38. Сефербеков Р.И. Гендерные роли мужчины и женщины в хозяйственном быту народов Дагестана: традиции и современность//Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции/Отв. ред. А.И.Османов. Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала, 2008. С. 53-54 (соавтор – К.М.Магомедбеков). 39. Сефербеков Р.И. Гендерные роли мифологических персонажей народов Дагестана (генезис, эволюция, трансформации)//Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции /Отв. ред. А.И.Османов. Махачкала, 29 февраля 2008 г. Махачкала, 2008. С. 125-127 (соавтор – М.О.Алиев). 40. Сефербеков Р.И. Труды И.Ш.Анисимова как источник по мифологии горских евреев//Тезисы докладов региональной научной конференции «История, историография и этнография горских евреев». Дербент, 29-30 марта 2009 г. Дербент, 2009. С. 70-72. 41.  Сефербеков Р.И. Верования, связанные с животными у дагестанцев и вайнахов//VIII Конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Оренбург, 1-5 июля 2009 г. Оренбург, 2009. С. 191 (соавтор – З.Б. Татиева). 42. Сефербеков Р.И.  Роль и значение ряженых в обрядовой культуре народов Дагестана (генезис, трансформации, персонификации)//Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа»: Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси, 25-27 июня 2009 г. Тбилиси, 2010. С. 539-540. 43. Seferbekov R.I. On the supreme  deity of the North-Caucasian ethnic group//Proceedings of II international congress of caucasiologists. Tbilisi, 2010 P. 299-300. 44. Сефербеков Р.И. О верховном божестве северокавказской этнической общности//Материалы II международного конгресса кавказоведов «Кавказская цивилизация – история и современность». Тбилиси, 9-12 ноября 2010 г. Тбилиси, 2010. С. 479-480.     45. Сефербеков Р.И. Мультикультурализм в Дагестане: сохранение этнической идентичности в условиях глобализации//Материалы III международного конгресса кавказоведов «Мультикультурализм и толерантность на Кавказе». 23-26 октября 2013 г. Тбилиси, 2013. С. 267, 444-445 (Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта . На англ. и рус. яз.

http://bogoslov.ru/person/426785

Драгоман Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби. 1864–1902 442. Отношение начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина к помощнику драгомана Миссии Я.Е. Халеби 760 Иерусалим 12 апреля 1871 г. Копия Г. помощнику драгомана Иерусалимской Духовной Миссии Иакову Г Халеби Е[го] В[еличество] государь император, согласно определению Святейшего Синода от 25 ноября/2 декабря 1870 года, соизволил в 21-ое декабря того же года пожаловать Вам «за преданность России и содействие Миссии в приобретении священного Дуба Мамврийского 761 и других важных и ценных мест в Палестине» 762 золотую медаль на Аннинской ленте для ношения на шее. Передавая Вам при сем, по поручению Его Сиятельства г. обер-прокурора Святейшего Синода графа Д.А. Толстого, Всемилостивейше пожалованную Вам медаль, я пользуюсь случаем принести Вам сердечное поздравление с сим знаком Высокомонаршей милости, в полной уверенности, что Вы и впредь с тем же достохвальным усердием, бескорыстием и самоотвержением не откажетесь служить Миссии, а через нее и всей Православной Церкви. Начальник Миссии архимандрит (подписал) Антонин Архив РДМ, п. 10, д. 176. 1 л. 443. Отношение посла в Константинополе графа Н.П. Игнатьева к архимандриту Антонину Константинополь 2 июня 1873 г. Подлинник Высокопреподобнейший отец архимандрит. В ответ на письмо Вашего Высокопреподобия от 21 мая 43, честь имею препроводить к Вам при сем визириальное письмо на имя иерусалимского губернатора о признании Якуба Халеби драгоманом Духовной Миссии нашей в Палестине. Поручая себя Вашим святым молитвам, покорнейше прошу Вас, высокопрепо- добнейший отец архимандрит, принять уверение в совершенном моем почтении и душевной преданности. Архив РДМ, п. 54, д. 1047. 1 л. 444. Справка о драгомане Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Я.Е. Халеби Иерусалим без даты Копия Якоб Георгиевич Халеби, уроженец города Иерусалима (из фамилии, переселившейся из Алеппо), еще бывши мальчиком, пользовался покровительством преосвященного Кирилла Мелитопольского, тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. По его рекомендации был отправлен в 1860 г. в Петербург, где в течение трех с половиною лет обучался ювелирному мастерству у придворного ювелира Зефтигена 763 , причем изучил достаточно русский язык. В 1864 г. начальником Миссии архимандритом Леонидом был приглашен на службу в Миссию и состоял помощником драгомана ее около 10 лет. В 1873 г. определен штатным драгоманом Миссии, в каковой должности состоит и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

