IG. XIV, 2445.   BCH. 22 (1898), 493, 12; 15–17. Моральные конкурсы: см. надписи, собранные в: J. Oeler, ар. Pauly-Wissowa, VII, 2, с. 2014, и М. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 47. Michel 327, 83. Plut. Non posse suav. 1095 D. Об этом столь хорошо изученном предмете — Александрийском Музее — достаточно отослать к синтетической статье Müller-Graupa, сл. Μουσεον, ар. Pauly-Wissowa, XVI, с. 801–821. См. также Rostovtseff, Social and Economic Hktory of the hellenktk world, стр. 1084–1085; 1596, прим. 39. G. Faider-Feytmans, ΜΟΥΣΕΟΝ, в: Hommages à Joseph Bidet et à Front Cumont , Bruxelles, б. г., стр. 97–106; Η. I. de Vleeschauwer, Les bibliotheques ptoléméennes d’Alexandrie , Pretoria, 1955; E. G. Turner, L’érudition alexandrine et les papyrus , в Chronique d’Epypte , 37 (1962), стр. 135–152. Strab. XVII, 793–794. Ненависть на почве филологии (лат.). — Прим. переводчика. Ath. I, 22 D. О преемственности руководителей Библиотеки и их хронологии см. Р. Оху. 1241, и статью G. Perrotta, ар. Athenaeum , 1928, стр. 125–156. DL. V, 75; Strab. IX, 398. Мы располагаем лишь скудной информацией о преподавании в Музее: ср. указания в приведенной статье Müller-Graupa, с. 809–810; см. также N. Tod, Sidelights on Greek Phüosophers , JHS ., 1957, стр. 138. Suid. s. w. (II, 1173; I, 3215). О жизненном пути, времени жизни и творчестве такой любопытной личности, как Анатолий Лаодикейский, ср. собрание сведений, которое я дал в своем Saint Augustin et la Fin de la Culture antique , стр. 217, прим. 8. Greg. Nas. Or. VII, 6, 2; 8, 3. Amm. XXII, 18; cp. 16–22. Разрушение Серапейона: см. подборку текстов G. Rauschen, Jahrbücher der christlichen Kirche unter dem Kaiser Theodosius dem Grossen , стр. 301–303; дату уточнил О. Seeck, Geschichte des Untergangs der antiken Welt , V, стр. 534. Музеи вне Александрии: R. Herzog, ap. Urkunden zur Hochschuir politik der römischen Kaiser , Sitzungsberichte Академии Наук, Berlin, Phil.-hist . Klasse, 1935, XXXII, стр. 1005–1006. О расположении и архитектуре этих «музеев» см.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

36) Упоминание о типичной для этих краёв резкой смене южного ветра на бурный северо-восточный, gregale ( Деян. 27:13–14 ). Правильно отмечено, что кораблю с прямым парусным вооружением в шторм остаётся только дрейфовать ( Деян. 27:15 ). 37) Точное указание названия и местоположения острова Клавда ( Деян. 27:16 ). Описание уместных действий моряков во время шторма ( Деян. 27:16–19 ). «Четырнадцатая ночь», по мнению опытных средиземноморских моряков, вполне соответствует срокам такого дрейфа в бурю ( Деян. 27:27 ). Корректное для того времени название этой части Адриатического моря ( Деян. 27:27 ). Точный термин – bolisantes – для промеров глубин. Правдоподобное местонахождение и манёвры корабля, прибитого к берегу восточным ветром ( Деян. 27:39 ). 38) Правильное описание тяжкой ответственности для стражников, позволивших узнику уйти ( Деян. 27:42 ). 39) Верное описание местных жителей и тогдашних суеверий ( Деян. 28:4–6 ). 40) Правильное название должности – protos (tes nesou, Деян. 28:7 – для человека, который, как Публий, управлял островом. 41) Правильное указание на Ригию в качестве гавани для ожидания южного ветра, чтобы пройти через пролив ( Деян. 28:13 ). 42) Аппиева площадь и Три Гостиницы в качестве остановочных пунктов на Аппиевой дороге ( Деян. 28:15 ). 