Преосв. Феофан отличался крайней нестяжательностью, широкой благотворительностью, совершенным постничеством, даром богомудрого совета и рассуждения, бесстрастием. На могиле его происходили исцеления, и сам почивший являлся страждущим, утешая и исцеляя их. Причислен к лику святых в 1988 г. Память 10 января. – 63, 216, 228, 267. Феофан – архимандрит, настоятель Калужского Лаврентьева монастыря в 1786–1799 гг. Сперва управлял монастырем в сане игумена. В 1798 г. возведен в сан архимандрита Платоном, митрополитом Московским и Калужским. В 1799 г., когда монастырь был обращен в архиерейский дом, о.Феофан остался в Московской епархии. Сначала управлял Можайским Лужецким монастырем, а потом Спасо-Андрониевым, который он возобновил и благоустроил после пожара 1812 года. – 8. Филарет – св.праведный, Милостивый, † 1 декабря 792. Память 1 декабря. – 76, 154. Филарет – св.митрополит Московский и Коломенский. 26 декабря 1782 † 19 ноября 1867. В мире Василий Михайлович Дроздов. Родился в городе Коломне Московской губернии. Отец его был соборным протоиереем. Учился в Коломенской и Троицкой лаврской семинариях, в последней по окончании преподавал греческий и еврейский языки. Здесь рано проявились его блестящие способности проповедника. В 1808 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона. В 1809 г. вызван в Петербург, определен на должность инспектора Петербургской духовной семинарии и посвящен в иеромонаха. В этом же году назначен ректором Александро-Невского духовного училища, в 1810 г. перемещен в духовную академию. В 1811 г. за «отличие в проповедании слова Божия» пожалован наперсным крестом и возведен в сан архимандрита. В 1812 г. назначен ректором Петербургской академии, настоятелем Новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом С.-Петербурской духовной консистории. В 1816 г. определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. За эти годы о. Филарет был удостоен многих знаков монаршей милости. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Мысль Н. С. Борисова о посвящении Успенского Дубенского монастыря победе Дмитрия Ивановича на реке Воже, которая произошла незадолго до праздника Успения Богородицы, отмечаемого 15 августа, поддержал В. А. Кучкин. Но, пытаясь объяснить, каким образом освящение данной обители могло произойти в период крайне непростых отношений между великим князем и Сергием Радонежским, он строит крайне сложную и противоречивую гипотезу. По его мысли, монастырь был заложен еще в 1378 г., вскоре после сражения на Воже. Но через несколько месяцев между Дмитрием Ивановичем и Сергием Радонежским наступило охлаждение отношений из-за бегства Дионисия Суздальского и преподобному пришлось заканчивать строительство новой обители уже без участия великого князя 791 . Б. М. Клосс предпочел обойти данный вопрос стороной, полагая, что Успенский Дубенский монастырь был основан не в память сражения на Воже, а в честь Куликовской битвы, и был освящен 1 декабря, но не 1379 г., а двумя годами позднее – в 1381 г. 792 В этих рассуждениях исследователей мы можем согласиться лишь с одним – Успенский Дубенский монастырь был основан в память некоего события, которое произошло в один из дней, близких к церковному празднику Успения Богородицы, отмечаемого 15 августа. Но можно ли считать таковым событием сражение на Воже? Оно, как справедливо отметил в свое время К. Маркс, было первым правильным сражением с монголами, выигранным русскими 793 . Однако отмечать его как решающую победу не имело смысла. По рассказу летописца, Мамай, не принимавший участия в битве, «тое же осени собравъ останочную силу свою и совокупивъ воя многы, поиде ратию вборзе без вести изгономъ на Рязаньскую землю. Князь же Олегъ не приготовился бе и не ста противу ихъ на бои, но выбежал изъ своея земли. А градъ свои поверже, и перебежа за Оку. Татарове же пришедши градъ Переяславль Рязанскыи взяша и огнемъ пожгоша и волости и села повоеваша, а люди много посекоша, а иные въ полонъ поведоша и возвратишася во страну свою, много зла сотворивше» 794 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

81 Иоанн Куркуас (Гурген; IωννηςΚουρκοας византийский полководец середины X в., представитель малоазийского армянского аристократического (военно-землевладельческого) рода Куркуасов. Доместик схол с 923 г. Успешно действовал против арабов, в 934 г. взял Мелитину, в 943 г. Дару и Низибис, в 944 г. принудил к капитуляции Эдессу. Успехи Иоанна Куркуаса подготовили византийское наступление на Сирию при императоре Никифоре Фоке. Сочинение в 8 книгах о подвигах армянина Иоанна Куркуаса, написанное неким Мануилом, до нас не дошло (см.: Васильев А.А. Византия и Арабы. С.П.б. 1902, сс. 229–267; Encyclopadia Britannica. 1911). 