Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иероним Вольф. Худ. Л. Розенбаум Медаль. XVI в. [нем. Wolf] Иероним (15.08.1516, Гёттинген - 8.10.1580, Аугсбург), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения. Окончил гимназию в Нюрнберге; в 1537 г. получил место писца в Вюрцбургской архиепископии. В 1548 г. издал перевод Исократа на латынь, в 1549 г. перевод Демосфена. В нач. 50-х гг. стал секретарем и библиотекарем семьи финансовых магнатов Фуггер в Аугсбурге, занимавшейся коллекционированием рукописей; с 1556 г. также городской библиотекарь Аугсбурга; с 1557 г. ректор городской гимназии. В 50-х гг. получил из Стамбула греч. рукописи визант. историков и начал готовить их к изданию с лат. переводом. В 1557 г. изданы 2 тома произведений визант. историографии: «Хроника» Иоанна Зонары и «История» Никиты Хониата . Затем выходят исторические сочинения Никифора Григоры (1561) и Лаоника Халкокондила (1566; только лат. перевод). Во введении к одному из томов В. опубликовал общий очерк истории Византийской империи, ставший первой попыткой описания этого исторического феномена в западноевроп. науке. Главной целью очерка было показать, как можно избежать ошибок «слабой» империи и как возможно использовать ее наследие в идеологическом противостоянии экспансии Османской империи в Европе. В. стремился создать корпус визант. авторов, к-рый охватил бы всю историю империи, но обстоятельства помешали этому. Деятельность В. способствовала пробуждению широкого общественного интереса к истории Византии как неотъемлемой части европ. истории и ее связи с проблемами XVI в. Труды его получили признание в Европе, перепечатывались во Франции и Италии. В 1575 г. В. издал каталог рукописей собрания Фуггеров (в наст. время часть коллекции рукописей Баварской гос. б-ки в Мюнхене). Собрание книг, принадлежавших В. (700 томов), в наст. время хранится в б-ке г. Нойбург-ан-дер-Донау. Лит.: Васильевский В. Г. Обозрение трудов по визант. истории. СПб., 1890; Husner F. Die editio princeps des Corpus historiae byzantinae//FS K. Schwarber. Basel, 1949. S. 143-162; Beck H. -G. Der Vater der deutschen Byzantinistik: Das Leben d. H. Wolf von ihm selbst erzählt. Münch., 1984.

http://pravenc.ru/text/155208.html

(† после 1427), прп. (пам. 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, 6 июля в Соборе Радонежских святых), 3-й игум. Андроникова мон-ря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410). Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет А. С. учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского (3-й редакции иером. Пахомия, 1442) А. С. назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, А. С., его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом мон-ре (Клосс. С. 401-402). Однако исследования 60-80-х гг. XX в. относят время постройки этого собора к 90-м гг. XIV в. (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12), т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона, также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.), ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова мон-ря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила (РГБ. Унд. 370. Л. 226; XV в.). Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, к-рый и стал их «последним рукописанием» (Яблонский. Прил. С. LXXVI). Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева мон-ря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 50-х гг. XVII в.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» (РГБ. МДА. 201. Л. 322об.- 333). В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) А. С. неск. раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия (РГБ. Муз. 8663; XVI в.) подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова мон-ря)).

http://pravicon.com/info-1690

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монашество АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВЕНЕДИКТ (Буторин; посл. четв. XVII в.), инок Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец

http://pravenc.ru/rubrics/121764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мордовской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 30 мая 2011 г. путем выделения из Саранской и Мордовской епархии , решением Синода от 5 окт. того же года вошла в состав Мордовской митрополии. Территория епархии включает 8 сев. и зап. районов Республики Мордовия : Атюрьевский, Ельниковский, Зубово-Полянский, Краснослободский, Старошайговский, Темниковский, Теньгушевский, Торбеевский. Центр епархии - г. Краснослободск (до 1780 Красная Слобода). Кафедральный собор - в честь Воскресения Христова в Краснослободске (2006). Правящий архиерей - еп. Климент (Родайкин ; с 30 мая 2011). Епархия разделена на 8 благочиннических округов в границах соответствующих районов. К нач. 2015 г. в епархии имелось 118 приходов, 6 мон-рей (4 муж., 2 жен.), в клире состояли 89 священнослужителей (87 священников, 2 диакона). При ЕУ действуют отделы: религ. образования и катехизации, социального служения и благотворительности, тюремного служения, по работе с молодежью, по канонизации святых, миссионерский. История Отдельные районы, составляющие территорию К. и Т. е., в разное время входили в Тамбовскую (см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), Пензенскую (см. Пензенская и Нижнеломовская епархия ), Саранскую епархии. Первые правосл. храмы и мон-ри в крае появились в XVI в., наиболее активная миссионерская работа шла на рубеже XVII и XVIII вв. В Красной Слободе между 1613 и 1629 гг. появился первый храм - Троицкий собор (в 1778-1781 отстроен заново). Между 1655-1682 гг. была сооружена Ильинская ц., служившая теплым храмом при соборе. В 40-50-х гг. XVIII в. массово приняли крещение десятки мордовских селений в районе Красной Слободы и Темникова (в 1725-1780 относились к Шацкой пров. Воронежской губ.). Активная христианизация Поволжья при имп. Анне Иоанновне связана с деятельностью свияжской Конторы новокрещенских дел. В этот период выделялись средства на открытие церквей, на содержание новокрещенских школ. Отмечая результаты такой деятельности, П. С. Паллас в соч. «Путешествие по разным провинциям Российской империи» (1768) писал, что мордва, жившая по рекам Саранке, Иссе и Мокше, окончательно обращена в христианство. В 1844-1917 гг. в Краснослободске действовало уездное ДУ. В 1910-1928 гг. существовало Краснослободское викариатство Пензенской и Кузнецкой епархии.