43) Распространённая практика домашнего ареста с римским воином в качестве охранника ( Деян. 28:16 ) и проживания узника на собственном иждивении ( Деян. 28:30–31 ). Заключение. Историческая достоверность Книги Деяний подтверждается чрезвычайно убедительными свидетельствами. Для любой другой древней книги не найдётся ничего подобного такому огромному массиву детальных соответствий. Это не только прямое подтверждение веры ранних христиан в смерть и воскресение Христа, но также косвенное подтверждение рассказа Евангелия, так как священнописатель Книги Деяний (Лука) написал и подробное Евангелие. Евангелие от Луки содержит множество прямых параллелей с двумя другими синоптическими евангелиями. Наиболее надёжные свидетельства сводятся к тому, что этот текст был составлен в 60 г. по Р. X., всего через 27 лет после смерти Иисуса. Таким образом, дата создания соответствует времени жизни очевидцев описываемых событий (ср. Лк. 1:1–4 ). Тогда не остаётся времени для предполагаемого конструирования мифологии людьми, которые якобы жили спустя несколько поколений после событий. Специалист по римской истории Шервин-Уайт отметил, что труды Геродота позволяют нам оценить ту скорость, с которой формируется мифология. Он приходит к следующему выводу: «проверка показывает, что даже два поколения – слишком малый срок, чтобы мифологические тенденции успели размыть твёрдое ядро исторически достоверной изустной традиции» (Sherwin-White, 190). Юлиус Мюллер (Müller) (1801–1878) бросил вызов учёным своего времени, предлагая привести хоть один пример, когда бы историческое событие в пределах жизни одного поколения обросло множеством мифологических подробностей (Müller, 29). Такого не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Назовем следующие работы: Lotz Jo. В. Sein und Wert. Eine Metaphysische Auslegung des Axioms: «Ens et bonum convertuntur» im Raume der scholastischen Transcendentalienlehre. U Hälfte. Das Seiende und das Sein. Paderborn, 1938; Müller M. Sein und Geist. Systematische Untersuchungen über Grundproblem und Aufbau der mittelalterlichen Ontologie. Tübingen, 1940; Vogel J. de. Antike Seinsphilosophie und Christentum im Wandel der Jahrhunderte. Baden-Baden, 1958; Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existenzielle Seinsentdeckung des jungen Augustins. Grundlagen zur Erhellung seiner Ontologie. München, 1959; Volke G. W. Sein als Beziehung zum Absoluten nach Thomas von Aquin. Würzburg, 1964; Achilles H. Der augustinische Gang zum Grund von Person, Zeitlichkeit und Wahrheit. Aachen, 1964/1965; Kremer K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. Leiden, 1966. Патристико-схоластической концепции бытия как истины и истины как бытия посвящена работа: Pieper J. Wahrheit der Dinge. Eine Untersuchung zur Anthropologie des Hochmittelalters. München, 1957.onum convertuntur» im Raume der scholastischen Transcendentalienlehre. U Hälfte. Das Seiende und das Sein. Paderborn, 1938; Müller M. Sein und Geist. Systematische Untersuchungen über Grundproblem und Aufbau der mittelalterlichen Ontologie. Tübingen, 1940; Vogel J. de. Antike Seinsphilosophie und Christentum im Wandel der Jahrhunderte. Baden-Baden, 1958; Körner F. Das Sein und der Mensch. Die existenzielle Seinsentdeckung des jungen Augustins. Grundlagen zur Erhellung seiner Ontologie. München, 1959; Volke G. W. Sein als Beziehung zum Absoluten nach Thomas von Aquin. Würzburg, 1964; Achilles H. Der augustinische Gang zum Grund von Person, Zeitlichkeit und Wahrheit. Aachen, 1964/1965; Kremer K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. Leiden, 1966. Патристико-схоластической концепции бытия как истины и истины как бытия посвящена работа: Pieper J. Wahrheit der Dinge. Eine Untersuchung zur Anthropologie des Hochmittelalters.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Подводя итоги, можно сказать, что религиозная жизнь при Комнинах и Ангелах, период в 123 года (1081–1204), отличалась исключительной интенсивностью и оживлением во внешних связях и противоречивыми, конфликтными процессами внутренних движений. Без сомнения, с точки зрения религиозных проблем, эта эпоха представляет большое значение и живейший интерес. 