Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОНИФАТИЙ МИЛОСТИВЫЙ [лат. Bonifatius; греч. Βονιφτιος], свт. (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая), еп. г. Ферент (совр. Ференто, близ Витербо, Италия) в 20-30-х гг. VI в. Сведения о нем содержатся в «Диалогах» свт. Григория I Великого (Двоеслова), папы Римского ( Greg. Magn. Dial. I 9). В. М. прославился своим милосердием, по его молитвам прекращалось нашествие саранчи, пустые амбары наполнялись пшеницей, а розданные беднякам деньги возмещались с избытком. Мощи В. М. были перенесены в Витербий (совр. Витербо), чудеса от его мощей описаны диаконом Гауденцием. В X в. Флодоардом Реймсским был составлен гимн в честь этого святого. Память В. М. приурочена ко дню празднования памяти Вонифатия Римского , мч. Тарсийского, в зап. мартирологах к 14 мая, в греч. календарях к 19 дек. Ист.: BHL, N 1394-1395; PL. 77. Col. 189-197; ActaSS. Mai. T. 3. P. 371-373; T. 7. P. 760; ЖСв. Дек. С. 514-520. Лит.: Assemani J. S. De sanctis Ferentinis in Tuscia Bonifacio ac Redempto episcopus. R., 1745. P. 53-59, 145; Lanzoni F. Le diocesi d " Italia. 1927. T. 1. P. 535. (ST; T. 35); Jadin L. Boniface (43), évêque de Ferento//DHGE. T. 9. Col. 951; Burchi P. Bonifacio//BiblSS. Vol. 3. Col. 308. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)

http://pravenc.ru/text/155228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (сер. IV в.), свт. (пам. зап. 29 апр.), еп. Карфагена (Сев. Африка). Подпись Г. значится в списке свт. Афанасия Великого в «Апологии против ариан» (Apol. соптг. ar. 50), где приведены имена епископов, подписавших определения Сардикийского Собора 343 г., а также тех, кто подписали его акты позже. К числу последних относился и Г. Между 345 и 348 гг. Г. созвал в Карфагене Собор из 30 африкан. епископов, на к-ром и председательствовал. Собор принял 14 канонов, каждый был либо предложен Г., либо принят Собором по его рекомендации. В соборных актах канонам предшествует речь Г., он выражает благодарность имп. Константу и присутствовавшим на Соборе его представителям Павлу и Макарию за заботу о Церкви и за борьбу со схизматиками (т. е. донатистами). Первое соборное постановление, предложенное Г., запрещало практику перекрещивания еретиков, если они крещены во имя Св. Троицы. За перекрещивание всех еретиков и раскольников ранее выступал сщмч. Киприан Карфагенский, однако в IV в. эта мера стала восприниматься как донатистская. Т. о., по инициативе Г. Африканская Церковь впервые официально отказалась от практики перекрещивания. 2-й канон, инициированный Г., утверждал порядок почитания мучеников, остальные касались дисциплины мирян и клира. Скончался Г. до 359 г., т. к. на Соборе в Аримине в этом году присутствовал уже его преемник св. Реститут. Г.- 2-й Карфагенский епископ, чья память была внесена в календарь Карфагенской Церкви (нач. VI в.). Однако его почитание имело место уже в предыдущем столетии, т. к. он фигурирует в 1-й италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима. Ист.: Mansi. T. 3. Col. 143-158; Hilar. Pict. Fragmenta ex opere historica. Fragmenta 3 (2)//PL. 10. Col. 695; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 50//PG. 25b. Col. 337; Consilium Cartaginense anno 345-348 (CPL., 1765b)//Consilia Africae, 345-525/Ed. Ch. Munier//CCSL. 149. 1974. P. 2-10. Лит.: Delehaye H. Comment. perpetuus in Mart Hieron.//ActaSS. Nov. T. 2. 2. P. 218; Lancel S. Gratus//DHGE. T. 21. Col. 1251-1252. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТ (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 6 мая), еп. г. Вьенна (ныне Вьен, Франция). Об И. как о 5-м Вьеннском епископе упоминается в «Хронике» (Chronicon siue Breuiarium chronicorum de sex mundi aetatibus) Адона Вьеннского (сер. IX в.) и в «Книге епископов Вьеннской Церкви» (Liber episcopalis Viennensis ecclesiae), составленной в 1068 г. архиеп. Леодегарием на основании «Хроники Адона». По мнению Л. Дюшена, сведения об И. были заимствованы Адоном Вьеннским и Леодегарием из перечней Вьеннских епископов, но оба автора, возводившие основание епископской кафедры во Вьенне ко временам апостолов, неверно датировали деятельность И. Согласно «Хронике» Адона