http://pravenc.ru/text/2458955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс. Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря , 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμς ( Преломление : т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/115352.html

А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Основан как мужской в 1638 г. в предместье мест. Гоща кнж. Ириной Соломерецкой, каштелянкой смоленской (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 748). В 1639 г. в Г. м. был построен каменный храм во имя арх. Михаила, являющийся произведением волынской архитектурной школы: восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкала прямоугольная в плане апсида, с запада — симметричный ей притвор. Храм венчали 3 главы: центральная и расположенные над апсидой и притвором. С кон. XVI в. Гоща была одним из центров социнианства (см. Социниане ) на Волыни, в 1600 г. здесь был основан арианский коллегиум, в к-ром преподавали Теофил Молитор, Войтех Копер, Даниил Дорош. Ариан и социниан поддерживали владевшие Гощей до 1637 г. каштеляне Роман и Гавриил Гойские. В 1602–1603 гг. в коллегиуме учился Лжедмитрий I (см.: Левицкий О. И. Социнианство в Польше и юго-зап. Руси в XVI–XVII вв. К., 1882). Для противодействия арианству в 1639 г. по инициативе княжны Соломерецкой при Г. м. были основаны подчиненные киевской Братской школе правосл. учебные заведения («абы еретические науки над кафолическою религиею более не триумфовали»). Согласно записи в Луцких земских книгах, 5 февр. 1639 г. Соломерецкая обязала игумена и братию Г. м. состоять «в послушании» К-польскому патриарху, «не терпеть жителей, принадлежащих к арианской секте» и не дозволять арианам совершать богослужения в Гоще. Главным покровителем школы стал митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Первыми ректорами и игуменами Г. м. были: с 1639 г. Игнатий (Оксёнович-Старушич), с 1640 г. архим. Иннокентий (Гизель) , с 1642 г. игум. Феодор (Скуминович). С сер. XVII в. Гоща находилась во владениях воеводы Адама Киселя . После войн под предводительством Б. Хмельницкого (1648–1654) и разделения укр. земель на Правобережье и Левобережье Г. м. и коллегиум не потеряли своего значения. В 1669 г. казацкая старшина Правобережной Украины намеревалась превратить Гощанский коллегиум в академию, но не получила на это разрешения короля. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Г. м. перешел в унию и принял устав ордена василиан . При мон-ре существовала школа, в к-рой преподавалась риторика, поэтика, философия, лат., франц. языки. Согласно завещанию в пользу Почаевского мон-ря на 50 червонцев от 24 дек. 1737 г., ректором Гощанского коллегиума и игуменом мон-ря был мон. Амвросий (Середович). В 1777 г. к Г. м. был приписан униатский Городищенский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

http://pravenc.ru/text/586567.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Нифонту Суздальскому. 1488 г., январь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Нифонту Суздальскому» до сих пор полностью не издавалось. С цензурными пропусками (без описания «кощунств») «Послание» это напечатано И. Хрущевым в «Источниках» его книги «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XXII—XXIII). «Послание» сохранилось в одном известном нам списке: 1) ГПБ, Q.XVII.50 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, 341); 4°; вт. пол. XVI в. (скрепа Евфимия Туркова, бывшего игуменом Волоколамского монастыря в 1575— 1587 гг.) Л. 296 — «Послание Геннадия Нифонту». Подробное описание — в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого» К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 472) и у И. Хрущова (ук. соч., стр. XX—XXIII). Генадий архиепископ Великого Новаграда и Пскова святейшему и боголюбивому и о святом дусе брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздалскому достойную и духовную любов сиим нашим писанием, въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвященне и духовне и телесне Что есми послал государю великому князю да и митрополиту грамоты да и подлиник о новгородцких еретицех, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послал же, а тебя тогды на Москве не было. И о сем твоему боголюбию въспоминаю, чтобы еси посмотрел в владычню в Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о их ересех пространно изъявленно. Да усердно о том потщание имея, споборствуя по Христе бозе и пречистыя его богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князу да и господину отцу нашему Геронтею митрополиту всея Руси, чтобы тому делу потщался исправление учинити, занеже ныне как продлилось то дело — обыск ему не крепок чинитца.

