Афанасию Великому и взяты именно из его послания к монаху Амуну. См. творения св. Отцев в русск. переводе т. XXI. Творения св. Афанасия архиеписк. Александрийского. М. 1853. ч. III, 419–420. 1409 л. 256. Цитат подлинный. См. Творения Св. Василия Великого част. V, 46–47., Migne, Patr. curs. complet. ser. graec. tom. XXXI, pag. 627–630. Ссылки Даниила на слова Евсевия, Афанасия и Василия В. тождественны с ссылками, находящимися в просветителе Иосифа. 465–466. 1411 л. 261–263. С буквальною точностью рассказ о Николае воине воспроизводится в старо-печатном патерике скитском, супральского издания 7299 (1791 г.) кн. 2-я, 408–410. 1412 л. 264–266. Сказание о властелине Михаиле, родом Болгарине, взято Даниилом в его полном виде из Пролога и почти буквально сходно с его современны печатным изданием. См. Пролог, изданный по благословению св. Синода в Москве 1843 года, под 22 числ. ноября месяца, 194–195. 1413 л. 267–268. Сказание об Асенете или Асенефе, жене Иосифа, принадлежит к числу апокрифических. Латинский текст апокрифического сказания об Асенете находится у Фабриция. См. Codex psevdepigraphus Veteris testamenti, lohan Allberti Fabricii tom 1. Hamburg: 1713, cap. CXXXIX pag. 774–784. Краткое содержание апокрифа есть у И. Я. Порфирьева . Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. 285–288. В изданиях Тихонравова (Памятники отреченной русской литературы, М. том. I–II), графа Кушелева Безбородко (Памятники старинной русской литературы, четыре выпуска), Порфирьева (Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. Спб. 1877 год) нет апокрифа об Асенете. Это обстоятельство дало основание И. Я. Порфирьеву (в введении к вышеназванному сочинению) высказать мысль, что апокриф об Асенете совершенно не был известен в древней Руси, что, как видно теперь, оказывается не вполне верным. 1414 л. 268–269. В древнем (XVI в.) рукописном сказании под названием «житие и жизнь и деяние и вся брань Александра царя Македонского действительно находится первая часть сказания об Александре, приводимая Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

л. 119. Сказание о преподобнем Пафнотии. Нач. Рожение и вспитание великаго старца Пафнотиа от града Боровска, от веси Кудиновскиа. л. 121. Мес. маия в 1 день, житие и подвизи препод. и богоноснаго отца нашего игумена Пафнотиа боровскаго чюдотворца и отчасти чюдес споведание. Списано бысть учеником его Васианом, архиеп. ростовским и ярославскым. Нач. Светел и сладок есть зело иже добродетели прилежай. В конце Похвала. л. 177. Мес. ноемврия в 17, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергия чюдотворца. Нач. Кто убо исповедати взможет многаа и великаа Божиа дарованиа. л. 197. Мес. ноября в 23, Слово похвалное благоверному Вел. Князю Александру, новому чюдотворцю, иже Невский именуется, в немьже и о чюдесех его споведася. Нач. Преблагый человеколюбивый Господь изрядно свою благостыню на согрешающих показуеть. л. 214. Мес. августа в 30 день, житие и подвизи и еже отчясти чюдес исповедание препод. отца нашего Александра сверьскаго, новаго чюдотворца, иже бысть в области Великаго Новаграда. Списано Иродионом игуменом тояже честныя обители, учеником Святаго. См. 681 л. 784. л. 293. Мес. генваря в 10 день, житие и подвизи препод. отца нашего Павла (обнорскаго), иже пречестен монастырь в славу всесвятыя Троица устрои, и всеобщее житие сставльшаго к спасению мнозем. Нач. Яже изрядныих мужей боголюбезнаа житиа написана полагати. Чудес 19. Срав. 673 л. 114. л. 338. Повесть о житии Преподобных и отчасти чюдес препод. отца нашего Зосимы, началника соловецкаго монастыря, и о начяле монастыря того. Понеже бо зачатся св. сиа обитель житием и началством раба Божиа старца Саватеа и подруга его Германа, некоего боголюбива мниха. Списано бысть Спиридоном митрополитом киевским. Нач. Бысть в дни благочестиваго Вел. Князя Василия Василиевича. л. 347. Житие и подвизи и отчасти чюдес препод. и богон. отца нашего игумена Зосимы, начальника соловецкаго острова обители честныя. Нач. По лете же том едином препод. Саватиа преставлении. Запись о чудесах доведена до игуменства Филиппа Колычева.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

