—326— вопроса. Многое из того, что автор говорит в этой главе, относится собственно не к вопросу о природе хлыстовства, а об его историческом происхождении (например, разбор гипотез об иноземном происхождении этой секты: характеристика русской религиозно-культурной жизни в 16–17 вв. и др.), и являлось бы уместным в I-й главе, его сочинения. Те страницы работы автора, которые имеют действительное отношение к вопросу о природе хлыстовства, у о. Надеждина теряются среди не идущего к делу материала. Лишь III-я глава (с. с. 208–248) работы автора, хотя написана довольно поверхностно, но прямо отвечает на вопрос темы. Отмеченная спутанность в постановке вопросов темы, и вытекающая отсюда расплывчатость содержания работы о. Надеждина, и составляют главный, т. е. органический ее недостаток. Из более мелких промахов отмечу несколько недосмотров и малоосновательных суждений. На с. 54 автор, цитируя Кутепова: Секты хлыстов и скопцов. С. с. 63–64, пишет: «так возник громадный корабль в селе Преображенском, Зарайского уезда. В числе членов этого корабля числилось семейство попа Петра, что в Барашах церкви, семейство пономаря Казанского собора и др.». На цитованой странице у Кутепова ничего подобного не говорится. Автор, видимо, соединил в одно два различных известия и поставил неверную цитату. На с. 70 автор заявляет, будто «священник Сергеев... не только посвящен был во все тайны хлыстовства, но и сам впал в ту же ересь». На с. 101 автор пишет: «обрядовая сторона, очевидно, развилась в хлыстовстве ранее всего». Из контекста речи видно, что под обрядовой стороной автор разумеет хлыстовскую «иерархию лжехристов, апостолов, пророков и богородиц» (ib). Но эта «обрядовая сторона», конечно, не могла возникнуть «ранее всего», а предполагает, как свой prius, не только известного рода мистико-патологические переживания, но и своеобразную идеологию. На с. с. 105–110 автор, переоценивая историческое значение хлыстовских сказаний и распевцев (о Даниле Филипповиче и др.), слишком рационализирует процесс развития хлыстовской «догмы», заявляя, что «при возникновении хлыстовщины реально (?) выдвинут был

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Historia Patriarchica. Р. 101—104. До(Ие)рофей (Σ. 423), Кигала (Σ. 438), Мелетий (Σ. 331) — по «Historia» с тем различием, что первый из них с особенной язвительностью при этом случае говорит о константинопольских клириках.    Historia Patriarchica. Р. 105, 107.    Ricaut. Histoire de l " eglise Grecque. Р. 112.    Historia Patriarchica. Р. 106, 108—110.    Ibid. Р. 132—133; Γεδεν. Σ. 490.    Historia Patriarchica. Р. 139—140; Γεδεν. Σ. 496.    Дело об Арсении в первоначальной редакции Дамаскина Студита помещено не было, как свидетельствует Сафа (см. «Обзор источников»); рассказ о нем прибавлен Малаксом, и, нужно сказать, рассказ этот ведется у автора беспорядочно и не ясно (Historia Patriarchica. Р. 141—149). Яснее история Арсения изложена у Legrand " а: Bibliographie Hellènique. Т. I. Р. CXXV и сл.    В источнике как о причине низложения упоминается то, что Иеремия вопреки канонам пробыл в отсутствии более шести месяцев (Иерофей), но это повод или предлог, а не причина.    Historia Patriarchica. Р. 153—155, 157, 171; Δωροθος. Σ. 444—445 (Σαθας. Παραρτημα. Σ. 3—4); Γεδεν. Σ. 501—503.    Historia Patriarchica. Р. 173—177; Γεδεν. Σ. 500.     Δωροθος. Σ. 446—447 (Σαθας. Παραρτημα. Σ. 5—7).    Главным источником исторических сведений для разъяснения нестроений из времени сейчас перечисленных патриархов служит Иерофей Монемвасийский. К сожалению, источник этот очень ненадежен, тенденциозен и безмерно пессимистичен. Несмотря на то, что Иерофей описывает это время как современник, очевидец и даже участник событий (Σ. 445—454 « Σαθας. Παραρτημα. Σ. 5—17), мы на самом деле очень немногим можем воспользоваться из его показаний. Охарактеризуем Иерофея как писателя, описывавшего свое время, и мы увидим, что наше недоверие покоится на серьезных основаниях. Почти о всех лицах, о которых он говорит как очевидец, автор отзывается с самой невыгодной стороны, часто огульно и без малейших подтверждений фактами. Константинопольских клириков он называет «богопродавцами» и «демонскими сосудами» — и это всех сразу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

88) Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. 89) Не клади плохо: не вводи вора во грех. 90) Не смейся слепому и хромому, чтобы не быть самому такому. 91) Из крошек куча, из капель море. 92) Не то худо, что худым кажется, а то худо, что точно худо. 93) Чего глаза не видят, тем и язык не бредит. 94) Больше верь своим очам, нежели чужим речам. 95) «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут.       96) Добрые слова лучше мягкого пирога. 97) Дружба дружбой, а служба службой. 98) В ком добра нет, в том и правды мало. 99) Цену вещи узнаешь, как потеряешь. 100) Приказывай слуге, да делай сам, так и делу лад. 101) Больше слушай, а меньше говори. 102) Будь гол, да не вор, а беден, да честен. 103) Терпеть не беда: было бы чего ждать. 104) У скупого в Крещенье льда не выпросишь. 105) Учись доброму, так худое на ум не пойдет. 106) Бог даст день, Бог даст и пищу. 107) Дракой прав не будешь. 108) Не стыдно хлеб достать трудом, стыдно хлеб достать стыдом. 109) Стой за правду горой – и Бог с тобой. 110) При сытости помни голод, а при богатстве не забывай убожества. БАСНИ 1. Волк и Журавль В горло волку засела кость. За большие деньги он нанял журавля, чтобы тот всунул свою голову в его глотку и вытащил из нее кость. Журавль достал кость и потребовал обещанной платы. Но волк оскалился, заскрежетал зубами и закричал: «Что? Ты, кажется, уж довольно награжден, если безопасно вынул свою голову из пасти и челюстей волка!.. (Эзоп ). 2. Мухи и горшок меду В комнате ключницы был выставлен горшок с медом. Множество мух стали на мед своими ножками и ели его. Но их ножки так прилипли к меду, что мухи не могли освободиться с помощью своих крыльев и все задохлись. В минуту смерти они только воскликнули: «О, безумные мы! из-за лакомства мы сгубили сами себя»!   (Эзоп). 3. Дуб и Дровосеки Дровосеки повалили могучий горный дуб и раскололи его на части клиньями, сделанными из собственных его ветвей. Дуб со вздохом сказал: «Мне не были чувствительны удары топора, направленные на корни мои, но тяжело мне то, что меня разнесли на части клинья, сделанные из собственных моих ветвей». (Эзоп) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нельзя сказать, чтобы все те протесты, которые читаются на африканских камнях, могли быть приписаны донатистам. Есть исключения. Без сомнения, можно безусловно устранить первое из указанных предположений, – гипотезу —124— о протестах против языческих преследований, так ни одна из рассматриваемых надписей не может быть ранее мира церкви; эти монументальные памятники принадлежали христианским зданиям, а только к концу III-ro века начали появляться в Африке первые базилики. Другие гипотезы еще можно допустить. Так возможно и даже вероятно, что многие из рассматриваемых документов принадлежат или православным, гонимым арианами, или еретикам, времени византийского владычества. Вот пример. В Карфагене, в области Douar-ech Chott был найден обломок дверной притолки, где вырезаны следующие слова, представляющие парафраз стиха из псалмов: [F]ac nobiscu(m), D(omi)ne, signum d(e)i, ut vid[e]ant qui [m]e oderunt, et confundantur ( Ps. 85:17 ). Чувство, которым обусловлен был выбор этого стиха, могло бы вполне подходить к донатистам времен Августина, но в центре монумента в кругу изображен крест, а по сторонам этого креста расположены сиглы, которые толкуются так: Av(e), s(ancta) C(rux), n(ostra) l(ux). См. Delattre, C. R. de I’Académie des inscript., 1894, p. 101. Судя по форме креста монумент не может быть раньше конца V-ro века. Его могли сделать и православные во время владычества вандалов, и еретики и раскольники при византийском господстве. Но это исключение. Обычно палеографические особенности свидетельствуют о принадлежности к IV-мy веку или началу V-ro. Иногда присутствие хрисмы древнего образца вполне подтверждает палеографические наблюдения. Между прочим, в развалинах базилики в Hencliir El – Hammam (к югу от Cguelma) найден был четырехугольный столб, который помещался вероятно около престола. На нем оказалась следующая надпись: In Christo perseveres. Pater dat panem (Gsell, Bull. arch. du Comité des travaux historiques, 1896, p. 194, n. 110). Этот призыв к твердости, стойкости (perseverare in Christo) вполне соответствует учению донатистов. Находящаяся здесь константиновская монограмма свидетельствует о принадлежности этой подписи к IV-мy веку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

