Счет часов в Древней Руси начинался с восхода солнца. Поэтому первый час в зависимости от времени года и восхода солнца по современному исчислению времени мог соответствовать различному времени: с трех часов ночи до восьми часов утра. Так как события происходили в конце ноября, то седьмой час дня в Древней Руси – четырнадцатый час по современному времяисчислению. 115 Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира I, невинно убиенные двоюродным братом Святополком Окаянным. Первые святые Русской Православной Церкви. Михаил Тверской был прямым потомком Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого, Владимира Мономаха , Ярослава Мудрого, равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси, а следовательно, родственником святых князей Бориса и Глеба. 116 Михаил Черниговский (? –1246 гг.), сын князя Всеволода Святославича Чермного, был великим князем черниговским с 1224 по 1234 гг. Несколько раз стоял во главе Новгорода. Боролся за киевский княжеский престол. Во время нашествия Батыя бежал в Венгрию. По возвращении на Русь отправился в Орду, где за отказ исполнять татарские языческие обычаи и стойкое исповедание христианской веры вместе со своим спутником боярином Федором был убит. Причислен к лику святых. По одной из версий (см. прим. 4), мать Михаила Тверского Ксения была внучкой Михаила Черниговского. 117 По мнению В.Б. Виноградова (см. прим. 50), «летописная речка Адежь (Горесть) соответствует реке Ачалук, находящейся в нескольких километрах северо-западнее кочевища Узбека, на прямом пути от Сунженского берега к Маджарам (через Моздок или Нижний Джулат). – Тверская старина, 1996, 14–15, с. 21. 119 «Прежние Маджар, ныне селение Парасковея. В развалинах города Св. Крест, по местному преданию, жили издревле козары – язычники, вытесненные христианами-маджарами, а последние в свою очередь также вытеснены татарами: здесь, говорят, существовали три храма, принадлежавшие помянутым народам, сменившим один другого». – Борзаковский. Указ, соч., с. 333. «Мамай–Маджарский Воскресенский монастырь, близ заштатного города Святого Креста (Карабаглы), Прасковейского уезда, около развалин татарского города Мамай–Маджары. Основан в 1879 г. епископом Ставропольским Германом в память святого князя тверского Михаила, тело которого на пути в Тверь находилось в г. Мамай–Маджарах и здесь прославилось чудесами». – Булгаков С. Н. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – СПб, 1913, частъ II, с. 1535. «Святой Крест, название г. Буденновска до 1920». – Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1192.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бабаево. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь с колокольней Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Бабаево - церковь Михаила Архангела. Построена в 1683 г. на средства Д.Н.Наумова, колокольня пристроена в 1821 г. по заказу князя Д.Н.Салтыкова, трапезная - 1836 г. Пятиглавый храм представляет собой сохранный образец узорочья времен Алексея Михайловича. Село Собинского района, центр одноимённой сельской администрации, в 19 км от г. Собинки и 24 км от г. Владимира. Вблизи села находится памятник истории, так называемая Прусова гора, — место битвы дружины князя Всеволода Юрьевича с войсками его племянника — рязанского князя Глеба Ростиславича. В летописях это междоусобное сражение описано под 1177 годом. Одержав победу в этом сражении, князь Всеволод утвердился на великокняжеском престоле. Он стал известен как великий князь владимирский Всеволод III Большое Гнездо. Упоминание с. Бабаева встречается в документах XVII века. Местные жители считают, что село очень древнее и его название — татарского происхождения, производя, вероятно, название от диалектного «баба», «бабай» — «дед», «старик» во многих восточных языках. В конце XVII века. село принадлежало Дмитрию Никитичу Наумову. В это время в селе было 4 двора церковных служителей, двор вотчинника и 15 дворов крестьянских. Биографические сведения о Д.Н. Наумове скудны. Упоминание о нём впервые встречается в Дворцовых разрядных книгах. При дворе царя Алексея Михайловича частыми были пышные торжества. На царском пире 21 октября 7183 (1674) года, данном всем боярам и двум думным дьякам, отмечено: «у стола стоял крайчей князь Пётр Семёнович Урусов да с ним стольник Дмитрий Никитин сын Наумов». Служба в стольниках была почётной, и хотя род Наумовых не относился к числу высшей аристократии Московского государства, Дмитрий Никитич достиг этого чина. В 7190 (1682) году в том же чине стольника Дмитрий Наумов был воеводой города Владимира, возглавляя военную и гражданскую администрацию города и большого уезда.