Вьеннского, И. занял кафедру в годы правления рим. имп. Адриана (117-138) и после длительного изгнания принял мученическую кончину при имп. Марке Аврелии (161-180), одновременно с Лугдунскими (Лионскими) мучениками. Леодегарий упоминает также о посланиях, якобы направленных И. Римским епископом (папой) Пием I (142 или 146 - 157 или 161). Речь идет о составленном при Леодегарии (ок. 1060) «Вьеннском собрании» папских декреталий, где наряду с подлинными посланиями, адресованными Вьеннским епископам (в V в.), представлены подложные декреталии (во II в.) с целью подтвердить древность и авторитет Вьеннской кафедры. Датировка епископского служения И. основана на том, что он был преемником 4-го Вьеннского еп. Вера, подпись к-рого сохранилась в актах Арелатского Собора 314 г. Т. о., И. скорее всего занимал кафедру в 1-й пол. IV в. Почитание И. не получило широкого распространения, память святого не была внесена в Мартиролог Адона Вьеннского и отсутствует в Римском Мартирологе (XVI в.). Ист.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 99-100; Ado Viennensis. Chronicon sive Breviarium chronicorum de sex mundi aetatibus de Adamo usque ad annum 869//PL. 123. Col. 182-183; Liber episcopalis Viennensis ecclesiae// Duchesne. Fastes. T. 1. P. 179-180, 204; Epistulae Viennenses spuriae//MGH. Ep. T. 3. P. 87. Лит.: Platelle H. Giusto, vescovo di Vienne//BiblSS. Vol. 7. Col. 37-38; Aubert R. Juste, évêque de Vienne//DHGE. T. 28. Col. 650-651. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1237899.html

Ежегодно в день памяти И. на его гробнице происходило чудо: во время молебна из нее поднимался столп приносящего исцеления праха (пыли), к-рый собирал епископ. Никита Давид Пафлагон (IX-X вв.) в Похвальном слове И. добавляет, что однажды среди праха видели большой палец руки, совершенно не поврежденный временем. Точно датировать мученичество И. не представляется возможным. В Синаксаре К-польской ц. указывается, что И. род. при Амастридском еп. Ираклии, но время жизни последнего неизвестно. В Типиконе Великой ц. упоминается о проповеди И. с мч. Фокой. Известны 2 святых с таким именем из расположенного недалеко от Амастриды г. Синопа, память к-рых приходится на 22 сент.: сщмч. епископ и мч. садовник. Время их кончины архиеп. Сергий (Спасский) датирует соответственно 117 и ок. 320 г. В совр. календаре РПЦ мученичество И. отнесено к IV в. Ист.: BHG, N 757; ActaSS. Iul. T. 4. P. 221-231; PG. 105. Col. 417-440; 117. Col. 457-458 [Минологий Василия II]; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 93-94; SynCP. Col. 827-828; MartRom. P. 292; Halkin F. Hagiographica identia decem. Turnhout; Louvain, 1989. P. 55-62. (CCSG; 21); ЖСв. Июль. С. 404; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 80-81. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 561; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 217; Т. 3. С. 276; Delehaye. Origines. P. 155-156; Sauget J.-M. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 324-325; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 86; Noret J. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501-502; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 455. А. М. Гагинский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/200137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ [Берилл, Вирилл; греч. Κριλλος, Βριλλος; лат. Birillus] (кон. III - нач. IV в.?), свт. (пам. 21 марта), еп. Катанский. Упоминание о свт. К. содержится в Житии сщмч. Панкратия , еп. Тавроменийского (Таорминского) (BHG, N 1410-1410m), составленном в VIII или IX в. (возможно, между 776 и 826) и в Житии свт. Льва , еп. Катанского (VIII в.) (BHG, N 921). В др. исторических источниках имя К. отсутствует. Согласно сведениям Жития, святитель происходил из Антиохии (Сирия), был учеником ап. Петра, от него получил епископскую хиротонию, и стал епископом в г. Катана (совр. Катания, о-в Сицилия). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) есть небольшое сказание о К., согласно к-рому он был боголюбивым и добрым пастырем, обращал идолопоклонников в христ. веру, совершал чудеса: напр., по его молитве ядовитая вода в источнике очистилась. К. мирно скончался в глубокой старости, а от его мощей, покоившихся в Катане, происходили многочисленные исцеления. Историческое существование еп. К. остается под вопросом. В источниках по истории Церкви он не упоминается. Кроме того, неизвестно также об апостольской преемственности не только кафедры Катаны, но и к.-л. др. епископской кафедры этого региона. Впрочем, в Житии свт. Льва, еп. Катанского, говорится, что свт. Лев занял «престол святого Вирилла, нашего архиепископа...» (см.: Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantensimi del mago Eliodoro//RSBN. 1989. N. S. Vol. 26. P. 3-98), т. о., в VIII в. К. почитался как основатель кафедры и архиепископ. Житие сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, представляет собой беллетризированное произведение агиографического жанра, названное исследователем Ф. Ланцони очень своеобразным и странным «агиографическим романом». Впрочем, Ланцони не отрицает того, что некий еп. К. действительно мог управлять кафедрой Катаны, но не в апостольские времена, а скорее всего на рубеже III и IV вв. Память К. включена в Римский Мартиролог, где он фигурирует под именем Берилл, и в греч. синаксари, где встречаются оба варианта имени святителя. Известно также последование свт. К., составленное неким Феофаном Сицилийцем и изданное А. Пападопуло-Керамевсом (BZ. 1900. Bd. 9. S. 370-378). Ист.: ActaSS. Febr. T. 3. P. 222-226; Mart. T. 3. P. 257-258; MartRom. P. 106. N 4; SynCP. Col. 552; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 117-118. Лит.: Lanzoni. Diocesi. P. 618-619, 628; Βρυλλος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 844; Morabito G. Berillo//BiblSS. 1963. Vol. 2. Col. 1284. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/1840259.html

В др. греческом синаксаре (Paris. gr. 1582; SynCP. Col. 70) память этой святой, названной Друсила,- под 22 сент. Сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста, посвященное мц. Д., из к-рого следует, что она была сожжена на костре за исповедание христ. веры, и ее память чтилась в селении близ Антиохии, где она, возможно, пострадала и где было произнесено Похвальное слово. О почитании Д. в Антиохии в VI в. свидетельствует слово Севира, патриарха Антиохийского (512-519), произнесенное в церкви, посвященной Д., возможно, той же, где было произнесено слово Иоанна Златоуста в IV в. Традиция почитания объединяет эту мученицу и Д., о к-рой сообщают греч. синаксари. Однако у свт. Иоанна Златоуста она не названа дочерью имп. Траяна, болландисты , издатели Мученичества Д. в Acta Sanctorum , придерживались той же т. зр. Сохранилось сир. Мученичество Д. и др., где Сирия указывается местом ее смерти при Траяне (BHO, N 265). Нек-рые исследователи (Р. ван Дорен, Ж. М. Соже) считают Д. одним лицом с мц. Дросидой (пам. 28 июля). Ист.: BHG, N 566; ActaSS. Sept. Vol. 6. Col. 300-302; PG. 50. Col. 683-694 [энкомий Иоанна Златоуста; рус. пер.: Похвала св. вмц. Дросиде, и о памятовании смерти//Творения. Т. 2. Кн. 2. С. 730-741]; SynCP. Col. 70, 553-554; MartHieron. P. 648; MartRom. P. 583; Giacomo di Edessa. The Hymns of Severus of Antioch and others/Ed., trad. E. W. Brooks. P., 1911. Col. 621-623. (PO. 7. Fasc. 5 (N 35); Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 120-123; ЖСв. Апр. С. 429-432. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113; Doren van R. Drosis//DHGE. T. 14. P. 815; Δρσις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 225; Sauget J.-M. Droside//BiblSS. Vol. 4. Col. 840-841; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 121. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/180480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВМЕНИЙ [Евмен, Именей; греч. Εμνης; лат. Hymen(a)eus; араб.  ], еп. Александрийский (130-143). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, Е. стал 6-м епископом после ап. Марка спустя год и неск. месяцев по вступлении на кафедру Телесфора , еп. Римского (128-139), т. е. ок. 130 г. ( Euseb. Hist. eccl. IV 5), что согласуется с указанием «Хроники» того же автора ( Idem. Chron. T. 2. P. 166-167). Е. скончался после 13 лет епископского служения ( Idem. Hist. eccl. IV 11. 6). В «Истории Александрийских патриархов», традиционно приписываемой копт. еп. Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв., на араб. языке), сообщается, что это произошло 10-го числа месяца паопе (7 окт.) в 6-й год правления имп. Антонина Пия (138-161), т. е. в 143 г. Тело Е. было захоронено рядом с гробницей ап. Марка в Буколии в Александрии. Почитание Е. существует только в Коптской и Эфиопской Церквах. Первая отмечает его память 9 паопе (6 окт.), как указано в одной из рукописей арабо-яковитского Александрийского синаксаря ( W ü stenfeld. 1879). В эфиоп. версии этого синаксаря и эфиоп. стишном синаксаре XV в. (Agiologium metricum Abissinum), где Е. посвящен 1 салам (стихотворное величание), его память отмечена 10-го числа месяца тэкэмт (соответствует копт. паопе), т. е. 7 окт. В эфиоп. и совр. копт. синаксарях говорится, что Е. был рукоположен во диакона Александрийским еп. Примом и нес служение 10 лет, после чего преемник Прима Иуст поставил его в пресвитеры. Став епископом, Е. проявлял заботу об обращении язычников и защите христ. веры. Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 832; Malan S. C., ed. Original Documents of the Coptic Church. L., 1873. Vol. 2: The Calendar of the Coptic Church. P. 7; W ü stenfeld F., ü bers. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der Coptischen Christen. Gotha, 1879. Bd. 1. S. 62-63; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1904. Vol. 1: St. Mark to Theonas. P. 152. (PO; T. 1. Fasc. 2. [N 2]); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 1. P. 135-136; Coptic Synaxarium. Chicago, P. 45. Лит.: Gutschmid A., von. Verzeichniss der Patriarchen von Alexandrien// Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 423; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 687; Sauget J.-M. Eumene//BiblSS. Vol. 5. Col. 224-225; Atiya A. S. Eumenius//CoptE. Vol. 4. P. 1069. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/187222.html

Августин указывает на таинственную силу и благодать крещения и на свойства истинного воина Христова, возрожденного в купели крещения. 2) Книга против манихея Фавста, в которой опровергаются заблуждения еретиков – манихеев. 3) Вопросы на книгу Числ, в которых св. отец изложил толкование на эту книгу Моисееву. 4) Письма к некоему Ианнуарию об обычаях Православной Церкви; здесь, объясняя обычаи и обряды Церкви, св. отец излагаете вместе с тем начала нравственного учения христианского. 5) Христианская наука – это есть пространное и полное руководство к изъяснению Св. Писания, в котором св. отец налагает правила для изъяснения и указывает необходимые качества для изъяснителя Св. Писания. 6) Послания к Гонорату о благодати Нового Завета, в которых бл. Августин отвечает на вопросы некоего Гопората касательно благодати, при чем опровергает учение еретика Пелагия. 7) Толкования на псалмы, в котором обращено главное внимание на таинственное толкование псалтири. 8) Беседы на Евангелие от Иоанна; 9) Беседы на слова Апостолские, в которых бл. Августин рассуждает о посланиях Ап. Павла и некоторых др. Апостолов. Наконец, 10) многочисленные беседы и поучения на праздники церковные и на различные случаи. – Блаж. Августин скончался в 430 году. В древнегреческих православных святцах память его указана 15 июня (См. Полный Месяцеслов Востока, арх. Сергия). 19) Св. Павлин, епископ города Нолы в Италии, был родом из города Бордо в Аквитании (в нынеш. южной Франции) и получил блестящее образование в местной знаменитой школе, где был наставником стихотворец Авзоний. С 389 г., приняв святое крещение, он роздал свое имение и начал вести уединенную жизнь в Испании, где вскоре и был посвящен в пресвитера. Затем переселился в Италию, в город Нолу, где в последствии сделался и епископом. Православная Церковь , совершая память св. Павлина 23 января, именует его милостивым за его милосердие к бедным. Он известен своими писаниями, именно: стихотворениями и посланиями к разным лицам, из коих мы приведем старообрядцам выдержку из его послания к другу своему, Сульпицию Северу, благочестивому христианскому историку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Вернуться 3 Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум; 1914–2003) – архиерей Русской