Патриций Пров поддержал деятельность Севира в Константинополе и представил его императору как достойного кандидата на Антиохийский престол, освободившийся вследствие низложения сирийскими епископами патриарха Флавиана в 511 году 401 . 6 ноября 512 года Севир был возведен на кафедру св. Игнатия Богоносца 402 . Успехом своей карьеры он, конечно, был обязан своим выдающимся способностям, однако также несомненно, что без покровительства императора такое возвышение Севира было бы невозможно. С 512 по 518 год Севир управлял Антиохийской Церковью , продолжая поддерживать тесные связи с Константинополем 403 . В 515 году на Тирском соборе он объяснил «Энотикон» в абсолютно ясном антихалкидонском смысле и сделал попытку возобновить анафему против Халкидонского собора и его ороса 404 . В это время проявился и гимнографический талант Севира. Следует отметить, что Севир почитается монофизитами не только как выдающийся богослов и монах-аскет, но также и как значительный гимнограф, первый составитель октоиха. «Биограф Севира Иоанн бар Афтония пишет, что когда патриарх увидел, что народу нравится петь стихи не псалмодически, а на разные напевы, то он, подобно отцу, который любя своих детей, участвуя в их забавах, сам предпочитая псалмодию, ввел должности псалтов, сам сочинял гимны и передавал их последним для разучивания с народом. Кроме гимнов собственного сочинения, Севир вносил в свой октоих песнопения Антиохийской Церкви, которые появились в IVV столетиях» 405 . После смерти императора Диррахита (518 г.), императором стал Юстин I (518527), строго православный по своим догматическим убеждениям. Тогда же патриарх Константинопольский Иоанн созвал собор из 40 епископов, который осудил всех отвергавших Халкидон, в том числе и Севира. Последний вынужден был оставить свою кафедру и перебраться в Египет, где он находился в окружении Александрийского патриарха Тимофея IV (519535), около которого собирались все изгоняемые антихалкидониты 406 . Здесь он вступил в замечательный по своей содержательности догматический спор с Юлианом Галикарнасским 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379–395 г.), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Когда обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал Божество Святого Духа), святой Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: “Прощай, кафедра, – эта завидная и опасная высота!” Святой Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни. За свои замечательные богословские творения св. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры и выражать непостижимые ее истины с прозрачной ясностью и строгой точностью, Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Проповеди его насыщены такой поэзией, что многие фразы из них были использованы (св. Иоанном Дамаскины м и другими) для праздничных песнопений. Нетленные частицы мощей св. Григория до сих пор источают дивное благоухание. Тропарь: Пастырская свирель богословия твоего, риторов победи трубы: якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим. Святитель Иоанн Златоуст 9-го февр. и 26-го ноября по соврем.кал. (27 янв. и 13 нояб. по цер.кал.) Святой Иоанн Златоуст (347–407 г.) происходил из знатной антиохийской семьи. Лишившись в детстве отца, он был тщательно воспитан своей матерью Анфусой, превосходной женщиной и образцовой христианкой. Потом он учился у знаменитого языческого оратора Ливания. Имея от природы блестящие дарования, он тщательно развил их основательным и глубоким образованием (библейским в соединении с классическим). Когда спросили у Ливания, кого он считал достойным себе преемником, он с грустью ответил: “Конечно Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане”, а о матери его так выразился: “Какие бывают достойные женщины у этих христиан!”

