421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

50. Слово 8. О Крещении. 51. Слово 71. На св. Филолога. 52. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.11. Кн.1. СПб., 1905, с.656-657. 53. Беседы на Послание к Евреям. См.: Указ. изд. Т.12. СПб., 1905, с.153-154. 54. Беседа 75 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн.2. М., 1993, с.504. 55. Слово 4. На сотворение мира. 56. По-гречески воскресный день называется Κυριακ - день Господень. - Прим. пер. 57. Декалог законоположения Христова. Заповедь 4. 58. См.: " на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Мф.22,40). 59. Правило 3. Так в греческой Книге Правил - " Кормчей " ( " Πηδλιον " , θεσσαλονκη, 1991). Такую редакцию правила подтверждают Аристин и Армеиопулос, тогда как вариант славянский " по временам " - Вальсамон и Зонара. В греческой " Кормчей " приведено следующее примечание: " См. и 1046 страницу " Евергетиноса " , где авва Кассиан говорит, что Святое Причастие преподавалось бесноватым и никогда не запрещалось для них древними старцами, и что Святые Дары даются не в пищу бесу, а, скорее, для очищения души и тела и в попаление злого духа, пребывающего в членах тела человека, и что если мы запрещаем Приобщение бесноватым, то даем этим возможность бесу чаще и тяжелее в них действовать по причине лишения их Божией помощи, подаваемой от Божественного Причащения " . Указанное издание, с. 668. - Прим. пер. 60. См.: " Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже " (Пс.50,19). 61. Нравственные правила, 22, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепикопа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М.,1993, с.393. 62. Нравственные правила, 33, 2. См.: Там же, с.402. 63. См.: " Соблюди меня. Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня " (Пс.139,4-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

6. Ирония. Часто собеседники Христа или Его противники делают то или иное высказывание, в правильности которого они уверены. Читатель Евангелия также уверен в правильности его — но совсем в ином смысле, нежели тот, который подразумевал говорящий. Например, самарянка вопрошает Христа: Неужели Ты больше отца нашего Иакова? (4:12). Для нее ответ на этот скорее даже риторический вопрос — негативный, а читатель знает, что Христос несравненно больше Иакова. Иудеи говорят: Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? (7:42). Для них это опровержение мессианских притязаний Христа, для читателя — подтверждение. Каиафа провозглашает: …лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (11:50), имея в виду, что казнь Христа как политического смутьяна удовлетворит римские власти и предотвратит карательные меры. Читатель знает, что Каиафа, сам не зная того, произнес пророчество о спасении через Христа всего человечества. Сюда же можно отнести вопрошание Пилата: Что есть истина? (18:38) Тому, Кто есть путь и истина и жизнь (14:6), и издевательское превознесение солдатами Христа как царя (19:2–3), когда Он и есть Царь. 7. Предвозвещение грядущих событий. Например, в прологе Иоанн говорит: Пришел к своим, и свои Его не приняли (1:11), готовя, таким образом, читателя к отвержению Христа иудеями и к Его распятию. Или, отвечая Марии и Марфе, сообщившим через посланника о болезни Лазаря, Христос говорит: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (11:4). Болезнь Лазаря не к смерти, так как Христос воскресит его. И поскольку Христос воскресит его, лидеры иудеев начнут думать, как предать Христа смерти. Таким образом, болезнь Лазаря к славе Божией, так как она приведет к прославлению Христа на Кресте. Другие предвозвещения можно найти в 11:50, 12:33, 13:36, 16:32, 21:18. 8. Круговые композиции. Так называется используемый рассказчиком прием, заключающийся в том, что слова, стоящие в начале смыслового отрывка, повторяются в его конце.

http://pravmir.ru/hiasticheskaya-struktu...

