Литургический дух Востока – это целостное чувство, что все, происходящее в христианской жизни, можно охватить именем литургии. Богослужение не клерикализировано так, как это было сделано на Западе. Тот факт, что оно большей своей частью поется (нет исключительно словесного богослужения, как тихая месса на Западе), делает возможным активное участие всех верующих. Отсутствие скамей и мест для сидения в церквях не способствует пассивному, театральному характеру участия верующих в богослужении. Движение священника по всему храму во время литургии еще больше подчеркивает это всеобщее участие в богослужении. Поэтому Тафт считает, что такое литургическое движение, которое было бы копией католического, Церквам Востока не нужно: Богослужение на Востоке осталось подлинной литургией, или общей и общественной службой всей общины. Поэтому нет необходимости в литургическом движении, которое возвратило бы благочестие народа к истоку, то есть к церковному богослужению. Восток никогда не знал отделения духовности, теологии и экклезиологии от литургии и последствия этого – искажения благочестия в сторону индивидуализма, находящего свое выражение в частных молитвах, медитациях и благочестии, которые противопоставляются недоступным, клерикализированным общественным богослужениям 636 . С другой стороны, не следует отвергать тот дух, который принесло это движение. Это дух свободного отношения к литургическому преданию, к существующим формам и видам богослужения, которые не являются ни идеальными, ни совершенными, и которые всегда должны быть лучше и качественней. Эта свобода всегда направляется и руководствуется верностью духу предания, внутренней логике и смыслу службы, но при этом она не перестает быть тем, чем в сущности и является, – возможностью легальной и легитимной интервенции в структуру и основные элементы службы. Поэтому Тафт пишет: Общеизвестна истина, что история литургии, по сути, рассказ о литургических изменениях, вместо того, чтобы вызывать у нас смущение, в действительности представляет собой источник свободы, – свободы, которая была испытана в недавних литургических реформах на Западе, и свободы, которая так же, я думаю, необходима Церквам, унаследовавшим византийские Святоградские обряды Страстной седмицы 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это учение дошло до того, что созерцание по значению отождествлялось с причастием Святых Таин 96 , что привело к установлению в 1264 г. особого праздника – Corpus Christi 97 . Харпер сообщает, что процессия праздника Corpus Christi становится высшей точкой богослужебного года как выражение горячего народного благочестия 98 . Дары хранились в особом устройстве – остенсории, а переносились и выставлялись в монстранции (дарохранительнице). Развился обычай выставления Святых Даров, завершаемый благословением Святыми Дарами до и после литии, во время мессы, а затем и в течение дня. Во время столкновений с протестантами эта практика представляла своеобразное исповедание веры, поэтому Corpus Christi был одним из самых популярных праздников 99 . В период позднего средневековья появляется и особое место для Святых Даров – табернакулум (шатер), покрытый шелком. Янсенисты были противниками этого культа; иезуиты, напротив, очень горячо его поддерживали и способствовали его возвышению. Вместе с шатром явился и особый престол для выставления Даров, так что алтарь часто оказывался на втором плане. Месса стала преимущественным временем поклонения Святым Дарам. Происходит переход от понимания Евхаристии как приношения Богу Отцу, благодарения и восхваления Его (и эта Евхаристия потому устремлена к Отцу, представляет собой поклонение Отцу) к концепции Евхаристии как обряда, сконцентрированного на поклонении Святым Дарам (Телу Христову) 100 . Таким образом, литургическое чувство присутствия Христа становится пассивным, внешним и индивидуализированным. Вместо активного восприятия события Христа (то есть созидания Святым Духом Христа-Организма-Тела-Церкви), присутствующего не только в причастии, но и в харизме крещения и миропомазания и переживаемого в соборном, личном, общинном опыте всех литургических служений, появляется Христос-Царь на престоле, Которому независимо от литургической службы каждый за себя и по своим нуждам поклоняется и молится. Введение такой новой концепции литургического благочестия все же подвергалось определенной