http://sedmitza.ru/lib/text/433577/

Козино. Церковь Иоанна Златоуста. Златоустовская (старая) церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1866 году благодаря стараниям местного крестьянского общества и усердием Воскресенского первой гильдии купца Павла Цурикова был построен каменный храм с колокольней. До конца 50-х годов ХХ века бывшая церковь святителя Иоанна Златоуста использовалась как складское помещение. По просьбе исполкома Красногорского райсовета от 2 июля 1958г. московский областной совет депутатов трудящихся от 7 июля 1958 года принял решение «О сломе церковного здания в селе Козино Красногорского района». http://kozino.cerkov.ru В XV-XVI вв. Козино «на суходеле» Московского уезда принадлежало боярскому роду Вельских, затем оно было передано Новодевичьему монастырю. В 1584 г. в Козине уже существовала деревянная церковь во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1644 г. была построена новая деревянная церковь. В конце XVIII в. при Екатерине II монастырская земля стала государственной. В 1866 г. тщанием прихожан и усердием купца Павла Цурикова построен каменный храм с колокольней. В годы гонений на Церковь храм закрыли. Во время войны в помещении храма размещался опорный пункт генерала Белобородова. В 1960-х гг. храм взорвали. Сейчас на этом святом месте совершаются службы во временной деревянной церкви. http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/ Древняя, восходящая ещё к XV веку история деревни Козино впечатляет. В XVI столетии на небосклоне нашего отечества восходит звезда князя Ивана Дмитриевича Бельского - выходца из литовского княжеского рода Бельских (Гедиминовичей), талантливого полководца и государственного деятеля. В 1565 году он был назначен царём Иоанном Грозным главой Боярской думы. Был первым воеводой большого полка. Иван Дмитриевич принимал участие во многих военных походах того времени, участвовал в Ливонской войне. Погиб при обороне Москвы в 1571 году. Иван Дмитриевич получил старинное село Козино " на суходоле " в древнем Горетове стане Московского уезда от своего отца - Димитрия Фёдоровича Бельского. В этом селе князь построил деревянный храм в честь святителя Иоанна Златоуста, небесного покровителя его сына Ивана Ивановича. В 1584 году село с храмом уже известно как подворье Московского Новодевичьего монастыря, которому царь Иоанн Грозный дал в 1572 году сельцо Козино с деревнями на помин души князя Ивана Дмитриевича.

http://sobory.ru/article/?object=42673

Константиново. Храмовый комплекс. Церкви Константина и Елены и Михаила Архангела. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1816 и 1856. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Константиново Координаты: 56.416213, 40.264512 Проезд:Автодорога г.Суздаль-г.Юрьев-Польский, на 9км правый поворот на север, с. Гавриловское. Следует проехать через центр с. Гавриловское, далее ориентиры кладбище с правой стороны и от него линия электропередач, вдоль нее 3км до Константиново. Грунтовая дорога, проезд строго сезонный в сухую летнюю погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Константина и Елены Церковь Михаила Архангела Карта и ближайшие объекты Село Константиново от Владимира в 34 верстах, а от Суздаля в 10 верстах, при речке Тумке. В первой половине XVI ст. Константиново, как видно из документов Спасо-Евфимьева монастыря, записанных в описи 1660 г., принадлежало разным владельцам, «треть сельца» принадлежала вел. князю Московскому. В документах упоминаются следующие владельцы: Вотчичев, Огарев, Некрасов, Чернцов, Сорокин и Мнуков; каждый из них владел своим «жеребьем». В период времени от 1545 по 1563 гг. Константиново постепенно сделалось вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря: в 1545 г. монастырь выменял у Вотчичева на свою деревню Колязиново в селе Константинове «выть земли в трех полях по пяти чети»; в том же 1545 г. монастырь купил у Некрасовых двор отца их… пашни к двору в поле, луга и селищи с лесом и всеми угодьями; в 1549 г. у Чернцова куплен «жребий» - двор и усадьба; в 1562 г. царь Иван Васильевич пожаловал монастырю «треть Константиновского и три жеребья сельца Григорьева», вместо взятой им монастырской дер. Клестовой; в 1563 г. Мнуков «отдал в монастырь земли 15 четей в поле, сена 50 копен, с двором и огородом, с хоромами и всякими угодьями». Таким образом, село Константиново стало вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. В «Духовной» Вотчичева Константиново называется селом, следовательно, в XVI ст. здесь уже существовала церковь и был приход.

http://sobory.ru/article/?object=02033

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010