7 . И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровию, и прах их утучнеет от тука. 8 . Ибо день мщения у Господа, год возмездия за Сион. Животные, закаляемые как жертвенные, по указанию проф. Якимова (стр. 520) изображают собою народы, поражаемые мечем Господним, во имя правды Божией и как жертва удовлетворения правосудия Божия. Иначе и невозможно понимать эти стихи, памятуя притом, что Едом есть собирательное имя для всех народов, врагов Божией правды.-Жертва совершается в Восоре и заклание в Едоме. Об имени Восор комментаторы расходятся в мнениях; одни указывают на Восор в Едоме 1153 , другие на Бостру в Перее 1154 , третьи на Восор Моавитский 1155 . Конечно самое распространенное есть первое мнение. Но мы позволяем себе высказать несколько иной взгляд. Как Едом в этом пророчестве представляет собою не определенный народ, а совокупность многих народов, так и Восор „овечий загон“, в который загнаны народы для заклания, хотя географически может быть и приурочен к Едому – но имеет обширнейшее значение. Это употребленное здесь-типическое имя, под которое может быть подставлено имя того города, который должен будет исчезнуть с лица земли. Он есть тип погибающих городов. Он-и Ниневия и Вавилон и Но-Аммон, а в будущем он и Иерусалим, когда благодать Божия (в видении Иезекииля X, 2, 4, 18; XI, 23) отступила от храма и града. Такое понимание имени Восор оправдывается стихами 1–3 главы 63 Исаии: Господь в червленных ризах от Восора, идя от Едома, глаголет: „Я топтал народы во гневе Моем...“ И у Иеремии (глава 49 ст. 13) Восор упомянут, как неопределенная местность, о которой Господь говорит: „Восор и все города его сделаются вечными пустынями“. Вслед за сим в главах 50 и 51 Иеремия пророчествует о Вавилоне и очевидно, что Вавилон в числе заклятых местностей, во главе которых поставлен Восор в главе 49. Замечательно еще, что стих 7-й, наст. главы Исаии, „буйволы падут и тельцы...“ повторяется по мысли в 27 стихе главы 50-й Иеремии, описывающей гибель Вавилона: „убивайте всех волов ее...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

85. Господь Иисус Христос пред Страданиями Своими говорит: Аз же не противлюся, ни противоглаголю. Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний (50, 5–6). 86. Кто из вас боится Господа, да послушает гласа Отрока Его Иисуса. Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа Иисуса Христа и утверждается в Боге (50, 10). 87. И утешит Господь избранных Своих и пустыни их соделает, яко рай Христов, радость и веселие обретут в Нем, славословие и глас хваления (51, 3). 88. Послушайте Меня, народ Мой, – говорит Спаситель, – яко закон от Мене изыдет, и суд Мой поставлю во свет для язычников (51, 4). 89. Восходят правда Моя и спасение Мое, и на мышцу Божества Моего будут уповать язычники, и спасение Мое во век будет, и правда Моя не оскудеет (51, 5–6). 90. Закон Мой в сердцах людей будет. Восстани, воскресни, Иисусе Боже наш, не Ты ли еси победил гордаго диавола и расторгнул змиа древнего (51, 9). 91. Спасенные и избавленные Господом придут в Сион, Церковь Христову, с радостью и веселием вечным, над головами их веселие и хвала, и радость пребудет, отбеже болезнь и печаль и воздыхание (51, 11). 92. Облекись в силу твою, Сион, Церковь Бога жива, без серебра искуплены людие Мои, глаголет Господь, и вас ради присно имя Мое хулится во языцех (52, 5). 93. Сего ради народ Мой узнает имя Мое, поэтому узнает в тот день воплощения Сына Человеческого, что Я тот же, Который сказал: «вот Я!» (52, 6). 94. Коль прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего блаженство, яко слышано сотворю спасение твое, глаголя, Сионе, воцарится Бог твой (52, 7). 95. Голос сторожей Твоих возвысился, и все они вместе возрадуются, ибо своими глазами увидят, егда помилует Господь Сиона – Церковь Новоза ветную (52, 8). 96. И открывает Господь мышцу Свою Святую пред всеми язычниками, и узрят вси концы земли спасение, еже от Бога нашего (52, 10). 97. Идите... верные, не касайтесь нечистого... очистите себя, носящие сосуды Господни! – искупленные души (52, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

