Сердце смиренное удобно сохраняет дарования Божий (2:262). Суета от сердца исчезает при памятовании о дне смерти (5:44, см. СМЕРТЬ , 935). Размышление о временном и вечном очищает сердце (5:48, РАЗМЫШЛЕНИЕ , 790) (5:45, см. РАССУЖДЕНИЕ , 793). Приуготовляться к суду Божию сокрушением, т.е. очищением сердца (5:22, см. СУД БОЖИЙ, 2054) (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ , 649). Христианин должен собирать и слагать в сердце своем душеполезные мысли от мира сего (4:7, см. РАЗМЫШЛЕНИЯ, 790). Испытывай свое сердце, а не чужие дела (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ , 421). Нужно принуждать себя к добрым делам, хотя и не хощет сердце (4:134, см. УСЕРДИЕ , 1059). В сердце необходимо иметь смирение, милосердие, молитву и проч. (5:234, см. ЛЮБОВЬ, 464). Сердце обновляется силою Божиею (4:136, см. ГРЕХ , 257). Когда человек истинным сердцем обращается ко Господу, то греховная завеса отнимается от него (4:66, см. ГРЕХ, 256). Чтобы человеку переменить себя на лучшее, надобно познать бедное сердца состояние (5:31, см. САМОПОЗНАНИЕ , 820). Чем ближе приходит Бог со Своим светом и дарованиями к благочестивому сердцу, тем более оно познает свое ничтожество (2:67, см. ГОРДОСТЬ , 223). Уединение помогает исследовать глубину сердца (2:112, см. УЕДИНЕНИЕ , 1051). Сердце обновляется крещением (2:63, см. КРЕЩЕНИЕ , 440). Рассуждением о всеведении Божием сердце свое исправлять (5:68, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ , 365). Христианин тот, кто сердцем верует во Христа, а не устами (3:27, см. ХРИСТИАНИН , 1075). Истинно обратившееся сердце не останется без утешения (4:87, см. ПОКАЯНИЕ , 712). Благочестия нет в сердце, когда нет о том тщания (2:56–57, см. СЕРДЦЕ, 837). Сердце, пристрастившееся к миру, как веры, так и любви ко Христу не имеет (3:148, см. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ , 730) (1:85, см. МИР СУЕТНЫЙ , 524). Христианин, когда прилепляется к созданию, сердцем своим отступает от Бога (5:34, см. ХРИСТИАНИН, 1087). Сердце враг увлекает СУЕТОЙ, чтобы не стремиться к Богу Сатана сердца людей, благодатию Божиею свыше неотражденных, возмущает и помышлениями житейских попечении движет, и то к той, то другой, то к третьей суете бросает их и привязывает, дабы, теми попечениями опутавшеся, не могли истинным сердцем Бога искать... Сия вся сатана влагает им в сердца, и движет их и связует таковыми замыслами, дабы не могли осмотреться и Бога с вечными благими искать. Сие известнейшее есть знамение человека, веры и любви Божия неимеющаго. И которыи христиане так делают, вне только вид христианства показуют, но внутрь ХРИСТИАНСТВА не имеют; и суть подобни гробам, вне украшенным, но внутрь исполненным мертвых костей и смрада (2:105).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Необходимо было или устранить самый факт забвения или сообщить ему какую-либо правдоподобность. И вот защитники гипотезы в объяснение этого обстоятельства представляют лишенное всякого основания соображение, будто бы души человеческие при входе в мир наполняются чашею забвения или делаются забывчивыми вследствие соединения их с телами. Но ссылка на то, будто бы души делаются непамятоспособными вследствие соединения их с телами опровергается нашим собственным опытом, из которого мы знаем, что их связь с телами нисколько не служит причиною забвения, а напротив, по свидетельству св. Иринея Лионского , является лучшим условием для познания и памятования предметов мира вещественного и духовного» 647 . Что касается «сосуда забвения», на который указывали для объяснения домирного состояния душ, то этот вымысел не представляет серьезного доказательства. Этот сосуд забвения ввел для оправдания своей теории сам Платон, по замечанию Иринея Лионского , «не представляя ни малого на то доказательства, а прямо уверяя, что души, при вступлении в свою жизнь, прежде входа в тело, забвением упоеваются от того духа, который начальствует над этим вступлением... Но... если выпитый сосуд забвения мог истребить память о всех действиях, то откуда же и об этом самом знаешь ты, Платон, когда теперь в теле душа твоя, что она прежде вступления напоена от духа составом забвения? Если же вспоминаешь и о духе, и о сосуде, и о вступлении, то ты должен знать и об остальном; а если не знаешь о том, то неправда, – и дух, и сосуд искусственно составленный» 648 . В связи с этим естественно падают