331 295 Ρλλη και Πτλη. Σνταγμα των θεων και ιερν καννων, Τ. 4 Αθναι, 1854, ρρ. 544, 545. 296 Theodori Balsamonis. In canonem XVI Concilii Carthaginiensis (PG, vol. CXXXVIII, col. 93). См. также: G. Vernadsky. Die kirchlich-politische Lehre der Epanagoge und ihr Einfluss auf das russische Leben im XVII. Jahrhundert. – Byzantinisch-neugriechische Jahrbücher, Bd. VI, 1928, S. 120. 298 К. E. Zachariä von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, pp. 355–358. См.: V. Grumel. L " Affaire de Leon de Chalcedoine. Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les objets sacres. – Etudes byzantines, vol. II, 1945, pp. 126–133. 301 K. E. Zachariä von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, pp. 370–371; F. Miklosich, J. Müller. Acta et diplomata graeca medii aevi. vol. VI, Wien, 1890, p. 45. (Во втором американском издании работы данное примечание значительно сокращено по сравнению с французским изданием работы, откуда и взят следующий ниже текст. – Науч. ред.) «Недавно весьма важный пассаж этого хрисовула, опубликованного в «Acta» Миклозича и Мюллера – по поводу титула протопроэдра – был исправлен Ш. Дилем – Remarques sur deux chartes byzantines de Patmos. – Byzantion, vol. IV, p. l-6 (год издания А. А. Васильев не указывает). – и Фр. Дёльгером – Die Kaiserurkunden des Johannes-Teologos-Klosters auf Patmos. – Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXVIII, S. 338 (год издания А. А. Васильев не указывает). Текст, между тем, был в правильной форме опубликован Цахариэ фон Лингенталем в отмеченном выше издании. См. также: L. Ross. Reisen auf den Inseln des Aegäischen Meeres, Bd. II. Stuttgart, 1843, S. 156». 302 См.: Regula pro monasterio S. loannis Theologi in insula Patmo. В кн: F. Miklosich, J. Müller. Op. cit., vol. VI, pp. 59–60. То же самое – K. Βονη. Ακολουθα Ιερ του οσου και θεοφρου πατρς ημν Χριστοδολου. Αθναι, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

– Legrand, Bibliotheque, 2 – Legrand É., Bibliothèquegrecque vulgaire, 2, Paris, 1881. – Miclosich, Müller, Acta, 1 – Miclosich F., Müller I., Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana, 1: Acta Patriarchatus Constantinopolitani MCCCXV – MCCCCII, Wien, 1860. – PGM – Preisendanz K., Papyri Graecae Magicae: Diegriechischen Zauberpapyri, 1–2, 2. Aufl., durchgesehen und hrsg. von A. Heinrichs, Stuttgart, 1973–1974. – PL. 138 – Migne J.P., ed., Patrologiae cursus completus... Series secunda, in qua prodeunt patres... Ecclesiae Latinae, 138, Paris, 1853. – Suppl. Mag. 2 – Daniel R., Maltomini F., Supplementum Magicum, 2 (=Papyrologica Coloniensia, 16.2), Opladen, 1992. Литература – Алмазов 1901 – Алмазовъ А.И. , Anokpuфuчeckiя молитвы, зakлuhahiя и заговоры (Къ ucmopiu buзahmiйckoй отреченной письменности), Одесса, 1901. --—1904—-- – Алмазовъ А.И., Ucnыmahie освященнымъ хлбомъ (Видъ «Божьяго суда» для oблuчehiя вора): Γpeчeckiй уставъ cobepшehiя его по рукописи XVII b., съ краткимъ историческимъ очеркомъ [Отдельный оттиск из журнала «Записки Императорскаго Hobopocciйckaro университета» за 1904 год, 98], Одесса, 1904. – Виноградов 2011 – Виноградов А. Ю., «Строительные надписи византийского Крыма. Addenda et corrigenda», Вопросы эпиграфики, 4, 2011, 217–253. – Скворцов 1890 – Скворцовъ Д.И. , Дiohuciй Зoбhuhobckiй, архимандритъ Tpouцkaro-Ceprieba монастыря (нын Лавры): историческое uзcлдobahie, Тверь, 1890. – Смирнов 1900 – Смирновъ С. И. , «Водокрещи (Mamepiaлы для ucmopiu крещенскихъ обрядовъ въ древней Руси)», Бorocлobckiй встникъ, 1 (1), 1900, 1–17. – Сорочан 2005 – Сорочан С.Б., Византийский Херсон. Очерки истории и культуры, Харьков, 2005. Шангин 1938. – Шангин М.А., «Некоторые надписи Херсонесского музея», Вестник древней истории, 3 (4), 1938, 72–87. – Βακαλουλη 2001 – Βακαλουαη Α., Η μαγεα ως κοινονικ φαινμενο στο πριμο Βυζντιο (4 ος –7 ος μ. Χ. αι.), Αϑνα, 2001. – Παπαλοπουλου-Κεραμευς 1899 – Παπαλοπουλοτ-Κεραμευς Α. εροσολυμιτικ Βιβλιοϑκη..., 4, С.-Петербургъ, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