«А тельца за грехи и козла за грех , которых кровь внесена была для очищения святилища, – говорит Господь ( Лев. 16, 27 ), – пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их». Имея в виду это постановление ветхозаветного закона, апостол Павел так изъясняет его мессиански-прообразовательное значение. «Так как тела животных, которых кровь, для очищения греха, вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровью Своею, пострадал вне врат» (Вер. 13, 11, 12). Что ветхозаветные евреи понимали преобразовательное мессианское значение своих кровавых жертвоприношений, – в этом сомневаться невозможно. Изображая страждущего Мессию, пророк Исаия (53, 7) заимствует для этого черты именно из ветхозаветных кровавых жертвоприношений: «Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Конечно, таким языком Исаия не мог бы говорить, если бы его читатели-евреи не имели понятия о прообразовательно-мессианском значении своих кровавых жертвоприношений. От всех приносивших кровавые жертвы Господь решительно требовал смирения, сокрушения о грехах и веры в будущее искупление (сив. Лев. 16, 29, 31 ; Бис. 50, 19). Легкомысленно думают многие рационалисты (Фон-дер-Альм, Ренан и др.), будто бы сущность кровавых жертвоприношений состояла только в умерщвлении и сожжении жертвенного животного. Кровавые жертвоприношения сами по себе, без соответствующего внутреннего настроения молящихся, без сокрушения о грехах и без веры в обетованного Искупителя, совершенно не имели никакого значения: они не только не были угодны Богу, по даже были противны Ему. Давид говорит: «Жертва Богу дух сокрушенный» (Па. 50, 19). Соломон учит: «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом» (Причт. 15, 8), «особенно когда приносят ее с лукавством» (21, 27). Чрез пророка Исаию (66, 3) Сам Бог говорит: «Беззаконник, закаляющий вола, – тоже, что убивающий человека: приносящий агнца в жертву – то же, что удушающий пса».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, музыка сначала предстает в негативном свете: «не оставайся долго с певицею (μετ ψαλλοσης, cum psaltrice), чтобы не плениться искусством ее» (9. 4), поскольку женщины легкого поведения, вероятно, играли на струнных инструментах (глагол ψλλω имеет это значение). Но в гл. 32 автор воздает музыке самую высокую похвалу, чем где-либо еще в Библии: «...и не возбраняй музыки. Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; что смарагдовая печать в золотой оправе, то мелодия музыки за вкусным вином» (Септуагинта: 32. 3b-6; Вульгата, синодальный перевод: 32. 5б-8). В греч. тексте здесь употреблен термин μουσικ (мн. ч.), в латинском - musica, без уточнения вида музыки. В др. месте (40. 20-21) автор книги пишет, что «вино и музыка веселят сердце» и «авлос и псалтерион делают приятным пение», однако он предпочитает «любовь к мудрости» и «приятный язык» (т. е. речь). В описании одежды Аарона автор следует за кн. Исход и упоминает золотые позвонки (45. 9; Вульгата, синодальный перевод: 45. 11; κδωνες, tintinnabuli), т. е. маленькие колокольчики или бубенцы. О Давиде сказано, что он «поставил пред жертвенником музыкантов (ψαλτδος), чтобы звучанием их услаждать песнопение (ξ χος ατν γλυκανειν μλη)» (47. 9; Вульгата, синодальный перевод: 47. 11). Судя по корню ψαλ-, автор мог иметь в виду исполнителей на струнных; в то же время следует учитывать приведенный выше анализ термина «псалом». В лат. тексте музыканты названы «cantores», что может означать также певцов; в Вульгате, как и в Септуагинте, имеются в виду не голоса, а звучание (in sono), производимое музыкантами. Т. о., вопрос о том, подразумевается ли здесь вокальная или инструментальная музыка или оба ее вида, остается открытым. В основанном на Числ 10 описании, как «сыны Аароновы... трубили коваными трубами» (50. 16; синодальный перевод: 50. 18), под словом σλπιγξιν подразумевают   Книги Маккавейские

