Аристотель 648 понимал свободу как произвольность и сознательность действий, экусион, а несвободными считал неразумные, совершаемые под внешним воздействием действия, акусион. Действовать свободно, по Аристотелю, значит действовать из себя, быть самому принципом действия. Сюда входил и выбор добра и зла. Свобода в Древнем мире была, вне сомнения, даже у эпикурейцев, в виде свободы выбора (проэреза) и решения. В древнецерковной науке преобладает понятие автексусии, и Диадох говорит: «Свобода (автексусия) есть воля разумной души – двигаться туда, куда хочет, но мы должны направлять ее только к добру, чтобы затмить память зла добрыми понятиями». Катастатическая урезанная свобода имеет много признаков свободы, и один из главных признаков – свобода выбора. Аристотель считал, что и животные свободны, и свободу их видел в способности к движению. Положение Декарта об автоматизме психической деятельности животных нашло значительное подтверждение в современной рефлексологии Павлова и Бехтерева. Термин «рефлекс», введенный Декартом, удержался в науке. Основная форма психической деятельности животных и низшая психическая деятельность человека – это рефлекс, условный или безусловный, как реакция на внешнее раздражение биосоциальной среды. Эта ответная реакция наступает с необходимостью. Но американский бихевиоризм (учение о поведении животных) показал, что не все в жизни животных есть рефлекс. Если поставить животных в непривычные для них условия, то они обдумывают свой шаг, взвешивают его, т. е. действуют, как человек. Григорий Палама говорит: «Свобода свойственна только разумным существам в виде приближения к добру и удаления от зла» 649 . Так называемый «теологический детерминизм» основан на недоразумении. Деятели Реформации отказывали человеку в свободе, и среди них: Цвингли, Лютер и Кальвин. Свобода человека ограничивает, якобы, свободу, всезнание и всемогущество Бога. Ответ на эти опасения можно найти у Иосифа Бриенского: «Божественный прогноз (предвидение) не устраняет нашу свободу (автексусию), так как Бог предвидит наши поступки» (Соч. 2, 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

637 Первым в Дмитровском приделе еще деревянного Успенского собора был похоронен московский князь Юрий Данилович. Летописцы, подробно зафиксировавшие историю перестройки главного московского храма в 70-е гг. XV в., описали и судьбу останков князя Юрия: первоначально московского князя похоронили в специальной нише-аркосолии в алтарной стене первого белокаменного Успенского собора; в 1479 г. гроб перенесли в могильную яму, под пол; в конце XVI – начале XVII в. надгробное сооружение было уничтожено, и память о месте погребения одного из первых московских князей постепенно утрачена – Панова 2003, 12. 641 Голубинский 1900, 549 – 559; Лурье 1960, 53 – 66; Лурье 1988, 163 – 165; Богуславский 1, 278. 648 В работе собора 1666 г. Иоасаф участвовал еще будучи архимандритом Троице-Сергиевой лавры (сохранились его подписи), а избрание его в патриархи произошло после низложения Никона и межпатриаршества – Белоброва 1993, 80. 649 Между тем отсутствие упоминаний о патриархах Иоасафе II и Питириме среди почивших русских архиереев делает соблазнительной версию о дате составления монастырского сказания – до 1672 г., когда скончался патриарх Иоасаф II. Кроме того, нетрудно заметить, что автор Видения 2 называет преимущественно имена тех святителей, которые восстали с правой, «десной» стороны, что, по-видимому, не случайно, согласно эсхатологическим представлениям средневековья, стороны спасения – восток и юг, поэтому понятие «десный» в Древней Руси ассоциировалось не только с истинностью и праведностью, но и со спасением на страшном суде (Мельник 2006, 537 – 538). следовательно, выбор правой стороны в пространстве храма как той стороны, откуда появлялись усопшие святители, символически обозначал путь ко спасению, который уже был пройден святыми. А встреча патриарха Никона с этими святителями в пространстве его видения в свою очередь, по замыслу автора Видения 2, предвещала ему не только путь ко спасению на страшном суде, но и помощь, заступничество всенародно почитаемых святых в этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть Почтовая открытка и тотемская прялка Марина Бирюкова   04:13 03.11.2021 649 Время на чтение 7 минут Источник: Православие.