священник Владимир Вукашинович Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Хотя посильный ответ на вопрос, что такое литургическое движение, литургическое возрождение и реформа, является задачей настоящего исследования, все же в самом начале попытаемся дать общее определение этих понятий. Этот шаг необходим, чтобы стало возможным единое понимание используемых терминов. Разные авторы несколькими по сути похожими но порой все же различными способами пытаются определить это движение. Литургическое движение чаще всего рассматривается на основе своей цели, которой является возрождение активного участия 6 верного народа в богослужении Церкви 7 . Это участие должно быть активным, сознательным 8 и плодотворным 9 . Литургическое движение представляет собой своеобразный литургический ренессанс в жизни Католической Церкви, движение к вере, ясно выраженной на практике, другими словами, к сознательному участию в священнодействиях Церкви, участию с пониманием 10 . Оно привело к исключительному возрождению богослужения Церкви и к пониманию того, что богослужение занимает центральное место в церковной жизни и деятельности 11 . Литургическое движение стремилось уберечь образы внешней, сакраментальной религиозности католиков от превращения исключительно в церемонию и область, которая интересна лишь специалистам по теории литургики. Была предпринята попытка взглянуть на богослужение свежим, непредвзятым и живым взглядом, чтобы оно стало адекватным средством выражения личной веры и единства со Христом и членами Его Тела 12 . Литургическое движение было попыткой вновь оживить мертвые кости, чтобы методом, действительно верным преданию Церкви, но в то же время открытым и творческим, решить вопросы и проблемы, которые поставила перед Католической Церковью современная эпоха. Главными среди этих вопросов были следующие. Как привлечь верный народ, чтобы он активно и сознательно участвовал в общественной молитве и богослужении Церкви? Как научить, чтобы в них верные находили религиозные образы, которые в состоянии возвысить и облагородить человеческий характер? Как создать такое чувство братства и единства жизни, которое может сделать христианскую веру живым свидетелем миру и обновляющей силой в обществе? 13

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(Из Степенной книги и 1-го тома Историч. Актов и прибавления к творению Святых Отцев, год 4-й, книга 2-я). Память святого Лазаря царя сербского Царственное житие сего Лазаря Сербского глубоко напечатлелось в сердце его народа, как последний отголосок его независимости, прежде нежели обрушилось на осиротевшую державу Неманичей тяжкое иго Оттоманское. Целый круг народных песен, переходящих из уст в уста в течение стольких столетий, с горькими слезами о погибшем на роковом поле Коссовом, под названием Лазарицы, являет и доселе витязя, как бы живым, пред очами своих единоплеменников. Наши слепые рапсоды поют на распутьях убогого Лазаря евангельской притчи, присного им по его убожеству; бедствующие же Славяне поют своего родного Лазаря, с которым закатилась слава их царства; у тех и у других чаяние небесных благ услаждает горе земной их участи. Но что довольно странно: при такой народности сего имени, не осталось жития Царя Лазаря, хотя и причтен он к лику заступников земли Сербской и ходит народ поклоняться его гробу, в одной из обителей Фрушкой горы, Сербского Афона на берегах Дуная; а между тем житие сына его, Стефана Деспота, равно как и царственного слепца Стефана Дечанского, красноречиво описаны настоятелем Дечанской обители, Григорием Цамблаком, бывшим в последствии Митрополитом всей южной Руси. Мало говорят о его деяниях и современные летописи, повествующие о бедственной его кончине на поле Коссовом, и духовный историк племен Сербских, архимандрит Раич, слегка лишь касается его царствования; и так необходимо прибегать к преданиям народным, чтобы хотя вкратце составить житие сего последнего из независимых державцев Сербских. В житии Уроша, последнего из Неманичей, сына Душана сильного, уже было изображено, как распадалась держава могущественного его отца, простиравшаяся от моря Чёрного до Адриатики и от Дуная до Солуни. Уже стоял Душан пред стенами Царьграда, когда постигла его внезапная кончина. Умирая во всем блеске своего величия, поручил он неопытного сына тому из воевод своих, которого наиболее почитал себе верным, и это был самый неверный. Из трех братьев, любимцев царских, Гойко занимал должность великого Логофета, Углеша был правителем области Браничевской, а старший Вукашин, с титлом Деспота, обладал наиболее пространным уделом от Македонии до Дуная. Ему вверил Душан опеку над юным Урошем и управление царством до его совершеннолетия; но Вукашин, не довольствуясь быть Деспотом, пожелал титла и власти Краля, и слабый Урош сделался бедственным скитальцем в собственной державе.