Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРАКС [греч. Ιραξ] († после 408), прп. (пам. в субботу сырную). Сведений о жизни и деяниях И. сохранилось крайне мало. Известно, что И. жил в Египте и входил в группу нитрийских монахов во главе с т. н. Длинными братьями ( Аммонием , Диоскором , Евсевием и Евфимием). Когда еп. Феофил Александрийский изгнал их из Египта, они пришли в К-поль просить заступничества у свт. Иоанна Златоуста (эту историю, не упоминая имени И., приводят неск. церковных писателей: Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 12; Phot. Bibl. 1960. T. 2. P. 57-59). Нек-рую информацию об И. приводит в «Диалоге о житии блж. Иоанна Златоуста» еп. Палладий Еленопольский. По его словам, И. первым из егип. и фиваидских отшельников удалился на Порфирову гору (пик в горной цепи между Нилом и Красным м.), где пребывал в одиночестве 4 года, а затем 45 лет подвизался в Нитрийской пустыне. Будучи изгнан из Египта вместе с др. нитрийскими монахами, И. пробыл с ними в К-поле нек-рое время, а после смерти Аммония, наступившей ок. 403 г., незадолго до начала Собора в предместье Дуб, возвратился в пустыню. Следует отличать И. от др. Иеракса, ученика прп. Антония Великого , самого старшего из нитрийских монахов (во времена Палладия ему было ок. 90 лет), о к-ром упоминается в той же главе «Диалога...». Два изречения И. содержатся в сб. Apophthegmata Patrum . Когда один из иноков спросил И., как спастись, тот ответил: «Сиди в келлии своей. Если голоден, ешь. Если жаждешь, пей. Но не злословь никого, и спасешься» (Великий Патерик. С. 28). В др. изречении И. предостерегал от мирских речей. В некоторых списках рус. святцев XVII в. память И. указывается 5 и 8 мая. Ист.: PG. 65. Col. 252 (рус. пер.: Достопамятные сказания. Серг. П. 1993. С. 88); Palladios. Dialogue sur la vie de Jean Chrysostome. XVII/Éd. par A.-M. Malingrey. P., 1988. T. 1. P. 338 (рус. пер.: Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста/Пер.: А. С. Балаховская. М., 2002. С. 110-111); Великий Патерик, или Великое Собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 28. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 132, 136; Т. 3. С. 532. Ю. А. Казачков Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/293589.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Онуфрий Курский, сщмч. - житие Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский (1889 - 1938), в миру Антон Максимович Гагалюк, родился в местечке Посад-Ополе (Люблинская губерния, ныне на территории Польши) в семье лесничего. В юности, во время тяжёлой болезни, молодому семинаристу явился преп. Онуфрий Великий и исцелил его. Антон Гагалюк окончил Петербургскую Духовную Академию, принял постриг и священный сан, в 1915 г. назначен преподавателем Пастырско-миссионерской семинарии при Григориево-Бизюковском монастыре Херсонской епархии. После революции служил в Бориславле, позднее - в Кривом Роге. В 1923 г. посвящён во епископа Елизаветградского, викария Одесско-Херсонской епархии. После первой архиерейской литургии арестован. Находился в тюрьмах Елизаветграда, Одессы, Кривого Рога, Харькова; вёл миссионерскую работу среди уголовников. После освобождения на правах ссыльного жил в Харькове, по благословению св. Тихона, Патриарха Московского, управляя оттуда Одесской епархией. Боролся с обновленчеством, написал большое количество богословских, апологетических и исторических статей, неустанно проповедовал. С 1926 по 1928 г. находился в ссылке в глухом селе на Урале, потом год содержался в Тобольске и Сургуте. В заключении написал шестьдесят богословских статей. В 1929 г., после освобождения, признал церковную власть митрополита Сергия (Страгородского) и его Синода, назначен на кафедру в Старый Оскол. Несмотря на стеснения, Онуфрий много проповедует, активно борется с обновленчеством, добивается открытия храмов. В 1933 г. был под арестом, в том же году назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии, а вскоре - епископом Курским. В 1934 г. возведён в сан архиепископа. В 1935 г. приговорён к десяти годам концлагеря. В заключении работал в Средне-Бельском совхозе Дальневосточного лагеря. В марте 1938 г. арестован в концлагере и приговорён к казни. Расстрелян 1 июня 1938 г. (возможно, в Благовещенске). В Харьковской епархии имя Онуфрия окружено широчайшим народным почитанием. Память празднуется 19 мая/1 июня. Литература: Прот. М. Польский. Новые мученики российские. Jordanville, 1957. [Далее - Польский. Мученики]. Т. 2. С. 122 - 123; I. Andreyev. catacomb saints. Lives of the new martyrs. Platina, California, 1982. P. 385- 403. