Отступление в последние дни мира Вып. 17. 28 апреля. С. 414–416 Главнейшие ступени умного восхождения к Богу Вып. 18. 5 мая. С. 434– 437 Там же. 57. На Введение в храм Пресвятой Богородицы. С. 289– 294 Согласие внутреннего с внешним Вып. 19. 12 мая. С. 454 Там же. 36. В Липецком соборе. 30 мая 1860 г. С. 191–192 Радость христианина Вып. 20. 19 мая. С. 478– 479 Сошествие Святого Духа Вып. 21. 26 мая. С. 498– 500 Там же. 34. В день Пятидесятницы. 22 мая 1860 г. С. 180–182 Кончина мира Вып. 22. 2 июня. С. 522– 524 Видение старца Вып. 23. 9 июня. С. 554– 557 Там же. 11–15. Поучение о пути ко спасению. Поучение V. Б. д. С. 76–80 Вера и утверждение веры Вып. 24. 16 июня. С. 586 Слова к Влд., 1869. 6. В день пре- ставления св. славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября 1865 г. С. 34–35 Несение креста своего Вып. 25. 23 июня. С. 606–607 Слова к Влд., 1869. 3.В день воздвижения Честного и Животвотворящего Креста Господня. 14 сентября 1863 г. С. 13–14 Молитва – сеяние Вып. 26. 30 июня. С. 630–631 Слова к Влд., 1869. 5. Внеделю 18-ю, по Пятидесятнице. 22 сентября 1825 г. С. 23–25 Вып. 27. 7 июля. С. 658– 661 Слова к Тамб., 1861. 25. 13 марта 1860 г. С. 130–134 Образчики сатанинства в уме Вып. 28. 14 июля. С. 682 Там же. 54. В день архистратига Божия Михаила. 8 ноября 1860 г. C. 276 Памятование суда Божия Вып. 29. 21 июля. С. 698–699 Там же. 18. В неделю мясопустную. 7 февраля 1860 г. С. 96–98 Хитрость лукавого Вып. 30. 28 июля. С. 722 Слова к Влд., 1869. 7. На Покров Пресвятой Богородицы. Сказано в Вознесенской церкви, куда в этот день бывает крестный ход, в память изгнания французов из Москвы. 1 октября 1863 г. С. 44–45 Распятие духовное Вып. 31. 28 июля. С. 746–747 Слова к Влд., 1869. 11. В неделю 22-ю. 20 октября 1863 г. С. 60–62 Коренные стихии русской жизни Вып. 32. 11 августа. С. 766–767 Слова к Влд., 1869. 83. В день Рождества Пресвятой Богородицы, и рождения Благоверного государя цесаревича и велик. князя Николая Александровича. 8 сентября 1863 г. С. 432–434

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Прихожане двух петербургских храмов совершили поездку в Левашово мая 2015 Это восьмая ежегодная поездка, которая традиционно совершается прихожанами в начале мая двумя способам: группу велосипедистов возглавляет иерей Андрей Битюков , а остальные участники пользуются четырехколесным транспортом. Для велосипедистов это также и открытие нового сезона, и серьезное путешествие: общая дистанция составляет более 60 километров. Кладбище было покрыто первыми весенними цветами и залито ласковым солнцем. Людская память не покидает это место: появляются новые мемориальные доски, на которых запечатлены имена обретенных родственников, близких людей и героев Отечества. Отец Андрей совершил панихиду пасхальным чином и обратился к собравшимся со словом, в котором указал на важность этого места в нашей жизни. Опыт, который мы получаем, попадая в такие места, учит нас твердости на христианском пути, готовности исповедовать веру в момент испытаний и способности ценить прежде всего чистоту совести перед Богом и людьми. После панихиды паломники осмотрели мемориалы и посетили музей истории политических репрессий. Затем группа выехала на берег Финского залива, где после уборки территории путешественники смогли пообщаться, задать вопросы священнику и погреться на долгожданном весеннем солнце. ИА " Вода живая " , 16.05.15 Поделиться 21 сентября 2019 30 июля 2018 2 мая 2018 21 июня 2015 14 июня 2015 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Словар. о Писат. Дух. Ч. I. стр. 131. Но в записке ир. Митрополита Евгения, сохранившейся между бумагами его, перешедшими к М. П. Погодину, к словам св. Димитрия причисляются и такия, которые очевидно ему не при­надлежат. Вот список с этой записи: «Оглавление слов преосвященнаго Димитрия, Митрополита Ростовскаго, которые еще не изданы в печати.» 1) Слово 2-е на Архистратига Михаила N 10. 2) Слово на 18 д. ноября N 13. 3) Слово на Введение Пресв. Богородицы N 14. 4) Слово на Рождество Христово N 20. 