и другие части той же гипотезы, и прежде всего становится непонятною и самая цель, ради которой вселяемые в тела души низводятся на землю. В самом деле, рассуждает св. Ириней Лионский , «если они выселялись для полной деятельности, то им должно было помнить то, что сделано прежде, дабы восполнить, чего недоставало, а не трудиться так жалко, вертясь беспрерывно возле одного и того же» 649 . Тертуллиан видит несообразность именно в том, что предполагаемое покаяние и исправление, для которого будто бы души посылаются в тела, не может иметь никакого смысла и значения, так как души ничего не помнят из своей домирной жизни, а без памяти и сознания прежде содеянных грехов никакое покаяние и исправление немыслимо и невозможно 650 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Потом иерей, возложив на себя епитрахиль 649 , полагает начало: Благословен Бог... вслед за которым мы же, то есть певцы и предстоящие братие все вместе глаголют (обычно речитативом) 650 Аминь. Трисвятое и Отче наш. После возгласа поются заупокойные тропари Со духи праведных. Затем следует заупокойная сугубая ектения. Сряду же после ектенийного возгласа: Слава Тебе, Христе Боже, без предварительного Честнейшую и отпуст. По отпусте всия братия рекут гласом, т. е. все вместе возгласят, громко проговорят трижды 651 вечная ваша память достоблажении отцы и братия наши, приснопоминаемии, завершая каждое возглашение поклоном по дню – земным или поясным. Это трогательное воззвание и поклонение особенно умилительно и знаменательно. Это не молитва за усопших. Это обращение к самим умершим, как к живым, с приветственным пожеланием, подобно тому, как в других случаях молящиеся обмениваются взаимными приветствиями: Мир всем! И духови твоему! Ис полла эти деспота! Это лишний раз наше исповедание, что хотя поминаемые нами и умерли, но они живы о Господе, что они слышат наши обращения к ним и во время молитвы как бы соприсутствуют нам в храме. И поклонения, заключающие каждое воззвание и соединяемые, конечно, с крестным знамением, сближают эти обращения к усопшим с нашими молитвенными и приветственными обращениями к святым. Это – выражение нашей надежды, что все достоблаженные отцы и братия наши, в вере православной пожившие и скончавшиеся, по молитвами Церкви и по их и нашей вере, в той или иной мере становятся и нашими загробными молитвенниками. В заключении всего чина литии рекут по малу и по легку ecu, т. е. опять все братия вместе проговорят или пропоют, но на этот раз не так громко, как перед сим Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко благ и человеколюбец, – трогательное объединение «их» и «нас» в одной общей молитве, как сомолитвенников, как составляющих единое тело Церковное ( Еф.4:4 ). Обычная лития совершается в качестве дополнения к общественному богослужению и как общее, не заказное, поминовение всех усопших.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

      Да будет вам сие во благо!       1430 письмо 649 вып.4 стр.9)         У постели выздоравливающей       Милость Божия буди с вами!       А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну - и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность - во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.       Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное - великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать... Пустяков столько лезет в голову. - Пусть молится коротенькою молитовкою ко - Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.       Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.       Не оставляйте ее одну. Сидите подле, - и тут что-нибудь работайте... и другия тут бы были. Ей веселей... и мысли не бурлили б... Это теперь большие враги.       Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. - И весело посматривать на выздоравливающую...       27 август 1885 г.       1426 письмо 1350 вып.8 стр. 124)         Мысли по выздоровлении       Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте... И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойдти... Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его.       1427 письмо 997 вып.6 стр.52)         Молитвенное обновление по выздоровлении       Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обовленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его - в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, - и все ее творите... и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться... Только возьмитесь и без перерыва трудитесь... Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иакова, то после него. – И, разумеется, я не вижу оснований – не допускать, что св. Ефрем знал и о Баву И, но в Carmina Nisibena перечислял епископов, начиная с Иакова как самого знаменитого. Загадочен (для меня, по крайней мере) смысл следующих слов св. Ефрема: «b-qdmya ъlu uksa, ъlu ът-н u-npqu ът-н». «При первом [­ при св. Иакове] вошли порядки (­ τξεις)], вошли с ним и ушли с ним». Нет никаких оснований оспаривать показание восточных источников (Chronicon Edessenum, Liber Chalipharum, Элия), что св. Иаков скончался в 649 г селевкидов (338 г. по р. Хр.) и именно 15 таммуза (15 июля). (В мартирологии 411–412 г. записано: «в месяце таммуз в пятнадцатый [день] по [сличению] ионийцев, т. е. римскому солнечному календарю=15 июля, «dûk h rneh d-yaъqôb h episqôpâ d h a-nçîb h în, память Иакова епископа нисивинского»; и в martyrologium Hieronymianum по codex Bernensis конца VIII в.: «id iulias – et iacobi epi niciuis [так!] qui in corpora [так!] multa signa fecit et arcam noae solus uidit in monte nullus alius de his qui cum eo perrexerant videre est permissum»). [В копто-эфиопском месяцеслове SMLgH.LuH.DiZb «преставление св. Иакова нисивинского» – под 18 τυβ ­ 13 января; но, по моему мнению, это доказывает только, что первоначальный составитель месяцеслова воспользовался здесь латинским источником, в котором «id. uul.» было уже испорчено в «id. иап " ]. – В Liber Chalipharum [т. е. в заметках и извлечениях из «хроники» Евсевия и восточного (антиохийского?) продолжения ее, которые сделал пресвитер Фома, живший в 636 г. по р. Хр.] читаются две записи: f.36v рукописи, после известия о смерти Константина в. и воцарении «Константия и Константина и Костанта»: «Шавор, царь персов, пришел в Месопотамию (l-byt-nhryn), да пленил Нисивин; и осаждал его шестьдесят шесть дней (yumta štyn u-šta). И Я’ков, епископ нисивинский, своею молитвою прогнал войско от него (rdp-h 1-yla mn-h). И когда [персы] в страну их возвратились, встретило их возмездие: голод и моровая язва». Ср. Theophan а.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Человек со всяким опасением готовится к суду человеческому, который пред судом оным есть как ничто. Однакож со всяким прилежанием готовятся люди к сему, да не посрамятся. Христианине неисправный, который прилепился к суете мира сего, который не престаешь безстрашно закон Божий нарушать, который за мало, или что горше того, за ничто грех поставляешь! пощади душу твою бедную; возведи очи твои мысленныя к страшному оному всемирному позорищу, на котором и за «праздное слово воздадят» люди «ответ» ( Мф. 12, 36 ). И готовься со всяким опасением ко дню оному, от котораго следует всякому идти или в муку вечную, или в живот вечный. Подражай в сем важном деле хотя сынам века сего, которые, зовомы на суд человеческий, со всяким тщанием к тому себя приготовляют, да не постыдятся. Ты предстанешь судищу Божию, а не человеческому, на котором не будет лицеприятия: помышляй убо о том заранее, и готови себе к великому оному дню! (4:93). Готовясь к будущему суду, человек очищает сердце (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ , 649). Кто не готовится к суду Божьему, тот не ВЕРИТ На суд человеческий, где много может хитрость, красноречие, злато, сребро и предстательство, позываемый как приготовляется, думает человек, чтобы не посрамиться, и временной казни не подпасть, сам ты знаешь: к суду ли Христову, где Судия – Бог, и все наше дело, слово, и помышление знает, и судит по делам, а не по лицам, и никакого извинения и предстательства и даров не приемлет, не тщался ли бы приготовляться ПОКАЯНИЕМ, СОКРУШЕНИЕМ СЕРДЦА, удалением от всякаго зла, воздыханием и усердною МОЛИТВОЮ, что единое онаго Судию умилостивляет, ежели бы истинно и действительно верил тому? А паче, что суд оный страшный нечаянно будет, как слово Божие учит – человеческаго суда, от котораго и виноватые часто правыми отходят, и который только временной предает казни, боится Божияго ли суда, от котораго виноватые виноватыми отходят, и вечной предаются казни, не будет трепетать? – Невозможное дело сие есть (5:22). Если веришь, что будет суд, то необходимо готовиться к нему

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