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Были еще два именитые воеводы, из числа тех, между коими разделил свои области Царь Душан сильный, при нем только смиренные правители вверенных им уделов, а после него уже независимые державцы: это был старец Юг-Богдан, родич царский, властвовавший в Акарнании и Эпире, и Князь Лазарь, наместник Придунайских областей Срема. Не из царственного дома Неманичей происходил Лазарь, хотя и был с ними в родстве по женскому колену; он принадлежал боярскому роду Горбляновичей и с детства воспитывался при дворе Душана, которого снискал полную доверенность. Достигнув юношеского возраста, желал он вступить в брачный союз и сродниться с воеводами земли Сербской; сам Душан, как бы предчувствуя царственное его назначение, сблизил его с царским своим домом; он предложил доблестному юноше младшую прекрасную дочь старца Юг-Богдана, Милицу, которой девять братьев Юговичей были славнейшими витязями дружины Сербской. За веселою трапезою после ловли, когда подносил Лазарь заздравную золотую чашу честолюбивому старцу, намекнул ему Душан о нечаянном женихе и тем возбудил негодование братьев Юговичей, которые готовы были обнажить меч против своего владыки за такое предложение, для них по видимому обидное; но старец, отец их, хотя также недовольный предложением царским, удержал гневный порыв сыновей своих и, раскрыв старославные книги, повести временных лет, прозорливо разгадал из них будущие судьбы царства Сербского. Такого рода гадания были в обычае народном. «Дети мои, сказал он, Милица суженая Лазарю, ибо на нем останется царство Сербское». Слово сие решило участь Лазаря. В 1356 году скончался Душан и царством его овладел Вукашин, оставив только титло Царя Урошу. Негодовали прочие правители Сербские, не хотевшие покориться Кралю вместо Царя. Один только Лазарь, верный умершему благодетелю, выступил в поле и разбил Вукашина, но с ним был Урош, прикрывавший тенью своею все его деяния, и дальнейшая брань с Кралем могла бы казаться возмущением против законного Владыки. Лазарь возвратился в свою Придунайскую область и в последствии приютил у себя на время юного Уроша; но уже трудно было бороться с укрепившимся Кралем. Шестнадцать лет продолжалось царствование Вукашина и несчастный Урош пал наконец под мечом его, но правда Божия отомстила убийце. На Коссовом поле совершилось злодеяние и на том же поле было возмездие. Султан Оттоманский Мурат восстал, в 1371 году, мстителем за царственного страдальца. До шестидесяти тысяч Сербов собралось под предводительством Вукашина и его братьев и, казалось, им благоприятствовало счастье: Турки бежали от натиска их дружины; победители устремились за реку Марицу, но там изменила им победа; все три брата: Гойко, Углеша и Вукашин погибли под мечем вражьим. Опустела Сербия и Лазарь заступил место всех властителей осиротевшего царства, ибо он оставался почти единственным властителем в земле Сербской: так исполнились слова Юга-Богдана о своем зяте, что на нем осталось царство Сербское.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ту стара школа, амбуланта, оронули соцреалистички дом културе. „Овде су живели свештеник Саво остатке и супруге у се зове Остатке цркве овде нисмо успели да као што десет дана нисмо успели да убедимо избеглог Србина из да нам покаже пут до овог места и Страх пресудио. Златан одселио се одавде пре 40 година, долазио повремено код након очеве смрти, па и 14. априла дошао до Урошевца да узме нека документа. У рату учествовао, ни био ту, али га Башким Нуха „препознао”, показао прстом на и оптужио га за ратне злочине. Спроведен у посебно чувани затвор код Башким се са Златаном протеклих неколико година, су завршавали за превод породица продала породици Нуха осамдесетих година прошлог века. „О исходу поступка заиста не бринем и сигуран сам да Златан бити здравствено У протеклих шест месеци пет пута оперисан”, каже адвокат А. Човек невин и страх произвело разоран као систематско српског У ропствима, ратовима, и обрачунима овде су, ипак, Од двораца Петрича, српских престоница, отворених и лепих места остало локално становништво, снажно свет приче и легенде, писани извори и су месту дали снажну особеност и у Овде испустио душу цркава и уметности код Срба Милутин а десет година 1331, ту су се сукобили син Стефан Дечански и Душан, српски цар. Одатле Дечански одведен у Звечан и Несигурна времена распада државе, и фатални пораз на Марици 1371, а потом, неколико месеци и смрт цара Уроша, великог дали су много повода да се око исплете легенда. Као у витешком роману, се и и смерност, светост и казна. Одговоре на због чега се догодила пропаст делимично давало а после обнове под Мехмед-пашом и чувари државности и наследници Тако двеста година по смрти, запустело наново извести на позорницу у Светог цара Уроша”. Неуморног путника, брижног чувара цркава, писца и дипломату тргао из сна реченицом: „Зашто ме забораву предадосте?” Та реченица повод за настанак драме у а у Вукашин Уроша, се потом као и места. За те 1594. године каже „да и црквено кубе коначно пало, и пребивалиште постаде и зверима, и пуно беше, се нико бринуо о томе”.