http://sobory.ru/article/?object=01758

Статья 3. Как и ст. 16 грамоты Ростислава, содержит привычную для всего периода русского Средневековья морально-юридическую норму в форме проклятия нарушителям санкционируемых установлений. Статья 4. Также содержит духовную санкцию, на этот раз тем, кто лишит церковь выделенных ей десятин и земель, что связано со ст. 16 грамоты Ростислава. Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. Т. 1. С. 216, 221–222. Грамота князя Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю Грамота великого князя Киевского в 1125–1132 гг. Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю под Новгородом Великим – древнейший из дошедших до нас древнерусских княжеских актов. Датируется ок. 1130 г., когда Мстислав находился в Новгороде. Текст грамоты Се аз Мьстислав Володимир сын, дьржа Русьску землю, в свое княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами, и вено во...кое. Даже который князь по моем княжении почнеть хотети отъяти у святого Георгия, а Бог буди за тем и Святая Богородица и всесвятыи Георгии у него то отимает. И ты, игумене Исаие, и вы, братие, донеле же ся мир състоит, молите Бога за мя и за мое дети; кто ся изоостанет в манастыри, то вы тем дължьни есте молити за ны Бога и при животе и в съмерти. А яз дал рукою моею и осеньнее полюдие даровьное, полътретиядесяте гривен святому же Георгиеви. А се я, Всеволод, дал есмь блюдо серебрьно и 30 гривен серебра святому же Георгиеви; велел есмь быти в не на обеде, коли игумен обедает. Даже кто запъртит или ту дань и се блюдо, да судит ему Бог в день Пришествия Своего и всесвятыи Георгии. Перевод текста грамоты Я, Мстислав, сын Владимира (Мономаха. – Переводч.), княжа в Русской земле, велел сыну своему Всеволоду отдать Буйцы монастырю Святого Георгия с данями, вирами, продажами [...]. Если какой-либо князь после меня захочет отнять у святого Георгия, то Бог пусть будет за того (за монастырь. – Переводч.) и Святая Богородица и святой Георгий пусть у него отнимет. А ты, игумен Исаия, и вы, братия, доколе мир стоит, молите Бога за меня и за моих детей; кто останется в живых в монастыре, то вы должны молить за нас Бога и при жизни и после смерти. Дал я собственноручно осенний сбор дани как дар – 25 гривен святому же Георгию. Я, Всеволод, дал блюдо серебряное в 30 гривен серебра святому же Георгию, велел бить в него во время обеда, когда игумен обедает. Если кто отнимет ту дань и это блюдо, пусть судит его Бог в день пришествия своего и святой Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достойный сын Константина, изнуренный подвигами жестокой битвы, скорбию и голодом, был влачим неприятелями до Шеренского леса. Там Татары принуждали его воевать заодно с ними. «О темное и скверное царство, – отвечал Василько, – или мните, вас любя, Бог предаде нас в скверныя ваши руки? Но убо любя нас и дая нам живот вечный. Вижю, – прибавил великодушный Князь, – яко младая память моя железом погыбнет и тонкое мое тело увядает 27 ». Варвары много мучили Василька, наконец умертвили его и бросили тело его в Шеренском лесу 28 . Между тем Ростовский Епископ Кирилл, возвращаясь с Бела-озера, проходил по берегам Сити и в куче мертвых тел искал Георгиева. Он узнал его по княжескому одеянию, взял с благоговением священные останки знаменитого Князя-мученика и привез с собою в Ростов. Туда же привезли тело Василька, найденное в лесу сыном одного священника 29 . Супруга его, дети, Епископ Кирилл и весь народ Ростовский, встретили с горьким плачем тело любимого Князя, и погребли его вместе с Георгиевым под сводами Соборной Церкви. Василько принял венец мученический на 29 году от рождения. Он был искренно любим гражданами. Летописцы хвалят цветущую красоту его, взор светлый и величественный, отважность на звериной ловле, благодетельность, ум, редкие в то время познания, кротость и добродушие в обращении с Боярами. «Кто служил ему, – говорили они, – кто ел хлеб его и пил с ним чашу, тот уже не мог быть слугою иного Князя». Святая Церковь причислила Георгия и Василька к лику мучеников, совершая память их: первого 4 Февраля, а второго 4 Марта. Мощи Великого Князя Георгия в 1240 году, по воле брата и преемника его, Великого Князя Ярослава Всеволодовича, перенесены из Ростова во Владимир и положены в Успенском Златоверхом Соборе, за Архиерейским местом, между стопами. 