ру Праздничный день. Художник: Федот Сычков Однажды мне понадобилась поздравительная открытка – для пожилой москвички, которая не пользуется Интернетом. Мне хотелось поздравить ее и с Рождеством, и с Новым Годом – не просто по телефону, а так, чтобы у нее что-то осталось на память. И я отправилась на поиски красивой открытки, отражающей оба праздника. Выбор открыток на ближайшей почте оказался богатым, но… Не было ни одной без готового поздравительного текста, в большинстве случаев зарифмованного и чудовищно убогого: «С Новым годом поздравляем/счастья-радости желаем/с Новым годом, с Рождеством/счастье пусть приходит в дом!..» Открытки, которая оставляла бы свою обратную сторону чистой, предоставляла бы мне самой право найти нужные слова, – в этом отделении не оказалось. В итоге я распечатала собственный снимок часовенки в зимнем лесу, и он сослужил свою рождественскую службу. «Вертушка» с открытками рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова, утратил способность передавать словами свои чувства Производитель продукции всегда ориентируется на спрос. И одновременно формирует этот спрос, воспитывая себе потребителя. «Вертушка» с открытками на почте рассчитана на тех, кто разучился подбирать слова – даже в самых простых житейских случаях; кто утратил способность передавать словами свои чувства, даже самые, казалось бы, понятные. И вот, праздничные застолья – юбилеи, ситцевые, серебряные и золотые свадьбы, просто дни рождения – сопровождаются декламацией «стихов» (с позволения сказать), вытянутых из Интернета. Некоторые гости считают это правилом хорошего тона: что ж, дескать, я буду отсебятину какую-то лепить, я уж лучше готовенькое возьму, гладкое, красивое, в рифму… Ну, вот, хотя бы: «Пятьдесят – это возраст вершины//и совсем не предел для мужчины…». Точно, всем понравится, а юбиляру особенно.

http://ruskline.ru/opp/2021/11/03/pochto...

В 411 г. принимал участие в трудах карфагенской конференции православный «episcopus ecclesiae Scillitanae», Squillacius. Присутствовал на конференции и его совместник, донатист Donatus episcopus Scilitanus. – 8 октября 649 г. на латеранском соборе в было прочитано послание «concilii proconsularis» к Павлу константинопольскому; 34-м подписался под ним «Pariator, gratia Dei episcopus sanctae ecclesiae Scilitanae» 8 . – В Kalendarium Carthaginense (V-VI вв.) под (17) июля значится память «sanctorum Scilitanorum» 9 , в martyrologium ex codice Bernensi (VIII-IX в.) «et Silicitanorum» [так] 10 . Виктор витский 11  упоминает о карфагенской базилике «Celerinae vel Scillitanorum». Критический аппарат указанного места представлен только рукописями BLVR. Самая авторитетная рукопись, А, IX в., не имеет начальных листов. В – IX в., L – XII, VR – X в. «Scillitanorum» читается очевидно лишь в BR. Варианты: scilitanorum L, sicilitanorum V. – Наконец у Георгия кипрского, писателя конца VI в., читается Σκλη, что не разнится от Σκλι. – Подведем итог. Из приведенных 7 инстанций одну (Виктор витский) или и две («et Silicitanorum») следует считать нерешительными. Остаются одна Scilli против четырех Scili. Такой же результат дают и рукописи древнейшей латинской рецензии А (IX в.) В (XI в.) С (XIII в.). В С Scillitanorum, в В Scyllitanorum. Чтение A Scilitanorum Робинсон основательно принимает в текст. Рукопись A не только древнейшая из трех, но и единственная орфографически исправная, с последовательным Narzalus ­­ Νρτζαλος; и Vestia. Кто может положиться на авторитет В с его последовательными «Saturinus» вм. Saturninus и «Bistea» и переменными «Nazari Naharo Nartadus», или на чтение С с его «Bestia Narcallo Nartallus?» – Наконец, фальшивых аналогий в пользу «ll» в латинском языке достаточно много: ille, mille, всевозможные camilli camillaeque, наконец пресловутая мифологическая Scylla 12 . Естественно для рассеянного писца иностранному Scili придать более латинскую физиономию и писать «Scilli». Так утвердилась какография «Scillitanorum».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Денис Семенов , Екатерина Савостьянова . Золотая саламандра. История любви . – М.: Никея, 2017. – 304 с./Представляет Вероника Бузынкина //Фома. - – октябрь 2017. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Удивительно в этой книге то, что всё написанное в ней - правда. Перед нами документальный роман, рассказ о встрече: он – живет в Сибири, тяжело болеет, она – в столице, намного старше своего избранника. Главы книги – посты из «Живого журнала» и сообщения из скайпа. Начиная читать, опасаешься: ведь если всё это правда, значит, получается, что сейчас будешь подглядывать? Но скоро так четко видишь в истории Дениса и Кати Промысел Божий, действующий непостижимо, что становишься свидетелем невероятного чуда – встречи. Надо сказать, авторы и не утомляют читателя слишком длинными описаниями своих переживаний, в романе много действия. Да, встреча состоялась, но для того, чтобы быть вместе, героям пришлось пройти через тяжелые испытания, и во второй половине любовный роман становится детективным и приключенческим. И никакой неловкости от того, что тебя посвятили в свою личную историю, нет, а есть чувство благоговения перед заботой Божьей о человеке, радости от того, что чудеса случаются прямо рядом с нами, здесь и сейчас. И, конечно, чувство благодарности автором за их смелость.   Игумен Дамаскин ( Орловский ). Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. – М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2017. – 649 с.: ил./Представляет Виталий Каплан ////Фома. - – октябрь 2017. – С.89. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). В этой книге, основанной на анализе архивных источников, рассказываются истории 24 новомучеников – священников и епископов, пострадавших в советское время за верность Христу и Его Церкви. Истории эти сгруппированы по годам, начиная с 1918-го заканчивая 1961-м. Автор книги, игумен Дамаскин (Орловский), на протяжении многих лет был членом Синодальной комиссии по канонизации святых, написал множество книг, публицистических статей и научных работ, посвященных новомученикам, а также материалов для одноименной рубрики журнала «Фома».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-174...

После этой священной церемонии мы, певчие, отправились на спевку в Купеческое собрание 647 для приготовления к всеславянскому торжеству в память тысячелетия кончины святого Мефодия 648 . Везде идут большие приготовления к этому торжеству. Между прочим, имеется в виду дать грандиозный концерт в Купеческом собрании. Концерт должен быть музыкально-инструментальный и вокальный! Устройство хоров поручено двум местным композиторам: Лисенко 649 и Братину, учителю музыкального училища. Первый должен составить громадный хор для пения песен на всех славянских наречиях, а второй –преимущественно для духовного пения. Образовать хор, и притом из любителей, – дело весьма мудреное. Где набрать этих любителей? Разумеется, большею частью в учебных заведениях. Но и тут затруднения: во-первых, теперь многие из учащихся уехали на пасхальные каникулы, а во-вторых, семинарское начальство не пускает своих воспитанников на спевки, так как они продолжаются до часов двенадцати ночи, а разрешить отпуска до такого позднего времени нельзя. А между тем в семинарии большой процент поющих. Правда, и нас, академистов, наше начальство не с большою охотою пускает, но все же хотя не задерживает. А между тем тот и другой хор должен состоять каждый из около ста человек. У г. Брагина, положим, основание хора есть – это ученики и ученицы музыкального училища; а у Лисенко нет никакого основания. Наши певчие записались в хор к Лисенко; закваска уже есть. Сюда же записалось много студентов университета, чиновники разного чина и много…. сброду. Но все это, большею частью если и с голосами, но зато совершенно невежественное в пении. Всю эту разношерстную массу нужно объединить, научить и составить нечто целое. Для этого нужен опытный руководитель и аккуратность любителей. Первое условие вполне выполнено: едва ли можно найти (в Киеве) опытнее руководителя, чем г. Лисенко. А труду его положительно нужно изумляться: с семи часов до двенадцати и позже он неустанно занимается почти с каждым отдельно. Что же касается второго условия, то оно не выполняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Окончательно автокефалия Кипрской Церкви была утверждена 39-м правилом Пято-Шестого Трулльского Собора (690 – 691). Православие на Кипре, в силу островного положения и немногочисленности населения самого острова, оставалось в чистоте. Здесь не укрепилась ни одна ересь. Расцвет Кипрской Церкви продолжался до нашествия арабов, захвативших остров в 649 г. Города Констанция (Саламин), Кирион и Пафос были уничтожены. Византийский император Юстиниан II (685 – 695; 705 – 711) издал приказ вывести киприотов с острова на континент. В 691 г. большинство киприотов и духовенство во главе с архиепископом Иоанном переселились в провинцию Геллеспонт (Дарданеллы), в новооснованный город Юстинианополь (Новая Юстиниана). Переселение, конечно же, не было всеобщим и продолжалось недолго. В 747 г. киприоты возвратились обратно на остров. Память о временной миграции на континент сохранилась в церковной терминологии – Предстоятель Кипрской Церкви в 691 г. получил официальный титул «Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра». 