6. «Палестинские штаты»: Указ императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1735 года//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 47–53. 7. Памятники Романовского Иерусалима. К 160-летию со дня рождения основателя и первого председателя ИППО великого князя Сергия Александровича//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 55–144. 8. Письма секретаря ИППО В. Н. Хитрово к профессору Санкт-Петербургского университета И. В. Помяловскому (1881–1899)/Подгот. текста Р. Б. Бутова, Н. Н. Лисовой, И. Ю. Смирнова; предисл. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 147–201. 9. Неизвестные документы экспедиции ИППО под руководством Н. П. Кондакова (1891)/Подгот. текста и предисл. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 202–219. 10. Время О. Г. Пересыпкина. Документы РПО при АН СССР (1989–1992) и ИППО (1992–2000) (Продолжение)/Сост. и коммент. Н. Н. Лисовой//Православный Палестинский сборник. Вып. 113. М., 2017. С. 223–243. 11. Россия граничит только с небом (В 1917 году большевики отменили религию и взамен дали высокую идею)//Учительская газета. 2 мая 2017 г. 12. Архимандрит Антонин (Капустин): наследство и наследие//Православный Палестинский сборник. Вып. 114. М., 2017. С. 15–23. 13. Империя и Церковь в истории России: духовные основы политики, национальной безопасности и русского присутствия в мире (Х VIII – начало ХХ вв.)//Историческая память и российская идентичность/Под ред. В. А.   Тишкова и Е. А.   Пивневой. М., 2018. С. 70–97 (в соавторстве с Л. В. Мельниковой, А. В. Назаренко, И. Ю. Смирновой). 14. Сергий Александрович (орфоэпический этюд)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 31–46. 15. Под знаком Тавифы: к 125-летию освящения Русского храма в Яффе//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 125–155. 16. С Шулхан-Арухом к Святому Гробу (Рецензия на книгу: Король М. Храм Гроба Господня. М., 2013)//Православный Палестинский сборник. Вып. 115. М., 2018. С. 399–403.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968878/

Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские В греческой церкви, конечно, издревле существовали полные месяцесловы или святцы, которые служили основанием месяцесловов при евангелиях, апостолах, уставах, равно и прологов; таков, например, сирский месяцеслов 411–412 г. Вероятно, полные греческие святцы вытеснены прологами, в состав которых они взошли. В Румянцевском московском музее есть месяцеслов ( Μηνολγιον) греческий – святцы афонские (севастьян. 2) с годом 1323, но это ничто иное, как синаксарь иерусалимского устава, и святые в них с тропарями и кондаками 403 . В славянских землях едва ли и существовали в древности отдельные полные святцы. По крайней мере не дошел до нас не только ни один экземпляр таких святцев, если они существовали, но на них нет и намека в древних славянских памятниках. По всей вероятности, славяне довольствовались первоначально месяцесловами, находившимися при богослужебных книгах: евангелиях, апостолах, уставах и т. п., и прологами. Из древнейших святцев отдельных пришлось нам видеть экземпляра три, которые можно отнести к XV веку, судя по письму. Два из них суть ничто иное, как синаксари из иерусалимского устава, только в отдельной книжке написанные, и также, как и афонский, с тропарями и кондаками. Это святцы белозерские, ныне в петербургской духовной академии 483) и святцы Сергиевой лавры 363). Они самостоятельного значения не имеют и особенностей не представляют. Самое заглавие их: последование церковного пения и собрания вселетнего взято из иерусалимского устава. В типографской синодальной московской библиотеке находятся святцы, относимые по письму к XV веку 1321). На переднем листе позднейшею рукою выставлен год позднейшего события1542. Сии святцы начинаются с марта и состав их отличен от вышеописанных святцев по иерусалимскому уставу. Но они не богаты памятями и особенностей в сравнении с древнейшими их календарными