439 Иоанн IX избран папою в половине июня 898 года; письмо же писано в Зальцбурге не позже половины июля 900, когда умер Иоанн, и пораньше 21 генваря того же года, когда сделался королем Людовик, сын Арнульфа, упоминаемый в послании. 440 ... usque dum incessente corda eorum diabolo christianitatem abhorrere et omnem justitiam detrectare belloque lacessere et obsistere saevissime coeperunt; adeo, ut via episcopo et prædicatoribus illuc non esset, sed libitu suo egerunt, quæ voluerunt. 442 Bajoarii per Boëmiam, ipsis secum assumptis, regnum Marahanorum per tres hebdomades devastantes, tandem cum omni prosperitate domum reversi. Annal. Fuld., ad an. 900. 443 Pecuniam vestro juri debitam, propter infestam paganorum saevitiam, nec per me poteram nec per alios transmittere; sed quia Dei gratia liberata est Italia, quantocius potero, vobis transmittam. 444 Nunc vero, quod grave nobis videtur, et incredibile in augmentum injuriæ jactitant se (Sclavi) magnitudine pecuniœ id egisse. 445 Freilich Geld und viel Geld kostete die Sache; denn da der Papst die Cardinäle im Interesse und auf Verlangen der Mährer in ihr Land schickte, so mussten natürlich die Kosten einer solchen glänzenden Mission von Moymir getragen werden. Стр. 99, прим. 8. 446 Slov. Staroit., Шафарик, 1837, стр. 634–638, 663–638; Гильфердинг: Письма об истории сербов и болгар, Москва, 1855, письмо 2. 457 In die ascensionis Domini inter sacra missarum solemnia, super sacrum altare s. Petri apostoli celebrantes elevatis sursum manibus benediximus tibi, et omni populo tuo, omnique terre tue, писал вскоре папа Бранимиру. 462 ... Si aliquid ex parte Graecorum vel Sclavorum super vestra ad nos reversione vel consecratione aut de pallii perceptione dubitatis, scitote pro certo, quoniam nos secundum patrum decessorumque nostrorum pontificum statuta, vos adjuvare auctoritate curabimus. 464 Это видно из письма Стефана VI: Walberto patriarchae: miramur jam... qui transgressis terminis tibi commissis in ecclesia salonensi episcopum ordinaro ad indecentiam sedis apostolicae praesumpsisti. Mansi, XVIII, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Текст проповедей св. Кирилла мы читали на греческом языке, в 77-м томе «Curs. compl. Patrol. gr. Migne; потому и ссылки всегда будут указываться нами на этот 77-й том издания Migne. В этом же томе мы читали и письма св. Кирилла, на которые нередко будем ссылаться. В ссылках мы указываем как на проповеди (или письма) по изданию Migne, так и на часть проповеди (под литерами α’ β’ϒ и дд-) и на страиицу. При этом инициалы h. р. приияты нами как сокращение слов: homilia paschalis; h. d. – инициалы слов: homiliae diversae; ер. – epistola. Страницы указываются по изданию Migne, а не Обертовскому. Далее, все ссылки на проповеди и вообще то или другое место 77-го тома. Curs. compl М. будут помещены в самом тексте – в виду их многочисленности и почпи невозможности рассчитать для них место под чертой. Только примечания и выдержки, равно как ссылки на сочинения с пространным заглавием, будут помещены под чертой. 2 Те или другие сведения о Кирилле почерпаем вообще из следующих источников: Церковная История Сократа Схоластика ; Церковная История Евагрия; Минеи-Четьи под 9-м июня (житие составлено по Никифору Каллисту); биография Кирилла в Христ. Чтен. 1840 г., составленная главным образом по Четьи-Минеям ; монография архимандр. Порфирия (Попова) в Приб. к Твор. Св. Отец, т. 13-й; Историческое Учение об Отцах Церкви, Филарета Черниг.; Mich. Le Quien, Oriens Christianus, 1740 г. и др. 3 Прямых сведений об этом у историков не находим ; но судя по тому, что в 403 г. Кирилл был уже пресвитером и присутствовал вместе с дядей своим архиеп. Феофилом на соборе, осудившем Златоуста, можно думать, что ему в это время было около 30 лет ; затем в одной из сказанных в старости проповедей (h. d. 10, р. 1021 – 24) Кирилл говории о глубокой своей старости, согбенности и нетвердости в походке; следовательно можно думать, что ему было в это время (т. е. около 440–444 г.) около 70 лет. Если же так, то годы рождения Кирилла падают именно на указанное нами время. 