н. антиквизм ). Мотивом для помещения бимы среди синагоги нужно признать не одно желание, чтобы проповедь и чтение Иисания легче могли быть [слышины всеми присутствующими, но и подражание храму, где жертвенник был отделен от святилища, представляемого в синагоге шкафом, вмещающим священные свитки – арон кодеш 103 . В виду Второз. 22, 8 бима обносилась решеткою и имела для чтений закона аналогий. Остальные черты устройства синагоги обладают еще меньшей устойчивостью. Здесь замечаются местные особенности. Были синагоги с великолепными портиками, например, в городе Лидде (Schekalim 5), тогда как в Суре весною сооружалась синагога для летних молитвенных собраний, а осенью, по разрушении первой, создавалась более теплая знмняя синагога (Baba Batra Зв). Эти персидские синагоги должны были представлять собою довольно примитивные деревянные постройки, при созидании которых не могло быть речи об украшении и какой бы то ни было стилизации. Свящ. Е. Воронцов 2 «Брегись приносить всесожжения твои на все кроме места, которое ты увидишь, но на том только месте, которое изберет Господь в одном из колен твоих.» Второзак. 12, 13 и и4, cp. Sebacbim 3 b. 12 Elbogen. Studien zur Geschichte des jüdischen Gottesdienstes. S. 1, cp. Müller Masechet Soferim S. 190) · 15 Geschichte der Israeliten 2 (2 Auflage) S. 20), Гамбургер Realencyclopädie des ludenthums II, vox Synagoge. 16 Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche (2 Auflage, (vox Synagoge). 19 Geschichte des israelitischen Volkes I S. 450, cp. Geschichte des Iudenturas und seiner Sekten I. S. 23. 20 Первый в Geschichte des jüdischen Volkes zur Zeit Iesu Christi II. (3 Auflage) S. 419,–второй в Israelitische und jüdische Geschichte 1894 S. 107. 23 В начале 19 века (1805) в сочинении:· Beschreibung der gottesdienstlichen Verfassung der alten Hebräer. 53 Müller Masechet Soferim 237, Duschak. Jüdischer kultus 172, Bloch. Institutionen des ludenthums S. 87. 64 cp. Bevue des etudes juives XLV. p. 162; Sitzungsberichte der Berliner Akademie 1902 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Makk 1989 – Makk F. The Árpáds and the Comneni. Political Relations between Hungary and Byzantium in the 12 th Century. Budapest, 1989. Men. Basil. – Menologium Basilianum//PG T. 117, 1894. MGH – Monumenta Germaniae Historica. MGH SS – MGH. Scriptores (in folio). Hannover. MLWB 1– – Mittellateinisches Wörterbuch bis zum ausgehenden 13. Jahrhundert. Lief. 1–. München, 1959 (издание продолжается). Müller 1962 – Des Metropoliten Ilarion Lobrede auf Vladimir den Heiligen und Glaubensbekenntnis/Nach der Erstausgabe von 1844 neu hrsg., eingeleitet und erläutert von L. Müller. Wiesbaden, 1962. Oros. Hist. – Pauli Orosii Historiarum adversus paganos libri VII. Accedit eiusdem Liber apologeticus/Ed. C. Zangenmeister. Wien, 1882 (CSEL. T. 5). Ott. Fris. Chron. – Ottonis episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus/Ed. A. Hofmeister. Hannover, 1912 (MGH. Scriptores rerum Germanicarum in usum scho- larum separatim editi. [T. 45]). PG – Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.-P. Migne. Paris. PL – Patrologiae cursus completus. Series Latina/Ed. J.