupeti, ajutorul lui Dumnezeu i succese în trudele arhipstoreti de mai departe întru binele Sfintei Biserici. Au trecut 45 de ani din ziua când Dumneavoastr, ascultând de glasul Celui Ce cheam, ai primit tunderea în monahism i ai devenit slujitor la altarul Domnului. Pe parcursul acestui timp, întotdeauna ai tins s îndeplinii minuios toate ascultrile date de conducerea Bisericii: ai fost cleric i paroh la mnstirea comunitii Patriarhului „Acopermântul Maicii Domnului” în Helsinki, blagocin al bisericilor din Eparhia de Dusseldorf, ai participat activ la activitatea Consiliului Mondial al Bisericilor. Mai bine de dou decenii svârii slujirea arhiereasc în Germania. Este îmbucurtor faptul c, trudind pentru crearea vieii eparhiale, totodat aducei o considerabil contribuie la cauza fortificrii unitii ortodoxe, reprezentai cu demnitate Biserica noastr în dialog cu reprezentanii  organizaiilor de stat, obteti, internaionale, precum i cu alte religii i confesii ale lumii occidentale. Fie ca atotmilostivul Dumnezeu s v înnoiasc i s v multiplice puterile i s v pzeasc în bun sntate pentru muli ani. Cu dragoste întru Hristos Cel Înviat +CHIRIL, PATRIARHUL MOSCOVEI I AL ÎNTREGII RUSII Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/3652335...

Прошло, однако, 19 лет со времени открытия пасхальных посланий Афанасия в., как появился 1-й том «Церковной историй Германии» Фридриха, где аргументация Реттберга подвергнута столь основательной критике, что опровергать ее подробно вновь значило бы actum agere. Для иллюстрации не излишне привести, однако, несколько примеров. Реттберг 431 признает, что язык кельнских актов настолько правилен, что они могли появиться и в 4 веке. Но против их подлинности говорит, будто бы тот факт, что в них встречается слово «castra» 432 (множ. от castrum) в приложении к городам и Germania secunda (наименование провинции) вместо inferior 433 . Но, спрашивает Фридрих 434 , если слово “castra” в смысле: «города» встречается (как это отмечает сам Реттберг) в начале 5 века, то что же препятствует допустить, что в действительности оно на 50 лет старше, существовало уже в середине 4 века? Ведь обычно возраст известного выражения нужно считать много выше, чем с того времени, как оно встречается в первый раз в каком-либо сочинении 435 . —192— В действительности же возраст выражения «castra» не на 50, а на 100 лет старше 5 века: оно встречается уже в актах св. Флориана, появившихся в древнейшей форме, в начале 4 века 436 . А Germania secunda упоминается не только в Notitia imperii, но и в Notitia provinciarum et civitatum Galliae Гонория, в древнейшем списке провинций веронского кодекса 297, у Полемия Сильвия (не позже 386 года), у Феста Руфа и, наконец, у Аммиана Марцеллина, который прямо называет Кёльн главным городом в Germania secunda 437 . И даже сам Реттберг признает выше, что это название было в употреблении со времени Константина в. 438 . Реттберг 439 пытается доказать, что кельнские акты появляются очень поздно. Впервые встречаются они, будто бы, только около 1240 года в прибавках аббата Эгидия к жизнеописанию Серватия тонгрского, составленному Гаригером (Hariger). Раньше, начиная с 8 столетия, встречаются будто бы только следы знакомства с историей низложения Евфраты, но не с самыми актами кельнского собора 440 . Но, как указывает Фридрих 441 , Флосо – сам стоявший против подлинности кельнских актов – видел однако ру-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отдельные папские послания публиковали Самуэль Лёвенфелъд на основе Кембриджской рукописи (Epistolae pontificum Romanorum ineditae/Edited by S. Loewenfeld. Leipzig, 1885), основатель серии Monumenta Germaniae Historica Георг Генрих Пертц (1795–1876) и Карл Роденберг (1854–1926) (Epistolae saeculi 13 е Regestis Pontificum Romanorum/Selectae per G.H. Pertz ; edidit Carolus Rodenberg. 