критике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лишенные возможности понимать библейские чтения, а также участвовать в литургических молитвах, они начали сами для себя искать и находить новые формы и образы проявления духовности и молитвенной жизни. Особую проблему составляет способ произнесения или пения канона мессы. Как отмечает Элард, в течение VII века было введено тихое произнесение канона. Мотивация этого нововведения проделала интересный путь, – от невозможности для некрещеных слышать священные слова канона 52 до такой же невозможности для верных, подобно тому, как мирянам запрещено прикасаться к священным сосудам. Причины искались в новом охранительном благочестии. Клаузер усматривает причины изменения способа произнесения 53 молитв в обычае служения нескольких частных месс на вспомогательных алтарях, тогда как центральная месса в то же время совершалась на главном алтаре храма. Поэтому священники должны были произносить слова молитв как можно тише, чтобы не нарушать ход главной мессы. Это, с одной стороны, привело к появлению так называемой тихой мессы, а с другой – к тому, что канон начал произноситься тихо, точнее, про себя – даже там, где причин для этого не было. Таким образом, обычай стал общеупотребительным 54 . Архитектурные решения церковных зданий и их внутреннее устройство также подверглись изменениям в связи с новым литургическим благочестием. Тенденцией стало пространственное удаление верных от Святой Трапезы, которая до этого была центром их литургической духовности 55 . Еще Клаузер говорил, что каждый период создает такие здания церквей, какие отвечают его литургическим идеям 56 . Правильно подмечено, что в течение своей истории богослужение имело то архитектурное устроение, которое выражало христианское понимание (курсив мой. -- В.В.) богослужения 57 . Конечно, здесь речь идет о существенных изменениях в совершении и понимании богослужения, а не о второстепенных явлениях. Этот период отмечен значительным расцветом аллегорического толкования литургии, родоначальником которого в то время был Алкуин (†  804) и которое достигло своей вершины у Амалария.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В XVIII веке в барочной Франции также были попытки вдохнуть новую силу в литургическую жизнь верующих. Многие католики во Франции были недовольны положением в Церкви и желали перемен 160 . На эти стремления бросали тень два явления: во-первых, обновление не было достаточно научно обосновано, потому что литургическая наука в то время не имела ни достижений, ни положения и авторитета, которые она заслужит позже; во-вторых, последователи этого движения, к несчастью, были связаны с галликанизмом и янсенизмом. Французские епископы, сохранив весь Ordo Missae (поэтому службы были ошибочно названы неогалликанскими литургиями), заменили римский антифонарий новым, уменьшили число праздников, исключили легендарные жития и т. п. Литургическую реформу удалось провести успешно. Книги были изменены, хотя и без согласия Рима 161 . В XVII веке реформа была начата, а в XVIII веке девяносто из ста тридцати девяти епархий имели новые богослужебные книги. Таким образом, эпоха Просвещения застала Францию в новой литургической ситуации. Это было время расцвета местных епархиальных миссалов, а также попыток развивать литургическую науку, которая облегчила бы пересмотр и реформу литургической литературы 162 . Прилагались усилия, чтобы вернуть проповеди и причастию их подлинное место. Уделялось внимание правильной организации общины верующих – церковный приход становится тем самым местом, где осуществляется жизнь общины 163 . Ситуация усложнилась, когда в 1790 году революционный режим силой изменил епархиальные границы во Франции. Тогда в некоторых епархиях стало употребляться несколько различных миссалов, что привело к своеобразному «литургическому хаосу» 164 . 22 Обряд города Милана был связан с именем Амвросия Медиоланского как одного из самых значительных литургических писателей и редакторов в рамках этого обряда (Liturgies//NDLW; Principles, 50; Davies. A Short History, ID). 25 Обряд был связан с Испанией, точнее с городом Толедо (Liturgies//NDLW; Principles, 53; Adam, 38). 28 Название «григорианский сакраментарий» в данном случае может означать: а) ранний доадриановский сакраментарий; б) сакраментарий VIII в. (гибрид ревнейшего сакраментария Геласия и григорианского сакраментария VIIb.); в) сакраментарий Адриана с дополнениями Алкуина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