99. Причина всякой грешности – тщеславие и желание удовольствия. Не возненавидевший их не пресечет страсти. 100.  Корень всем злым сребролюбие есть (1 Тим. 6, 10); но очевидно, что и оно ради них составляется (ими требуется, на них утверждается и стоит). 101. Ум ослепляется сими тремя страстями, сребролюбием, говорю, тщеславием и желанием удовольствий. 102.  Три дщери пиявицы, о коих говорится в Писании, они суть материю-безумием любовию возлюбленныя (Притч. 30, 15). 103. Разум и вера – совоспитанники естества нашего – притупились ни от чего иного, как от них. 104. Ярость, гнев, брани, убийства и весь остальной каталог зол крайне усилились между людьми от них. 105. Так надо возненавидеть сребролюбие, тщеславие и страсть к удовольствиям, как матерей пороков и как мачих добродетелей. 106. По причине их получили мы заповедь не любить мира, ни яже в мире, не (в том смысле получили такую заповедь), чтоб не рассудно ненавидели мы творения Божии, но чтобы отсекли поводы к тем страстям. 107.  Никтоже, говорит Писание, воин бывая, обязуется куплями житейскими (2 Тим. 2, 4). Ибо кто, обязавшись ими, хочет победить страсти, тот подобен человеку, который хочет соломою потушить пожар. 108. Кто из-за денег, славы и удовольствий гневается на ближнего, тот не познал еще, что всем правит праведно Бог. 109. Когда слышишь слова Господа: аще кто не отречется всего имения своего, несть Мене достоин (Лк. 14, 33; Мф. 10, 38); то разумей сказанное не об имении только, но и о всех внутренних делателях зла. 110. Не знающий истины – и веровать не может истинно. Ибо ведение по естеству предваряет веру. 111. Как каждой из видимых (тварей) Бог отделил сродное (ей), так и помыслам человеческим (воздает Он по свойству их), хотим ли мы то, или не хотим. 112. Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости. 113. Разумно в сердце молящийся переносит находящие скорби, а злопамятный еще не молился чисто. 114. Терпя от кого вред, поругание или гонение, не о настоящем думай, но о том, что ожидается в будущем; и найдешь, что он стал для тебя виновником многих благ, не только в настоящем времени, но и в будущем веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Эпистолярное наследие блаж. Иеронима 553 , носящее на себе неповторимые черты характера его выдающейся личности, наряду с «Исповедью» блаж. Августина поистине может быть названо жемчужиной раннехристианской литературы. Оно всегда вызывало огромный интерес на Западе и пользовалось не меньшей популярностью, чем сделанные им переводы Библии. Письма блаж. Иеронима поражают как богатством и разнообразием содержания, так и живостью и элегантностью стиля. Многие из них представляют собой внушительные по объему трактаты, посвященные тем или иным экзегетическим, догматическим или нравственно-аскетическим вопросам. Автор издавал свои письма по частям, группируя их в по темам или адресатам 554 ; и в рукописной традиции они также сохранились в самом различном порядке 555 . В Новое время были предприняты попытки их объединить и упорядочить: так, в издании конца XVII – начала XVIII в. были собраны 154 письма блаж. Иеронима 556 ; в издании XVIII в. Д. Валларси 557 , перепечатанном в «Патрологии» Ж.-П. Миня 558 , насчитывается 150 писем, а новое критическое издание Гильберга 559 содержит 154 письма. При этом в собрание писем блаж. Иеронима включаются не только его собственные письма, но и адресованные ему письма других лиц (при сохранении общей нумерации): римских пап Дамаса (Ep. 19, 35) и Иннокентия (Ep. 136), блаж. Августина Гиппонского (Ep. 56, 67, 101, 104, 110, 116, 131–132), еп. Феофила Александрийского (Ep. 87, 89, 113), свт. Епифания Кипрского (Ep. 91), друзей блаж. Иеронима – Паммахия и Океана (Ep. 83), а также письма других лиц, косвенно затрагивающие блаж. Иеронима: Руфина (Ep. 80), папы Анастасия I (Ep. 95), блаж. Августина (Ep. 144), и сделанные блаж. Иеронимом переводы различных документов, относящихся к оригенистским спорам (Ep. 51, 90, 92–93, 94, 96, 98, 100, 135, 137) 560 . 