памятниками не имеют, кроме того, что 28 мая показана память пр. Никиты, переславского столпника (вместо 24 числа). Из других русских святых показаны 25 сен. пр. Сергий радонежский, 7 окт. Варлаам хутынский и 12 февр. св. Алексий, митрополит московский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕРИЙ [лат. Venerius] († 408), свт. (пам. зап. 6 мая), еп. Медиоланский. Павлин Медиоланский в «Житии Амвросия Медиоланского» сообщает, что В. был одним из диаконов свт. Амвросия , к-рые поддержали в качестве его преемника св. Симплициана . Ок. 400 г., после смерти Симплициана, В. стал 13-м епископом в Медиолане (совр. Милан) и, по свидетельству блж. Иеронима , активным борцом с учением Оригена . Сохранилось послание папы Анастасия I (ок. 400) к Симплициану и В., где тот извещает епископов об осуждении учения Оригена (Apologia adversus libros Rufini 2. 22). По просьбе Карфагенского Собора 401 г. В. направил в качестве своего представителя в Африку диакона Павлина, автора «Жития Амвросия». Как сообщает еп. Еленопольский Палладий , низложенный в 404 г. с К-польской кафедры свт. Иоанн Златоуст искал поддержки у мн. иерархов Италии, в т. ч. и у В. Палладий также упоминает об ответном послании В. к Иоанну Златоусту (Palladius Vita Ioannis Chrysostomi). Сохранилось и послание свт. Иоанна Златоуста 406 г., адресованное непосредственно В. (Epist. 182). Епископство В. совпало с тяжелым временем для медиоланской церкви, испытывавшей значительные материальные трудности после нашествия вестготов в 402 г. В 403 г. имп. Гонорий со своим двором покинул Медиолан и перебрался в Равенну, что также сказалось на материальном обеспечении города и его церкви. В. был погребен в базилике Апостолов (совр. ц. Сан-Надзаро в Милане), где его мощи покоятся до сих пор. В VI в. христ. писатель Эннодий Тицинский посвятил В. одно из своих стихотворений. (Carmina 2, 79). Католич. Церковь проводила рекогницию мощей В. в 1579, 1894 и 1941 гг. Память В. впервые появляется в одном из милан. календарей в XI в. Ист.: Acta SS. Maii. T. 1. P. 494-495. Лит.: Lanzoni Fr. Le diocesi d " Italia. Faenza, 1927. P. 1018-109; Rimoldi A. Venerio//Bibl. SS. T. 12. Col. 1009-1011. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/150235.html

Емилиан, муч. при Юлиане. Апокрифичные акты мученичества изданы в AASS., июль, IV, 373−376. Память 18 июля. Епифаний еп. Кипрский, † 403 г. (Болланд.). Происходил из финикийской деревни около Елевферополиса. Житие, составленное учениками Иоанном и Поливием, весьма интересное бытовыми подробностями, но содержащее целый ряд явных исторических измышлений (например, крещение Аркадия и Онория Епифанием, по исцелении их сестры, стр. 88) и заимствований из других житий, так, например, чудо с размытыми житницами богача (стр. 92), повторяет чудо Спиридона Тримифунтского. Напечатано у Migne, P.G., 41, 23−112 стр. Память 12 мая. Ефрем Сирин , преп. † 378 г. (Болланд.). Происходил из Эдессы. Подробная обработка сказаний о нём, принадлежащая Метафрасту, издана у Migne, P.G., 114, 1253−1268. Память 28 января. Игнатий патриарх Константинопольский, † 878 г. (Болланд.). Житие, написанное ритором Никитой Давидом Пафлагонским и содержащее подробный, враждебный Фотию, рассказ о придворно-церковных интригах эпохи. Издано у Mansi («Conciliorum amplissima collectio», XVI, 209−292) и Migne, P.G., 105, 488−574. Память 23 октября. Иларион Великий, преп. † 371 г. (Болланд.). Происходил из Газы от зажиточных родителей. Древнее латинское житие блаж. Иеронима, издано в AASS, октябрь, IX, 43 и сл., и у Migne, P.L. 23. Греческая обработка жития, сделанная Софронием (по свидетельству самого Иеронима: Migne, P.L. 23, 755 стр.), издана Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, V 82−137. Память, 21 октября. Илия Новый, мученик, † 795 г. (Лопарев, Греческие жития, 406). Происходил из Илиополиса, жил в Дамаске. Интересное для истории византийской культуры в первые века по завоевании, житие, составленное