776 Святитель разумеет главным образом летние месяцы 1854 года, когда болезнь была особенно сильна. 784 См. наше исследование о катехизисах Филарета в Филаретовском Юбилейном Сборнике, II, 747, 755 и далее. 786 Государь из Петербурга еще в конце лета сего года направился сперва на заладь России, а потом на юг и наконец из Крыма Черным морем на Кавказ, при чем всюду осматривал войска, крепости, морские сооружения и т.д.. а под Вознесенском делал маневры. 787 Сочинения Филарета, IV, 73–74. Эта речь, как образец красноречия, служила предметом разбора, например, в Московской духовной академии по классу всеобщей словесности. См. для сего С. К. Смирнова История Московской духовной академии, стр. 55–56 Москва, 1879. 790 Сочинения Филарета, V, 47–52. Срав. слово, говоренное в 1-м Московском кадетском корпусе в 1846 году (Сочинения Филарета, IV, 608 и далее) и в 1852 году (Сочинения Филарета, V, 175). На место великого князя Михаила Павловича в отношении к военно-учебным заведениям был назначен наследник цесаревич. 796 Высочайший указ о пенсии (но 50 тысяч рублей в год) отечественному историографу Н. М. Карамзину см. Московские Ведомости, 1826 год, 43. О милостях государя к А. С. Пушкину при жизни и по смерти последнего см. на стр. 389, 391, 429 и т.д. Сочинений Пушкина, издания Анненкова, т. I. СПб, 1855. 804 В рукописи самого витии было написано: «возрастающего вместе с возрастом сего виновника торжества». 805 Титул цесаревича – наследник престола Александр Николаевич подучил в конце 1831 года, после кончины цесаревича Константина Павловича, а доселе именовался просто великим князем. 806 Разумеется устроенный от Московского городского Общества, в память этого события, дом воспитания бедных детей и призрения престарелых и немощных. 809 Сочинения Филарета, IV, 187–188 Из слова в день памяти преподобного Сергия 25 сентября 1842 года. 810 Сочинения Филарета, III, 168. Из слова в день восшествия на престол Государя Императора 20 ноября 1830 года. 818 Сочинения Филарета, V, 293–300. О значении и впечатлении этой проповеди см. мнение современника в Русском Архиве 1888, III, 254.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Дидковцы Кременецкого уезда; 15) наблюдающий с. Смордвы Евстафий Радкевич (с 1 июля 1865 года); 16) приходский священник Иннокентий Слодкевич (с 26 января 1866 года), поступил сюда из м. Острожца Дубенского уезда, затем переведён в малую Мощаницу Дубенского уезда. 755. с. Пекалов (при р. Икве) волости Млыновской. Церковь во имя святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Кладбищенская. Построена в 1876 году на средства прихожан. Деревянная, крыта жестью, вместительна, с деревянною оградою в северо-западном углу которой находится колокольня, крытая гонтом. Утварью и богослуж. книгами достаточна. Церковь эта построена наместо старой деревянной (окончательно разрушившейся в 1850-х годах) по инициативе капитана 45 резервного батальона Варфоломея Карповича Корниенко. Пекаловский приход никогда не находился в унии. Есть благодатная икона Богоматери, бывшая в старой церкви наместною, пред которою, по преданию, совершались неоднократные исцеления от разных тяжких недугов. Отпусты бывают в праздники Вознесения Господня, Рождества Пр. Богородицы и зачатия св. Анны. Проводы бывают в Светлый четверток. Земли: усад. 1 дес. 784 саж., пахот. 