4 Передаваемыя в Четьи-Минеях, в которых житие Кирилда составлено по Никифору Каллисту (12 в.), а затем и в Христианск.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Родзенский (Рудзенский) Никодим, иеромонах, в декабре 1739 года выбывший из Киево-Печерской лавры в Коломну, впоследствии учитель Московской Академии 439 ). Стасевич Лукьян Васильев. В 1739 году он выбыл из Киевской Академии, из класса реторики, вместе с архимандритом Малиновским отправился в Москву и в Московской Академии ходил в класс философии, из которого определен был в Коломенскую семинарию учителем. Здесь, по заключенному контракту, он пробыл с 1 декабря 1739 года до 1 сентября 1741 года и оттуда возвратился в Киев и в октябре этого года просил себе места в канцелярии Киевского митрополита 440 ). В Коломенской семинарии он преподавал инфиму и грамматику 441 ). Впоследствии Стасевич является учителем Воронежской семинарии. Гошовский Савва, 22 июня 1741 года, по выслушании курса пиитики в Киевской Академии, выбыл в Чернигов 442 ) и в том же году является учителем в Коломенской семинарии. В 1741–1742 г. он преподавал грамматику и синтаксиму, в 1742–43 году те же предметы, с присовокуплением пиитики 443 ). Помаранский Григорий, из учеников реторики Черниговского Коллегиума 444 ), в 1742–43 году преподавал фару и инфиму 445 ). Зеленецкий Иван, из студентов философии Киевской Академии 446 ), в 1744–45 году был учителем реторики 447 ). В этой школе в 1745–46 учебном году было в обучении священноцерковнослужительских детей: в реторик 7, пиитике 12 (в том числе крестьянский 1), грамматике 9, инфиме 10, а всего 38 человек 448 ). 13) Вятская семинария. Вятская архиерейская школа учреждена в 1723 году. В этом году в нее собрано было 35 человек 449 ). Преобразована была она в семинарию Вятским епископом Лаврентием Горкою (1733–1737 г.г.), который, бывши сам воспитанником и профессором Киевской Академии 450 ), в 1733 году прислал в Хлынов (Вятку) двух ее воспитанников Михайла Евстафьева сына Финитского, родом из Переяславля украинского, что за Киевом, и Василья Иванова сына Лищинского, родом из Перемышля польского, что за Львовом 451 ), которые явились в Хлынов в 1734 году и с 1735 года последовательно открывали семинарские классы, по риторический включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

к письму 42-му на стр. 42,7) и патрицием с 443 года; присутствовать на Халкидонском соборе. Письмо это нужно относить к 447 году, о чем см. к письму 42-му на стр. 40,4. 114 См. у блаж Феодорита, История боголюбцев, гл. 21, Спб. 1853, стр. 161–184, и ср. к письму 200-му. 115 Аватолий был (вместе с Fl. Placidius Valentinianus Aug. V) консулом в 440 году (H.F Clinton Fasti romani I, Oxford 1–45, р. 626, а равно был и военачальником на «Востоке»; в 449 году он присутствовал на Халкидонском соборе Письмо нужно относить к 447 году. См. к письму 42-му на стр. 40. 119 νδξταιος – gloriosissimus; см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel, S. 58–73; Prof. Otto Hirschfeld в «Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu Berlin» XXVI (1901), S. 603. 120 Дамиан был на Антиохийском соборе 445 года и на Халкидонском; в 458 году известен уже его преемник Мегас. 121 Гарнье склонен отождествлять этого адресата с упоминаемым в письме 10-м (на стр. 8) иподьяконом Геронтием. 125 Евтрехий был префектом в то время, когда консульствовал Ном, т.е. в 445 году. См. и к письму 81-му. 126 Ном (вместе с FI. Placidius Valentinianus Aug. VI) был консулом в 445 году; см. Н. F. Clinton, Fasti romani I, p. 630. Нелестную характеристику этого лица пресвитером Александрийским Афанасием см. Mansi VI, 1024 D: Деяния вселенских соборов III, стр. 584, и 2-е изд., стр. 260. 127 Это письмо вновь издано Саккелионом; различие этого нового списка от прежних заключается только в опущении подчеркнутого слова: и кончина. 130 Драконарий – конный воин, драгун; так назывались знаменосцы, потому что на знаменах было изображение дракона. 131 По Гарпье, писано вскоре по занятии Диоскором Александрийской кафедры, в 444-м году, так как св. Кирилл скончался именно в этом году 28-го января или 9-го июня. 133 Данное изречение приписываемое то Пифагору, то Эпикуру, вошло в число народных пословиц. Смысл этого выражения подвергается специальному исследованию у Плутарха (в его Moralia, pag. 1128 sqq.). Ср. Georg Buchmann, Geflügelte Worte, 23 Aufl.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

