Глава 3 1–6. Выступление Иоанна Крестителя. – 7–17. Проповедь Иоанна Крестителя. – 18–20. Взятие Иоанна Крестителя в темницу. – 21–38. Крещение и родословие Господа Иисуса Христа. Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Евангелист Лука – первый из писателей, вводящий евангельскую историю точными хронологическими указаниями в общую мировую историю, дает здесь точное определение времени, когда началось служение Иоанна Крестителя, Предтечи Мессии. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» – правильнее: «как кесаря». Август, которому наследовал его пасынок, Тиверий, умер 19 августа 767 года. Но еще раньше, около 765 года, он назначил Тиверия своим соправителем. Откуда же евангелист считает пятнадцатый год? С начала ли его соправления Августу или с начала самостоятельного царствования? По всей вероятности, с начала его соправления Августу, так как ниже евангелист Лука говорит, что Христос крестился, будучи в возрасте около тридцати лет (стих 23). Принимая, что Христос родился в 749 году, и прибавляя к этому 30 лет, мы получаем 779 год, а вычитая отсюда 15 лет правления Тиверия, получаем 764 год, именно тот год, в который Август сделал Тиверия своим соправителем. «Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (см. комментарии к Мф.27:2 ). Пилат правил с конца 778-го до 789 г. «Ирод» (см. комментарии к Мф.2:22 ) правил с 750 до 792 г., когда он был низложен. «Филипп, брат его», правил тоже с 750 г. до своей смерти в 786 году. Правил он Итуреей, под которой можно понимать древний Галаад (восточная сторона Иордана). Если Иосиф Флавий не упоминает названия этой области, то он подразумевал ее, по всей вероятности, под именем Ватанеи или же Авранитиды, о принадлежности которых к тетрархии Филиппа он сообщает (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 4). Трахонитская область также находилась к востоку от Иордана, выше Итуреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XXXII Ст.1. И перестали три оные мужа отвечать Иову, потому что он был праведен в очах их 778 . 2. Но воспылал гнев Елиуса, сына Варахииля Вузитянина, из рода Рамова. На Иова воспылал гнев его за то, что он представлял свою душу праведною пред Богом 779 . 3. А на трёх друзей его воспылал гнев его за то, что не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова 780 . 4. Елиус пережидал Иова, пока он говорил; потому что они были старшие его днями 781 . 5. И увидел Елиус, что нет ответа в устах трёх оных мужей, и воспылал гнев его, 6. и отвечал Елиус сын Варахииля Вузитянина и сказал: Молод я днями, а вы престарелы; потому я робел и боялся выставлять знание своё пред вами. 7 . Я думал: дни говорят и множество лет научает мудрости 782 . 8 . Но нет! Дух в человеке и Дыхание Вседержителя вразумляет его 783 . 9 . И не многолетние бывают мудры, и не старики разумеют правое дело. 10. И потому говорю: слушайте меня! Покажу знание своё и я 784 ! 11. Вот я ждал ваших слов, вслушивался в суждения ваши, доколе вы разбирали речи; 12. я пристально смотрел на вас. Но вот никто не опровергает Иова, никто из вас не отвечает на слова его 785 ! 13. Не скажите: «мы нашли мудрость; Бог ниспровергает его, а не человек!» 786 14. Он не ко мне обращал речь, и я не вашими словами буду возражать ему 787 . 15. Устрашились, не отвечают более, не нашлось у них речей 788 ! 16. Я ждал; но они не говорят, а стоят и не отвечают более. 17. Дам ответ и я на свою долю, покажу знание свое и я: 18. ибо я полон речами, дух теснит внутренность мою 789 ! 19. Вот внутренность моя, как вино не откупоренное, как новые мехи, разрывается 790 ! 20. Поговорю, и мне будет легче, открою губы свои и дам ответ! 21. К лицу человека пристрастен не буду и льстить сыну земли не стану 791 ; 22. ибо я не умею льстить; сейчас погуби меня Творец мой 792 . Глава XLII Ст. 1. И отвечал Иов Иегове и сказал 1045 : 2. Я знаю, что Ты всё можешь, и что не разрушится у Тебя никакое намерение 1046 ! 3. Кто это помрачает Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил, чего не понимал, что было чудно для меня и чего я не знал 1047 .

