561 Как однако думает Бретчнейдер (Dogmat. 2, 53) в сдлед за Шлейермахером и Маргейнекке. Пусть последние увлеклись философией Гегеля. К чему Бретчнейдер повторяет слова их? Он – не Гегелиянец. Это значит не иметь твердости мысли. 562 Рейнгард (Dogmal. s. 271), указав на эти основания для исторического значения рассказа Моисеева, прибавлял: «если принимать за аллегорию, то все будет не твердо». – И точно рационалисты последующего времени так разбились в толковании повествования о падении, что иные, наконец, не знают, на какую ногу ступить. 564 Землер, родоначальник немецк. рационалистов, указал на слова Спасителя, говорит: «здесь прибавлен диавол, чего нет в том повествовании (Моисея): но неопределено, была ли это история, или же символическая картина события»? (Instit. doctr. christ. p. 369. Halæ 1774). Как не определено, когда назван по имени главный деятель истории и повторено, как он действовал? Землер противоречит тут собственному своему началу герменевтики – объяснять писание, как говорит буква. 574 «По зависти диавола и по обольщению жены, которому она подверглась как слабейшая и которое совершила как искусная в убъждениии – человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением». Слово на пасху. Твор. IV, 160. 575 Бес. 16 на Быт. § 5. «Следующие писанию должны знать, что слова (искусителя) суть слова диавола, возбужденного к такому обману завистью; а этим животным воспользовался он только как оружием». Тоже Бес. – 17. § 3 – 5. 576 Генке Musæum fur Religion 1805. 2, 60 Геррес Asiat. Mythol. 1, 89. 657. Виндишман Philosophie in. d. Weltgeschichte s. 614–619. Bonn 1827. 577 Геррес Asiat. Mythol s 591. Шмитта Ur – Ofienbarung. Abth. IX. Виндишмана Philosophie s. 367. 578 Pode Religions System der Perser, s. 391. 392. Геррес s. 232. Клейкер Zend – avestn s. 1. s. 25. t. 3 s. 84 f. 580 Египетское предание о обольщении Адама и Евы Норден открыл на иероглифическом памятнике между развалинами Мемнонова дворца в Фивах (Reisebeschreibung nach Aegypten und Nubien. Pavis 1795). Медаль блогочестивого Антонина и древняя греческая ваза предстлвляют змея, обвивающегося вокруг дерева, с которого жена срывает плод. (Spanhemii Dissert, da usu numismatum. Notæ ad Callimachum. p 670). Миф Прометэя и Пандоры в древнем своем виде у Гезиода (5, 563) заключает предание о жене – вине бедствий человеческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Цвингер — название барочного архитектурного ансамбля, в котором размещается Дрезденская галерея. 44 Неточная цитата из Евангелия от Луки: «И благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (2:24). 45 Об идейной эволюции С. Н. Булгакова «от марксизма к… православию» см.: Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896—1903). СПб., 1903; Его же. From marxism to sophiology//Revue of Religion. 1937. Vol. 1. P. 361—368. 46 С. Н. Булгаков был избран депутатом II Государственной Думы от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист». Он девять раз поднимался на ораторскую трибуну: 24 февраля, 5 марта, 7 марта, 12 марта, 15 марта, 27 марта, 7 мая, 15 мая и 17 мая 1907 г. (см.: Государственная Дума. Второй созыв. Стенографический отчет. СПб., 1909. Т. 1. Стб. 27—28, 84—85, 210—212, 397—401, 546—548, 1245—1249; Т. 2. Стб. 281—284, 577—580, 749—759). II Думе посвящены две статьи С. Н. Булгакова: «Церковный вопрос в Гос. Думе», «Из думских впечатлений. Прения о военно–полевых судах»//Век. 1910. 10, 12. Об участии С. Н. Булгакова в работе II Государственной Думы и о его встрече (вместе со Струве, Челноковым и Маклаковым) с П. А. Столыпиным накануне ее закрытия см.: Маклаков В. А. Вторая Государственная Дума. Воспоминания современника. London, 1991. С. 246—247. 47 См.: Мф. 26: 6—13. 48 На значение пессимизма и потребности искупления указывают с особой настойчивостью философы пессимизма Гартман и Древе. В глазах последнего «alle Religion ihrem Wesen nach ist Erlösungsreligion», и для религиозно–философского исследования ставится поэтому задача показать, «wie das religiöse Verhältniss gedacht werden muss, um dem Erlosungswillen ohne Widerspruch mit sich selbst die erstrebte Befriedigung zu verschaffen» (Drews A. Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes. 1906. S. 62)29. Прим. Ред. — Всякая религия есть по сути религия спасения… как следует мыслить религиозное отношение, чтобы через спасение добиться желаемого удовлетворения без противоречия с самим собой (нем.).] Чрезмерная подчеркнутость этого мотива в их построениях всецело связана с их общей и религиозной метафизикой. 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Слышиши ли, чие сие учение безбожное и како от самх еллинех зл хулимо есть? . Како убо сице удобь и несмыслен сицевый ты въсхищаешися сицевыми безумными блядми немецкыми, и преслушаешь божественаго тайноглагольника, глаголющаго намъ епистолиемъ, еже къ коласаемъ: «Блюдитеся, да никто же вас будет прелщая философиею и суетною прелестию, по преданию человеческому, по стихиамъ мира сего, а не по Христ». 571 И пакы тъй же въ послании, еже къ евромъ: «Учении различными и чюжыми не скытайтеся». 572 Како же не устрашился оном того же богопроповдника, в нихже глаголеть къ несмысленым галатом: «Аще кто благовствуетъ вамъ паче, еже приясте – сирчь от нас, апостол Христовыхъ, – анафема да есть»; 573 аще и «аггелъ съ небеси» 574 будет сицевый, «анафема да есть», рекше проклят буди. Разумеши ли от сихъ, яко и нмци, и латыне под той же апостольстй анафем суть акы чюжая учения влагающе въ мыслехъ благочестивых. Потщися убо, Бога ради потщися, отскочи таковыя немецкыя прелести и исповдуй прям и чист съ богодухновеными Давыдомъ и пророчицею Анною, 575 глаголющими сице, яв и без хитрословия всякого: «Господь убожитъ и богатит, смиряеть и высить, възставляеть от земля нища и от гноищ въздвизаеть убога». Чесо ради, рци намъ, о священная пророчице? «Да посадитъ его, – рече, – съ силными людий и престолом славным наслдника сътворить его». 576 Не фортуною басненою и вертнием колесненымъ, но пророкомъ святым преже убо Саула, посл же Давида помазавъ ихъ на царехъ, 577 ового убо приемъ от паствы овець «и доилиць», якоже есть писано, ового же ищуща погыбшыя ослята отца своего. Такожде смыслено разсуждай и оно, како Иосиф блаженый прославися въ Египт, 578 яко и второму по фараон познаватися властелю всего Египта; такожде како же и Моисей въ толику высоту възнесенъ бысть 579 – строением и маниемъ Божиимъ, а не слпымъ счастиемъ и вертниемъ колесненым. Чюжо сие, чюжо есть отнудь и невдомо Святым писаниомъ учение еже о фортун латынстй, любезнйши ми брате и господине! Сего ради и далече мечеть православных събора прилагающихся сему богопротивному учению. Обртають бо ся сицевии не съ Христомъ събирающе пшеницю чистую, 580 сирчь вру пречисту и непорочну въ небесных его житницах, яже суть сердца и мысли православн врующихъ в него, но паче высыпають от себе и послушающих ихъ вложенное свыше въ мыслех своихъ божественое съкровище, еже о православных догматъ праведнйшаго промысла Божиа. Яже не писана бышя богодухновеными пророкы и апостолы, ниже мудръствовати подобаеть нам, завщаваеть крпц великый всея вселеныя свтилникъ Иоаннъ Златоглаголивый. 581

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью 575 . Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу 576 . «Ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе» 577 . Напротив, «когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа» 578 . Без иерархии нет Церкви 579 . Где будет епископ, там должен быть и народ 580 . «Где пастырь, туда и вы, как овцы, идите» 581 . Уберечься от заблуждения христиане могут только тогда, когда они не будут надмеваться и не будут отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа 582 . Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом 583 . Если кто станет тщеславиться (речь идёт о девственниках), то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно 584 . Одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна Чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерами и диаконами 585 . Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставил это. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно 586 . «Которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» 587 . Таким образом, епископ и вся вообще иерархия – вот страж Церкви, по учению св. Игнатия 588 . Совершенно также ясно, что в посланиях Игнатия нет никаких оснований ограничивать деятельность иерархии только экономической стороной церковной жизни. В послании к Поликарпу св. Игнатий как бы начертывает образ епископа. Епископ здесь представляется полным руководителем вверенной его попечению общины. Отпадение от епископа есть отпадение от Истины 589 . Иерархия, по св. Игнатию, стоит во главе всей жизни церковных общин, а не есть только юридическая администрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Полемика с яковигами составляет большую часть всех сочинений Абу-Курры как на арабском, так и на греческом языке. Одни из них посвящены доказательству того, что догматы яковитского вероисповедания приводят к лишению смерти Христа какой бы то ни было искупительной силы, а в других подробно разбирается терминология и доказывается философская несостоятельность такого учения. Монофизитство (т. е. отождествление Христа и Бога-Слова, без различения единой природы и ипостаси), по мнению Абу-Курры, подразумевает, что в момент смерти Христа одна Божественная ипостась (Сын-Слово) перестает существовать, что противоречит учению о вечности Сына 576 . Кроме этого Абу-Курра полемизирует с основным посылом монофизитов, а именно, чго соединение Божества и человечества во Христе так же составляет одну природу, как в человеке душа и тело. Такие соображения были сформулированы, в частности, Севиром Антиохийским 577 , полемике с которым Абу-Курра уделяет довольно большое внимание, например, в «Письме к Давиду яковиту» 578 . Абу-Курра начинает с того, что показывает, что человек не является ни телом, ни душой, ни их объединением, а чем-то третьим. Затем он утверждает, что если Божество во Христе находится на месте души, а человечество на месте тела, как заявляют монофизиты, го получается, что Он обладает человеческой природой, состоящей из души и тела не полностью, а только наполовину (т. е. Абу-Курра сводит монофизитство к учению Аполлинария), что противоречит Писанию, где часто акцентируется, что Сын после воплощения стал человеком полностью. К этому Абу-Курра присовокупляет, что Христос не мог бы существовать до зачатия Марией, если бы Его ипостась состояла из души и тела (т. е. опять же, он доводит монофизитскую аналогию до абсурда, понимая ее буквально). Что касается Кирилла и Афанасия – авторов, которые сравнивали соединение Божества п человечества во Христе с объединением души и тела, то Абу-Кур-ра показывает, что они делали это только для того, чтобы привести пример 579 . Известны также заявления Абу-Курры пролив монофизитской формулы Трисвятого («Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, распятый за нас, помилуй нас»), в которых он подчеркивает, что слова «распятый за нас» приписывают Троице распятие и что подобной формулы у ранних отцов не встречается 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Зодчие силой искусства подняли на сих основаньях 515 Из кирпичей обожженных спряженные между собою Сводов окружности здесь и покровы обширного зданья 571 . Хитрым искусством владея, строитель премудрый умело Сделал без дерева кровлю прекрасновершинного храма. Ибо ни на финикийском хребта Ливанского склоне 572 , 520 Ни на лесистых утесах альпийских в дремучих чащобах Ни ассирийца, ни кельта секира нигде не стучала: В древообильных лесах не надеялись тех лесорубы Сосны иль ели срубить, чтоб могли увенчать это зданье. Или такой кипарис ни роща оронтская Дафны 573 , 525 Ни изобильные лесом ущелья Патар не родили 574 , Чтобы он смог перекрыть бескрайнего храма пролеты 575 . Ведь многопетый наш царь, что природа покрыть не сумела Деревом нужной длины, перекрыл то кругами из камня. Так вот вздымается здесь четверными пролетами арок 530 Прекрасношлемная кровля, вогнувшись глубоко 576 , – ты скажешь, [Боковые стены и их колонны] Что твой блуждающий взор притянули небесные сферы 577 . Ты ничего не найдешь ни на западе, ни на востоке, – Здесь под пролетами арок простерся один только воздух 578 . К шумному южному ветру и к севера склону сухому 579 534 Несокрушимые стены вздымаются до подбородка 580 Обода, что обегает окружностью ровной; восьмерки Окон светлых сияют 581 . Воздвигнуты стены же эти На основаниях прочных из камня, ведь ниже, под ними, Шесть эмонийских колонн, изумруду подобных, зеленых, 540 Неутомляемых мышц сочленения вверх воздымают, Там, где покоям для женщин места отведенные видно 582 . Их же вросшие в землю четыре колонны на главах Мощных своих поднимают – нужна тем непоколебимость: Прелести полны они, златоглавые, [и озарил их 583 ] 545 Блеск фессалийского камня. И так середины собора Чудное видом пространство от протянувшейся рядом Залы они отделяют 584 . Таких никогда ведь прекрасных Не высекали колонн во глубинах земли Молоссиды 585 , Стройных, расцвеченных дивно, изысканных, рощам подобных, 550 Будто цветами пестрящих искусными 586 . Также и в этой      [Боковые