20 Плиний Корнелию Урсу 642 привет. Опять вифинцы: вскоре после Юлия Басса они обвинили и проконсула Руфа Варена, которого они же недавно в деле Басса требовали себе в качестве адвоката 643 . (2) Введенные в сенат, они потребовали расследования 644 . Варен просит, чтобы ему для защиты разрешено было вызвать свидетелей; вифинцы воспротивились, и началось следствие. Я защищал Варена, и не безуспешно; худо ли, хорошо – покажет книга. (3) Успех или провал судебной речи во власти судьбы. Много значат память, жесты, голос, само время, наконец, любовь или ненависть к подсудимому; на книгу не действуют ни обиды, ни счастливый случай, ни печальные обстоятельства. (4) Мне отвечал Фонтей Магн, один из вифинцев, весьма многословно и малосодержательно. У него, как и у большинства греков, красноречием считается гладко катящаяся болтовня; одним духом несутся как в водовороте, длиннейшие, скучнейшие периоды 645 . (5) Юлий Кандид 646 не без остроумия заметил, что красноречие и многоречие не одно и то же. Красноречивы бывают один-два человека, а если верить М. Антонию 647 , то красноречивых людей и вовсе нет, многоречивых много, и чем бесстыднее человек, тем он речистее. (6) На следующий день в защиту Варена говорил Гомулл – ловко, энергично, искусно; возражал Нигрин сжато, основательно, цветисто. Ацилий Руф 648 , консул следующего года, предложил разрешить вифинцам расследование; просьбу Варена обошли молчанием: это была форма отказа. (7) Корнелий Приск 649 , консуляр, предложил удовлетворить и обвинителей и подсудимого; большинство его поддержало. Мы вынесли решение, законом не оговоренное и не совсем обычное, но справедливое. Почему справедливое, я в письме излагать не буду: хочу, чтобы ты потребовал речь. Если справедливы стихи Гомера την γρ αοιδην μαλλον επικλεουσ’ νθρωποι, η τις ακουντεσσι νεωττη αμφιπληται. [С похвалою великой люди той песне внимают, Всякий раз ею как новою душу свою восхищают (Одиссея. I, 351).] не надо болтливым письмом испортить приятность новизны и преждевременно оборвать цветы, главную прелесть моей речи. Будь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

п., пользуются глубоким почтением даже у протестантов, то юридическая диалектика Ансельма местами вызывает упрёки в жёсткости даже у некоторых ортодоксальных католических авторов 876 . И такое complexio oppositorum не является исключительной особенностью сотериологии Ансельма: в такой или иной степени оно выступает почти у всех католических богословов и даже в официальных (символических) памятниках католической догматики. А. Орлов 644 Сотериология (греч. σοτηρα – спасение и λγος – учение) – богословская дисциплина, раскрывающая православное учение о спасении, являющаяся частью догматического богословия. – Прим. эл. ред. 645 Патристика (от греч. πατρ, лат. pater – отец) – философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена. – Прим. эл. ред. 646 Наиболее крупными работами в отмеченном направлении являются исследования свящ. (ныне проф.-протоиер. П. Светлова: Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления. Киев. 1893, и Архим. (ныне Архиеп.) Сергия: Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Сергиев посад. 1890. 647 Сочинения Ансельма Кентерберийского (1033–1109 гг.) цитируются нами по изданию Mign’я: Patr. curs, compl., s. 1. 158–159 ff. Важнейшие в догматическом отношении сочинения Ансельма помещены в 158 т., на столбцы которого и указывает всюду наша цитация, за исключением очень немногих, определённо оговорённых, ссылок на 159 т. Mign’я. Принадлежность Ансельму всех тех трактатов, на которые мы ссылаемся в нашем очерке, признаётся современной церковно-исторической наукой (ср. Кипзе: в Herzogs-Real-Encycl. I, 3 1896. 566 s. ff.; Bainwel в Dictionnaire de théologie catholique I t. Paris. 1901. 1341 p.). 648 M. Grabmann. Die Geschichte d. scholastischen Methode. 1 B. Freiburg. i. B. 1909, 259 s: Anselm von Canterbury der wahre und eigentliche Vater der Scholastik. Cfr. I. Schwane. Dogmengeschichte d. mittleren Zeit. Freiburg i. B. 1882. 21 s. F. Loofs называет Ансельма «может быть, самым значительным из всех средневековых богословов». (Leitfaden z. Studien d. Dogmengeschichte. Halle. 1890, 247 s.). 649 Quaedam natura, vel substantia, vel essentia, quae est per se bona et magna, et per se est id quod est. Monolog. 4 c. 150 c. 650 Fuisti semper bonus et semper omnipotens, et propterea omnia quaecunque fecisti, bona fecisti. Meditatio 19, 3 c. 805 c.