11.2. Латинское господство на Кипре (1191 – 1489) В 1191 г. во время Третьего крестового похода Кипр был завоеван английским королем Ричардом Львиное Сердце, который вскоре продал его духовно-рыцарскому ордену тамплиеров. Латиняне, как и на территории Сирии, Палестины, выступили гонителями Православия и заставляли греков принимать латинство. Римский папа Иннокентий III (1198 – 1216) издал декрет, по которому православные епископы Кипра подчинялись латинским. К 1220 г. на Кипре утвердилась католическая иерархия, состоящая из архиепископа (кафедра – Левкосия) и трех епископов. В 1260 г. Рим издал буллу, согласно которой было определено положение православных на Кипре на все время латинского господства: численность православных епархий сокращалось с 14 до 4; должность православного предстоятеля Кипрской Церкви ликвидировалась; кипрские епископы могли жить только в установленных католиками местах. Это вызвало резкий протест православных киприотов, но другого выхода не было. Избрание православных епископов осуществлялось в этот период сановными клириками и знатными мирянами вдовствующей епископии. Об акте избрания необходимо было сообщать латинскому епископу, который сам приглашал трех православных епископов для совершения хиротонии избранного. После хиротонии этот епископ, став на колени, должен был давать присягу папе и подчиняться ему как главе Церкви. Православное духовенство ущемлялось в правах. Латинское владычество подорвало православные духовные традиции Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

649. Схоластику Касию. Весьма превознес ты написанное к тебе мною недавно письмо о добродетели и о том, что не должно любить денег, а тем подал нам знак, что ты подлинно убедился и признаешь хорошим то, в чем сознаешь себя убежденным. Ибо, если мы целомудренны, то как избегаем того, что порицаем, так и избираем то, чему дивимся. Итак, подвизайся в этом, потому что оно порождает бессмертную славу. 650. Епимаху. Что значат слова: величают хранилища своя (Мф.23:5)? Поскольку писал ты о желании твоем узнать, что значит сказанное: величают хранилища, - то знай, что были небольшие свитки с написанным на них законом, которые носили при себе наставники иудейские, как ныне женщины носят малые Евангелия. Законодатель, внушая Иудеям необходимость исполнения закона и не давая места забвению, постановил: навяжеши, то есть прикрепишь и повесишь, оправдания на руку твою (Втор.6:8). Они же не имели и помышления об исполнении, но прилагали великое старание о книжных свитках и сим заслужили порицание. 651. Чтецу Феофилу. Надгробие жившему высоко добродетельно. Блаженный Тимофей, брат твой, отошел от людей, все, что имел смертного, оставив в земле, а душою, как верую, небошествуя и ликовствуя с Божественными и премирными Силами. Посему и мы, как ни велика скорбь, по мере сил воспротивившись ей и почти преодолев, отложим ее, представляя в ум, что конец здешнего соделался для него там началом величайших благ. Ибо не как-нибудь, но мужественно и доблестно потрудился этот муж в здешней жизни, будучи всеми прославлен за свои доблести, став выше всякого прославления и увенчавшись, насколько возможно похвалами. Ибо действительно был он чертогом целомудрия, обителью благоразумия, твердынею мужества, оплотом справедливости, сокровищницею человеколюбия, храмом кротости, короче сказать, сокровищем всех добродетелей. И в такой мере обладал он каждою из них, в какой другому стоило бы великого труда приобрести какую-нибудь одну. Соделавшись любителем премирного, простерся он далее доступного помыслу пространства, углублялся в небесное, не заботился о земном. Ибо, справедливо признав самым истинным и приличным для христиан наслаждением целомудрие, самовластно владел он чревом и возникающими от него страстями, в закон чреву вменив довольство малым и не дозволив окрыляться страстям. Поэтому молва повсюду возвещала его славу и у всех был он на устах; все надеялись на то, что, если дано ему будет церковное начальство, еще более блистательными соделаются лучи его добродетели. Но, как добрый борец, когда зрители не насытили еще своего желания, отлетел он в небесные дворы для принятия венцев, оставив здесь, как бы погребальною пеленою, славу, и память, и всеми возносимую похвалу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