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

788. Comment. in Isaiam Pr. cap. X. Tom II, pag. 531–534. 789. Тов. 6. 17, 18; 8. 2, 3. 790.  …хитрее всех зверей полевых (Быт. 3. 1). 791. Patrologiae Graecae. Tom. XXIX. Vita Sancti Basilii, pag. 169. 792. Oratio XXXXV, in Sanctum Pascha. Omnia opera Sancti Gregorii. Tom. II, pag. 629, 630. 793.  …Ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий (Пс. 103. 4). 794. Евр. 1. 14. Служебнии дуси, в служение посылаеми. 795. Oratio Theologica II, cap. XXX. Tom. II. pag. 71, 72. 796. Oratio XXXVIII. Tom. II, pag. 319, 318. 797. Юлиан Флавий Клавдий — римский император (361–363), известный под именем «Отступник». Был племянником Константина Великого. Воспитывался под руководством арианского епископа Евсевия. Но на Юлиана большее влияние оказывали поклонники эллинской культуры, потому постепенно он стал на сторону противников христианства, хотя долгое время открыто не высказывал своих взглядов. Став императором, Юлиан на стороне язычества повел борьбу с христианством (Примеч. Ред.). 798. Так назван иронически Иулиан. 799. Oratio contra Iulianum I, cap. 55, 56. Tom. I, pag. 577–580. 800. Здесь говорится о нападении на святую деву Иустину блудного беса, которого послал Киприан, будучи еще язычником и волхвом. 801. Tom I, Oratio XXIV, cap. IX и Χ, pag. 1179, 1180. 802. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 9. 803. Patrologiae Graecae, s. Athanasii. Tom. II. Vita S. Antonii, pag. 873–908. 804. Disputatio contra Arium, cap. II. Tom. IV Omnia opera S. Athanasii. Mag. 805. De sancta Trinitatae dialogues cap. XII. Tom. IV. 806. De communii essentia Patr. et Fil. et Sp. S. quaestio LI. Tom. IV. 807. Quaestiones ad Antiochum, quaestio VII. Tom. IV. 808. Synopsis Scripturae Sacrae, pag. 371–372. Tom. IV. 809.  …no воле князя, господствующего в воздухе духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. 2. 2). 810.  …завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10. 20). 811.  …Я видел сатану, спадшего с неба (Лк. 10. 18). — Oratio de incarnatione Verbi. Tom. I, pag. 139, 140. 812. Подобно тому, как ныне пребывают в столах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

на сер 571 В подлиннике: сдержек 572 В подлиннике: Сергея 573 вслед за вами 574 Далее начато: долж 575 числом пять 576 с виду солнечные 577 Далее начато: быть 578 прежде уме 579 и видеть всегда 580 расположений в дне 581 так, чтобы 582 Бумага письма оборвана, и текст адреса поврежден. 583 Далее начато: и 584 и чрез 585 от известного 588 по моему мнению, нужно 589 Далее начато: И всё мне кажется, что 590 и мне 591 Две первые фразы вписаны над зачеркнутой: покуда к вам прибегаю более за советом, чем с просьбой 592 В подлиннике: месяцы 593 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: обстоятельства мои такого рода, что мне нужно жить 594 Дальше над незачеркнутым текстом вписано: так же, как осенние и летние внутри России 595 Сочинение мое вовсе не маловажно. 596 не каким -нибудь пошлостями и странностями, случайно к нему приставшими 597 У меня это в особенности важно: я уже испытал природу своего глаза 598 Я состоянья не имею 599 бросили 600 В черновой редакции далее начато: Всем нам уже известно, сколько бедствий и беспорядков в Русской земле произошло от собственного нашего неведения земли своей. [Это неведенье земли кладется] Книгу, которая бы знакомила русского еще с детства с землей своей, ибо едва ли не главною причиной всех нестроений и внутренних беспорядков есть неведенье русских собственной земли своей, [которое] точно как бы [именно] с умыслом кладется в основу нашего воспитанья в тот [именно] возраст, который называется детским, но в который живей воображенье и всё, что раз взошло, остается навеки. 601 Когда его способности свежи 602 Далее начато: который в то же время дар 603 еще 604 еще 605 на споспешествование своими сведениями добрых и умных людей 606 ему 607 который от всех сил стремится принести от себя на пользу 608 В подстрочных сносках к этому письму дана незаконченная правка Гоголя карандашом. 609 Далее надписано: вышла в свет 610 Далее надписано: самая малая 611 Далее надписано: Но самое главное и 612 Надписано: со всем запасом сил 613 Далее надписано: уже 614