82 Благоверный Феодор (1050–1098 гг.), византийский полководец эпохи Комнинов. Представитель армянского аристократического рода Гаврасов, был дукой фемы Халдия, вёл успешные войны против турок-сельджуков. В 1098 г. был взят турками в плен и казнен за отказ отречься от Христа. Греческая Православная Церковь причислила благоверного Феодора Гавраса к лику святых, и память его празднует октября 2 (15) (см.: Анна Комнина «Алексиада», Москва, 1965, кн. 8 (Я. Н. Любарский); Р.М. Бартикян. О византийской аристократической семье Гаврас// .3 (1987) Ч.1; 1987. 4. Ч. 2; 1988. 1. Ч.3). 83 Св. Стефан I, патриарх Константинопольский (886–893 гг.), был младшим сыном императора Василия I. Св. Стефан был посвящен в патриархи епископом Феофаном 17 декабря 886 г., а перед этим, по свидетельству его современника, Льва Грамматика, он был синкеллом, т.е. ближайшим советником, у св. патриарха Фотия (см.: C. W. Previte-Orton The Shorter Cambridge Medieval History, Volume 1, the Later Roman Empire to the Twelfth Century, 1 (Cambridge: Cambridge University Press, 1978), pg. 256, genealogy table 8, the Macedonian Dynasty and Related Families; J. M. Hussey, editor, The Cambridge Medieval History, Volume IV The Byzantine Empire, Part 1 Byzantium and Its Neighbours (Bentley House, 200 Euston Road, London: The Syndics of the Cambridge University Press, 1966), pg. 792. Hereinafter cited as Cambridge Medieval History, Vol 4, Part 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

404 Трагедия – большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии. Термин «трагедия» появляется впервые в древней Греции для обозначения религиозного обряда – традиционных мимических игр и хоровых песен (дифирамбов), связанных с аграрными празднествами в честь бога вина Диониса. Главным содержанием дифирамбов было повествование о злоключениях, которые испытал юный Дионис. Ритуальной основой этих празднеств было жертвоприношение козла (от греч. – козел и песнь возникло название «трагедия», «козлиная песнь», «песнь в честь козла»). В обряде участвовали пляшущие «хоры сатиров», мимически воспроизводившие события того же сказания о Дионисе. Из сочетания дифирамба с хором сатиров и произошла, по свидетельству Аристотеля, трагедия, на ранних ступенях своего развития сохранившая тесную связь с мифом о Дионисе. Постепенно культовое действо перешло в театральное зрелище. Окончательно же сложилась трагедия как драматическая форма в период VII-VI вв. до Р. X. Высшего своего развития достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. 406 Святой праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин († 792 ) был с детства воспитан в благочестии и страхе Божием. Богатый и знатный вельможа, он проживал в селении Амнии Пафлагонской области (Малая Азия), имел жену из богатой и знатной семьи по имени Феозва и троих детей. Но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» ( Мф.25:40 ), слова Апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира ( 1Тим.6:7 ), строки царя Давида о вознаграждении праведника ( Пс.36:25, 29 ). И св. Филарет прославился нищелюбием, стойко и кротко переносил упреки жены и насмешки детей. Внучка св. Филарета Мария стала византийской царицей, супругой Константина Багрянородного (780–797), который щедро одарил Филарета. Так вернулись к нему слава и богатство. Но не приемля почестей, в смирении и нищелюбии, щедро раздавая милостыню и устраивая трапезы для нищих, достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там все, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим и так же мирно преставился Богу. Многие чудеса и исцеления совершались при гробе святого. Память 1 (14) декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Охотно и с радостию, смиренно служи домашним своим, как Самому Христу, хотя они бывают и неблагодарны, и праздны, и ленивы, и злы. Какая тебе благодарность от Бога, если ты здесь получишь воздаяние? Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу [ 1Пет. 2, 20 ]. Своею кротостью учи их кротости. Всего чаще и всего более враг бесплотный вселяет в меня пристрастие к земным благам и чрез то злобу на ближних, с коими я должен делиться этими благами невольно. Отсеки пристрастие – и не будет злобы. Зри горе и возлюбишь всех утробою Христовою. Театр, потешные огни блистательные, огромные средства стоящие [...], картежная игра и пр. – забава своими страстями и, значит, своими смертями. Одни забавляются – другие плачут от голоду, холоду; одни безумно расточают – другим и копейки нет на хлеб. О, неправда мира сего! 103 Молитва «Господи Иисусе Христе Боже наш , Боже всякого милосердия и щедрот...» из благодарственного молебна. 106 Филарет Милостивый, праведный († 792). Унаследовав от отца огромное состояние, стал так щедро помогать бедным, что вскоре потерял его значительную часть, а нашествие арабов довершило его разорение. Но вскоре внучка Филарета была избрана в супруги молодому императору, и он опять стал богат, но не изменил своей жизни и еще энергичнее продолжал свою благотворительную деятельность. Память 1/14 декабря. 