Православной Церкви, философ, проповедник. Вернуться 4 Авва (ивр. греч. оДОа) – «отец». Древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века (в латинской транскрипции – аббат). Форма почтительного обращения к монашествующим. Вернуться 6 Митрополит Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651–1709) – русский церковный деятель, духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых. Память совершается 4 октября и в день Собора сибирских святых (23 июня). Вернуться 7 Мейстер Экхарт (то есть Мастер, Учитель Экхарт), известный также как Иоганн Экхарт и Экхарт из Хоххайма (ок. 1260 – ок. 1328) – знаменитый средневековый немецкий теолог и философ, монах-доминиканец, занимавший ряд высоких церковных постов и преподававший в Париже, Страсбурге и Кельне; один из крупнейших христианских мистиков, учивший о присутствии Бога во всем сущем. Вернуться 8 Блаженный Августин (354–430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, родоначальник христианской философии истории. Канонизирован Православной и Католической Церквями. Вернуться 9 Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнйн, в некоторых источниках – Машнйн; 1754 – 1833) – иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской Православной Церковью в 1903 году. Память совершается 15 января и 1 августа. Вернуться 10 Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов; 1866–1938) – монах Константинопольского Патриархата русского происхождения, подвизавшийся на Афоне. Прославлен Православной Церковью как святой в лике преподобных в 1988 году. Память совершается 24 сентября. Вернуться 11 Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский; 1872–1937) – архиепископ Тверской (Калининский) и Кашинский. В 1997 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФРАМ [лат. Wulframus; франц. Vulfran, Wulfran] († до 704), свт. (пам. зап. 15 окт., в рим. мартирологе Цезаря Барония 20 марта), архиеп. г. Сеноны (совр. Санс, Франция). Происходил из знатной семьи, с ранних лет родители готовили его к священству. Церковное служение начал в придворном клире франк. королей Нейстрии Хлотаря III (657-673) и Теодориха III (675-691), к-рый назначил В. архиепископом Сенон после 683 г. В 690-691 гг. В. оставил кафедру и после неск. месяцев пребывания в мон-ре Фонтенель (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) отправился миссионером к фризам. Миссионерская деятельность В. продолжалась 5 лет, однако не увенчалась крупным успехом. В 696-697 гг. он вернулся в Фонтенель, отказался от епископского сана и вел жизнь простого монаха. 31 марта 704 г., вскоре после кончины В., состоялось открытие и перенесение его мощей. Сохранилось 2 жития В. Краткое (Vita prima, brevior) было написано по просьбе аббата Фонтенеля Байна монахом этого мон-ря Ионой после перенесения мощей В. Это произведение содержит немного исторических сведений о святом. Ок. 752-756 гг. неизвестным автором было составлено пространное житие (Vita largior), позднее оно было переработано и расширено, в частности, сведениями о миссионерской деятельности В. среди фризов. Проповедь В. сравнивается по успехам с миссией св. Виллиброрда . В тексте заметно влияние Жития Виллиброрда, написанного Алкуином, к-рым автор, по-видимому, пользовался при описании миссии В., в XI в. были созданы «Чудеса св. Вульфрама». Мощи В. хранились в аббатстве Фонтенель до 1058 г., когда Гульельмо ди Тальвас, граф Понтьё, перенес частицу мощей святого в Абвиль (принадлежал в то время диоцезу Аррас, ныне диоцез Амьен), где они были помещены в специальной часовне. В 1639 г. по просьбе кор. Франции Людовика XIII частицы мощей В. из Абвиля были переданы церкви мон-ря Валь-де-Грас в Париже и в кафедральный собор Санса. Память В. особо отмечается в диоцезах Аррас, Амьен и Санс (Франция), Гент (Бельгия), Утрехт (Нидерланды). В Абвиле есть ц. св. Вульфрама. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 143-165. Лит.: Legris A. Les Vies interpolées des saints de Fontenelle//AnBoll. 1898. Vol. 17. P. 287-295; Brouette É. Vulfranno di Sens//BiblSS. Vol. 12. Col. 1363-1365. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161021.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010