-P. Migne. Paris. Poppe 1968 – Poppe A. Pastwo i kocl na Rusi w XI wieku. Warszawa, 1968. Poppe 1982 – Poppe A. L’organisation diocesaine de la Russie aux XI e –XII e siècles//Byzantion. T. 40. Bruxelles, 1970 (=Poppe A. The Rise of Christian Russia. London, 1982. Nr. VIII). Рорре 1988 – Рорре A. Werdegang der Diözesanstruktur der Kiever Metropolitankirche in den ersten drei Jahrhunderten der Christianisierung der Ostslaven//Tausend Jahre Christentum in Russland: Zum Millennium der Taufe der Kiever Rus’. Göttingen, 1988. Prou 1908 – Recueil des actes de Philippe I er , roi de France/Ed. M. Prou. Paris, 1908 (Chartes et diplômes relatives à l " histoire de France. Т. 1). Risch 2008 – Die Pseudeoklementinen, IV: Die Klemens – Biographie. Epitome prior, Martyrium Clementis, Miraculum Clementis/Hg. F. X. Risch. Berlin; New York, 2008 (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte/Hg. von der Berlin – Brandenburgischen Akademie der Wissenschaften. Neue Folge. Bd. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

12 I, 50. 118; II, 39–41; IV, 60. 63. 188; V, 5; VI, 76. 82. 112; VII, 113. 139. 166. 167; VIII, 121. 122; IX, 10. 19. 33. 45 и мн. др. 16 Паниазис был не только «славный возобновитель древнего эпоса», но и «толкователь знамений» (Дьячан, Геродот и его музы, стр. 39. Варшава, 1877). Кроме Гомера, Геродот хорошо знаком был и с дидактическим эпосом Гезиода, и с классическими произведениями, и с различными местными мифами, и с феологической поэзией, и со сборниками оракулов, и с лирической поэзией и т. д. (См. подробности обо всем этом и доказательства из истории Геродота у Дьячана в том же сочинении, стр. 39–104). 17 А изречение Дельфийского оракула гласило следующее: «я знаю количество песка и меру моря, я постигаю мысли глухонемого и слышу безгласного, ко мне дошел запах крепким щитом защищенной черепахи, она варится в медном сосуде вместе с мясом ягненка; медь разостлана внизу и медь положена сверху» (I, 47). 20 Признанной, но быть может еще не вполне твердо установившейся; ибо, с одной стороны, сам же Геродот свидетельствует о существовании даже особого жертвенника двенадцати богам в Афинах (II, 7), а с другой, передает мнение о причислении и Иракла (Геркулеса) к двенадцати богам (II, 43). Срав. 1-й выпуск нашего исследования о судьбах идеи Божества в Греции, стр. 343. Харьков, 1890. 22 См. II, 43, где сказано, что Посидон и Диоскуры, по словам Египтян, не находятся у них в числе богов. 23 Удерживаем русский перевод проф. Мищенко, очевидно не совсем точный. Точнее перевести нужно было бы последнее предложение так: «каковы некоторые (т. е. из богов) по видам (своим)». 24 Главным образом, как мы знаем, Гезиод в своей Феогонии (почему он у Геродота теперь и поставлен). Сравн. также Акузилая в Müller. Fragm. List. gr. I, 100. 25 Удерживаем опять перевод проф. Мищенко, который, однако, не во всей силе выражает собою мысль подлинника; ибо δε значит «должно», «нужно», а не «позволительно», да и δοω еще значит: «думаю», «представляю». 26 II, 142. Во II, 86 Геродот употребляет то же выражение о деревянных изображениях покойников, употреблявшихся у Египтян при бальзамировании последних. Впоследствии это выражение о богах употребляют Аристотель, Секст Эмпирик и особенно часто Плутарх. Срав. σωματοειδς ϑες у Ефора в fragm. 70 (Müller. I, 255).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

226 De administrando imperio 13, изд. и перев. Gy. Moravcsik and R. J. H. Jenkins//Dumbarton Oaks Texts (Washington, D.C., 1967). P. 71. 227 Majeska G. P. «Russian Travellers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries»//Dumbarton Oaks Studies, XIX (Washington, D.C., 1984). P. 28. 229 См., напр., «хризобуллу» (императорский указ с золотой печатью), изданную императором Иоанном VI Кантакузином в августе 1347 г. о единстве русской митрополии, у Zachariae К. Е. von Lingenthal, eds. Jus graecoromanum (Leipzig, 1856–1884), III, 701; также см. у F. Miklosich and I. Müller, eds. Acta patriarchatus Constantinopolitani (Vienna, 1862), I, 268; перевод Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia: A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Crestwood, 1989. P. 281. 