5) Слово на 1-й д. января N 21. 6) Слово на великомученика Георгия N 28. 7) Слово на память Леонтия Ростовского N 29. 8) Слово на д. Ап. Петра N 22. 9) Слово на д. Одигитрия N 35. 10) Слово на Успение N 36. 11) Слово на д. Казанской Богородицы N 38. 12) Слово на д. Ап. Павла N 33. 13) Слово на д. Каллинника архиепископа N 41. 14) Слово на д. Успения N 43. 15) Слово на д. Покрова N 44. 16) Сказание от Божественных Писаний N 45. 17) О странствовании человеческой жизни N 46. 18) Из книги венца Христова N 48. 19) Духовная Димитрия N 51. 20) О должности всякого верного N 53. 21) О страсти греховной N 55. 22) О покаянии N 56. 23) О молитве N 57. 24) О тех, кто не боится Бога N 88. 25) Слово за упокой N 89. 26) – За упокой N 60 27) Слово на погребение Феодора Плещеева N 61. 28) на погребение Фран­ца Лефорта N 63. 29) Слово о страсти прелюбодеяния N 64. 30) Слово 2-е о страсти любодейней N 65. 31) Моление келейное о живых и преставльшихся N 69. 32) О пресуществлении св. Таин N 69. 33) О поклонении св. Дарам N 70. 34) О освящении св. Таин N 71. 35) Колесница торжественная N 72. 36) вторая колесница торжественная N 73. 37) Триумфальные врата N 74. 38) Духовная преосвященного Стефана N 75. 39) О примирении Ц. Великороссийской с Римской. 40) Список с подлинной гранаты посланной в Париж. 41) Письмо к Государю Преосв. Стефана. 42) Поучение о страстях Христовых N 79. – Из сих – слово 18-е – отрывок из книги Симеона Полоцкого ; 19-е не слово; 28-е «на погребение Лефорта» не может принадлежать св. Димитрию как потому, что во время кончины Лефорта он находился еще в Малороссии, так и потому, что Лефорт был Реформат. Надгробное ему слово, говоренное Реформатским проповедннком Стумфием 11 марта 1699 г., находится в библиотеке Ркп. Царского. N 456. Опис. стр. 562. – Слова 35 и 36 принадлежат Стефану Яворскому . 37-е вероятно описание торжественной встречи Петра 1-го в Москве. Статьи 38–41 явно не принадлежат св. Димитрию. Какие из остающихся за тем 32 слов действительно принадлежат ему, остается неизвестным. Замечательно, что и между изданными словами Стефана Яворского находятся два слова, принадлежащие св. Димитрию, именно на 6 неделю по Пасхе (Слов. Стефана Яворского Ч. 1. стр. 120. и соч. св. Димитрия Ч. 2. стр. 134.) и на 9 неделю по Пятедесятнице (у Стефана Явор­ского Ч. 1. стр. 245. и соч. св. Димитрия 2, 274.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Х. Святая Церковь празднует память ее 31 июля. 33 Назначенный, установленный. 34 Сей закон издан при Диоклетиане в 303 г. по Р. Х. 35 Бросилась. 36 Пристанища путников. 37 Был хороший урожай в поле. 38 Овол — мелкая монета. 39 Птица сия, по мнению древних, истребляет саранчу. 40 Здесь: перефразировать. 41 Здесь: согрешивший, осквернившийся грехами. 42 С коровой. 43 Обнаруживается, показывается. 44 Иосифом Флавием. 45 Не уделяющий другим. 46 Обо что ударилось. 47 Тебе дали пощечину? 48 Копьем. 49 На середину. 50 То есть лжепророков, жрецов Ваала, питающихся от стола Иезавели, царицы–идолопоклонницы, убивавшей пророков Господних. 51 Обнаружившейся, проявившейся. 52 Познать мудрость и наставление. 53 Господь имел меня началом пути Своего. 54 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою. 55 Чтоб они научились не богохульствовать. 56 Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты. 57 Помышления праведных — правда. 58 уменье все делать с искусством, как ниже объясняет сие слово святитель Василий. Поелику же это слово в славянском переводе Библии переводится словом «хитрый», то в настоящем толковании и слово впоследствии переводится словом «хитрость». 59 Таинством крещения. 60 Не поможет богатство в день гнева. 61 Послушает мудрый — и умножит познания. 62 Управление. 63 Разумный найдет мудрые советы. 64 Как упрямая телица. 65 Рабом. 66 Здесь указывается на римский обычай отпускать рабов, как говорилось у них, Господин отпускаемого на свободу раба приводил его к претору, давал ему пощечину с уверением, что может идти, куда хочет. 67 Возрождение, новая жизнь. 68 Мера жидкостей, заключающая в себе около 12 кубических дюймов. 69 Народов 70 Память сего святого мученика совершается Церковью в 19 день ноября. 71 Память святого мученика совершается 3 января. 72 Родственные. 73 Память сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся, Святая Церковь празднует 9 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