442 Патриаршее послание по поводу тридцатилетия Советской Власти 7 ноября 1947 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 205. 443 Архипастырское Пасхальное послание к пастырям и пастве в городах и сёлах Ленинградской области, пока ещё занятых вражескими войсками (12/25 апреля 1943 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 23–24. 444 Из слова за литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 10 августа 1941 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 45–46. 445 Послание Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Алексия пастырям и пасомым Русской Церкви по поводу третьей годовщины Великой Отечественной войны (22 июня 1944 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 58–59. 446 А.Г. Над книгой Святейшего Алексия, Патриарха Московского и всея Руси «Слова, речи, послания»//Журнал Московской Патриархии. М., 1949. 1. 447 Архипастырское Пасхальное послание к пастырям и пастве в городах и сёлах Ленинградской области, пока ещё занятых вражескими войсками (12/25 апреля 1943 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 23–24. 448 Патриаршее послание по поводу победоносного окончания войны с Германией (9 мая 1945 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 75. 449 Пасхальное послание Преосвященным архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной Церкви (27 марта/9 апреля 1950 г.)//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 22. 450 Скурат К. Святейший Патриарх Алексий как проповедник//Скурат К. Сборник отдельных статей и заметок за 1955–1965 гг. Ч. II. Загорск, 1965. С. 127. (Машинопись. Б-ка МДА). 451 Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лютер также утверждал, что искренне раскаявшийся в грехах получает в исповеди полное прощение как вины, так и наказания за грех и без И., т. к. «каждый христианин причастен ко всем благам Христа и Церкви» (тезисы 12, 36-37) ( Лютер. 2002. С. 3-16). В Швейцарии поводом для критики И. стала деятельность и злоупотребления продавца папских грамот об И. францисканца Бернардина Сансона в 1518-1519 гг. Против И. высказывался реформатор Ульрих Цвингли , под влиянием к-рого в 1521 г. городской совет Цюриха запретил торговлю грамотами об И. Продажа индульгенции. Гравюра Й. Броя Старшего из Аугсбурга. Ок. 1530 г. Продажа индульгенции. Гравюра Й. Броя Старшего из Аугсбурга. Ок. 1530 г. Полемика с протестантами повлияла на дальнейшее развитие католического учения об И. и о «сокровищнице заслуг». В декрете «Cum postquam» (9 нояб. 1518) папа Лев X дал разъяснение учения об И., подчеркнув, что папа Римский, «в силу владения ключами, открывающими врата в Царство Небесное», может избавлять верных от временной кары за грехи посредством И., получаемых «от преизбытка заслуг Христа и святых»; эти И. предоставляются живым через отпущение грехов и наказаний (per modum absolutionis), а душам, находящимся в чистилище,- посредством заступничества (per modum suffragii) (Христ. вероуч. С. 444-445). Буллой «Exsurge Domine» от 15 июня 1520 г. папа осудил учение Лютера, в т. ч. относительно его трактовки И. как «благочестивого обмана», не имеющего значения для отпущения наказания за совершаемые грехи, необходимого лишь людям, закоренелым в тяжких грехах и не склонным к раскаянию (Там же. С. 445-446). Впоследствии учение о сокровище Церкви было подтверждено папой Римским Пием VI в булле «Auctorem Fidei» (1794), осуждавшей определения сторонников янсенизма на Пистойском синоде (1786), в которых И. сводилась лишь к снятию канонических наказаний (епитимии) за исповеданные грехи и отрицалась иная действенность И. (в т. ч. для душ умерших), а учение о сокровищнице Церкви называлось «изобретением хитроумной учености» ( Denzinger.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