3 Bde. Berlin, 1883–1894 в серии Monumenta Germaniae Historica), Пауль Эвальд (1851–1887) и Людо Моритц Хартманн известный своими трудами по истории средневековой Италии, в частности: Geschichte Italiens im Mittelalter. 4 Bde. 1897–1915; Romische Geschichte, 1916 (послания Григория I – см.: Gregorii I papae Registrum epistolarum/Ed. P. Ewald, L.M. Hartmann. Berlin, 1891; переизд. в 2–х т.: Munchen, 1978 в серии Monumenta Germaniae Historica), упомянутый Ф. Жаффе (послания Григория VII – см.: Monumenta Gregoriana/Ed. Jaffe P. 2 Bde. Berlin, 1868 в серии Bibliotheca Rerum Germanicarum), Роберт Сомервилль ( Somerville R. Scotia Pontificia: Papal Letters to Scotland before the Pontificate of Innocent III. Oxford, 1982); еще в 1591 г. были опубликованы письма Uoahha VIII (на основе Ватиканской рукописи); Пьетро Прессути издал регесты Гонория III (1216–1227) на основе ватиканских манускриптов (Regesta Honorii Рарае III/Ed. R Pressuti. 2 vols. Rome, 1888–1895; переизд.: Hildesheim, 1978), регесты последующих пап до Бонифация VIII (1294–1303) опубликованы (не полностью) сотрудниками римской Ecole Frangaise в серийном издании Bibliotheque des Ecoles Frangaises d’Athenes et de Rome (BEF). Cm.: Les Registres de Gregoire IX (1227–1241)/Ed. L. Auvray. (BEF). 3 tomi. Paris, 1890–1918; Les Regismres d’Innocent IV (1243–1254)/Ed. E. Berger (BEF). 4 tomi. Paris, 1894; Les Registres d’Alexandre IV (1254–1261)/Ed. C. Bourel, de la Ronciere, J. de Loye et A. Coulon (BEF). 6 fasc., n. t. Paris; Les Registres d’Urbain IV (1261–1264)/Ed. M.J. Guiraud (BEF). 12 fasc. sed absque indice. Paris; Les Registres de Clement IV (1265–1268)/Ed. M.E. Jordan (BEF). 6 fasc., n. t. Paris; Les Regismres de Gregoire X et de Jean XXI (1271–1277)/Ed. M. Guiraud et L. Cadier (BEF). 4 fasc., n. t. Paris; Les Regismres de Nicolas III (1277–1280)/Ed. M.J. Gay (BEF). 5 fasc. Paris, 1938; Les Regismres de Martin IV (1281–1285)/Ed. M. Ollivier–Martin (BEF). 3 fasc. Paris 1901–1913; Les Regismres de Honorius IV (1285–1287)/Ed. M. Prou (BEF). 1 tome. Paris, 1888; Les Regismres de Nicolas IV (1288–1292)/Ed. M.E. Langlois (BEF). 9 fasc. Paris; Les Regismres de Boniface VIII (1294–1303)/Ed. G. Digard e.a. (BEF). 17 fasc. Paris, 1939; Les Registres de Benoit XI (1303–1304)/Ed. M. Grandjean. (BEF). 5 fasc. Paris, 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1374 Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l’Espagne wisigotique. Paris, 1983. 1375 Chron. VII//Monumenta Germanie Historica. AA XI 466s. a. 334: «Constantinus autem in extremo vitae suae ab Eusebio Nicomediensi episcopo baptizatus in Arrianum dogma convertitur. heu pro dolor! bono usus principio et fine malo»; ср.: Ewig. Das Bild Constantins des Großen, cit. (сн. 3). 24s.; Aiello. La fortuna della notizia geronimiana su Costantino «eretico», cit. (сн. 1). P. 233; Grunewald Th. Constantinus novus, cit. (сн. 3). 471s. 1376 Св. Альдгельм, епископ Шерборнский, в конце VII в. представил крещение от Сильвестра в сочинении «De laudibus virginitatis» (XXV, в: Monumenta Germanie Historica, AA 15,1, р. 257 ss.). Аналогичное и современное представление пары Константин-Сильвестр присутствует у Беды Достопочтенного (Hist. eccl. gentis Anglor//PL. T. 0. Col. 556). 