230 «Державный и Боговенчанный и благочестия ревнитель, высочайший Царь и Самодержец...» (письмо великого князя Василия Васильевича к императору Константину XI в 1451 г.//Павлов А. В. Памятники древнерусского канонического права I, 71 (РИБ, VI). С.-Петербург, 1880. 231 Miklosich-Müller, eds. Acta II, 188–192. Это письмо часто цитировалось, см. перевод данных мест у Barker J. W. Manuel II Palaeologus. New Brunswick, NJ, 1969. P. 106109. 233 Obolensky D. «Byzance et la Russie de Kiev»//Byzantium and the Slavs: Collected Studies, IV. London, 1971. P. 27–33. 234 В греческой и славянской литургической Минее песнопение это приписывается императору Льву VI (886–912). Англ, перевод Mother Магу and К. Ware, The Festal Menaion. London, 1969. P. 254. 236 Текст Синодика можно найти во всех изданиях греческой литургической Триоди; см. критическое издание и комментарии Jean Gouillard, «Le Synodikon de l’Orthodoxie»//Travaux et Mémoires. Paris, 1967. P. 57. 237 См. недавний и очень полный обзор подобных материалов (с вторичной библиографией на эту тему) в Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus (988–1237). München, 1982. S. 56–72. 238 Это господствующая идея в блестящих в остальном исследованиях покойного Fedotov G. Р. The Russian Religious Mind, 2 vols. Cambridge, MA: 1946–1966.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

(3) М. Фокс, Х.-Й. Хайнефеттер и Х.-П. Мюллер датируют окончательное собрание и редакцию эллинистической эпохой (III в.). В пользу этого говорят «наряду с большим количеством лексических и грамматических арамеизмов признаки поздней... формы языка», а также заимствования – одно греческое ( " appirjn – «переносное кресло» 3:9 < φορεον) и одно иранское (pardes – «роща» 4:13 < pari-daiam, H.-P. Müller, ATD 3). Увенчание жениха (3:11), кажется, тоже не засвидетельствовано в доэллинистическую эпоху (О. Keel, Hoheslied, NBL 189). При этом нельзя исключить, что отдельные фрагменты Песн относятся к более древним временам вплоть до начала царской эпохи. Процесс собирания и редактирования отдельных текстов, возможно, начался под культурным воздействием могущественной Александрии Египетской. «Александрийская поэтическая школа» (Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит) «правда, культивировала совершенно иной стиль, существенно отличалось и содержание; однако влияние, распространявшееся на провинцию, от высоких поэтических достижений в вызывавшей восхищение метрополии... могло также способствовать мобилизации, собиранию и приданию завершенной формы собственным, тематически близким традициям» (H-P. Müller, ATD 3, 4). О. Кель также считает вероятным, что заключительная редакция относится к эпохе эллинизма (III в.) (Hoheslied, NBl 189). Любовная лирика Песн – часть широкой древневосточной традиции. В сопоставимых текстах месопотамского культурного круга проявляется прежде всего культово-обрядовый аспект любви. Сохранившиеся тексты любовной лирики артикулируются там в рамках магического понимания действительности, в котором по принципу аналогии и «гомеопатии» должны повышаться плодородие скота и полей. Содержание же египетских любовных песен составляет взаимное любовное желание мужчины и женщины. По своей тематике и настроению Песн ближе к египетским любовным песням. При этом мотивы, встречающиеся в Песн, можно обнаружить и в том, и в другом культурном пространстве. Голубки как вестницы любви (1:15; 4:1; 5:12), возлюбленная, живущая как богиня в горах среди львов (4:8), – происхождение этих мотивов сирийско-месопотамское. В то же время цветы лотоса (2:1 слл.16; 5:13; 6:2 слл.; 7:3) и газели, пасущиеся среди этих цветов (4:5), известны из египетской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010