30 Ростовская область осталась уделом малолетних сыновей Васильковых, Бориса и Глеба, живших в Ростове с матерью, Княгинею Мариею, которая замечательна, как дочь и вдова Князей-мучеников 31 , как юная вдова, посвятившая себя воспитанию своего семейства, не принявши пострижения над гробом супруга, по обычаю Княгинь того времени. Она скончалась 9 Декабря, 1271 года и погребена в Ростове, в основанном ею Спасском монастыре 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех духовных и бедных». Памятником его благочестия служит построенный им и освящённый в 1231 г. величественный Успенский Собор в Ростове и доныне существующий. – Василько, сын Великого князя Константина Всеволодовича, родился 7 декабря 1209 г.; с 1218 г. сделался первым Ростовским князем; участвовал в разных походах и битвах; в 1226 г. он вступил в брак с Марией, дочерью Черниговского князя Михаила Всеволодовича (пострадавшего в орде 20 сентября 1243 г.). В битве с татарами Василько своей беззаветной храбростью обратил на себя внимание варваров; его не умертвили (на Сити), но, взяв в плен, усиленно старались убедить «пристать к их нечестивым обычаям». Василько с презрением отверг их льстивые предложения... вознося молитвы ко Господу, чтобы Вседержитель избавил его от этих плотоядцев, и горячо молился о супруге и о своих юных сыновьях (Борис и Глеб). Татары, ввиду его отказа принять их обычаи, рассвирепели и нещадно убили его в Ширинском (Шеренгском) лесу (в 25 вёрстах от г. Кашина); на месте его мученической кончины в деревне Васильевой построена часовня. Брошенное в лесу тело св. мученика вскоре было взято (благочестивым Адрианом) и скрыто в потаённом месте. Вскоре, узнав о страдальческой кончине своего супруга, княгиня Мария Михайловна перенесла его тело в Ростов, где, по совершению отпевания Епископом Кириллом 2-м, было погребено в Успенском Соборе... В Воскресенском Соборе в г. Кашине находится древняя местно чтимая икона Нерукотворного Образа Спасителя, по преданию, принадлежащая св. князю Васильку. – Его тело, говорят, находилось (как нетленное) «на вскрытии». Супруга его Мария скончалась 9 декабря 1271 г., Церковного празднования князю Васильку не установлено. На иконе «Собор Тверских Святых» он изображён молодым и красивым, с открытой головой, в латах; на нём накинут белый плащ, в правой руке его меч. (Месяцеслов Русских Святых, 4 марта, стр. 30–32). 7. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Третий и любимый сын Чингиз-хана, Угедей, став великим ханом, решил в 1235 г. выполнить завещание отца о завоевании всего света. Во главе армий, двинутых в Европу, был поставлен внук Чингиз-хана, сын Джучи, Батый, повелитель Кипчака. Сначала завоевана была в 1236 г. Камская Болгария. В конце 1237 г. татары вторглись в самое южное княжество – Рязанское. Захвачена была Рязань, позднее Коломна, Москва. В. кн. Георгий Всеволодович удалился с ратью за Волгу и сосредоточил силы на р. Сити (в буд. Моложском у. Ярославской губ.). В Москве татары захватили сына вел. князя, Владимира, и умертвили его под стенами осажденного ими затем г. Владимира. 8 февраля столица была взята. Во время краткой осады все понимали, что отклонить неминуемую гибель нельзя. Епископ Митрофан убеждал встретить смерть без трепета. Сердца всех обратились к небу. Другой сын в. кн., Всеволод, с супругой, бояре с женами желали принять страдальческую смерть в иноческом образе. Владыка исполнил их желание. Стены города были пробиты, кн. Всеволод зарезан; многие из семьи великокняжеской, бояр и народа затворились с епископом Митрофаном в соборном храме. Святитель молился с ними и за них: «Господи! простри невидимую руку Твою, и приими души рабов Твоих с миром». Татары сперва зажгли храм, потом ворвались в него. Одни задыхались в пламени, другие пали от меча врагов. В. кн. Георгий, узнав о гибели семейства и сожжении 14 городов княжества своего, молил Господа даровать ему терпение Св. Иова. 4 марта 1238 года татары обрушились на русский стан. В битве на р. Сити русские были разбиты. Великий князь погиб в