628. См. пред. прим. 629. Т. е. обо мне они составили и распевают, под звуки гуслей, песни. 630. Гр. θρλημα — праздная болтовня, пересуды; слав. притчу. 631. В знак презрения ко мне. 632. Господь. 633. Гр. κακωσεν — причинил зло; слав. уязви соотв. вульг. afflixit. 634. Слав. устам соотв. вульг. os, а по гр. προσπου — лице. 635. Считаем слав. отрасли им. пад. множ. ч. в соотв. древне-итал. germinantes, в значении: отраслей человека, молодых людей (Schleusner. 1 с. 1, 568 р.). Гр. род. п. βλαστο затрудняет филологов и заставляет предпочитать ему чт. βλαστο (ibid.). 636. С целию погубить меня. 637. Забыта моя благополучная жизнь. 638. „Милости Божией, окружавшей меня“. Олимпиодор. 639. Гр. πφυρμαι — испортился, загрязнился; скисох. 640. Как бы создавая вокруг меня атмосферу скорби. 641. Гибнет от чрезмерных страданий. Иерон. и Олимп. 642. Гр. συγκχυται (ват.) слиты, смешаны; слав. смятошася. 643. На теле Иова, одежду души, посланы болезни. 644. Гр. περιστμιον — ворот одежды; слав. ожерелье. 645. Тяжкими бедствиями и болезнию Господь, как бы ожерельем, окружил и охватил Иова. 646. С удивлением, пренебрежением (1 ст.) и злорадством (Пс. 21:18). 647. Слав. наидоша, соотв. ват., text. rec. πβησαν, а в алекс. πβησαν — отошли. 648. Гр. ταξαν — слав. вчинил, как бы подчинилъ власти. 649. Гр. κτρψει — слав. сотрет, изгладит память. 650. Гр. χειρσασθαι — наложить руки; слав. убил бых соотв. древ. итал. interficere. 651. Но долг совести требует осуждения самоубийства, а потому Иов к нему не прибегает. Олимпиодор. 652. Волнуясь скорбными чувствами. 653. Гр. νευ φιμο — букв. без намордника, которым закрывают рот, слав. без обуздания. 654. Под сиренами разумеются, по контексту, ночныя птицы: совы, филины. 655. Преимущественно разумеются ночныя и пустынныя птицы, сидящия одиноко и издающия унылые звуки, каковы: совы, филины, кукушки. Пс. 101:6 – 8. 656. Т. е. какая участь людямъ определяется Господом, пребывающим на небе? 657. От Бога. Олимпиодор. 658. Гр. γελιαστν — люди, осмеивающие и нарушающие нахально Божеские и человеческие законы.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Если родителей своих слушаем, как не убоимся Отца Небесного Раждается страх Божий от разсуждения Бога повелевающаго, яко Отца благоутробнаго и нас любящаго. Отцу плотскому послушание показываем и опасаемся его прогневать: как не убоимся ослушания являть Богу, небесному и вечному Отцу, Который создал нас, и в Сыне Своем единородном отродил нас, и толико благодеяний являет нам, которых и умом понять не можем? Который отец так любит сына, как любит Бог нас? Скоро человеческая любовь претворяется в гнев и ненависть, но Божия любовь не тако; она не престает никогда. Мы престаем и изменяем, оскудеваем и не храним верности и любве к Нему: а Он всегда «Тойжде есть» ( Евр. 1, 12 ) (2:257). Кто Бога боится, тот в милости у Него пребывает Убоимся убо, возлюбленне, Единаго Бога, да ничего и никого не убоимся. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится ( Пс. 25; 32; 33; 35 и 36). Кто Бога единаго боится, тот все в Боге находит; ему Бог – честь, слава, богатство, утешение, живот и все блаженство, хотя от людей чести, славы богатства, утешения и живота лишается. Понеже кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, яко боится Его прогневать и оскорбить. А кто в милости Бога находится, тому почто бояться немилости и свирепости врагов? Бог – все, и кроме Бога все ничто, и злоба всех, диаволов и злых людей – ничто (5:330). Страх Божий необходим, чтобы Бога паки не прогневать, и тако бы милости Его не лишиться (2:72, см. ВЕРА , 135). Без страха Божия не бывает благочестия (5:68, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 48). Душевный живот примечается от действий духовных, т. е. покаяния, молитвы, страха Божия и т.д. (2:101, см. ДУША , 330). Страх Божий более всего способствует ПОКАЯНИЮ Без страха Божия не можно уклоняться от зла; и ничто так грешников к покаянию не приводит, яко же страх Божий (1:157). Страх Божий производит смирение (2:258, см. СМИРЕНИЕ , 952). Страх до будущаго суда, как огнь смрад, всякую нечистоту сердечную очищает (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ , 649). Господь помогает тем, что человек ощущает страх мучений (1:48, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ , 736).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010