46-е письмо Павлы и Евстохии к Марцелле (Ep. 46) на самом деле написано блаж. Иеронимом от лица Павлы и Евстохии 561 . Письма 148–150 являются неподлинными и не включены в издание Гильберга. Вместо них в это издание под номерами 151–154 включены 4 подлинных письма блаж. Иеронима – к пресвитеру Рипарию (Ep. 151–152), к папе Бонифацию (Ep. 153) и к Донату (Ep. 154), обнаруженные Д. де Брюном в библиотеках Испании и впервые изданные им в 1910 г. 562 К подлинным письмам блаж. Иеронима следует отнести также найденное И. Дивжаком среди собрания писем Августина письмо Иеронима к Аврелию, епископу Карфагенскому (Ep. 155) 563 , написанное в начале 390-х, а также письмо к диакону Президию (Ep. 156) 564 , написанное блаж. Иеронимом в 384 г., подлинность которого была доказана Ж. Морэном 565 . Таким образом, в настоящее время известны 123 подлинных письма блаж. Иеронима 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Если ты на это способен, ты будешь удостоен за это спасения; Если же нет, беги, [чтобы присоединиться] к жизни тех, кто живет сообща, Чтобы тебе еще больше в подвигах просиять. 95. К тому, кто правильно живет 103 Тот величайший мудрец, кто живет во страхе Божием. Очищение души лучше, чем преходящее богатство. 96. К монахам, элегическим дактилем 104 Радуйтесь, о лучшие мужи, превосходящие Ахилла! Хоть он и умертвил Гектора, сильного, вооруженного мечом, – Вы же, облеченные в доспехи монашеского жительства, Имея в руке меч святого послушания, Поражаете Велиара, гордого духа тьмы; Посему вы взошли победоносно на небо, А здесь оставили только мертвую кожу. 97. Эпиграмма к самому себе О низкая душа, ступай сюда ко мне и выслушай мои слова. О том, что время скоротечно, как бегун, спешащий мимо, Цель ведь близка, и мимо нее не пройти. Не будем же изнурять себя пустыми заботами, Воистину черпая дырявым сосудом 105 Или вычесывая шерсть на огонь 106 , что достойно смеха. Но если есть нечто божественное, нечто спасительное, То будем думать об этом и стремиться к сему с вожделением, Дабы нам предстать с дерзновением Пред Судией всех и Владыкой, Избежать огня гееннского, как написано, И скоро достичь всенеизреченного света. 98. Эпиграмма, написанная во время пребывания в тюрьме на о. Халка 107 Чужд Богу тот, кто не признает всё земное Чуждым [себе] из любви к небесному. Ведь [только] так он в какой-то степени сможет стать владыкой дольнего. 99. В той же тюрьме Вопреки ожиданию получила ты меня, чужого, о келья 108 ; Я же обрел в тебе приятнейшее прибежище. Константинополь забросил меня сюда, Но остается скрытым от него, что [тем самым] он освобождает меня от пристрастия 109 . 100. В той же темнице Для меня лишь тело, и только оно, является темницей 110 , Всякое же место равным образом мне даровано; Ибо везде Божие место, где мне случится пребывать. 101. В той же темнице Час за часом думая о конце жизни, Ты видишь, что уныние далеко от тебя. Ибо это от бесов – говорить «доколе?» И не считаться с тем, что умираешь ежедневно. 102. Эпиграммы к лампадам 111

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

99 Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101 Мутье-Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, N 12, с.26-27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103 Крывелев И. Евангельские сказания... с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, N 59, с.156-162. 104 Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12:6 ; Исх 3:1 ; Исх 20:17 ; Исх 22:4 ; Притч 26:2 ; Притч 27:27 ; Втор 14:7 ; 1 Цар 27:9 ; Песнь Песней 2:14 ; Ис 11:6 . 106 Мутье-Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107 Там же, с.66-67. 108 См.: Числ 16:14 ; Исх 22:5 ; Ис 5:11 ; Иез 31:5 ; Иез 28:26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61-62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, N 25 (88), с.105-114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. Census — перепись населения. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113 Крывелев И. Евангельские сказания... с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4 . 116 Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3:1 . 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118 Крывелев И. Евангельские сказания... с.21. 119 Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120 Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122 Крывелев И. Что знает история... с.124.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2098...