бою. Позднее, в Шеринском лесу, вблизи Кашина, татары сразились с племянником Георгия, Василько Константиновичем Ростовским, и взяли его в плен. «Красавец лицем», пишет о нем летописец, «с очами светлыми и грозными, он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. В нем мужество соединено было с умом и правдивость со знанием. Он был сведущ, на все способен. Это был отец и кормилец сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцем для всех бедных». Татары преклонились перед величественным видом пленника, знали его мужество. Они предложили ему променять верность христианству на дружбу Батые, признав их нечестивые обычаи. «О, темное царство!» ответствовал им князь, «не разлучить тебе меня с Христом моим, как ни тяжело бедствие мое. Он предал нас в ваши скверные руки, любя нас и даруя нам жизнь вечную. Есть Бог , и ты погибнешь, когда исполнится мера злодеяний твоих; взыщет Он кровь верных Своих». Истомленный голодом, князь молил о спасении близких сердцу его и благодарил Бога, что умирает, в цвете лет, смертию, достойною христианина. Татары мучили и свирепо умертвили его. Церковь причислила к лику Святых вел. кн. Георгия и князя Василько.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Память святых мучеников Адриана и Еввула Святые мученики Адриан и Еввул были родом из города Ваннии [ 1 ]. Горя любовью к исповедникам Христа, они отправились в город Кесарию [ 2 ] и там по их речам и непорочности их жизни узнали, что они — христиане. Посему они были схвачены и приведены на суд к начальнику области Фирмилиану. По повелению последнего их били по плечам и ребрам и подвергли другим, еще более жестоким мучениям с целью принудить их к отречению от Христа. Но так как они остались твердыми в своей вере, то Фирмилиан и бывшие при нем пришли в ярость, и было решено бросить святых на растерзание диким зверям. Блаженный Адриан брошен был первым. Схваченный львом, он мужественно вступил с ним в борьбу, после чего ему отсекли голову мечом. Святого же Еввула пытались еще склонить к отречению от веры различными увещаниями и прельщениями, но он остался непреклонным, а потому и его бросили зверям. Он также вступил в борьбу со львом и скончался, усеченный мечом, подобно святому Адриану. Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского [ 2 ]. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве [ 3 ]. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей — Андрея и Романа [ 4 ]. В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Внучка знаменитого святого Мстислава Ростиславича Храбраго, дочь праведного Мстислава Мстиславича Удалого, великая княгиня Ростислава (в крещении Феодосия) была супругой великого князя Ярослава Всеволодовича, первого великого князя, занявшего престол уже под игом татар. Вскормив большую семью и деля с супругом страшное общерусское горе, гибель родных князей, скорбь подневолья, она пережила еще ужасное горе: смерть старшего, любимого сына в цветущей молодости. Покорно приняла она этот крест, говоря: «Ты, Господи, дал; Ты и взял. Да будет благословенно имя Твое». В конце жизни постриглась она с именем Евфросинии и по кончине (4 мая 1244 г.) схоронена близ сына в соборной церкви Юрьевского новгородского монастыря. Князь Феодор Ярославич славился удивительною красотой внешнею и возвышенною душой. По воле отца, он уже должен был вступить в брак. Уже готова была невеста, созваны князья и вельможи, как вдруг напала на жениха внезапная болезнь и, вместо свадебного пира, пришлось положить его в гроб (5 июня 1233 г.). Народ плакал вместе с родителями. Летописец в таких словах отмечает это событие: «Преставился князь Феодор, сын Ярославль вящший, и положен бысть в монастыре святого Георгия (Юрьевъ), и еще млад, и кто не пожалует сего? Сватба пристроена, меды уварены, невеста приведена, князи позвани, и бысть в веселия место плач и сетование за грехи наши». Когда в 1614 г. шведы взяли Новгород, они вынули гроб святого князя Феодора из земли и открыли его. Митрополит новгородский Исидор перенес гроб в Софийский собор. Мощи оказались не только нетленными, но от них совершались и многие чудеса. Он почивают открыто в серебряной раке… Этот князь был старший брат св. Александра