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917 - 1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. [Далее - Акты Тихона]. С. 444, 446, 876, 913, 927, 930, 947, 985 - 986. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Онуфрий Курский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-3101

Псалом 33 1. Псалом Давида, когда он изменил лице свое 396 пред Авимелехом, тот отпустил его, и он ушел 397 . Буду прославлять Господа во всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душе моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и все вместе 398 превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий 399 воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей его избавил его. Ополчится ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите 400 и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не будут лишены никакого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои – от лукавых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным, и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них 401 . Воззвали праведные, и Господь услышал их и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных 402 , но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится 403 . Смерть грешников бедственна, и ненавидящие праведного погрешат 404 . Избавит Господь души рабов своих, и не прегрешат 405 все уповающие на Него. 398 Греч. μα [? в гёттинг. π τ ατ без разночт.] – соборно, сообща, единодушно и единогласно. 402 Слав. праведным (дат. пад.) соответствует род. пад. δικαων, justorum; вероятно, собственный перифраз слав. переводчиков. 403 Символ спокойной и благополучной жизни, в противоположность страждущим людям, кости которых потрясены (6:3; 30:11), сокрушены (41:11), рассыпаны (21:15; 52:6; 140:7), высохли (101:4.6) и одряхлели (31:3). 404 Греч. πλημμελσωσιν [(син.), πλημμελσουσιν (ват. и алекс.)] – ошибутся в своих расчетах и замыслах. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

402 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 403 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1+2 + 3 + 4=10. 405 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ). 411 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 423 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 427 Ис.58:6. Рус. пер.: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо». 428 Ис.1:17. Рус. пер.: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». 470 В «Oeuvres complétes» слово в Неделю Православия значится как написанное в 1451 г. Однако в своей статье о св. Георгии Схоларии, написанной много позже (именно в 1941 г., в то время как первый том Полного собрания сочинений св. Георгия Схолария был издан в 1928 г.), Mnsr. Жюжи относит эту проповедь к 1444 г., и это представляется правильным по ряду причин. 472 Т. е. Божественное воплощение должно было быть истинным приятием плоти, а не призрачным, кажущимся, как это учили гностики. 479 Скобки в оригинале. «Лучший», т. е. Бог. См. толкование этого слова у Лампе: Patristic Greek Lexicon. P. 777. 487 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале. 488 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и всепрощение, и главу и корень всех добродетелей – любовь. Оно читается так: облекитесь, как избранные Божии святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу 403 . Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от пристрастия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, – и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога 404 , и поучаться непрестанно в славословии в храме и дома. Аминь. Званные и избранные Слово в неделю Св. Праотец Грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:17 ) Сегодняшний воскресный день называется в церковном порядке неделею св. Праотец, потому что св. Церковь перед приближением праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа находит справедливым почтить память праотцев Его по плоти: Адама, Сифа, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других; следующий же за этим воскресный день называется неделею св. Отец, т. е. ближайших по времени к Иисусу Христу сродников Его по плоти (и преимущественно – св. Богоотец Иоакима и Анны). Нынешний день Церковью положено читать Евангелие о званных на вечерю, потому что Иисус Христос, Которого пришествие в зраке рабием на землю или рождество Его мы будем скоро праздновать, есть тот посланный от Бога Раб по человечеству, Который приглашает нас непрестанно на вечерю велию. Под вечерию велиею разумеется будущее блаженное царство, которого уже удостоились весьма многие святые, оно называется вечерию·или ужином потому, что настанет по скончании краткого и изменчивого века сего; великою – потому, что будет блаженство неизреченно велико; и под званными на эту вечерю должно разуметь, братия, христиан, потому что все мы ; со времени совершения над нами таинства крещения вписаны в книгу живота, из которой, впрочем, очень скоро могут нас вычеркнуть, если дела наши будут несообразны с нашим званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он нашел все пути премудрости... После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36—38). Что скажешь ты на это? Будешь опровергать эти слова? Но не можешь, — истина остается блистающей собственным светом и ослепляющей глаза еретиков, не желающих верить ей. Хотя глубоко это состязание и велик жар, но слово это больше, превосходнее неудобства слушающих, и жар утоляется росой поучения; и если мы собираемся однажды или дважды в неделю, то слушателю не должно быть нерадивым. Когда ты выйдешь отсюда, и кто-нибудь спросит тебя: о чем беседовал учитель? — ты скажешь: против еретиков; если он скажет: о чем он беседовал? — и ты не найдешься отвечать, то стыд тебе величайший; а если ответишь, то уколешь его; если то будет еретик, исправишь его; если то будет нерадивый друг, привлечешь его; если невоздержная жена, вразумишь ее, — а отвечать ты обязан и жене: «жены, — говорится, — в церквах да молчат... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают... у мужей своих» (1Кор.14:34—35). Когда ты придешь домой и жена спросит тебя: что принес ты мне из церкви? — скажи ей: не мяса, и не вина, и не золота, и не нарядов, украшающих тело, но слово, умудряющее душу. Когда ты придешь к жене, то предложи духовную трапезу; скажи наперед, пока свежа память: насладимся духовным, а потом насладимся чувственной трапезой, потому что если мы так устрояем дела свои, то будем иметь Бога среди нас, и трапезу благословляющего, и нас увенчивающего. За все же это будем благодарить самого Отца, с Сыном и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    Произнесена в Константинополе и, если упоминание о том, что Златоуст привык сам терпеть преследования, а не других преследовать, считать указанием на изгнание именно Златоуста, то во время между первым и вторым изгнанием его, т. е. в конце 403 или в начале 404 года; но перенесевие мощей св. Фоки празднуется 22 июля.    В Библии: «наш» — и.И. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу, бывшему ... Мученические подвиги доступны всем — мужам и женам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Опыт мрачной бездны неким образом заставляет человеческий дух обращаться не к земле, но к Богу 400 . Отчаяние, которое приносит эта неописуемая память, является причиной возвращения к Богу. Ее действие и страдания, которые она доставляет, могут привести ко всецелому покаянию. Благодать смертной памяти вдохновляет на битву, в которой побеждаются даже самые неискоренимые страсти. Она не позволяет человеческому духу сойти до земли или придать ценность чему-либо временному и тленному 401 . Человек пренебрегает славой людской, богатством, разумом и счастливой жизнью. Вкратце: «сия дивная память выводит дух наш из земного притяжения» 402 и дает опыт бесстрастия, пусть даже в отрицательном виде – не как полнота и всевластие божественной любви. Эта память освобождает человека от всякой чуждой власти, неизреченно соединяет его с Вечным. Постепенно она преображает все его существование и переводит все его бытие на уровень вечности 403 . Лицезрение людей, которые страждут вместе с ним под тем же осуждением смерти, наполняют его состраданием к ним 404 и предрасполагают его дух к молитве за всех людей, как и за самого себя. Это сострадание есть начало божественной любви и, как следствие, начало победы над смертью. Память смертная научает человека жить вне земных попечений и «эсхатологично», обогащаясь всеми дарами Божиими 405 . Наконец, самым важным в опыте смертной памяти является то, что посредством ее в человеке обновляется ипостасный образ бытия и существования. Страшное зрелище смерти, которая охватывает собой все и осуждает на вечное угасание всякий свет жизни, экзистенциально связывает человека со всеми единостраждущими и единоосужденными с ним братьями, страдания которых, а также любовь становятся содержанием его сознания. Цель сотворения человека и его предопределение во Христе состоит в том, чтобы он охватил собой тварное и нетварное бытие и стал двойственным по благодати, как для нас двойственным по природе стало воплотившееся Слово Отца. Эта священная память приуготовляет предвкушение данного божественного состояния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

У Тютчева: «Что пред тобой утеха рая,/Пора любви, пора весны». 390 «Иным Дарован от природы.» – Неточно приведены строки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Иным достался от природы.» (1861). 392 «К декабристам» ... – Имеется в виду стихотворение Ф.И. Тютчева «14 декабря 1825» (1826, опубликовано в 1881). 396 Крейцер Георг Фридрих (Creuzer; 1771–1858), немецкий филолог, профессор Гейдельбергского университета. 403 …Орфей, как и в древнем христианском искусстве и у Климента Александрийского . – В раннехристианской живописи языческие образы использовалась для выражения христианских идей («Добрый пастырь», «Орфей и Эвридика», изображения рыб и виноградной лозы). В трактате «Строматы» Климент Александрийский (Тит Флавий Климент; 150–215?) назвал подобную символику «прикровенным орудием» христианской истины. 408 ...особом богослужении Софии недавно издано священником Флоренским. – См.: Служба Софии Премудрости Божии//Богословский Вестник. 1912. Кн. 2 (издано свящ. Павлом Флоренским по рукописи, принадлежащей московской Софийской церкви на Лубянке). Публикация упоминается в книге свящ. П. Флоренского «Столп и утверждение Истины» (Глава XI «Письмо десятое: София». М., 1914). 412 ..в гностическом сочинении Πστις Σοφα... – «Пистис-София» («Вера-Премудрость», греч.), коптский манускрипт (пер. с греч.), предположительно датируемый 340–360 гг. См.: Трофимова М.К. Историко-философские проблемы гностицизма. М., 1979. Манускрипт был приобретен Британским музеем в 1785 г. В. С. Соловьев изучал апокрифические рукописи Британского музея в 1875 г. 415 «Память, довольно!..» – Заключительная строфа стихотворения В. С. Соловьева «Память» (1892). С.М. Соловьев приводит одну из ранних редакций 4-й строфы стихотворения (см.: Стихотворения Вл. Соловьева. 6-е изд. М., 1915. С. 310). В другой редакции: «Память, довольно! Вся скорбь пережитая/Вновь овладела душой,/Словно те прежние слезы пролитые/Льются воскресшей волной» (Соловьев В.С. Стихотворения, шуточные пьесы. С. 88). 417 ...предостерегает читателя в предисловии к последнему изданию своих стихотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Новейшие египтологи относят время правления фараонов XIΙ-й династии приблизительно за две тысячи лет до P.X. 238 Д.