14 дес. 1,569 саж., сенок. 1 дес. 2,076 саж. и неудобной 9 дес. 1,372 саж. – всего 27 дес. 1,001 сажень. Причт пользуется землёю спокойно. Домов и хоз. построек для причта нет. Дворов – 26, прихожан – 217 д. об. п. Церковь эта с 29 марта 1838 года приписана к предшествующему самостоятельному приходу м. Млынова в 3 вёрстах. А до этого времени – священнослужителями при Пекаловской церкви были: 1) иерей Феодор Заведовский, парох церкви Пекаловской (с 26 марта 1755 года); 2) священник Симеон Мусаковский, настоятель с. Пекалова (с 2 января 1791 года); 3) наблюдающий (с 1 января 1801 г.); 4) священник Тимофей Гладуновский (с 1804 года); 5) с. Пекалова наблюдающий священник Климент Зенькевич (с 23 января 1807 года); 6) приходский священник Василий Гелетка (с 7 ноября 1807 года); 7) приходский священник, благочинный Стефан Боговский (с 29 марта 1838 года 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

3 Молчанская Софрониевская мужская пустынь, в 20 верстах от уездного города Путивля. О времени основания ее известий не имеется. История Российской Иерархии. Ч. VI, с. 186. 4 Во всеподданнейшем докладе Святейшего Синода от 25 ноября 1803 года об этом переводе было выражено, между прочим, следующее: «Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь упразднять и производимую на него по штатам сумму обратить на содержание означенного новоучреждаемого Григорьевского монастыря; в Бизюковом же монастыре церковь обратить в приходскую». См. Подлин. Высоч. Повеление. 1803, с. с. 361, 362. 5 В Истории Российской Иерархии (ч. VI, с. 204) монастырь этот назван Молдавским, от имеющейся в нем чудотворной иконы Божией Матери, известной под названием Молдавская. 6 Московский Симонов монастырь основан в 1383 г. По штатам 1764 г., он имел степень ставропигиального и был включен в 1 класс, т. е. на содержание в нем архимандрита и братии (57 человек) отпускалось 2077 р. 50 коп.; в 1788 г. монастырь был упразднен, для поминовения в зданиях его госпиталя; однако потом, по ходатайству Московского митрополита, именным указом 1795 г., 4 апреля, обращен в прежнее положение и состояние. 7 Енколпион (γκλπιον), собственно нанедренник, обыкновенно у нас в России называется панагией и составляет, как известно, принадлежность архиерейского сана. В сочинении «Исторические рассуждения, читанные в Александро-Невской академии» (СПб., 1823, с. с. 209 и 210.) находим известие, что «в Российской Церкви и некоторые архимандриты, после собора 1675 г., пожалованы были правом носить панагии: именно: Киево-Печерский, Троице-Сергиевый, Александро-Невский, Донской и Воскресенский. Но сей последний имеет право только во время служения, возлагать на себя панагию, а вне оного носить крест». В последующие годы тоже преимущество дано и Пыскорскому архимандриту Юсту. 8 Название монастырю присвоено было именным указом, данным 6 июля 1789 г., на имя князя Потемкина-Таврического, в котором, между прочим, сказано: «монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелением устроить под названием Спасо-Николаевского». 1-е Полн. Собр. Зак. Т. XXIII, 10, 784.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

область — часть Малой Азии, идущая от Пропонтиды (Мраморное море) между реками Риндаком (в древности Ликус, ныне Люнад и в нижнем течении Микалица) и Езепом, отделявшим Мизию от Троады. северо-западная провинция Малой Азии. святого Мефодия празднуется 14 июня. Калоним или Калонимос (ныне Каломиос, в древности Бесбикон) находится против устьев реки Риндака, в Мраморном море. царица Ирина, супруга Льва Хазара, сначала, по смерти мужа, управляла империей за малолетством сына своего, императора Константина Порфирородного (780–792 гг.), от его имени, а потом от своего (797–802 