в X в. (Лопарев, 407). Издано Пападопуло-Керамевсом в «Правосл. Пал. Сборнике», 1907, 42−59. Память, 1 февраля. Ипатий еп. Гангрский, жил при имп. Константии. Происходил из Пафлагонии от бедных родителей. Позднее, риторичное, наполненное классическими реминисценциями, житие (стр. 258, 260:267), рассказывающие о давно ставших преданием чудесах Ипатия (м. пр. чудо с драконом), напечатано в Mνημεα γιολογικ, 251−268. Память 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заботами Блаженнейшего Хризостома построено более 30 новых храмов. Ряд древних храмов и монастырей восстановлен (например, монастыри: св. мученицы Феклы, св. великомученика Пантелеймона, Архангельский и др.). Для пополнения монастырей Его Блаженство привез с Афона молодых иноков–священнослужителей. Его трудами были открыты многие воскресные школы и начали действовать православные организации. Как–то: Христианские кипрские детские лагеря, Христианский союз молодежи и студентов, Христианский союз женщин, Христианский союз ученых, Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос», церковные книжные магазины и т. д. Блаженнейший Хризостом является автором церковно–исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви». Его Блаженство призывает кипрский народ к восстановлению единства Кипра, продолжая миссию своего предшественника — Архиепископа Макариоса. 7. Особо чтимые святые Кипрская Православная Церковь имеет своих особо чтимых святых. Кроме упоминавшихся уже апостола Варнавы и Лазаря Четверодневного, православные киприоты весьма почитают: Аристовула, брата святого апостола Варнавы, одного из 70 апостолов (память 16 марта); Епафраса, первого епископа г. Пафа, апостола из 70 (память 4 января); Тита, ученика святого апостола Павла, родившегося в г. Пафе и там мученически скончавшегося (память 25 августа); Никанора, одного из семи диаконов, родом с острова Кипр (память 28 июля); Сергия Павла, римского проконсула на острове, обращенного святым апостолом Павлом; Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника Первого Вселенского Собора (память 12 декабря)   ; Епифания Кипрского, церковного писателя и защитника Святого Православия (403) (память 12 мая); Неофита Затворника, игумена одного из монастырей Кипрской Православной Церкви, мужественного поборника интересов своей Церкви, церковного писателя (конец XII в.), и многих других. Памяти этих святых празднуются вместе со всей Вселенской Православной Церковью и Русской Церковью, кроме Сергия Павла и Неофита Затворника. 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Заботами Блаженнейшего Хризостома построено более 30 новых храмов. Ряд древних храмов и монастырей восстановлен (например, монастыри: св. мученицы Феклы, св. великомученика Пантелеймона, Архангельский и др.). Для пополнения монастырей Его Блаженство привез с Афона молодых иноков-священнослужителей. Его трудами были открыты многие воскресные школы и начали действовать православные организации. Как-то: Христианские кипрские детские лагеря, Христианский союз молодежи и студентов, Христианский союз женщин, Христианский союз ученых, Корпус душепопечительства о заключенных, радиотелестанция «Логос», церковные книжные магазины и т.д. Блаженнейший Хризостом является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви». Его Блаженство призывает кипрский народ к восстановлению единства Кипра, продолжая миссию своего предшественника — Архиепископа Макариоса. 