На следующий день Иоанн снова указал на Спасителя, и два ученика Иоанновы последовали за Ним. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви, где живешь? «Господь ответил им: «Пойдите и увидите». Двое учеников пошли и оставались с Ним целый день. Затем один из них, Андрей, отправился искать своего брата Симона Петра и взволнованно сказал ему: «Мы нашли Мессию». Он повел Симона к Иисусу Христу, а Господь, взглянув на него, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». На следующий день Спаситель решил идти в Галилею, где Он нашел Филиппа, бывшего из Вифсаиды, города Андрея и Петра. И ему Он сказал: «Следуй за Мною». Филипп отправляется к своему другу Нафанаилу и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Назарет был маленькой, незначительной деревушкой, и Нафанаил должно быть удивился, как может кто-либо значительный, не говоря уже о Мессии, прийти из такого захолустья. Филипп же ответил ему: «Пойди и посмотри». Когда Иисус Христос увидел идущего к Нему Нафанаила, то сказал о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус ответил: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Когда Нафанаил понял, что Иисус знает его, он сказал Ему: «Равви! Ты Сын Божий!» Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею? Ты увидишь больше сего». Андрей и Симон Петр были рыбари. Спаситель сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Иисус также призвал двух других рыбаков – Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, которых Он увидел у моря Галилейского, занимавшихся починкой рыболовных сетей вместе со своим отцом. Когда Иисус позвал их, они тотчас, оставив свою работу, последовали за Ним. Апостол Андрей Апостол Андрей, «первозванный» из апостолов, он принадлежит к тем ученикам, кого Спаситель призвал прежде других. Память его отмечается в Церкви 12 декабря (30 ноября ст. стиля). Перед тем как стать апостолом Иисуса Христа Андрей был учеником Иоанна Крестителя. Святого Андрея высоко чтут во многих странах. Церковное предание сообщает, что св. ап. Андрей проповедовал в Греции и дальше на севере, в том числе в Невской Руси. Андрея распяли на кресте, сколоченном в виде буквы X, ныне его так и называют – крест святого Андрея или .Андреевский крест. Кончина апостола произошла около 60 года после Рождества Христова в греческом городе Патры.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Посему учинить следующее: проценты впредь получать ежегодно и на оные, если нельзя двух, то одного воспитанника, согласно с волей завещателя, содержать; проценты, накопившиеся до сих пор, можно употребить на напечатание полезных книг, и сумму, какая от сего оборота получится, употреблять вновь на тот же оборот». Согласно этой резолюции м. Филарета, Академия каждый курс стала выпускать одного студента-платоника, выбирая стипендиатов из числа первых учеников. Правление хотело платоника отличить, как и прежде, цветом костюма; но Филарет отменил распоряжение правления на этот предмет и предписал: «студенту Платонову одежду лучше иметь общего цвета; отличие можно сделать на воротнике» 342 . В 1860 г. Академия, выделив с 37 по 60 г. двенадцать платоников, прекращает дальнейший их выпуск; последним был известный в церковно-исторической науке и гомилетической литературе д-р богословия, профессор и протоиерей, А. М. Иванцов-Платонов. Так как процентов с капитала митрополита Платона оказалось недостаточно для содержания одного студента, то Академия в 60 г. деньги митрополита Платона слила 343 с другими благотворительными капиталами; именно – они вошли в состав непрерывно-доходного 4% билета, числящегося в Академии в сумме 7696 руб. за 15,321, приобретенного Академией 1-го ноября 1860 года. В настоящее время специальный платоновский капитал приносит 91 р. 36 к., которые и входят в число, так называемых, академических стипендий, назначаемых правлением студентам Академии. Так, мало-помалу, исчезла корпорация платоников 344 , хотя память о митрополите, создавшем ее, и теплится в академической стипендии, но не в названии, а в тех десятках рублей, которые, совместно с прочими капиталами, образуют эту стипендию. 