гг.) — Святой патриарх Тарасий управлял Константинопольской Церковью с 784 по 806 год (память его празднуется 25 февраля). VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, был созван в 787 году. Сигрианская находилась в 22.000 шагах от Кизика и от моря. — Великое село (Мегагрит — Μγας αγρς) было в той же области; другая обитель — Малое Село, где настоятельствовал Христофор. Лев Армянин царствовал с 813 по 820 г. патриарх Никифор управлял Константинопольскою Церковью с 806 по 815 г.; скончался в заточении в 828 году; память его отмечается 13 марта и 2 июня. Феодор Студит — настоятель знаменитого Студийского монастыря, память его празднуется 11 ноября. Кедрин — византийский писатель конца XI или начала XII века, автор так наз. Σνοψις στοριν. Сочинение его начинается от сотворения мира и охватывает историю еврейскую, римскую и византийскую до вступления на престол Исаака Комнена (1057 г.). время земной жизни Господа Иисуса Христа в городе Едесе, в Месопотамии, быль князь Авгарь, пораженный проказою. Услышав об исцелении Иисусом Христом всяких болезней, Авгарь послал к Нему с живописцем Ананиею письмо, в котором просил Его прийти в Едес и исцелить его. Господь ответствовал, что Он не может прийти к нему, но, по совершении дела Своего на земле, пошлет к нему одного из Своих учеников, который и исцелит его. После того Господь умыл Лицо Свое и отер Его полотенцем. В это время на сем убрусе отобразился Лик Господа. Авгарь, приняв и облобызав его, почувствовал большое облегчение от болезни. По вознесении Господа на небеса святой Фаддей, один из 70-ти апостолов, пришел к Авгарю и совершенно исцелил его от проказы. Жители Едеса вместе с князем приняли крещение от апостола, а святой убрус поставлен был в стене над главными воротами города, где и пребывал до 944 года, когда был перенесен из Едеса в Константинополь; перенесение это (праздн. 16 августа) сопровождалось исцелениями многих больных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В настоящее время остались одни развалины близ Улубунара. Феофан — греч. Θεοφνος — явленный Богом или являющий Бога. Θεοφνεια (от Θες — Бог и φανω — являю) — Богоявление. Император Лев IV, по прозванию Хазар, царствовал с 775 по 780 г. Он также поддерживал иконоборство, хотя и слабее своих предшественников. Кизическая страна (с главн. город. Кизиком) находится в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря. Сигрианская область — часть Малой Азии, идущая от Пропонтиды (Мраморное море) между реками Риндаком (в древности Ликус, ныне Люнад и в нижнем течении Микалица) и Езепом, отделявшим Мизию от Троады. Вифиния — северо-западная провинция Малой Азии. Память святого Мефодия празднуется 14 июня. Остров Калоним или Калонимос (ныне Каломиос, в древности Бесбикон) находится против устьев реки Риндака, в Мраморном море. Святая царица Ирина, супруга Льва Хазара, сначала, по смерти мужа, управляла империей за малолетством сына своего, императора Константина Порфирородного (780–792 гг.), от его имени, а потом от своего (797–802 гг.) — Святой патриарх Тарасий управлял Константинопольской Церковью с 784 по 806 год (память его празднуется 25 февраля). VII Вселенский Собор, утвердивший иконопочитание, был созван в 787 году. Обитель Сигрианская находилась в 22.000 шагах от Кизика и от моря. — Великое село (Мегагрит — Μγας αγρς) было в той же области; другая обитель — Малое Село, где настоятельствовал Христофор. Император Лев Армянин царствовал с 813 по 820 г. Святой патриарх Никифор управлял Константинопольскою Церковью с 806 по 815 г.; скончался в заточении в 828 году; память его отмечается 13 марта и 2 июня. Феодор Студит — настоятель знаменитого Студийского монастыря, память его празднуется 11 ноября. Георий Кедрин — византийский