1377 L.P. 78 Vitalianus//Monumenta Germanie Historica. 187; ср.: Gregorovius Ε. Storia di Roma nel medioevo. Ediz. a cura Ε. Pais. Torino, 1926. Vol. 3, 1. 393 ss.; Maisano R. La spedizione italiana dell’imperatore Costante II//Siculorum Gymnasium. 1975. Vol. 28. 140 ss.; Corsi P. Costante II in Italia//Quaderni medievali. 1978. Vol. 5. 105s.; Ruggini Cracco L. Costante II, l’Anticostantino//Scritti in memoria di Fulvio Grosso. Roma, 1981. 543 ss.; 555; Aiello. Costantino, la lebbra e il battesimo di Silvestro, cit. (сн. 3). P. 18. 1378 Lamberz E. Studien zur Überlieferung der Akten des VII. Ökumenischen Konzils: der Brief Hadrians I. an Konstantin VI. und Irene (JE 2448)//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1997. Bd. 53. S. 1−28, особ. 3: О письме, отправленном 26 октября 785 г., и о греческом переводе, внесённом в качестве первого документа на рассмотрение второго заседания собора, и о его многосоставном содержании (возвращение Patrimonium Petri в Южной Италии, возвращение Калабрии, Сицилии и Иллирии под юрисдикцию папы, утверждение превосходства Римской церкви, отказ в титуле патриарха Константинопольского Тарасию, восхваление Карла Великого) см.: Maccarrone M. Il papa Adriano I е il concilio di Nicea del 787//Annuarium historiae conciliorum. 1988. T. 20. 55 ss.; 82 ss.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Lud. II ep. Bas. I – Ludovici II imperatoris epistola ad Basilium I imperatorem Constantinopolitanum missa/W. Henze//Epistolae Karolini aevi. Berlin, 1912–1928. T. 5 (MGH Epp. T. 7). Ludat 1971 – Ludat H. An Elbe und Oder um das Jahr 1000: Skizzen zur Politik des Ottonenreiches und der slavischen Mächte im Mitteleuropa. Köln; Wien, 1971. Luschin von Ebengreuth 1897 – Luschin von Ebengreuth A. Handel, Verkehr und Münzwesen//GWien 1. Macartney 1951 – Macartney C. A. The Origin of the Hungarian Chronicle and Hungarian Historical Sources. Cambridge, 1951. Manitius 1–3 – Manitius M. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. München, 1911–1931. Bd. 1–3 (Handbuch der Altertumswissenschaft. Bd. 9/1–3). Mart. Cap. – Martiani Capellae De nuptiis Philologiae et Mercurii/A. Dick, J. Préaux. Leipzig, 1925 (или любое другое издание). Mayrhofer 1985 – Mayrhofer F. Einleitung//RQuLinz. MDF – Mitteldeutsche Forschungen. Mégier 1990 – Mégier E. Tamquam lux post tenebras, oder Ottos von Freising Weg von der Chronik zu den Gesta Friderici//Mediävistik: Internationale Zs. für interdisziplinäre Mittelalterforschung. Frankfurt/M., 1990. Bd. 3. Mém. passé 6 – Mémoires du passé pour servir au temps présent. Paris, 1947. T. 6: L’an Mille: Oeuvres de Liutprand, Raoul Glaber, Adémar de Chabannes etc./Trad, et présentées par A. Pognon. Menzel 1985 – Menzel H. Die Sächsische Weltchronik: Quellen und Stoffauswahl. Konstanz, Lindau, 1985 (Vortrage und Forschungen. Bd. 34). MEStr. 2 – Monumenta ecclesiae Strigoniensis. Strigonii, 1882. T. 2/F. Knauz. MGH – Monumenta Germaniae Historica. MGH Capp. – MGH Leges. Capitularia regum Francorum. MGH DD Germ. – MGH. Diplomata regum et imperatorum Germaniae. MGH DD Kar. – MGH. Diplomata regum Germaniae ex stirpe Karolinorum. MGH Dt. MA – MGH. Deutsches Mittelalter. Kritische Studientexte. MGH Epp. – MGH. Epistolae (in quarto). MGH Epp. sel. – MGH. Epistolae selectae. MGH LdL – MGH. Libelli de lite imperatorum et pontificum saeculis XI. et XII. conscripti.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010