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Главной пищей во время поста должен быть хлеб и его заместители: гречневая каша, горох и т.п. На все остальное нужно смотреть только как на вкусовую приправу. Тогда и во время поста человек будет чувствовать себя сильным и бодрым, убавится только немного жира... Малоядение есть источник истинного здоровья и делает организм более трудоспособным и выносливым (34, 25, 29). 62 После чудесного насыщения хлебом и рыбою многотысячной толпы в пустыне, Иисус, пройдя Тивериадское море, прибыл в Капернаум. Люди искали Его, и, нашедши в Капернауме, услышали от Спасителя следующее: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:26–27 ). 63 Пища тленная сама по себе показывает, что она не стоит того, чтобы душа полна была забот о ней. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор.6:13 ). Пища, остающаяся в душе на целую вечность, так же сама собою показывает, что о ее приобретении надобно заботиться искреннею душою и постоянно. Спаситель не учит человека беззаботности, когда дело касается потребностей его временной телесной жизни. «Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге; запрещает заботы о том, что для нас излишне, ненужно, что составляет прихоть». «Он, собственно, говорит против утилитаристов, которые слишком высоко ставят удобства земной жизни и слишком низко ценят духовное в ней. Он требует, чтобы, прежде всего, была у человека во внимании пища духовная, которую может подавать только Он. Люди многому дают названия духовной пищи: наукам, наслаждениям изящными предметами и пр.» (39, 792). 64 Спаситель же указывает человеку на его высокое достоинство в его бессмертном духе и на его смиренную земную долю. Он же – и только Он один! – дает человеку возможность возродиться духовно и достигать совершенства пребыванием в любви – пребыванием в единении с Богом (ср. 1Ин.4:16, 3:24 ). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.4:7 ). Это – не только изменение, или улучшение, или усовершенствование; нет, это есть именно исхождение «от Бога», приобщение к Святому. Любящий возродился или родился во второй раз, – в новую жизнь; он соделался чадом Божиим, приобрел новое бытие и новую природу, был «мертв и ожил» для перехода в новое царство действительности... Любящий перешел от смерти к жизни, из царства века в Царство Божие. Он соделался причастником «Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Он явился в новый мир Истины, в котором может расти и развиваться; в нем пребывает семя Божие, семя Божественной жизни (ср. 1Ин.3:9 ), семя самой Истины и подлинного Ведения (101, 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

И мы читаем: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его ( т. е. оказывается, и рабыни его заболели! – О. С .), и они стали рождать» (Быт. 20, 17). Или же наказание заключалось в том, что Авимелех не мог с ними иметь никаких отношений. А дальше поясняется в 18-м стихе: ибо заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха за Сарру, жену Авраамову (Быт. 20, 18). …заключил Господь всякое чрево в доме Авимелеха . А что значит: «всякое чрево»? Если бы там было написано: «всякое женское чрево» – было бы понятно. А почему сказано «всякое чрево»? Всякий знающий и исполняющий волю Божию есть Его друг Мы можем предположить, что женщины не могли родить, а у Авимелеха были другие проблемы… Когда Господь наказывает людей, Он это делает по-разному. И чтобы такого дикого язычника заставить подчиниться воле Создателя, Господь не только ему является, его сопровождают наказания (вразумляющие его). Но тут они все пришли в норму – жены начали рожать. Молитва пророка значит очень много, потому что пророки в глазах Бога – это особые люди, это Божьи друзья, потому что Он с ними собеседует. А с кем человек собеседует? С чужими же мы не собеседуем! Если Бог собеседует с пророком, значит, выстраиваются какие-то особые отношения. И мы знаем, что в Библии Давид называется другом Божиим, «мужем по сердцу» Божьему (ср. 1 Цар. 13, 14), и он тоже был пророком и другом Божиим, как и патриарх Авраам. Впрочем, всякий знающий и исполняющий волю Божию и есть Его друг! Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15). Рейтинг: 10 Голосов: 792 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Скрытым одобрением подобной страсти.   Экумений . Фрагменты.   Феофилакт Болгарский  на Еф. 5, 3.   Марий Викторин . Комментарий на Послание к Ефесянам.  Первая стоянка была в Сихеме, когда он (Авраам) вошел в землю обетованную – это место, где (значительно позже) изнасиловали Дину (Быт. 34, 2), его праправнучку, и была опасность уничтожения всего еврейского народа (Быт. 34, 30). Следующая стоянка была на восток от Вефиля. Это то самое место:  Вефиль был на запад, а Гай на восток  (Быт. 12, 8), которое описано в Книге Иисуса сына Навина (Нав. 8, 9–28), где израильский народ входил в землю обетованную, и были серьезные проблемы. А известное место дубравы Море находится рядом с двумя горами: гора Гаризим и гора Геваль. Это место описано в Книге Второзакония (ср. Втор. 11, 29–30). Гора Гаризим – это гора, на которой произносились благословения народу, который как бы вступал в обновленный завет с Богом, входя в эту землю. А с горы Геваль звучали проклятья грешникам, которые дерзнут нарушать Божьи заповеди (без сомнения, знаковое место).