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Исходным пунктом как общих воззрений Ансельма на богустановленную цель мировой жизни, так и на сотериологический смысл человеческого существования в частности, является идея о мировом бытии, как объективации самого божественного Существа. Бог, по воззрению Ансельма, будучи абсолютным бытием, высшим и самодовлеющим Благом 649 , создал из ничего мир, как отображение Своей благости и могущества 650 . Хотя мир не есть необходимая объективация божественной сущности, поскольку Бог и до творения мира был вседовольным и всеблаженным существом 651 , а является лишь свободным произведением благости Божией, однако он стоит в теснейшей связи с божественной сущностью, представляя собой отображение вовне именно её имманентных 652 свойств. Богословская мысль Ансельма в данном пункте носит на себе глубокий отпечаток христианизированного пантеизма и панлогизма. Исходя из идеи, что Бог есть единая в собственном смысле сущность, от которой имеют своё бытие все другие сущности, Ансельм утверждает, что всякая вообще существующая в мире реальность, как уже реальность, есть известная модификация единой божественной сущности, или что тоже – единого Блага 653 . Тесная связь мирового бытия с верховным Существом, выступающая уже в самом факте существования мира, как известной реальности, ещё более обнаруживается в той разумности к красоте мироздания, по которой мир представляет собой не хаотическое бытие, а стройно-организованную систему разнообразных сущностей 654 , или строго-упорядоченное «царство Божие», состоящее под управлением премудрого и всесильного Владыки 655 . Бог, будучи разумным существом, от века нося в Себе ипостасный Разум – Слово, отражающее всю полноту Его жизни (мысли) этим самым Словом произвёл (изглаголал) и тварный мир, который, поэтому, хотя и является временным и изменчивым бытием, однако в мысли Божией существует от века и носит на себе отражение неизменного Разума Божия 656 . Отсюда, как законы мирового бытия, в особенности законы нравственного миропорядка, выступают с характером объективной истинности 657 , так и основные планы мировой жизни являются столь же непреложными, как неизменно само Существо Божие 658 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

      Да будет вам сие во благо!       1430 письмо 649 вып.4 стр.9)         У постели выздоравливающей       Милость Божия буди с вами!       А я уж безпокоиться начинал, что нет вести о болящей. Ну — и слава Богу, что опасность прошла. Теперь только осторожность — во всем, паче же в пище, питии и движении воздуха вокруг болящей.       Болящая весьма хорошо сделала, что причастилась св. Христовых Тайн, кои суть истинное врачество для души и тела. Даруй ей Господи благодушие и терпение. Спокойствие душевное — великое пособие к выздоровлению. Как бы хорошо она делала, если б могла не думать… Пустяков столько лезет в голову. — Пусть молится коротенькою молитовкою ко — Господу Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю.       Потом пусть читает на память какой-нибудь псалом, какой знает, и размышляет о нем потихоньку. Евангелие хорошо прочитать ей немного, а она бы послушала.       Не оставляйте ее одну. Сидите подле, — и тут что-нибудь работайте… и другия тут бы были. Ей веселей… и мысли не бурлили б… Это теперь большие враги.       Вы крепко уморились. Теперь отдыхать будете. — И весело посматривать на выздоравливающую…       27 август 1885 г.       1426 письмо 1350 вып.8 стр. 124)         Мысли по выздоровлении       Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть не отлагайте… И вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойдти… Дай вам Господи еще потрудиться во славу Его.       1427 письмо 997 вып.6 стр.52)         Молитвенное обновление по выздоровлении       Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обовленным. Думаю, что и у вас было тоже чувство. Надо сделать, чтоб обновление телесное сопровождалось обновлением духовным. Вам Бог дал или указал его — в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку, — и все ее творите… и за делом и без дела, и ходя и сидя, непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться… Только возьмитесь и без перерыва трудитесь… Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную.

http://pravmir.ru/o-bolezni/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010