394 См.: Hauschild W.-D. Art. Nicano-Konstantinopolitanisches Glaubensbekenntnis//Theologische Realenzyklopadie. Bd. 24. Berlin; N. Y., 1994. S. 444–456; Staats R. Das Glaubensbekenntnis von Nizaa-Konstantinopel. Historische und theologische Grundlagen. Darmstadt, 1999. 395 См. подготовительный документ комиссии веры и церковного устройства Всемирного Совета Церквей: Gemeinsam den einen Glauben bekennen. Eine okumenische Auslegung des apostolischen Glaubens, wie er im Glaubensbekenntnis von Nizaa-Konstantinopel (381) bekannt wird/R. Sbeghen, hrsg. Frankfurt a. M., 1991; по поводу предыстории см.: Handbuch zum Apostolischen Glauben/H.-G. Link, hrsg. Neukirchen-Vluyn; Pader-born, 1987. 397 См. прежде всего: Oberdorfer В. Filioque. Geschichte und Theologie eines okumeni-schen Problems. Gottingen, 2001. А также: Gemeinhardt P. Die Filioque-Kontroverse zwischen Ost– und Westkirche im Friihmittelalter. Diss, theol. Marburg, 2001 (Berlin, 2002). 398 Hauschild W.-D. Lehrbuch der Kirchen– und Dogmengeschichte. Bd. 1. Alte Kirche und Mittelalter. Giitersloh, 1999. S. 1 f. 400 По поводу понятия канона, помимо специального изложения истории возникновения библейского канона, см. обширное исследование: Ohme Я. Kanon Ekklesiastikos. Die Bedeutung des altkirchlichen Kanonbegriffs. Arbeiten zur Kirchengeschichte 67. Berlin, 1998. 401 См.: Campenhausen Н. von. Die Entstehung der christlichen Bibel. Beitrage zur historischen Theologie 39. Tubingen, 1968. К важнейшим экуменическим свидетельствам Библии, которые связывают христианство не только с иудейством, но также и в самом себе, минуя конфессиональные границы, относятся псалмы. На это справедливо и убедительно указал проф. Базиль Штудер в дискуссии по докладу. 402 Нью-Дели, 1961 г. См.: Frieling R. Der Weg des okumenischen Gedankens. Eine Okumenekunde. Zugange zur Kirchengeschichte 10. Gottingen, 1992. S. 72–75. 403 Доклад 20 июня 1951 г. Напечатан: Kdsemann E. Exegetische Versuche und Besin-nungen I. Gottingen, 1960. S. 214–223, здесь: S. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Idem tuis istis recentioribus doctoribus usu venit. p. 268. 438 Et quoniam temporibus nostris vidimus et videmus divinam quandam miramque Ecclesiarum Christi reformationem, et ego, ne in eis novi Рарае existant, timeo, exhortor cum omnes, tam in primis magnos et potentes, ut sapiant et oculos apertos habeant, neve novum Раратит surgere permittant. Nam si parvulum illud cornu, quod vidit Daniel, videlicet Episcopus Romanus, ecclesiam Christi demoliri omnesque Principes Christianos sibi subjicere potuit, idem posset et aliquis ministrorum nostrorum facere. 440 См. письма Безы к Буллингеру за 1563 r. Corp. Reformat. t. 48. Буллингер, по-видимому, и теперь ещё не верил, чтобы сам Окино был проникнут еретическими мыслями. В письме к Кальвину от 21-го мая 1563 года он говорит между прочим: Accessit (Tretius) D. Ochinum, qui illi literas promisit in Poloniam quibus testetur se alienissimum esse ab istis Servetanis nebulonibus. Ingenue et libere cum Tretio prest colloquutus aesentibus etiam aliis etc. Ibid. p. 27. В письме к Безе от 12-ого июля 1563 года Буллингер также говорит: Librum Ochini non legi, пес vacaret legere. Minime autem puto illum facere cum Servetanis, Gribaldistis et Blandratistis, quos palam exsecratur. Et Thretio in Poloniam profecturo affirmavit sancte se abominari Italos in Polonia contra adorandam trinitatem disputantes. Promisit etiam illi se daturum literas contra istos nebulones. Ac dedit, ni fallor. Ergo si firmas rationes diluit infirmioribus inscitiae magis et senio deliro quam malitiae tribuo. Ibid. p. 41. 444 Ibid. p. 2029. Цюрихские проповедники со своей стороны написали опровержение на диалог Окино под заглавием: Spongia adversus aspergines Bernardini Ochini, где тоже не щадят Окино. 445 Около этого времени, между прочим, умерла жена Окино, как видно из письма Буллингера к Безе от 12-го июня 1563 года: Superioribus diebus ex casu gravi mortua est eius uxer, relictis illi liberis etc. Corp. Ref. t. 48. p. 41. Беза считает это наказанием Божиим за богохульную книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010