http://pravoslavie.ru/107264.html

Иез. 30 :5. Персы, и Критяне, и Лидяне, и Ливийцы, и Ефиопы, (и вся Аравия) 788 , и все союзники, и сыны 789 завета Моего 790 в нем падут от меча вместе с ним 791 . Иез. 30 :6. Так говорит Господь: и падут подпоры Египта и упадет гордыня могущества его от Магдола даже до Сиены 792 , от меча падут в нем, говорит Господь 793 Бог. Иез. 30 :7. И опустеют 794 среди стран погибших, и города их будут среди городов опустевших. Иез. 30 :8. И узнают 795 что Я-Господь, когда пошлю огонь на Египет и сокрушены будут все помощники его. Иез. 30 :9. В тот день придут вестники от Меня в Сиеим 796 , спеша погубить надежду Ефиопской земли, и будет у них смятение в день (падения) Египта, ибо вот он наступил. Иез. 30 :10. Так говорит Господь Бог: и погублю множество Египтян рукою Навуходоносора, царя Вавилонскаго, Иез. 30 :11. Самого и народа его (что) с ним 797 : лютейшие 798 из народов посланы будут погубить землю, и все извлекут мечи свои на Египет и наполнится земля пораженными. Иез. 30 :12. И изсушу реки их, и предам землю в руки злых (людей), и погублю землю 799 и что наполняет ее руками иноплеменников, Я-Господь сказал. Иез. 30 :13. Ибо так говорит Господь Бог: погублю идолов, и уничтожу властелинов из Мемфиса, и начальников из земли Египетской, и не будет более (существовать), и наведу страх на землю Египетскую. Иез. 30 :14. И погублю землю Фафорскую 800 , и пошлю огонь на Танис, и произведу мщение в Диосполе. Иез. 30 :15. И изолью ярость Мою на Саин, крепость Египетскую, и погублю многолюдие Мемфиса. Иез. 30 :16. И пошлю огонь на Египет, и в сильное смятение придет Саис, и в Диосполе появится провал 801 , и разольются воды. Иез. 30 :17. Юноши Илиополя и Бубаста от меча падут и жены в плен пойдут. Иез. 30 :18. И в Тафнасе померкнет день, когда Я сокрушу там скиптры Египетские, и погибнет там гордое могущество его, и покроет его облако, и дочери его в плен будут уведены. Иез. 30 :19. И произведу суд над Египтом, и узнают, что Я-Господь. Иез. 30 :20. В одиннадцатый год, в первый месяц, в седьмой день месяца было слово Господне ко мне и сказано:

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из других обрядов укажем, что священник, почерпнув воды золотой чашей из источника Силоамского, вносил эту воду в преддверие храма, другие же священники встречали его звуками кимвалов, воспевая стих 3-й главы 12 Исайи пророка: «и в радости будете почерпать воду из источников спасения». Далее на жертвенном алтаре принесенная вода смешивалась с вином 786 , приготовленным для жертвенного возлияния, и смешение воды с вином выливалось у подножия алтаря 787 . Последний великий день праздника считался самым торжественным из всего праздника кущей 788 и в этот день, падавший безразлично на каждый из дней недели, запрещалась всякая работа, как в субботу. Имея в виду значение праздника и связанных с ним воспоминаний, мы яснее уразумеем великие слова Господа, зовущие всех жаждущих к источнику, утоляющему духовную жажду человека и возрождающему его к новой жизни; В словах Господа жизнь всего человечества (и самих Иудеев) представляется подобною странствованию в пустыне, сопряженному с жаждой и утомлением и тоской по земле обетованной. Пришествие Господа знаменовало утоление и успокоение и радость при виде земли обетованной, в которую Господь зовет всех жаждущих; не всех безразлично: ибо непослушные и озлобленные умерли в пустыне 789 , – а тех, кто жаждет: кто не удовлетворяется пустыней мира и земными радостями, кто чувствует жажду духовную – тот да идет к Господу и пиет. Так пророчествовал Иоиль о дне сем, говоря: «из дома Господня выйдет источник и будет напоять долину Ситтим» 790 . И пророк Исайя говорил: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» 791 , связуя это пророчество с другим: «произойдет отрасль от корня Иессеева... и почиет на нем Дух Господень» 792 . И далее: «веселись и радуйся жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» 793 . Мы знаем, что и св. Апостол Павел уподоблял камень Хорива, – из коего истекла чудодейственно живая струя воды для напоения народа, – Христу: «камень же бе Христос» 794 . Итак в последний великий день праздника Господь, предававший уже Себя на страдание и смерть, воспоминая в прикровенных образах и словах Израилю о горестном его странствовании в пустыне, – зовет к Себе его и всех людей, даруя всем тем, кои идут к Нему, успокоение и радость в удовлетворение духовных потребностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иов. 35 :8. Нечестие твое (относится) к мужу, подобному тебе, и правда твоя – к сыну человеческому 788 . Иов. 35 :9. Переносящие клевету от многих воззовутъ 789 , отъ руки многих возопиют. Иов. 35 :10. Но (никто) 790 не скажет: „где Бог, сотворивший меня, устроивший стражи ночныя 791 , Иов. 35 :11. Отличивший меня от четвероногих земных и от небесных птицъ“? Иов. 35 :12. Тамъ 792 они возопиют, по причине гордости злых (людей), а Ты (будто) и не услышишь ихъ 793 . Иов. 35 :13. Безпорядка видеть Господь не хочет, ибо Вседержитель Сам видит совершающих беззаконие и спасет меня. Иов. 35 :14. Судись же пред Ним, если можешь похвалить Его, как и теперь (делаешь). Иов. 35 :15. Так какъ гнев Его не посетил (его) 794 , то он и не познал вполне какого либо прегрешения 795 , Иов. 35 :16. Посему Иов напрасно открывает уста свои, по неведению умножаетъ 796 речи. Глава 36 Иов. 36 :1. И продолжал Елиус еще, и сказал: Иов. 36 :2. Подожди меня еще немного, и я научу тебя, ибо у меня еще есть слово. Иов. 36 :3. Разсуждение 797 свое начавши издалека, делами моими 798 я возвещу истинную правду. Иов. 36 :4. И неложныя слова ты ложно (не) 799 пойми 800 . Иов. 36 :5. Узнай 801 же, что Господь не отвергнет незлобиваго, Иов. 36 :6. Сильный крепостью не оживит сердца нечестивых и даст судъ 802 бедным. Иов. 36 :7. Он не отвратит очей Своих от праведнаго и с царями на престоле посадит ихъ на славу 803 , и они возвысятся. Иов. 36 :8. А те 804 , связанные ручными оковами, будут содержаться въ узах нищеты 805 , Иов. 36 :9. И Онъ объявит им дела их и погрешности их, если они усилились. Иов. 36 :10. Но праведных Он услышит и скажетъ 806 , чтобы они обратились от неправды 807 . Иов. 36 :11. Если они послушаются и будут служить (Ему), то окончат дни свои в благополучии и лета свои в счастии. Иов. 36 :12. А нечестивых Он не спасет, ибо они не захотели познать Господа и даже вразумляемые были непослушны. Иов. 36 :13. Но лицемеры сердцем возбудятъ 808 гнев (Его), не воззовут, ибо Он связал их: 809 . Иов. 36 :14. Пусть посему умрет в юности душа их, и жизнь их да будет поражена ангелами 810 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Как и в других вопросах, касающихся души человеческой, так и в вопросе о ее бессмертии отцы церкви искали главной опоры прежде всего в Священном Писании , заимствуя из него основание своей уверенности в этой истине. Почти все главнейшие места Свящ. Писания Ветхого 792 и Нового 793 Завета по вопросу о бессмертии души мы встречаем в их творениях и почти все они подвергнуты тщательному и пространному их истолкованию. В Ветхом Завете Бог неоднократно именует себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, Богом живых, а не мертвых и несуществующих, потому что иначе было бы несообразно с вечностью представлять Его Богом небытия. «Сказанное Моисею из купины», ( Исх. 3:6 ) утверждает Иустин Философ , «указывает на то, что умершие продолжают существовать» 794 . Еще определеннее свою веру в бессмертие души выражает Св. Давид, который, но словам Иринея, говорит: «и душа моя Тому будет жить». ( Пс. 21:30 ) 795 «Что душа бессмертна», пишет Св. Епифаний, «сему явно научил Господь, и прямо Сам и через Соломона», говоря: «души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считается погибелью, и отшествие от нас уничтожением; но они пребывают в мире, ибо хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия». Книги пророков, по свидетельству христианского писателя Лактанция , все направляются к тому, чтобы свидетельствовать о высшем назначении человека, состоящем в его служении Богу и в получении чрез то вечного блаженства» 796 . Тою же мыслью о бессмертии души проникнуто и все новозаветное учение. Призывая коринфских христиан к мужественной борьбе с испытаниями, во имя блаженства вечной жизни, св. Климент епископ римский, ободряет их следующими словами Иисуса Христа, сказанными Петру «не бойтесь убивающих вас и не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто после смерти вашей имеет власть над душой и телом» ( Мф. 10:28 ; Лк. 12:45 ) 797 и далее замечает, что «обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего царства и вечной жизни». На вопрос: «откуда видно, что во время смерти душа не умирает вместе с телом», св. Афанасий Великий , ссылаясь на то же место слова Божия, говорит, что Сын Божий и Слово Иисус Христос ясно научает нас смертности тела и