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

После назначения о. Евтихия строителем Глинской пустыни Преосвященный Феоктист не хотел с ним расставаться и 18 сентября 1804 года одновременно назначил его экономом в архиерейский дом и присутствующим в Курской Духовной Консистории 402 . Кроме того, 16 ноября того же года о. Евтихий был определен благочинным в Белоградский Николаевский и Хотмыжский Знаменский монастыри 403 . Все это, безусловно, не позволяло о. Евтихию полностью предаться заботам о Глинской обители, внешнее благосостояние которой все ухудшалось. В «Географическом словаре Российского государства», составленном А. Щекетовым в начале XIX века, сказано, что в Глинской пустыни «каменного строения только 2 церкви, прочее деревянное и ветхое» 404 . Иеромонах Евтихий управлял Глинской пустынью почти четыре с половиной года, однако никаких сведений об этом периоде истории монастыря не сохранилось. Архимандрит Анатолий (Ключаров) писал: «Строитель иеромонах Евтихий известен более как строгий эконом Белоградского архиерейского дома, чем как настоятель. Он номинально числился «строителем Глинской пустыни» 405 . Указом Св. Синода от 27 марта 1809 года иеромонах Евтихий был переведен в Екатеринославскую епархию на должность настоятеля Балаклавского Георгиевского монастыря 406 . В описываемый период в Глинскую пустынь как в духовную лечебницу по-прежнему присылались для утверждения в иноческой жизни многие епитимийцы. По свидетельству А. С. Лебедева, изучавшего в начале ХХ века архив Глинской пустыни (утраченный ныне), в нем тогда хранились две большие книги об епитимийцах: за 1768–1851 гг. (720 листов) и за 1769–1830 гг. (838 листов). А. С. Лебедев подчеркивает, что благодаря строгому духовно-аскетическому укладу жизни епархиальное начальство считало Глинскую пустынь «особенно удобной» для исправления виновных и «в нее нередко посылались таковые, после того как оказывались неисправимыми в других монастырях» 407 . Приведем лишь несколько примеров. В 1776 году епископ Севский и Брянский Кирилл послал на исправление в Глинскую пустынь священника церкви Живоначальной Троицы села Жуковка о. Карпа Кириллова за нарушение богослужебных правил 408 . Поступивший в Путивльский Молченский монастырь «вдовый священник Иаков Анатовский за исхождение из монастыря в город для удовлетворения пьянственного пристрастия был определен указом Консистории от 17 января 1795 года в число братства Глинской пустыни, для удержания его от пьянства весьма удобную» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В собрании сём исправляющий должность доцента Академии по кафедре церковной археологии и литургики, кандидат богословия Александр Голубцов , защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны». Москва. 1891 г. Официальными оппонентами были ординарные профессоры: по кафедре русской церковной истории Евгений Голубинский и по кафедре русской гражданской истории Василий Ключевский . По окончании диспута О. Ректор Академии, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка : 1) По § 136 Устава духовных академий, кандидаты удостоиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц (коллоквиуме). 2) По § 81 того же Устава лит. в п. 6, удостоение степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определили : 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении и. д. доцента Академии, кандидата Александра Голубцова , в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации А. Голубцова и копии с отзывов о ней ординарных профессоров – Евгения Голубинского и Василия Ключевского . На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Дек. 15. Согласен». —407— 27 ноября. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, и. д. Инспектора, Архимандрит Пётр, и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Кудрявцева, В. Ключевского и А. Лебедева , не присутствовавших по болезни, и свящ. Д. Касицына, не присутствовавшего по домашним обстоятельствам. Слушали: 1. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1891 г. окт. 31. В Совет Академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 25 октября за 5219: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 8 сего октября за 282, в коем, донося, что Совет Московской духовной Академии, в собрании от 22 минувшего сентября, согласно предложению ректора Академии Архимандрита Антония, избрал Преосвященных: Архиепископов – Тульского Никандра, Иркутского Вениамина и Владимирского Феогноста и Епископов – Костромского Августина и Угличского, Викария Ярославской епархии, Амфилохия и Настоятеля Московского Заиконоспасского ставропигиального монастыря, Архимандрита Арсения в звание почётных членов академии, ходатайствуете об утверждении означенных лиц в таковом звании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Кукузу прибыл он после тяжкого семидесятидневного путешествия. Шествие святителя на место изгнания сопровождалось чрезвычайным участием и искренними слезами жителей Азии и Армении. «Встречающиеся со мною на дороге, писал Златоуст к диакониссе Олимпиаде на пути в Кукуз, жители Востока, Армении, люди всех стран, и везде, – смотря на меня, – проливают потоки слез, оглушают страшными воплями, и на всей дороге преследуют меня рыданиями». 