30 Сакраментарий Геласия – это литургическая книга, авторство которой ошибочно приписывалось папе Геласию. В действительности, ее основа – сочинения римских пресвитеров. Существует два вида этого сборника молитв: первый и старейший – сам сакраментарий Геласия, который сохранился в одном экземпляре (Codex Reginensis 316 в Ватиканской библиотеке), и Новый сакраментарий Геласия. Это книга римского происхождения, но рукопись ее появилась во Франции ок. 750 г. Он был дополнен большим количеством галликанских элементов. Священники, приезжавшие в Рим в начале VIII в., привозили оттуда в королевство франков много литургических книг. Среди них был этот пресвитерский сакраментарий, а также папский григорианский сакраментарий. Гибридом их и стал Новый сакраментарий Геласия, котрый сохранился в нескольких экземплярах, среди них самая известная рукопись – St. Gall 348, написанная ок. 800 г. в Сент-Галле (Hope, 225–226) 33 Алкуин был наиболее значительной фигурой литургической реформы Каролингов, ее spiritus movens (движущим духом. – Прим. пер.). Он родился ок. 732–735 гг. и получил образование в кафедральной школе в Йорке, в Англии. В 781 г. он знакомится с Карлом Великим и становится ведущей фигурой франкского двора, королевским учителем и советником. Помимо работы над литургическими текстами, Алкуин писал стихи и агиографические сочинения. Он так и не стал монахом и имел только диаконский сан. О деятельности Алкуина по пересмотру сакраментария, а также о том, какие дополнения он внес, см.: Deshusses, 7–13. О самом Алкуине см.: Alcuin//NCE; Dix, 578–580. 36 Шаги-Бунич, ссылаясь на исследования Юнгмана, указывает, что франкские переписчики и богословы изменили классический текст римского канона, где говорится о роли мирян в евхаристическом служении. В том месте, где о мирянах говорилось как о «всех, здесь предстоящих, которые приносят Тебе это жертвоприношение хвалы», появились слова: «за которых мы Тебе приносим, или которые приносят Тебе». Таким способом была выражена клерикальная концепция литургической службы, в которой не находилось места активному служению мирян; им отводилась лишь роль зрителей и получателей плодов Евхаристии (Jungmann. Missarum sollemnia. 106; Šagi-Buni, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом курия приобрела право беспрепятственного и абсолютного суда по вопросам литургической жизни Запада. Это, с другой стороны, стало концом периода независимости и свободы епископов в том, что касалось решения конкретных литургических проблем в их епархиях 138 . Раньше право решения по литургическим вопросам принадлежало местному епископу или руководителю определенного ордена 139 . В чем состояла цель этой реформы, и какими были ее методы? Тридентская реформа ориентирована не вперед, а назад. Не было намерения создать новые богослужебные книги, но решено на основе существующих печатных изданий миссала, сверенных с рукописями Ватиканской библиотеки, создать самый точный вариант того, что, исходя из предания, рассматривалось в качестве правильной версии службы Римского обряда. Основной мотив этой реформы был – возвращение к преданию Римской Церкви 140 . Другой целью реформы было единообразие обряда во всем католическом мире. Эта задача, конечно, способствовала появлению особого свода правил о том, как необходимо совершать службы, то есть кодификации до этого более или менее свободных и открытых местным влияниям богослужебных стилей разных стран. Поэтому в начале миссала напечатаны Общие рубрики, а также Ritus servandus in celebratione missae, автором которых был Жан Буркар 141 . Как и многие западные исследователи истории литургии, Руйар считает, что Тридентская реформа была преимущественно научной, технической, но недостаточно пастырской 142 . Другие историки и литургисты, в основном соглашаясь с этим заключением, находят оправдание такому образу действий. Причины – двояки. С одной стороны, недостаточное знание литургики и литургического богословия не позволяло распознать реальные проблемы в жизни Церкви (пассивность мирян в богослужении, искажение общинной природы литургической службы 143 и т. п.). С другой стороны, в действиях отцов Собора видят мудрое дистанцирование от протестантских реформаторов с их стремлениями, вносящими растерянность в среду верных. В. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грамота напечатана, между прочим у Новаковича, («Законик Стефана Душана цара српског. 1349 и 1354. У Биограду 1870 г.», введение XXV стр.). 23 Предполагают, что акту коронации царя 16 апреля (в первый день Пасхи) неделею ранее предшествовало возведение архиепископа в Патриарха, которое совершилось, следовательно, в неделю Ваий. Сретькович, Ucmopuja, II, стр. 520. 24 Мы не имеем пока подлинного текста произнесенной Патр. Каллистом «анафемы» на Душана со «всем его народом сербской земли», но уцелевший, по-видимому, в отрывке славянский перевод патриаршей грамоты отлучения проливает свет и на самые причины отлучения, которые разъясняются также в других греческих документальных источниках, приводимых ниже. Вот славянский отрывок текста этой грамоты, который мы перепечатываем из брошюры г. Сретьковича: «Краль Вукашин убио цара Уроша» (Београд 1881): «Божиею милостью. Мы Калисть архиепископ вселенскии патриархь извьствоуем со всем синодомь нашеиа великиа католическииа апостольскииа црьквы со дозволением цариа нашего кир Андроника юнаго и со вес синглитом его, иако во наше православие иависе от западныиа Миссии неправедныи и хищныи царь срьбскаго народа Доушан силныи единомысленикь западныиа црькве... Подстрека его злоба и гордость да пакости нам дееть, нашы бо епископы из Фессалию и всю Македонию до Иллирии изгна безчестно, и иави се соупостат нашемоу царьствоу... Повелеваем да боудет «Мара Ната и фри фри» (т. е., по замечанию г. Сретьковича, это – форма «проклятия» у евреев, ср. Гал. 1:8 ) с всем его народом сербскииа земли во леть от Адама 866» (т. е. 1352). См. 33 стр. Г. Сретькович (в соч. «Ucmopuja», II, 520, прим.), возражая против суждения проф. Флоринского (Южные славяне и Византия II, 128) о незаконности («с юридической точки зрения Восточной Церкви» и пр.) Душанова поступка «самочиннаго» провозглашения Патриаршества и основываясь на вышеприведенной грамоте Патр. Каллиста и ниже печатаемом ответном на нее письме Грачаницкого протопопа Евфимия, говорит, между прочим, что «Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Священник должен произносить тексты молитв внятно и громко, чтобы их внимательно слушали 540 . Чтение молитв вслух и активное участие верующих в богослужении вытеснило необходимость звонить в маленький колокол во время мессы, тем более при освящении даров 541 . Чтение молитв вслух 542 позднее еще несколько раз было отмечено как правильная практика 543 . Месса – это святая встреча или собрание народа Божия, который собирается воедино, чтобы под руководством священника прославить Господню память 544 . В местной Церкви первенство принадлежит мессе, которую служит епископ в окружении своих священников, прислужников и в которой народ Божий соучаствует своим полным и активным действием 545 . Евхаристия действенна, даже если на ней не присутствуют все верующие 546 . Была отменено различие между читаемой и торжественной мессой. Для любой мессы рекомендовалось пение 547 . Также было рекомендовано, чтобы отдельные части мессы пелись по-латински 548 . Верные должны причащаться хостией, освященной на той мессе, на которой они присутствовали, а не ранее освященными облатками, как прежде 549 . Это выражает, по мнению участника Собора, «единство священника и народа в евхаристической жертве и трапезе». До II Ватиканского Собора существовал и обычай причащения до и после, но не во время мессы, который возник не ранее Тридентского Собора. Различается два типа мессы – с народом и когда присутствует только служащий (Missa sine populo) 550 . Толерантное отношение к этому второму типу мессы является плодом компромисса, и многие комментаторы смотрели на нее как на феномен, который должен отмереть 551 . Нормальная месса – это та, на которой присутствует народ. «Месса без народа, которая, конечно, легитимна, – все же представляет собой исключительный случай» 552 . Missa typica – это воскресная приходская месса с участием священника и низшего клира, а не торжественная папская литургия, как это было в прошлом 553 . Церкви теперь устроены таким образом, что алтарь отделен от стены, чтобы было возможным служение лицом к народу 554 . В алтари и далее кладут мощи, но следят, чтобы они были подлинными 555 . Хлеб для причастия – пшеничный и пресный и должен выглядеть