писатель конца XI или начала XII века, автор так наз. Σνοψις στοριν. Сочинение его начинается от сотворения мира и охватывает историю еврейскую, римскую и византийскую до вступления на престол Исаака Комнена (1057 г.). Во время земной жизни Господа Иисуса Христа в городе Едесе, в Месопотамии, быль князь Авгарь, пораженный проказою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сказание, како обретена бысть честная и всехвальная глава св. и славного Пророка, и Предтечи, и Крестителя Христова Иоанна, л. 658–663. Нач. «Инока два от востока устремишася честного креста месту». В той же день и Мая в 25-й день слово на обретение честной главы св. славного Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна, л. 664–677 об. Нач. «Праведник аще постигнет скончатися в покои будет; и паки – Праведницы во веки живут». Преподобного Феодора игумена Студийского, – похвала на обретение честной главы Иоанна Предтечи, л. 678–687 об. Нач. «Третие явление Предотечевы памяти нынешний день принося». Сказание о благоверном Великом Князе Ярославе Владимировиче Киевском, л. 688 695 об. Нач. «Якоже некто добре земледелец». В 25-й день. Житие Преп. Пафнотия, л. 696–703. Нач. «Блаженный же Преподобный отец наш рекомый Кефалас». В 26-й день. Житие Преп. Епископа Порфирия Газкийского, л. 704–774 об. Нач. «Святых муж страсть и Божие подражание любы». В 27-й день. Мучение с похвалой св. исповедника Фаддея, иже прильне законопреступнице, л. 776–783. Нач. «Звезды убо небесныя толико числом суть, елико же и род их сперва». Понести от отечника о Преп. Отце нашем Елисеи, зело полезна, л. 784–795. Нач. «Поведа нам отец Елисей, яко юну ми сущу болех до смерти». В 28-й день. Св. священномуч. Протерия Архиепископа Александрийского, л. 796–797. Нач. «Сей блаженный пресвитер бяше Александрийской церкви». Житие Преп. Македония, л. 798–807 об. Нач. «Преподобный отец наш Македоний, рекомый ячноядец». В 29-й день и Декабри в 19-й день житие и жизнь Преп. Григория Епископа бывшего иже во Омирите града Тафарана, и повести от содеянных чудес от него (списано Епископом града Неогранского известно), л. 808–1054 об. Нач. «Весь некая есть не от славных в пределах Аравитских». Св. Григория пространное словопрение с иудеями о святой вере и сопровождаемое страшными чудесами, л. 827–1054 об. В той же день и месяца Ноября в 23-й день житие и жизнь св. благоверного Великого Князя Александра, иже Невский именуется, нового чудотворца, в нем же и о чудесах его отчасти исповедание и о рождении Святого, л. 1055–1167. Нач. «Бяше бо сей благоверный и благородный, Богом преудобренный».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

15 августа 1884 г., по ходатайству Совета Императорского Московского Университета и с согласия Свят. Синода, оставлен и в должности профессора Богословия, с штатным содержанием, до окончания пятилетнего срока, на который он был избран 22 октября 1875 г. 30 Октября 1884 года, в уважение ученых заслуг на пользу Богословской науки, Советом Московской духовной академии избран и Свят. Синодом утвержден в звании почетного члена сей Академии. По выслуге 35-ти летнего срока в ученой службе, 22 октября 1885 года, с разрешения министра народного просвещения, по сношении с духовным ведомством, оставлен на пять лет в звании профессора Богословия Московского Университета с вознаграждением 1.200 рублей в год. Товарищем министра народного просвещения, от 28 февр. 1886 г., назначен ему к производству из московского губернского казначейства, за 35-ти летнюю его службу, в замен производившейся ему по Уставу 1863 г. пенсии 1715 руб. 52 коп., полный оклад содержания, присвоенного должности профессора Богословия по штату Императорских Российских Университетов 28 авг. 1884 г., по три тысячи