7. Особо чтимые святые Кипрская Православная Церковь имеет своих особо чтимых святых. Кроме упоминавшихся уже апостола Варнавы и Лазаря Четверодневного, православные киприоты весьма почитают: Аристовула, брата святого апостола Варнавы, одного из 70 апостолов (память 16 марта); Епафраса, первого епископа г. Пафа, апостола из 70 (память 4 января); Тита, ученика святого апостола Павла, родившегося в г. Пафе и там мученически скончавшегося (память 25 августа); Никанора, одного из семи диаконов, родом с острова Кипр (память 28 июля); Сергия Павла, римского проконсула на острове, обращенного святым апостолом Павлом; Спиридона, епископа Тримифунтского, исповедника, участника Первого Вселенского Собора (память 12 декабря) ; Епифания Кипрского, церковного писателя и защитника Святого Православия (403) (память 12 мая); Неофита Затворника, игумена одного из монастырей Кипрской Православной Церкви, мужественного поборника интересов своей Церкви, церковного писателя (конец XII в.), и многих других. Памяти этих святых празднуются вместе со всей Вселенской Православной Церковью и Русской Церковью, кроме Сергия Павла и Неофита Затворника. 8. Современное положение Кипрской Православной Церкви: статистические данные; монастыри; духовное просвещение; положение Кипрской Православной Церкви в стране; организация Церкви; управление; деление на епископские округа; приходы; церковный суд

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Составитель Пролога 2-й редакции дважды соединил вместе памяти разных дней, одну память (освящения церкви Богородицы) убрал совсем, зато добавил одно дополнительное чтение преп. Феодосию на 3 мая и внес четыре новых памяти: преп. Антония, игумена Печерского, исцеления Мартина-мниха, св. Ольги и варягов-мучеников. Единственный текст, который остался почти без изменений – это память св. Владимиру, что само по себе заслуживает внимания. Три жития из Пролога 2-й редакции, св. княгини Ольги, варягов-мучеников и св. Владимира, вошли в сборник смешанного состава – Синайский палимпсест XIII в. Это среднеболгарская рукопись, написанная на пергамене, с которого были смыты теперь не читаемые тексты: греческий (РНБ ОР, Греч. 70), глаголический (Q. п. 1. 64) и кириллический русского извода (Q. п. 1. 63). Изначально сборник включал апокрифы, слова свв. отцов и жития. 401 То, что русские жития скопированы из Пролога, не вызывает сомнений, сохранились даже даты и характерные заголовки. 402 Между сказаниями о русских святых (Q. п. 1.63) и Чудом св. Николы об Агриковом сыне Василии (Q. п. 1.64) было переписано «Слово о мудрости душевной» (начало на последнем листе (Q. п. 1. 63). Часть сборника по-прежнему хранится на Синае в монастыре св. Екатерины. 403 Чудо св. Николы было переведено с греческого и известно в многочисленных русских списках, древнейший: РНБ ОР, F. п. 1.46, XII в. Памяти свв. Ольги, варягов-мучеников и Владимира в Прологе идут практически подряд: 11, 12 и 15 июля. В Синайском палимпсесте нет мучения свв. Бориса и Глеба 24 июля. Но в протографе сказание о них могло помещаться не под 24 июля, днем мученичества, а под днем перенесения мощей 2 мая. Например, в Успенском сборнике XII-XIII вв. «Сказание, и страсть, и похвала святою мученику Бориса и Глеба» вместе со «Сказанием чудес» помещены под 2 мая, а за ними под 3 мая следует житие преп. Феодосия, написанное преп. Нестором. 404 Кроме того, Синайский палимпсест разделен на части, и нельзя быть уверенным, что памяти Борису и Глебу вообще не было в сборнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рус. сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Т. Большакова память Е. отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г. Д. Филимонова указана под 21 февр. и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского.- Э. Ш.), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие» ( Филимонов. Иконописный подлинник. 1874. С. 276). Лит.: Менолог. С. 313, 339, 372; Евсеева. Афонская книга. С. 308; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 6-7, 68-69. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/187408.html