170 Впрочем слезы и рыдания христиан о святителе не могли заглушить его болезней, лишений и скорбей во время пути в заточение и пребывания в ссылке. Из 70 дней проведенных им на дороге в Кукуз, он 30 дней страдал от лихорадки и имел многия иные скорби. 171 «Не говорю уже, писал он Олимпиаде, о бедствиях, какия терпел я в Константинополе; но ты можешь вообразить, сколько потерпел я по удалении из Константинополя, сколько перенес неприятностей во время долгого и тяжкого путешествия моего. Многия из этих неприятностей достаточны были к тому, чтоб уморить человека». 172 Пребывая в изгнании, св. Иоанн деятельно подвизался своими писаниями для блага Церкви и много страдал от лишений и врагов своих. «Да надобно же было этому случиться, чтобы я, и по удалении своем из города, не избавился от таких людей, которые сокрушают мою душу». 173 Чрез год по прибытии в Кукуз, святитель переведен был в Арависсу – северную крепость в Армении, для безопасности от нападений исаврян и где он не имел уже как прежде, столько свободы пользоваться движением. 174 А впрочем пребывание его здесь было лучше, чем в других местах. «Сколько перенес я, писал он из Арависсы в 407 году по прибытии сюда. Но всех тех опасностей я избежал и теперь наслаждаюсь здоровьем и большею безопасностью. Даже все армяне изумляются, как я с таким слабым телом переношу несносную стужу здешнюю, как могу дышать, когда и привычные к зиме много страдают от нея. Между тем я доселе оставался невредим; избегал от рук разбойников, часто нападавших; живу в недостатке необходимых потребностей житейских, даже банею не могу пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Пояски, освященные на Поясе Богородицы, будут раздавать еще неделю после отбытия святыни Москва, 24 ноября 2011 г. « После того, как святыня уедет, в храме Христа Спасителя еще неделю будет раздавать маленькие пояски. Они освященные, благословленные Святейшим, все соприкасались с Поясом Богородицы», сказал РИА Новости представитель организационного штаба. Очередь к храму Христа Спасителя. Фото РИА Новости Между тем, чтобы сократить время ожидания в очереди, которое может растянуться более чем на сутки, 24 ноября ковчег был установлен на специальную арку: теперь люди проходят под ковчегом, а не прикладываются к нему, передает корреспондент РИА Новости . Московский метрополитен начал объявлять на станциях и в вагонах метро о том, где следует выходить, чтобы занять очередь в храм Христа Спасителя. Сейчас это станция «Воробьевы горы». К Поясу Богородицы в Храме Христа Спасителя в Москве приложились уже 407 350 человек. По данным на 24 ноября, в очереди сейчас находятся 82 тыс. человек. Один паломник в среднем ждет 26 часов, чтобы попасть в храм. В четверг в Москву прибыло 732 автобуса с людьми из регионов. Паломники обогреваются в 195 автобусах, которые обслуживает 21 передвижная электростанция. Возле храма работают 103 объекта питания, в том числе 16 полевых кухонь, 13 чайных столов и около 70 павильонов мелкорозничной торговли. Около 490 волонтеров раздают паломникам гречневую кашу и горячий чай, сообщают «Известия». 24 ноября 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/50062.html

Международный богословский конгресс, посвященный святителю Иоанну Златоусту, проходит в Румынии 13 ноября 2006 г. 11:45 Богословский факультет Бухарестского университета проводит с 12 по 14 ноября под патронажем Патриарха Феоктиста международный богословский конгресс на тему: « Святой Иоанн Златоуст — экзегет Священного Писания, экзегет божественной любви», сообщает сайт Orthodoxie . Конгресс открывает серию мероприятий, посвященную 1600-летию преставления святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского (347-407). Конгресс проходит при поддержке Румынского Патриархата и Государственного секретариата по культам. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/159733.htm...

Опубликована съемка торжественного всенощного бдения в монастыре Ватопед  Святая Гора Афон, 26 ноября 2013 г.      В монастыре Ватопед на Святой Горе Афон, где хранится честная глава святителя Иоанна Златоустого , архиеп. Константинопольского (407), отслужили торжественное всенощное бдение, которое мы можем увидеть благодаря греческому порталу Romfea. 26 ноября 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66131.html