345 Несмотря на то, что угасла корпорация платоников, историческая память о них, осуществлявших в своей жизни заветы митрополита, едва ли когда-либо исчезнет. Все платоники более или менее с честью работали на пользу Церкви и общества. Перечислим тех из них, имена которых нам удалось встретить в печатных изданиях. В славяно-греко-латинской академии платониками были: 1) Феодор Платонов, первый из платоников 1789 г., в качестве ритора сочинил четверостишие к портрету митрополита, приведенное в начале настоящей статьи. Был учителем еврейского и греческого языка в академии в 1797 г., в 1798 г. определен был на место священника Троицкой, что в Лужниках, церкви, в Москве 346 . 2) Василий Платонов – товарищ первого по академии; составил эпиграмму в честь Платона 347 . 3) Афанасий Платонов – был учителем высшего немецкого класса в академии в 1797 г., современник двух первых. 4) Петр Грешищев-Платонов – учитель грамматики в академии с 1801 г., затем пиитики в 1803 г., в 1805 г. определен священником к церкви при Воспитательном доме. Перевел с франц. Флери «Нравы израильтян». М. 1802 г. и с французского же «Возвращенный рай». М. 1778 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теракт в египетской мечети: что о нем известно Египет погрузился в траур — такого в его истории еще не было 26 ноября, 2017 Египет погрузился в траур — такого в его истории еще не было 24 ноября террористы напали на прихожан суфийской мечети в городе Бир Аль-Абад на севере Синая. Это самый крупный теракт в истории Египта – 305 погибших, из них 27 детей, 128 раненых. Что произошло В эти дни египетские суфии готовились к празднованию дня рождения пророка Мухаммеда, который мусульмане в этом году отмечают 30 ноября, и в пятницу в мечети было особенно многолюдно. Она считается одной из наиболее значимых на севере Синая и славится самым высоким в регионе минаретом, рядом с ней расположена междугородная автотрасса. Каждую пятницу в мечеть приходят со всей округи целыми семьями – более 90 % жителей Бир Аль-Абада исповедуют суфизм. Боевики подъехали к мечети на пяти внедорожниках и окружили ее. По информации властей, нападавшие – 25-30 человек – были одеты в камуфляж, некоторые носили маски. Они подорвали взрывное устройство и открыли огонь из автоматов и гранатометов, а также подожгли автомобили, стоявшие у здания. Сообщается, что нападавшие стреляли и по машинам скорой помощи, которые перевозили раненых. Имам мечети Мухаммед Абель Фаттах Зарик рассказал , что нападение произошло перед самым началом пятничной проповеди. В тот момент он находился на минбаре, специальной трибуне, с которой проповедник обращается к молящимся, был ранен и упал. По его словам, стрельба продолжалась 10-20 минут. «Я видел, как началась паника, люди пытались покинуть здание через двери и окна, по ним стреляли. Мои знакомые позднее вынесли меня и спрятали в доме друзей, оттуда потом отвезли в больницу», – рассказал имам, который был госпитализирован с ранениями ног. Он также сообщил, что ранее неоднократно получал угрозы с требованием прекратить работать в мечети, остановить проповеди. О том, что местной суфийской общине не раз угрожали, вспоминают и другие жители. Пострадавших разместили в разных больницах провинции, некоторых тяжелораненых перевезли в столицу. По сообщениям СМИ, захоронение жертв теракта продолжалось пять часов. Местные жители говорят, что в числе погибших 160 пожилых людей старше 60 лет. Многие семьи полностью лишились всех мужчин. В стране объявлен трехдневный траур. Президент Абдель Фаттах ас-Сиси дал распоряжение построить мемориал в память о погибших. Мечеть атакуют впервые

http://pravmir.ru/terakt-v-egipetskoy-me...