http://pravenc.ru/text/2564322.html

В те дни одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.    Мф 28:16–20 От сего убо дне утренняя Евангелиа воскресна начинаем чести по ряду. Воскресение Христово:  И псалом 50. Слава, Молитвами святых апостолов:  И ныне:  Молитвами Богородицы:  Стихира, глас 6: Воскрес Иисус от гроба: Воскресение Христово:  Псалом 50. Целование Евангелия.  Слава:  По молитвам Апостолов:  И ныне:  По молитвам Богородицы:  Затем стихира: И стихира: Воскрес Иисус из гроба,/как предсказал,/даровав нам вечную жизнь/и великую милость.  И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: Каноны 4: воскресен со ирмосом на 4, крестовоскресен на два, и Богородице на два, и всем святым на 6. Канонов четыре: воскресный, глас 8, с ирмосом на 4, крестовоскресный на два, Богородице на два и всем святым на 6. Канон воскресен, глас 8. Песнь 1. Канон воскресный, глас 8 Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив,/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа. Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил/некогда чудодейственный Моисеев жезл,/крестообразным ударом разделивший море,/Израиля же беглеца, пешего путника спас,/песнь Богу воспевавшего. Припев:  Слава Господи, святому Воскресению Твоему. Припев:  Слава, Господи, святому воскресению Твоему. Всесильну Христову Божеству како не дивимся;/от страстей убо всем верным, безстрастие и нетление точащу,/от ребра же Святаго источник безсмертия искапающу,/и Живот из гроба Присносущный. Всесильному Божеству Христа/как нам не удивляться,/чрез страдания всем верным/бесстрастие и нетление изливающему,/а из ребр святых изводящему нетления источник/и из гроба – вечную жизнь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Глава 27 О выкупе посвященного Иегове; случаи, когда выкуп невозможен; десятина Иегове с земли Лев.27:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Лев.27:2 .  объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, Лев.27:3 .  то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; Лев.27:4 .  если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей; Лев.27:5 .  от пяти лет до двадцати оценка твоя мужчине должна быть двадцать сиклей, а женщине десять сиклей; Лев.27:6 .  а от месяца до пяти лет оценка твоя мужчине должна быть пять сиклей серебра, а женщине оценка твоя три сикля серебра; Лев.27:7 .  от шестидесяти лет и выше мужчине оценка твоя должна быть пятнадцать сиклей серебра, а женщине десять сиклей. В параллель выкупу проданного ( Лев.25 ), закон разрешает и нормирует выкуп посвященного Иегове – не в силу обязательства закона, а по вольному усердию или обету, в силу свободного движения религиозного чувства. Посвятивший, по этому побуждению, Иегове свою личность или личность другого, отдавал тем самым жизнь посвященного Иегове; взамен жизни Иегова разрешает давать выкуп в пользу святилища. Размер выкупа видоизменяется в зависимости от пола и возраста: для мужчин: а) в зрелом возрасте от 20 до 60 л. – 50 сиклей священных (не народных, меньших священного на 1/7 серебра; б) от 5 до 20 л. – 20 с; в) от 1 месяца до 5 л. – 5 сиклей; г) свыше 50 л. – 15 с. Женского пола лица во всех указанных возрастах ценятся ниже: а) 30 сикл.; б) 10 сикл.; в) 3 сикл.; г) 10 сиклей. Очевидно, в каждом случае ценилась неодинаковая работоспособность посвященного святилищу лица, от него требовалась физическая работа для святилища: рубка дров, ношение воды и под. Лев.27:8 .  Если же он беден и не в силах отдать по оценке твоей, то пусть представят его священнику, и священник пусть оценит его: соразмерно с состоянием давшего обет пусть оценит его священник. Если бы указанная оценка оказалась слишком высокою для бедняка, то священник делал ему особую оценку: сообразно с состоянием его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010