46 Об Исидоре, пресвитере и странноприимце Александрийской Церкви, Палладий пишет, что он «до самой кончины своей не носил льняной одежды, не ходил в ба-ню, не касался мяса, никогда не вкушал пищи до сытости». Юность он провел в Нитрийской пустыне. Исидор Странноприимец был хорошо известен всему Сенату в Риме, куда ходил с Афанасием Великим . Он обладал глубоким знанием Священного Писания и догматов, имел дар умной молитвы и слез. Богатство употребил для Бога, сестер-девиц отдал в обитель. – Прим. ред. 48 Упомянутый Макарий затем стал настоятелем этого монастыря. Не следует его путать с Макариями Великим и Александрийским. 49 Тот же переводчик Кроний (Кронид) рассказывал еще, что Антоний Великий имел в ту ночь, когда отпустил Евлогия с увечным, видение о душах умерших в виде птиц, которых старался не пропустить на небеса великан (см.: Палладий, гл. 24). 50 Имеются в виду гонения при императоре Декии (250 г.– эдикт против христиан) и Валериане (в 257/258 гг.); священномученики епископ Римский Корнелий и епископ Карфагенский Киприан, отказавшиеся принести жертву языческим богам. Священномученик Киприан был в 258 году, после гонения и заточения, усечен мечом. Сочинения и послания этого ревнителя веры полны духа кротости и любви. Блаженный Иероним сравнивал их с «тихим ручьем, с водою, самою чистою и приятною». Память его 31 августа/13 сентября. – Прим. ред. 51 Пещера Павла Фивейского находилась недалеко от Чермного (Красного моря), в ущелье горы Холзим, расположенной на другой стороне той же горной гряды, среди которой возвышается «внутренняя гора» Антония Великого . 52 В некоторых кодексах читается: онокентавр, в иных – кентавр. Плиний свидетельствует, что иппокентавры неоднократно были приводимы в Рим и служили предметом зрелища. 54 Святитель Епифаний, епископ Кипрский, – иудеянин из Палестины, долгое время подвизавшийсчя в Египетской пустыне. В течение нескольких лет был учеником Илариона Великого, предсказавшего ему епископство, если он оставит пустыню. Около 367 года избран, по указанию Божию, на епископскую кафедру г. Саламина. Имел дар чудотворений и пророчества. Скончался в 403 г. на 96-м году своей жизни, погребен на острове Кипр. Память его 12/25 мая. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Однако, когда император стал на сторону монофелитов, Максим, известный своей непримиримой борьбой с этой ересью, удалился от двора, принял монашество и навсегда остался простым монахом, никогда не притязая ни на какие церковные чины. Когда ересь победила на константинопольском дворе, Максим был арестован, его пытали, особенно ставя ему в вину, что он, простой монах, восстает против патриархов. Исповедник отвечал, что если бы даже ангел с небес проповедовал ересь, то он, Максим, все равно отстаивал бы истину. Во второй ссылке, куда был отправлен философ после того, как ему при пытках отрезали язык и правую руку, он умер в возрасте 82 лет. Память 21 января и 13 августа. С. 485. 52 Епифаний Кипрский († 403) – святой архиепископ, сын бедного еврейского земледельца в Палестине, крещен иноком Лукианом. Он жертвовал собой в борьбе за православие против ариан, основал в Египте монастырь, где был сам игуменом, распространил веру Христову среди огне-поклонников персов, участвовал в сане епископа Саламина (367) в Соборах, не щадя себя до глубокой старости. Умер в возрасте 96 лет, похоронен на Кипре. Был сведущим ученым, оставил труды. Память 12 мая. С. 486. 53 Никифор Ксанфопул (XIV в.) – византийский писатель, составил Церковную историю в 18 книгах (период до смерти императора Фоки, 610 г.). С. 486. 54 Патриарх Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970) – тринадцатый Патриарх Московский и всея Руси. Окончил юридический факультет и Московскую Духовную академию, где принял монашество в 1899 г. В 1904 г. – инспектор Псковской духовной семинарии, 1906 – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита, 1913 – епископ Тихвинский, 1921 – епископ Ямбургский, 1926 – архиепископ Хутынский, 1932 – митрополит Ленинградский и Новгородский, 1945 – Патриарх Московский и всея Руси. На годы патриаршества Алексия выпал огромный труд по умиротворению церковных расколов. В 1946 г. окончательно исчезло обновленчество, преодолены многие нестроения в среде русского православною Зарубежья.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010