http://pravoslavie.ru/120939.html

27) Стефан Урош, сын Душана. Порядки, созданные Душаном, требовали преемников постоянно столько же из ряду вон сильных, как он сам. Но так как оказался человеком обыкновенной нравственной силы этот же первый его преемник то, вследствие сего, немедленно после его смерти государство распалось на столько же маленьких государств, сколько учредил он наместничеств или деспотий, – оставляя Урошу одно имя царя, наместники вовсе не думали признавать его власти. После двенадцатилетнего жалкого существования с пустым титулом и в качестве простого зрителя взаимных крамол своих деспотов (см. краткое, но достаточно ясное их изображение у Кантакузена в Метог. рор. II, 340, fin.), он лишен был в 1367 г. престола и жизни старейшим из сих последних, носившим при нем, подобно как он при отце, титул короля, по вмени Вукашином или Волкашином. Так как с ним пресекся дом Стефана Немани, то на престол вступил этот его убийца. 28) Вукашин или Волкашин. Правив весьма недолго (с именем только короля, но не царя) и имев власть над удельными правителями не более своего предшественника, он был позорным образом убит в 1371 г., после проигранной битвы с турками, одним из своих служителей (битва была на р. Марице 26 сентября указанного года, см. сербскую летопись в Памятниках Шафар. стр. 72. Сыновья Вукашина, и в числе их совершенно незаслуженно воспеваемый в народных песнях Марко королевич, прежде всех других больших сербских бояр передались туркам и потом постоянно сражались в их полках против своих соотечественников и вообще против христиан). 29)  Лазарь, другой из числа деспотов Душановых, бывший при нем правителем области, составляющей юговосточную часть нынешнего княжества сербского (с резиденцией в городе Крушевце, см. кн. IV, стр. 328). Заняв после Вукашина остававшийся без прямых наследников престол по праву сильнейшего, он владел государством (хотя и приняв царский венец, но и после сего постоянно именовавшись только князем) уже весьма сократившимся в своих размерах, именно – на юго-западе без Зеты или Черногории, на юге не далее как по реку соединенный Дрин и города Призрен и Скопию, на востоке в так называемой Старой Сербии (в местности, которая на юг от юго-восточной границы нынешнего княжества сербского) не далее как по р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Обновленческая иерархия на трех своих Поместных Соборах (1922, 1923 и 1925 года) в определенной степени занимается обновлением богослужебной практики, церковной дисциплины и организации Православной Церкви в России, но делает это неадекватным образом, компрометируя основные принципы, по которым реформа должна была быть проведена. К основным требованиям вышеупомянутого Собора обновленцы добавляют следующее: введение современного русского языка вместо церковнославянского как официального богослужебного языка Русской Православной Церкви, служение Божественной литургии с открытыми царскими вратами, чтобы верующий народ мог лучше слышать и видеть, что происходит в алтаре, требование активного участия верующих обоего пола в богослужении, громкое чтение молитв анафоры и т. п. 740 Вследствие своей общей ahmuмohaieckoй направленности 741 , обновленцы противодействуют и исключительному праву монахов становиться епископами, требуют для вдовых священников права вступления во второй брак, а также децентрализации епархиальной власти и управления 742 . Вопрос календаря не остался незатронутым – вместо старого юлианского был введен новый, григорианский календарь. Основным принципом проведения литургического обновления на II Поместном Соборе 1923 года была объявлена творческая инициатива – стихийное литургическое творчество, которое бы модифицировало богослужения в соответствии с практическими пастырскими нуждами верующих 743 . Литургическая реформа обновленцев не удалась по многим причинам. Во-первых, она была не законной, а узурпаторской. Обновленцы не имели необходимого авторитета для проведения такой реформы (у них не было легального церковного Собора), и народ это знал. Недоставало им и необходимых экспертов по литургике, котрые бы подготовили реформу и позже воплотили бы в жизнь ее результаты. Вместо руководящих указаний и пересмотренных книг действовала свободная инициатива, в результате чего получилась литургическая анархия 744 . Во-вторых, радикальные реформаторские действия, к которым народ не был соответствующим образом подготовлен и которые не всегда были достаточно продуманы 745 , а некоторые из них даже и не нужны, например, реформа календаря, богослужебного языка и т. п., вызвали сильную реакцию народа, который, соблазнившись поступками обновленцев, отказался участвовать в их реформированной церковной жизни 746 . Активное сотрудничество обновленцев с режимом во многом способствовало отрицательному