как настоящий хлеб «для полноты знака» 556 , чтобы он действительно преломлялся и чтобы как можно больше людей причастилось от одного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не диво, что они и бывают иногда тут. Помимо Марка, их могут заносить сюда и птички, у коих водятся, конечно, по углам башни и гнезда, свидетельствуемые кучами помета. Что ни Марку, ни коню его не страшно тут жить одним, это понятно. Но как белорукий Кралевич выносит всю отвращающую неприглядность своих одичалых палат, вот этого не смекнула неприхотливая славянская фантазия, создающая своих богатырей по образу своему и по подобию. Можно было ещё выше карабкаться к остаткам самой выспренной круглой башни. Но для этого следовало бы не показывающемуся хозяину прислать нам в подмогу своего «Шарца». Всё равно, стоит же так себе даром где-то там, и ест краденый ячмень! Поговорил бы подольше о славном витязе древности на тезоименитом ему месте, но другой крылатый конь, только не Шарц, а разве schwarz, т.е. мрак ночи заставлял нас спешить возвращением восвояси. Спускаться было, хотя тоже опасно, как и подниматься, но зато дышалось легко. Мы взяли другое направление к «висячему камню», которому сказано было: стой, в тот самый момент, как он, летя сверху, готов был ринуться со стремнины и убить там неосторожного пастуха, и он повис, и висит до сего дня! А пастух продолжает внизу на поляне пасти своё стадо. Мы его видели, но конечно в двадцатом или тридцатом уже поколении. Что же касается самого камня, то справедливо, что стоит только коснуться его рукою, он и полетит в бездну, но руку-то нужно зиждительную. Часам к 7-ми ночи мы уже опять покоились в своей одае, перебрасываясь замечаниями о совершенном нами подвиге. Кто был Марко со светлым именем и тёмной историей? Когда, где и как он жил, и чем успел стяжать себе посмертную славу? Это был один (старший) из четырёх сыновей узурпатора краля Волкашина или Вукашина, истребившего последний отпрыск владетельного дома Немашей. Сам краль этот властвовал от трёх до четырёх лет, не более. В его державствование не было особенного случая прославиться его детям, в том числе и Марку. После его кончины, с 1371 до 1395 г. Марко был вассальным владетелем Кастории.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: Вавилон всезлобный чести отроков не одоле, и всеярый Ясеновац да не окрадет мя Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: Не неведеши вопля людей Твоих, о, Кротчайше, – вем, яко и молчанию моему внемлеши. Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: О, Каинова семене предивиих сих! О, горькия тем пагубы! О, Твоих, Сердцеведче, судеб! О, долготерпения! Слава: Меры злобы дивия сего не ведает мир, паче же победительныя Твоея десницы, яже в мире ныне пред лютостию того да соблюдет мя. И ныне: Устрашается дивий мученика мироноснаго, паче же Мира нашего – Сына Твоего, Пречистая. Песнь 8 Ирмос: Столп злобы богопротивныя, божественнии отроцы обличиша: на Христа же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот держащаго дланию: егоже вся тварь благословит, славящи во веки. Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: Вотще богопротивною злобою вооружается кнутоименный на тя, шепчуща тому евангельски, еже: делай, чадо, дело Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: О, ушес урезания! О, очес премирных! О, языка молчалива мученика, и по усечении зовуща обуявшу конечне, еже: делай, чадо, дело свое. Благословим: Новою пожираешися жертвою, обаче последнею от сего, не возможе бо всеярый гласу твоему противостати, еже – делай, чадо, дело свое. И ныне: Мати Света, Богородице, приими ходатая о нас Вукашина-мученика, убивающему его тихостию возопившу, еже – делай, чадо, дело свое. Песнь 9 Ирмос: Странствия Владычня/и безсмертныя трапезы на Горнем месте/высокими умы,/вернии, приидите, насладимся/возшедша Слова,/от Слова научившеся,/ егоже величаем. Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: И нраву причастник быв, и слову богоноснаго Игнатия следуя, мучениче, до конца заповедь соблюл еси Небеснаго Отца, еже: даждь ми, сыне, сердце твое. Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас: Да печальником о нас явишися, кровь твою, о, Вукашине, лиеши, Духа исполняешися, в дусе, дерзновенне, Стефанове. Святый мучениче Вукашине, моли Бога о нас:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010