За свою семилетнюю и многополезную службу Высокопреосвященный юбиляр был возведён в 1856 г. 21 декабря в сан архимандрита. В 1845 году 6 ноября Высокопреосвященный юбиляр из инспекторов академии был перемещён на должность ректора и профессора в Киевскую духовную семинарию, где пробыл только один год. И однако за это короткое время успел оставить по себе незабвенную память проницательного администратора и милостивого начальника, заботливого о нуждах семинарии и её питомцев. По предложению ректора Иоанникия увеличено было число членов правления, его инициативой основан по мудро выработанной им программе старейший и практичнейший из духовных журналов «Руководство для сельских пастырей». Основанием этого журнала Высокопреосвященный навсегда увековечил память свою в Киевской семинарии, возвысив её значение для всей России как литературной руководительницы всего духовенства по вопросам пастырского служения и практики. Для ректора семинарии, как редактора, и для всей учительской корпорации, в течение свыше тридцатипятилетнего периода издания журнал этот, служит неиссякаемым материальным подспорьем. 4 декабря 1859 г. Высокопреосвященный юбиляр был назначен ректором родной ему Киевской Академии, где однако также оставался недолго – не более года. Будучи милостивым вниманием высшей церковной власти призван для управления столичной академией, как нуждавшейся тогда, по тревожному состоянию умов столичной молодёжи, в управителе мудром, твёрдом и энергичном. Кратковременное начальствование юбиляра в Киевской Академии ознаменовано успокоением и умиротворением бывшей несколько взволнованною перед тем внутренней жизни заведения, и усовершенствованием учебно-воспитательного и экономического её строя. По предложению ректора Иоанникия, в академии введены были годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету и учреждены экзаменационные комитеты, что прежде не соблюдалось строго и не велось надлежаще. Это нововведение было как нельзя более верной мерой к тому, чтобы побудить студентов к усердным занятиям и отвлечь их внимание от внешних интересов, волновавших молодёжь 60 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

245 Геты, Бесы, Славяно-Влахи, Скифы, как особые племена Славянские, объясняют собой известие о Славяниях, покорённых в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г.11:142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 4357, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний (κατα Σκλαβινιας, κατα Σκλαβινων) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идёт о Славяниях, о нескольких областях и княжествах Славянских. Даже в Македонии было несколько жуп Славянских. В 758 году Копроним ворвался «В Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδοναν Σκλαβινιας. Stifferi 11. 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область Славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398); то пишет (III, 259), что поселение Славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия. Эта колеблемость – улика в том, что почтенный учёный потерял верную дорогу. – О войне Славян во Фракии и Паннонии с Готами в 334 г. и с Греками в 358 г. см. Классена материалы 2, 34. 34. М. 1854 г. 246 О путешествиях Павлин: «Ты проходишь по полям Филиппов Македонии, Шествуешь чрез город Томы, И близкие к очизне Скупы, Дарданский гость». 249 Память их августа 22 д. Менолог Василия: «когда, прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь минеи: «прибыв в местечко называемое Патама умертвил катапультой св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». – О Боголепе – в Изв. Археол. Общ. IV, 521. 523. 250 Epist. 60 ad Heliodorum ined. Vallars. О приношении людей в жертву Славянами см. мар. 28, пр. 42. 251 Блаж. Иероним, сказав о Гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами». 252 Павлин: «Искусных копателей золота превращаешь В золото и сам подражаешь Бесам. Из них словом проникающим живоеˆдобываешь золото», v. 269–272. 254 Менолог Василия под 6 ноября: «в последнее время импер. Льва В Великого, называемого Беса (επιλεγμενου Βεσσου), небо покрылось облаками и пр. Лев был императором 457–473 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В другом месте он пишет: «Если пожелаешь об этом узнать основательнее и подробнее, прочти Ухтанэса 212 и историю албанов 213 и почерпни сведения из «Книги посланий» 214 , а также из [Истории] владыки Машоца, написанной по просьбе католикоса Георга» 215 . Ованес Драсханакертци в своей «Истории» полностью приводит два послания Маштоца 216 . Армянские историографы представляют Маштоца дальновидным политиком, хорошо понимавшим интересы новосозданного армянского Багратидского царства и оказавшим содействие в борьбе Багратидов с центробежными силами. Маштоц был причислен армянской церковью к лику святых, и его житие очень рано вошло в прологи, где под 4-м сахми, или 13-м ноября, отмечена его память. По мнению М. Орманяна, поминовение его памяти армянской церковью было, по всей видимости, установлено историографом Ованесом Драсханакертци, племянником, учеником и преемником Маштоца на католикосском престоле 217 . «Житие Маштоца» – один из источников «Истории» Степаноса Орбеляна. Впервые оно встречается в рукописи XIII-XIV вв. – служебнике «Маштоца» 218 . Житие было опубликовано впервые в «Арарате» в 1876 г. 219 . Затем неоднократно издавалось в различных каталогах рукописей. Последний раз оно было издано Г. Овсепяном вместе со второй обнаруженной им редакцией жития 220 , которая, как увидим ниже, относится к более позднему времени. Сведения об авторе и о времени написания жития содержатся в самом тексте. Повествование ведется от первого лица: «В 6100 году от сотворения мира... и 342 (893) году нового армянского календаря я закончил сию небольшую рукопись...». И далее: «Рукопись сия закончена на Севане... моей, недостойного монаха Степаноса, ученика... владыки отца Маштоца, рукой». Таким образом, запись сделана по поводу окончания рукописи. В это время Маштоцу «было около 60-ти лет», следовательно, житие написано за четыре года до его смерти (897) 221 . Степанос был непосредственным свидетелем жизни Маштоца: «Рассказанное мной, – пишет он, – истина, ибо я писал, узнав не по слухам, а сам был очевидцем всего».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010