отношению к ним со стороны верующего народа 747 . Вместе с тем, отсутствие организационного единства, следствием чего было и отсутствие единого видения реформы 748 еще больше способствовало окончательному обесцениванию идеи литургического возрождения в жизни Русской Церкви и потере интереса к соответствующей проблематике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Знание всего этого показывает, насколько отодвинута и заслонена несущественным подлинная красота обряда, состоящая не столько во внешнем, сколько во внутреннем, в содержании, во многом скрытом усложненной формой 797 . Богослужебный язык Монахи из Нового Скита в своей деятельности по реформированию литургических служб не обошли вниманием и важный вопрос литургического языка. Гимнография и молитвы, которые они переводили, служат целям благочестия и богословия, они поэтичны и дидактичны. Вследствие этого в процессе перевода большое внимание уделялось тонким нюансам языка и стиля: от точных богословских терминов и выражений до более свободных, поэтических и певучих образов и решений. Переводчики сталкивались с многочисленными проблемами. Прежде всего, дословный перевод текстов оказался совершенно невозможным. Как отмечали они сами, «полная и дословная адекватность перевода неизбежно приводила к нарушению вдохновенности и динамизма источника» 798 . Здесь требовался поэтический язык, а не слепой дословный перевод 799 . Многие тексты, по существу, в полном смысле, вновь были сочинены в процессе перевода 800 . Укорененность в литургической жизни Церкви 801 была существенной предпосылкой этой деятельности. Вопрос литургического языка не решается только на уровне выбора между современным или традиционным языком богослужения. Возникает другая проблема: какой вид современного языка соответствует богослужению Церкви? Должен это быть повседневный, разговорный язык (здесь не имеется в виду вульгарная речь улицы или примитивный язык бульварной прессы), или богослужение следует облечь в некие возвышенные языковые формы? Отцы из Нового Скита ответили на этот вопрос своими переводами. Они полностью отказались от использования того искусственного, мертвого языка, который только расширяет пропасть между молитвой и обыденной жизнью, между духовностью и повседневностью. Истинным литургическим языком для этих переводчиков является тот, который способен передать смысл библейских и святоотеческих выражений, чтобы они были понятны человеку без специального образования 802 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Литургическое возрождение – это одна из важнейших проблем, стоящих перед Православной Церковью... 821 Е. Тимиадис Перед Православной Церковью сегодня стоит серьезная проблема литургического возрождения, которое необходимо провести таким образом, чтобы привести богослужебную жизнь в соответствие с требованиями эпохи, но в то же время не поставить под угрозу основные истины и постулаты православия. Угроза самой сути церковной жизни, опасность обмирщения 822 , по выражению Зизиуласа, нависла над Церковью. Не следует ни бежать от этой опасности, ни закрывать на нее глаза. Напротив, необходимо по-своему ответить на этот вызов, чтобы сохранить свою идентичность без ухода в гетто 823 , ответить новым языком 824 , продолжая жить и передавать свое догматическое богатство. Насколько это в действительности трудно, поймет каждый, кто хотя бы немного углубится в проблематику литургического возрождения. Если исходить из того факта, что литургическая жизнь православных христиан неудовлетворительна, если признать, что литургические проблемы действительно существуют, необходимо установить, кто именно ответственен за их решение. Прежде всего, это – иерархия Церкви 825 . Каким же образом иерархии следует реагировать на эту проблему? Другими словами, кто является компетентным церковным авторитетом для проведения этой реформы? 826 С одной стороны, говорят о необходимости самого широкого институционального подхода, Всеправославного Собора или, по меньшей мере, Поместного Собора для урегулирования изменений в богослужебной жизни 827 , но очень мало делается для того, чтобы осуществить эти инициативы. С другой стороны, появляются локальные попытки литургического обновления, то есть проведение таких изменений на епархиальном, а иногда и приходском или монастырском 828 уровне 829 . Эти старанияприносят свои плоды. Верующий народ большей частью радуется возможности более активно участвовать в богослужении, так что попытки реформирования не могут больше просто игнорироваться, они требуют всеобщего рассмотрения. Этот вопрос, однако, необходимо поставить и рассмотреть в более широком контексте, чтобы решить его соответствующим образом. Причина, конечно, не в привычном единообразии богослужений, которое в действительности было идеалом не православного