В этом законе сокрыты величайшие чудеса божественной мудрости (ст.18, 27, 129), и он есть выражение истинности и правды Божией (ст.138, 142, 144 и др.); он чист ( ст.140), неизменен (ст.89–91, 152, 160), бесконечен (с. 96), делает смиренных мудрыми (ст.98–100, 104, 105, 130), приносит исполняющим его мир и благословение (ст.165) и доставляет утешение в страданиях (ст.92). Исполнять этот закон во всех отношениях составляет высочайшее стремление псалмопевца; поэтому он никогда не выпускает этого закона из глаз своих (ст.101, 102, 106, 112, 167), никакие противные обстоятельства, каким он не раз подвергался (ст.60, 61), не могли отклонить его от исполнения его; он ненавидит грех (ст.163) и глубоко болезнует, когда видит, что другие преступают этот закон (ст.53, 136, 139, 158); только с добрыми он хочет иметь общение (ст.63). Но чем больше он, псалмопевец, стремится совершенно исполнять закон, тем более чувствует, как ему недостает высшего разумения и силы, чувствует себя пришельцем на земле (ст.19), привязанным к чувственности (ст.25, 28), слабым плотским человеком (ст.120). К тому же жизнь его подвергается опасности (ст.87, 95, 109, 110), князья (языческие) преследуют его (ст.164), высокомерные, ожесточенные (ст.70) враги презирают его (ст.22, 23, 39) и коварно совершают над ним неправду (ст.51, 9, 78, 86, 121–122, 134); и таким образом и совне и внутри положение его тяжелое (ст.38, 107), хотя заслуженное и приводящее к спасительному исправлению (ст.67, 71, 75). С страшною (ст.81, 82, 123, 131) и с усиленною ревностью (ст.146–148) он молит поэтому Бога о помощи; просит, чтобы Господь, как Творец (ст.73), прежде помогавший ему (ст.65), и теперь услышал его (ст.108), сохранил от зла (ст.29, 36, 37), сообщил ему более глубокое познание закона (ст.18, 33, 34, 108 б, 194, 125) и тем облегчил исполнение его; особенно же псалмопевец часто молится об оживотворении его (живи мя ст.17, 40, 88, 107, 154, 156, 159), впрочем, так, что не всегда представляется ясным, молится ли он о внутренней жизни, о благодатном оживлении, или о внешнем освобождении, о возрождении нации, которая, находясь в плену, представляется нравственно мертвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

23 . Необходимо нам просить Бога даровать нам способность распознавать 92 духов и истинные откровения от бесовских, а видение святых сил – от явлений сатаны; в снах же отличать те побуждения, 93 что приходят от ангелов, от тех, что приходят от демонов, и от тех, что душой. А помыслы, которые возникают в уме из-за этих трех побуждений, познавать человек и отличать в том, что свойственно каждому из них, как говорят Отцы, 94 покой от беспокойства, мир от смятения, радость и уверенность от страха и скорби. Названное первым 95 – естественно, тогда как последние 96 – чуждого , к помыслам и снам, или в чувствах, или через прикосновение. 24 . Что же до души, то очевидно, что ничего из этого не соединено с ними – ни радость, ни скорбь, ни беспокойство, ни мир; но они суть обычные 97 движения, которые проходят мимо, не неся ничего. души должен ты понимать те, что до того, как вошел ты в естественную область , которая есть просветленность. 98 25 . Известно также, что движения, которые возникают из-за тела, отличаются от движений, связанных с вожделением и чем-либо другим в этом роде, когда тело возбуждается и выходит из-под контроля. 99 Но естество спокойно требует необходимого, оставаясь успокоенным в движениях своих. Ибо в том, что создал 100 Бог , нет беспорядка, но полную умеренность 101 и порядок дает Он естеству . 26 . Когда же некая чуждая деятельность примешивается к ним, естественным движениям, которые в нас, будем знать, 102 что от беспорядка, смятения и смущений, которые возникают в нас или через телесное знание, 103 или через помыслы и воспоминание 104 о событиях, или через случайные обстоятельства: будем понимать их так, как мы сказали, насколько они могут быть постигнуты, когда благодать рядом. 27 . Вот те вещи, которые должен человек напоминать другу своему всегда, 105 чтобы тот вспоминал и размышлял о них 106 постоянно. 28 . Пост, молитва и прочее известны всем и легки для всех, хотя в своем месте не премину я указать на помощь, происходящую от этих , а также от тех, которые многим кажутся незначительными. 107 Хотя некоторыми из них частично обладают все, кто заботится о своем спасении, 108 однако, поскольку не знают они причины совершения их, к плодам их не всякий близок. И особенно – поскольку не сознают они даже ту значимость, 109 которую должны они придавать тому, что исполняют; ведь нет у них порядка, и равномерность в исполнении этого не обретается, и нет у них меры, 110 и не хватает им времени, и делание неумеренно и непостоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010