Святые отцы и учители Церкви, из творений которых даны извлечения в первом выпуске Блаж. Августин, епископ Иппонский в Северной Африке, род. 13 ноября 354 г., † 28 августа 430 г. Св. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, род. ок. 295 г., † 2 мая 373 г. Св. Василий Великий , архиеписком Кесарии Каппадокийской, род. ок. 330 г., † 1 января 379 г. Св. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский, род. ок. 329 г., † ок. 390 г. Св. Григорий, епископ Нисский, род. ок. 335 г., † ок. 394 г. Св. Епифаний, епископ Саламина на о. Кипре, род. ок. 315 г., † 403 г. Св. Иоанн Дамаскин , род. в конце VII в., † ок. половины VIII в. Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, род. ок. 347 г., † 14 сентября 407 г. Св. Кирилл, епископ Иерусалимский, род. ок. 313 г., † в 386 г. Св. Максим Исповедник , род. ок. 580 г., † в 662 г. Тертуллиан , пресвитер Карфагенский, род. ок. 160 г., † после 220 г. Блаж. Феодорит , епископ Киррский, род. ок. 393 г., † в 457 г. И я не то говорю, будто бы не всегда должно памятовать о Боге (да не нападают на нас за это люди на все готовые и скорые!). Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать, и, если можно так выразиться, не должно и делать ничего иного. И я один из одобряющих слово, которое повелевает поучаться день и ночь ( Пс. 1:2 ), вечер и заутра и полудне поведать ( Пс. 54:18 ), и благословлять Господа на всякое время ( Пс. 33:2 ). А если нужно присовокупить и сказанное Моисеем, то лежа, и востая, и идый путем ( Втор. 6:7 ), и исправляющий другие дела должен памятовать о Боге, и сим памятованием возводить себя к чистоте. Таким образом, запрещаю не памятовать о Боге, но богословствовать непрестанно; даже запрещаю не богословствование, как бы оно было делом не благочестивым, но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры. Мед, несмотря на то, что он мед, если принят в излишестве и до пресыщения, производит рвоту. И время всякой вещи, как рассуждаю с Соломоном ( Еккл. 3:1 ). Даже прекрасное не прекрасно, если произведено вне порядка; как, например, совершенно не приличны цветы зимою, мужской наряд на женщине и женский на мужчине, геометрия во время плача и слезы на пиру. Ужели ни во что будем ставить время единственно там, где всего более надобно уважать благовременность? Нет, друзья и братия! Не так будем рассуждать, не побежим далее цели, как горячие и неудержимые кони, сбросив с себя всадника – разум, и отринув добрую узду – благоговение, но станем любомудрствовать, не выступая из назначенных христианину пределов, не будем переселяться в Египет, не дадим увлекать себя к ассириянам, не воспоем песнь Господню на земли чуждей ( Пс. 136:4 ), то есть. в слух всякому, и стороннему и нашему, и врагу и другу, и благонамеренному и злонамеренному, который чрез меру тщательно наблюдает за нами, и желал бы, чтобы в нас каждая искра худого обратилась в пламя, сам тайно ее возжигает, раздувает, воздымает своим дыханием к небу, выше попаляющего все окрест себя вавилонского пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

—407— – А потом уже следует запись Дневника: «Нынешнее новолетие моей жизни«… Во втором абзаце начало таково: «Вам известно, что 2987 отличия светских почестей меня не прельщают. Так я смотрю на них не потому, чтобы сердце мое было чуждо всякого 2988 честолюбия»… Стран. 305 3 . «виде» оскобить, как редакционную вставку. Стран. 305 4 . В подлиннике заканчивается пометкой «26 августа», – время, когда письмо послано. На стр. 325 15 . Беседы Макария раскрывают «глубокие состояния христианской 2989 жизни«… Строка 9-ая снизу. «Напечатанная книга А.Н. Муравьева не расходится». В «Дневнике» в скобках читается «какая? – не знаю». На стр. 328 8 следует читать не «Сделан», а «сделал». 328 6 : «дети могут обучаться ныне». 2990 На стр. 329. Письмо 5 ноября начинается: «В Коломенской семинарии учился Владыка до класса философского». 2991 – Далее следует читать: «Наставником по этому классу был такой человек, которого скудость постигать мог даровитый ученик». 2992 Строка 13 сверху: Ляпидевский – в Троицкой семинарии (отец нынешнего протоиерея Ляпидевского). – Что в скобках – не напечатано. Строка 13 снизу: «я имел», а следует читать: »Владыка имел желание». Строка 11 снз.: «отец мой дал понять», а не заметить, как напечатано. Строка 6 сн. читается: «В феврале месяце 1800 г. я прибыл», а следует: «В феврале месяце 1801 г. он«… Строка 1 снз. Последнее слово «Я» нужно заменить: «Молодой Дроздов». Стр. 330 1 ; «Рекомендовали мне» – следует читать »ему». Строка 3 св.: «Но узнав», а нужно: «Но узнал я». —408— Строка 6 св. Читается: «указали мне», а нужно: «ему». Строка 7 св. следует питать: »и сам». Стр. 17 св.: «Сначала меня не хотели принять», а нужно: «Сначала молодого Дроздова«… Далее следует поправить в 15 строке снизу мне, а нужно ему; в 14 строка напечатано я, а в подлиннике читается он; в 10 строке снз. вместо: «на это ничего не мог бы я отвечать» следует поправить так: «на это ничего не мог бы он ответить». Первое лицо местоимений на третье переменить нужно: в 7 и 6 сн. вм. я – он; в 5-ой – моими, поставить его ответами, и далее. вм. меня – его, равно как и на стрк. 2 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010