И Введенский, Патриарх Иосиф и Египет (Опыт сближения данных Библии и Египтологии). Сергиев посад, 1914, стр. 125. Здесь же имеется и снимок с египетского памятника. О случаях переселения в Египет во время голода см. там же, стр. 403. 240 Хотя Сарра имела в это время не менее 65 лет (ср. Быт.12:4; 17:17 ), однако, по замечанию митрополита Филарета, она, как не рождавшая детей женщина, могла сохранить свою телесную красоту. Зап. на кн. Быт., op. cit, ч. 2, стр. 61. 248 F. Vigouroux. La Bible et les découvertes modernes en Palestine, en Égypte et en Assyrie. 6-e edit. Paris. 1896. Т. I, p. 455–456. 252 Иосиф Флавий замечает, что Бог послал на фараона болезнь и расстройство в делах. Flavii Opera, ed. Niese Berolini. MDCCCLXXXVII, Vol. I. Antiqu. I, 8. 258 Lepsius, Denkmäler aus Aegypten und Aethiopien nach den Zeichnungen der von Seiner Majestaet dem Koenige von Preussen Fr. Wilhelm IV nach diesen Laendern gesendeten und in den Jahren 1842–1845 ausgefuerten wissenschaftlichen Expedition auf Bef. Seiner Majest. Berlin. 1849–1859. II, 3, Bl. 9. 265 Vigouroux, La Bible.., op. cit., p. 465. Иероглифическое название его aa. 269 Военные сцены на ассирийских памятниках сохранили нам изображения верблюдов, на которых выступали на битву арабы, ibid. 270 Vigouroux. La Bible.., op. cit., p. 467. Известно, что в Египте богу Анубису приносили в жертву петуха. Очень редки также изображения на памятниках Египта свиней, хотя известно, что они, охотно разводились обителями Нильской долины. Heyes, op. cit., S. 30. 273 Heyes, op. cit., S. 29. Тот же Heyes приводит на справку сообщение H. Petrie. что им найдена в Абидосе голова верблюда. Ibid., S. 28. Читать далее Источник: В память столетия (1814-1914) Московской духовной академии: Сборник статей, принадлежащих бывшим и настоящим чл. акад. корпорации: В 2 ч. - Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1915./Ч. 1. – 581 с.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Затем анагносты начали канонаршить Блаженны до конца, а певчие пели их. При первой кафизме я вошел и сказал: „помилуй нас, Боже“ и пр., имея в правой руке кадильницу, коею окадил столик, и поминал всех усопших русских архиереев. Они обыкновенно делят эту ектению на пять прошений, и на каждое прошение певчие пели „Господи помилуй“. [После этого я сказал: „Господу помолимся“, а они отвечали: „Господи (помилуй)“, и наш учитель прочел молитву]: „Боже духов и всякие плоти“ тихим голосом 400 , по их обычаю, а затем сказал положенный возглас 401 . Патриарх (Никон) сошел и совершил каждение, после него кадил наш учитель; то же сделал и сербский. 402 Когда певчие кончили пение Блаженн, канопарх начал канопаршить стихиры канона, не каждую стихиру (отдельно), но читал их, а певчие пели только их конец, и так до последней. Патриарх сошел и совершил отпуст, поминая имена усопших по книжке, одно за другим, и им пели вечную память и вечный покой. Вошли в алтарь и сняли облачения. Глава XII. Москва. – Обед у патриарха Никона. Появление на обеде людоедов. Их обычаи. Разговор с нимии Никона и угощение их. Мы вышли и отправились с патриархом в его келлии, где был накрыт обеденный стол, а посредине, по их обычаю, стоял стол с серебряно-вызолоченными большими и малыми кубками и вокруг него стольники, к тому назначенные. Для патриарха Никона был поставлен отдельный стол на переднем месте 403 , а другой близ него для нашего учителя, еще один для сербского, четвертый для архиереев, архимандритов и для нас; для прочих же приглашенных был накрыт стол по окружности столовой палаты. Оба патриарха помолились над трапезой. Принесли Панагию в чудесном серебряно-вызолоченном сосуде и прочли над ней молитвы; они и мы взяли от нее и затем сели. Пришел один из анагностов, поставил посредине аналой и начал читать по большой книге громким голосом (и читал) с начала до конца (обеда). Посох патриарха (Никона) держал другой анагност подле него; посохи же нашего учителя и сербского держали насупротив них. Затем патриарх выпил три кубка и поподчивал нашего учителя и нас, прежде чем принялись за еду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010