христианства, а посттридентского католицизма. Еще Йозеф Юнгман правильно сформулировал основную проблему, которую жесткое единообразие создает для конкретных общин:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Внимательный читатель не мог не заметить кажущегося противоречия в высказываниях современных православных богословов. С одной стороны, они настаивают на том, что, наряду с изменениями и искажениями литургического благочестия, понимания литургии и т. п., «основной дух литургии сохранился в ее структуре» 909 . С другой стороны, они указывают на то, что у нас, православных, существует представление и восприятие Евхаристии, на которое «оказал влияние западный пиетизм, разъевший наше богослужение более чем мы когда-либо могли представить». Он стремится лишить нашу литургию ее пасхального и праздничного характера и превратить в средство индивидуального благочестия и психологического раскаяния 910 . Это смешение того, что в духе предания и вне предания, подлинно евхаристического духа и полностью чуждого смыслу литургии характерно для действительности, в которой живем мы, православные христиане. Православный евхаристический этос лучше всего сохраняется в повседневной жизни традиционного православия. Он основывается, а точнее покоится, на многовековом литургическом опыте. Епископ Афанасий (Евтич) неоднократно отмечал, что эсхатологическое чувство и переживание, как и воспитанный этим опытом характер никогда не переставали существовать в практическом, жизненном, истинном богословии, в литургической и аскетической жизни, в исторической судьбе православных народов 911 . Такого же мнения придерживается и Василиадис: В сознании православных вне актуальной богослужебной жизни, в повседневной жизни во многих аспектах порабощенного православия источником этого является то, что главная суть воскресной евхаристической литургии, вопреки чрезмерной символике и ненужным добавлениям, осталась нетронутой в своем общинном измерении (эсхатологическом, но и глубоко историческом, и во многом антипиетическом) и продолжала выражать понимание Евхаристии как первоначально общинного действия которое охватывает мир и творение 912 . Существование подлинного литургического предания, действительной евхаристической жизни дает надежду, что из этого духа и чувства сможет вырасти настоящее литургическое возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Монахи из Нового Скита считают, что реформа богослужения неизбежна; в действительности она постоянно осуществляется негласным образом. Священники на приходах и монахи в монастырях, за редким исключением, совершают свои варианты служб, предусмотренных уставом. Это, следовательно, уже реформированные службы. Однако такой способ развития реформы является неправильным. При ее проведении не следует руководствоваться, как раньше, мотивами прагматического характера, отдельными вкусами или прихотями; необходима целостная, здравая, научная и пастырски обоснованная деятельность 817 . Следует исходить из того факта, что существующие службы далеки от совершенства и должны быть критически пересмотрены. Проблема заключается не только в самих текстах и песнопениях, но и в способе их организации, размещения, то есть в их архитектонике 818 . Обновление никогда не проходило легко – об этом свидетельствует исторический опыт Церкви, как напоминают Новоскитские монахи. Сегодня в православном мире сложилась особенно тяжелая ситуация. Множество внешних и внутренних факторов, влияющих на жизнь Православных Церквей, осложняют долгожданное возрождение и делают его почти невозможным 819 . Но ситуация все же не безысходная: Восточные Церкви особенно неподготовлены для давно необходимого литургического возрождения. Если учитывать этот всеобщий и упорный образ мышления (который противится всякому обновлению. – В.В.), то кажется, что не существует способа, как могло бы возникнуть какое-либо открытое движение к литургическому обновлению. Поэтому лишь отдельные люди и общины, обладая знанием, пониманием и решительностью, могут начать это возрождение. Преданию всегда и везде был присущ непрерывный процесс изменения и приспособления, который порождал различные новые способы выражения и таким образом предохранял источник жизни от полного высыхания 820 . Реформе, которую осуществили отцы из Нового Скита, трудно сегодня дать оценку. Это обусловлено многими причинами. Прежде всего тем фактом, что она еще в процессе, то есть продолжается, развивается и только должна принести свои плоды. Во всяком случае, она – позитивное явление, потому что все же должным образом призывает и сторонников, и противников литургической реформы глубже осмыслить и богословски рассмотреть ее проблематику. Г. Литургическое возрождение в Православной Церкви сегодня

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010