рублей в год, со дня выслуги 35-ти летнего срока и отчисления из состава штатных профессоров Московского Университета – 22 окт. 1885 года. За долговременное достойное служение св. Церкви и Отечеству, ознаменованное усердною деятельностью по препо- —784— даванию истин веры и христианской нравственности, образовывающемуся в высшем учебном учреждении юношеству, в соединении с полезными трудами в области духовной письменности, – во изъявление Монаршего благоволения – Всемилостивейше сопричислен к Императорскому Ордену святой Анны первой степени 9 апреля 1889 года. По выслуге пятилетия службы от 22 окт. 1885 г. в должности профессора Богословия в Московском Университете, предложением министра народного просвещения вновь на пятилетний срок оставлен в означенной должности, с сохранением вознаграждения в 1.200 рублей в год, 6 ноября 1890 года. Протопресвитер Николай Александрович Сергиевский окончатся 28 июня 1892 года, 65 лет от роду, на 9-м году своей службы в Успенском соборе. Прот. Влад. Марков (Окончание будет). Виноградов В.П. Уставные чтения [III. По уставу патриарха Алексея]//Богословский вестник 1912. Т. 2. 4. С. 785–803 (3-я пагин.) (Продолжение) —785—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Клировые ведомости дают биографические сведения о священниках, в частности, по ним можно проследить жизнь и деятельность прослужившего 28 лет на одном приходе храма Успения Божией Матери протоиерея Бирюкова Михаила Григорьевича. Родился Бирюков М.Г. 1 ноября 1794 года. На приход прибыл 34 лет от роду с ним жена и двое детей. Поёт хорошо, в семинарии обучался по риторическому классу, катехизис понимает и толкует. По «Клировым ведомостям 1856 года» можно проследить весь послужной список священника: «… 1834 года июня 14 дня определён духовником; 1840 года февраля 17 за ревностное служение Святой церкви награждён набедренником; 1846 года июля 27 за долговременную и прилежно-усердную службу по званию Пастыря и Духовника, за отлично-кроткое и назидательное поведение Высокопреосвященнейшим Аркадием Архиепископом Пермским и Верхотурским и кавалером произведён в протоиерея, того же года июля 29 дня по резолюции того же Высокопреосвященнейшего оставлен на прежнем священническом месте в должности духовника и законоучителя по заводской школе; 1852 года августа 14 дня по указу Екатеринбургского духовного правления временно исправлять должность Благочинного; в 1856 году марта 31 дня за отлично-усердную и полезную службу по должности законоучителя Каслинского приходского училища от попечителя Казанского учебного округа получил благодарность- Грамоту и переводной указ и место». В «Справочной книжке Екатеринбургской епархии 1915 года» находим сведения о причте Успенской церкви: «священника 2, дьякон 1, псаломщика 2, прихожан обоего пола 9 823 человека, жалования не положено, братского дохода 2 784 рубля, земли пахотной 115 десятин, церковный дом. Часовня 1 в честь Св. Великомученика Георгия. Священник Константин Васильев Черепановъ, 35 лет, окончил курсы Пермской духовной семинарии, имеет камилавку; священник Пётр Васильев Беляевъ, 40 лет, окончил курсы Владимирской духовной семинарии , имеет камилавку; диакон Виктор Михайловъ Христолюбов, 28 лет, окончил курсы Екатеринбургского духовного училища; псаломщик Леонид Павловъ Золотавинъ, 29 лет, из 4 классов Камышинского духовного училища; псаломщик Аркадий Васильевъ Переберинъ, 28 лет, окончил курс Пермской духовной семинарии. Приписанный к сей церкви Епархиальный инородческий миссионер, протоиерей Александр Миропольский , 66 лет студент Казанской духовной семинарии, имеет наперстный крест и орден Святой Анны 3 степени».

http://sobory.ru/article/?object=35786

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010