Невского. В Переяславском соборе почивают нетленные мощи св. Андрея, князя смоленского (XIII b.). Св. Петр и Феврония Муромские. Великий князь Константин Всеволодович Полна необыкновенных обстоятельств была жизнь святых супругов князей муромских. Младший брат удельного князя муромского, Давид, в молодых летах тяжело заболел: все его тело покрылось струпьями. В той стране славилась красотой и умом дочь пчельника, именем Евфросиния. Она вылечила его мазью. Князь в радости дал обещание жениться на ней. Но потом, как прошла первая радость, он раздумал, находя, что неприлично ему жениться на девушке столь незначительного происхождения. После такого решения болезнь снова напала на него, и Евфросиния опять излечила больного. Тогда Давид женился на ней. Пришло время — он стал после брата наследником престола Муромского. Но бояре муромские объявили ему: «Твоя жена оскорбляет своим происхождением наших боярынь; или отпусти ее, или уходи из Мурома». Хорошо поступил тут князь — он решил лучше остаться верным супруге, с которою был венчан пред алтарем и которая столько сделала для него, чем без нее пользоваться властью, и ушел из Мурома.

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

XVI) Владимир II Андреевич Храбрый – Донской, второй сын Андрея Ивановича, первого удельного князя Серпуховского и князя Боровского (родил. 1327 года 4 июля, † 6 июня 1353 года) и княгини Марии (в иночестве Марфы † 1390 г.); род. 15 июля 1853 г., с 1358 г. князь Серпуховский; в конце 1371 г. вступил в брак с великой княжною Еленою (в иночестве Евпраксиею, умершею в 1437 г.) Ольгердовною Литовскою, имел детей, князей: Ивана (род. 1381 г. † 7 октября 1423 г.) Серпуховского, Симеона Серпуховскаго Боровского (женат с 1404 г., в иночестве Савва, † осенью 1426 г. от моровой язвы и погребен у Троицы), Андрея Большего (род. ранее 1388 г. и † до 1405 г.), Ярослава Афанасия Серпуховского – Малоярославецкого (род. 18 января 1388 г., умер 16 августа 1426 г.), Феодора (род. 26 января 1389 г. † до 1405 г.), Андрея меньшего и Василия; в 1405 г. по договору с Великим Князем Василием II Димитриевичем Московским, вместо г. Ржева он получил «в удел и в вотчину» г. Углич с путями, пошлинами и селом Золоторусским (Золоторучьем); † 12 августа (как значится на его гробнице), иные 4, или 14 мая 1410 г. и погребен в Московском Архангельском соборе. XVII) Андрей II Владимирович меньшой (князь Серпуховско-Радонежский), шестой сын Владимира II Андреевича Храброго Донского, князя Угличского и княгини Елены Ольгердовны Литовской; род. 1393 г.; в 1410 году получил в свое владение: г. Радонеж (в области коего была Троице-Сергиева лавра) и, вместе с братом своим князем Василием Владимировичем, г. Углич «на полы» (по полам) с селами, со всеми станами и пошлинами; женат был на дочери боярина Ивана Димитриевича Всеволожского и имел от нее одну дочь, неизвестную по имени, которая в 1429 г. или 1432 г. выдана была в замужество по смерти отца, дедом своим, боярином И. Всеволожским за Василия Юрьевича Косого, князя Звенигородского (Великий Князь немного спустя после 1410 г. отнял г. Углич у Андрея и Василия Владимировичей и отдал его своему младшему брату Константину Димитриевичу. 16 В 1425 г. 27 февраля Великий Князь Василий II Димитриевич умер и Углич снова достался Владимировичам). Андрей Владимирович † от морового поветрия 5-го ноября 1426 года, приняв монашество (с именем Саввы?) и погребен в Троице-Сергиевой лавре 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь чтит память мученика Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора 3 октября, 2019. Новостная служба В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». 3 октября. ПРАВМИР. Церковь чтит память мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев. Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного († 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (память 4 февраля), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила. Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов. Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица – их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224–1233). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010