бессмертности нашей души, говоря это. «Ясно, что душа бессмертна» 798 . Ту же истину удостоверяет Господь в другом месте вразумительною притчею «о богатом и Лазаре», из которых один представляется покоющимся в недрах Авраамовых по отложении тела, а другой среди мучений разговаривающим с Авраамом (Лк. гл. 16). «На умершем Лазаре Господу угодно было показать могущество Свое, что действительно воскрешает он мертвых, а не словом только проповедует воскресение» 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Матфей же говорит: «Проходящие же злословили Его» и т. д. Там об этом сказано пространнее 790 . Также в этой главе пословно объяснено и об уксусе с желчью, и о вине со смирной 791 . (23, 38) И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. В той же главе и об этом обстоятельно изложено, там, где имеется: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» 792 . Глава 81. О покаявшемся разбойнике (23, 39–41) Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам – в том же осуждении? 793 и мы (осуждены) справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Опять-таки Матфей в той же главе говорит: «Также и разбойники, распятые с ним, поносили Его». Там мы предложили и хорошее объяснение 794 . Осуждением же он здесь называет казнь на кресте. (23, 42) И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Которое за пределами этого мира. Ведь он, вероятно, знал и то слово, которое Господь сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего» 795 . (23, 43) И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, сегодня 796 будешь со Мною в раю. Почему если разбойник просил, чтобы ему досталась память в Царстве Спасителя, Он пообещал ему нечто иное в сравнении с этим, жительство в раю? Потому что разбойник, не зная, что такое Его Царство, просил не о чем-то определенном и известном, но этой просьбой умолял о том только, чтобы ему получить какое-то благо. Христос же, зная его намерение, пообещал то, что тому представлялось вожделеннее всего. Ведь разбойник знал о рае из учения Моисея. И тогда Он ему даровал жительство в раю как задаток Своего Царствия, состоящего во вкушении невыразимых и вечных благ, «которых не видел глаз, не слышало ухо, и что не приходило на сердце человеку» 797 . Ведь никто из праведников еще не получил обещанного, как учил великий Павел 798 . Но позднее Он даст и это во время воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Не то ли самое написано в книге псалмов: «он (речь переходит к мессианскому царю) будет обладать от моря до моря и все реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов принесут дань; цари Аравии и Саввы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему... и будут давать ему от золота Аравии... будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле»! ( Пс.71:8–11, 15–16 ср. Пс.44:13 ; Ис.54:12 и др.) Можно привести гораздо более мест из священных книг с таким же содержанием, но и указанных, думаем, достаточно для того, чтобы видеть и убедиться, что вещественные блага мессианского царства, предносились и священным авторам, в обрисовке их они едва ли уступают авторам апокрифов и апокалипсисов, т.е. – в силе образов, в живости картин и яркости красок. Конечно, у священных авторов царству Мессии приписываются и великие духовные блага; но не отсутствуют они, как мы видим из приведенных мест, и в книге Сивилл. Сюда, например, относятся предсказания об обращении языческих народов к истинному Богу, подчинению Его святому закону (ст. 716–719), о постановлении пророков истинного Бога в качестве праведных царей и судей земли (ст. 782), о прекращении войны, уничтожении зла и общем мире даже среди животного царства, у кровожадных зверей с домашними и травоядными (ст. 788–792). Последние стихи прямо примыкают к пророку Ис.11:6–9 ; ср. Ис.2:3–4 ; Мих.4:2 . 112 Суммируя в одно целое отдельные мессианские и эсхатологические элементы, рассеянные в кратко рассмотренных нами апокалипсисах, мы получаем такую картину. Пред наступлением спасения, к которому относились все чаяния Израиля пленного и после-пленного, ожидались бедствия и скорби: страшные явления в природе и восстание врагов против Иерусалима (апок. Варух. 27–29 ; Енох.90:1–14; 3Езд.5:1–12, 6:20–24 и др.; 3 Сивил. 673–689) 113 . За бедствиями последует явление Мессии. Уяснению представлений апокалипсисов о личности Мессии помогают имена, прилагаемые ими к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010