108 Исаакий Далматский, преподобный († 383). Из жития преподобного Исаакия, жившего в Малой Азии, известно, что он удостоился видения от Бога, в котором ему было приказано идти в Константинополь, чтобы бороться с ересью императора Валента (364 – 378 гг.), приверженца арианства. По свидетельству древних историков, был весьма дерзновенен за веру перед императором и предсказал ему гибель. В столице у святого появилось много учеников, и один из них построил для него в своем имении скромное жилище, а затем передал права на все прилегавшие земли. Здесь возник Далматский монастырь, расположенный за городом, игуменом которого стал преподобный Исаакий. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Появление у антономасии новой функции можно объяснить с точки зрения богословия. Согласно св. Григорию Нисскому , «... «мы» принуждены бываем многими и различными именами раскрывать находящееся в нас понятие о Божестве» 161 , так как бесконечное не может быть адекватно выражено при помощи одного слова. Однако Бог , будучи непознаваем по своей природе, все же открывается людям в Своих свойствах, которые они способны определить и сформулировать в виде описательных наименований, таким образом, приближаясь к понятию о Боге. Подчеркивая, что роль антономасии состоит в «обозначении самого Господа», Беда применяет это положение на практике. В небольшом по размеру «Житии св. Феликса» этот троп очень распространен. В тексте жития всего по одному разу встречаются слова «Dominus» – «Господь» (с. 792) и «Deus» – «Бог» (с. 792). Во всех остальных случаях Бог предстает перед читателем в проявлении Своих качеств. Некоторые примеры антономасии из «Жития св. Феликса» можно найти во многих средневековых текстах: «divina pietas» (с. 792) – «божественное милосердие», «superna pietas» (с. 796) – «высшее милосердие», «divina gratia» (с. 792) – «божественная милость». Беда называет Бога «supernus judex» (с. 792) – «Высший Судия». Это также весьма широко распространенная антономасия, характерная для текстов на тему о Страшном Суде 162 . Употребляя такую антономасию, агиограф косвенно позволяет читателю понять, о чем говорил св. Феликс жителям Нолы, когда призывал их «страшиться лишь гнева Вышнего Судии». Действие Бога дважды изображается как «divina manus» (с. 793, 797) – «божественная рука», причем оба случая относятся к эпизодам, когда чудесным образом совершаются реальные, физически ощутимые действия. Во первом эпизоде действием «божественной руки» (с.793) создается из обломков камней среди развалин надежное убежище для святого, которого преследовали во время гонений; во втором «силой божественной руки» (с. 797) начинается пожар, уничтоживший здания на том месте, где позже была построена церковь блаж. Феликса.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Арсения коневского (отрывок), 806. Артемия веркольского, 696. Афанасия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Бориса и Глеба, князей, 38, 646, 679, 692, 714–719, 724–727, 745, 755, 782, 792, 793. Варлаама киево-печерского, 714. Варлаама, игум. хутынского, 91, 501, 631, 645, 670, 671, 727, 768, 789, 792. Варлаама важеского, 677. Варсонофия, еп. тверского, 659, 667, 668. Василия и Константина, кн. ярославских, 677, 696. Василия, блаж. московского, 681. Василия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Владимира, в. кн. киевского, 678, 679, 693, 714, 719, 724, 748, 792. Всеволода – Гавриила, кн. псковского, 694, 792. Вячеслава, князя, 664, 665, 715, 716, 725–727, 771, 792. Геннадия костромского, 673. Германа соловецкого, 697. Григория киево-печерского, 676, 712–714, 800. Григория, игум. пельшемского, 664, 665, 693. Григория и Кассиана авнежских, 635, 677. Гурия, архиеп. казанского, 659, 667, 668. Дамиана киево-печерского, 676, 712–714, 771, 800. Даниила переяславского, 694. Димитрия, игум. на Клове, 714. Димитрия прилуцкого, 642, 643, 651, 674, 692, 765, 790. Димитрия угличского, царевича, 625, 676. Дионисия глушицкого, 603, 692, 693, 791. Дионисия, архим. радонежского, 700. Евстафия, муч. литовского, 714. Евстратия киево-печерского, 676, 712–714, 800. Евфросина псковского, 676. Евфросинии, игум. полоцкой, 676. Евфросинии, кн. суздальской, 664, 665. Евфимия, архиеп. новгородского, 675. Евфимия, архим. суздальского, 337, 695. Еразма киево-печерского, 676, 712–714, 795, 800, 805. Ефрема скопца, еп. переславского, 714. Зосимы и Савватия соловецких, 629, 633, 634, 664, 665, 692, 693, 695, 788. Игнатия, еп. ростовского, 618, 626, 630, 712, 745, 805. Игоря Олеговича, в. кн. киевского, инока, 694, 714. Исаакия, киево-печерского инока, 39, 676, 713, 714, 723, 800. Исаии, еп. ростовского, 618, 626, 630, 676, 714. Исидора юродивого, ростовского, 618, 630, 676, 780. Исидора, презвитера юрьевского, 626. Иакова боровицкого, 654,667, 668. Иеремии печерского, 676, 713, 714, 800. Иоанна и Феодора, муч. киевских, 714, 719, 724.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010