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Об Архимандрите, обвиняемом в поджоге мельницы, надобно представить Синоду, с ходатайством об удалении его из обители в число братства другого монастыря, и, по возможности, отдаленного. Синоду Высочайшее повеление неизвестно, но была речь о том, что неудобно архимандриту сидеть на скамье подсудимых в городе, которого раскольники. В силу этого-то неудобства, и испрошено Высочайшее соизволение. Вероятно, были достаточные данные, чтобы посадить архимандрита на скамью подсудимых; иначе не было бы надобности в такой чрезвычайной мере, как Высочайшее повеление о прекращении следствия. Если будете просить об удалении архимандрита, то представляйте о кандидате на его место, а то посадят такого, что Вы ахнете. У нас входит новое правило: не гож человек в епархии, рекомендуют Синоду дать негодному место в другой епархии, на том будто бы основании, что рекомендуемый человек самых чистых правил и достоин всяческого поощрения, но в другой епархии. Так сделает Киевский 577 , а за ним и Варшавский 578 . Наш набольший уехал в Мариенбад, а 30 июня едет его ближайший поверенный в Киеве подогревать благочестие. Скажите, Владыка, почему мы решились праздновать 900-летие крещения, и почему не праздновали 800-летия, 700-летия, 500-летия, и т. д. до и 50-летия? Ужели все 900 лет мы были глупы, а в последний год девятого столетия вдруг поумнели? Должно быть поумнели, потому Владыки один перед другим стараются отличиться щедростию речей и обещаний. Один призывает духовенство и народ к сооружению хоругви (Нижегородский) 579 , другой вопиет о необходимости пожертвований для библиотеки (Казанский) 580 , третий взывает к карману духовенства и народа об открытии церковно-приходских школ (Волынский) 581 , и т. д. и т. д., и все в современном духе: хоругвь, школа, библиотека. И не взирая на все сии вопли красноречия так и хочется сказать: преосвященнейшие, не лучше ли взять да и отделить тихохонько частицу собственных капиталов на доброе дело, не лазая со властию в карманы сослужителей? Впрочем, довольно: дальше в лес, больше дров. Простите, Владыко, за болтовню».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Мощи святителя Димитрия осматривала в динаре 1757-го года комиссия, состоявшая из митрополита Ростовского Арсения Мацеевича , митрополита Суздальского Сильвестра Гловатского и заседавшего в Московской Синодальной Конторе Симоновского архимандрита Гавриила Краснопольского 577 . В доношении комиссии св. Синоду читается о мощах: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, паруса мало с подседию, целы и невредимы суть, а под шапкою, коя (коея?) опушка иршица (опушка меховая) ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя, глава же от выи в составе значится мало omcmaлo (sic), ynobameльho от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая всоставе в локте отделилась и жилы, кои суть видно, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца, по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется, и оные во особенном серебренном ковчежце положены, у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него (его?) ножных стоп кости кои (иныя?) отделились, а голени не истлели»... В заключительном своем отзыве комиссия говорит о мощах, что «почасти на некоторых составах неистленное тело, а дочасти и нагия оказуются кости» 578 . Мощи святителя Иннокентия осматривала в Январе – Марте 1801-го года комиссия, состоявшая из епископа Иркутского Вениамина Багрянского и из викария Казанского, после епископа Пермского. Иустина Вишневского. Краткие сведения о том, что найдено было комиссией по осмотру, сообщаются в указе св. Синода от 1-го Декабря 1804-го года, которым мощи Иннокентия оглашаются за совершенные святые мощи 579 , и именно состоят в следующем: помянутые епископы с другими приглашенными людьми «осмотр нетленному епископа Иннокентия телу произвели с должным вниманием и осторожностью; по которому открылось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый» 580 . Списки почитаемых усопших

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010